Путешествие по музыкальной стране. В записи звучит наигрыш на свистульке

Путешествие в музыкальную страну

Урок музыки в 1,2 классах

Тема : Песня, танец, марш

Цель : Показать разнообразие видов музыкальных произведений: песня, танец, марш, развивать музыкальный слух, музыкальный язык, воспитывать интерес к музыке, музыкальный вкус.

Оборудование : материал для рефлексии начала урока, волшебная линейка для рефлексии конца урока, музыкальный материал, аудиозаписи — песня, танец, марш, слова для характеристики музыки, музыкальный центр, баян, фортепиано.

Организационный момент

Дети заходят в класс под музыку. Учитель приветствует учеников.

Детям раздаются вырезанные из бумаги рожицы, в которых не хватает губ. Задача учеников дорисовать их так, с каким настроением они пришли на урок музыки. Если вам весело, то рисуем улыбку (показ на доске), если вам интересно, что будет дальше происходить на уроке — прямой ротик (показ), а если вам не интересно – печальные губки (показ).

Я очень рад, что вам весело и интересно. И желаю вам, чтобы это настроение осталось у вас не только до конца урока, но и до конца дня. Но для этого вы должны быть послушными, внимательно слушать меня и быстро работать.

Актуализация знаний

Мы с вами в начале урока слушали музыку. Давайте вместе с вами охарактеризуем ее: какая она была по настроению. На доску вывешивается таблица слов, которыми можно охарактеризовать музыкальное произведение. Из них надо выбрать слова, которые расскажут, какая звучала музыка. Учитель зачитывает каждое слово, которое изображено на таблице, а ученики выбирают и перевешивают на другую сторону.

Объявление темы и цели урока

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Музыки. Как вы думаете, на чем держится страна музыки? Сегодня мы об этом и узнаем. На уроке будем развивать музыкальный слух, музыкальный язык, узнаем, что такое песня, танец, марш. Ну, пойдем искать, на чем держится страна музыки?

Новая тема.

Слушание

Ранее считалось, что земля наша держится на трех китах. Так и страна музыки держится на трех китах. А хотите ли вы узнать, как их зовут? Значит пошли. Дети встают из-за парт и идут вместе с учителем.

На доску вывешивается изображение кита, на котором написано слово"МАРШ" (дети читают). Кто из вас, может, знает, что такое марш? А кто когда-либо слышал марш? Марш — это ходьба под музыку, но все движения должны быть точными. Где чаще используется марш? Правильно, чаще маршируют солдаты. Я предлагаю вам прослушать марш. (Подумайте, какие события могли бы происходить под такую музыку)

А теперь попробуем маршировать. (Дети встают и вместе с учителем маршируют).

Делается вывод, что марш — это точная ходьба под музыку. Марши бывают разные. Но все они бодрые, задорные и т.д. Итак, мы с вами познакомились с одним китом. Сколько еще осталось? (2) Ну что, пойдем дальше? (Встают и на месте делают вид, что идут).

На доске вывешивается новый рисунок кита и его название ТАНЕЦ. Как его зовут? Кто знает, что такое танец? Когда и зачем мы используем в жизни танец? Кто из вас умеет танцевать?

Учитель сообщает, что танец — это движения под музыку. Танцы тоже бывают разные. Какие вы знаете танцы?

Физминутка.

Мы с вами учили танец полечку. Давайте вспомним его и потанцуем. (Выходят к доске и вместе с учителем и танцуют).

Делается вывод, что танец — это движения под музыку. Танцы бывают быстрые и медленные. Каждый человек может придумать свой танец.

Пение

Но дети у нас остался еще один кит. Пойдем к нему?

Вывешивается рисунок кита с названием ПЕСНЯ. Как его зовут? Кто из вас слышал песни? Какие песни вы знаете? А кто знает, что такое песня?

Учитель сообщает, что песня — это стихотворение с мелодией. Песни, как и танцы, бывают разные: веселые и грустные, быстрые и медленные, тихие и громкие. Кто знает, чем полезно пение? Оно укрепляет органы дыхания, а вместе сними и весь организм.

Давайте выполним упражнения на дыхание. Представьте себе, что у вас в руках шарик, который нужно надуть. (Выполняется вместе с учителем). А теперь положите руки на живот и сильно дышите, чтобы ваши ручки поднимались. А теперь давайте попоем. Дети поют песню «Мамонтенок».

Делается вывод, что песня — это стихотворение с мелодией.

Подведение итогов .

Нам с вами пришло время возвращаться назад. Но мы не можем выйти из страны музыки, пока не ответим на вопросы. Давайте будем отвечать.

  1. Как зовут кита, который выполняет различные движения под музыку? (Танец)
  2. как зовут кита, который использует слова под музыку? (Песня)
  3. Как называют кита, который выполняет четко ходьбу под музыку? (Марш)

Скажем до свидания стране Музыки. (Встали и показали, что пришли на свои места).

Рефлексия

У каждого из вас лежат карточки с волшебной линейкой. Поставьте, пожалуйста, крестик сверху, если на уроке было интересно, и вы захотели еще побывать в гостях у музыки. Посередине, если вам было все равно, и снизу, если страна музыки вам не показалась интересной.

Поднимите свои волшебные линейки вверх. Я очень рад, что вам понравилось наше путешествие в страну музыки. Мне тоже понравилось работать с вами. Желаю вам успехов в дальнейших путешествиях по стране знаний. Спасибо за работу. До встречи.

«Музыкальное путешествие. Музыка разных стран»

Методическая разработка проведения концертного мероприятия для учащихся 5-7 классов

1. Италия. Об итальянских песнях (рассказывают ученики 6 и 7 классов )

Италию неоднократно называли страной высокой культуры и искусства. Ведь Италия Родина людей, которые внесли огромный вклад в мировое развитие живописи, музыки, театра, архитектуры. Но сейчас мы с вами поговорим о музыке и об итальянских песнях.

Многие считают Италию колыбелью музыкального искусства, потому что многие музыкальные отрасли получили в Италии свое развитие.

Итальянские песни являются самыми любимыми во всем мире, это мировые хиты самых знаменитых исполнителей. История итальянской музыки уходит в глубины веков, и именно такую богатую историю развития музыкального искусства в Италии можно назвать причиной нынешней популярности итальянской эстрады.

Да и вообще, как, шутя, очень часто говорят итальянцы: «Если существует то, что мы умеем делать хорошо, то это сочинять и петь песни». И эта шутка весьма правдива, потому как итальянцы в любых ситуациях не падают духом и всегда сочиняют песни, выражая свои стремления и мечты, веселье и печаль, все чувства и желания и воспевают самое лучшее, что есть в их жизни. Изучая песни, можно многое узнать о культуре какой-либо страны, народа и прочем. Народные песни Италии создавались веками. Они выражают всю культуру народа, и связаны с различными событиями, которые происходили во многих уголках Италии.

Италия имеет очень большое наследие , и все они отличаются в зависимости от района, в котором зародились. Историки, занимающиеся изучением народных песен Италии, сумели систематизировать тысячи старинных направлений народных песен. Они определили, что нередко одна и та же мелодия может иметь разные текста, или же наоборот, одинаковый текст накладывают на разные мелодии.

Одним из самых ярких примеров итальянской песни является неаполитанская песня . Неаполитанская песня является жемчужиной итальянской культуры. Её называют вторым бриллиантом по величине, после оперного искусства Италии. Во всем мире очень большое количество различных исполнителей включают в свой репертуар элементы из этой жемчужины песенной лирики. Кроме этого многие исполнители берут в свой репертуар несколько целых неаполитанских песен. И это является отличным решением, потому как неаполитанские песни позволяют продемонстрировать всю красоту и силу голоса исполнителя, вместе с тем эти песни приятны почти всем слушателям, благодаря своей необычайно красивой мелодичности.

Сегодня мы послушаем несколько итальянских песен в переложении для фортепиано.

Неаполитанская песня «Вернись в Сорренто» была написана в 1902г двумя братьями Эрнесто и Джамбатиста де Куртис, как гласит одна из версий, по просьбе мэра г. Сорренто к приезду премьер-министра Италии.

Э. Куртис «Вернись в Сорренто» исполняет Боброва Яна .

Как прекрасна даль морская,

Как влечёт она, сверкая,

Сердце нежа и лаская,

Словно взор твой голубой.

Слышишь в рощах апельсинных

Звуки трелей соловьиных?

Вся в цветах благоухая,

Расцвела земля вокруг.

Припев: Но ты едешь, дорогая,

Даль зовёт тебя иная…

Неужели навсегда я

Потерял тебя, мой друг?

Не оставь меня!

Тебя я умоляю!

Вернись в Сорренто,

Любовь моя!

3. Мексика.

«Кукарача» - шуточная народная песня на испанском языке в жанре корридо. Стала популярной во время Мексиканской революции начала XX века, так как «тараканами» называли правительственные войска. Однако есть упоминания песни, относящиеся к 1883 и даже 1818 году.

Один из вариантов исполнения песни на русском языке (Ирина Богушевская):

Мы на днях купили дачу, был на даче чемодан.

И достался нам в придачу заграничный таракан.

Только ставим мы пластинку и заводим патефон

В желтых кожаных ботинках по пластинке скачет он.

«Я кукарача, я кукарача» - распевает таракан.

«Я кукарача, я кукарача» - таракан американ.

Мексиканская народная песня «Кукарача» прозвучит в исполнении Сокова Андрея.

4. Великобритания.

Музыку к фильмам про Гарри Поттера писал известный и успешный в киноиндустрии американский композитор Джон Уильямс. Самый первый из этой серии фильм «Гарри Поттер и философский камень» вышел на экраны в 2001 году.

Дж. Уильямс Музыка из кинофильма «Гарри Поттер» играет Вероника Разина .

5. США.

Ещё музыкальный фрагмент из другой знаменитой киносаги «Сумерки». Примечательно, что две песни сочинил и исполнил Роберт Паттинсон (Эдвард Каллен). Кроме того, в одной из сцен фильма Паттинсон исполняет за роялем Bella’s Lullaby . А мы послушаем Колыбельную Белле в исполнении Кати Рязанцевой.

6. Франция.

Ян Тьерсен – французский и дирижёр. Играет на различных инструментах. Среди них скрипка, фортепиано, аккордеон, акустическая и электрогитара, и др. Амели » исполнит Давыдова Вика.

Ещё Саундтреки.

Э. Морриконе саундтрек к фильму «Хороший, плохой,злой» - Ганенков Влад

Э. Морриконе саундтрек к фильму «1900-й» («Реинкарнация Моцарта» - Салимгареева Ирина.

7. Россия

О. Петрова, А. Петров Вальс из киносериала «Петербургские тайны» прозвучит в исполнении Деевой Леры .

В завершении нашего концерта прозвучит музыка П. И. Чайковского.

«Времена года» Декабрь «Святки» исполняет Снежана Полещук.

Музыкальное путешествие по разным странам и континентам

Цели и задачи воспитательной и концертно-просветительской деятельности:

Воспитание успешной личности;
- стимулирование исполнительского мастерства обучающихся, развитие сценической воли и артистизма;
- приобщение подрастающего поколения к лучшим образцам отеческого и зарубежного искусства, нравственно-эстетическим ценностям;
- воспитание активного слушателя классической музыки, духовно-нравственное воспитание;
- пропаганда фортепианной музыки среди воспитанников д/садов, учащихся общеобразовательных школ, взрослого населения посёлка;
- повышению статуса и имиджа детской школы искусств.

Представленные композиторы:
1. И.С.Бах (1685-1750) - немецкий композитор и органист.
2. Карл Черни (1791-1857) - австрийский ком-р, пианист, педагог с 14лет.
3. Феликс Лекуппе - (1811 - 1887) - французский ком-р, пианист, педагог.
4. П.И.Чайковский (1840 - 1893) - русский ком-р, дирижёр, педагог.
5. Рейнгольд Глиэр (1875 - 1956) - русский ком-р и педагог.
6. Э.Вила- Лобос (1887- 1959) - бразильский ком-р, дирижёр, педагог.
7. Д.Шостакович (1906 - 1975) - советский ком-р, пианист, педагог, общественный деятель.

Программа концерта:
1. И.С.Бах Менуэт
2. И.С.Бах Маленькая прелюдия ре минор
3. И.С.Бах Маленькая прелюдия до минор
4. К.Черни-Гермер Этюд № 1 (ч.2)
5. К.Черни-Гермер Этюд № 43 (ч.1)
6. Ф.Лекуппе Этюд
7. П.И.Чайковский Полька
8. П.И.Чайковский Старинная французская песенка
9. П.И.Чайковский Немецкая песенка
10. Р.Глиэр Ариетта
11. Э.Вила-Лобос Пусть мама баюкает
12. Д.Шостакович Гавот

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыка проведу у вас я - преподаватель по классу фортепиано.

И сейчас мы с вами отправимся в музыкальное путешествие по разным странам и континентам, и вы услышите классическую музыку в исполнении учащихся фортепианного отделения.

Итак, поезда собираются в путь со станции, корабли уходят в море из гавани, самолёты снаряжаются в аэропорту, а нашей с вами гаванью, станцией, аэропортом будет вот этот концертный зал. Подключите свою фантазию и воображение и представьте себе, что вы, спустившись с трапа самолёта, оказались в одном из красивейших краёв Германии, в Тюрингии. Вдали виднеется гора с замком на вершине. Это Вартбург - старинная крепость.

Поднимаемся в этот замок. Из окон открывается захватывающий дыхание вид на окрестные горы, покрытые лесом. У подножья горы расположен небольшой город Эйзенах, в котором в 17 веке, в 1685 году родился немецкий композитор И.С.Бах.

На небольшой эйзенахской площади стоит Дом-музей И.С.Баха. Именно в этом доме появился на свет гениальный немецкий композитор. Верхние помещения обставлены старинной мебелью и показывают, как жили немецкие горожане во времена Баха. В других комнатах висят портреты, гравюры, находятся документы. А внизу находится зал музыкальных инструментов. В нём выставлена старинная виола, которая является предшественницей семейства скрипичных; лютня - предшественница гитары; клавесины и клавикорды - предшественники фортепиано; духовые - флейта, гобой, труба.

Обычно в этом Доме-музее для путешественников устраивают концерты из произведений Баха и других композиторов. Давайте представим себе, что мы находимся на одном из таких концертов.

Концерты обычно открывают произведения Баха, которые были написаны им три века назад. Но, несмотря на это, музыка Баха понятна и близка нам, потому что наполнена человеческими чувствами. Его музыку любит и почитает весь мир. Мечтал ли сам композитор о такой славе? Наверное, он удивился бы этому.

И.С.Бах в возрасте сорока лет был уже главой большого семейства. После смерти первой жены Марии Барбары Бах нашёл новую подругу жизни - Анну Магдалену. Брак был во всех отношениях вполне счастливым. Анна Магдалена оказалась не только заботливой хозяйкой, с любовью принявшей четырёх осиротевших детей, но и музыкантшей, понимавшей творчество мужа. У неё был красивый высокий голос (сопрано). Муж обучал её игре на клавесине. Анна Магдалена помогала мужу переписывать ноты. С годами её почерк стал так похож на почерк Баха, что их трудно было различить. Она приучала к переписке нот и детей. Сохранились две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах», в которых собраны нетрудные клавирные пьесы, хоралы и песни. Сейчас прозвучит Менуэт из этого сборника.

1. И.С.Бах Менуэт - Малыгина Н.

И.С. Бах сам занимался музыкальным воспитанием своих детей. Обучение игре на клавикорде он начинал с упражнений. И, если терпение у ребёнка заканчивалось, то Бах любезно сочинял для него небольшие пьесы, часто прямо на уроке. Так возникли Маленькие прелюдии. В этих небольших пьесах обнаруживается непостижимое величие Баха, сыграв или услышав их один раз - забыть невозможно!

2. С.Бах Маленькая прелюдия ре минор

(Назовём её «Старинный танец»)

Иоганн Себастьян Бах - самый выдающийся представитель династии Бахов. Его жизнь внешне сложилась мало примечательно. Он ни разу не покинул пределов своей страны, не приобрел мировой славы. При жизни и почти 100 лет после смерти его музыка не пользовалась популярностью. Ее считали слишком сложной и устаревшей. И лишь в 1829 году под управлением немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона состоялась «мировая премьера» величественного произведения Иоганна Себастьяна - оратории «Страсти по Матфею», свершилось мировое открытие композитора И.С.Баха!

С того времени сочинения Баха заполонили музыкальное пространство Европы, России, Нового Света.

А в 1977 году музыка Баха звучала в космосе на американском корабле «Вояджер». На борту корабля находился золотой диск с музыкой И.С. Баха, которая звучала в космосе для других цивилизаций.

3.И.С.Бах Маленькая прелюдия до минор

(Назовём её «Размышление о жизни»)

Удивительное искусство - Музыка! Она способна объединять людей разных национальностей! Люди, живущие в разных странах на разных континентах могут общаться и понимать друг друга с помощью языка Музыки. Музыке у всех народов рассказывает об одном и том же: о человеке и его чувствах, о человеке и природе, о событиях в жизни человека, а также музыка позволяет совершать увлекательные путешествия в дальние страны.

Фантастически быстро переместившись во времени и пространстве, мы выходим на остановке - Австрия. Судя по прическам и костюмам - мы в XVIII веке. Это не Рим, не Венеция, не Флоренция. Это город Вена. Вена - красивейший город на берегу холмистого Дуная.

Представьте себе множество дворцов и очень красивых зданий.

Вена - мировая столица музыки. Музыка была и есть душой города, в котором жили и работали гениальные композиторы Гайдн, Моцарт, Шуберт. В этом же городе жил и сочинял музыку Карл Черни, который прославился тем, что в 14 лет был в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Так же он был знаменит созданием огромного количества Этюдов для пианистов(около 800).

Этюд - это музыкальное произведение, предназначенное для развития техники исполнителя. Нет такого музыканта, который бы не сыграл ни одного этюда. Дети их играют с 1-го класса музыкальной школы. Также их играют и в музыкальном училище, и в консерватории. Сейчас вы услышите два Этюда Черни.

4. К.Черни-Гермер Этюд № 1 (ч.2)

(Назовём этот этюд «Весёлые нотки»)

5. К.Черни-Гермер Этюд № 43 (ч.1)

(Назовём его «Весна»)

В жанре Этюда писали музыку многие композиторы. Сейчас вы услышите ещё один этюд. Но для этого мы сойдём на станции - Франция XIX века. Столицей Франции является город Париж. В Париже находится огромное количество достопримечательностей, к числу которых относятся: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Лувр, Собором Парижской Богоматери, Гранд - Опера…
XIX - Расцвет французской музыки. Знаменитыми становятся имена следующих композиторов: Берлиоз, Бизе, Дебюсси, Равель. Мы познакомимся с французским композитором Феликсом Лекуппе. Как и австрийский ком-р Карл Черни, Лекуппе сочинил немало этюдов для фортепиано. Один из них вы сейчас услышите.

6. Ф.Лекуппе Этюд

Мы снова отправляемся в путь и через короткий промежуток времени попадаем в Россию второй половины XIX века. Сегодня мы поговорим о русском композиторе П.И.Чайковском и послушаем его музыку из «Детского альбома».

Почему же великий композитор, создавший такие крупные произведения как оперы, балеты, симфонии, вдруг обратился к детской музыке? Оказывается, Пётр Ильич очень любил детей. «Что может быть лучше в жизни, чем дети и цветы?» - часто говорил он. Но, к сожалению, собственной семьи и детей у него не было. Поэтому, приезжая в гости к своей сестре Александре Давыдовой, Петр Ильич любил проводить свободное время в компании своих маленьких племянников. Их у Чайковского было семь, и композитор неустанно придумывал для них разнообразные праздники с кострами, фейерверками и танцами. Один из племянников Чайковского, Володя Давыдов, пытался освоить игру на фортепиано, но музыкальная наука давалась ему трудно, и Петр Ильич решил помочь малышу. Он написал цикл фортепианных пьес для него. 24 пьесы получились очень разные, но легкие, запоминающиеся и интересные по названию — были здесь и картины природы, и детские игры, и сказочные персонажи, путешествия...

Семья, в которой родился П.И.Чайковский была образованной и просвещённой. Его мама - Александра Андреевна, получила образование в одном из петербургских институтов, знала языки, много читала, любила музыку. У неё был хороший голос, и она охотно пела в кругу родных и знакомых. Отец Илья Петрович, страстный любитель театра и музыки, играл на флейте и создал с друзьями трио (виолончель, гитара, флейта). Дом Чайковских был городским культурным центром. Вся знать города по вечерам собиралась здесь. Торжественные приемы происходили в зале. Вместе с взрослыми веселились дети. Особенное им нравилось, когда раздавались звуки вальса, мазурки, польки и … кружились, подхваченные танцем, пары.

7. П.И.Чайковский Полька

Петр Ильич Чайковский очень много путешествовал. Повидал множество разных стран, был в Италии, Германии, Франции, Чехии, и даже в Америке. Везде он записывал свои впечатления в дневник. Но был у него ещё и нотный дневник, в котором он записывал народные песни.

Во Франции Чайковский, гуляя в небольшом городке по тихой зеленой улице, он вдруг услышал пение. Петр Ильич остановился и стал прислушиваться. У открытого окна пела женщина грустную, неторопливую песенку. Чайковский подошел к ней и спросил: «Скажите, пожалуйста, какую песню вы поете? Она мне очень нравится». «О, это старинная-старинная французская песенка. Очень давно ещё в 16 веке её пели трубадуры». Чайковский поблагодарил женщину и пошел дальше. Вернувшись на родину, Петр Ильич вспомнил эту песню, написал пьеску для фортепиано под названием «Старинная французская песенка» и включил ее в «Детский альбом».

8. П.И.Чайковский Старинная французская песенка

Но вот… Чайковский в Германии. На улицах и ярмарках, в кофейнях и домах горожан звучала музыка - это была музыкальная страна. Очень ему понравилась застольная немецкая песенка, которую он записал в музыкальный дневник и которая тоже в последствии вошла в «Детский альбом».

9. П.И.Чайковский Немецкая песенка

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков состоит наша общая родина Россия. Просторы ее огромны. Это край, в котором соседствует море, степь, горы, вечные снега и таёжные леса и, если бы мы захотели совершить путешествие по ее территории, то оно подлилось бы очень много времени. Сейчас вы услышите произведение ещё одного русского композитора Рейнгольда Глиэра.

Эта музыка - о Родине, о любви к ней.

10.Р.Глиэр Ариэтта

В Россию мы ещё вернёмся. А сейчас посетим далёкую Бразилию XX века.

Гордостью этой страны является Э. Вила-Лобос - бразильский ком-р, педагог, дирижёр, писатель. Также как и Чайковский, наряду со сложными серьёзными произведениями он написал много музыки для детей - более 500 произведений. Есть у него и детский альбом по названием «Мир ребёнка». Сейчас вы услышите одну из пьес из этого сборника «Пусть мама баюкает»

11.Э.Вила-Лобос Пусть мама баюкает

В заключении нашего путешествия мы вернемся назад в Россию XX века.

Композиторы этого времени наряду с современными мотивами и интонациями используют часто в своих сочинениях старинные жанры эпохи И.С.Баха, например, пассакалью, менуэт, прелюдию, гавот и др. Чем вызван такой интерес к старинному искусству? Может быть тем, что мы с вами испытываем чувства, и настроения схожие с переживаниями людей, живших 3 столетия назад? Может быть….

Сейчас вы услышите Гавот Д.Шостаковича - композитора XX века. Эта пьеса входит в альбом для детей «Танцы кукол».

Как вы уже, наверное, заметили, что все гениальные композиторы писали музыку для детей, тем самым они выполняли высокую миссию воспитания подрастающего поколения, раскрашивали мир ребёнка всеми цветами радуги.

12. Д.Шостакович Гавот

На этом мы заканчиваем наш концерт-путешествие. Сегодня музыка позволила вам побывать в разных городах и странах, познакомились с композиторами, послушали произведения разных жанров. Сегодня мы ещё раз убедились в том, что музыка разных стран и народов богата и многообразна. И самое главное - мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всей Земли, сделать нашу жизнь богаче и добрее.

Уколова О. А.

с.Шипуново, 2014

Занятие 13 Тема: «Путешествие по музыкальной стране»

Цель: определение средств музыкальной выразительности, создающей образ (акценты, динамику).

Задачи: учить выразительно двигаться в соответствии с ха­рактером музыки; выполнять легкие поскоки с ноги на ногу; учить сравнивать пьесы разного характера, развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки; расширять певческий диапазон; учить петь легким, подвиж­ным звуком; работать над интонацией и дикцией; продолжать формировать певческое дыхание; закреплять танцевальные движения и их последовательность; развивать самостоятель­ность, творческую активность детей.

Ход занятия

Вводная ходьба.

«Полька* П. И. Чайковского. Дети поскоками друг за дру­гом заходят в зал.

Музыкальное приветствие. Предложить детям отправиться в путешествие по музыкальной стране.

Музыкально-ритмические движения.

«Айголек», каз.нар.песня, обр. Б. Жусибалиева. Педагог I знакомит детей с новым танцевальным движением «айна» («зеркало»). Соединить кисти рук перед лицом, ладони должны быть обращены к зрителю, локти подняты на уровень плеч.

Слушание музыки.

«Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского.

«Итальянская песенка» П. И. Чайковского.

Дети слушают «Неаполитанскую песенку» П. Чайковского. Меняется ли характер музыки, из скольких частей состоит пьеса?

Там же, в Италии, П. И. Чайковский написал «Итальян-I скую песенку». Исполнить пьесу. Чем отличаются эти пьесы? I Каков характер каждой пьесы?

«Неаполитанская песенка» - жизнерадостная, задорная, I танцевальная, а «Итальянская песенка» - плавная, нежная, I похожа на вальс. Обратить внимание детей на акценты в музы-I ке: в «Неаполитанской песенке» акцент приходится на первую I долю такта (исполнить фрагмент), а в «Итальянской песенке» -

на вторую долю и звучит внезапно (исполнить фрагмент). Ка­ким инструментом можно подчеркнуть эти акценты? (бубном) Предложить детям сначала отметить акценты хлопками, а за­тем раздать 2-3 бубна и проиграть обе пьесы вместе с детьми. Подражание каким инструментам еще прослушивается в пье­сах? (кастаньеты, бубен, гитара)

Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент».

«Лошадка и жеребенок», развивать подвижность языка и

нижней челюсти.

Дети цокают языком медленно и быстро.

«Кукушка», обр. И. Арсеева. Упражнять в чистом интони­ровании малой терции вверх. Вырабатывать четкую артикуля­цию. Разучивать попевку в сопровождении одной мелодии без музыкального сопровождения.

Пение.

Повторить знакомые песни, подготовленные к осеннему празднику. Следить за дикцией, правильным дыханием. Начи­нать и заканчивать пение одновременно.

Игра на музыкальных инструментах.

«В лодке» Н. Любарского. Предложить детям исполнить знакомую пьесу на различных музыкальных инструментах, которые они выбирают по желанию (металлофоны, трещотки, бубны, коробочки, колокольчики).

Танцевальные движения.

Отработать и закрепить движения знакомых танцев.

Хороводная игра.

«Прогулка в осенний лес» Т, Куликовой. Предварительно разучить текст песни. Двигаться спокой­ным хороводным шагом, выполнять движения в соответствии

с текстом.

Повторить игры, используемые на осеннем празднике. Краткий анализ занятия. Музыкальное прощание.

«Средства музыкальной выразительности» - О чём идёт речь? 7.Таким может быть темп. 3.Как называется громкость звука? 1. Один из видов лада. 6.Одна из форм произведения. 4.Отрывисто, связно, отчётливо. Средства музыкальной выразительности.

«Космос в музыке» - Микалоюс Константинос Чюрлёнис. Группа «Земляне». Первый космический корабль. Природа. Синтезатор. Cонорика. Планеты. Необычность. Образ. Мозаика. Викторина. Мозаика цветов. Русский народ. Русский фантаст. Трава у дома. Эдуард Николаевич Артемьев. Блики нездешних миров. С каким произведением познакомились.

«Музыка и изобразительное искусство» - Музыка + литература. Балет. Проблема урока. Песня. Тема урока: «Музыка и изобразительное искусство». А. Васнецов. Г.Гессе. Мюзикл. Былина. Итог урока. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! Развивающие: развивать интерес к музыке через творческое самовыражение. Цель урока: научиться находить общее и различное между музыкой и живописью.

«Основные средства музыкальной выразительности» - Динамика. Тембр. Средства музыкальной выразительности. Примем СМВ за сердцевину цветка. Штрихи. Лад. Можно описать любую мелодию. СМВ. Ритм. Мелодия. Темп.

«Язык музыки в математике» - Примеры составных размеров. Строгие математические методы построения музыкальных ладов. Математические ритмы. Выявление математических ритмов. Полиритмия, полиметрия. Упорядочивание. Описание. Такт, размер. Законы. Колебания. Ритм. Ритмы в триг. функциях. Ритм в математике. Математика в спорте и музыке.

«Музыка по сказкам Пушкина» - Флейта. Ель растёт перед дворцом. Образы Пушкинских сказок. Царевна. Опера. Добрая песня. Труба. Тромбон. Сказки. Иллюстрации к сказке. Звезды. Скрипка. Руслан. М.И. Глинка. Добрые сказки. Инструменты. Море. Месяц. Челеста.

Всего в теме 37 презентаций




Top