Погребальные обряды цыган. Похороны у цыган

Витальные, полные радости жизни цыганские надгробия до сих пор вызывают у многих жителей постСССР недоумение или даже неприятие. В основе же оформлений этих надгробий лежит верность дохристианским и доисламским традициям - культ предков и радости загробной жизни. Прах их родственников исчезнуть не может - отсюда похороны в могилах, уложенных кирпичом, а также витальные надгробья. Эти надгробья - в нашей фотогалерее.

О жизни цыган, североиндийском племени, в Европе написано много. Вот, как до XV века цыгане были бродячими ремесленниками, в основном кузнецами, но мощные гонения почти по всей Европе (кроме Испании, Османской и Российской империи) сделали их нацией-изгоем.

Изучение традиций цыган из-за неприятия чужаков и отсутствия письменной культуры началось поздно, с конца XIX века. Одна из интересных традиций - это похоронный обряд. Отношение у этого народа к смерти своеобразное - это одновременно и боязнь, практически отвращение к "грязному" процессу умирания и при этом крайнее почитание усопших. Казалось бы, это невозможно, но этот народ соединил вместе две этих противоположности. Тело покойного это- часть культа предков, поэтому похороны у цыган традиционно богатые, иногда дети несколько лет копят средства на похороны родителей, которые в ту пору ещё живы и здоровы. Обязателен и памятник из дорогого камня с портретом усопшего во весь рост.

Вещи умершего считаются нечистыми, поэтому их спускают под землю вместе с телом покойного. По тому, какие вещи лежат в могиле, судят о богатстве ушедшего в мир иной. Иногда родственники даже докупают и кладут в могилу новые вещи, которых никогда при жизни у покойника не было. Причем они расставляются, как в комнате, чтобы все видели, как хорошо жил усопший. Это чем-то напоминает погребение древнеегипетских фараонов.

Похороны у цыган обычно вызывали большое удивление у представителей другой культуры. Вот как в одном из своих рассказов описывал в 1970-е годы цыганские поминки писатель Владимир Войнович:

Как-то утром я вышел из нашего домика и увидел странную картину. Белая лошадь, погоняемая цыганским подростком, носилась кругами по пустырю, таща за собой телегу с чем-то белым, похожим на гроб.

Подросток весело крутил кнутом, видимо, развлекался. Подивившись этому представлению, я ушёл на пляж, а когда вернулся, увидел, что на пустыре кипит работа. Цыгане навезли доски и сначала сколотили настил, потом натянули поверх настила палатку, большую, на несколько сот человек, и протянули туда электричество. Вечером в палатке собрался народ, и духовой оркестр (как я узнал потом, заказанный и привезённый из Риги) грянул советские песни и марши. "Катюша", "Смуглянка-молдаванка", "Синенький скромный платочек". Мне стало любопытно, что бы это значило, я взял с собой Пашу, мы подошли к палатке и заглянули внутрь. Ярко светили под потолком свисавшие одна за другой голые лампочки. Два ряда длинных столов ломились от выпивки и закуски. Цыгане в хороших костюмах и галстуках и цыганки в ярких шелках - одни сидели за столами, а другие между столами кружились в вальсе, потом пустились в пляс. Наше появление в дверях было замечено. Я видел, что кто-то кому-то что-то сказал и показал на меня кивком головы. Тут же появилась старая цыганка в цветастом платье, держа в одной руке стакан водки, в другой - солёный огурец.

Дорогой, выпьешь с нами? - обратилась она ко мне.
Протянула мне водку и огурец.
- Извини, что не приглашаю в палатку, места нет.
- Ладно, - пришлось мне согласиться. - А что вы празднуете? За что я должен выпить?
- Выпей за упокой, - сказала она. - У нас девочка умерла. Тринадцать лет. Мы её провожаем".

"Мы подошли к могиле, а вернее к склепу. Цыгане хоронят своих покойниках не так, как остальные. Они выкладывают могилу изнутри кирпичом, ставят в неё гроб и сверху кладут бетонную плиту. В склеп вместе с останками усопшего могут, словно в древнем Египте, класть какие-то вещи, ковры, бутылки с вином.
Гроб поставили на возвышение, вдова стоит на коленях и продолжает вопить душераздирающим криком: - Кормилец, на кого ты нас оставил?!

Наклоняюсь к женщине и тихонько спрашиваю: - Ты ещё долго? Мне бы послужить. Крик на мгновение прекращается, и я слышу в ответ: "Ещё минуты полторы". Ладно, подождём.
Крик оборвался так же внезапно, как и начался. Вдова быстро и по-деловому уложила в гроб несколько свёртков. В одном, как мне показалось по форме, было спиртное, а что в других, я так и не разобрал".

Похороны у этого народа весёлые, и больше похожи на день рождения или свадьбу. Гости пляшут, поют и радуются, чтобы покойный ушёл в мир без слез, нужды и страданий. Очень часто на погребение родственники приглашают оркестр, но вместо траурных похоронных маршей исполняются народные мелодии (эти мелодии как раз и описывает Владимир Войнович). Поминки иногда продолжаются два-три дня и тоже не похожи на скорбное зрелище - те же песни, пляски и музыка. Иногда родственники остаются ещё на четвертый день.

И ещё важная деталь. Могила и надгробие - это единственное "стационарное имущество" у кочевника-цыгана. И, как говорят, цыгане, это их единственный настоящий дом, в который переселяются только после смерти.

Источники фотографий, Живой журнал nostradamvs , m-porcius-cato , vakin , Evelyne , funkypig , портал Донецка

У Блога Толкователя есть Телеграм-канал

Также советуем читать наш телеграм-канал

Об экономике - Proeconomics

+++

1 неделя назад

При входе в Люблинское кладбище с права, лежит огромный бетонный куб. В высоту около метра и примерно три на три метра. Впечатление неприятное. Если спросите сторожа кладбища: что это тот ответит, тут похоронен циганский барон. Я не видал сам процесс цахоронения. Но со слов сторожа: была вырыта глубокая могла, в которую опустили гроб, а дальше к могиле подходили циганки, снимали с себя золотые украшения и бросали в яму. А так как хоронить приехали и с Молдавии и с Румынии и со всей России то вероятно золота было много. А дальше, подошли три миксера и залили могилу бетоном. А я вот о чем подумал. Цигане всю жизнь жили и живут кражами. Но очень болезненно относятся к тому что украдут у них. Вообще эта публика придумала себе такую отмазка, будто красть им разрешил бог. Что при распятии Христа циган украл последний гвоздь, и таким образом спас Иисуса, а взамен Бог разрешил циганам красть.

В жизни нужно обязательно сделать одну вещь: увидеть цыганские похороны.

— Изя, когда станешь взрослой, возьмешь в жены Галю из Украины.
— Ма, а на кой мне Галя?
— Это же очевидно! Её родные живут в деревне, у них свои поросята и сало. Станешь толстеньким и розовощёким. А затем на развод подашь и возьмешь в жену Сару, она — еврейка.
— Ма, страшнее Сары я никого в этой жизни не видел.
— Вообще-то у её родителей связи есть, а они точно в жизни не помешают. А после развода с еврейкой возьмешь в жены Азазу.
— Мам, а от цыганки какой толк?
— Какие они устраивают похороны, ты бы знал!

И это правда, у цыган похороны проходят божественно. Сравнивая с похоронами в Египте, можно с точностью сказать, что фараонам есть чему поучиться.

Самых старых представителей цыганского народа, которые уже совсем скоро умрут, боятся в наших медицинских учреждениях сильнее всего. Если вдруг случится, что он умрёт в больнице, то начнётся невероятный скандал, ведь вся родня со всей планеты приедет и начнёт кричать и орать на разных языках. Но это далеко не конец. Если взять в руки видеокамеру, то можно будет в дальнейшем создать настоящий ужастик: цыганские девушки и женщины, словно умалишенные срывают волосы с головы, причем не только со своей, бьются головой об пол, лежат и ревут на бетоне (они устраивают этот «конкурс» по той причине, что кто прольёт меньше слёз и проявит меньше всех скорби будет порицаем). Мужская часть просто кричит на разных языках непонятно на кого, но увидев одного из медиков, начинаются долгие и бессмысленные разборки: «Как так получилось, что наш 120-летний дедуля Януш умер так внезапно и всего за пару дней? Это вы виноваты!» Может даже дойти до драки, в которой пострадают не только работники мед. учреждения, но и техника. Если по какой-то причине дед не воскрес даже после драки, то его родственникам ничего не остается делать, кроме как начинать подготовку к похоронам. Похороны у разных групп цыган, соответственно, разные. Красивее всего хоронят крымы, а также кишиневцы: родственники усопшего за несколько дней выкапывают под землей настоящий особняк, делают в нем ремонт, которого нет у многих живых людей на поверхности. Учитывая тот факт, что погибший человек предпочитает лежать, ему покупают самую новую кровать и другие принадлежности.

Одной из самых дорогих вещей является гроб, цена которого бывает больше, чем стоимость вашей квартиры. На гроб они надевают самую дорогую ткань, которую только можно найти, затем стелют везде ковры. Естественно, это всё также зависит от того, насколько богатым был цыган при жизни. Также в гроб кладут те вещи, которые необходимы живому человеку: бритва, а также сменные лезвия (хотя при жизни многие цыгане уже давно позабыли, что такое бритва и как ей пользоваться), духи, тапки, телефон и зарядку к нему (вдруг зазвонит когда-нибудь), темные очки, деньги и все в таком духе. Усопший в своем гробу больше похож на тележку для продуктов, в которой лежат всякие мелочи по акции «каждая за 100 рублей». Доходит даже до того, что умерший цыган, который любил при жизни есть копченое мясо, будет гнить вместе со своим любимым блюдом.

Если говорить о работниках медицинских учреждений, то нормально они одевают лишь цыган, а всему виной событие, произошедшее несколько лет назад. Как известно, покойным людям не одевают верхнюю одежду через голову, дабы не возиться с продеванием рук и так далее. Одежда попросту разрезается и обволакивает усопшего. Но одна цыганка очень хотела попрощаться со своим родственником и обняла его, да так, что он аж присел в гробу. Из-за этого все увидели, что пиджак разрезан. Конечно, такого никто не ожидал, а цыганский народ был взбешён до невозможности. Мужская часть собрала своих братьев и пошла бить санитаров в морг. Хоть они и действовали в рамках инструкций, но, видимо, таким людям объяснить это невозможно. После этого случая всех усопших хоронят в одежде, бережно продевая руки через рукава.

После того, как тело умершего благополучно полежало несколько дней дома, родственники выносят его. Естественно для всей этой процедуры также необходим батюшка. К слову, святой отец очень удивиться, если увидит хотя бы одного цыгана, который умеет правильно крестится. После процедуры батюшка удивится снова, так как цыгане платят солидно: крупная сумма денег это не вся благодарность цыганского народа. Они также вручат работнику церкви несколько килограмм колбасы, мяса и других продуктов. Именно поэтому попы любят проводить цыганские похороны.

Поговорим о том, что происходит на само кладбище. Это больше сравнимо с фильмами о зомби, где миллионы восставших из мертвых стонут и издают странные звуки. Вот приблизительно такую картину вы увидите на кладбище. Чем ниже опускается гроб с покойным, тем сильнее будут издавать звуки цыгане. Некоторые персоны даже прыгают вслед за усопшим, правда, их потом достают оттуда. После проведенной церемонии не месте упокоения стелются ковры. Затем в могилу родные начинают кидать деньги. Если семья богатая, то купюры будут крупные. После нескольких минут выкидывания денег в пустоту начинается закапывание гроба землей. Интересно, насколько сильно удивятся археологи, которые через несколько сотен лет раскопают подобные коттеджи, а внутри них не только кости, но и бритвы, солнцезащитные очки, а также телефон.

Поминать усопшего начинают в тот момент, когда он ещё находится дома. Почти в любое время года столы цыгане ставят на улице. Рядом с гробом курят так сильно, что покойного практически не видно из-за дыма. Но вопреки всеобщему заблуждению, цыгане не поют наших песен на поминках. После того, как трупа поцелуют в лоб и попрощаются, люди начинают пить, причем довольно много. Учитывая то, что на столе бывает по несколько ярусов еды, никто ни в чем себе не отказывает. Похоже на цыганскую свадьбу, но без шампанского.

Несколько раз мне на глаза попадались посты о том, что на похоронах кости кидают на землю. Все по той причине, что цыгане закапывают все отходы с поминального стола. Даже тазики ставят, дабы скидывать отходы, у них это — важная часть поминок. Но на Титовке все происходит не так. Дело в том, что наши цыгане — не чемпионы по баскетболу, именно поэтому попасть в таз довольно трудно, легче просто кидать все на землю, а затем экскаватором закопать все под землю.

Пьянство, или так называемые цыганские поминки продолжаются несколько дней. Все эти дни каждый из представителей народа с опухшими лицами говорят другим о том, что сегодня во сне они видели своего усопшего родственника и общались с ним. Естественно, большинство таких историй — не более, чем выдумка. Делается это ради того, что у наших цыган общаться с мертвыми — значит возведение погибшего в ранг святого.

Каждый из поминальных дней отмечается также яро, будь то девять дней, сорок дней, или вообще год. Так могут отмечать и 25 лет со дня смерти, если останется хоть один цыган, который напомнит.

Поговорим о памятниках: высотой они под 2-3 метра, некоторые имеют надписи золотом, ну а самый основной атрибут — снимок погибшего во весь рост. На заднем фоне всегда делают то, что цыган любил: автомобили, удочки, да всё что угодно! У нас на кладбище на одном из памятников изображен огромный шприц, почти во всю длину. Забавно то, что на памятнике также изображают живых представителей народа. Живых людей на памятнике и на кладбище, странные у них традиции…

У тех цыган, кто богаче остальных, всегда ставят возле могилки беседку. Порой возводят целые часовни. Ну это те, у кого с деньгами совсем нет проблем. Естественно, без стола никуда, ведь при каждом посещении могилы усопшего группа родственников тащит с собой много тарелок, кастрюль и других столовых приборов. Выглядит как кафе на природе. После поминок родственники начинают ходить по всему кладбищу и поминать других людей, именно поэтому кладбище потихоньку превращается в настоящий заповедник для пьяниц. Иногда покойным тоже льют алкоголя в рюмку. Сигарету часто поджигают и оставляют рядом с памятником. После поминок всё недоеденное остается возле могилы, как и куча мусора и объедков.

Сейчас на Земле проживает чуть более 10 млн. цыган, людей с интересными необычными устоями, которых можно встретить в любой части света, в любой стране, однако их традиции, как и языки - отличаются. Что касается религиозных верований, чаще всего они исповедуют религию, распространенную в той местности, где они проживают, поэтому есть цыгане-мусульмане, православные, иудеи.

Цыганские обычаи

У цыган есть свои традиции, которым они следуют, когда происходят те или иные события, а особенно если речь идет о смерти, подготовке усопшего к погребению и цыганских похоронах.

Как рассказывала в своем интервью потомственная цыганка Жанна из Минска (она второй раз замужем и имеет 3 детей), только у цыган, поселившихся на территории некоторых прибалтийских стран (Литва, Латвия) и скандинавских (Финляндия), поминки длятся 2-3 дня и проходят «с веселыми песнями и плясками», чем сильно отличаются от скорбных традиций, распространенных во всем мире.

В данном случае такое странное на первый взгляд поведение объясняется следующим: племена ромалэ веруют в то, что с физической смертью наступает избавление умершего от боли, страданий, проблем, одним словом - земных мучений, и он переходит в лучший мир.

Цыгане, проживающие во Франции, верили, что душа умирающего человека в момент смерти может переселиться в другое существо, поэтому ко рту умирающего подносили птичку, которую потом отпускали на волю.

Чужих тут нет

Чаще всего цыганские традиции сокрыты от посторонних глаз, а мы очень мало знаем об этой народности. Сами представители нации их не афишируют и не допускают «чужих». Поэтому вся известная нам информация о похоронах цыган собрана «по крупицам», рассказана теми людьми, которые присутствовали при захоронении (соседи, знакомые) или подготовке к нему (работники моргов, кладбищ).

Вы знаете, что у цыган вскрытие является табу? Поэтому когда несчастные случаи заканчиваются летальным исходом, прибывшие на место родственники препятствуют тому, чтобы судебно-медицинская экспертиза забирала тело в морг. Бывает, окончательное решение по этому спорному вопросу, когда вступают в противоречия культурные традиции и закон, принимается на уровне местных властей и цыганских баронов.

Вот еще несколько моментов, которые поведала русская девушка, присутствовавшая на цыганских похоронах. Она рассказала, что вплоть до погребения усопшего не оставляют одного; с ним рядом постоянно находятся родственники или знакомые того же пола, что и умерший.

«Когда все было готово, усопшего, тело которого располагалось на ковре, опустили в могилу без гроба, хотя предварительно его обмывали и оплакивали точно по христианским обычаям, с той лишь разницей, что над умершим читались не молитвы, а своеобразные заговоры», - поведала очевидица. Однако в наше время, а тем более в городах, случаи захоронения без гроба - большая редкость.

Легенды становятся ближе

Англичанин-полуцыган Рэймонд Бакленд (впоследствии он эмигрировал в США), который с детства увлекался оккультными науками и магией, написал книгу о тайнах цыганской жизни и традициях. Описанные там события в основном относятся к концу XIX века. Вот некоторые примеры.

Как бы ни звучало дико, но умирая, человек перемещался из вардо (его дом на колесах) в специально сооруженный шалаш (на их языке - бендеры). Ни один уважающий цыган не станет умирать в постели в доме.

В шалаше-бендерах собирались родственники, разговаривали, ели, пили, вели себя, как обычно. Когда момент смерти был близок, умирающего начинали подготавливать к переходу в другой мир. Он сам лично, если был в состоянии, из последних сил помогал обмыть себя специальными травяными отварами, после чего на него надевали новую одежду; если умирала женщина, на нее надевались многочисленные цыганские юбки (чаще всего их пять).

В момент отхода, начинались плач и рыдания, которые спустя какое-то время перерастали в грустное пение.

Кремация со всем нажитым имуществом

Вплоть до середины прошлого века, когда умирал глава семьи, его клали в вардо и сжигали вместе со всем имуществом. Сейчас эта традиция изжила себя, но до сих пор покойному чавела в гроб кладут его любимые вещи: например, курительную трубку, вилку с ножом, бубен, гитару и пр.

Если местность позволяет, умершего рома хоронят в укромном месте (лесу или степи) и не оставляют никаких опознавательных знаков, за исключением куста ежевики, который, по преданиям, оберегает место погребения от осквернения животными. После смерти стараются не упоминать имя усопшего, чтобы не потревожить его, а тем более не вызвать из мира мертвых.

Одни цыгане верят в перевоплощение души и считают, что она трижды возвращается на землю с интервалом в 500 лет; другие - в загробную жизнь; третьи - в то, что после смерти наступает бесконечная жизн. Но все они всегда точно следуют ритуалам, связанным со смертью и похоронами цыган.

Цыганская манера похорон часто поражает воображение нецыган. Она значительно отличается от европейских похоронных ритуалов.

Прежде всего, следует понимать, что многие особенности цыганских похорон, хотя бывают похожи на древнеевропейские языческие похороны, на деле имеют совсем другую "теоретическую базу", а именно напрямую проистекают из "культа старших-и-предков" и понятия ритуальной "нечистоты".

Почти весь цыганский закон вертится вокруг последнего понятия (и в этом некоторым образом схож с консервативным иудаизмом). Среди событий, являющихся в цыганской традиции "нечистыми" - смерть. Соответственно, умершие тоже являются нечистыми. У разных цыган разные представления о том, что становится нечистым из-за смерти человека:

1) у всех цыган - одежда, в которой он умер,
2) очень часто - то, чего он касался при умирании
(из-за этого в бедных кочевых семьях, чтобы не лишать семью единственной постели, старики, чувствуя приближение смерти, ложились прямо на землю, избегая касаться общей перины; важность перины в кочевой семье была очень, очень значительна, потому что считалось, что не имеющие перины и спящие прямо на земле рано умирают и много болеют... думаю, не без оснований так считалось)
3) у некоторых цыган - вообще вещи, принадлежвашие лично умершему (личная, не общая, одежда, украшения, посуда и т.п.)
4) иногда - родственники умершего.

В случае с родственниками умершего - они ели из отдельной посуды, не касались вещей, которыми думали пользоваться в дальнейшем, и людей. Потом скверна как бы сама собой с них "сползала", и они признавались "чистыми".
(есть ли где-то такое сейчас, я не уверена)

С вещами всё не так. От вещей избавляются. Прежде существовал обычай раздавать возле церкви нищим (нецыганам, которые скверны не боятся, поскольку цыганский закон ихз не касается) часть личных вещей умершего, а также сжигать их или выкидывать/закапывать. Другую часть хоронили вместе с умершим. Сейчас в могилу спускают обычно ВСЕ "нечистые" вещи, принадлежавшие покойнику.

Прежде покойников просто закапывали в гробу или - у некоторых цыган - сжигали. Но с некоторых пор широкое распространение получило мнение, что по отношению к предкам неуважительно позволять их праху просто исчезнуть, растворившись в земле или развеявшись по ветру. Могилы стали обкладывать кирпичами. Со временем могилы стали всё шире, тем более что обычай иметь личные вещи у цыган широко распространился в XX веке (традиционно большая часть вещей, в т.ч. одежды, считалась и до сих пор часто считается семейной собственностью), и туда стали складывать вещи, которые раньше отдавали нищим. Одной из причин последнего стало соображение, что потом этих вещей могут случайно касаться цыгане, по незнанию.

Ещё одно проявление уважения к предкам - заказывание надгробий с их портретами, возможно более роскошных, на их могилы, которыми эти могилы как бы украшаются.

(нет, я не думаю на английском, я просто три дня читала любовные романы)

Если вам кажется, что вы понимаете цыганское уважение к предкам, то вы нифига не понимаете. Потому что это не то уважение, которое привыкли оказывать в Европе. Это неистовое, детское, "лютое и бешеное" (ц) уважение, граничащее - но не доходящее до - обожествления.

Доходит до того, что цыгане помогают своим умершим... понтоваться. Они докупают умершему личные вещи. Умершему, понимаете? Чтобы вложить их в склеп/могилу. Чтобы те, кто прийдёт на похороны, видели, какой богатый был покойник (покойница). Той же цели служат изображения машин, украшений, домов на надгробьях (спасибо за наводящий вопрос lubech ). Всему этому придаётся такое значение, что цыганский писатель Олег Петрович упоминает в книге "Бароны табэра Сапорони", как один цыган работал почти год исключительно на то, чтобы поставить соразмерное его уважению к умершему отцу надгробие.


Рисунок на надгробии как бы говорит нам: дом покойника был полной чашей; спасибо за фото lubech

И последний штрих - в последние десятилетия появилась особая мода, не просто складывать вещи умершего в склеп, но расставлять их там, словно в комнате. Выглядит так, как будто умершего подготовили к загробной жизни, аки египетского фараона:) хотя на деле этого не подразумевается. Делается просто ради красоты. Собственно, сама эта мода заимствована у молдован.

П.с. У цыган-христиан помимо сугубо цыганских ритуалов, описанных выше, соблюдаются также все христианские, вроде отпевания, поминок, сорокадневки.




Top