Показать картину девочка и белый конь. Кто она, загадочная Всадница К

Достаточно часто в современном строительстве и промышленности используется дисковый затвор — вид запорной арматуры, имеющей форму диска. Он поворачивается вокруг своей оси и может располагаться под разным углом по отношению к потоку рабочей среды.

Это изделие часто называют также заслонкой, герметическим клапаном или поворотным элементом. При этом межфланцевый поворотный дисковый затвор нередко используют вместо вентилей, кранов и задвижек.

Устройство

Данная запорная арматура состоит из нескольких главных деталей: корпуса, поворотного диска, то есть самого запорного органа, штока, манжеты, шайбы для фиксации, уплотнительных колец, зубчатого сектора и рукоятки.

Принцип работы

Чтобы закрыть или открыть дисковый затвор, его рукоятку нужно повернуть до упора. Благодаря надежному механизму в прочном цилиндре, который может поворачиваться на 90 градусов, можно полностью перекрыть поток рабочей среды.

Если его повернуть на меньший угол, то таким образом силу потока также можно существенно уменьшить. Специальный фиксатор помогает удержать рукоятку запирающего механизма в нужном положении.

Применение

Несмотря на то что межфланцевый поворотный дисковый затвор известен много десятилетий, популярным он стал совсем недавно, особенно в химической промышленности. Это связано с устойчивостью данного запорного устройства к воздействию агрессивных химических сред.

Поворотные дисковые элементы применяются также в водоснабжении, отоплении, нефтехимии. Благодаря небольшим размерам межфланцевый поворотный дисковый затвор отличается удобством в эксплуатации.

Широкое применение дискового затвора стандартного типа приводит к тому, что для него нет особых рекомендаций относительно конкретных условий. Потребители сами могут выбрать нужный класс герметичности и материал, из которого выполнено устройство, в соответствии со сферой его использования.

Преимущества и недостатки

К достоинствам этого запорного элемента относятся:

  • небольшой размер и вес;
  • небольшое гидравлическое сопротивление;
  • простота конструкции;
  • легкость в эксплуатации и уходе;
  • легкость в монтаже;
  • возможность использования в трубопроводах с большим диаметром;
  • возможность точно регулировать объем и давление рабочей жидкости благодаря небольшому расстоянию и использованию стандартной ручки с фиксированными позициями;
  • низкая стоимость, особенно если он изготовлен из такого материала, как чугун.

Недостатки

К недостаткам дискового поворотного запирающего механизма относятся:

  • необходимость установки редуктора при ручном управлении системой труб, имеющих большой диаметр;
  • ухудшение гидравлических характеристик и трудность очистки трубопроводов при открытом положении диска, так как при этом заслоняется проход корпуса;
  • низкий уровень герметичности в металлических изделиях;
  • трудность в получении данных о пропускной способности трубопровода, если затвор применяется в качестве регулирующей заслонки;
  • при увеличении давления в трубах и их большом диаметре происходит возрастание усилия, поэтому необходимо использовать редуктор.

Типы привода

Управлять дисковыми затворами можно вручную или с помощью привода. При ручном управлении используется рукоятка, благодаря которой можно быстро открыть или закрыть затвор. В комплекте с ней часто выпускается блок концевых выключателей, или БКВ.

Такие затворы отличаются надежной конструкцией, небольшими размерами и весом. Диск устройства можно установить в промежуточном положении или разместить БКВ для передачи сигнала об открытом или закрытом положении диска.

Еще одним способом управления затвором является применение редуктора, который обеспечивает открытие затвора даже при незначительном усилии на маховик. Кроме того, редуктор часто также может производиться в комплекте с БКВ. Иногда дисковые затворы снабжаются пневмогидроприводом с БКВ, пневмораспределителем и пневмопозиционером.

Комплектация и приводы

В комплектацию дисковых затворов могут входить и электроприводы, предназначенные как для управления устройством в определенном месте трубопровода, так и дистанционно. Электроприводы бывают многооборотными, неполноповоротными и прямоходными.

Любой дисковый вид запорной арматуры с электроприводом позволяет автоматизировать процессы открытия и закрытия прохода. Кроме того, при использовании в теплосетях он исключает протечки и точно регулирует количество поступающего в систему теплоносителя. Благодаря такому затвору обеспечивается высокая пропускная способность труб при соблюдении полной герметичности.

Кроме того, для него не требуется специальное техническое обслуживание. При использовании такого дискового затвора происходит контакт рабочей среды только с отдельными частями устройства, например с диском или вкладышем, которые снабжены специальным защитным покрытием.

Данный дисковый затвор с электроприводом имеет диск, выполненный из нержавеющей стали и вдавленный в седло с уплотнителем, что позволяет защитить не только сам прибор, но и протекающую по трубопроводу среду от негативного воздействия.

Преимуществом электропривода является также возможность использования самого доступного для потребителя вида энергии, а его недостатком выступает сложность при обеспечении защиты труб от коррозии.

Поворотный дисковый затвор с электроприводом часто используется в приточной вентиляции, отопительных системах, горячем водоснабжении и в других отраслях как запорное или автоматическое устройство для регулирования технологических процессов.

Преимущества

К преимуществам таких дисковых механизмов можно отнести:

  • небольшой вес;
  • малую длину;
  • отличную герметичность при перекрытии потока среды;
  • отсутствие контакта корпуса прибора с рабочей средой;
  • отсутствие необходимости в дополнительном уплотнении всех соединений;
  • возможность применения в открытых и закрытых системах горячего и холодного водоснабжения при температуре от -20 до +120 градусов.

При этом дисковый поворотный затвор с использованием электропривода является очень простой, но надежной конструкцией.

Сам привод устанавливается непосредственно на данную запорную арматуру и снабжен внутренним подогревом, что исключает появление конденсата внутри его корпуса. Кроме того, он имеет собственный термостат двигателя, защищающий от перегрузки.

Межфланцевое соединение

К трубопроводу дисковый поворотный затвор присоединяется с помощью фланцев. При межфланцевом типе присоединения на краях трубопроводной арматуры располагаются отверстия, а на краях труб - фланцы определенного размера.

Для соединения арматуры применяются шпильки, которые проходят через оба фланца и в то же время через корпус запорной арматуры. Такое соединение отличается высокой прочностью и при этом не утяжеляет трубопровод.

Межфланцевое присоединение используется для дисковых запирающих механизмов, а также некоторых видов задвижек и клапанов. Оно позволяет обойтись без дополнительных уплотнений, так как фланцы находятся параллельно по отношению к друг другу и создают условия для свободного размещения данного механизма между ними.

Инструкция монтажа и эксплуатации поворотных затворов AVK дисковых серий 756 для водоснабжения

Поворотный дисковый затвор предназначен для закрытия, открытия трубы. Горячая и холодная вода, воздух, неагрессивные потоки жидкости могут регулироваться вручную.

Поворотный дисковый затвор — это один из видов трубопроводной арматуры. Круглый корпус, внутри которого располагается запорный поворотный диск.
Резиновая манжета обеспечивает полную герметичность, внутри которой он вращается. Корпус с диском изготавливается из металла. Это допускается чугун, сталь нержавеющая, и многое другое. Корпус не входит в контакт с рабочей средой.
Седловое уплотнение обеспечивает работу затвора при заданных температурных режимах. Затвор стягивается между фланцами трубопровода, обеспечивая герметичность соединения без дополнительных прокладок, в отличие от других конструкций межфланцевого подсоединения.

Поворотный диск имеет ручку с фиксатором. С его помощью устанавливается поворотный затвор в промежуточные положения с шагом в 10 градусов.

Эксплуатация поворотных затворов AVK дисковых серий 756 для водоснабжения.

1. Монтаж.
Поворотный затвор AVK серии 756 подходит без колодезной установки - то есть засыпки грунтом и для монтажа в колодцах, камерах.

Задвижки являются двунаправленными. На корпусе затвора большого диаметра отлита стрелка, которая указывает нужное направление потока. AVK рекомендует пользоваться затворами в строгом соответствии с направлением стрелки потока.
До начала установки обязательно (важно) убедиться в работоспособности затвора. Нужно смазать силиконовым нейтральным средством резиновое уплотнение диска с седлом. Если нет силиконовой смазки, то затвор подставить под проточную обычную воду при полуоткрытом положении диска. В этом случае вода также будет являться смазкой.
Затем нужно до монтажа затвора на трубопроводе провести один полный цикл открытия — закрытия.

При обнаружении неисправности нужно уведомить ближайшее представительство AVK в письменной форме. Сообщить все необходимые данные. Название товара, дата поступления и номер товарной накладной. Укажите договор поставки, выявленную неисправность, количество бракованного товара. Желательно отправить фотоснимки.
Обращайтесь с затвором осторожно как с точным прибором, оберегайте от попадания грязи.
При монтаже затвора и его эксплуатации не применяйте излишних усилий. Перед его установкой распакуйте товар, убедитесь в чистоте, проверьте трубопровод и сам затвор. Осмотрите рабочие части, уплотнения из резины и убедитесь, что повреждений нет.

Затвор закрепите к ответному фланцу болтами соответствующего диаметра. Отверстия имеют стандартную рассверловку. При выборе ответного фланца обратите внимание на расположение и количество отверстий для Р1-М10 и Р1-М16. Они имеют иногда различия.

Проводите затяжку болтов крест-накрест. Корпус затвора в отливке имеет отметку максимально допустимого давления, логотип изготовителя и применённый материал.
Перед тем как установить затвор проверьте маркировку на корпусе, помещённую в специальную рамку. Убедитесь, что данные соответствуют условиям установки.

Затворы AVK серии 756 рассчитаны на максимально допустимую скорость потока 7- м/сек. Более высокие не допускаются. Иначе на внутренней поверхности появятся кавитационные поры.
Внутренний диаметр ответного фланца должен соответствовать полному открытию затвора и не мешать движению диска в крайних положениях.
Затвор устанавливается на трубопровод в приоткрытом состоянии.
До завершения установки затворов проверьте на герметичность системы под давлением (макс.1.1 - Р 1 - в закрытых, и 1.5 - P № - открытых).

При работе затвора проверяйте:

1. Уровень шума в момент прохождения жидкости через затвор не выше 70 децибел. Изолирование затвора снизит его.
2. Отсутствие свиста в жидкостных линиях.
3. Присутствие шума мелкой гальки и гравия, которые не должны быть в потоке.
4. Отсутствие шума от механических подвижных частей затвора / привода.

Шум свыше 85 децибел свидетельствует о серьёзной проблеме.

Немедленно определить причину повышения шума и устранить проблему. Проверять его и при закрытии затвора.

Неисправности.

1. При плохой центровке затвора относительно оси трубы начнут протекать фланцевые прокладки.
2. Наступит повреждение поверхности прокладки.
3. Фланцевые болты закручены с неправильным моментом.
4. Разболтавшиеся прокладки.

Внутренние протекания закрытого диска могут быть вызваны следующим:

1. Необратимым повреждением уплотнительных поверхностей, вызванным инородными телами.
2. Эрозионным или кавитационным разрушением уплотнительных поверхностей.
3. Неправильной настройкой привода или редуктора, то есть неверно заданным конечным положением диска.
4. Протекание вала может быть вызвано повреждённым или изношенным уплотнением. Сразу же обращайтесь к ближайшему представителю AVK.

Эксплуатация.

Конструкция затвора AVK предусматривает максимально длительный срок службы без технического обслуживания. Но для обеспечения нормальной работы рекомендуется периодически проводить полное или частичное открытие-закрытие задвижки.
При отсутствии таблички с указанием обратного потока затвор закрывается поворотом штока по часовой стрелке.
Операция открытия-закрытия затвора проводится силой одного человека без напряжения, чтобы не повредить затвор.

Пожалуйста, запомните, что регулирование бывшими в употреблении затворами может вызывать затруднение.

картина всадница брюллов портрет

В последние годы первого пребывания в Италии, в 1832 К.Брюллов написал знаменитую "Всадницу" (см. ил.7), грациозно сидящую на великолепном скакуне.

В центре работы молодая девушка, вернувшаяся с утренней прогулки. Всадница на всем скаку останавливает разгоряченного коня. Уверенная ловкость амазонки вызывает неподдельное восхищение у подбежавшей к балкону маленькой девочки, как бы призывая зрителя разделить ее восторг.

Возбуждение передается лохматой собаке ожесточенно лающей на вздыбленного коня. Взволнован и пейзаж с накренившимися от пробежавшего ветра стволами деревьев. Тревожно по небу бегут перистые облака, беспокойными пятнами ложатся на землю пробивающиеся сквозь густую листву лучи заходящего солнца.

Изображая юную девушку - Джованину и ее маленькую приятельницу - Амацилию Пачини, Брюллов создал вдохновенное полотно, воспевающее радость жизни. Очарование «Всадницы» в непосредственности того оживления, которым проникнута вся сцена, в смелости композиционного решения, в красоте предгрозового пейзажа, в блеске палитры, поражающей богатством оттенков.

Общий силуэт всадницы и коня образует подобие треугольника - устойчивую, издавна любимую форму построения парадного портрета. Так решали многие композиции Тициан, Веласкес, Рубенс, Ван Дейк. Под кистью Брюллова старая композиционная схема истолковывается по-новому. Художник вводит в картину фигуру ребенка. Маленькая девочка, услышав топот коня, стремительно выбежала на балкон и протянула руку через решетку. И восторг, и боязнь за наездницу выражает ее лицо (см.ил.8). Нота живого, непосредственного чувства умеряет холодную величавость портрета, придает ему непосредственность и человечность. Девочка, несравненно живее, чем всадница, удачно вписывается в работу, передает настроение искреннего детского восторга, легкости восприятия мира и лишает портрет пафосности и серьезности, которая обычно исходит от величественных конных портретов других художников той эпохи.

Восторженные итальянцы сравнили Брюллова с Рубенсом и Ван Дейком, писали, что никогда прежде не видали конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством. Это преувеличение - от необычности брюлловского создания. Конный портрет всегда был парадным. Он неизбежно таил в себе скрытый смысл: всадник, оседлавший и подчинивший себе горячего скакуна, - человек властвующий. Здесь не полководец, ведущий армию в сражение, не завоеватель, вступающий в захваченную столицу, не монарх, венчаемый на царство, - девушка вернулась домой с прогулки.

В этой работе Брюллов окончательно соединяет парадный портрет и бытовую сцену. Он сам назвал работу "Жованин на лошади", но для всех это "Всадница". "Жованин на лошади" немного рассказывает о самой "Жованин" - Джованине; маленькая Амацилия - восхищение, порыв, прелесть детства.

Брюллов писал картину с чувством полноты и радости бытия, любуясь красотой и живописностью мира, с тем чувством, которое жило в нем, и которое он нашел в этих девочках, Джованине и Амацилии.

В большом полотне Брюллов сумел органически увязать декоративность решения с правдивостью непосредственного наблюдения. «Всадница» по праву может быть названа образцом портрета-картины в искусстве первой половины XIX века. В этом своеобразии творческого замысла нельзя не видеть выражение смелой воли художника, нарушающего установленные традиции. Самый облик юной всадницы приобрел некоторую условную обобщенность.

Экспонированный в 1832 году в Риме портрет Джованины вызвал оживленный обмен мнений. Вот что говорилось, например, в одной из опубликованных тогда газетных статей: "Русский живописец Карл Брюллов написал портрет в натуральную величину девушки на коне и другой девочки, которая на нее смотрит. Мы не припоминаем, чтобы видели до этого конный портрет, задуманный и исполненный с таким мастерством. Конь... прекрасно нарисованный и поставленный, движется, горячится, фыркает, ржет. Девушка, которая сидит на нем, это летящий ангелочек. Художник преодолел все трудности как подлинный мастер: его кисть скользит свободно, плавно, без запинок, без напряжения; умело, с пониманием большого художника, распределяя свет, он знает, как его ослабить или усилить. Этот портрет выявляет в нем многообещающего живописца и, что еще важнее, живописца отмеченного гением".

По справедливому мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Блюллов считался «лучшим живописцем в Риме». (Пикулева Г. И. /Галерея гениев: Брюллов/ - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.)

В появившейся в том же году статье, приписываемой Амбриозоди, говорилось: «Если что-нибудь может показаться невероятным, так это то, что прекрасная наездница или не замечает бешеность движений лошади, или, от излишней уверенности в себе, совсем не затягивает узды и не нагибается к ней, как, быть может, было бы нужно».

«Упущение» Брюллова, замеченное современниками, находило отчасти объяснение в тех задачах, которые он ставил в этот период перед искусством большого портрета-картины. Создателя «Всадницы» можно было бы заподозрить в неумении передать экспрессию лица, если бы не образ маленькой девочки, в порыве восторга прильнувшей к решетке балкона. На ее остреньком личике так жива игра чувств, что сразу отпадают сомнения в блестящих дарованиях Брюллова-портретиста. К началу 1830-х годов Брюллов занял одно из ведущих мест в русском и западноевропейском искусстве. Его слава выдающегося мастера портрета была закреплена «Всадницей».

Без сомнения «Всадница» это успех. Она произвела фурор среди современников. О ней говорили, писали, ее обсуждали, вокруг нее ходили слухи, версии и предположения по поводу личности изображенной. Это было безоговорочное попадание «в десятку».

"Всадница" была приобретена для галереи П.М. Третьякова в 1893 году в Париже, как портрет Ю.П.Самойловой. Считалось, что это она изображена в роли всадницы.

Позже было доказано, что это та самая картина, которую художник в списке своих работ назвал "Жованин на лошади", и что на ней изображены две воспитанницы Самойловой - Джованнина и Амацилия. Установить это помогло сопоставление изображенных на "Всаднице" девочек с ними же на других брюлловских полотнах.

Если видно, если взглянуть на датируемый 1834 годом "Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком" и "Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией "(см. ил. 5), начатый в 1839 году во время их приезда в Петербург.

Повод ошибаться в том, кто представлен в образе всадницы, дал сам художник. Хотя девушка и выглядит моложе Самойловой, которой в 1832 году было около тридцати лет, но кажется старше девушки-подростка, какой Джованнина изображена рядом с графиней на брюлловском портрете 1834 года. Кстати, это не единственное недоразумение, связанное с определением героини "Всадницы".

В 1975 году знаменитый оперный театр "Ла Скала" выпустил книгу, посвященную выдающимся певцам, чьи голоса звучали с его сцены. "Всадницу", представили как "Романтический портрет Малибран" из Театрального музея "Ла Скала". Имя Марии Фелиситы Малибран-Гарсия, сестры Полины Виардо, принадлежит одной из самых ярких легенд в истории оперного искусства. Виртуозно владея дивным голосом, обладая горячим темпераментом и даром актерского перевоплощения в сочетании с соответствовавшей романтическому канону женской красоты внешностью - стройной фигурой, бледным лицом под иссиня-черными волосами и большими сверкающими глазами, она, казалось, была создана для воплощения на сцене героинь музыкальных драм.

Страстная любительница верховой езды, Мария Малибран скончалась от ушибов, полученных при падении с лошади. Ей было двадцать восемь лет. Безвременная кончина закрепила родившуюся еще при жизни певицы легенду: один миланский адвокат, подаривший Театральному музею "Ла Скала" гравюру с картины "Всадница", счел, что на ней изображена Малибран.

Директор Театрального музея профессор Джанпьеро Тинтори сказал: "Понимаю, что вас смущает. Когда, приехав в Москву, я посетил Третьяковскую галерею, то понял, что светловолосая всадница (в жизни Джованнина была рыженькой) не может изображать жгучую брюнетку Малибран. Я говорил об этом тем, кто подбирал для книги иллюстрации, но они лишь добавили к слову "портрет" эпитет "романтический", то есть представили картину как некую фантазию на тему увлечения певицы верховой ездой".

Картина наполнена эмоциями и движением. Счастливая молодая девушка, возбужденная прогулкой, скачкой, ветром в лицо, круто осадила коня, маленькая подруга восторженно выбежала навстречу - и ей тут же передалось, многократно усилившись в ней, возбуждение всадницы; вороной конь косит глазом, храпит, пытается подняться на дыбы; чувствуя настроение хозяев, волнуются собаки; ветер гнет верхушки деревьев; бегут по небу облака: все возбуждено, взволновано, встревожено, но это радостное возбуждение, радостная взволнованность счастливых людей.

Джованина Паччини на портрете кисти Карла Брюллова показана в модном, богатом и элегантном костюме всадницы, парчовой блузе с пышными до локтя и узкими до запястья рукавами, кружевным воротником, длинной, ниже пят, юбке, что отражает достаток и изысканный вкус ее владелицы. Аккуратно завитые локоны, мягкие черты лица, лишь слегка повернутого вбок, контрастируют с движением, наполнившим всю картину. Легкое облачко вуали, потянувшееся за ветром. Лицо только что вернувшейся наездницы достаточно спокойно, но не лишено удовольствия от поездки. (см. ил. 9) Она держится надменно и величественно, словно храбрый полководец на поле брани.

Поднятые в беге передние ноги лошади, как бы готовые к прыжку задние; почти слышится ржание лошади и испуганный лай собаки справа. Невозмутимость столь хрупкой девушки поражает, она без тени усилия или страха сдерживает пыл резвого коня, пышущего здоровьем силой и мощью. Солнце играет на мышцах его черного атласного тела. Раздутые ноздри, открытая пасть выказывают все нетерпение, все сопротивление встающего на дыбы коня. Лошадь горячится, но всадница сидит прямо и гордо, уверенная в себе. Вся его мощь полностью подчинена юной наезднице, невозмутимо сидящей на его спине.

Привлеченная топотом копыт и ржанием лошади выскочившая из дома маленькая девочка слева тоже вся в движении - согнутая в колене правая нога, схватившиеся за решетку парапета руки. Даже статичность арки входа, парапета и пьедестала, в который вмонтирован парапет, нарушена изображением вылетевших из-под ног лошади кусков земли, прилипших к пьедесталу. Вся эта жанровая картина как бы подчеркивает бурлящий эмоциями внутренний мир всадницы, но, скованная условностями дворянский приличий, она не проявляет этого в выражении лица.

Дикая сила, покоряющаяся хрупкой красоте, нежность и утонченность, главенствующая над мощью, является одним из излюбленных мотивов романтизма, вершиной которого стало творчество Брюллова.

Вся поза девушки преисполнена изяществом и легкостью. Кажется, что она даже не сидит в седле, а парит над ним, как легкое, почти невесомое бело-голубое облако. Плавный изгиб руки, покатые плечи, тонкая шея придают нежность, плавность фигуре. Складки платья и развивающаяся вуаль только усиливают эффект.

Положение головы и античное спокойствие на фарфоровом лице старшей из сестер Пачини контрастирует с композицией всей картины, наполненной движением и эмоциями. Итальянский идеализированный тип внешности считался совершенным во времена Брюллова. Что не удивительно, ибо сугубо реалистичный образ не всегда дает тот налет романтизма, так полюбившийся современникам Карла Павловича.

Сегодня, глядя на это произведение, понимаешь, как был прав итальянский ценитель искусства, назвавший молодого Карла Брюллова гениальным художником только за один этот портрет. Мастер смело сочетает теплые, нежные тона розового платья девочки с вороной сталью бархатисто-черной шерсти скакуна и белое светящееся одеяние всадницы. Брюллов дает сложную гармонию розово-красных, синевато-черных и белых оттенков. Поражают контрасты цветовых решений, в которых красный цвет сочетается с коричнево-бежевым, темно-коричневый, почти черный - с голубовато-лунным, свинцово-серый - с желто-голубым, бело-розовый - с иссиня-черным, а черный - с желтым.

Живописец как бы намеренно выбирает не сближенные, а контрастные, особенно сложные в живописи, сочетания. Зато каждый тон разработан мастером виртуозно, во множестве тончайших градаций. Живописный слой нигде не перегружен, и это усиливает звучание краски на светлом грунте. Брюллов добился здесь особой тональной гармонии. Небрежных, вяло написанных мест в портрете почти нет. Школа Академии художеств наложила свой отпечаток на картину: анатомически точно изображены фигуры девочки, собак и особенно лошади.

Так же умело используется сочетание фактур и свет. Графичные, угловатые складки сияющей бликами ткани рядом с мягкостью шерсти животных. Светом художник определяет основное действо и главных персонажей картины. Здесь ярким утренним светом, на фоне темного сада и монументальных каменных плит, выхвачены фигуры сестер, животные чуть менее освещены. На ломаных изгибах одежды свет лежит такими же яркими изломами, словно осколки разбитого зеркала. А на самом движущемся объекте - коне, напротив более рассеянный свет. Утреннее солнце играет на его напряженных мышцах, ложась на края плавных, а не рубленных как на платье, изгибов груди, ног и шеи, подчеркивая их округлость и позволяя зрителю увидеть и почувствовать их перекаты и движение.

В работе чувствуется пространство, перспектива. Изображенный на холсте лохматый пес помогает создать впечатление того, что в картине пространство развертывается не только в глубину, но существует и перед персонажами. Ощущение глубины усиливается еще и благодаря свету, пробивающемуся где-то в дали, сквозь деревья густого сада.

В последние годы первого пребывания в Италии, в 1832г К.Брюллов написал знаменитую "Всадницу", грациозно сидящую на великолепном скакуне. Скромную воспитанницу графини Ю.Самойловой — Джованину, художник осмелился изобразить так, как до него изображали только титулованных особ или прославленных полководцев.
Задумав написать «Всадницу», Брюллов поставил перед собой задачу создать большой конный портрет. В нем он использовал мотив прогулки, позволившей передать фигуру в движении.
На всем скаку останавливает всадница разгоряченного коня. Уверенная ловкость амазонки вызывает неподдельное восхищение у подбежавшей к балкону маленькой девочки, как бы призывая зрителя разделить ее восторг.
Возбуждение передается лохматой собаке ожесточенно лающей на вздыбленного коня. Взволнован и пейзаж с накренившимися от пробежавшего ветра стволами деревьев. Тревожно по небу бегут перистые облака, беспокойными пятнами ложатся на землю пробивающиеся сквозь густую листву лучи заходящего солнца.

Изображая юную девушку - Джованину и ее маленькую приятельницу - Амацилию Пачини, Брюллов создал вдохновенное полотно, воспевающее радость жизни. Очарование «Всадницы» в непосредственности того оживления, которым проникнута вся сцена, в смелости композиционного решения, в красоте предгрозового пейзажа, в блеске палитры, поражающей богатством оттенков.

В большом полотне Брюллов сумел органически увязать декоративность решения с правдивостью непосредственного наблюдения. «Всадница» по праву может быть названа образцом портрета-картины в искусстве первой половины XIX века. В этом своеобразии творческого замысла нельзя не видеть выражение смелой воли художника, нарушающего установленные традиции. Самый облик юной всадницы приобрел некоторую условную обобщенность.
Несравненно живее, чем всадница, - девочка, держащаяся за металлические перила (Амалциия Пачини - вторая приёмная дочь Ю. Самойловой).

Экспонированный в 1832 году в Риме портрет Джованины вызвал оживленный обмен мнений. Вот что говорилось, например, в одной из опубликованных тогда статей:
"Русский живописец Карл Брюллов написал портрет в натуральную величину девушки на коне и другой девочки, которая на нее смотрит. Мы не припоминаем, чтобы видели до этого конный портрет, задуманный и исполненный с таким мастерством. Конь... прекрасно нарисованный и поставленный, движется, горячится, фыркает, ржет. Девушка, которая сидит на нем, это летящий ангелочек. Художник преодолел все трудности как подлинный мастер: его кисть скользит свободно, плавно, без запинок, без напряжения; умело, с пониманием большого художника, распределяя свет, он знает, как его ослабить или усилить. Этот портрет выявляет в нем многообещающего живописца и, что еще важнее, живописца отмеченного гением".

Некоторые итальянские критики отмечали безжизненность выражения лица юной всадницы.
В появившейся в том же году статье, приписываемой Амбриозоди, говорилось:
«Если что-нибудь может показаться невероятным, так это то, что прекрасная наездница или не замечает бешеность движений лошади, или, от излишней уверенности в себе, совсем не затягивает узды и не нагибается к ней, как, быть может, было бы нужно».

«Упущение» Брюллова, замеченное современниками, находило отчасти объяснение в тех задачах, которые он ставил в этот период перед искусством большого портрета-картины.

Создателя «Всадницы» можно было бы заподозрить в неумении передать экспрессию лица, если бы не образ маленькой девочки, в порыве восторга прильнувшей к решетке балкона. На ее остреньком личике так жива игра чувств, что сразу отпадают сомнения в блестящих дарованиях Брюллова-портретиста. К началу 1830-х годов Брюллов занял одно из ведущих мест в русском и западноевропейском искусстве. Его слава выдающегося мастера портрета была закреплена «Всадницей».

Было несколько версий о том, кто изображён на картине

"Всадница" была приобретена для галереи П.М. Третьякова в 1893 году в Париже, как портрет Ю.П.Самойловой. Считалось, что это она изображена а роли всадницы.
Позже искусствоведы доказали, что это та самая картина, которую художник в списке своих работ назвал "Жованин на лошади", и что на ней изображены две воспитанницы Самойловой - Джованнина и Амацилия. Установить это помогло сопоставление изображенных на "Всаднице" девочек с ними же на других брюлловских полотнах.

Это датируемый 1834 годом "Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком" и "Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией ", начатый в 1839 году во время их приезда в Петербург.

Повод ошибаться в том, кто представлен в образе всадницы, дал сам художник. Хотя девушка и выглядит моложе Самойловой, которой в 1832 году было около тридцати лет, но кажется старше девушки-подростка, какой Джованнина изображена рядом с графиней на этом брюлловском портрете 1834 года. Кстати, это не единственное недоразумение, связанное с определением героини "Всадницы".

В 1975 году знаменитый оперный театр "Ла Скала" выпустил книгу, посвященную выдающимся певцам, чьи голоса звучали с его сцены. "Всадницу", представили как "Романтический портрет Малибран" из Театрального музея "Ла Скала". Имя Марии Фелиситы Малибран-Гарсия, сестры Полины Виардо, принадлежит одной из самых ярких легенд в истории оперного искусства. Виртуозно владея дивным голосом, обладая горячим темпераментом и даром актерского перевоплощения в сочетании с соответствовавшей романтическому канону женской красоты внешностью - стройной фигурой, бледным лицом под иссиня-черными волосами и большими сверкающими глазами, она, казалось, была создана для воплощения на сцене героинь музыкальных драм.
Страстная любительница верховой езды, Мария Малибран скончалась от ушибов, полученных при падении с лошади. Ей было двадцать восемь лет. Безвременная кончина закрепила родившуюся еще при жизни певицы легенду: один миланский адвокат, подаривший Театральному музею "Ла Скала" гравюру с картины "Всадница", счел, что на ней изображена Малибран.

Директор Театрального музея профессор Джанпьеро Тинтори сказал: "Понимаю, что вас смущает. Когда, приехав в Москву, я посетил Третьяковскую галерею, то понял, что светловолосая всадница (в жизни Джованнина была рыженькой) не может изображать жгучую брюнетку Малибран. Я говорил об этом тем, кто подбирал для книги иллюстрации, но они лишь добавили к слову "портрет" эпитет "романтический", то есть представили картину как некую фантазию на тему увлечения певицы верховой ездой".

Но кто же подлинные персонажи картины?

Обе девочек воспитывались Ю.П.Самойловой, называли ее мамой, но официально удочерены не были.

В нашей литературе о Брюллове Джованнину называют родственницей в свое время весьма известного композитора, автора множества опер, близкого друга Самойловой, Джованни Пачини. Сам Пачини в книге "Мои артистические воспоминания", называя Самойлову "благодельницей моей дочери Амацилии", о Джованнине не упоминает.
Да и Самойлова, поддерживая с ним переписку до самой его смерти, ни разу о Джованнине в письмах не обмолвилась.

В одной итальянской публикации есть ссылка на заверенную неаполитанским нотариусом дарственную, по которой дом Самойловой в Милане должен был перейти после ее смерти "сироте Джованнине Кармине Бертолотти, дочери покойного Дона Джероламо и Госпожи Клементины Перри", которую русская графиня "взяла к себе". Исходя из того, что девичья фамилия матери сироты та же, что и второго мужа Самойловой оперного певца Перри (баритон слабенький, но красавец), автор публикации высказывал предположение, что Джованнина была его племянницей.

Когда Джованнина выходила замуж за австрийского офицера, капитана гусарского полка Людвига Ашбаха, Самойлова обещала выделить ей сверх дорогого свадебного наряда и набора личных вещей приданое в сумме 250 тысяч лир под гарантию миланского дома, который, как подтверждалось новым нотариальным актом, должен был перейти в ее собственность после смерти дарительницы, но который так ей и не достался. Да и с получением денег, кажется, возникли трудности, поскольку Джованнине пришлось искать адвоката для достижения "соглашения с мамой" о переводе обещанной суммы в Прагу, куда она переехала со своим гусаром. Злого умысла со стороны Самойловой в этом быть не могло. Даже недоброжелательно настроенные к графине за проавстрийские симпатии итальянские авторы, признавали за ней необыкновенную щедрость. Но при ее широким образе жизни она часто испытывала недостаток в наличных средствах, которые поступали ей из многочисленных поместий в России.

Что касается Амацилии, то она родилась в 1828 году. Ее появление на свет стоило жизни матери. Пачини в упоминавшейся автобиографической книге писал: "В то время... меня постигло большое несчастье - через три дня после родов умерла моя ангельская жена". Когда Самойлова взяла Амацилию на воспитание неизвестно, но, судя по картине "Всадница", написанной в 1832 году, уже четырехлетней она жила у нее.

Затем мы видим одиннадцатилетнюю Амацилию с Самойловой на портрете Брюллова "Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала...".


Тогда она писала отцу из Петербурга:
" Если бы, дорогой папа, ты видел этот город, как он красив! Все эти улицы такие чистые, что ходить по ним настоящее удовольствие. Мама все время возит меня смотреть окрестности. О театрах ничего не могу тебе сказать, потому что они закрыты из-за смерти короля Пруссии, но скоро они снова откроются, и тогда я сообщу подробности...".

В 1845 году Амацилия вышла замуж за некоего Акилле Манара. Поначалу семейное счастье Амацилии было полным, но со временем супруги разъехались. В письмах отцу она горько жаловалась на одиночество, на то, что у нее нет детей.

В 1861 году ее муж умер, оставив вдову без средств, поскольку, как она писала, покойный "тратил и тратил". Один французский мемуарист вспоминал, как в Париже в годы империи Наполеона III графиня Самойлова, по третьему мужу графиня де Морнэ, старалась "запустить в свет хорошенькую госпожу Манара". Кажется, ей это удалось. Амацилия вторично вышла замуж за французского генерала де ла Рош Буетт. Но затем, оставшись снова вдовой, ей пришлось вернуться в Милан и провести последние годы жизни в доме для престарелых при монастыре. По иронии судьбы приют находился неподалеку от бывшего дома Самойловой, который графиня когда-то обещала завещать не только Джованнине, но и ей. Амацилия умерла незадолго до начала первой мировой войны.

Сейчас вновь всколыхнулось движение феминисток. По тем или иным, а в основном политическим мотивам женщины начали активно жалеть, что они не мужчины. В дебри политики вдаваться не нужно. Лучше вспомнить одно мифологическое дамское племя, которое как-то могло вообще обходиться без мужчин. Конечно это воинственные древние всадницы Амазонки.
Если верить древнегреческой мифологии Амазонки (от греч. a - нет, mazos - грудь).
некогда обитали по берегам Меотиды (Азовское море) или же по берегам р. Термодонт в Малой Азии.
Но об истории с географией попозже. А начнем по-женски - с одежки, но не той, древней, коей возможно и вовсе не было, а о той, в которую было принято облачаться дамам на конной прогулке, и которая тоже получила название амазонки, как собственно и сами дамы, занимающиеся очень эффектным конным спортом.


«Hounsom Byles. Joie de vivre.(Радость жизни)».

Люблю я Матильду, когда амазонкой
Она воцарится над дамским седлом,
И дергает повод упрямой рученкой,
И действует буйно визгливым хлыстом.
Гордяся усестом красивым и плотным,
Из резвых очей рассыпая огонь,
Она - властелинка над статным животным,
И деве покорен неистовый конь, -
Скрежещет об сталь сокрушительным зубом,
И млечная пена свивается клубом,
И шея крутится упорным кольцом.
Красавец! - под девой он топчется, пляшет,
И мордой мотает, гривою машет,
И ноги, как нехотя, мечет потом,
И скупо идет прихотливою рысью,
И в резвых подскоках на мягком седле,
Сердечно довольная тряскою высью,
Наездница в пыльной рисуется мгле:
На губках пунцовых улыбка сверкает,
А ножка - малютка вся в стремя впилась;
Матильда в галоп бегуна подымает
И зыблется, хитро на нем избочась,
И носится вихрем, пока утомленье
На светлые глазки набросит туман...
Матильда спрыгнула - и в сладком волненьи
Кидается буйно на пышный диван.
(В. Бенедиктов, 1836)



Amazon в лесу Альфредом де Дре, c.1855

Где и как еще молодая женщина или девушка могла показать себя в самом выгодном свете, подчеркнув все свои достоинства? На прогулке верхом или конной охоте! Так она могла продемонстрировать не только свою красоту, но и ловкость, силу, отменное здоровье.
Умение держаться в седле всегда вызывало восхищение и привлекало внимание со стороны сильного пола. Ах, как хороша всадница, как изящна ее осанка и как романтична вуаль ее шляпы, развивающаяся на скаку.


Мария-Антуанетта езда в Версале по Brun де Versoix ,1783-85

Вид женщины в седле в прекрасном длинном платье был романтичным и очаровательным, однако, эта красота могла быть очень опасной, ведь в таком наряде легко было зацепиться за ветку дерева и получить травму при падении с лошади.


Конный портрет Марии Луизы Орлеанской королевы Испании Франсиско Rizi, 1679


Королева Виктория на коне Фрэнсис Грант, 1845

Изначально и мужчины, и женщины ездили верхом в той посадке, которая зовется «мужской».
Увлечение верховой ездой породило новую манеру одеваться, скорректированную этикетом и … дамским седлом.


Императрица Елизавета Петровна на охоте, В. А. Серов


Мадам Санкт-Baslemont Клода Deruet, 1630-х годов

Со временем о том, чтобы сидеть на лошади "по-мужски" не могло быть и речи, это крайне вульгарно и недопустимо. Дамское седло предусматривает посадку боком с расположением ног всадницы по одну строну лошади.
Были изобретены дамские седла с завышенной передней лукой (за нее женщина закидывала правую ногу) и одним левым стременем.

Дама могла сесть в седло только с мужской помощью, при этом падение из седла гарантировало ей либо смерть, либо тяжелейшие травмы: как правило, нога несчастной оставалась в стремени, и лошадь тащила женщину за собой. Естественно, женщины предпочитали ездить шагом: для галопа или даже рыси нужно было обладать цирковой ловкостью.



Что это значит? Что женщина могла куда-либо уехать только и исключительно в сопровождении мужчины. Управление лошадью «по-мужски» и «по-дамски» имеет серьезные отличия, поэтому женщина, с юности приученная к дамской езде, в критической ситуации не могла вскочить в седло, как мужчина, и тем самым обеспечить себе свободу передвижения.


Драммонд Семья Йоханом Zoffany, с. 1769

Таким образом дамское седло было инструментом, который позволял держать женщину в подчинении и зависимости от мужчины. Не говоря уже о том, скольких женщин оно убило или безжалостно покалечило, но кто об этом задумывался...


Коко Шанель в боковой посадке)))

Дамская посадка должна демонстрировать красоту и изящество не только самой дамы но и её костюма для верховой езды.

Амазонка - дамский костюм для верховой езды.


Императрица Евгения Чарльз Эдуард Boutibonne 1857

В шестнадцатом столетии костюмы всадниц мало отличались от их повседневных платьев. Амазонка как специальное платье начало развиваться в начале XVII века, когда Екатерина Медичи первой из высокопоставленных женщин не только начала присутствовать при охоте, но и участвовать в травле. Именно благодаря ей появилась вторая лука у седла.

Первой женщиной надевшей амазонку считают Екатерину Медичи – кому как не королеве вводить моду на всякие новшества?


L"Air или Осень Клода Deruet, 1630-х годов.

Для верховой прогулки полагался особенный костюм – амазонка, который состоял из приталенного жакета (лифа) с длинными рукавами и глухим воротом, длинной широкой юбки (иногда с шлейфом), шляпки с вуалью, перчаток и хлыста.


Графиня Coningsby в костюме от Чарльтон Хант Джордж Стаббс c.1760

Если конная прогулка предусматривала спокойную езду, то для охоты обычной амазонки было недостаточно. Поэтому костюм дополнился первыми брюками для дам – они были довольно пышными и надевались под юбку.


Всадница Хосе Кампече, 1785

Амазонка для охоты и амазонка для прогулки несколько отличались. Прогулочный костюм должен был привлекать внимание к красоте и изяществу всадницы, а охотничья амазонка более практична и подчеркивала ловкость наездницы. Амазонка для верховых прогулок могла быть батистовым платьем с широкой юбкой, дополненным приталенным корсажем и цилиндром с длинной вуалью. Для охотничьего варианта предусматривалась практичная суконная ткань.


Брюллов Карл Павлович-Портрет Евгения и Эмилии Мюссар (Всадники)

Тканью для амазонки служили бархат, сукно, плотный шелк. Во 2-й пол. 19 в. предпочитались очень темные цвета, чаще всего черный.

Историческая амазонка (от эпохи Екатерины Медичи до эпохи модерн) состоит из следующих обязательных частей.


Французский журнал мод

Корсет
Обязателен.Кстати, почему корсет? Корсет – это силуэт, а силуэт обеспечивал красоту женской фигурки в седле. В эпоху ампира мог быть мягкий корсет. Корсет мог быть мягче чем бальный, но он был и соответствовал своей эпохе.

Лиф
В основном отдельный от юбки. Однозначно без декольте, обычно с воротником, с длинным рукавом для того что бы не дай бог, не повредить кожу рук и декольте на открытом воздухе.

Первый. Вариации на тему дневного закрытого платья соответствующей эпохи

Второй вариант. Переделанный на женскую выкройку мужской костюм того времени. Фалды были несколько короче, чем на мужских костюмах.

Юбка
Широкая и зачастую с длинным шлейфом.
Длинные и пышные юбки были столь же прекрасны, сколь и опасны. Зацепившись за ветку, амазонка могла сильно травмироваться при падении.

Панталоны
Облегающие штаны с высокой талией.
Мода не стояла на месте, вскоре под юбкой всадницы, вместо панталон оказались бриджи, да и сама юбка утратила пышность и длину.

Шляпа
Обычно характерно мужская: мушкетерская, треуголка, цилиндр, котелок, канотье и т.д.
К амазонке надевали жесткую шляпу с полями или ток. Украшениями служили перья, вуали, шарфы.
Обязательно украшалась вуалью, которая красиво развивалась по ветру.

Перчатки
Обязательны.


Летиция, Леди Ладе на коне Джорджем Стаббс, 1793

В 1870-х гг умение носить амазонку стало особенно важным, потому что согласно моде юбка очень сильно обузилась и потребовался крой делающий возможным нахождение в дамском седле. Для этого с той стороны с которой всадница помещалась в седле, делался напуск, натягивающийся коленом, а с противоположной- шлейф увеличенной длины, когда дама спешивалась, она должна была суметь быстро и изящно подхватить шлейф и закрепить излишнюю ширину юбки над коленом.

С поворотом моды во второй половине 19 века в сторону более узких юбок "обузилась" и амазонка. Умение носить амазонку стало настоящим искусством. Для удобства верховой езды крой модной узкой юбки был изменен: с правой стороны был предусмотрен напуск из ткани, натягивающийся при посадке коленом, а с левой выкраивался удлиненный шлейф, прикрывающий ноги. Сойдя с лошади (спешиваясь), всадница должна была изящным движением подхватить шлейф и закрепить его над коленом специальной застежкой. Однако, как и в широкой амазонке, так и узкой даме нужна была помощь при посадке на лошадь, чем не повод для испытания женских чар и маленького флирта?




Top