Художественные материалы виды. Художественные материалы

Прошли школу рисунка. Каждому, чтобы овладеть секретами реалистического изображения, необходимо учиться.

Данный курс рисунка помогает освоить особенности изображения формы и пропорций предметов, их фактуры, передачи объема с помощью света и тени и линейной перспективы.

Чтобы научиться рисовать, недостаточно только читать книгу, необходимо тщательно выполнять специальные упражнения и длительные рисунки, стремиться добиться успеха.

Конечно, изучать искусство рисунка вы будете постепенно, шаг за шагом, осваивая секреты мастерства на теоретических и практических занятиях в процессе классной и домашней работы.

Рисунки из книги, показывающие последовательность изображения, можно повторить, но помните, что в основе обучения должно быть рисование с натуры.

Наблюдая окружающую действительность, выполняя наброски и зарисовки с натуры, учитесь основам реалистического изображения. Эти знания и умения используйте в процессе рисования по памяти и воображению, в творческих композициях.

Для выполнения рисунка, как правило, не требуется сложных приспособлений. Каждому приходилось рисовать карандашами, фломастерами или авторучками на бумаге , но добиться мастерства в точности передачи движения, характера, фактуры непросто.

Знание художественных материалов и техник работы ими поможет вам наилучшим образом реализовать свои творческие замыслы в небольшом наброске или законченном рисунке. Чем тоньше вы научитесь понимать особенности техник рисунка, овладеете ими, тем полнее почувствуете особенности их художественной выразительности.

Учебная практика показала, что в общеобразовательной школе для выполнения заданий по рисунку наиболее употребительны графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, цветные мелки, а также уголь, сангина, пастель.

Графитный карандаш одинаково удобен как в учебных, так и в творческих работах. Он обладает приятным серым тоном и некоторым блеском, легко допускает исправления, стирается резинкой. Этим карандашом можно создать рисунки линейного, линейно-штрихо- вого и тонально-живописного плана. Из всех материалов рисунка графитный карандаш самое простое и доступное средство. Графит в сочетании с другими художественными материалами таит огромные возможности для каждого художника.

Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается. Подбирать карандаш и бумагу надо в соответствии с поставленными задачами. Сначала надо научиться работать одним карандашом и постараться извлечь из него все, что он может дать. Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдет для работы тоном.

Хорошо выглядят рисунки карандашом на бумаге, пожелтевшей от времени. Вообще, если говорить о бумаге, то попробуйте для ваших рисунков разнообразные ее сорта. Не смущайтесь, если что-то у вас не получится. Главное, вы приобретете бесценный опыт, который сможете использовать в своем творчестве.

При работе графитным карандашом не следует особенно увлекаться растушевкой, так как при этом часто создается впечатление затертости и засаленности рисунка.

Облегчения тона рисунка можно добиться при помощи хлебного мякиша. Нужно положить рисунок горизонтально, покрошить мелко белый хлеб и протереть им рисунок.

Графитный карандаш хорош для рисунков в альбоме, на ватманском листе, но если надо закрыть большие плоскости, то обычно применяют уголь.

Цветными карандашами также можно добиваться разнообразных графических или живописных эффектов, особенно это касается акварельных карандашей, которые можно размывать водой, добиваясь живописных приемов работы.

Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими выразительными возможностями, им можно выполнить пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетную композицию.

Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных переходов. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, дает возможность передать свет и тень. Углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях, пригодных для рисунка. Лучше использовать шероховатую бумагу, можно и плотную чертежную, которую следует слегка протереть мелкой наждачной бумагой. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов.

Рисовальные угольки должны быть различными по величине и форме. Для проведения тонких линий уголь затачивают косо, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте уголь самозатачивается.

Допускается сочетание угля с другими материалами - с сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью , специальным угольным карандашом «Ретушь».

Углем можно работать двумя способами: обычным графитным карандашом, используя линии и штрихи, и с применением тональной тушевки. Растирать уголь можно тряпочкой, рукой или специальной растушевкой, которая изготавливается из замши, лайковой кожи или плотной бумаги и представляет собой туго скрученный валик с заостренными концами. Не следует использовать для этого резинку, так как после нее уголь ложится неровно.

Можно облегчить тон, смахнув лишний уголь тряпочкой или щетинной кистью. По освещенным местам формы рекомендуется пройтись мягкой булкой или проработать их мелом.

Рисунки углем следует закреплять. Можно использовать для этого специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют, распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно один метр, не допуская образования капель. Имейте в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

Каждому, кто рисует фломастером, надо учитывать его возможности. Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твердой и уверенной рукой. Фломастеры бывают тонкие и толстые, различных цветов, что расширяет их художественные возможности. Ими можно работать, используя линию, штрих или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно- оформительской работы.

Сангину, материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке еще Леонардо да Винчи. Другое название этого материала - красный мел. Сангина вырабатывается в виде круглых или квадратных палочек и бывает разных оттенков. Рисовать сангиной можно линией, штрихом, используя растушевку, на различной бумаге, картоне , грунтованном холсте. Часто художники сочетают сангину с углем, мелом, карандашом. Тем, кто не приобрел первых навыков в рисунке, работать сангиной не рекомендуется. Осваивать технику работы этим материалом следует начинать в набросках, а продолжить в более длительных рисунках с натуры или по представлению.

Произведения, созданные сангиной выдающимися мастерами - Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Рубенсом, Микеланджело, Рембрандтом, Тицианом, Шарденом и многими другими,- разнообразны по техническим приемам.


Рисование пером является отличной школой воспитания руки и глаза. Перья бывают разных размеров и из разных материалов. Прежде всего для работы важно, чтобы перо не царапало бумагу. Меняя нажим на перо, можно добиться разнообразной толщины линии. Стальное перо дает четкую, тонкую линию, а гусиное или тростниковое - живую и выразительную.

При работе пером на листе большого формата надо следить за тем, чтобы линия и штрих были разнообразны. Лучше рисовать пером на гладкой мелованной бумаге, где допущенные иной раз ошибки можно исправить, пользуясь лезвием бритвы. Выразительные работы получаются, когда линия и штрих сочетаются с тоном бумаги (серым, голубым, желтым, зеленоватым и т. п.) и создают впечатление живописной манеры исполнения рисунка.

Большое распространение получила техника рисунка кистью на бумаге. Она позволяет выполнять тончайшие рисунки и широко прокладывать тоном большие плоскости, добиваться лепки формы с помощью мазка. Хорошие материалы для рисунка кистью - черная и цветная тушь. Художники могут выбирать только серый или коричневый цвет, работая акварельными красками. Монохромная живопись - гризайль широко применялась у старых мастеров. Полезно выполнять задания гризайлью по рисованию с натуры натюрмортов и пейзажей в учебных целях.

Поскольку акварель так же, как и пастель, можно отнести и к графике, и к живописи, то будьте внимательны при классификации произведений, выполненных этими материалами, во многом полагайтесь на интуицию и здравый смысл, следите за тем, что предпочитает художник, – линию или тон, один цвет или богатство цветовых оттенков.

Техника пастели многогранна и проста. Пастельные мелки - хрупкие и нежные по цвету. Ими можно работать штрихом или широкими пастозными мазками. Втирание цвета в цвет дает необычный эффект мягкости и точности тональных переходов.

Пастель любит тонированную основу, ею можно работать на цветной бархатной бумаге, картоне, обработанном мелкозернистой шкуркой. Пастель лучше держится на шероховатой поверхности. Она требует закрепления и бережного хранения. Лучше предохранять красочный слой пастели от осыпания с помощью тонкого листа бумаги, прикрепив его клапаном на оборотной стороне рисунка. Тогда пастель сохраняет свой цвет, что дает большие технические возможности художнику. Но можно использовать для этого и лак для волос, в таком случае краски пастели немного потемнеют.

Выполнение рисунков любым художественным материалом, как правило, ведется от общего к частному, с тем чтобы в конце опять вернуться к общему. Сначала продумывается композиционное решение рисунка, объекты размещают на листе выбранного формата, рисуют их общую форму, следят за соблюдением пропорциональных отношений, работают над деталями. Затем переходят к светотеневой моделировке формы, добиваются цельности рисунка.

Если вы научитесь рисовать куб, цилиндр, сферу, пирамиду и конус , то сможете передать все разнообразие мира в своих творческих работах. Легко убедиться, что в основе всех сложных форм лежат простые геометрические тела. В процессе рисования необходимо уметь измерять и сравнивать расстояния, определять пропорции своей модели, передавать объем с помощью света и тени.

Рисование простых геометрических тел по отдельности и в составе натюрморта, рисование кувшина, гипсового орнамента, разнообразных тематических натюрмортов, фигуры и головы человека, животных, объектов техники и архитектуры следует освоить каждому рисовальщику.

Необходимо быть еще и аккуратным, рисунок должен быть защищен от всего, что может его испачкать, и от вашей руки в том числе. Чистота - обязательное условие при выполнении работы. Не забывайте следить за чистотой рук, рабочего места.

Запомните, что все уроки рисунка должны подкрепляться вашими собственными мыслями, только тогда учебный процесс можно считать завершенным.

Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство . Основы рисунка: Учебник для уч. 5 кл. - Обнинск: Титул, 2008. - 96 с:цв.ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

13:30 20.02.2014г.

Для рисования не нужны какие-то специальные сложные приспособления. Кто из нас не выполнил в детстве простейшие рисунки на обычном листке бумаги фломастерами, карандашами, а то и обычной авторучкой. Но если мы говорим о мастерстве, способах художественной выразительности, передачи движения, реализации творческих замыслов, то тут не обойтись без использования художественных материалов и знания техники работы с ними.

Наибольшее распространение и доступность имеют такие материалы как карандаши цветные или графитовые, тушь, фломастеры, цветные мелки, уголь, сангина, пастель,акварель. Рассмотрим более подробно каждый из этих художественных материалов и технику работы с ними.

Графитовый карандаш

Его используют как при обучении рисованию, так и уже опытные художники. Приятный серый тон, небольшой блеск сочетаются с возможностью исправления при помощи ластика. Карандаш позволяет выполнять как линейные, штриховые рисунки, так и тонально-живописные. Достоинством графита является то, что он хорошо держится на бумаге. Различных эффектов можно добиться при выборе, как художественного материала , разных сортов бумаги для работы карандашом.

Аналогичными свойствами обладают цветные карандаши. Выделить из них особо можно карандаши акварельные, которые размазываются водой, создавая при этом особые эффекты.

Рисовальный уголь

С древнейших времен используется художниками. Позволяет выполнять портреты, пейзажи, сюжетные композиции и натюрморты. Имеет насыщенный черный цвет с широким диапазоном тональных переходов. Форма угля дает возможность рисовать различные по толщине линии. Боковой поверхностью можно быстро закрасить большую площадь листа. Уголь также легко стирается. При рисовании углем используются такие художественные материалы как картон, холст, стена, бумага, а также различные поверхности. В зависимости от задач художника выбирается основа рисунка, форма и способ заточки рисовальных угольков. Специальной растушевкой, тряпочкой либо рукой можно растирать уголь. Рисунки, выполненные углем, закрепляют лаком для волос или специальным фиксативом.

Фломастеры

Требуют работы уверенной, твердой рукой, так как не стираются. Дают плавные красивые линии. Различаются по толщине и цветам. В основном применяются в декоративных или оформительских целях, но позволяют выполнять также пейзажи и наброски с натуры.

Сангина

Представляет собой красновато-коричневый мел. Производится в форме квадратных и круглых палочек. Позволяет рисовать на картоне, бумаге, холсте. С помощью нее можно нарисовать линию, штрих или сделать растушевку. При рисовании часто сочетается с другими художественными материалами . По сложности использования не рекомендуется для работы начинающих. В технике сангины создавали свои произведения такие мастера прошлого как Рубенс, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело, Шарден, Тициан.

Рисование пером

Требует твердости руки и четкости глаза, так как стереть потом нельзя. Толщина линии контролируется нажимом, но при этом надо следить, чтобы пером не царапалась бумага. Перья различаются по материалу, из которого изготовлены. Гусиные или тростниковые дают более живую линию, а стальные – более четкую. Оптимально использовать для рисования пером гладкую мелованную бумагу, тогда допущенные ошибки можно подкорректировать острым лезвием. Так же, выбирая различную по тону бумагу, можно добиться впечатления живописности рисунка.

Рисование кистью

Использование в качестве художественного материала кистей позволяет выполнять очень тонкие рисунки, а также широко тонировать плоскости, использовать эффект лепки с помощью мазка. Кисти используются для рисования тушью, акварельными, масляными красками, гуашью, гризайлью.

Пастельные мелки

Технику пастели отличают хрупкость и нежность по цвету. При работе используется прием штриха или широких пастозных мазков. Необычные эффекты достигаются также втиранием цвета в цвет, что придает рисунку особую мягкость, точность тональных переходов. Шероховатая поверхность лучше держит пастель, поэтому предпочтительнее использовать для работы бархатную бумагу или специально обработанный шкуркой картон. Также требуется закрепление пастели и бережное хранение рисунка.

Кроме описанных, существует великое множество видов рукоделия (например, наборы для вышивания) и каждый из них обладает своими выразительными свойствами и особенностями. Поэтому любой, кто интересуется рисованием, найдет что-то именно для себя, в соответствии со своими предпочтениями.

В рисунке самым распространенным материалом является графитный карандаш. Однако помимо него может применяться множество других, самых разнообразных материалов – тушь, сангина, уголь, пастель, соус, мел, и т.д.

Все художественные материалы имеют различные характерные особенности , отличающие их друг от друга по возможностям применения. К слову сказать, если вам все-таки покажется сложным такое начало художественного творчества, то можно попробовать раскраски по номерам http://homeartshop.ru/ , которые помогают набить руку. Ну так вот, каждый из материалов обладает совокупностью только ему присущих свойств (цветом, степенью твердости, прозрачностью и т.д.), которые напрямую зависят от способа изготовления и входящих в его состав красящих веществ – пигментов и связующего вещества (клея и специальных примесей). Изобразительные материалы могут быть как черно-серыми (черная тушь, акварель, сангина, маркеры, фломастеры) преимущественно минерального происхождения как природными, так и приготовленными искусственным путем.



Начинающему рисовальщику очень важно научиться примерять различные материалы, иметь представление об их свойствах, знать особенности и возможности каждого из них.

Система средств и приемов работы графическими материалами, с помощью которых на бумаге реализуется зрительный образ — это техника рисунка . Основные ее стороны: организация рабочего места, выбор материалов и приемов работы карандашом и ластиком, краской и кистью; вариантов рисования всевозможных линий, тушевки, окраски и т.д. Знание приемов и средств, а также умение их применять дает возможность реалистично изображать увиденное, выразительно повествовать о нем.

Овладение техникой рисунка позволяет развивать глазомер и чувство руки, и при этом воспитывает привычку к самоконтролю. Следует уметь грамотно пользоваться художественным материалом. Например, при рисовании с помощью карандаша не стоит растирать пальцем рисунок, поскольку это делает рисунок грязным и невыразительным. Для свинцового карандаша будут выигрышными ясные, четкие и чеканные рисунки. При работе же углем, соусом, сангиной растирание позволяет добиваться всевозможных нюансов. Правильный выбор материалов и приемов работы помогает лучше и убедительнее выразить форму на плоскости.

Существует большое количество приемов работы карандашом, пастелью, сангиной, углем и иными материалами. можно только в процессе длительных и упорных занятий. У любого вида техники есть специфические особенности. И нужно знать, какие приемы работы подходят к какому-либо материалу, чего можно добиться посредством сангины, угля, карандаша, пастели, как одним и тем же материалом достигнуть различных эффектов.

Графические материалы принято разделять на «сухие» и «мокрые» (разводятся водой). Использование различных материалов и техник открывает перед художником неожиданные возможности в передаче фактуры объекта, его характера, собственного отношения к нему. Очень полезно поработать над рисунком углем. Уголь позволяет обобщенно начинать и заканчивать рисунок, потому как обладает большим тональным диапазоном — начиная от легких светло-серых градаций до самых глубоких черных бархатных тонов. Вместе с тем при известных навыках уголь позволяет осуществлять и тонкую прорисовку деталей. Итак, в рисунке при помощи угля можно весьма эффективно сочетать тщательную манеру с широкой.

Чрезвычайно полезна работа над рисунком в технике «отмывка» . Отмывкой называется акварельная работа одним цветом по сырому (тушь, соус, акварель). При длительной работе в этой технике целесообразно сначала легкими штрихами карандаша нанести основное построение рисунка. После чего, начиная с самых светлых мест, постепенно нагружать рисунок, усиливая тон. Но эту технику можно очень успешно применять и в быстрых набросках одной кистью без первоначального рисунка карандашом. Такая работа развивает способность видеть общую форму, чувство тона, отбирать нужные моменты из жизни, что очень важно для серьезной творческой работы.

В процессе работы весьма полезно чередовать различные техники. Долговременные рисунки разбавлять быстрыми зарисовками, карандашную технику – отмывкой либо техникой угля, что развивает скорость рисования, чувство пространства, а также художественный вкус.

Более подробно на каждом из художественных материалах в следующих статьях. Подписывайтесь на обновления.

Творческих Вам успехов!


В ходе этого блока мы по нескольку занятий изучали свойства того или иного материала, техники. Особый акцент был сделан на множество способов работы одним и тем же материалом. Самый простой во всех смыслах карандаш может очень много разного в зависимости о того, как его заточить, как держать, как касаться бумаги (какой бумаги). Такие вещи нельзя усвоить, прочитав о них в книге или услышав от преподавателя. Необходимо пропустить их через руку, прочувствовать самому. Далеко не все из возможностей техники могут оказаться близкими и нужными, но зная о них мы лучше чувствуем материал и его границы, смелее и экономичнее используем его. Я расскажу о самых интересных по моему мнению занятиях из блока, начав с мягких материалов.

Мягкими материалами называют спресованный в виде палочек пигмент разного цвета и происхождения, замешанный со слабым клеем. К мягким материалам относится сангина, сепия, соус различных цветов, уголь, сухая пастель. Многие из этих материалов доступны также в виде карандашей.
На занятиях мы изучили три способа работы мягкими материалами.

1. Основной и самый известный - рисование самой палочкой материала.
В этом варианте нам доступна линия разной толщины - её можно делать углом палочки (тонкая линия), торцом (толстая линия) и широкой стороной, положив палку материала вдоль направления линии (так линия получается разнообразная и не всегда предсказуемая). Пятно создаётся широкой частью материала, с разным нажимом. Вся разница в фактуре - при наложении пятна непосредственно материалом фактура более резкая, при растирании пятна пальцем или салфеткой фактура становится слабее, так можно создать почти ровную заливку. Кроме того, при растирании цветных материалов (сангина, сепия, пастель) зачастую немного меняется оттенок.

В этом способе рисования основным выразительным средством становится разница фактур - резкой и мягкой, растёртой. С их помощью мы можем обозначить главное в рисунке или передать пространство. Важно помнить, что грубая фактура нерастёртого материала привлекает внимание, но плохо передаёт сложную поверхность, а мягкая фактура, напротив - хорошо передаёт нюансы формы и телесность. Ещё важно найти такой баланс между пятном и линий в рисунке, чтобы они не дублировали друг друга. В такой технике можно использовать несколько материалов разных цветов, но сначала нужно понять роль каждого из них, чтобы избежать путаницы.

Вот что получилось:

2. Второй способ - рисование по грунтованной бумаге.
Грунтовать в идеале нужно натянутый планшет, а после высыхания резать его на отдельные листы. Если нет возможности натянуть бумагу, можно плотно приклеить лист по периметру малярным скотчем и загрунтовать так. Но снимать скотч тогда нужно только после полного высыхания грунта, тогда есть шанс, что бумагу не поведёт. О самой технологии приготовления и нанесения грунта я рассказывал в .

Основное достоинство такой технологии - возможность рисования света ластиком. Правильно нанесённый грунт легко стирается до белой бумаги. Суть в том, что грунт даёт нам уже готовый полутон, нам нужно только правильно расположить пятна света и по необходимости отметить тени. Положительное отличие от рисования по цветной бумаге (например пастельной) в том, что грунт имеет живую текстуру и через него пресвечивает белая бумага, это выглядит более органично и цельно. Техника очень эффектная, но это может быть как плюсом, так и недостатком.

3. Последний опробованный способ - рисование колерами.
Кроме грунта, при разведении растёртого в порошок материала водой, можно получить также колера для рисования кистью. Способа два - заготовить в баночках уже готовые колера или принести только порошок, добавляя в него воду по необходимости уже на палитре. Прелесть этой техники в том, что вы рисуете натуральными пигментами, которые имеют красивый цвет, интересно смешиваются. Можно варьировать плотность и даже фактуру колера, добавляя пигмента или воды. Кроме того, всё что нарисовано кистью, после высыхания можно стереть или как минимум ослабить по тону (при условии, что вы рисуете на плотной бумаге). Также можно объединить второй способ с этим и рисовать жидким колером по грунту, тоже очень интересно.

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный подъем и осознание. Сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы побуждают клиента к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие. Арт-терапевту особенно интересно выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы (Романова Е.С., 1992).

Важно, чтобы материал, с которым идет работа на занятии, был добротным, ярким, красивым. Краски, карандаши, пластилин, бумага должны иметь аккуратный вид. Ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех детей, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов:

1) краски.

2) карандаши, восковые мелки

3) для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки,текстиль;

4) природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

5) для лепки - глина, пластилин, дерево, специальное тесто;

6) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

7) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Помимо практических соображений существует ряд серьезных моментов, касающихся выбора материалов в соответствии с целями занятий :

1. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие: пастель, краска и глина способствуют более свободному выражению (Шоттенлоэр Г., 2001). Краски больше, чем другие материалы, позволяют эмоциям, настроениям и образам перетекать через руки (рисование пальцами) прямо в материал и отображаться с минимальным контролем. Акварель можно наносить по-разному: они могут быть яркими и тусклыми, четкими и размытыми, тяжелыми и легкими. Использование красок прибавляет рисунку выразительности. Очень удобно использовать краски (например, гуашь), которые можно закрашивать сверху, смешивать цвета, изменять рисунок. Краски являются более выгодными для использования именно из-за возможности больше экспериментировать. При работе с рисунком, особенно с красками, важно предоставить клиенту возможность выбирать не только краски, но и инструмент, с помощью которого он будет рисовать (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998). Интересным является не использование кисточек, а рисование руками. Такая возможность дает больше свободы и возможностей для исследования. Также как еще одна форма рисования может быть использовано разукрашивание лица. Единственное, что стоит учесть, что нужно предоставить клиентам соответствующие краски


2. Если клиент не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. У восковых мелков очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем выше перечисленный материал, и таким образом, открывают только часть возможностей психической саморегуляции. Фломастеры требуют во время рисования сильного контроля. Использование фломастеров вскроет момент подавления страха перед богатством собственных переживаний и ощущений. Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, часто выбирает простой карандаш , значит, что-то, возможно, препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998).

3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.

4. Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе.

5. Как только все клиенты с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие материалы, как краска или глина, могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств или реакций.

6. Работа с «выразительными» материалами может быть терапевтичной для многих клиентов. Она не только помогает выразить широкий спектр эмоций; работа с глиной или размазывание пастелей или красок с безоценочной реакцией на конечный продукт могут стать целительными сами по себе.

Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.

Абстрактные рисунки в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения личности. Здесь снимаются ограничения, накладываемые уровнем сформированности художественных навыков ребенка, приобретенными стереотипами рисования (девочки рисуют однотипных принцесс, а мальчики - одинаковые машины) (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998).

При обсуждении рисунков следует избегать оценок технического мастерства автора (в том числе красиво - некрасиво), а следует обращать внимание на приемы (цвет, характер линий и т. д.), позволяющие передать настроение, переживания. При правильной организации обсуждения детских рисунков дети обычно сами приходят к пониманию преимущества свободного рисования.

При восприятии продуктов изобразительного творчества арт-терапевту необходимо обращать внимание на следующие аспекты:

· какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура

· что выглядит странным

· чего не хватает у данного объекта

· что находится в центре. То, что в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является главным

· каковы размеры и пропорции изображенных объектов и людей (Копытин А.И., 1999, Романова Е.С., Потемкина С.П., 1992, Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998, Шоттенлоэр Г., 2001). Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос, что преувеличено; большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные - принизить. Искажение формы, пропорции может символизировать проблемную область, большее внимание и более глубокое понимание, которые могут способствовать восстановлению нормального положения

· есть ли повторяющиеся объекты. Число объектов во многих случаях играет для клиента большую роль, поскольку имеет отношение к единицам отсчета времени или значимым событиям в прошлом, настоящем или будущем

· в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором. Совмещение нескольких видов перспектив в одной работе может иметь отношение к наличию противоречий в жизни автора

· есть ли подписи на работах, так как они могут использоваться для того, чтобы внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации данной работы, что, возможно, отражает степень доверия к невербальному способу общения.




Top