Стилизация примеры из литературы. Художественная энциклопедия Что такое стилизация, что означает и как правильно пишется

Редактор должен с особой осторожностью относиться к использованию слов, имеющих паронимы, так как в результате их смешения возникают грубые лексические ошибки: Трибуну представили гостям; Заглавную роль в фильме «Голубой портрет» сыграет Лена.

Употребление глагола представили вместо предоставили искажает смысл предложения (получается, что трибуну «познакомили» с гостями): неразличение прилагательных главный - заглавный также провоцирует абсурдность высказывания: Девочка играет «роль голубого портрета».

Смешение паронимов часто осложняется нарушением лексической сочетаемости: При первой встрече Дина не восприняла Умова всерьез; Мужчины у обелиска преклоняют голову. Есть словосочетание принять всерьез, и замена глагола в нем недопустима; можно склонить голову, а преклоняют колени [Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени (Н.А. Некрасов)].

Смешение паронимов может привести к искажению смысла высказывания в тех случаях, когда на первый взгляд предложение кажет-

ся вполне приемлемым, например: В этот вечер все от мала до велика вышли на стадион. Они не могли не присутствовать на матче, потому что все хотели стать свидетелями самоотверженной борьбы наших хоккеистов. Только вдумчивый анализ текста позволит редактору заметить неточность: паронимы вышли - пришли вносят важные смысловые оттенки в предложение: если вышли, то должны сами участвовать в соревнованиях на стадионе, если же только собираются смотреть на матч, то пришли.

К смешению паронимов близки речевые ошибки, возникающие вследствие неправильного употребления однокоренных слов, которые в строгом значении термина нельзя отнести к паронимам (улыбчивый - улыбающийся, рекомендательный - рекомендованный, прогрессивный - прогрессирующий. Вторые слова в этих парах не прилагательные, а причастия, а паронимия охватывает лишь слова, принадлежащие к одной и той же части речи). Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни, это прогрессивная близорукость (надо: прогрессирующая).

Грубые лексические ошибки могут быть вызваны ложными ассоциациями, которые часто возникают под влиянием парономазии. При этом путают созвучные слова, имеющие разные корни: вираж - мираж - витраж; нары - нарты; эскалатор - экскаватор и подобные. Например: Изготовлено 50 настилов для экскаваторов столичного метро; В этой ночлежке люди ютятся на грязных нартах... Такие ассоциативные ошибки создают абсурдность высказывания. Не случайно подобные «обмолвки» попадают на юмористическую страницу журнала «Крокодил»: Где здесь натуральная контора? Мне с ребенка копию снять; Прошу редакцию газеты оказать мне девственную помощь.

Стилизация это литературный стилистический прием умышленной имитации характерных особенностей чужой речевой манеры для достижения определенной художественной цели; Стилизация также родовая общность «двуплановых» (термин Ю.Н.Тынянова) художественных произведений, в которых, при полной самостоятельности и самоценности «плана содержания», «план выражения» представляет собой систему последовательных аллюзий на стиль чужого текста или группы текстов; Стилизация еще это литературный жанр некомических «двуплановых» произведений, в которых используются языковые приметы, характеризующие речевую манеру целого ряда стилистически однородных произведений (относящихся к отдельному жанру, к творчеству одного автора или представителей определенного литературного течения, к определенной историко-литературной эпохе).

Стилизация как прием воспроизводит основные черты какого-либо литературного стиля или позволяет писателю в целях создания речевого портрета персонажа отразить особенности речи, характерные для лиц определенной социальной группы или национальности. Ее сущность - в копировании таких синтаксических конструкций, в заимствовании таких грамматических форм и отборе таких лексических элементов, которые в пределах взятого за образец стиля выглядят его нейтральными элементами, но при воспроизведении в новом тексте теряют стилистическую нейтральность и выделяются на фоне примет нового стиля (таким стилем является либо индивидуальная речевая манера стилизатора, либо общий стиль современной ему литературы). По стилистической окраске стилизации делятся на комические и некомические. В «двуплановом» комическом сочинении планы между собой контрастируют (это чаще всего и создает комический эффект, а в остальных случаях усиливает его), они максимально удалены один от другого, а в «двуплановом» некомическом - гармонируют и потому почти совпадают. Группу комических стилизаций составляют пародии и разнообразные пародические произведения. Те и другие предполагают использование чужого стиля в комических целях, но только в пародиях осмеивается и оспаривается идейно-тематическая сфера литературного источника. Группу «двуплановых» произведений некомического типа составляют два жанра: стилизация (в узком смысле) и вариация. В вариации, как и в пародии, использующий чужой материал, преднамеренно апеллирует к содержанию, к идейно-тематической сфере источника («Безумие», 1830, Ф.И.Тютчева, варьирующее смысл пушкинского «Пророка», 1826).

Автор вариации либо расширяет содержание собственного произведения аллюзиями, заставляющими читателя присовокупить смысл нового текста к смыслу текста-источника, как бы «уточняя» мысли писателя-предшественника, либо стремится к нарочитому смысловому противопоставлению своего произведения чужому, которое предоставит возможность по-новому трактовать известную тему, выразить иной взгляд на поставленную предшественником проблему. И пародия, и вариация всегда соотносятся с единственным источником. А пародические и непародические Стилизации могут соотноситься как с одним, так и с несколькими произведениями. Группу пародических стилизаций составляют - перепев и бурлеск. Вместе с вариациями, переосмысляющими содержание имитируемых текстов, группу некомических стилизаций составляют «подражания» и образцы стилизации как обособленного жанра. К числу Стилизаций (в узком смысле) относятся произведения, создатели которых имитируют стиль, выходящий за рамки отдельного сочинения (индивидуальный авторский стиль в целом, стиль литературной школы или художественной эпохи, наконец, стиль всех образцов единой жанровой формы). Иногда аллюзии на чужое слово используются лишь в качестве украшения, в таком случае отмечают «орнаментальную» функцию стилизации (в малых эпических формах у А.М.Ремизова и Е.И.Замятина).

— это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Стилизация — обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, произведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности.

Особенно широко используется стилизация при создании растительного орнамента. Природные формы, нарисованные с натуры, слишком перегружены несущественными деталями. Стилизуя, художник, выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит ритмическую основу изображения.

При работе с орнаментом нужно обратить внимание на ракурс изображаемого элемента. При статичной композиции не рекомендуется использовать развороты в три четверти, а вот вид сбоку или сверху, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осях будет в самый раз. Динамичная композиция будет выглядеть удачной, если использовать различные ракурсы и наклоны.

При стилизации орнамента особое внимание нужно уделять участкам элемента, где есть изгибы и изломы. Трансформируя объект, работать стоит не только с его размещением, но и с изменением пропорций и размера.

Цвет в стилизации орнаментальных мотивов играет немаловажную роль. Он может быть условным, совершенно отвлеченным от реального варианта или же задуманный заранее.
Изображение зверей в орнаментальной композиции также должно быть довольно условным. Насыщенность деталями нарушит целостность силуэта и усложнит общее восприятие композиции.
При стилизации орнаментальной композиции объемно-пространственную форму желательно трансформировать в плоскую, при необходимости же объемного изображения обязательно использовать обобщения и условности.
Стилизованный натюрморт
Натюрморт- жанр изобразительного искусства в котором различные предметы объединены в единую группу, но специфика натюрморта такова, что требует от художника особого внимания к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и их пространственных соотношений.
В стилизации натюрморта важна не только условность, присущая всему декоративному искусству, а важно скомпоновать все элементы изображения в едином плане. Цвет, фактура, линия должны быть подчинены одному замыслу.


Стилизованный натюрморт
Построение декоративного натюрморта базируется на выделении одного главного элемента, вокруг которого выстраивается, объединяющая все компоненты композиция. Стилизация может упрощать предметы до символов и силуэтов, а может наоборот за счет усложнения формы и насыщения декоративными деталями создать единый композиционный ансамбль.
Главное в натюрморте, в том числе и стилизованном — уравновешенность. Динамика в композиции стилизованного натюрморта создается из форм с острыми углами, наклонных линий, ярких контрастов, а также не лишним будет применение членения плоскости на неравные части.
При создании статических и симметричных натюрмортов лучше использовать формы со строгими очертаниями, спокойных нежных цветов и неярких контрастов. При необходимости можно расчленить плоскость на равные части.
При работе со стилизованным натюрмортом необходимо сосредоточить внимание на пластике форм, их выразительности, декоративности, не забывая при этом о принципах построения, заботясь о правильном размещении предметов на плоскости.

В отличии от живописного пейзажа, в стилизованном пейзаже отсутствует воздушная перспектива и все элементы переднего и заднего планов изображаются одинаково четкими.




Декор в пейзаже может использоваться как в большей, так и в меньшей степени. Композиция может быть достаточно насыщенна деталями или же акцентирована лишь на некоторых участках форм, которые желательно выделить.

В основном декоративный пейзаж строится на упрощении деталей и акцентировании характерных линий и очертаний. Возможно и количественное изменение изображаемых объектов. Если этого требует замысел художника.

Понятие стиля применимо только к художественному творчеству. В реальной жизни использование слова стиль в быту или в иных, нехудожественных сферах человеческой деятельности возможно лишь в качестве метафоры.

Стиль – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно – художественного содержания. Можно говорить о стиле отдельного произведения или жанра (например, о стиле русского орнамента середины Х1Хв.), об индивидуальности стиля (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле отдельных эпох или крупных художественных направлениях, поскольку единство общественно – исторического содержания определяет в них общность художественно образных принципов, средств, приемов (таковы например, в пластических искусствах Романский стиль, Готика и т. д.).

Термином «стиль» пользуются и в искусствознании, где его содержание близко понятиям творческого метода. Категория стиля настолько универсальна, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей.

Суть действия самих механизмов стилеобразования может стать более ясной в сравнении понятия стиля, творческого метода, композиции, манеры. Главное отличие стиля от метода заключается в том, что метод выражает существо творческого процесса художника, а стиль - его конечный результат.

Стиль объединяет закономерности формообразования с конкретными методическими и техническими приемами обработки материала, на основе какого либо одного принципа: формовычетание или формосложения, тектоничности или атектоничности, графичности или живописности, статичности или динамичности, пространственности или плоскостности.

Именно поэтому стиль – обязательно синтез, целостность всех компонентов художественного произведения. Часто стиль называется «соразмерностью художественного произведения», целесообразностью, подчеркивая его структурообразующие функции. Но понятно, что на практике подобная целесообразность метода, способов, средств и приемов художественного выражения достигается не всегда. Художественный стиль всегда историчен. Стиль есть исторический синтез образных представлений идеального мира.

СТИЛИЗАЦИЯ

Понятие стилизации.

Виды стилизации

Уровни пластической стилизации.

Пластический модуль.

Пафос образа.

Абстрагирование.

Распредмечивание и подбор нового предметного качества.

На пути одушевленности и человеческой красоты в мире стандартных форм прием стилизации становится одним из средств обогащения образного языка искусства.

СТИЛИЗАЦИЯ – это способ художественного преобразования реальных форм природного и предметного мира с целью изменения его эстетического функционального значения в художественном изображении. Стилизованная форма позволяет ощущать и понимать метафору и строить поэтический ассоциативный ряд, мыслить более отвлеченно, чувствовать ироническое игровое начало в произведении искусства. Формообразующие принципы стилизации демонстрируют не только неистощимую фантазию художника, дизайнера, но и активизируют восприятие зрителя, подталкивают его к домысливанию того, что не видит глаз, что незримо присутствует в композиции.

Предметный мир, являясь одним из компонентов культурной среды, накладывает отпечаток на эмоционально – чувственную сферу личности, способы общения, восприятия и представления.

Способы, виды и принципы стилизации.

На современном этапе развития искусства и дизайна, стилизация находит все более широкое применение. Для стилизации характерно абстрагирование, мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения автора произведения признаков, с целью выявления более значимых, отражающих суть предмета элементов. Стилизация может применяться и как способ намеренной имитации формальных признаковобразной системы чего – либо (художественного стиля эпохи, авторского стиля художника) в новом, необычном художественном контексте. Стилизация применяется в проектной деятельности (дизайн) и художественных произведениях (декоративная живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство).

Самой высокой степени локализации и объединения видов стилизации из всех форм искусства достигает дизайн. Это проявляется в модернистских направления искусства (супрематизм, сюрреализм). Стремление дизайна довести все созданные формы до высокой степени обобщения является воплощение современного понимания задач дизайна. Именно это направление художественной деятельности ведет поиск соответствия художественной концепции воплощенной форме, отметая все лишнее. Сегодня есть направления дизайна, которые, которые ведут поиск своей образной выразительности в нарастающей декоративности форм. Примером могут быть поиски дизайнеров – ювелиров в создании современных ювелирных изделий с привлечением декоративных стилей прошлого.

Стилизация является обязательным, а часто и главным средством художественной выразительности в дизайне.

Основными принципами стилизации в создании художественного произведения являются: принцип упрощения, принцип нарастающей декоративности, принцип объединения упрощения и декоративности.

ПРИНЦИП УПРОЩЕНИЯ. Упрощение создает условия для художественного выявления наиболее значимых качеств изображаемого объекта путем отбрасывания несущественных деталей и усиления форм, служащих целям создания художественного образа изображаемого объекта. Стилизация имеет направленный характер художественной деятельности по изменению видимого мира для достижения цели художественного произведения и построения художественного образа.

ПРИНЦМП НАРАСТАЮЩЕЙ ДЕКОРАТИВНОСТИ. Усложнение изображения также является видом стилизации и усиливает декоративность графического листа с помощью деталей проработки элементов, применения разнообразной графической фактуры, усиления цветовой интенсивности.

ПРИНЦИП ОБЪЕДИНЕНИЯ УПРОЩЕНИЯ И ДЕКОРАТИВНОСТИ.

В решении художественного пространства часто происходит взаимодействие двух принципов стилизации: с одной стороны упрощение общего силуэта композиции для достижения целостности ее восприятия, с другой стороны усиление и усложнение декоративных принципов решения образа. Одновременное упрощение и усложнение позволяет достигать образной выразительности в решении задач стилевого единства композиционного поля и силуэта.

Стилизация рассматривается как принцип работы с образцом. Стилизация трактуется как артикуляция композиционных связей, выявленных в образе, или как образ композиции образа.

Модель стилизации «ГРАНИЦА». Стилевой образец сам является результатом стилизации. Один из признаков композиционного стиля нарочито преобразуется в самостоятельную тему – способ сборки новой композиции, куда врисовываются конкретные стилевые детали. Такая стилизация обязывает вводить в структуру художественного образа конфликт драмы, что на практике означает обязательное сопровождение каждого объемно – пространственного движения его контрдвижением. Похожесть в целом достигается артикулированным использованием любого из признаков. Эффект стилизации может быть достигнут, если в новую структуру встраивать «подходящие для ситуации» цитаты.

Модель стилизации «ГРИМАСА». Художественный стилевой образец может быть почти без изменения вписанным в новую композицию. «Почти без изменения» - свободная прорисовка деталей методом артикуляции композиционных связей, выявленных стилевых образцах.

Модель стилизации «ПЕРЕСКАЗ». Стилизация образца заключается в умении продолжить его линии, формы, объемы как бы за пределы видимой картины, или не выходя за пределы, углубляться в картину, артикулируя композиционные связи образца на уровне деталей.

Модель стилизации «ДВОЙНИК». Формируется двухчастная композиционно – стилевая структура. Одна часть – узнаваемый объект мастера, другая – узнаваемый образец этого объекта. Между частями – видимый композиционный диалог. Как результат – двухчастная композиционная форма. Образец и его стилизация пристраиваются друг к другу, единство достигается буквальным обнажением процесса превращения одного в другое.

Создавая образец композиции стилевого образца, стилизатор обязан определиться с характером отношения к нему. В модели «двойник» это отношение показано процессом, в остальных моделях - уже состоявшимся результатом.

С понятием «стиль» в изобразительном искусстве достаточно тесно связано понятие «стилизация».

Общее здесь в том, что творческая стилизация обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и как результат отображение их с элементами новизны.

Наряду с творческой стилизацией существует и ее более низкий уровень, так называемая подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям знаменитых мастеров, стилям и приемам творчества того или иного народа. И все же не смотря на уже имеющийся образец подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него, на сколько это возможно, свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.

В целом стилизация, в первую очередь творческая, является одним из плодотворных методов изобразительного искусства, который основан на другом, отличном от реалистического способе реальной интеграции при осмыслении и отражении окружающей жизни. Широко известны знаменитые стилизованные произведения Ван Гога, Сезанна, Пикассо, Матисса, Леже, Лентулова, Филонова, Куприна, Сарьяна и многих других зарубежных и отечественных мастеров.

СТИЛИЗАЦИЯ – намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи, что зачастую предполагает свободную трактовку содержания и стиля искусства послужившего прототипом.

Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля. В изобразительном искусстве и преимущественно в декоративно прикладном искусстве, дизайне, обобщение изобразительных фигур и предметов с помощью условных приемов; особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора. Стилизация – это видоизменение, переработка мотива с использованием художественного обобщения условных декоративных качеств.

Цель творческой стилизации в декоративно – прикладном искусстве - создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность. Теоретической основой для творческой стилизации нужно считать положение, согласно которому создание подлинно нового - это создание того, чего напрямую нет в природе, хотя главным и единственным источником для этого нового должна служить все та же природа. Отсюда возникает общее понятие декоративной композиции. Декоративная композиция – это композиция с высокой степенью выразительности и явными признаками декоративности, имеющая модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые, придавая ей декоративный вид, усиливают ее чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, - простота форм, их обобщенность и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность.

В первую очередь декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации

требует отделить от изображения все лишнее, второстепенное, мешающее четкому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное.

Высшей формой отказа от изображения несущественных реалистических деталей объектов декоративной композиции с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация, которая существует в двух видах: абстракция, имеющая реалистический образец в окружающем мире, и абстракция, не имеющая такого образца, - воображаемая (беспредметная) абстракция.

Наглядным примером может служить создание стилизованного и абстрактного изображений листа дерева и самого дерева. В этих двух примерах (лист и дерево) показаны и использованы два разных подхода и метода стилизации.

Этапы стилизации листа дерева:

На первом этапе от реального изображения листа сразу и полностью отбрасываются все подробности. Оставляется только то, что делает лист дерева узнаваемым – контур листа. Этот контур может быть заполнен любым цветом в соответствии с авторским замыслом. Такое изображение листа сразу становится абстрактным, особенно если не используется зеленый цвет. При этом степень абстракции зависит того, насколько форма листа будет отличаться от реальной. Придавая форме все новые и новые конфигурации, можно добиваться все большей выразительности и декоративности изображения, но и все большей абстрактности вплоть до полного отказа от реалистического изображения;

На втором этапе на окрашенном контуре изображаются тем или иным способом главные детали листа – прожилки, которые делают его полностью узнаваемым;

На третьем этапе на окрашенный контур листа с прожилками наносится декор, который может быть выбран из огромного множества уже известных видов декора, или создан автором. В результате возникает декоративное изображение стилизованного листа дерева.

Из стилизованного листа составляется композиция

Абстрактные изображения листьев.

Для стилизации изображения дерева выбирается другой метод.

Этапы стилизации изображения дерева

На первом этапе выполняется реалистический рисунок дерева, который должен включать все детали: реальную форму ствола, ветви дерева и фактуру древесной коры;

На втором этапе реалистическое изображение дерева превращается в стилизованное. Для этого от ствола дерева отбрасывается как можно больше веток, которые неоднократно в том или ином виде повторяются, убираются все второстепенные детали изображения и оставляются только те части дерева, которые нужны для его определения, но не для описания. Одновременно упрощается форма ствола дерева;

На заключительном третьем этапе отдельные узнаваемые части дерева – ветки, ствол – заменяются абстрактными элементами, чтобы создать нереалистическое, абстрактное изображение, которое не обязательно должно указывать на то, что было изображено первоначально;

Как в стилизованном, так и в абстрактном изображении может быть использован декор для показа фактуры коры дерева.

Примеры: стилизованные изображения деревьев с мягкими, размытыми контурами рисунка, стилизованные изображения деревьев с четкими контурами рисунка,

В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип – художественная трансформация реальных природных объектов с помощью самых различных изобразительных средств и приемов. Чаще всего такая трансформация производится с помощью изменения и упрощения формы реальных объектов флоры и фауны, укрупнения или уменьшения характерных частей этих объектов, изменения количества характерных деталей объектов в большую или меньшую сторону, изменения природного цвета объекта.

Довольно часто стилизованное изображение предполагает объединение различных частей, каждая из которых скопирована с какого – либо объекта природы или окружающей среды и творчески видоизменена. Например, цветок конкретного растения изображается не с целью точной передачи оригинала, а создается формализованным, с использованием отдельных деталей, присущих цветку этого конкретного растения. Или, например, лист клена изображается таким образом, что его форма приобретает геометрическую форму шестиугольника.

Художественная трансформация природных объектов имеет главную цель – превращение реальных природных форм в стилизованные.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТА В ПРОЕССЕ СТИЛИЗАЦИИ ДЕКОРАТИВНОЙ

КОМПОЗИЦИИ

Декоративный стилизованный пейзаж и натюрморт с использованием натуры часто подсказывают и даже задают цветовую гамму. Однако любая стилизованная композиция должна иметь четкую цветовую схему, помогающую наиболее полно и выразительно показать авторский замысел и наиболее эффективно возбудить у зрителя определенные эмоции: светлые, солнечные, радостные или наоборот, унылые, серые, грустные или же подтолкнуть его к раздумью. Поэтому декоративной стилизации, особенно свойственны условные цветовые отношения, локальное и контрастное использование цвета, а также мозаичность цвета. Изображения ярко красного мака с черной серединой, ярко желтой пчелы с черными полосками на фоне лепестков василька на желтом поле пшеницы могут служить примерами декоративных цветовых контрастов.

Цвет каждого отдельного объекта декоративной композиции, как и ее общий колорит, необходимо, переосмысливать и преобразовывать для подчеркивания и усиления стилизованного эффекта, делая тем самым цвет одним из важных изобразительных средств стилизации.

В соответствии с творческим замыслом цвет стилизованного объекта композиции может быть объективным (как у этого же объекта в реальной жизни): голубое небо, желтое поле пшеницы, зелени травы, кустарников и деревьев, зелено – голубая речная и морская вода, белый снег, красно – оранжевый огонь костра, камина, свечи и т.д. или же субъективным (нереалистичным): голубые деревья, зеленое небо, красная вода и т.д. При этом нужно учитывать и использовать тот факт, что многие объекты флоры (листья, ветви, цветы и т.д.) могут иметь ту или иную конкретную окраску, а многие объекты окружающего мира (здания, сооружения, автомашины и т.д.) не имеют характерного для них цвета.

Субъективный цвет объектов и элементов декоративной композиции при ее стилизации используется, в основном, с двумя главными целями:

Создания или увеличение декоративности композиции;

Передача определенного эмоционального содержания композиции (мыслей, эмоций, настроений).

В стилизованной композиции качество и эффективность художественного использования цвета оцениваются с помощью понятия «экспрессия цвета».

Термин «экспрессия» соответствует понятиям «выразительность, сила выражения» и происходит от лат. Выражение.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Стилизация – намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Также она связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля.

Стилизация рассматривается как принцип работы с образцом. Она трактуется как артикуляция композиционных связей, выявленных в образе, или как образ композиции образа.

Стилизация реальных форм различными художественно – графическими способами позволяет осваивать современный декоративный язык, развивает исполнительскую культуру графических техник, является средством формирования художественно – композиционного мышления и воображения.

Стилизация позволяет усложнить и углубить содержание натюрморта, расширить и наполнить его философским смыслом. Для достижения пластического подобия натюрморту стилизация предметов сводится к простейшим формам, где отсутствуют мелкие детали. Задания по стилизации натюрморта могут иметь широкий разброс применения графических средств изображения:

Только прямой линией (горизонтальной, вертикальной, наклонной);

Посредством кривых линий (сплошных и прерывистых);

Сочетанием точек и штрихов различной длины и ширины;

Только пятном (заливкой или штриховкой);

С применением различной графической фактуры (точки, линии, пятна).

КУРСОВАЯ РАБОТА 1 Для профессиональной деятельности дизайнера и художника, для воспитания эстетического чутья необходимо научиться методам графической стилизации. Задания по выполнению графической стилизации разделяется на несколько этапов: эскиз, варианты декоративной трактовки элементов композиции, подбор графической фактуры и практическое выполнение.

Выразительность графического листа определяется не только характером организации композиционной структуры, но и умело выбранными средствами декорирования и применения законов композиции. Хорошо закомпонованный и продуманный декоративно – графический лист можно назвать композицией.

Теоретические основы композиционной стилизации подкрепляются выполненными практическими заданиями.

Многообразие вариантов развития композиционного мышления студентов средствами стилизации направлено на его применение и в такой области как дизайн ювелирных украшений.

Даная курсовая работ и включенные в нее упражнения создают условия для развития графического композиционного мышления и формирования объемно – пространственного предметного способа решения изобразительной плоскости.

Вся работа над творческой стилизацией нацелена на создание художественного образа. Художественный образ представляет собой специфическую форму освоения мира.

Стилизация позволяет усложнить и углубить содержание натюрморта, расширить и наполнить его философским смыслом. Для достижения пластического подобия выбранного натюрморта стилизация предметов сводится к простейшим формам, где отсутствуют мелкие детали.

Качество графической композиции зависит от того, насколько творчески автор сможет переработать выбранный натюрморт или пейзаж с точки зрения художественно - образного решения.

Работа над композицией на основе стилизации способствует развитию способностей студента к художественно – образному и абстрактному мышлению. Именно в данном виде работы в полном объеме проявляется умение применить на практике теоретические знания. Особе значение приобретает умение применять выразительные свойства и средства композиции для реализации творческого замысла при изображении соподчинения форм предметного мира.

Пластическая стилизация реалистического изображения жанра «пейзаж» или «натюрморт»:

Распредмечивание;

Изменение содержания изображения (подбор нового предметного качества).

Композиция выполняется на трех листах формата исходного изображения на кальке. Техника линейно штриховой графики. Срок выполнения работы 15 часов.

Лист кальки – это композиционное поле автора: здесь должна быть видна устойчивость, выразительность, соразмерность изображения с выбранным форматом и формой листа. Важной задачей является организация композиции в заданном формате с учетом соотношения плоскости или объема, движения или покоя, ритма или равновесия. Главной задачей соподчинения композиционному формату изображения является грамотный поиск декоративной стилизации, связь изображения с очертаниями формата. Фон формата может быть белым или сложно комбинированным.

2.ЭТАП Следующим этапом стилизации должен быть поиск упрощенной форм, доведенной до иконического знака. Образ для иконического знака может появиться моментально, а доработка деталей – движения, толщин линии, точки, пятна – может длиться достаточно долго.

Данный этап включает задание по стилизации с постепенным обобщением формы, доходящей до постепенной геометрии: треугольника, круга, квадрата. Такое обобщение приводит к иконографическому знаку. Стилизация, доведенная до знака, превращается в символ. Символ, наполненный глубоким содержанием и объемной информацией, приобретает сакральное значение. Образ для иконического знака может появиться моментально, а доработка деталей – движения, толщины линии, точки, пятна – может длиться достаточно долго.

3.ЭТАП Этап художественной переработки – стилизации форм реалистического натюрморта. Стилизация реальных форм различными художественно – графическими способами позволяет осваивать современный декоративный язык, развивает исполнительскую культуру графических техник, является средством формирования художественно – композиционного мышления и воображения.

В этом этапе в создании композиции является использование придуманных форм, художественная переработка форм натюрморта. Рисунок в этой технике требует проработки и скрупулезности, поэтому упражнение предлагается выполнить на листе формата А – 4. Основное условие графических интерпретаций – заостренная стилизация, контраст линий и пятен.

Эскиз в процессе поиска является частью творческого процесса для создания наиболее стильных, выразительных предметов натюрморта.

В эскизе важно подобрать соотношение больших и малых форм, композиционную и смысловую доминанту, привести в соответствие масштаб высот и горизонталей, подобрать по степени сложности предметный ряд. Найденный композиционный вариант используется для дальнейшей разработки графического решения на основе локального пятна, линеарной графики, обобщения, использования орнаментализации предметов и драпировок.

Необходимо учитывать образную составляющую. Важную роль в создании любого произведения играет эмоциональная окраска образа: что – то сохранилось в ковше – от вкуса холодной родниковой воды в жаркий полдень, с фарфоровой чашкой, скатертью и самоваром связываются представления об уютной и неторопливой беседе за чайным столом.

Для создания образа применяются все основные законы и принципы художественной композиции, а также средства выразительности.

При выполнении декоративного натюрморта акцент делается на создание тематической, образной постановки с использованием новых фактур. Изображение предметов из различных материалов во всех вариантах графической интерпретации натюрморта ведет к неизменному использованию и практическому применению многочисленных фактур: дерева, металла, сетки, всевозможных тканей. Узорные элементы драпировок образуют в совокупности с растительными мотивами сложные ритмические структур, обогащающие изобразительные средства и расширяющие возможности автора произведения.

Стилизация формы

Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема.

60. Принципы стилизации: а – превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции, б – обобщение формы с изменением абриса, в – обобщение формы в ее границах, г – обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре

Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.

В основе любого художественного произведения лежит органическая связь между его составными элементами. Принципы стилизации имеют свои особенности в народном и декоративно-прикладном искусстве, в живописи и графике.

Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации реальных природных форм. Беря основное, мастер преобразует предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю орнамента. Народный мастер творит на основе эмо- ционально-ассоциативного восприятия (ил. 61-62).

61. Конец полотенца. Браное узорное ткачество. XIX в.

62. Орнамент цветного коклюшечного кружева конца XVIII-XIX вв.

63. Элементы построения орнамента: а – крито-микенский орнамент, б – орнамент эпохи модерн, в – листья и цветы орнамента северодвинской росписи

Общее стилевое решение орнамента, его линейная и цветовая композиции подскажут творческое переосмысление натуры. Мотив для орнамента можно найти, изучая формы и раскраску насекомых, ящериц, минералов, морских раковин и др.

64. Объекты природы

65. Обобщение формы живописными средствами: а – реалистическое изображение, б – декоративное изображение, в – абстрактное изображение

Чтобы не допускать слепого копирования натуры, полезно поработать на основе сохранившихся у вас впечатлений или ассоциаций. Самостоятельное восприятие, его изучение помогут сложиться определенному отношению к натуре, которое создает основу для фантазии.

В станковом (живопись, графика) и декоративном искусстве процесс обобщения формы имеет много общего. Художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, приводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета. Поиски образа подсказывают то или иное решение.

Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Например, преобразовать живописными средствами реальный образ цветка в декоративный и даже абстрактный можно так, как на ил. 65.

Рассмотрите пример стилизации формы птицы в графике и определите, с помощью каких средств реальное изображение превращается в декоративное (ил. 66-70).

66-70. Стилизация формы графическими средствами

Иногда в характеристике предмета деталь может играть ведущую роль. Сознательно акцентируя внимание на детали, как бы преувеличивая ее значение, можно «заострить» образ. Форма тела, клюва, оперение птицы и другие детали влияют на выразительность изображения и характер целого.

В каждом из вариантов использованы разные качества натуры и способы штриховки. Степень обобщенности формы и выбор средств художественной выразительности определяются поставленной задачей, задуманным образом.

Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне. Отличительные особенности знака – обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.

Знак коренным образом отличается от конкретно-предметного изображения, он только указывает или обозначает внешние признаки какого-нибудь объекта.

Знак можно назвать абстрактным символом.

71. Варианты изображения герба г. Смоленска

72. Знаковые изображения морского конька, коровы, крокодила и летучей мыши (из книги В. И. Волошко)

73. Пограничные состояния знака. Переход в другую форму (из книги В. И. Волошко)

Изображение фигуры морского конька доведено до такой степени обобщения, что последний знак при отсутствии элемента, изображающего глаз, вызывает иные ассоциации.

Кроме изображения внешнего вида, знаком можно выразить и другие особенности изображаемого существа. Например, можно нарисовать мычащую или смотрящую корову, агрессивного крокодила, передать то, что летучая мышь обладает локационными свойствами.

Нередко в двух или нескольких знаках заложен один и тот же изобразительный элемент, но они несут различный смысл.

Например, в знаках улитки и музыкального духового инструмента заложен такой изобразительный элемент, как спираль, и только специфические элементы формы наполняют каждый знак своим смыслом. Существуют пограничные состояния, когда знак либо не напоминает ничего, либо ассоциируется с другим предметом. Форма одного объекта может переходить в форму другого за счет добавления или исключения какого- нибудь изобразительного элемента.

Обобщенное изображение, напоминающее знак, получается в результате складывания бумаги в искусстве оригами.

Сравнение знакового и реалистического изображений развивает абстрактное мышление.

74. Оригами

Из книги Фотокомпозиция автора Дыко Лидия Павловна

Изображение объемной и контурной формы фигур и предметов Изображение объемной формы фигур и предметов на плоскости снимка также связано с законами линейной и тональной перспективы и подчинено этим законам, поскольку перспективное изображение того или иного предмета

Из книги Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения автора Грачёв Алексей Павлович

2. ФОРМЫ ЖИЗНИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ Клубы авторской песни Клубы авторской песни (первоначально называвшиеся клубами самодеятельной песни - КСП) стали первой естественной формой жизни движения авторской песни, выросшей из постоянных встреч авторов, исполнителей и любителей

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Из книги Основы композиции. Учебное пособие автора Голубева Ольга Леонидовна

Из книги Искусство беллетристики [Руководство для писателей и читателей.] автора Рэнд Айн

§2 Восприятие формы. Многообразие форм Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и

Из книги Цифровая фотография без Photoshop автора Газаров Артур Юрьевич

§4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный

Из книги Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий автора Яцюк Ольга Григорьевна

Из книги Тайные знания коммерческих иллюстраторов автора Франк Яна

Из книги Желание чуда автора Бондарчук Сергей Фёдорович

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Глава 1 Зрительное восприятие формы и пространства Компьютер позволяет быстро трансформировать геометрию объекта, подобрать цвет, выполнить сложные графические построения, имитировать различные визуальные эффекты, анимировать изображение. К сожалению, кажущаяся

Из книги Эстетика и теория искусства XX века [Хрестоматия] автора Мигунов А. С.

Стилизация и упрощение форм, классические каноны Самыми важными приемами иллюстратора являются стилизация и упрощение. Существует множество вариантов изображения любых объектов, от реалистичного до схематичного. Пытаясь свести очертания людей, животных и предметов к

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.


Top