Причины хандры евгения онегина. Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (по роману А.С

Роман в стихах «Евгений Онегин» создавался А. С. Пушкиным в течение 8 лет. В 1831 году роман был окончен и в 1833 году вышел в свет. Без сомнения, на содержание романа наложили свой отпечаток исторические события того времени - заграничные походы русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов.
Главный герой романа - молодой дворянин Евгений Онегин. Мы не знаем, писал ли Пушкин своего героя с какого-то конкретного человека, но скорее всего Онегин - образ собирательный. Так, как жил и проводил свое время Онегин, жили все молодые дворяне того времени, «золотая» молодежь XIX века. Обучал Онегина гувернер-француз, но несмотря на низкий уровень полученного образования, он, благодаря природным способностям и острому уму, выделялся в свете и был им любим.
Онегин был, по мненью многих Судей решительных и строгих, Ученый малый, но педант; Имел он счастливый талант Без принуждения в разговоре Коснуться до всего слегка, Сученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм.
Кроме того, Онегин был большой знаток «науки страсти нежной», играл в эти игры по всем правилам и мастерски, поэтому пользовался большим успехом у женщин. Онегин вел светскую жизнь. Одетый по последней моде, он прогуливался по Невскому, бывал в театрах, на балах и, казалось бы, должен был быть доволен жизнью. Однако Онегин начинает скучать, ему надоела однообразная светская жизнь.
Нет: рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели.
Пушкин называет состояние, в которое впал Онегин, «английским сплином», или «русской хандрой». Герой уподобляется Чайльд-Гарольду:
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный.
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.
Причины такого состояния Онегина могут быть различные.
Можно предположить, что этот незаурядный человек внутренне чувствовал, что ему дано более высокое предназначение, чем просто «прожигать» собственную жизнь. Но куда направить свой талант и свою нерастраченную энергию, он не знал. Кроме того, навыков и привычки трудиться у Онегина не имелось, и он не пытался это изменить. Найти счастье и удовлетворение в работе ради какой-либо цели, ради помощи другим Онегин просто не в состоянии из-за своего воспитания.
В результате хандра Онегина стала причиной того, что он не только сам не нашел своего счастья, но и сделал несчастными окружающих его людей. Он не смог и не захотел ответить на искреннюю и чистую любовь Татьяны Лариной, ведь любовь - это тяжелый труд души, а Онегин не способен на серьезное чувство. Он тронут любовью Татьяны, но не более того. Следующим шагом, на который толкает Онегина его скука, является флирт с Ольгой Лариной. Он ради развлечения, для того чтобы развеять всю ту же скуку, начинает ухаживать за ней. Онегин не задумывается о том, что причинит боль своему другу - Владимиру Ленскому. Итогом «развлечения» Евгения стала дуэль, где он убивает Ленского.
Татьяна страдает, она оказалась в безвыходном положении. С одной стороны, она уже не в силах разлюбить Онегина, а с другой - понимает, что он не достоин ее любви. После того, как Онегин с тановится убийцей Ленского, Татьяна осознает, что Евгений - эгоист и равнодушный человек, приносящий окружающим его людям только горе и боль. Разочарование пдстигает Татьяну. Она мечтала о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым - умным и благородным ей представлялся Онегин.
Онегин сумел полюбить Татьяну только тогда, когда она уже становится «равнодушною княгиней», «неприступною богиней / Роскошной, царственной Невы», замужней дамой. Почему любовь приходит к Онегину так поздно? Татьяна признается, что по-прежнему любит его, но теперь им уже не суждено быть вместе. Ситуация отзеркалилась. Вначале Татьяна встречает Онегина, влюбляется в него, пишет ему письмо и получает достойную отповедь. Теперь же, напротив, Онегин встречает Татьяну, влюбляется, пишет письмо, и не одно, и получает отказ. Но если в первом случае страдала только отвергнутая Татьяна, то теперь суждено страдать двоим. И опять здесь вина Онегина.
И в молчаливом кабинете,
Ему припомнилась пора.
Когда жестокая хандра
За ним гналася в шумном свете,
Поймала, за ворот взяла
И в темный угол заперла.
Думаю, в конце романа герой более несчастлив, чем в начале. Его ощущение собственной нереализованное™ усугубилось безответным чувством.

В «Евгении Онегине» представлен «типический герой в типических обстоятельствах - в нем нет ни малейшего намека на исключительную, экзотическую обстановку свойственную романтическим произведениям. Но еще важнее другое «мировая скорбь» романтика, которая появляется как следствие открытия героем, личностью исключительной, общего несовершенства мира и разочарования во всем, в «Онегине» мотивируется вполне реалистическими причинами. Более того вместо этой традиционной романтической черты русский Чайльд-Гарольд Онегин наделяется и «русской хандрой». При этом само слово «хандра» наполняется несколько иным содержанием здесь остается оттенок разочарованности, общего скептицизма но вместе с тем появляется и то, что связано со скукой, пресыщением, даже некоторой ленивостью и флегматичностью. Но самое главное то, что все эти качества Онегина, которые имеют вполне очевидные следствия в дальнейшем сюжетном развитии с самого начала получают исчерпывающее объяснение. Итак, а чем же причины «хандры» Онегина?

В начале романа перед нами предстает картина воспитания, образования времяпрепровождения и интересов типичного молодого человека родившегося «на брегах Невы» и волею судьбы оказавшегося «наследником всех своих родных».

Почему же мечтательность натуры Онегина переходит в разочарованность, а глубокий аналитичный ум становится резким и охлажденным? Догадаться об этом нетрудно: Пушкин подробнейшим образом описывает типичный день Онегина, его занятия и увлечения. Авторский вывод очевиден:

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера;

Вот то, что приводит героя к хандре: однообразие жизни, лишь внешне пестрой, но на самом деле вертящейся по установленному кругу: «обеды, ужины и танцы», как сказал об этом грибоедовский Чацкий. Белинский справедливо сказал об Онегина, что «бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». И вот результат:

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу.

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел

Щедро одаренный разнообразными способностями человек не может найти себе друшго занятия, кроме тех, какими «так довольна... самолюбивая посредственность». Такие попытки у Онегина были: он, оставив надоевший ему флирт со светскими красавицами, «зевая, за перо взялся». Но дело не только в отсутствии у Онегина писательского дара, вывод автора носит более общий характер: «труд упорный ему был тошен». Вот она-онегинская лень.

Но может быть, Онегин использовал далеко не все средства, способные излечить его болезнь? А собственно, какие еще «рецепты против нее предлагаются? Конечно, путешествия, столь типичная черта романтического героя Онегин и собирался отправиться на Юг с Автором о чем тот сообщает нам в лирическом отступлении. Но тут «подвернулось» наследство и он ограничивается «путешествием» а деревню. Правда, потом ему суждено будет «проездиться по России», но это будет уже не совсем тот Онегин, скучающий и хандрящий, с которым мы познакомились s этой части романа

А что же еще пытается сделать герой, чтобы разогнать «хандру». Фактически, больше ничего Может в этом и состоит причина того, что и в деревне, где привычные условия жизни Онегина действительно изменились:

скука та же

Хандра ждала его на страже

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена

Недуг Онегина, связанный с западноевропейским «байронизмом», неслучайно поражает именно его, воспитанного и выросшего «на брегах Невы».

Оторванность Онегина от национальной «почвы»-это одновременно и причина его хандры, и то что лежит в основе очень важных следствий онегинской болезни.

В "Евгении Онегине" представлен "типический герой в типических обстоятельствах - в нем нет ни малейшего намека на исключительную, экзотическую обстановку свойственную романтическим произведениям. Но ещё важнее другое "мировая скорбь" романтика, которая появляется как следствие открытия героем, личностью исключительной, общего несовершенства мира и разочарования во всем, в "Онегине" мотивируется полностью реалистическими причинами. Более того вместо этой традиционной романтической черты русский Чайпьд-Гарольд Онегин наделяется и "русской хандрой". При этом само слово "хандра" наполняется несколько иным содержанием в этом месте остается оттенок разочарованности, общего скептицизма но совместно с тем появляется и то, что связано со скукой, пресыщением, более того некоторой ленивостью и флегматичностью. Но самое главное то, что все эти качества Онегина, которые имеют полностью очевидные следствия в дальнейшем сюжетном развитии с самого начала получают исчерпывающее объяснение. Итак, а чем же причины "хандры" Онегина?

В начале романа перед нами предстает картина воспитания, образования времяпрепровождения и интересов типичного молодого человека родившегося "на брегах Невы" и волею судьбы оказавшегося "наследником всех своих родных".

Почему же мечтательность натуры Онегина переходит в разочарованность, а основательный аналитичный ум становится резким и охлажденным? Догадаться об этом нетрудно: Пушкин подробнейшим образом описывает типичный день Онегина, его занятия и увлечения. Авторский вывод очевиден:
Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера;

Вот то, что приводит героя к хандре: однообразие жизни, лишь по виду пестрой, но на самом деле вертящейся по установленному кругу: "обеды, ужины и танцы", как сказал об этом грибоедовский Чацкий. Белинский справедливо сказал об Онегина, что "бездеятельность и пошлость жизни душат его, он более того не знает, что ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность". И вот результат:

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу.

Попробовать не захотел,

Но к жизни отнюдь охладел

Щедро одаренный разнообразными способностями человек не может найти себе друшго занятия, кроме тех, какими "так довольна... самолюбивая посредственность". Такие попытки у Онегина были: он, оставив надоевший ему флирт со светскими красавицами, "зевая, за перо взялся". Но дело не только в отсутствии у Онегина писательского дара, вывод автора носит более общий характер: "труд упорный ему был тошен". Вот она-онегинская лень.

Но может быть, Онегин использовал вдали не все средства, способные излечить его болезнь? А собственно, какие ещё "рецепты против нее предлагаются? Конечно, путешествия, столь типичная черта романтического героя Онегин и собирался отправиться на Юг с Автором о чем тот опубликовывает нам в лирическом отступлении. Но тут "подвернулось" наследство и он ограничивается "путешествием" а деревню. Правда, потом ему суждено будет "проездиться по России", но это будет уже не совсем тот Онегин, скучающий и хандрящий, с которым мы познакомились s этой части романа

А что же ещё пытается сделать герой, чтобы разогнать "хандру". Фактически, больше ничего Может в этом и состоит причина того, что и в деревне, где привычные условия жизни Онегина реально изменились:

Скука та же

Хандра ждала его на страже

И бегала за ним она, Как тень иль верная жена

Недуг Онегина, связанный с западноевропейским "байронизмом", не случайно поражает как раз его, воспитанного и выросшего "на брегах Невы".

Оторванность Онегина от национальной "почвы"-это одновременно и причина его хандры, и то что лежит в основе очень важных следствий онегинской болезни.

Образ Онегина сильно повлиял на дальнейшее развитие русской литературы. Следом за Онегиным явились Печорин и Рудин. Эта вереница героев названа впоследствии «лишними людьми». Пушкин подчеркивает типичность онегиных, их полную неспособность к настоящей жизни.

И в то же время Пушкин разглядел недюжинность героя:

Неподражательная странность
И резкий, охлаждённый ум.

Это - лестная характеристика, она, казалось бы, многое обещает. Но при первом же испытании Онегин пасует перед обстоятельствами. Но всё по порядку…

Итак, Онегин – типичный молодой человек конца 20-х – начала 30-х годов Х1Х века. Его воспитание ничем не отличается от воспитания дворянских детей того времени: «Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь…». У Евгения был модный в те времена французский гувернер, который «…Слегка за шалости бранил // И в Летний сад гулять водил…». Поведение Онегина в обществе также продиктовано модой: «Хранить молчанье в важном споре // И возбуждать улыбку дам…». День героя был расписан по минутам, с совершенным отсутствием свободного времени. Но при этом наш герой скучает:

Короче, русская хандра
Им овладела понемногу…

В чем же причина этой хандры, овладевшей практически всем обществом? Пушкин даёт ответ: виновником всех бед писатель видит нравы и обычаи света. А кому, как не Пушкину, знать о нравах того времени? Недаром он называет Онегина своим «старым приятелем». Он настолько хорошо знает его вкусы, привычки и мысли, что невольно возникает ощущение, что в противоречивости образа Онегина, в описании его уклада жизни Пушкин в какой-то мере выразил себя. Может быть, именно поэтому он позволяет себе иногда быть очень суровым к своему персонажу.

К тому же, поражение восстания декабристов и ужесточение цензуры на «интеллектуальную деятельность» также сыграли свою роль. Таковы причины хандры Онегина. Но было бы полбеды, если бы от этого страдал только сам герой. Нет, его «душевный недуг» заставил страдать и других.

Во-первых, он отказывается от любви Татьяны, не веря в искренность её чувства, не вдохновившись им. Лишь позже, постранствовав по свету, он поймет, что наделал, но будет поздно – Татьяна замужем за другим, она полностью слилась с другими представительницами света. В её сердце уже не осталось и тени былой страстной натуры.

Во-вторых, холодность сердца и души привели Евгения к глупой ссоре с другом – Ленским. Жизнь в Петербурге сделала героя циничным, поэтому его оценка Ольги Лариной, возлюбленной Владимира, довольно сурова. Ленский, как настоящий влюблённый, бросает вызов обидчику. Этот шаг становится роковым. В ночь перед дуэлью Ленский пишет Ольге последние стихи, а Онегин… крепко спит.

Ссора эта закончится смертью «философа в осьмнадцать лет». В роковое утро перед поединком Онегин явится «мячиком предрассуждений», рабом светской условности:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!

Хотя и невольный, но Онегин всё же - убийца. Это накладывает на него неизгладимый отпечаток. Недаром он признаётся в письме Татьяне:

Ещё одно нас разлучило…
Несчастной жертвой Ленский пал…

Именно отсюда и начинается перелом в жизни главного героя: поспешное бегство из деревни, странствия по родной земле и всё растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности:

Зачем я пулей в грудь не ранен?
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..

В восьмой главе романа перед нами предстаёт другой Онегин. Он повзрослел, стал богаче духовно, глубже, искреннее. И письмо к Татьяне - тому подтверждение. Но он опоздал, Татьяна несвободна. Путешествие сильно изменило героя, однако отказ Татьяны изменит его не меньше. Но автор ничего больше не говорит:

И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… Навсегда.

Таким образом, Пушкин подчеркивает, что Онегина сформировала окружающая его среда. Именно она превратила некогда пылкую душу в камень. А доказательством пылкости и сердечности Онегина является не кто иной, как Владимир Ленский, который, с одной стороны, – антипод настоящему Евгению, с другой – его прошлый образ. Именно поэтому Пушкин произносит важную, хотя и короткую фразу: «Они сошлись…»


    Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....

    Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ эпизода четвертой главы романа А.С.Пушкина.) (by SSSoft.ru) А. С. Пушкин Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем...

    «Как он устав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты» – так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора, живого человека силой поэтического таланта автора. В...

    А. С. Пушкин более семи лет работал над первым реалистическим романом в стихах “Евгений Онегин”, в котором отразилась “вся жизнь, вся душа, вся любовь его”, “его чувства, понятия, идеалы”. Это произведение, отражающее один из переломных моментов в российской...

    В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас литературное произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Написано...

    В нем русская душа, русский язык, русский характер... Н.В. Гоголь Пушкин... Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каким же был этот человек? Я думаю, что он...




Top