Мелик пашаев современный словарь справочник по искусству. Значение слова искусство в современном энциклопедическом словаре

Значение слова ИСКУССТВО в Современном энциклопедическом словаре

ИСКУССТВО

1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимесис), чувственное выражение сверхчувственного, художественно-образное освоение мира и т.п. 2) В узком смысле - изобразительное искусство. 3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Современный энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИСКУССТВО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИСКУССТВО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-26 Time: 08:49:16 - = А = * А искусство? - Только игра, Подобная только жизни, подобная только …
  • ИСКУССТВО в Новейшем философском словаре:
    термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных …
  • ИСКУССТВО в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (греч. — techne, лат. — ars, англ. и франц. — art, итал. — arte, нем. — Kunst) Один из универсальных …
  • ИСКУССТВО в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - 1. Художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие …
  • ИСКУССТВО в Высказываниях известных людей:
  • ИСКУССТВО в Словаре Одно предложение, определения:
    - посредник того, чего нельзя высказать. Иоганн Вольфганг …
  • ИСКУССТВО в Афоризмах и умных мыслях:
    посредник того, чего нельзя высказать. Иоганн Вольфганг …
  • ИСКУССТВО в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - специализированная форма человеческой деятельности, особая сторона любой ее формы, включая религию, науку и т. д. И. через своеобразное слияние …
  • ИСКУССТВО в Большом энциклопедическом словаре:
    издательство, Москва. Основано в 1936. Литература по истории и теории изобразительного искусства и архитектуры, театра, кино, радио и телевидения; альбомы, …
  • ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к И. …
  • ИСКУССТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    художеств. и художественно-критический журнал, изд. в Москве с 1905 г. ежемесячно. Ред.-изд. Н. Я. …
  • ИСКУССТВО в Энциклопедическом словарике:
    1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В …
  • ИСКУССТВО в Энциклопедическом словаре:
    , -а, ср. 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и. 2. …
  • ИСКУССТВО
    "ИСЌУССТВО КИНО", ежемес. лит.-худ. и критико-публицистич. журнал, с 1931, Москва. Учредители (1998) - Гос. к-т РФ по кинематографии, Союз кинематографистов …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ", ежемес. иллюстрир. журнал, в 1898-1902 издавался в С.-Петербурге Об-вом поощрения художеств под ред. Н.П. …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА" ("чистое иск-во"), назв. ряда эстетич. концепций, утверждающих самоцельность худ. творчества, независимость иск-ва от политики и обществ. требований. …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО", журнал по вопросам изобр. иск-ва. Осн. в 1933 (в 1941-46 не выходил), Москва. Издавался как орган Мин-ва культуры СССР, …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ИСЌУССТВО", изд-во Гос. к-та по печати Рос. Федерации, Москва. Осн. в 1936. Лит-ра по истории и теории изобр. иск-ва и …
  • ИСКУССТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИСЌУССТВО, худ. творчество в целом - лит-ра, архитектура, скульптура, живопись, графика, декор.-прикладное И., музыка, танец, театр, кино и др. разновидности …
  • ИСКУССТВО в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    иску"сство, иску"сства, иску"сства, иску"сств, иску"сству, иску"сствам, иску"сство, иску"сства, иску"сством, иску"сствами, иску"сстве, …
  • ИСКУССТВО в Словаре эпитетов:
    Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.), …
  • ИСКУССТВО в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, с. 1) Художественное творчество в целом; отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Памятники искусства. Современное искусство. ...Самым лучшим памятником …
  • ИСКУССТВО в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: умение, …
  • ИСКУССТВО в Тезаурусе русского языка:
    Syn: умение, …
  • ИСКУССТВО в Словаре синонимов Абрамова:
    художество. Изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика; поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство и проч. См. занятие, знание, …
  • ИСКУССТВО в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: умение, …
  • ИСКУССТВО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Творческая художественная деятельность. 2) Отрасль творческой художественной деятельности. 3) Система приемов и методов в какой-л. отрасли практической деятельности; …

Справочная литература по искусству является важным источником информации в выполнении разнообразных эстетических запросов читателей различных категорий.

Спецификой отдельных видов искусства обусловлено многообразие справочных изданий. Среди них наряду с общими для всех отраслей знания, значительное место занимают специфические издания, характерные для того или другого вида искусства.

Широко практикуется публикация справочных материалов по искусству в качестве приложений к научным трудам, сборникам или иным видам документов.

Типология справочной литературы по искусству.

Используя сведения, изложенные в монографии А.А. Туровской, к наиболее распространенным типам справочной литературы по искусству мы отнесем:

Отраслевые энциклопедические издания;

Терминологические и биографические словари;

Справочники по отдельным жанрам;

Летописи жизни и творчества мастеров искусства;

Хроники художественной жизни;

Каталоги и путеводители;

Календари памятных дат;

Фотографические справочники. (см. №9)

Энциклопедические издания по искусству.

Издания данного типа справочной литературы подразделяются на три основные группы:

Многотомные отраслевые энциклопедии;

Энциклопедические справочники, адресованные специалистам в области искусства и культуры;

Энциклопедические словари для широких кругов любителей искусства.

До появления отраслевых энциклопедий наиболее полная информация по вопросам искусства содержалась в общих энциклопедиях, в частности Большой Советской. Но поскольку универсальные издания рассчитаны не сколько на специалистов, сколько на не знакомых с данными вопросами, т.е. на широкий круг читателей, то в них освещаются лишь основные сведения, явления, понятия всех видов искусства.

Отраслевые энциклопедии - это высшая форма, высший тип справочной литературы; современные научные знания по отдельным видам искусства сосредоточены именно в них.

Первые отраслевые энциклопедии по искусству «Театральная энциклопедия» и «Искусство стран и народов мира» появились довольно поздно - в начале 60-х гг. ХХ века. Это не случайно, так как создание капитальных справочников базируется на достижениях науки об искусстве. (см. №9)

Поскольку к энциклопедии обращаются не только для наведения фактической справки, но и для получения более широкой информации по интересующему вопросу, то необходимым элементом статьи энциклопедии становится пристатейная библиография.

Особенностью искусствоведческих энциклопедий является наличие богатого иллюстративного материала, который дополняет информацию и делает ее своеобразной.

Являясь схожими по содержанию материала: теория, история и современная художественная практика того или иного вида искусства, отраслевые энциклопедические издания различаются по своей структуре. В основе построения одних лежит словарный принцип, другие дают материал комплексно.

Примером первых является пятитомная «Театральная энциклопедия», освящающая на своих страницах теорию и историю сценического искусства с древнейших времен и до наших дней.

В ней представлены все виды театрального искусства.

В отличие от «Театральной энциклопедии», художественная энциклопедия «Искусство стран и народов мира» ставит главной целью дать комплексное освещение вопросов архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, в краткой форме представить широкую картину художественного развития человечества с древнейших времен до нашего времени.

Своеобразная структура издания, группирующая материал по странам и национальным школам, позволяет дать комплексное освещение всех вопросов художественной жизни отдельной страны, показать различные тенденции и направления.

В искусствоведческих энциклопедиях пристатейная библиография приобретает особо важное значение ввиду недостаточной обеспеченности отдельных отраслей искусствоведения специальными библиографическими материалами.

Библиография в энциклопедии отражает, как правило, основную научную литературу по теме, притом новейшую, статьи из периодической печати, посвященные разработке узкоспециальных вопросов. Наряду с изданиями на русском языке в ней включаются наиболее ценные иностранные источники.

Естественно, что подготовка многотомных, капитальных изданий по искусству связана с большой научно-методической и организационной работой, что требует длительного времени.

Потому большое практическое значение приобретают краткие энциклопедические словари, издаваемые в одном-двух томах. По сравнению с многотомными энциклопедическими изданиями, словари являются массовыми справочниками, рассчитанными прежде всего на любителей искусства. Объем словаря обусловливает как меньшее количество статей, так и их краткость. Так, «Энциклопедический музыкальный словарь» содержит около 7 тысяч статей, примерно такой же объем и кинословаря. (см. №9)

В зависимости от объема в словарях можно выделить две группы статей:

Статьи и очерки;

Справочные статьи и заметки.

Большинство статей относится ко второй группе и содержание их ограничивается в основном фактическими сведениями.

Несколько больший объем имеют, как правило, статьи комплексного характера, статьи по особо актуальным и важным темам данного вида искусства. Именно такого типа справочниками являются «Энциклопедический музыкальный словарь» и двухтомный «Кинословарь», освещающие весь комплекс вопросов теории, истории и художественной практики этих видов искусства в соответствии с запросами широких кругов читателей.

Характерной особенностью заметок и статей в энциклопедических словарях является стремление к возможно полному их насыщению справочными сведениями.

Вспомогательный аппарат энциклопедических словарей обусловлен спецификой издания. Например, «Кинословарь» содержит «Алфавитный аннотированный указатель фильмов». При отсутствии многоотраслевой энциклопедии словарь энциклопедического характера является наиболее полным справочником.

Отдельную группу энциклопедических изданий по искусству составляют и словари-справочники типа «Спутник музыканта», «Все о таланте» и др.

От обычных энциклопедических справочников их отличает структура издания: материал группируется по разделам, обновленным спецификой того вида искусства, которому посвящен справочник. Например, все статьи-заметки по вопросам хореографического искусства объединены в 4 раздела:

Мастера балета;

Термины.

Спецификой этого вида справочников обусловлено отсутствие библиографии к заметкам. (см. №9)

Словари отдельных жанров искусства.

Одной из разновидностей справочников-словарей являются словари, суммирующие сведения об одном из жанров того или иного вида искусства, например «Драматический словарь», «Словарь опер», «Оперные либретто» и др.

Так, уникальный справочник «Словарь опер» состоит из более чем тысячи статей об операх, впервые прозвучавших или созданных в нашей стране за период, превышающий двести лет. О каждой опере сообщается: автор музыки, либретто, литературный первоисточник, послуживший основой для либретто, литература, жанр оперы, место и время событий, происходящих в опере, дата премьеры, театры, ставившие оперу, состав исполнителей, издание литературы, клавира и либретто. Помимо этих основных сведений сообщаются и другие, представляющие интерес для исследователей этого жанра, которым прежде всего и адресуется справочник.

Более популярный характер носят издания «Оперный словарь», «Оперное либретто». Содержание первого из них ограничивается сведениями о 500 операх отечественной и зарубежной классики. В статье-очерке сообщается о создателях оперы, кратко излагается содержание и ее специфическая история; анализируется музыкальная драматургия произведения.

Справочник «Оперные либретто» излагает краткое содержание оперы, важнейшие события творческой биографии автора. Материал организуется по принципу персоналий, расположенных в алфавите фамилий композиторов. (см. №9)

Терминологические справочники.

Значительную группу справочников составляют терминологические словари, объединяющие термины и понятия в той или иной области искусства. В таких изданиях особенно нуждаются любители искусства, читатели, занимающиеся самообразованием. Рассчитанные на широкие круги неспециалистов, эти справочники, как правило, состоят популярное объяснение основных терминов и понятий, часто встречающихся в критической и исследовательской литературе и не включают термины узкоспециальные. Основные термины такого словаря относятся к теории и художественной практике данного вида искусства. Так, словарь по изобразительному искусству содержит около 700 терминов, музыкальный - более 3 тысяч, а словарь по эстетике - около 200. (см. №9)

Персональные справочники.

Значительную группу справочных изданий составляют персональные справочники различных типов. Из них, прежде всего, следует назвать «Летопись жизни и творчества» отдельных мастеров искусства. И хотя эта группа справочников пока еще немногочисленна, но тип их очень перспективный и важный. Летопись - это не только хронологический свод фактического материала о жизни художника, но и своеобразный тип документального исследования, документально рассказанная биография, в которой не только прослеживается жизненный и творческий путь художника, но воссоздается его облик, раскрывается формирование его мировоззрения, политических и эстетических взглядов, прослеживаются многообразные творческие и духовные связи художника с современными ему деятелями искусства.

Ценность этого типа справочника обусловлена в значительной мере тем, что, как правило, материалы и документы, относящиеся к жизни и деятельности художника, крайне разбросаны, не опубликованы, рассредоточены по многочисленным архивам.

Поэтому собранные воедино в «Летописи…» документальные, литературные, эпистолярные, мемуарные источники, высказывания о художнике его современников, систематизированные факты представляют собой наиболее полный свод фактического материала, что делает летопись источниковедческой базой для последующих исследований, а также незаменимым справочным пособием, дающим возможность навести справки по вопросам, касающимся всех более или менее существенных моментов жизни художника. (см. №9)

Календари памятных дат.

Целям широкой популяризации искусства, организации работы по эстетическому воспитанию широких кругов населения служат календари знаменательных и памятных дат:

- «Музыкальный календарь»;

- «Театральный календарь»;

- «Сто памятных дат. Художественный календарь»;

- «Кинокалендарь».

Справочники этого типа содержат материал по отечественному и зарубежному искусству, приуроченный к юбилейным датам. Короткие статьи-очерки в популярной форме рассказывают и о творчестве отдельных мастеров искусства, учреждениях-юбилярах (театрах, музеях, вузах и т.д.), о шедеврах мирового искусства. Ценность этих изданий в значительной мере возросла бы, если небольшие заметки дополнялись бы списком литературы, рекомендующим материал для расширения и углубления знаний по конкретному вопросу. (см. №9)

Современный словарь-справочник по искусству. /Под ред. А.А. Мелик-Пашаева. - М.: Олимп-Аст, 2000, 813 с.

ПО-МОЕМУ, даже самый терпимый судья засчитает команде "Словаря-справочника" проигрыш.

Прежде всего - самое первое впечатление: книга была написана так году в 77-м. В середине 90-х она попала в издательство, где убрали наиболее одиозные приметы недавнего прошлого, добавили только с десяток понятий молодежной культуры (в основном поп-музыки), и нате вам - как бы примодненное издание на уровне нового века.

Поп-музыка, если верить персоналиям "Словаря-справочника", прекратила свое существование в 70-х. Единственная группа, удостоенная отдельной статьи, - нет, не "Битлз" и даже не "Машина времени" (только отсылки к общей статье "Рок-музыка"), а┘ "АББА!"

Впрочем, ладно. Дело вроде как благородное, так что будем судить авторский коллектив "Словаря-справочника" (одни кандидаты и доктора, научный редактор - еще и главный редактор журнала "Искусство в школе") по тем законам, которые он сам для себя создает.

Если к двум первым авторам у меня есть довольно серьезные претензии, то Е.К. (если верить оборотной стороне титульного листа - это канд. пед. наук Е.Д. Критская) вообще должна быть дисквалифицирована без права дальнейшего участия ┘или как это говорится в отношении кандидатов пед. наук?

В полном соответствии с п. 1, с "Восточной Европой" составитель и автор поступают как им вздумается. Энеску, например, удостоился внимания, Яначек и Шимановский оказались мелковаты. Современная Восточная Европа представлена только Польшей - Пендерецким и Лютославским. Объяснить, почему нет, скажем, Арво Пярта - легко: персона нон грата в советские времена. А вот, чем не угодил Родион Щедрин, непонятно. Тем, что в 90-е годы оказался вне группировок? Артемов, Гаврилин, Свиридов явно проходят как "почвенники", а Шнитке-Денисов-Губайдулина - как авангардисты-западники: надо же авторам продемонстрировать свою современность-объективность! Но не получается. К вопросу о времени создания словаря - почему Лютославский, Шнитке, Гаврилин, Свиридов числятся в живых? При этом дата смерти Денисова указана, хотя польский композитор умер на два года раньше.

Кроме русских композиторов из творцов советской эпохи следует помнить только Хачатуряна; ни Кара Караев, ни Авет Тертерян, ни Гия Канчели планку "Словаря-справочника" не преодолели.

Теперь о содержании статей! Мало того, что оно безнадежно устарело. Кажется, Е.К. не заглядывала даже в рекомендуемый в библиографии "Энциклопедический музыкальный словарь". Я даже уверен в этом, поскольку сам писал для этого словаря о современных польских композиторах. И упоминал, в частности, оперу Пендерецкого "Черная маска", соч. 1986 года. В "Словаре-справочнике" 2000 года как самое его позднее сочинение указана "проходная" пьеса 1972 года!

Мэтр, по мнению Е.К., все еще "экспериментирует в области звукового колорита┘ использует бряцанье ключами (деревянные духовые), игру на обратной стороне моста (струнные) или на мундштуке (медные духовые)". Вся эта фраза - неграмотная калька с английского; мало того, что английские профессионализмы совершенно не совпадают с общеязыковым значением тех же слов. Например, исполнители на деревянных не употребляют слово "ключ" (у них это клапан), на медных - ВСЕ играют на мундштуке; играть без оного - не менее экспериментальный прием, чем ТОЛЬКО на ОДНОМ мундштуке (что, видимо, написано в оригинале, с которого списывала Е.К.). На обратной стороне моста (или, точнее, мостика) сыграть невозможно: слово "bridge" - всего-навсего подставка (и, кстати, как раз этот прием с легкой руки Пендерецкого стал общеупотребительным).

Дальше! "П. - автор культовой католической музыки, к-рой он придает архаический характер, использует элементы григорианского хорала и более древних церковных песнопений (оратория "День гнева", "Страсти по Луке", "Заутреня" и др.; хоров "Песня песней", "Псалмы Давида" и др.)". Интересно, какие это песнопения древнее григорианского хорала? Знаменный распев, на котором строится "Заутреня", - сочинение не католического, а восточно-христианского обряда? "Песня песней" - это точно такая же оратория, как и "День гнева" (между прочим, в словаре есть отдельная статья "Диес ире"), а не просто "хор". Но самое главное в том, что вопреки Е.К. Пендерецкий вот уже четверть века, как не "экспериментирует". Он демонстративно порвал с авангардом еще в середине 70-х и с тех пор написал, между прочим, ораторию к 850-летию Москвы по заказу ТВ-6 (точнее, продюсера Бари Алибасова, являющегося давним "фанатом" польского композитора). Согласитесь, что об этом в издании для юношества все-таки сказать стоило. Все остальное пера Е.К. - на том же уровне, даже хуже.

Как вы уже, наверное, поняли, особенно слаба Е.К. по теоретической части. Подписанные ей терминологические статьи непонятно даже откуда списаны. Даже в наших контрпропагандистских брошюрках, наверное, было меньше неправды, чем в статьях Е.К. о рок-музыке. Явно из какой-то контрпропагандистской брошюрки списано, например, утверждение что название группы "Роллинг Стоунз" взято из песни Боба Дилана (которая появилась лет на пять позже группы Мика Джаггера). В статье о "новой волне" читаем: характерной особенностью "новой волны" считается "обращение к социальной проблематике", но, по сути, то же самое написано в "Словаре-справочнике" про фолк-рок, сформировавшийся десятилетием раньше - в 60-е.

В статье "Прогрессив" вообще спутаны два течения с одним и тем же названием - в джазе и рок-музыке. Причем Е.К. даже пытается на этот счет теоретизировать: "прогрессив - направление рок-музыки, возникшее на основе биг-бэндов". Если бы Е.К. не была дамой, честное слово, за эти слова Алексей Козлов или Юрий Саульский вызвали бы ее на дуэль! Это равносильно тому, как если бы литературовед спутал романтизм как стиль и как метод. Вообще все явления на стыке жанров оказываются "детьми у семи нянек", как, например, "рэгтайм - разновидность блюза" (покажите это джазмену!), а то, что он же использован в 9-й симфонии Дворжака, - консерваторскому профессору!

"После второй мировой войны (так, без больших букв, везде в "Словаре". - Д.У.) на авансцену выступило новое поколение джазистов, к-рое вдохновение непосредственных импровизаций (! - Д.У.) заменило точным расчетом и профессиональным мастерством".

И ни одного имени! Напомню - составитель нам в предисловии обещал "выдающихся" в обзорных статьях. Однако же ни Паркера, ни Гиллеспи, ни Дэйвиса, ни Колтрейна, ни Коулмэна, ни Чика Кориа┘ А они, между прочим, и авторы! А в отечественном джазе, оказывается, были только О.Лундстрем, Р.Паулс и К.Певзнер! Надо ли напоминать о том, что в отличие от Лундстрема и рижанин, и тбилисец занимались джазом лишь постольку, поскольку в 50-60-е он составлял часть той эстрадной музыки, которую играли их оркестры. Ни одного нашего джазмена-импровизатора Л.Л. так и не вспомнил!

И последнее - из области комического. С издательской точки зрения "Словарь-справочник по искусству" действительно смешон.

Мало того, что никакой логики в системе отсылок, в частности курсивных, в словаре нет, так это еще полбеды.

Но самое главное - так называемый указатель статей. Честно говоря, я не очень понимаю, зачем он в алфавитном справочнике нужен вообще.

Но в этом издании указатель к тому же никак не стыкуется с основным текстом. Такое впечатление, что просто взяли и напечатали по рукописи черновик еще не согласованного словника. Иначе откуда бы разночтения в написании слов "Биттлз" и "Битлз", "Хэппенинг" и "хеппенинг", "Варес" и "Варез". Это еще ничего, но нигде в тексте не упоминается нечто (или некто?), называемое в указателе "вхут-вхут". Зато есть в нем такое: "Кукольный театр (неразб.)"┘ Посмеялись? А теперь поплачьте! Тираж недорогого "Словаря справочника по искусству" - 5000 тыс.




Top