«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

Фантастический и героический мир «Миргорода» находится как бы «внутри» сборника. Обрамляют же его повести «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», раскрывающие современную жизнь. При этом если «положительным полюсом» контраста, пронизывающего «Миргород», оказывается «Тарас Бульба», то «отрицательным» становится «Повесть о том...».

Изображенная в ней действительность может выглядеть как жалкая пародия на героическое прошлое. Иван Иванович и Иван Никифорович - пошлые миргородские обыватели, лишенные духовного содержания и интересов и в то же время преисполненные дворянской спеси и чванства. Символом дворянского достоинства для них становится старое ружье, которое хранится у Ивана Никифоровича вместе со всяким хламом и которое во что бы то ни стало хочет приобрести Иван Иванович (в отличие от Ивана Никифоровича, он не потомственный дворянин, поэтому приобретение ружья для него - некое самоутверждение). Со своей стороны Иван Никифорович оскорблен тем, что сосед предлагал за ружье бурую свинью: «Это таки ружье - вещь известная; а то черт знает что такое: свинья». Дружба двух соседей, так умилявшая окружающих, внезапно обрывается из-за пустяка: из-за «поносного» для дворянского звания и чести слова «гусак», которым в пылу спора назвал Иван Никифорович Ивана Ивановича. Конфликт, таким образом, раскрывает не драматизм, а убожество изображаемой жизни. Это столкновение внутри самой же пошлости. Оно с самого начала имеет нелепый и далее обрастает все большими нелепостями, вроде похищения бурой свиньей прошения Ивана Никифоровича. Бывшие друзья изощряются, делая друг другу мелкие гадости, и, наконец, затевают судебную тяжбу, которая становится смыслом их жизни и разоряет их. «Дедовские карбованцы» из «заветных сундуков» переходят в «запачканные руки чернильных дельцов». Бесконечная тяжба свидетельствует о чиновничьих порядках - судебной волоките и крючкотворстве.

Гоголь развивает в повести манеру иронического притворства, начатую в «Вечерах». Повествование ведется от лица якобы такого же обывателя, как и герои. Этот, по словам Белинского, «простачок» видит в них «достойных мужей» Миргорода, его «честь и украшение». То умиляясь, то захлебываясь от восторга, он живописует бекешу Ивана Ивановича, его дом, «тонкое» , образ жизни двух друзей, любимые кушанья. Восхищение рассказчика вызывают явления ничтожные и прозаические. Он впадает в патетику при описании миргородской лужи, плетня, на котором висят горшки, здания суда, имеющего «целых восемь окошек», - и это создает острейший комический эффект.

Глуповато-наивное обывательское мышление рассказчика само становится объектом иронического, часто гротескового изображения и великолепно раскрывается в стиле речи, ее алогизмах, нелепых ассоциациях, смешной патетике и гиперболах. Например: «Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки! Фу ты пропасть, какие смушки! сизые с морозом! ... Господи Боже мой! Николай Чудотворец, угодник Божий! отчего же у меня нет такой бекеши! Он сшил ее тогда еще, когда Агафия Федосеевна не ездила в Киев. Вы знаете Агафию Федосеевну? та самая, что откусила ухо у заседателя». Однако в финале повести автор сбрасывает ироническую маску, и «забавный» рассказ уступает место печальным лирическим раздумьям над жизнью. Резко меняются тональность повествования, его краски: вместо жаркого, солнечного, обильного лета (начало повести) - картина осени, «скучных, беспрерывных дождей», «больного дня». Повесть обрывается на ноте щемящей грусти: «Опять то же поле... мокрые галки и вороны, однообразный дождь, слезливое без просвету небо. Скучно на этом свете, господа!».

Сюжет повести восходит к роману В. Т. Нарежного «Два Ивана, или Страсть к тяжбам» (1825). Гоголь продолжил и развил обличительную и сатирическую традицию этого писателя. Однако в романе Нарежного характеры, развитие сюжета, картины быта отличались схематичностью. У Гоголя, по словам И. А. Гончарова, они «ожили реально». Бытовая насыщенность повести раскрывает бездуховность героев. Для Гоголя, как и для романтиков, духовное в современном мире все более вытесняется вещами. Скопление вещей, обилие предметных описаний (например, сцена проветривания платья Ивана Никифоровича или съезд бричек и повозок с гостями на ассамблею к городничему) вместе с тем приобретают характер причудливый и странный, граничат с фантастикой. От романтической традиции у Гоголя и нарочитая подмена явлений духовной жизни «физическими», например, сравнение: «приятности» впечатления от ораторского дара Ивана Ивановича с ощущением, «когда у вас ищут в голове или потихоньку проводят пальцем по вашей пятке», а также «растительные» уподобления: голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз, а у Ивана Никифоровича - на редьку хвостом вверх. У него же нос в виде спелой сливы и т. д.

Особенность изображения жизни в повести в том, что она раскрыта только как царство духовного убожества, т. е. однозначно. Но этот во многом восходящий к романтизму способ изображения содержит громадный критический потенциал. Гоголь обнажает нравственное существо мещанства, его самодовольную тупость и злобную эгоистическую природу, таящуюся под внешней благопристойностью. Действительность раскрывается в своих типических проявлениях. Романтическое переходит, «переливается» в реалистическое.

Подробное решение Страница 78-103стр. по литературе для учащихся 8 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н. 2011

Какое отношение возникло у вас к героям повести и менялось ли оно по ходу чтения?

Вначале казалось, что это повесть о серьезных людях, но потом с каждой страницей убеждаешься в обратном.

Серьёзность или шутовство лежат в основе поведения персо-нажей?

Думаем, что более шутовство.

Пытается ли кто-нибудь из них насмешничать, кривляться?

На наш взгляд – нет.

Почему «смешная» повесть завершается словами автора: «Скучно на этом свете, господа!»

Скучно - из-за мелочности, глупости и никчемности такой жизни, которую ведут Иван Иванович и Иван Никифорович.

I. Попытайтесь разгадать, как Н. В. Гоголю удаётся рассмешить, удивить, а потом заставить задуматься.

Вначале просмотрите всю повесть по главам, восстановите в па¬мяти основные события, их связь, персонажей, описания и др. Далее изучайте текст подробнее:

1.Перечитайте характеристику героев и определите, в чём её не¬обычность, почти парадоксальность («Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом...» и т. д.).

Иван Иванович по мнению жителей Миргорода, «прекрасный человек». Но рассказчик напрасно напрягает все свои усилия, чтобы доказать эту мысль: он говорит и о том, что у Ивана Ивановича удивительная бекеша, и что дом его и сад очень хороши, и что дыни-то он любит и самое удовольствие их кушать умеет обставить церемониалом: записывает день и число, когда съедена дыня. По-видимому, это бесполезное занятие, показывающее только, что у Ивана Ивановича слишком много праздного времени, в глазах рассказчика, обозначало большую наклонность героя к порядку и хозяйственности. Затем прекрасные качества души героя гоголевский рассказчик старается доказать его богомольностью и добротой. Но из дальнейшего выясняется, что «богомольность» сводилась к тому, что он по праздникам подтягивал басом хору певчих, а «доброта» выражалась в том, что он расспрашивал нищих на паперти об их несчастиях, хотя никогда не давал никому ни гроша. Из анализа дальнейшего повествования Гоголя мы узнаем, чем очаровал жителей Миргорода Иван Иванович, он был «душой» местного общества: умел витиевато говорить, любил щегольнуть и знал, как держать себя; он соблюдал свое достоинство, как никто в городе; он умел со всеми уживаться и всем говорить приятное... Правда, «приличия» – вещь относительная, в разных слоях общества под «приличиями» понимается различное, и Гоголь дал несколько образчиков смешного и уродливого толкования этого понятия в Миргороде: верхом приличия здесь считалось, например, отказываться до трех раз от предложенного чая, и Иван Иванович с таким достоинством умел ломаться перед поставленной чашкой, что у наивного рассказчика вырывается восторженное восклицание: «Господи Боже! Какая бездна тонкости бывает у человека! Нельзя рассказать, какое приятное впечатление производят такие поступки!.. Фу, ты пропасть! Как может, как найдется человек поддержать свое достоинство!»

Это умение «поддерживать свое достоинство» основывалось у Ивана Ивановича на том уважении, которое он имел к себе, к своему маленькому чину и званию. К тому же он совершенно серьезно считал себя «прекрасным человеком», угодным Богу и заслуживающим уважения со стороны людей. Иван Иванович жил наивным лицемером и умер довольный собой, с полной верой в себя, не омраченный сомнениями, не обеспокоенный внутренней борьбой, которая рождается в душе человека, сознательно смотрящего в жизнь.

И, между тем, этот «богомольный» и «добрый» человек в повести Гоголя полжизни отдал на тяжбу с другом-соседом из-за слова «гусак»; он прибегал и ко лжи, и к клевете, и к подкупам, он обнаружил в своей «праведной» душе бездну дряни. Итак, хороших качеств души Ивана Ивановича Гоголь не показал. Перед нами человек ничтожный и потому мелочно-самолюбивый, праздный, любопытный, скупой, черствый и пустой, с большим самомнением. И читатель повести Гоголя расстается с ним, окончательно разуверившись в том, что это «прекрасный человек».

Иван Никифорович с точки зрения сограждан, он был тоже «хороший» человек, хотя бы потому, что грузный и неподвижный, в полусонном состоянии пролежал у себя большую часть своей жизни, ни чем не интересуясь, никого не трогая. В маленьком городке и это уже большое достоинство, когда человек не делает зла другим людям; ведь здесь, в этой мелочной сфере, из пустяка могут разыграться «великие события»! Но дальнейшее повествование Гоголя о жизни Ивана Никифоровича об его столкновениях с бывшим другом обличают и в его душе массу мелких, злых качеств. Это существо, почти полуживотное, оказывается и скупым, и упрямым, и великим сутяжником. Прилив злости даже дает ему силы и энергию на ведение судебного дела. И мы убеждаемся, что не любовь связывала друзей, а «привычка», только благодаря случайности их «дружба» была так продолжительна и благодаря случайности (приезд к Ивану Никифоровичу Агафии Федосеевны, которая окончательно рассорила друзей) вражда сделалась упорной.

2.Прочитайте сравнительную характеристику героев и найдите на¬рушения, алогизм в основе сравнения («Иван Иванович несколь¬ко боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках...» и т. д.).

Алогизмы:

«Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович намного ниже, зато распространяется в ширину».

«Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. »

3.Какие странности и неожиданности в поведении разных персона¬жей повести вы заметили (например, «Вы знаете Агафию Федосеевну? та самая, что откусила ухо у заседателя» или «...сделает надпись над бумажкою с семенами “Сия дыня съедена...”»)?

«Иван Иванович очень сердится, если ему попадется в борщ муха: он тогда выходит из себя - и тарелку кинет, и хозяину достанется. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар, и очень любит пить чай в такой прохладе.»

Иван Иванович как бы сочувствует нищим, но на деле не подает им ни копейки.

Судья, который, во время судебного разбирательства, разговаривает о дроздах и, не слушая дела, его подписывает и берет взятки обеими руками;

4.Обратите внимание на непроизвольные движения и гримасы пер¬сонажей, а также на описание внешнего вида некоторых пред¬метов, например, вид улицы в Миргороде, плетня, увешанного разными предметами, вид лужи и др.

«Иван Иванович не мог более владеть собою: губы его дрожали; рот изменил

обыкновенное положение ижицы, а сделался похожим на О: глазами он так мигал, что сделалось страшно. Это было у Ивана Ивановича чрезвычайно редко. Нужно было для этого его сильно рассердить.»

Иван Иванович если попотчивает вас табаком, то всегда наперед лизнет языком крышку табакерки, потом щелкнет по ней пальцем и, поднесши, скажет, если вы с ним знакомы: "Смею ли просить, государь мой, об одолжении?"; если же незнакомы, то: "Смею ли просить, государь мой, не имея чести знать чина, имени и отечества, об одолжении?"

«Чудный город Миргород! Какие в нем нет строений! И под соломенною, и под очеретяною, даже под деревянною крышею; направо улица, налево улица, везде прекрасный плетень; по нем вьется хмель, на нем висят горшки, из-за

него подсолнечник выказывает свою солнцеобразную голову, краснеет мак, мелькают толстые тыквы... Роскошь! Плетень всегда убран предметами, которые делают его еще более живописным: или напяленною плахтою, или сорочкою, или шароварами. В Миргороде нет ни воровства, ни мошенничества, и потому каждый

вешает, что ему вздумается. Если будете подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа! Домы и домики, которые издали можно

принять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее.»

5.Найдите странное и необычное в именах и фамилиях персона¬жей повести.

Дорош Тарасович Пуховичка, Антон Прокофьевич Пупопуз, Иван Никифорович Довгочхун.

6.Вспомните эпизод, когда животное неожиданно вмешивается в развитие действия (сюжета). Как вы можете истолковать такой приём Гоголя?

Свинья Ивана Ивановича, вбежала в комнату и схватила и съела прошение Ивана Никифоровича. Автор вводит этот смешной эпизод используя прием гротеска. Это вызывает смех у читателя от несуразности и глупости происходящего.

7.Перечитайте пересказ прошения Ивана Ивановича и Ивана Ники¬форовича в суд и найдите в них странное и неожиданное.

В прошениях оба просят посадить обидчиков в тюрьму и в «кандалы забить»- «кандалы заковать», Иван Никифорович обвиняет Ивана Ивановича в неприличной родне.

8.Обратите внимание на своеобразие гоголевских сравнений (например, «нос в виде спелой сливы» и др.).

На основе своих наблюдений сделайте вывод об особенностях гоголевского юмора, назовите некоторые художественные при¬ёмы, с помощью которых изображаемые обстоятельства и люди вызывают смех и недоумение.

Гоголь не дает не расплывчатый набросок облика героя, а четкий рисунок, в котором вес решающие черты выступают сильно и зримо. Писатель не стремится к чрезмерному насыщению портрета множеством деталей, он показывает несколько наиболее характерных, запоминающихся черт: «Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз, голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх».

Стремясь создать осязаемый облик действующего лица, Гоголь прибегает к сравнению его с предметным миром, которое подчеркивает «тупость» героя. Вот, например, портрет Лафии Федосеевны: «Весь стан ее похож был на кадушку, и оттого отыскать ее талию было так же трудно, как увидеть без зеркала свой нос. Ножки ее были коротенькие, сформированные на образец двух подушек».

І.Попытайтесь понять, почему становится грустно к концу повести.

1.Как можно оценить с позиции здравого смысла причину ссоры двух друзей?

Щепетильный в вопросах дворянской чести Иван Иванович был глубоко оскорблен словом «Гусак», прозвучавшим в его адрес от Ивана Никифоровича.

2. Охарактеризуйте их образ жизни, склонности, нравы. Что преобладает в жизненных интересах, потребностях всех дворян Миргорода?

В повести о ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем Гоголь рисует не «дворянское гнездо», а во всей наготе представляет безотрадную жизнь провинциальных «существователей» уездного города. Она не озарена никакими высшими интересами. Это тихое болото, которого не стоит ворошить, иначе со дна поднимется грязь! Их жизнь предстаёт праздной. Все интересы её обывателей сводятся к еде, спанью, к праздной болтовне. В этой бессодержательной жизни всякая мелочь представляет огромное значение отсюда любовь к сплетням, мелким кляузам, отсюда развитие у обывателей города таких мелких чувств, как зависть, подозрительность, обидчивость... В такой сфере нет места глубоким и прочным чувствам, пустяка бывает достаточно для того, чтобы дружба обратилась во вражду.

Человеку, даже обжившемуся в этом мире, все-таки порою делается скучно, и тогда он цепляется за всякую сплетню, за всякое вырвавшееся слово, за всякий намек, чтобы раздуть в себе «новые» чувства, ими заполнить свою праздную жизнь. Такова психологическая идея этого смешного и печального рассказа Гоголя. В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» оказалось достаточным одного слова «гусак», чтобы два друга, «честь и украшение Миргорода», поссорился на всю жизнь и обрели каждый цель и смысл жизни в судебной тяжбе, упорной, разорительной и непримиримой...

3. Какие действия друг против друга замышляли и предпринимали поссорившиеся соседи? Почему не удалось их примирить?

Борьба становится для обоих

Иванов смыслом жизни, все свои силы и средства тратят они на нее.

в тоскливую судебную рутину. Каждый из противников

укрепляет оборону своей территории, а Иван Никифорович еще и выстраивает гусиный хлев у самого забора, явно с оскорбительной целью. Тогда Иван Иванович под покровом «украинской ночи» пробирается с пилой в хлев и разрушает его. Конечно, поступки героев

После разрушения хлева «война» переходит в бумажную стадию. К полному изумлению всего Миргорода, оба вчерашних приятеляпишут друг на друга чудовищные жалобы, требуя не больше не меньше, как заключения противника в тюрьму и отправки его на каторгу

в Сибирь. Ситуация приобретает совершенно абсурдный характер, когда прошение Ивана Никифоровича неожиданно похищает бурая свинья.

Общество делает различные попытки помирить враждующих соседей. На ассамблее у городничего это почти удалось сделать. Гоголь с эпическим размахом описывает городской бал. Примирение врагов чуть было не произошло, но в самый решительный момент Иван Никифорович вновь случайно произнес роковое словечко «гусак». По выражению автора, все пошло к черту...

1.Внимательно перечитайте конец повести: «Назад тому лет пять я проезжал чрез город Миргород. Я ехал...» и до конца. Опре-делите настроение путешествующего повествователя. С каким чувством он воспринял давних знакомых и какова была его реак¬ция на их уверенность в завершении судебной тяжбы?

Настроение у него было тягостное, предчувствие чего-то неприятного. Повествователь встречает двух поседевших стариков и с изумлением узнает в них прежних «замечательных» людей. Каждый из Иванов торопится сообщить о том, что судебное дело вот-вот решится в его пользу. Автор

рисует безрадостный осенний пейзаж и восклицает: «Скучно на

этом свете, господа!» Гоголю удалось ярко показать измельчание

человека и общества, высмеять нелепых провинциальных обывателей.

Однако за гоголевской сатирой ощущается и более глубокое

чтобы мир стал лучше.

2.Какие ассоциации вызывает у вас словесный образ «больной день» и какими художественными средствами Гоголь изображает (воссоздаёт) его?

Нехороший, тяжелый, тягостный. Автор воссоздает его с помощью отображение сырой грязной осени. Использует эпитеты: ненатуральная зелень, скучные дожди, жидкая сеть, трогательная дружба, печальные притворы, серая масса грязи, неприятный звук, слезливое беспросвету небо.

*** Дополнительные вопросы ***

1.Попробуйте найти отличия в позиции и оценках повествователя и рассказчика.

Рассказ в этой повести ведется Гоголем от лица какого-то обывателя города Миргорода; из его повествования вырисовывается его личность: он глуповатый, наивный, словоохотливый человек, весь живущий жизнью Миргорода, и с обывательской точки зрения смотрящий на все, здесь происходящее.

Анализ характеров героев, описание их жизни, описание других жителей города Миргорода, их занятий, развлечений, представляет собою нечто замечательное именно потому, что в нём обрисовываются не только Иван Иванович и Иван Никифорович, но и сам рассказчик. Гоголевская характеристика обличает в нем человека, живущего сплетнями миргородской жизни, не умеющего отличить мелкое от крупного, существенное от незначительного. В результате, сравнение двух характеров, в его устах представляет собою нагромождение без системы и плана всевозможных душевных и телесных качеств обоих героев; черты душевные смешиваются с физическими приметами, привычками, даже с особенностями костюма. Все эти подробности, порознь взятые, любопытны и уясняют не только двух героев, их жизнь, привычки, убогое содержание их души, но также и прочих миргородских обывателей, которые от скуки, от праздности изучили друг друга до малейших подробностей. Они знают, что скажет каждый из их знакомых, подавая друг другу табакерку, знают, что принято говорить еврею, продающему эликсир против блох... Это жизнь, одуряющая своим однообразием, своею скудостью. В этой среде рождаются невозможные слухи (например, будто Иван Никифорович родился с хвостом) которые до того популярны, что их приходится серьезно оспаривать. Эта изображённая Гоголем среда совершенно беспомощна в оценке нравственных качеств человека, она может добрым и «богомольным» считать человека черствого, «прекрасным» она может считать человека зажиточного; эта среда верит еще в авторитет комиссара и время считает такими историческими событиями, как поездка какой то Агафии Федосеевны в Киев. По словам Гоголя, Иван Иванович и Иван Никифорович – «честь и украшение Миргорода». Отсюда мы можем заключить о желании автора в лице этих двух типичных «существователей» изобразить «лучших» людей Миргорода; в них, как в аналитическом фокусе, собрано все характерное, все своеобразное, к чему присмотрелся местный обыватель, с чем он сроднился, но что поражает свежего человека... Наивность рассказа выдержана Гоголем мастерски: она позволяет автору скрыть осуждение этой жизни, позволяет ему удержаться от карикатурности, от того субъективизма, который только в конце повести прорывается в восклицании автора: «скучно жить на белом свете, господа!»

2.Соотнесите заглавие «Повесть о том, как поссорился Иван Ива¬нович с Иваном Никифоровичем» с заключительной фразой «Скучно на этом свете, господа!» и покажите глубинную связь между ними.

3.Какую сторону человеческой жизни открыл Гоголь в своей повести?

4.Есть ли связь данного произведения с повестью «Ночь перед Рождеством»? Литературоведы говорят о фантастике в реалис-тических произведениях Гоголя. «Фантастика, - пишет исследо¬ватель творчества писателя Ю. Манн, - ушла в быт, в вещи, в поведение людей и в их способ мыслить и говорить». Что же в таком случае «фантастического» в «Повести о том, как поссорил¬ся Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»?

Определенная связь есть – и в том и другом произведении автор ярко раскрывает колоритные образы людей, жителей выдуманного поселка Миргород и каждый из них имеет свою особенность и неповторимость. Недаром Миргород – как город-мир, где можно увидеть и встретить самое разное.

«Фантастическое» в повести (По Ю.Ману) - способ жизни обоих Иванов, их хозяйство, подворье, быт, описание обоих дворов, сравнение их характеров.


ВНЕШНИЕ ЧЕРТЫ

Иван Иванович: худощав, высокого роста, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом вниз

Иван Никифорович: немного ниже Ивана Никифоровича и шире, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом вверх

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Оба героя живут в высоком материальном достатке, поэтому не имеют привычки отказывать себе в чем-либо. Но такая жизнь сделала их эгоистами: мысли и рассуждения в основном возникают по поводу того, как себя развлечь, чего им не хватает, как разнообразить свою жизнь.

ПОСТУПКИ, ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Иван Иванович: довольно по-доброму относится к соседским детям, однако во всех остальных людях ищет материальную или психологическую выгоду (например, удовлетворение от общения, от время провождения).

Он каждое воскресенье ходит в церковь (однако говорит с нищими об их нуждах и ни разу не помогает), Любит, когда ему дарят подарки. Довольно вспыльчив, особенно сильно ему не понравилось слово "гусак". Из-за него же он и поссорился с некогда близким приятелем более чем на 12 лет. Благодаря имущественному положению считается порядочным, высокопоставленным человеком.

Иван Никифорович:Никогда не был женат и не имел намерения жениться. Весь день лежит, отдыхает, подолгу спит. Ленив и безделен. Несмотря на огромное количество разногласий, хорошо общается со своим соседом Иваном Ивановичем, в силу своего высокого материального состояния занимает высокое положение в обществе, очень любопытен, хотя вряд ли по-настоящему переживает за окружающих его людей.

Иван Иванович: Обладатель культурной, сдержанной речи, говорит чрезвычайно приятно ("как сон после купанья")

Иван Никифорович:больше молчит, однако если влепит куда-то свое слово, оно будет остро и "отбреет лучше всякой бритвы"

ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИМИ ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЛИЦАМИ

Иван Иванович: Его знает и комиссар, и различные "большие люди", когда едут неподалеку, всегда заезжают к нему в гости. Протопоп отец Петр говорит о нем как о человеке, на редкость точно исполняющем свой христианский долг, и что подобного честного человека он никогда не встречал

Иван Никифорович: Часто ходили слухи, что он женился, что было чистой ложью. Антон Прокопьевич Пупопуз говорил о нем как о человеке, везде таскающимся за Иваном Ивановичем, утверждал, что их словно "сам черт связал веревочкой"

Иван Иванович: Какой у него дом в Миргороде! Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах, под которым везде расположены скамейки. Всегда, когда становилось жарко, Иван Иванович отдыхал там. Кроме того, у него был замечательный сад, а в нем - чего только нет! разные деревья - слива, черешня, вишня, много овощей и фруктов, подсолнечники, дыни, стручья, даже гумно и кузница.

Иван Никифорович: Двор его был неподалеку от двора Ивана Ивановича, из одного в другой можно было перелезть через плетень, у него есть амбар, гоубятня, в его дворе жили лучшие голуби, однако чистота оставляла желать лучшего: местами валялись корки от арбузов, изломанные колеса, обруч из бочки.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Окружали обоих персонажей высокопоставленные люди, часто бывали у них в гостях. Они оба хорошо общались с комиссаром, попом, судьей.

Обновлено: 2016-12-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.




Top