Причины трагического финала бедная лиза. Сентиментализм повести бедная лиза

Александр II вступил на престол уже немолодым человеком -- в 36 лет. Трудно сказать, что больше повлияло на его решение отменить крепостное право -- “Записки охотника”или Крымская война. После нее прозрели многие, в том числе и сам царь. В 1856-- гг. в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения. Они быстро затихли, но лишний раз напомнили, что помещики сидят на вулкане.

Крепостное хозяйство таило в себе и другую угрозу. Оно не обнаруживало явных признаков скорого своего краха и развала. Оно могло просуществовать еще неопределенно долгое время. Но свободный труд производительнее подневольного -- это аксиома. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития. Крымская война наглядно показала растущее отставание России. В ближайшее время она могла перейти в разряд второстепенных держав.

Нельзя забывать и третью причину. Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно.

Сознавая необходимость преобразований, Александр II не знал, как приступить к ним. У него не было ни плана реформ, ни руководящих принципов. Не имели таковых и министры, подобранные еще Николаем. Между тем в обществе заговорили о гласности. Позднее это слово подхватило и правительство. Но в печати по-прежнему не допускалось свободного обсуждения общественных проблем. По рукам стали ходить записки, посвященные самым животрепещущим вопросам. Некоторые из этих произведений, написанные с блеском и талантом, оказали сильное воздействие и на общественное мнение, и на царя. Особое значение приобрела “Записка об освобождении крестьян”, автором которой был воспитатель наследника престола Николая (рано умершего) К. Д. Кавелин. С конца 1855 г. она начала путешествовать по «кружкам», гостиным, салонам, редакциям и канцеляриям.

Крепостное право, считал Кавелин,--это главный узел, в котором сплелось опутавшее Россию зло. Но этот узел надо развязать, а не разрубить. Насильственное решение вопроса не внесет успокоения. России, писал Кавелин (рис.4), нужны мирные успехи. Надо провести такую реформу, чтобы обеспечить в стране “на пятьсот лет внутренний мир”.

Кавелин считал, что можно и нужно пренебречь правом помещиков на личность крестьянина, но нельзя забывать об их праве на его труд и в особенности на землю. Поэтому освобождение крестьян может быть проведено только при вознаграждении помещиков. Другое решение, заявлял Кавелин, “было бы весьма опасным примером нарушения права собственности”.

Но нельзя, подчеркивал Кавелин, упускать из виду и интересы крестьян. Они должны быть освобождены от крепостной зависимости, за ними надо закрепить ту землю, которой они владеют в настоящее время. Разработку выкупной операции правительство должно взять на себя. Если оно сумеет учесть интересы помещиков и крестьян, то два сословия сначала сблизятся, а затем сольются в один земледельческий класс. Внутри его исчезнут сословные различия и останутся только имущественные. “Опытом доказано,-- писал Кавелин,-- что частная поземельная собственность и существование рядом с малыми и больших хозяйств суть совершенно необходимые условия процветания сельской промышленности”.

Отмена крепостного права, как надеялся мыслитель, откроет путь другим реформам: преобразованию суда, устранению цензурного гнета, военной реформе, развитию просвещения.

В составлении и распространении записки Кавелин видел свой гражданский долг, “святейшую из святейших обязанностей, хотя бы в конце ее стояли крепость, Сибирь или виселица”. Никто тогда не знал, как обернется дело. При Николае люди отправлялись в ссылку и по менее значительным поводам.

Крепостники встретили записку Кавелина с раздражением. Говорили, что он писал “по заказу Пальмерстона(английского премьер-министра). Сторонникам сохранения крепостничества удалось настроить против Кавелина самого царя. Кавелин потерял место наставника цесаревича, а затем был удален из Петербургского университета. Тем не менее его записка предопределила многие положения крестьянской реформы.

Отмена роуминга между Россией и Белоруссией уже несколько лет является довольно обсуждаемой темой. При том не только в экспертных кругах, но и широкой общественностью двух наших стран. И это понятно - наши страны тесно связаны не только торгово-экономическими отношениями, но, прежде всего, человеческими - многие россияне имеют родственников или друзей в Белоруссии и наоборот. А отмена роуминга существенно удешевит связь между людьми наших стран.

Напомню, что законопроект об отмене роуминга в прошлом году уже был внесен в Государственную Думу России поле того, как в конце июля состоялся Высший государственный совет Союзного государства. Тогда в ходе заседания Москва и Минск обсудили не только развитие машиностроительного и агропромышленного комплексов, но и отмену роуминга между братскими государствами. Согласно достигнутым договоренностям, роуминг в Союзном государстве планируется отменить с 1 января 2018 г.

Поправки нацелены на отмену «национального роуминга, включая услуги по передаче данных и предоставлении доступа к информационно-телекоммуникационной сети интернет, а также роуминга между абонентами, находящимися на территории Союзного государства».

Вместе с тем, в сопроводительных документах указывается, что среди стран СНГ Россия и Беларусь наиболее последовательно воплощают в жизнь экономическую интеграцию. Также две страны являются тесными партнерами в экономической, политической и социальных сферах. «Очевидно, что для дальнейшего углубления интеграции в рамках Союзного государства требуется работа во многих направлениях, в том числе и в направлении доступности мобильной связи», - говорится в пояснительной записке к документу.

Конечно, на это можно возразить, что многие сегодня пользуются мессенджерами, но, возможно, люди ими и пользуются, что обычная сотовая телефонная связь между нашими странами еще дорогая. Однако, это довольно слабый аргумент, так как наличие мессенджеров не решает проблемы дорогой связи, а решать надо именно эту проблему, так как она касается всех. И особенно тех граждан России и Белоруссии, которые живут в приграничье, где часто происходит автоматическая замена сотовых сетей одного государства другими.

Таким образом, Россия и Белоруссия в лице своих государственных органов выступают за отмену роуминга. Однако сотовые операторы двух стран, которые являются коммерческими компаниями, естественно, не очень довольны грядущим выпадением довольно серьезных прибылей. Тем не менее, в данном случае мы как раз имеем прецедент того, как государственные интересы, совпадающие с интересами общественности, должны продиктовать коммерческим компаниям новые условия рынка, на котором им предстоит работать.

Ведь, по сути, отмена роуминга между Россией и Белоруссией будет еще одним шагом по формированию единого, общего рынка сотовой связи двух стран. А чем больше рынок, тем выгодней на нем работать его участникам. Российским и белорусским компаниям, и не только в области сотовой связи, но и в других торговых и промышленных нишах надо расти, так как перед ними стоят гораздо более амбициозные задачи по завоевыванию мировых рынков, где им предстоит столкнуться с конкуренцией весьма сильных в финансовом и организационном плане западных компаний.

О необходимости отмены роуминга в Союзном государстве свидетельствует и международный опыт. Еще в июне 2015 года Еврокомиссия приняла решение об отмене роуминга. За прошедшее к 2017 году время мобильные операторы стран ЕС постепенно снижали размер дополнительной платы для абонентов за границей, пока она не достигла нуля. В результате поведенной работы страны ЕС с 15 июня 2017 года отменили плату за роуминг внутри союза для абонентов европейских компаний мобильной связи.

Если произойдет отмена роуминга, это будет еще одним большим плюсом в деле белорусско-российской интеграции и построения Союзного государства на деле, тем более тех пунктов, над которыми нам надо работать совместными усилиями еще достаточно много. Начать с отмены роуминга - это хорошая идея, чтобы мы начали лучше слышать и слушать друг друга, ведь впереди у нас довольно обширная повестка и по другим вопросам совершенствования Союзного государства.

ОТМЕНА, отмены, жен. Действие по гл. отменить отменять. Отмена приговора. Отмена спектакля. ❖ В отмену чего вместо, взамен чего нибудь (отменяемого). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

отмена - ОТМЕНА, аннулирование, упразднение, книжн. аннуляция ОТМЕНЯТЬ/ОТМЕНИТЬ, несов. и сов. аннулировать, упразднять/упразднить … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ОТМЕНИТЬ, еню, енишь; енённый (ён, ена); сов., что. объявить недействительным, упраздняемым или подлежащим неисполнению. О. приказ. О. заседание (объявить, что оно не состоится). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Крепостного права. Жарг. шк. Шутл. Каникулы. Bytic, 1999 2000 … Большой словарь русских поговорок

отмена - — [] Тематики защита информации EN override … Справочник технического переводчика

отмена - 23.04.03 отмена : Функция, которая позволяет пользователю отменять действие самой последней команды или нескольких команд. Примечание Некоторые команды не подлежат отмене. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382 23 2004: Информационная технология.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

отмена - ▲ прекращать (состояние) состояние, право (кого л) < > вступать в силу отмена. отменить признать недействительным какое л. правовое состояние (# распоряжение). недействительный (документ #). упразднение. упразднить. аннулирование.… … Идеографический словарь русского языка

отмена - atšaukimas statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. cancellation; cancelling vok. Abwischen, n; Anulierung, f; Aufheben, n rus. аннулирование, n; отмена, f pranc. invalidation, f … Radioelektronikos terminų žodynas

Ж. 1. процесс действия по гл. отменить, отменять 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Отмена, отмены, отмены, отмен, отмене, отменам, отмену, отмены, отменой, отменою, отменами, отмене, отменах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • Отмена крепостного права в России. 150-летие крестьянской реформы 1861 года. Международная научно-практическая конференция , . …
  • Отмена рабства Анти Ахматова-2 , Катаева Т.. Перед вами новая книга. Само название, по замыслу автора, отражает главный пафос диалогии - противодействие привязанности апологетов Ахматовой к добровольному…

Президентские выборы в марте 2018 года станут вехой в истории российской избирательной системы. Пресловутый муниципальный фильтр все-таки будет полностью отменен. Обсуждается и снижение процентного порога для партий на выборах в Госдуму.

Эксперты считают, что муниципальный фильтр выполнил свою задачу, он выстроил определенную вертикаль в органах власти. Теперь нужно повышать уровень конкуренции на выборах. Однако существуют опасения, что полная отмена фильтра негативно скажется на партийной системе в нашей стране.

Также в парламенте обсуждают снижение проходного барьера для партий с 5% до 2%. С одной стороны, такой шаг лежит на пути к демократизации выборов в России. Он может расширить представительство партий в парламенте. Но если взглянуть на ситуацию трезво, то без снижения избирательного порога Госдума может превратиться из четырехпартийной палаты в двух или трехпартийную, что будет являться существенным раздражающим фактором для несистемной оппозиции и ее сторонников. (http://fedpress.ru/article/1952110)

Муниципальный фильтр, установленный законодательством в 2012 году, как показывает практика, "отфильтровывает тех, кто неудобен, кто может составить реальную конкуренцию". Механизм муниципального фильтра попросту не позволяет проводить в регионах альтернативные выборы, что сказывается и на явке избирателей.

"Муниципальный фильтр, когда его вводили, преследовал три цели. Во-первых, исключить выдвижение на пост высшего должностного лица субъекта Федерации откровенного "фрика" или авантюриста. Во-вторых, стимулировать работу политических партий на низовом политическом уровне, заставить их, грубо говоря, быть ближе к людям. И в-третьих, повысить роль самих муниципальных депутатов, показать им, что они вполне могут играть важную и самостоятельную роль в политической жизни региона.

На деле же все получилось в полном соответствии с известным афоризмом Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось, как всегда". Фактически ни одна из заявленных целей не выполнена. Ну, может быть, кроме первой - откровенно скандальных персонажей или деятелей с уголовным прошлым действительно удалось отсечь. Но для этого вовсе не обязательно было вводить этот самый фильтр, можно было бы обойтись и другими мерами.

Судьба муниципального фильтра очень четко отражает то, что в последние годы произошло с местным самоуправлением в целом. Оно фактически умерло, не выдержав того, что его превратили в поле для непрекращающихся экспериментов. И это при том, что Конституция прямо говорит, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно", - считает председатель партии "РОДИНА" Алексей Журавлев .

Следует также отметить, что в октябре 2017 года председатель партии "РОДИНА", депутат Госдумы Алексей Журавлев совместно с депутатом, председателем партии "Гражданская платформа", Рифатом Шайхутдиновым внес в нижнюю палату парламента законопроект, который освобождает партии, представленные в Госдуме даже одним парламентарием, от сбора подписей на региональных выборах.

Председатель регионального отделения партии "РОДИНА" в Тамбовской области Максим Косенков

Относительно нецелесообразности применения муниципального фильтра высказал свою точку зрения руководитель тамбовского отделения партии Максим Косенков :

Необходимость отмены муниципального фильтра на выборах губернаторов назрела давно, и принятие такого решения сегодня было бы своевременным и правильным. Полагаю, что отмена муниципального фильтра и снижение процентного порога для партий на выборах в Госдуму способны оживить все стороны жизни российского общества. Не секрет, что сегодня политика и экономика неразрывно связаны. Люди хотят перемен уже больше чем просто стабильности. И на эти вызовы надо своевременно отвечать.

Я полностью разделяю мнение о том, что сама по себе избирательная кампания - хороший фильтр: есть немало оснований для отказа в регистрации. Кроме того, непарламентские партии собирают подписи, и кандидаты предоставляют большое число различных документов.

Реальность такова, что в провинции, особенно в сельских территориях, практически отсутствуют независимые депутаты, которые с легкостью могут подписаться за кандидата не от партии власти. Объективно надо признать, что по факту подбор кандидатов для участия в губернаторских выборах без прямого участия региональных властей не проходит. Даже парламентские партии, имеющие преимущество, заведомо обречены идти на сговор, чтобы получить необходимое количество подписей муниципальных депутатов.

И еще. В жизни так бывает, что проблема не в плохом законодательстве, а в ужасной практике применения законов. Муниципальный фильтр в регионах снижает политическую конкуренцию, понижает градус и остроту хода избирательной кампании, поэтому его отмена может повлечь за собой повышение интереса к выборам. Я акцентирую внимание на интересе, поскольку доверие - это совсем иное, оно определяется степенью удовлетворенности избирателей результатами выборов. Люди должны понимать, что их волеизъявление отражено именно так, как они проголосовали.

Поскольку большинство политических партий не имеют достаточного количества муниципальных депутатов, они вынуждены играть по заранее придуманному сценарию "имитация открытых выборов". Если же муниципальный фильтр будет отменен, то политические партии получат возможность беспрепятственно выдвигать своих кандидатов в главы регионов.

Для регионального отделения партии "РОДИНА" в Тамбовской области отмена муниципального фильтра представляет особый интерес, поскольку мы представлены в законодательном собрании региона, и в этом случае, на очередных выборах губернатора, нам не нужно будет собирать подписи избирателей.


Председатель регионального отделения партии "РОДИНА" в Псковской области Константин Вилков

Руководитель регионального отделения партии в Псковской области Константин Вилков убежден, что партии, имеющие представительство в Госдуме, уже доказали поддержку со стороны избирателей, поэтому применение муниципального фильтра к ним попросту нецелесообразно: "Я считаю, что партии, представленные в Госдуме по спискам или одномандатным округам, должны иметь право на участие в выборах губернаторов без муниципального фильтра. В Псковской области муниципального фильтра едва хватает на 10 кандидатов.

Стоит отметить, что большинство муниципальных депутатов принадлежат партии власти, получается, что муниципальный фильтр сконцентрирован в одних руках. Те партии, которые являются электорально привлекательными, не имеют возможности выставить своего кандидата, потому что не проходят муниципальный фильтр. Получается, что политические силы с уже сформированным электоратом не могут принимать участие в выборах, что, конечно же, сказывается на явке избирателей.

В нашей стране, к сожалению, в выборах губернаторов принимают участие кандидаты от партии власти и еще два-три кандидата, которые демонстрируют легитимность выборов и иллюзию борьбы.

Для того чтобы выборы были яркими, интересными и легитимными, муниципальный фильтр для партий, представленных в Госдуме, должен быть отменен, а остальные партии пусть собирают подписи, но с проходным барьером 0,5%".


«Великая реформа» 1861 г. ликвидировала крепостное право, стала порождением целого комплекса факторов и в первую очередь – структурного кризиса, который охватил все сферы жизни российского общества середины XIX в.

Социально-экономический кризис

С одной стороны, в дореформенной России сохранялась низкая производительность труда вследствие незаинтересованности крепостного работника в результатах производства. С другой – и помещичье и крестьянское хозяйства были вынуждены подчиняться требованиям всероссийского рынка. При этом крепостничество, предопределяя крайне низкие темпы развития страны, обрекая её на застой и растущее отставание от стран Европы, в середине XIX в ещё не демонстрировало явных признаков своего экономического краха, что создавало иллюзию его прочности, а у многих – и необходимости его сохранения как основы стабильности, самобытности и даже гарантированного благополучия крестьян и помещиков.

Наметилось экономическое и социальное расслоение крестьянства, обнищание одних и успешное вхождение в рыночные отношения – других. Симптоматичным фактом стала аренда и покупка земли отдельными крестьянами.

Происходило прогрессирующее обезземеливание крестьян – их превращение в отходников, либо – чрезмерное увеличение работы на барщине. Так, например, за первую половину XIX в. в черноземной полосе помещики увеличили собственные запашки и отняли у крестьян половину земель, бывших в их пользовании. Процент дворовых крестьян (то есть полностью лишённых пашни) вырос с 4 до 7% и составлял 1,5 млн. человек.

Росла помещичья задолженность государству. В конце 50-х гг. 65% крепостных крестьян были заложены помещиками в кредитные учреждения. Более 12% дворян-помещиков продали свои имения.

Ухудшилось финансовое положение, вырос дефицит бюджета, особенно в результате Крымской войны.

Положение в социальной сфере

Нарастание социальных конфликтов:

Увеличилось число покушений недовольных крестьян на жизнь помещиков (с 1836 по 1851г. были убиты 139 помещиков);

Произошёл рост крестьянских волнений (в 1850-1856 гг. их было 215, а в 1856-1860 гг.-833). Правда, их основная масса была направлена не против крепостного права, а являлась частью так называемого движения трезвенников;

В надежде на получение свободы крестьяне целыми волостями устремлялись в города, в годы Крымской войны пытались записаться «в ратники». Приходилось силой водворять их обратно в поместье.

Но на правительство воздействовали не сами волнения, масштаб которых не угрожал государственной безопасности, а скорее нарастание крестьянского недовольства, вселявшего страх перед угрозой новой «пугачёвщины».

Политическая сфера

Без отмены крепостного права оказалось невозможным укрепить и усовершенствовать государственную систему управления, кризис которой, после правлении Николая I, стал очевиден для наиболее просвещённой и патриотически мыслящей части правящей элиты.

Кроме того, правящие группы осознали, что без реформ невозможно преодолеть отсталость страны, вернуть России утраченные после крымской катастрофы величие и международное влияние.

Активизировалась общественно-политическая жизнь в стране, сложились три общественных течения:

Консервативное, не предполагающее серьёзных преобразований;

Либеральное, предлагавшее освободить крестьян с землёй;

Радикальное, призывавшее к революционной ликвидации существующего строя.

Духовная сфера

В обществе получили распространение идеи либерализма. Они стали воздействовать и на часть правящей элиты, которая всё более осознавала безнравственность крепостничества, его пагубное воздействие на все сферы жизни русского общества.

Своё влияние оказывал и опыт передовых европейских стран, где эффективно, хотя и с издержками, развивался капитализм, складывалось гражданское общество, утверждались свободы и права человека.

Внешнеполитическая сфера. Поражение в Крымской войне явилось ускорителем отмены крепостного права. В результате войны:

Выявилась отсталость России, была развеяна иллюзия о превосходстве российских порядков по сравнению со странами Запада;

Было ущемлено национальное сознание, общество и часть правящих кругов пробудились к поиску путей преодоления отсталости;

Возникла необходимость возвращения России статуса великой державы, потерянного в результате поражения и выполнения условий Парижского мирного договора. Восстановить своё международное значение могла лишь обновлённая Россия.




Top