Названия детских вокальных ансамблей. Как назвать вокальный ансамбль

музыкально-литературный вечер к пушкинскому юбилею

Ведущие располагаются у рояля, за столиком со свечами, в кресле, стилизованном под XIX в. Художественное оформление - репродукции портретов адресатов и вдохновительниц лирики А.С. Пушкина (А.П. Керн, М.Н. Волконской, Е.К. Воронцовой, Н.Н. Гончаровой) и композиторов (М.И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, Ц. Кюи).
Романсы исполняются школьниками, или используются аудиозаписи.

1-й ведущий: Пушкину было 20 лет, когда он впервые встретился с 19-летней Анной Петровной, женой генерала Ермолая Федоровича Керна.
1-я ведущая: Это произошло в Петербурге, в доме президента Академии художеств А.Н. Оленина. Она произвела на поэта большое впечатление.
1-й ведущий: "Позволительно ли быть до того прелестною?" - спрашивал он своего друга за столом.
1-я ведущая: Через 6 лет после этого, в июне 1825 г., Анна неожиданно приехала к соседям поэта в Тригорское навестить свою двоюродную сестру Анну Николаевну Вульф.
1-й ведущий: Пушкин отбывал тогда ссылку в Михайловском. В один из вечеров он читал чудную поэму "Цыганы".
1 -я ведущая: А Анна пела для него "Венецианскую ночь" И.И.Козлова на музыку М.И. Глинки.
1-й ведущий: Пушкин назвал это пение "небесным". В альбоме Керн появились такие строки:
Если в жизни поднебесной
Существует дух прелестный,
То тебе подобен он...
1 -я ведущая: Давно его не видели таким добродушным, веселым, остроумным, любезным.
1-й ведущий: Он помнил и первую встречу с ней у Олениных. Они виделись ежедневно в течение месяца, а когда Анна уезжала, поэт подарил ей вышедшую тогда первую главу "Евгения Онегина". Между неразрезанными страницами лежал листок с написанным ночью стихотворением:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
1-я ведущая: Анна собиралась уже спрятать драгоценный подарок, поэт долго смотрел на нее, затем выхватил стихи и не хотел возвращать. "Насилу выпросила я их опять", - вспоминала Анна Петровна.
1-й ведущий: Она уехала в Ригу. Через два дня он уже пишет ей: "У меня сердце ноет... Каждую ночь гуляю я по саду и говорю себе: она была здесь: камень, о который она споткнулась, лежит на моем столе возле ветки увядшего гелиотропа..."
1-я ведущая: Он написал семь писем, семь восторженных посланий, полных противоречивых чувств, искрящихся любовью и ревностью одновременно, насыщенных преклонением перед поразившей его красотой. Он называл ее "чудотворной".
1-й ведущий: Вернувшись из ссылки, Пушкин встречался с ней в доме своих родителей и у А.А.Дельвига. Они подружились, но это был отзвук бь1лого увлечения, пути их разошлись.
1-я ведущая: Анна Петровна дожила до глубокой старости, на сорок два года пережила Пушкина, до конца дней носила в сумочке поэтический подарок и письма к ней того, кто обессмертил ее так же, как Петрарка обессмертил Лауру, а Данте - Беатриче.
2-я ведущая: Имя Пушкина было свято и для М.И.Глинки. А его личная судьба неожиданно переплелась и с семейством Керн.
2-й ведущий: Крут знакомых композитора был широк. И поэт Жуковский, на стихи которого Глинка писал музыку, и товарищ Пушкина по лицею, автор известных русских романсов Михаил Яковлев, и дипломат, автор комедии "Горе от ума" А.С.Грибоедов, который и сообщил о том, что придет в гости, да еще с ним - Пушкин!
2-я ведущая: В этот вечер Грибоедов наиграл грузинскую песню, Пушкин обещал непременно написать стихи. На следующее утро пришло письмо с текстом: "Не пой, волшебница, при мне ты песен Грузии печальной..." (Позднее "волшебница" было изменено на "красавица".)

Звучит музыка "Вальса-фантазии" М.И. Глинки, посвященного Екатерине Ермо-лаевне Керн, в инструментовке дирижера Г. Германа - "Павловский вальс".

2-й ведущий: 28 марта 1839 г. Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью Анны Петровны, чье имя освящено чувством к ней А.С. Пушкина. "Лицо бледное, и что-то в нем страдальческое... Но глаза ясные, выразительные, и необыкновенно стройный стан". Его привлекала "сдержанность" в каждом движении. "..Кити, Катрин, а по-русски - просто Катенька".
2-я ведущая: Она классная дама в Смольном, и ей живется нелегко: отец разорился, мать с ним разошлась, теперь у Катеньки отчим.
2-й ведущий: Впервые после долгой размолвки с женой у него появилась призрачная надежда на счастье. "Надо решиться на объяснение с ней, - говорил он. - Неужели человек не имеет права на счастье?"
2-я ведущая: Когда Анна Петровна узнала о намерениях Михаила Ивановича в отношении ее дочери, тут же благословила, но не стала скрывать, что "Катрин больна". "Доктора боятся чахотки..."
2-й ведущий: Глинка отдает все деньги на лечение. Мать и дочь уезжают на юг. А ему не хватило средств, чтобы к ним приехать. Зима 1840 г. прошла в работе, он часто болел, кроме "Руслана", работал над другими произведениями.
2-я ведущая: Ночь. Не спится. Он подходит к фортепьяно и в темноте проводит руками по клавишам. Слова Пушкина, посвященные Анне Петровне Керн, - "Я помню чудное мгновенье...", а музыка его, Глинки.
2-й ведущий: Пусть этот образец вокальной лирики будет посвящен девушке, с которой он не соединил жизнь: жена так и не дала развода, а разлука остудила чувства. Но останется лирическая пьеса - совершенное слияние высокой поэзии чувства с его музыкальным выражением.

Исполняется романс М.И. Глинки "Я помню чудное мгновенье...".

3-й ведущий: Александр Сергеевич Даргомыжский, современник Пушкина, друг Глинки, также испытал могучее воздействие своего великого тезки. Вслед за Михаилом Ивановичем он пишет романсы: испанский ("Ночной зефир"), восточный ("Ты рождена воспламенять"), элегию ("Я вас любил").
3-я ведущая: Однако Александр Сергеевич Даргомыжский не остается подражателем, а вносит яркий и оригинальный вклад в музыкальное истолкование пушкинской лирики. Романсовая пушкиниана композитора наполняется новыми мотивами, а элегия "Я вас любил" выражает не только лирический порыв, но и раздумья о смысле жизни.
3-й ведущий: Как бы в тон такой интерпретации звучат слова другого современника Пушкина, великого критика В.Г. Белинского: "Мы спрашиваем себя, что такое любовь?.."

Исполняется романс А.С.Даргомыжско-го "Я вас любил"

4-й ведущий: Стихотворению "Не пой, красавица, при мне..." свою музыкальную трактовку дали многие композиторы (Михаил Глинка, Сергей Рахманинов), среди них и Николай Римский-Корсаков.
4-я ведущая: Другое произведение поэта, которое также привлекло его внимание, - "На холмах Грузии...". Это последнее поэтическое воспоминание Пушкина о Марии Волконской, дочери прославленного героя Отечественной войны генерала Н.Н. Раевского.
4-й ведущий: Поэт путешествовал вместе с Раевскими по Кавказу и Крыму. Мария отличалась пылкостью и естественностью характера, незаурядностью натуры. 4-я ведущая: Осенью 1824 г. в Михайловском поэт узнал о предстоящем замужестве Марии Николаевны. Но счастье молодой четы было недолгим. Через год после свадьбы за участие в восстании декабристов был арестован и заключен в Петропавловскую крепость ее муж Сергей Григорьевич Волконский. Решение Марии Николаевны оставить родных, малютку сына и последовать за мужем, приговоренным к 20 годам каторжных работ, вызывает восхищение Пушкина, преклонение перед ее самоотверженностью.
4-й ведущий: В черновых бумагах сохранились не включенные в окончательный текст стихов строфы, посвященные юношеской любви поэта:
...Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь
И без надежд и без желаний.
Как пламень жертвенный, чиста моя любовь
И нежность девственных мечтаний.

Звучит романс Н.А. Римского-Корсакова "На холмах Грузии лежит ночная мгла"

5-й ведущий: Среди адресатов любовной лирики А.С. Пушкина - Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-губернатора Новороссийского края. Современники отмечали ее ум, образованность, очарование и " прелесть обхождения ".
5-я ведущая: Поэт познакомился с ней в 1823 г. в Одессе, "...любовь овладела его душою". Ей посвящены ставшие знаменитыми стихи: "Сожженное письмо", "Храни меня, мой талисман", "Прощанье".
5-й ведущий: А замечательный композитор Цезарь Кюи создал романс "Сожженное письмо".

Исполнение произведения или аудиозапись.

6-я ведущая: Наталья Николаевна Пушкина - жена поэта, урожденная Гончарова. Впервые они встретились зимой 1828 - 1829 гг. на одном из московских балов.

Рассказ идет на фоне музыки К. Листова "Я помню вальса звук прелестный".

6-й ведущий: И только после продолжительного знакомства, сватовства, знаменитой Болдинской осени состоялось венчание - 18 февраля 1831 г. в Москве в церкви Большого Вознесения. После свадьбы поэт писал другу: "Я женат - и счастлив..." 6-я ведущая: Чувство глубокой любви и нежности Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. Наталье Николаевне посвящены прекрасные стихотворения: "Когда в объятия мои", "Мадонна", "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит".

Звучит стихотворение "Мадонна".

Заключение

6-й ведущий: Женская красота, обаяние, грация не раз вдохновляли Музу Пушкина. А его божественный дар, пленительные стихи стали источником создания образцов вокальной лирики.

6-я ведущая: Так счастливо соединилось прекрасное в жизни, в поэзии и музыке. Закончить встречу можно романсом замечательного композитора XX века Г.В.Свиридова на шутливые стихи Пушкина, обращенные к юной девушке Кате Вельяшевой, - "Подъезжая под Ижоры...".

ПУШКИН И ГЛИНКА

Форма : литературно-музыкальный вечер

Цели:
- повышение общей культуры школьников,
- содействие эстетическому воспитанию,
- знакомство с образцами русской музыкальной культуры.

Возраст : учащиеся старших классов.

Количество участников : 1 –2 класса.

Место проведения : концертный зал, читальный зал, класс.

Оборудование: - музыкальная аппаратура, пианино, пластинки, аудиокассеты, книжная выставка, портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки.

Советы: Литературно-музыкальный вечер будет более эффективным, эмоциональное восприятие более полным, если все романсы и музыкальные фрагменты будут звучать в "живом" исполнении. Не рекомендуется перемежать музыкальные записи с живым исполнением.

Литература:
1. Басина М. На брегах Невы. М., 1969.
2. Васина-Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка. М., 1982.
3. Гессен А.И. Звучал мне долго голос нежный... Музыкальная жизнь. 1972. № 22.
4. Глинка М. Записки. - Л., 1953.
5. Гольдфайн Л. Пушкин и музыка. Воспитание школьников.1997. № 6.
6. И я открою свою землю... (Глинка). - М., 1976.
7. Керн А.П. Воспоминания о Пушкине. М., 1987.
8. Орлова А.А. Глинка в Петербурге. Л., 1970.
9. Попов Н. Вечер поэзии русского романса. Воспитание школьников. 1995. № 5.
10. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-т. Т.1-3. М.,1962.
11. Пушкин в музыке. Справочник. М., 1974.
12. Рудь И. Страницы музыкальной Пушкинианы. Музыкальная жизнь. 1974. № 11.
13. Слово о музыке. Русские композиторы 19 века. М., 1990.
14. Соболева Г. Русский романс. М., 1995.


СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

Звучит «Вальс» А. Грибоедова

Ведущий: Есть имена в русской культуре, которые больше, чем имена, без них просто невозможно представить русскую историю. К ним, несомненно, относятся и современники - А.С. Пушкин и М.И. Глинка.

Чтец: Русский критик В. Стасов писал: "...Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты, оба - родоначальники нового русского художественного творчества, оба - глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке".

Ведущий: Попробуем перенестись в Петербург 19 века. Светская жизнь кипела ключом: балы, собрания, театр, званые обеды. Пушкин знал свет не понаслышке. Он был молодым человеком, который принимал активное участие в этой блестящей суетной жизни.

Чтец: Из рассказа брата Льва: «По выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своей молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны».

Ведущий: Пушкину нравились балы. «Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума...» Может быть, поэтому он так великолепно описывает светскую жизнь в «Евгении Онегине».

Чтец: Вошел. Полна народу зала;
Уж музыка играть устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.

Ведущий: Однако скоро светские развлечения приелись ему. Другие интересы пришли им на смену.

Чтец: Из записок А.П. Керн: "При воспоминании прошедшего я долго и часто останавливаюсь на том времени, которое ознаменовалось поэтической деятельностью Пушкина и отметилось в жизни общества страстью к чтению, литературным занятиям и, если не ошибаюсь, необыкновенною жаждой удовольствий. И тогда снова оживает передо мною доброе старое время, кипевшее избытком молодых сил. Я вижу веселый, беспечный кружок поэтов той эпохи, живший грезами о счастии. Из него выделяются в моем воспоминании с особенной ясностью: Пушкин, Дельвиг и Глинка".

Ведущий: Действительно, различные кружки стали чрезвычайно популярными в то время. Кроме того, очень модными и посещаемыми стали литературно-музыкальные салоны. Вспомним строки из "Евгения Онегина":

Чтец: В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской,
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный
И не пугал ее ушей
Живою странностью своей

Ведущий: Здесь собирались сливки общества, сюда приходили поэты, музыканты, художники, здесь беседовали, слушали музыку.

Звучит «Вальс» А. Даргомыжского

Ведущий: В начале 19 века в России появляется романс и сразу завоевывает крепкие позиции. Почти все известные композиторы того времени отдают дань этому жанру, возможно потому, что в романсе сливаются музыка поэзии и поэзия музыки. Легкая, приятная мелодия, простые, хорошо запоминающиеся слова делают романс самым популярным явлением музыкальной жизни середины 19 века.

Чтец: Они уносят дух - властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает, но я,
тоски не властен утолить:
Душа безумная томится и желает -
и петь, и плакать, и любить.
(В.И. Красов «Звуки»)

Ведущий: Если мы послушаем романсы того времени, то услышим проникновенные слова о любви, дружбе, в них часто звучит тоска по минувшему, грусть от неразделенной любви.

Звучит романс Глинки "Как сладко с тобой мне быть"

Ведущий: Одним из наиболее талантливых и быстро подающих надежды композиторов того времени был Михаил Иванович Глинка. Он родился в 1804 году в семье богатого помещика. В детстве получил много музыкальных впечатлений. Например, после одного из концертов крепостного оркестра своего дяди мальчик получил сильное потрясение.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: «Музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление, я оставался целый день... в каком-то лихорадочном состоянии...»

Ведущий: Он не собирался быть музыкантом или профессиональным композитором, однако судьба неудержимо влекла его к музыкальной деятельности. "Что же делать? ...Музыка - душа моя" - отвечал он как-то своему учителю.

В 20 лет Глинка создает свой первый романс, в 34 года он - уже известный русский композитор, на счету которого романсы на слова известных поэтов того времени - Жуковского, Баратынского, Козлова и других.

Ведущий: Романсы Глинки - это лирический дневник жизни композитора, его размышления о жизни, зарисовки природы. Например, за границей он пишет романс "Венецианская ночь" на слова поэта Ивана Козлова. Это романс - картина, композитор изображает в звуках красоту южной ночи, таинственное влечение страстей. Он говорил, что в передаче пейзажа важнее всего "душевное настроение, производимое подобным зрелищем" и его "целиком можно выразить музыкою". В романсе "Венецианская ночь" Глинка показал себя не только мастером музыкального пейзажа, но и блестящим стилистом, который передал в музыке интонации и ритмы итальянских баркаролльных песен.

Звучит романс Глинки "Венецианская ночь"

Ведущий: А что же Пушкин? Александр Сергеевич любил музыку. Вспомним строки из "Каменного гостя":
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь - мелодия...
Стихи его чрезвычайно музыкальны и мелодичны. Может быть, поэтому очень многих композиторов привлекало его творчество. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более трех тысяч музыкальных произведений.

Чтец: Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлющей тени;
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеек игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел.
...........................................
Скоро, скоро холод зимний
Рощу, поле посетит;
Огонек в лачужке дымной
Скоро ярко заблестит;
Не увижу я прелестной
И, как чижик в клетке тесной,
Дома буду горевать
И Наташу вспоминать.

Ведущий: Поэзия Пушкина каждого композитора захватывала по-своему. Но если говорить о романсах, то Глинку стоит вспомнить прежде других. Возможно, оттого, что в лирике поэта и в музыкальном творчестве Глинки много родственного. Мы можем увидеть совпадение мироощущения. Это сказывается в тяготении к светлым, возвышенным образам. У Пушкина и Глинки горе никогда не бывает надрывным, радость - безоблачной, любовь - спокойной.
Естественно, что два таких известных и близких по мироощущению человека не могли не встретиться. И, действительно, они и часто бывали в одном и том же обществе.

Чтец: Глинка вспоминал позднее о субботах Жуковского: "... у него еженедельно собиралось избранное общество, состоявшее из поэтов, литераторов и вообще людей, доступных изящному... А.С.Пушкин, князь Вяземский, Гоголь были постоянными посетителями. Гоголь при мне читал свою "Женитьбу"... Иногда вместо чтения пели, играли на фортепиано, бывали иногда и барыни, но которые были доступны изящным искусствам".

Ведущий: Пушкин и Глинка встречались и у Дельвигов, Олениных, у М.Л. Яковлева, у сестры Пушкина - Ольги Павлищевой.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: «...Около этого же времени я часто видался с известнейшим поэтом нашим Александром Сергеевичем Пушкиным … и пользовался его знакомством до самой его кончины».

Ведущий: Молодой композитор и известный поэт не только вращались в одном обществе, не только общались друг с другом, но и оказывали влияние на творчество друг друга.
Как-то Грибоедов сообщил Глинке тему грузинской песни. Мелодия так понравилась А.С. Пушкину, что он пишет на музыку стихи "Не пой, волшебница, при мне". Это было в 1828 году. Первая редакция романса не была опубликована. Готовя заключительную редакцию романса, Глинка заменил слова "волшебница" на более удачное "красавица".

Звучит романс Глинки "Не пой, красавица, при мне"

Ведущий: Многие романсы Глинки вызывались к жизни сильными впечатлениями. Будучи натурой страстной, легко увлекающейся как, кстати, и А.С. Пушкин, он часто испытывал чувства восхищения, радости и это воплощалось иногда в прекрасных творениях его музы. Так родился один из лучших романсов Глинки "В крови горит огонь желанья". Он был посвящен Каролине Колковской - ученице театрального училища. По просьбе директора императорских театров Глинка стал учить пению четырех лучших воспитанниц театральной школы.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: "Все они были хорошенькие, между ними была также известная в то время красавица Степанова. Но не она, а другая воспитанница, не столько красивая, мало-помалу разбудила поэтическое чувство в душе моей".

Ведущий: Все звали ее Линочкою. Глинка шутил: "Она - Линочка, а я - Глиночка". Романс, написанный на стихи Пушкина Глинка посвящает ей.

Чтец: Глинка писал: "Этот романс написал я 20 или 21 мая того же 1838 года … и послал его в письме к Нестору Кукольнику для доставления бывшей ученице моей, о которой сохранил еще живое воспоминание. К этой музыке подобраны впоследствии слова Пушкина"...

Ведущий: Глинка сам часто пел этот романс с большим чувством.

Звучит романс "В крови горит огонь желанья"

Ведущий: Еще более полное слияние стихов и музыки присутствует в другом романсе на стихи А.С. Пушкина. Это стихотворение поэт посвятил Анне Петровне Керн, с которой познакомился в 1819году и которой был увлечен до такой степени, что выскочил неодетым на мороз, чтобы проводить ее. После этого бала Пушкин не встречался больше с Анной Керн и в 1825 году, в Михайловском, он был приятно удивлен, встретив ее, такую же красивую и обаятельную. Затухшее чувство пробуждается вновь в сердце поэта. Они много времени проводят вместе. Пушкин читает в Тригорском своих "Цыган", Стремясь выразить свою признательность поэту, Анна Петровна поет для него "Венецианскую ночь" Глинки.

Чтец: Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой,
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной

Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков.
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.

Ведущий: Глубокой ночью Пушкин сидел за своим столом, рядом лежал цветок гелиотропа, сорванный Анною. Горела свеча. На листок бумаги ложились строки:

Чтец: Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Ведущий: На следующий день Анна уезжала и Пушкин пришел проводить ее и вручил ей небольшой листок со стихотворением, которое было ей посвящено. Это было стихотворение "Я помню чудное мгновенье".
Прошло 15 лет. В 1839 году судьбе было угодно, чтобы дочь Анны Керн - Екатерина Ермолаевна встретилась с известным уже тогда композитором Михаилом Глинкою. Глинка увлекается ею.

Чтец: Из письма Глинки:" нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице, ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство... все более и более меня привлекали... Я нашел способ побеседовать... и... высказал тогдашние мои чувства".

Ведущий: Глинка обратился к Анне Петровне и попросил у нее автограф пушкинского стихотворения. Ему хотелось в музыке выразить чувства, некогда владевшие поэтом. Так родился знаменитый романс, где "все правдиво, ясно, пластично".

Звучит романс "Я помню чудное мгновенье"

Ведущий: Знакомство Пушкина и Глинки продолжалось около 20 лет. За это время Глинка создал 10 романсов на стихи поэта. В своих звуках он раскрыл эмоциональное богатство пушкинских стихов, наполнил их высшей простотой, позволил слушателям разделить свои думы, чувства, переживания.
В 1824 году в "Полярной звезде" было опубликовано стихотворение А.С. Пушкина "Адели", которое, по всей видимости обращено к Адели Давыдовой, девочке 14 лет. Это легкое, шутливое жизненное напутствие. Глинка пишет музыку к этому стихотворению. Как всегда, композитор прекрасно уловил настроение поэта и передал его в легкой, даже изящной музыкальной форме.

Звучит романс "Адели"

Ведущий: Пожалуй, из всех русских поэтов у А.С. Пушкина мы найдем наиболее совершенные образцы любовной лирики. Его стихи, эмоциональны, страстны, и в то же время изящны и мелодичны.

Чтец: В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Ты уж для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего.
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Перед изгнанием его.
Ведущий: Немудрено, что и Глинка - эмоциональный, живой, не мог не пленяться стихами Пушкина. Он прочитал стихотворение Пушкина, посвященное Осиповой "Я Вас люблю, хоть и бешусь" и... родился романс "Признание".

Звучит романс "Признание"

Ведущий: Говоря о взаимоотношениях Пушкина и Глинки, нельзя не вспомнить более серьезные произведения. Когда Михаил Иванович написал свою первую оперу "Жизнь за царя", вызвавшую множество споров, Пушкин очень высоко оценил ее и на дружеской вечеринке прочитал куплет:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

В последние месяцы жизни поэта Глинка виделся с ним довольно часто. У него созревает решение написать оперу по поэме Пушкина "Руслан и Людмила" и он делится этим замыслом с поэтом.

Чтец: Из записок Глинки: "На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей "Руслан и Людмила", сказал, что он бы много переделал, я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить этого намерения".

Ведущий: Оперу Глинка начал через 6 месяцев после смерти А.С., а закончил в 1842 году. Таким образом, участие А.С. в составлении либретто оперы не состоялось, однако Глинка сумел сохранить в опере главное: дух юношеской поэмы Пушкина. Музыка искрится радостью, весельем. Глинка создал замечательную, и очень "пушкинскую" оперу, В ней - величавость древнего мифа, и сказочная фантастика, и мир реальных человеческих отношений. "Руслан и Людмила" - это опера-сказка, но сказка русская.

Звучит «Увертюра» из оперы "Руслан и Людмила"

Ведущий: (на фоне затихающей музыки): И в опере, и в чудесных романсах Глинка близок поэту - не только по величине своего гения, но и по светлому мироощущению, по солнечной ясности и глубокой народности своего искусства, утверждающего полнозвучность и радость жизни.

Подготовила В.Б. Антипова , зав. библиотекой ПОИПКРО

Тема: Творчество и жизненный путь М.И. Глинки.

Цель урока: сформировать основные жизненные вехи творческого пути М.И. Глинки и провести аналогию с историческими событиями.

Задачи урока:

  • Познакомить с жизнью и творчеством великого русского композитора М.И. Глинка.
  • Развивать умение петь в хоре, слушать музыку и анализировать музыкальное произведение.
  • Воспитывать патриотизм, любовь к музыке, уважение к историческому и культурному наследию русского народа.

Оборудование:

Для учителя: фортепиано, магнитофон, портрет, наглядные карточки, доска, мел.

Для учащихся: текст песни.

Музыкальное приветствие.

Мы встретились с вами на занятии, где царствует музыка. Поэтому начнем его с прослушивания музыкального произведения. Подумайте, каким был человек, написавший такую музыку (пение «Славься»).

Итак, каким вы представляете себе композитора этого произведения? Обоснуйте свое мнение.

Отвечают.

А как вы думаете, каким был это композитор в детстве.

Отвечают, обосновывают.

А теперь послушайте воспитания о своем детстве композитора и сравните со своими предположениями.

« В первые годы жизни целиком и полностью был предоставлен бабушке. С ней, кормилицею и нянею провел я около 3 или 4 лет, видаясь с родителями редко. Я был ребенком слабого сложения, бабка моя почти всегда хворала, а потому в комнате ее было всегда очень тепло. Несмотря на это, я не выходил из шубки. Меня кормили по ночам чаем с разного рода бубликами; на свежий воздух выпускали меня очень редко и только в теплое время. Бабушка меня баловала до невероятной степени- мне ни в чем не было отказа.»

Как видите, ваши предположения не совпали с рассказом композитора. Несмотря на то, что он рос болезненным, изнеженным ребенком, автор сумел создать величественную музыку, прославляющую сою отчизну. А знаете ли вы имя композитора?

Итак, тема нашего занятия Творческий и жизненный путь М.И.Глинки.

М.И.Глинка родился 20 мая 1804 года, умер 03 февраля 1857 года. Жизнь каждого человека неразрывно связана с историей своей страны. Вспомним, какие исторические события произошли в это время.

На доске исторические даты: 1812 года, 1825 . известно ли вам какие исторические события происходили в России в эти годы..?

1812 год - время отечественной войны с Наполеоном, который дошел до Москвы, но был разгромлен русскими войсками.

1825 год - год восстания декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Восставшие требовали ввести конституцию в государстве. Восстание было подавлено правительственными войсками. Среди декабристов были Кюхельбекер, Рылеев и др. с кем Глинка встречался на своем жизненном пути.

Познакомимся поближе с биографией Глинки.

Миша Глинка родился в семье помещика в селе Новоспасское Смоленской губернии. Там прошло его детство. Его первые музыкальные впечатления были связаны с русскими народными песнями и колокольным звоном. В доме устраивались праздники, приезжало много гостей, домашний оркестр давал концерты. Один из скрипачей оркестра учил его игре на скрипке, гувернантка - игре на фортепьяно. Успехи маленького Миши поражали окружающих. Детство было веселым и беззаботным.

Но в 1812 году семья Глинки, спасаясь от нашествия французов, переезжает в Орел.

После освобождения родного села, они возвращаются домой, где все напоминает о вторжении врага. Миша слушал рассказы о подвигах партизан и русской армии. Впоследствии его детские впечатления нашли отражение в музыкальных произведениях.

В 1817 году отец привозит Михаила Глинку в Петербург и определяет его в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Воспитателем Глинки был Вильгельм Кюхельбеккер - будущий декабрист.

В 16 лет Глинка начинает первые опыты в сочинении музыки. Однако напряженная учеба и жизнь в городе сказываются на здоровье юноши, который был болезненным еще в детстве. Поэтому на протяжении совей жизни Михаил Иванович часто ездит: то на Кавказ, то в родное селе или за границу поправить свое здоровье. Он путешествует по Италии, Австрии, Германии. Знакомится с творчеством классиков: Моцарта, Бетховена, Гайдна и др.

Будучи за границей всегда тоскует по родине. У него зарождается идея написать истинно русскую народную музыку. В Петербурге он встречается с литераторами: Пушкиным, Жуковским, Вяземским, гоголем, Плетневым и др. Они горячо поддерживают его мысль о написании русского национального произведения, и песня «Славься», с которой мы начали наше занятие, стала одним из таких произведений.

С 1844 года Глинка ездит с концертами по Европе и его имя становится известным во Франции, Италии, Испании Германии, Польше.

В 1856 году М.И.Глинка уезжает в свое последнее путешествие в Германии в 1857 году умирает в Берлине. Его прах был перевезен в С.-П. и захоронен в Александро-Невской Лавре.

Таков был жизненный путь Глинки, и он оставил после себя великое музыкальное наследие.

Может ли кто-либо из вас назвать произведения Глинки?

Итак, Михаил Иванович Глинка сочинил две оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», 85 романсов, множество симфонических и инструментальных произведений.

Вернемся к песне «Славься». Эта песня написана Глинкой для хора как финальный номер оперы «Иван Сусанин». Предлагаю Вам исполнить ее хором.

Учитесь петь, поете хором

Давайте обобщим, что вам больше запомнилось о жизни и творчестве Глинки. Для этого составим кластер. Итак, ключевое выражение «Жизнь и творчество Глинки", какие ассоциации возникают у вас.

Спасибо. Мне приятно, что вы многое почерпнули с урока.

И я предлагаю закончить урок исполнением хора «Славься». Обращаю ваше внимание, что это произведение задумывалось Глинкой как гимн России. Однако, император выбрал музыку композитора Львова. Но это не уменьшает величие и значимость произведения. Исполним хор «Славься» как гимн величию Глинки и нашей родины стоя.

Спасибо за урок. Все свободны.

Анна Чумаченко
Музыкальная гостиная, посвященная творчеству М. И. Глинки. Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Встреча в музыкальной гостиной , посвященная творчеству М . И. Глинки .

Цель : Познакомить детей с биографией и творчеством М . И. Глинки .

Оформление зала : на центральной стене портрет М. И. Глинки , стенды в зале, на которых размещен иллюстративный материал.

Экспозиция 1. Портреты родителей Глинки , фотографии личных вещей композитора в Петербурге, Москве.

Экспозиция 2. Портреты А. С. Пушкина и М. И. Глинки ,иллюстрации к опере «Руслан и Людмила» (шествие Черномора) .

Ход мероприятия.

Дети входят в музыкальную гостиную .

Музыкальный руководитель . Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор. Он родился в 1804 году весной, в прекрасную пору цветения природы в селе Новоспасском близ города Ельни, в помещичьем доме. Здесь он провел детские годы. С самого раннего детства Миша любил слушать музыку Под окнами его спальни в густой листве деревьев каждой весной раздавался звонкий голос соловья. Мальчик внимательно вслушивался в восхитительные трели соловьиного пения

Предлагает детям подойти к экспозиции 1.

Мальчик рано научился читать, любил рисовать и очень ловко подражал перезвону колоколов, ударяя по гулким медным тазам. В 13 лет он поступил в Петербургский благородный пансион, где получил хорошее образование. Глинка продолжал заниматься музыкой у лучших педагогов .

Когда Михаил Иванович стал известным композитором, он много путешествовал. В 1830году он отправляется в Италию. Путешествуя и слушая итальянских композиторов, Глинка приходит к мысли о создании русской национальной оперы.

Ему довелось побывать во многих чужеземных странах, но самым незабываемым оказалось короткое путешествие из Санкт – Петербурга до Павловска по первой железной дороге.

Дым столбом, кипит, дымится пароход!

Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье…

(Н. Кукольник.)

Да! Первый русский паровоз назывался пароход. Это пыхтящее чугунное чудовище с огромными колесами и длинной трубой.

Звучит в записи «Попутная песня» .

Глинка начинает думать о новой опере и обращает свое внимание на поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к экспозиции 2, и обращает внимание детей на портреты М. И. Глинки и А . С. Пушкина, размещенные рядом.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том :

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Вы, конечно же хорошо знаете эти строки! Ими начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» про подвиги славного витязя Руслана, про его верную невесту Людмилу и злого карлика Черномора.

Звучит «Марш Черномора» .

Живет Черномор в волшебных садах, во дворце, убранном самоцветами,все подчиняются его злой силе, а сила его спрятана в длинной бороде. Кто порубит бороду чудесным мечом, тот и победит Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей;

Его – то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

Много приключений пережили герои, но сказка заканчивается хорошо. Добро побеждает зло, все ликуют!

Опера очень красива по своей музыке и художественному оформлению.

Давайте и мы с вами потанцуем. Приглашаю всех на польку!

Дети танцуют под «Польку» М. И. Глинки .

Музыкальный руководитель . Помимо этих двух опер Глинка написал много романсов, песен, а также других произведений как для оркестра, так и для фортепиано. Музыка

«Гимн городу» () был гимном нашего государства.

Сейчас мы с вами послушаем музыку . Обратите внимание на красоту и, широту и величественность звучания.

Звучит в записи «Здравствуй, славная столица!» .

Особенно часто композитор обращался в своем творчестве к образам русской природы. Вслушайтесь, как похожа на трели маленькой птички жаворонка музыка известного вам романса «Жаворонок» .

(Звучит в записи романс «Жаворонок» .)

Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки . Много лет прошло с тех пор, как впервые на сцене Мариинского театра прозвучало еще одно музыкальное произведение Глинки – хор «Славься» в опере «Иван Сусанин» , но до сих пор мы с радостью, гордостью и волнением слушаем эту ликующую музыку , прославляющую наше Отечество, Россию, наш народ.

Звучит запись хора «Славься» .




Top