Гениальный немецкий композитор 18 века бетховен. Великие композиторы классической музыки

Слайд 2

Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. Р.Ролан

Слайд 3

Иоганн Себастьян Бах

(21.3.1685, Эйзенах-28.7.1750, Лейпциг)

Слайд 4

Иоганн – знаменитый представитель рода Бахов, который дал в 17-18 вв. несколько поколений музыкантов. Творчество Иоганна Себастьяна стало одной вершин философской мысли, выраженной в музыке.

Слайд 5

Бах играл на многочисленных музыкальных инструментах: органе, скрипке, клавире. Любовь к музыке выражалась и в том, что композитор пел на хорах, знакомился с музыкальным творчеством старинных мастеров.

Слайд 6

Бах был последним великим композитором эпохи барокко. Его творчество обширно: духовные кантаты и оратории, прелюдии и фуги, токкаты и фантазии. Наиболее известные: «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Рождественская оратория», «Пасхальная оратория» и др.

Слайд 7

Музыка Иоганна Себастьяна Баха – образец жизнеутверждения, самопожертвования и стойкости.

Слайд 8

Музыка - это стенография чувств. Л.Н.Толстой

Слайд 9

Людвиг ван Бетховен

(16.12.1770 - 26.03.1827)

Слайд 10

Творения Бетховена - бесконечное музыкальное пространство, состоящее из опер, хоровых и драматических сочинений, сонат, концертов для скрипки и фортепиано, увертюр, симфонии и квартетов. Но вся «необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена», по словам Чайковского, заключается в симфониях.

Слайд 11

Однажды Моцарт, прослушав импровизированное сочинение молодого человека, воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!» Молодым человеком был Бетховен.

Слайд 12

9 симфоний, «Эгмонт», «Король Стефан», «Кориолан», «Творения Прометея», 16 квартетов для струнных, 8 симфонических увертюр – далеко не полный список бессмертных творений Бетховена. Неизлечимая глухота не помешала Людвигу создать собственный стиль - стиль композитора, чей гений заставляет до сих пор трепетать сердца многих людей.

Слайд 13

Слайд 14

Музыка глушит печаль. У.Шекспир

Слайд 15

Иоганнес Брамс

(7.05.1833 -03.04.1897)

Слайд 16

Играть на духовых и струнных инструментах мальчика обучил его отец. После он обучался игре на фортепиано. Уже в четырнадцать лет Иоганнес выступил публично как пианист с сольным концертом.

Слайд 17

Слайд 18

Виртуозный талант Брамса отмечали Роберт Шуман и его супруга Клара Шуман-Вик, чье мнение высоко ценилось в музыкальных кругах. Брамс написал целый ряд произведений: сонаты fis-moll, C-dur, скерцо, пьесы и песни для фортепиано.

Слайд 19

Работы Брамса самобытны и самостоятельны, а стиль необыкновенно легкий и торжественный.

Слайд 20

Рихард Вагнер

(22.05.1813-13.02.1883)

Слайд 21

Рихард Вагнер- теоретик искусства и композитор. Он оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую. Вагнеровские оперы стали основным инструментом такого воздействия.

Слайд 22

Вагнер рассматривал своё искусство как синтез и как способ выражения определённой философской концепции. Это нашло отражение в операх «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Летучий голландец» , «Опера и драма», «Искусство и революция», «Музыка и драма», «Художественное произведение будущего».

Слайд 23

Вагнер отказался от отдельных номеров них в пользу больших сквозных вокально-симфонических сцен, перетекающих одна в другую, а арии и дуэты заменил на драматические монологи и диалоги. Внешнее действие сведено к минимуму, оно перенесено в психологическую сторону, в область чувств персонажей. Особо ярко это видно в опере «Тристан и Изольда».

Карл (Генрих Карстен) Райнеке (нем. Carl (Heinrich Carsten) Reinecke ; 23 июня 1824, Альтона, ныне в составе Гамбурга — 10 марта 1910, Лейпциг) — немецкий композитор, дирижёр и пианист.

С шести лет занимался музыкой со своим отцом — Иоганном Рудольфом Райнеке. В 1835 году дебютировал в родном городе как пианист, затем гастролировал по Европе, где приобрёл славу «грациозного исполнителя произведений Моцарта ». Музыкальными кумирами юноши были Клара Вик и Франц Лист ; по причине робости характера Райнеке мало подходил на роль гастролирующего пианиста-виртуоза.

С 1 843 по 1846 гг. благодаря стипендии короля Дании Христиана VIII учился в Лейпцигской консерватории по классу фортепиано и композиции. Феликс Мендельсон, являвшийся в тот момент капельмейстером Гевандхауза, организовывал для него выступления на публике. В тот же период Райнеке познакомился с Робертом Шуманом. Райнеке был под большим впечатлением от произведений Мендельсона и Шумана, которые оказали большое влияние на его собственные сочинения.


В 1847 году стал придворным пианистом в Дании, но уже через год вынужден был вернуться в Лейпциг из-за прусско-датской войны. Не найдя места в Лейпциге, отправился в 1849 году в Бремен, где дирижировал и сочинял. По протекции Листа получил приглашение поехать в Париж от Гектора Берлиоза, где выступал как пианист. С 1851 по 1854 год преподавал фортепиано в Кёльнской консерватории, временами замещая её руководителя Фердинанда Хиллера за дирижёрским пультом. Часто общался с Робертом Шуманом, который жил в близлежащем Дюссельдорфе, а также познакомился с юным Иоганнесом Брамсом. С 1854 по 1859 год работал капельмейстером в Бармене (ныне часть Вупперталя). В 1859 году стал музыкальным директором в Бреслау, где организовывал абонементные концерты.

В том же году Райнеке предложили возглавить Лейп цигский оркестр Гевандхауза , которым он руководил в дальнейшем на протяжении 35 лет — с 18 60 по 189 5 год . Одновременно преподавал фортепиано и композицию в Лейпцигской консерватории (с 1885 го да профессор). В 18 85 году принимал участие в конференции в Вене, на которой был принят единый строй камертона. В 1 883 и 1889 го дах Райнеке выступал в России как дирижер собственных произведений и пианист. В 190 5 г. записал несколько пьес на ролики звукозаписывающей фирмы Welte- Mignon.


Как педагог и композитор неукоснительно придерживался консервативных традиций, очагом которых была Лейпцигская консерватория. Райнеке не отличался яркой самобытностью, его творчество находилось под большим влиянием Роберта Шумана, а также других композиторов-романтиков — Фредерика Шопена, Иоганнеса Брамса, Феликса Мендельсона. Автор нескольких опер, симфоний, оратории, концертов для фортепиано и других инструментов с оркестром, камерной музыки. Наиболее известны его Третья Симфония соль минор, соч. 227, Концерт для арфы ми минор, соч. 182, а также произведения для флейты — Соната «Ундина», соч. 167 (1885), Баллада для флейты и фп. (соч. 288), а также Концерт для флейты с оркестром ре мажор, соч. 283 (1908). Одним из главных издателей Райнеке был Юлий Циммерман. Автор ряда книг, посвященных интерпретации моцартовских концертов, бетховенских сонат и др.

Райнеке был выдающимся педагогом, воспитавшим целое поколение известных композиторов и музыкантов, среди которых

Альбенис, Исаак — испанский композитор и пианист

Бартц, Иван Августович — московский церковный органист, хормейстер и композитор

Брух, Макс — немецкий композитор и дирижёр

Григ, Эдвард — норвежский композитор, пианист и дирижёр

Карг-Элерт, Зигфрид — немецкий композитор, органист и педагог

Круг, Арнольд — немецкий композитор

Лысенко, Николай Витальевич - украинский композитор, пианист, дирижер, педагог и общественный деятель

Ниман, Вальтер — немецкий композитор, музыковед и преподаватель

Свенсен, Юхан — норвежский композитор и дирижёр

Резничек, Эмиль Николаус фон — австрийский композитор

Чюрлёнис, Микалоюс Константинас — литовский композитор


Carl Reinecke: Wind Octet

00:00 I. Allegro moderato

09:03 II. Scherzo vivace

12:15 III. Adagio ma non troppo

19:18 IV. Allegro molto e grazioso

Performer: Oslo Kammerakademi

Концерт для арфы и оркестра


Ни одна страна мира не подарила человечеству столько великих композиторов, как Германия. Традиционные представления о немцах, как о самых рациональных и педантичных людях, рушатся от такого богатства музыкальных талантов (впрочем, и поэтических тоже). Немецкие композиторы Бах, Гендель, Бетховен, Брамс, Мендельсон, Шуман, Арф, Вагнер - это далеко не полный список талантливых музыкантов, создавших невероятное количество музыкальных шедевров самых различных жанров и направлений.

Немецкие композиторы Иоганн Себастьян Бах и Иоганн Георг Гендель, оба рожденные в 1685 году, заложили основы классической музыки и вывели Германию на «передовую» музыкального мира, где до этого господствовали итальянцы. Гениальное не вполне понятое и признанное современниками, заложило тот мощный фундамент, на котором позже выросла вся музыка классицизма.

Великие Й.Гайдн, В.А.Моцарт и Л.Бетховен являются ярчайшими представителями венской классической школы - направления в музыке, сложившегося в конце XVIII - начале XIX веков. Само название «венской классики» подразумевает участие австрийских композиторов, какими и были Гайдн и Моцарт. Чуть позже к ним присоединился Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор (история этих соседних государств неразрывно связана друг с другом).

Великий немец, умерший в нищете и одиночестве, обрел вековую славу для себя и своей страны. Немецкие композиторы-романтики (Шуман, Шуберт, Брамс и другие), а также современные немецкие композиторы, такие как Пауль Хиндемит, уйдя в своем творчестве далеко от классицизма, тем не менее, признают огромное влияние Бетховена на творчество любого из них.

Людвиг ван Бетховен

Бетховен родился в Бонне в 1770 году в семье бедного и пьющего музыканта. Несмотря на пагубную привычку, отец сумел разглядеть талант своего старшего сына и сам начал учить его музыке. Он мечтал сделать из Людвига второго Моцарта (отец Моцарта успешно демонстрировал публике своего «чудо-ребенка» с 6 лет). Несмотря на жестокое обращение отца, заставлявшего сына заниматься целыми днями, Бетховен страстно полюбил музыку, к девяти годам он даже «перерос» его в исполнительстве, а в одиннадцать - стал помощником придворного органиста.

В 22 года Бетховен покинул Бонн и отправился в Вену, где брал уроки у самого маэстро Гайдна. В австрийской столице, бывшей в то время признанным центром мировой музыкальной жизни, Бетховен быстро снискал славу пианиста-виртуоза. Но произведения композитора, наполненные бурными эмоциями и драматизмом, не всегда были по достоинству оценены венской публикой. Бетховен, как человек, был не слишком «удобным» для окружающих - он мог быть то резким и грубоватым, то необузданно веселым, то мрачным и угрюмым. Эти качества не способствовали успеху Бетховена в обществе, его считали талантливым чудаком.

Трагедия жизни Бетховена - глухота. Болезнь делала его жизнь еще более замкнутой и одинокой. Мучительно для композитора было создавать свои гениальные творения и никогда не слышать их исполнение. Глухота не сломила сильного духом мастера, он продолжал творить. Будучи уже совершенно глухим, Бетховен сам дирижировал своей гениальной 9 симфонией со знаменитой «Одой к радости» на слова Шиллера. Мощь и оптимизм этой музыки, особенно учитывая трагические обстоятельства жизни композитора, до сих поражают воображение.

С 1985 года бетховенская «Ода к радости» в обработке Герберта фон Караяна была признана в качестве официального гимна Евросоюза. так писал об этой музыке: «Целое человечество простирает руки к небу… устремляется навстречу радости и прижимает ее к своей груди» .

Человеку после происхождения его собственной фамилии обычно интересны фамилии разных выдающихся деятелей – политиков, ученых, деятелей культуры и т. д. На этой странице предлагаю ознакомиться с этимологиями фамилий ряда известных немецких и австрийских композиторов.


Поясню один термин, встречающийся почти в каждой статье о фамилии. Это – средневерхненемецкий (нем. mittelhochdeutsch, сокращенно mhd. ). Так обозначают период в истории немецкого языка – примерно с 1050 г. по 1350 г. Формирование немецких фамилий в этот период уже активно происходило, поэтому для основ фамилий приводят форму слова, какую оно имело в тот период. Это как бы исходная точка в истории фамилии. Как правило, фонетическая форма фамилий с того времени довольно сильно изменилась, в соответствии с закономерностями развитии звукового строя немецкого языка. Иной раз выявленные лексические источники основ фамилий в современном языке уже не встречаются. Тем самым фамилии служат как бы "музеем" их хранения. Поскольку в средневерхненемецкий период не было языкового единства (главной формой существования языка были многочисленные диалекты), то можно встретить и такой, например, термин, как средненижненемецкий, указывающий на то, что речь идет о нижненемецком ареале (преимущественно север Германии). Средневерхненемецкому периоду прешествовал древневерхненемецкий (сокр. др.-в.-н., нем. ahd.). К этому периоду ономасты обычно апеллируют при этимологизации личных имен.

Иоганн Себастьян Бах / нем. Johann Sebastian Bach (1685–1750) – немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. Самый известный музыкант из рода Бахов, известного своей музыкальность.


Немецкие ономасты предлагают две версии происхождения этой фамилии. С немецкого Bach переводится как ‘ручей’. Соответственно фамилия эта могла произойти от прозвища, указывающего на место проживания – у ручья. Далее от нарицательного Bach произошло множество названий населенных пунктов. Нетрудно догадаться, что все они возникли на берегу какого-нибудь ручья. Поэтому фамилия Bach может также указывать на выходцев из населенного пункта Bach. Такую фамилию давали в том случае, если человек переезжал на новое место. Ведь в самом Бахе нет никого смысла давать фамилию Бах, поскольку функцию различения людей она не сможет нормально выполнять.


В Германии и Австрии довольно много однофамильцев великого композитора. По состоянию на 31.12.2002 г. в телефонных справочниках Германии насчитывалось 8876 Бахов. В пересчете на все население страны она занимает 239-е место в частотном списке фамилий. При этом современная Тюрингия, где расположен родной город Баха Эйзенах, по удельному весу носителей этой фамилии занимает только 9-е место. На первом же месте – земля Северный Рейн – Вестфалия. В Австрии же Бахов поменьше – 205 (по состоянию на 31.12.2005 г.) и в пересчете на все население она занимает 2199-е место.

Людвиг ван Бетховен / нем. Ludwig van Beethoven (1770–1827) – великий немецкий композитор, дирижёр и пианист.


Его предки были крестьянами и ремесленниками из фламандского Мехелена (сейчас в Нидерландах), откуда они переселились в вестфальский Бонн. Предлог van – нижнефранкский диалектный вариант предлога von ‘из’. Биографы композитора полагают, что фамилия происходит от топонима Betuwe – название местности в современной провинции Гелдерланд на востоке Нидерландов. В тоже время, ономасты связывают фамилию композитора с одноименными топонимами в бельгийской Фландрии. Кроме того, ономасты предлагают объяснять эту фамилию из vom Rübenhof ‘со свекольного двора’ (т.е. крестьянского хозяйства, занимающегося выращиванием свеклы). При этом они указывают на заимствование из латинского beta, которое сначала означало ‘корень мангольда’, а затем ‘свекла’.


Если судить по телефонным справочникам, то для современной Германии и Австрии фамилия композитора уникальна – других ее носителей нет.

Иоганнес / нем. Johannes Brahms (1833–1897) – немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма.


Немецкие ономасты предлагают несколько этимологий этой фамилии.


1. Патроним (сильный генетив) от краткой формы мужского имени Abraham/Абрахам.


2. Патроним (сильный генетив) к Brahm: ‘сын того, кто живет у куста дрока или ежевики’.


3. Из средневерхненемецкого bramhus ‘дом у куста дрока или ежевики’. В этом случае прозвище, из которого возникла фамилия, указывало на место проживания.


Фамилия Brahms в Германии довольно редкая – 190 носителей в телефонных справочниках (по состоянию на 31.12.2002 г.).

Вильгельм Рихард / нем. Wilhelm Richard Wagner (1813–1883) – немецкий композитор, дирижер, драматург (автор либретто своих опер), философ. Крупнейший реформатор оперной музыки.


Этимология его фамилии прозрачна и не представляет особого труда для раскрытия. В ее основе название профессии: из средневерхненемецкого wagener ‘каретник, каретный мастер’. В современном литературном языке эта профессия обозначается словами Wagenbauer, Wagenmacher. Фамильная форма Wagner – южнонемецкая (oberdeutsch) и в Германии по своей частоте занимает 7-е место (на 31.12.2002 г. – 82074 носителей (данные телефонных справочников). Наиболее густо она представлена в земле Бавария. В нижненемецком (niederdeutsch) ареале, т. е. на севере Германии распространены ее варианты Wegener и Wegner . Другие территориальные модификации: Wahner, Wähner, Wehner, Weiner. В разных регионах Германии для обозначения профессии каретника употреблялись другие слова, от которых также образовывались фамилии: Rademacher, Rademaker (северо-запад), Stellmacher (северо-восток), Ass(en)macher (из средневерхненемецкого asse ‘ось’, в Рейнской области).

Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон / нем. Carl Maria von Weber (1786–1826) – немецкий композитор, дирижер, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы. Его фамилия семантически прозрачна. Восходит к средневерхненемецкому wëbære ‘ткач’. В современном немецком для обозначения этой профессии тоже используется слово Weber.


Это одна из самых частых фамилий Германии. На 31.12.2002 г. в телефонных справочниках было 88544 Веберов. В пересчете на все население страны эта фамилия занимала 5-е место. Наиболее густо она представлена в земле Северный Рейн – Вестфалия (композитор Вебер, напомним, родился как раз в Вестфалии).

Франц Йозеф / нем. Franz Joseph Haydn (1732–1809) – австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.


Haydn – региональная разновидность фамилии Heiden. По мнению немецких ономастов, у фамилии Heiden. может быть одна из следующих этимологий.


1. Прозвище от средневерхненемецкого и средненижненемецкого heiden ‘язычник, идолопоклонник’, средневерхненемецкое heiden ‘языческий’. Возможно, такое прозвище дали участнику крестовых походов в страну "неверных", в "святую" землю.


2. Из омонимичного топонима (такой есть, например, в земле Северный Рейн – Вестфалия).


3. Из краткой формы к мужскому личному имени Heidenrich / Гейденрих: др.-в.-н. heit ‘существо’ + rīchi ‘могущественный’.


В Австрии фамилия Haydn на 31.12.2005 г. встретилась у 161 человека и занимала 2995-е место в частотном списке фамилий. В Германии эта фамилия встретилась у 208 человек (по состоянию на 31.12.2002 г.). В пересчете к общей численности населения Германии и Австрии в Австрии фамилия Haydn является более распространенной. При этом надо заметить, что в самой Германии эта фамилия тяготеет к югу, к границе с Австрией – порядка 80% всех немецких граждан с этой фамилией живут в земле Бавария. Иная ситуация с фамилией Heiden, с которой у фамилии Haydn общие лексические источники. В Германии она представлена шире, чем в Австрии: соответственно 1858 и 92 носителей. Причем в Германии она тяготеет к северо-западу – более 35% ее носителей живут в земле Северный Рейн – Вестфалия. Учитывая вышесказанное, из этмологий фамилии Haydn следует, очевидно, исключить вторую версию (от топонима на северо-западе Германии).

Георг Фридрих / нем. Georg Friedrich Händel (1685–1759) – немецкий композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами.


Специалисты по немецкой ономастике предлагают четыре этимологии для этой фамилии.


1. Производное слова Hand ‘кисть руки’ + уменьшительно-ласкательный суффикс -l.


2. Вариант фамилии Hanel/Hänel (из имени Johannes/Иоганнес ) с добавочным интервокальным согласным -d- (или же непосредственно из указанных производных этого личного имени).


3. На юго-востоке Германии это может быть вариантом фамилии Heindel (из уменьшительно-ласкательной формы мужского имени Heinrich/Генрих ).


4. Из прозвища от средневерхненемецкого handel ‘торговля, действие, деятельность, событие, судебное разбирательство, объект торговли, товар, что имеется под рукой’.


Фамилия Händel в телефонных справочниках Германии встречается 1023 раза (на 31.12.2002 г.). В пересчете на все население страны это относительно часто. В Австрии же она очень редка – всего 6 носителей (на 31.12.2005 г.).

Вольфганг Амадей (полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт) / нем. Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart (1756–1791) – австрийский композитор, инструменталист и дирижер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист.


/ нем. Strauß, Srtauss Фамилия династии австрийских музыкантов.
Наиболее известные: Иоганн (старший) (1804–1849) - композитор, дирижер и скрипач. Его сыновья: Иоганн Штраус (младший) (1825–1899) - композитор, дирижер и скрипач; Йозеф Штраус (1827–1870) – композитор; Эдуард Штраус (1835–1916) – композитор и дирижер.


Хотя фамилия Strauss в современных справочниках часто пишется с ß на конце, большинство представителей свою фамилию всегда писали с двумя ss . При этом первая и вторая записывалась разными типографскими знаками (т.н. длинным и круглым s ) – Strauſs . И только Эдуард Штраус писал с ß.


В отношении фамилии выдвигают четыре версии.


1. Из прозвища от средневерхненемецкого struz, strus ‘птица страус’. Такое прозвище могли дать по перу страуса, украшавшему шлем. Или же по характерному взгляду – в раннем рыцарском эпосе "Титурель" (около 1270 г.) есть сравнение din ougen sullen dem strouze gelichen (‘твои глаза, как у страуса’). Самое раннее упоминание фамилии – у жителя Магдебурга (около 1162 г.: Heinric Struz.


2. Среди немецких фамилий есть группа фамилий, восходящих к т. н. именам домовладений. Их могли давать по разным причинам, например, по предмету на гербе или вывеске. К имени домовладения восходит вторая часть в именовании жителя нижнесаксонского Эшеде – Heyne vamm Strause (около 1428/38 г.)


3. Из прозвища от средневерхненемецкого struz ‘сопротивление, раздор, конфликт, поединок’, которое мог получить скандальный, неуживчивый человек.


4. По месту проживания от от средневерхненемецкого struz ‘кустарник’.


Нетрудно увидеть, что неоднозначность этимологии в данном случае объясняется многозначностью предполагаемого исходного слова struz.


Фамилия Штраус встречается и а Австрии, и в Германии. Причем в Германии несколько чаще. На 31.12.2002 в немецких телефонных справочниках было 1193 Штрауса, что в пересчете на все население страны дает 316-е место в частотном списке фамилий. В Австрии на 31.12.2005 г. было 643 Штраусов, что позволяет этой фамилии занимать 383-е место.

Франц Петер / нем. Franz Peter Schubert (1797–1828) – великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.


Фамилия Шуберт имеет довольно прозрачную семантику. Она восходит к средневерхненемецким schuochwürhte, schuochworhte, schuchwarte ‘сапожник’. То есть входит в группу фамилий от названий профессий. В Австрии на 31.12.2005 г. проживало 989 Шубертов. В частотном списке она там занимала 276-е место. В Германии же она намного частотнее. На 31.12.2002 г. в телефонных справочниках было 27558 Шубертов. В пересчете ко всему населению страны она занимала 50-е место.

Роберт / нем. Robert Schumann (1810–1856) – немецкий композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог.


Фамилия относится к группе отпрофессиональных фамилий (Berufsfamiliennamen), т. е. в ее основе лежит название профессии. Это средневерхненемецкое schuochman ‘сапожник’. Любопытно, что и основа фамилия композитора Франца Шуберта также переводится как ‘сапожник’. В немецком литературном языке профессия сапожника обозначается прежде всего словом Schuster, реже употребляется существительное Schuhmacher. От этих двух слов у немцев также образованы фамилии. Интересно посмотреть на соотношение этих трех фамилий, имеющих отношение к названию профессии сапожника, в Германии.


Если обратиться к телефонным справочникам (по состоянию на 31.12.2002 г.), то выясняется, что самой частотной из этой троицы является Schuster – 22377 носителей и 64-е место в частотном списке немецких фамилий. Фамилия Schumann встречается несколько реже и с 13632 носителями занимает 137-е место. Самая редкая из трех – Schuhmacher (всего 2981 абонент и 988-е место). Но различия касаются не только частоты, но и регионов распространения. Так, фамилия Schuster чаще всего встречается в Баварии (около 40% всех Шустеров). Фамилию Schuhmacher чаще всего можно встретить в Баден-Вюртемберге (более 40% всех Шумахеров). А вот фамилия Schumann преобладает в Саксонии (около 20% всех Шуманов). Стоит напомнить, что родной город Роберта Шумана – Цвиккау – расположен как раз в Саксонии. То есть вполне закономерно, что далекий предок композитора стал Шуманом, а не Шустером или Шумахером.


© Назаров Алоис

Немецкие композиторы внесли большой вклад в развитие мирового музыкального искусства. Среди них огромное количество тех, кого мы называем великими. Их шедевры слушает весь мир. В музыкальных учебных заведениях произведения многих из них входят в программу обучения.

Музыка Германии

Расцвет музыки в этой стране начался в 18 веке. Тогда начали творить такие великие немецкие композиторы, как Роберт Шуман, Иоганн Себастьян Бах, Франц Шуберт, Людвиг Ван Бетховен. Они были первыми представителями романтизма.

Великие композиторы, жившие в Австрии: Ференц Лист, Вольфганг Амадей Моцарт, Иоганн Штраус.

Позже стали знаменитыми Карл Орф, Рихард Вагнер, Макс Регер. Они писали музыку, обращаясь к национальным корням.

Известные немецкие композиторы 20 века: Арнольд Шёнберг, Пауль Хиндемит, Карлхайнца Штокхаузен.

Джеймс Ласт

Известный немецкий композитор Джеймс Ласт родился в Бремене в 1929 году. Его настоящее имя Ганс. Он работал в жанре джаза. Впервые Джеймс ввступил на сцене в 1946 году в составе оркестра бременского радио. Через 2 года он создал свой ансамбль, которым руководил, с ним же и выступал. В 50-е годы 20 века Ласт считался лучшим джазовым басистом. В 1964 году Джеймс создал свой собственный оркестр. Он занимался аранжированием популярных в то время мелодий. Первый альбом композитор выпустил в 1965 году, после чего было ещё 50. Они расходились миллионными тиражами. Восемнадцать дисков стали платиновыми, 37 - золотыми. Джеймс Ласт создавал аранжировки для авторов и исполнителей, работавших в совершенно разных музыкальных жанрах от народной музыки до хард-рока. Умер композитор в США в июне 2015 года.

Иоганн Себастьян Бах

Великие немецкие композиторы эпохи Барокко: Георг Бём, Николаус Брунс, Дитрих Букстехуде, Георг Фридрих Гендель и другие. Возглавляет этот список Иоганн Себастьян Бах. Он был великим композитором, педагогом и виртуозным органистом. И.С.Бах является автором более тысячи произведений. Он писал музыку разных жанров. Всё, что было значимо в период его жизни, кроме опер. Отец композитора был музыкантом, как и многие другие родственники и предки.

Иоганн Себастьян с детства любил музыку и никогда не пропускал возможности помузицировать. Будущий композитор пел в хоре, играл на клавесине и органе, изучал творчество композиторов. Приблизительно в 15 лет он написал свои первые произведения. После окончания учёбы юноша служил придворным музыкантом, затем органистом в церкви. У Иоганна Себастьяна Баха было семеро детей, двое из них стали знаменитыми композиторами. Первая супруга умерла, и он женился снова. Второй его женой стала молодая певица, обладавшая великолепным сопрано. В старости И.С.Бах ослеп, но продолжал сочинять музыку, ноты записывал зять композитора под диктовку. Великий Иоганн Себастьян похоронен в городе Лейпциге. В Германии его образ увековечен в большом количестве памятников.

Людвиг Ван Бетховен

Многие немецкие композиторы были приверженцами венской классической школы. Самая яркая фигура из них - Людвиг Ван Бетховен. Он писал музыку всех жанров, которые существовали в то время, когда он жил. Сочинял он даже произведения для драматических театров. Л.Бетховен - композитор, чьи произведения исполняются всеми музыкантами мира. Наиболее значимыми считаются инструментальные произведения Л.Бетховена.

Родился композитор в 1770 году. Он был сыном певца придворной капеллы. Отец хотел воспитать сына вторым В.Моцартом и обучал его игре сразу на нескольких музыкальных инструментах. В возрасте 8 лет Людвиг впервые вышел на сцену. Вопреки ожиданиям отца, Л.Бетховен не стал чудо-мальчиком, каким был Вольфганг Амадей Моцарт. Когда будущему великому композитору было 10 лет, отец перестал самостоятельно заниматься его обучением, у мальчика появился настоящий педагог - композитор и органист - К.Г.Нефе. Преподаватель сразу разглядел в Л.Бетховене талант. Он многому научил юношу, познакомил его с творчеством великих на тот момент композиторов. Л.Бетховен выступал перед В.А.Моцартом, и тот высоко оценил его талант, высказав уверенность в том, что Людвига ждёт большое будущее, и он еще заставит мир говорить о себе. В возрасте 34 лет композитор стал глухим, но продолжал писать музыку, поскольку у него был прекрасный внутренний слух. У Л.Бетховена были ученики. Один из них - знаменитый композитор Карл Черни. Скончался Л.Бетховен в возрасте 57 лет.

Курт Вайль

Многие немецкие композиторы 20 века считаются классиками. Например, Курт Вайль. Родился он в 1900 году в Германии. Самое знаменитое его произведение - «Трёхгрошовая опера». К.Вайль был сыном кантора в синагоге. Образование композитор получил в Лейпциге. Во многие свои произведения он внёс элементы джаза. Курт Вайль сотрудничал с драматургом Б.Брехтом и написал музыку к большому количеству постановок по его пьесам. Также композитор сочинил 10 мюзиклов. Скончался Курт Вайль в 1950 году в США.




Top