Цвета радуги в новогодней елке декоративная композиция. Цвета радуги в новогодних игрушках» (декоративная композиция)

Автор учебника по программе Т. Я. Шпикаловой
Цели и задачи урока: познакомить с различными праздничными украшениями; развивать творческое воображение, эстетический вкус при работе с гуашью в композиции новогодних игрушек

Проект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент. Тема. Целеполагание

Приветствие. Сообщение темы.

Знакомство с планом урока

Сообщение темы урока. Беседа. Стихи

Знакомство детей с темой урока. Объяснение (демонстрация иллюстраций.)

Просмотр и участие в беседе

Практическое выполнение задания

Объяснение практического задания. Индивидуальная помощь обучающимся.

Самостоятельное выполнение и закрепление темы урока

Подведение итоговзанятия.

Организация показа и анализа работ

Сравнение и сопоставление результатов работ с предполагаемой оценкой

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания

Запись домашнего задания

Стенограмма. Урок по изобразительному искусству раздела«Любуйся узорами красавицы - зимы» «Цвета радуги в новогодних игрушках», даёт возможность познакомить с различными праздничными украшениями; развивать творческое воображение, эстетический вкус при работе с гуашью в композиции новогодних игрушек.

Оборудование урока: для учащихся - гуашь, крупные и мелкие кисти, бумага.

Зрительный ряд: рисунки в учебнике Т. Я. Шпикаловой

Литературный ряд: стихи Музыкальный ряд:

ХОД УРОКА.

Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

Сообщение темы урока. Знакомство с различными праздничными украшениями. Приближается самый любимый праздник детворы и взрослых. Задолго начинается подготовка к нему. Ну и ёлка, просто диво, Как нарядна, как красива Ветви слабо шелестят, Бусы яркие блестят, И качаются игрушки - Флаги, звёздочки, хлопушки.

ПОЛЮБУЙСЯ лаковой миниатюрой мастера из Мстёры. Расскажи какое событие изображено в этом произведении искусства? Какое впечатление произвело на тебя это панно? Как мастер передаёт настроение праздника?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ 1.Как ты готовишься к встрече Нового года в своей семье и в школе?2.Какие герои и предметы всегда участвуют в новогоднем веселье? 3.Какие новогодние украшения названы в стихотворении современного поэта?

РАССМОТРИ таблицу. Проследи, как расположены фигуры: какие из них размещены ближе, а какие - дальше.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (музыка) 1.Нарисуй декоративную композицию из новогодних игрушек. 2.Используй известные тебе художественные приёмы (раздельный мазок разной формы, линия). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 3.Реши, какие новогодние игрушки ты включишь в композицию (шары различной величины и разного цвета, фонарики, сосульки, звёздочки и т.д.

1. (А) - оценка «3», (Размести их на листе так, чтобы равномерно чередовались крупные и мелкие, круглые и вытянутые игрушки.)

2. (Б) - оценка «4», (Заполни изображения ёлочных игрушек любимым цветом).

3. (В) - оценка «5», (Прими во внимание, что рисунки игрушек можно украсить цветной обводкой, окружить цветными точками с помощью тычка, нанести орнамент из линий, полосок, кружочков, звёздочек. Для большей нарядности тычком нанеси вразброс по всему рисунку цветные конфетти (мелкие разноцветные кружки)).

Итог урока.

ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ Как изображает радость праздника народный мастер и живописец. Как разместить шары в декоративной композиции.Обзор ианализ работ.

Домашнее задание: восковые карандаши

В процессе самостоятельной работы проводится индивидуальный анализ работ, сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.

Гималова Венера Альфировна
МБОУ Лицей №52, г. Уфа
[email protected]

Тема: "Елочные игрушки" Цель: развитие навыка сочетания различных цветов в елочной игрушке; Задачи : предметные: - воспринимать, описывать и эмоционально оценивать предложенные образцы; -создавать простые сочетания цветов по данной теме; Метапредметные: Регулятивные: -понимать и сохранять учебную задачу -осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату Познавательные: -использовать знаково-символические средства для решения задач, -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, -осознанно строить речевое высказывание в устной форме, Коммуникативные: -строить понятные для одноклассников высказывания, учитывающие,что партнёр знает и видит, а что нет, -использовать в общении правила вежливости. Оборудование: непроливайки, краски, кисточки, ножницы.

Ход урока:

Этапы урока

1)Тест -И какой же первый этап?(вспоминаем прошлое) -Каждой группе я раздаю тесты, даю вам 2 минуты вы на них отвечаете. 1.Какая из картин выполнена в жанре пейзаж?(Б) 2.Как называют художника изображающего природу?(Б) 3.Как называют художника изображающего море?(А) 4.Укажите, как называется изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композицию?(А) 2)Проверка. -Если вы правильно отвечаете, то на свою елочку вешаете 1 шарик, если не правильно, то ничего не вешаете.

Один человек из группы повесит елочку на доску.

-Какой следующий этап?(формулировка темы) 1)Прослушивание аудиозаписи. -Я предлагаю вам послушать отрывок из песни, которую вы наверняка знаете. Эта песня связана с нашей темой урока 2)Беседа. -О чем эта песня?(про новый год) -Что приносит радость в Новый год?(подарки) -А без чего НГ вообще не может быть? -А какую ёлочку мы приносим из леса? Нарядную? -А как вы понимаете слово "нарядная"? -Чем же елочку наряжают? -Кто догадался чем же мы будем заниматься?

Да, мы с вами будем раскрашивать елочные игрушки, которые потом повесим на нашу елочку.

1)Исследование. -Я вам предлагаю побыть исследователями. -У вас на партах лежит текст, внимательно прочтите его и ответьте на вопросы. У каждой группы свой вопрос. 1группа-Какие игрушки любят в Германии? -Действительно в Германии любят игрушки в виде Щелкунчиков. 2группа-Какие игрушки самые популярные в Швеции? -Вы правы в Швеции самыми распространенными считаются соломенные игрушки, для безопасности, если в доме есть малыш, а еще это очень красиво. 3группа-Что можно увидеть на елках Испании? -В Испании самая оригинальная идея украшения новогодних елок- сладости. 4группа-Что чаще всего одевали на макушки ели или сосен в США? -В США украшают верхушку ангелочками и смотрится это не менее красиво как наши звездочки. 2)Рассказ учителя. -Наряжать елку придумали еще в средневековой Европе. Изначально на ней можно было увидеть в основном яблоки и вафли. Первое украшение символизировало запретный плод, сорванной Евой. Второе - хлебцы, которые даются во время причастия. На ветвях укреплялись свечи, как символ ангельской чистоты. Со временем люди стали разнообразнее подходить к украшению Новогоднего или Рождественского дерева. Считается, что первые елочные шары придумали в Европе, а точнее в Германии. В России моду на украшение ели ввел Петр Первый. -Стеклянные елочные игрушки также приходят в Россию из Европы. Сначала елки украшались так, что на них буквально не оставалось свободного места, но потом появилась мода на минимализм. -Мы работаем с вами в группах, поэтому у каждой группы будет своя игрушка, а какая это игрушка поймете из загадки. 1группа:(варежки) Чтоб не мерзнуть, Пять ребят В печке вязанной Сидят. 2группа:(шар) У гирлянды есть сосед.
Он в хвойной зелени сверкает
И новогодней встречи свет
Стеклянным боком отражает.

3группа: (колокольчик)

Он растет цветочком в поле

Он звенит на колокольне

В школе первый он звоночек

Наш любимый...

4группа:(подарок)

В упаковке новой яркой

В комнате стоит...

1)Правила ТБ -И теперь мы переходим к новому этапу. Какому?(практическая работа) -Но ведь у нас необычный урок рисования, мы с вами будем и вырезать, поэтому нам нужно вспомнить правила работы с ножницами. 1.Не держи ножницы концами вверх 2.не оставляй ножницы в открытом виде 3.При работе следи за пальцами левой руки 4.Клади ножницы на стол, чтобы они не свешивались за край стола 5.Передавай ножницы в закрытом виде и кольцами в сторону товарища. 6.Не режь ножницами на ходу и не подходи к товарищам во время резания. -А при работе с красками нужна осторожность и внимательность? -Давайте вспомним правила работы с красками. -Но самое главное в нашей сегодняшней работе- поменьше воды, чем меньше воды, тем насыщенней цвет, а нам это и нужно. 2)Самостоятельная работа детей. -У вас на партах лежат шаблоны их вам нужно раскрасить, используйте любые краски, но не забывайте про правило урока- меньше воды.

Приступить к работе.

1)Выставка работ. -1 группа выходит и развешивает свои варежки, 2 группа, 3. -А 4 группа положите ваши подарки под елочку. -Вот какая у нас получилась красивая елочка, как настоящая. 2)Рефлексия. -Кто дарит на новый год нам подарки? -А давайте и мы с вами подарим дедушке морозу подарки- свое настроение. Мы соберем ему вот такой мешочек, а соберем ему снежинки. Голубая снежинка- если вы довольны своей работы, а значит у вас хорошее настроение. Красная снежинка- если вы не очень довольны своей работой, и настроение у вас немого хуже.

Урок окончен.














Наиболее популярными в то время были игрушки, для изготовления которых использовались хромолитографические изображения (хромолитография от греч. "chroma" - цвет и слова "литография": К плотной картонной основе прикреплялось личико прекрасного юного создания. Эта технология начала развиваться в Германии с середины XIXвека...."




90-е годы XIX века г. Такие игрушки делали вручную в Бреслау (Германия) с помощью хромолитографии. К плотной основе приклеивали цветную фольгу, проволоку, вату, бумагу, шелковые и парчовые ленточки.


Развитие отрасли елочных украшений в России прервалось после революции 1917 года, точнее с начала 1927 года. Совнарком 24 января 1918 года выпускает декрет, по которому вводится новый календарный стиль. 1 января стал рабочим днем. После смерти Ленина, в 1925-м, Новый год отмечать запретили и, из продажи исчезли и елки, и игрушки. До 1935 года празднование Рождества и Нового года было под запретом.




В начале января 1937 года в Колонном зале Дома Союзов установили большую, 15 –метровую ель и устроили грандиозное празднество. С тех пор новый год, елки и выпуск елочных игрушек вернулись в жизнь советских граждан. Игрушки тех лет выглядят соответственно историческим реалиям: «парашютисты» из ваты, стеклянные дирижабли с надписью «СССР»…


































В 1980-е годы выпуск серийных, не отличавшихся оригинальными оформительскими идеями, игрушек, продолжился. Шарики самой разнообразной цветовой гаммы, с серебряным и золотым напылением, с наклеенными цветочками и звездочками. «Шишки», как будто обсыпанные сахаром.


37 В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображениями животных – символов наступающего года. Эта тенденция жива и по сей день: шарики с животными, фигурки животных выпускаются в огромных количествах и пользуются неизменной популярностью.

39 Использованные ресурсы Владимир Музыченко. Оригинал материала: Казанский ведомости, выпуск 7, 2008Казанский ведомости М.Некрасова. Новогодняя рождественская елка - мифы и символы. Старинный Круговской промысел/Народные мастера. Традиции и школы. - М., С

Технологическая карта урока

Учитель изобразительного искусства: Шутеева Виктория Владимировна, МБОУ «СОШ №11», г. Ангарск

Предмет: изобразительное искусство

Тема урока: «Цвета радуги в новогодних игрушках»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: выполнение композиции из новогодних игрушек с использованием разного материала.

Задачи:

    познакомить с различными праздничными украшениями;

    формировать навыки работы с разными материалами.

    развивать творческое воображение, эстетический вкус.

    развивать творческое самовыражение.

Планируемые УУД в процессе урока:

Личностные:

    уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

Регулятивные:

    уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

    стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные:

Технология проведения: урока метод проектов

Организационный этап (1 мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку.

Есть волшебные слова,

Скажешь - сразу тишина.

Будь внимательней дружок

Начинается урок

Доброе утро, ребята!

Я рада вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее рабочее впечатление.

Улыбнитесь друг-другу, как улыбается это солнышко и протяните мне свои ладошки. Я вам хочу сегодня подарить тепло лучей нашего солнышка. Ловите.

Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Ребята, пошлите нашим гостям часть своего и солнечного тепла

Положите ладошки на ладошки друга и повторяйте за мной

Я желаю тебе сегодня добра,

Ты желаешь мне сегодня добра,

Если тебе будет трудно,

Я тебе помогу.

Садитесь.

Проверка готовности класса к уроку

Перед началом работы прошу всех

художников проверить готовность к уроку.

Получив целевую установку, ребята слушают учителя.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место.

Внутренняя готовность выполнения учебной деятельности.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин.)

Ребята, я загадаю вам загадки, прослушайте их внимательно, а отгадав, поднимаете руку, с места не выкрикиваете:

Посмотри в дверную щёлку -
Ты увидишь нашу ёлку.
Наша ёлка высока,
Достаёт до потолка.
От подставки до макушки
На ветвях висят … (слайд 2).

Разноцветное коромысло
Над дорогою повисло.
Семь цветов - одна дуга,
Это чудо - ... (слайд 3).

Справились с загадками, молодцы, а теперь, ребята, попытаетесь объединить эти две отгадки вместе, что бы сформулировать тему урока.

- И тема нашего урока: « Цвета радуги в новогодних игрушках» (слайд 4).

- А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какие задачи мы будем выполнять на уроке, чтобы тема урока была реализована? (слайд 5)

Ответы детей на вопросы

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Определение темы, цели урока

Актуализация знаний (2 мин.).

Приближается самый любимый праздник детворы и взрослых. Какой же это праздник?

Давайте откроем учебник на странице 71 и полюбуемся лаковой миниатюрой мастера М. Дмитриевой. Прочитайте, название работы .

Скажите, какое событие изобразила художница? Какое впечатление произвело на вас это панно? Как цвета использовала мастер, что бы передать настроение праздника?

Как вы готовитесь к встрече Нового года в своей семье и в школе?

Какие герои всегда участвуют в новогоднем веселье?

Какими новогодними украшениями вы наряжаете елку?

Ответы детей

Познавательные : осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Физминутка (слайд 7).

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Выполняют упражнения

Регулятивные:

осуществляет пошаговый контроль, ориентируясь на движения учителя.

Первичное усвоение новых знаний (2 мин.).

Рассматриваем таблицу с изображением новогодних игрушек (учебник с. 73).

Ребята, давайте рассмотрим, как расположены фигуры: какие из них размещены ближе, а какие - дальше. Что с ними происходит. Как правильно расположить новогоднюю композицию на листе? При выборе цвета обратите внимание на то, что бы ваши игрушки не сливались друг с другом.

Ребята, каждый ряд будет выполнять композицию из новогодних игрушек, с использованием разных материалов. Работать вы будите в паре, ваша задача договориться между собой для успешного выполнения работы. А теперь посмотрите на доску. Перед вами образцы, при выполнении работы, вы должны сравнивать свою работу с образцом, стремиться к тому, что бы ваша работа была похожа, но не забывайте про свое творчество, фантазию, когда будете украшать игрушки.

Ответы детей

Познавательные: отвечать на вопросы учителя;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Знакомство с новым материалом.

Первичное закрепление (16 мин.).

1-й ряд - ребята, вы рисуете композицию из новогодних игрушек при помощи гуаши

2- й ряд – ваша задача составить мозаику, приклеить ее на основу и украсить игрушки с помощью гуаши.

3-й ряд – ребята, ваша новогодняя композиция будет выполнена из цветной бумагой, вам нужно обвести шаблоны новогодних игрушек, которые лежат в конверте, вырезать игрушки, обведенные по шаблону, приклеить на основу и украсить их.

4-й ряд – ваш задача, ребята, на листе нарисовать новогоднюю композицию из игрушек, а украшаете вы ее пластилином. Желаю вам удачи в работе!

Работа учащихся в парах над творческой работой, с использованием разных материалов.

Регулятивные: использовать в своей деятельности разнообразные материалы для своей работы.

Коммуникативные: работать в паре.

Познавательные:

умение применять полученные знания в выполнении простейших узоров в круге, на вытянутых, овальных формах.

Первичное осознание полученных знаний.

Физкультминутка для глаз

Выполняют упражнения

Регулятивные:

осуществляет пошаговый контроль, ориентируясь на движения показанные в ролике.

Этап самоконтроля, взаимоконтроля (3 мин.).

Ребята, вы закончили свою работу, напоминаю, вы работали в парах. А теперь проанализируйте свою работу, сравните ее с образцом, все или вам удалось, в чем вы проявили свое творчество, а так же поделитесь своим впечатлением о сотрудничество друг с другом.

Формирующее оценивание учащихся.

Коммуникативные: обсуждение результатов художественно-творческой деятельности.

Оценивание своей работы в парах.

Этап рефлексии (3 мин.).

Учитель организовывает рефлексию.

«Сегодня мне удалось…»

«Было трудно…»

«Я научился…»

Регулятивные: адекватно оценивают свою работу.

Оценка учебных достижений учащихся.




Top