Как расположить 3 картины на стене. Подбираем наиболее удачное расположение картин для своего интерьера

ЭКОПОЛИС

Возраст участников: 13-15 лет.

Реквизит:

  • 3 стола, стулья;
  • 4 ручки - 2 синих, 2 красных;
  • 2 фломастера,
  • 3 листа ватмана,
  • карточки с заданиями.

    ХОД ИГРЫ

    Ведущий.
    Первое задание - разминка.
    (см. приложение, страница 3)

    Загадки

    Перепончатые лапки,

    То ли лапки, то ли тапки.

    Сам он - крупный, белый

    Рыболов умелый.

    Он ныряет, как матрос,

    Бойкий, шумный... (альбатрос) .

    ЭКОПОЛИС

    Интеллектуально-познавательная игровая программа по ЭКОЛОГИИ

    Возраст участников: 13-15 лет.

    Реквизит:

  • 3 стола, стулья;
  • 4 ручки - 2 синих, 2 красных;
  • 2 фломастера,
  • 3 листа ватмана,
  • карточки с заданиями.

    В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. Каждая команда готовит название, эмблему, девиз-слоган. Игровые задания и методические приемы игр, конкурсов могут использовать в поурочной работе учителя биологии, ботаники, географии. В состав жюри входят 2 педагога-предметника (география, ботаника, химия).

    ХОД ИГРЫ

    Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Одно из основных правил экологии гласит: «В природе все связано со всем». Человек как природное существо также связан со всем. Все живые организмы живут в тесном соседстве, но человек в ходе своей хозяйственной деятельности нарушает сообщество растений и животных. Поэтому необходимо тщательнейшим образом учитывать все возможные последствия каждого случая вмешательства человека в жизнь природы.
    Первое задание - разминка.
    Вам предлагается расшифровать текст телеграммы (см. приложение, страница 3) , написанной на листе ватмана разноцветными кружочками. На каждый кружочек дается загадка, отгадав которую и записав начальные буквы ответа можно прочесть телеграмму.

    Загадки

    Перепончатые лапки,

    То ли лапки, то ли тапки.

    Сам он - крупный, белый

    Рыболов умелый.

    Он ныряет, как матрос,

    Бойкий, шумный... (альбатрос) .

    Ведущий объясняет правила выполнения задания.

    • Команда выбирает из разложенных на столе карточек с буквами одну. По сигналу ведущего команда пишет список животных и птиц на данную букву. Засекается время - 1 минута. По истечении срока ведущий заменяет цвет ручки. Команда выбирает другую букву и пишет список растений и деревьев, название которых начинаются с этой буквы.
    • На листе ватмана каждая команда изображает биоценоз из тех элементов, которые есть среди перечисленных ею в обоих списках. Если команда затрудняется, то ведущий предлагает внести в модель дополнительные элементы, но за это команда получает минус 1 балл.
    • Из карточек антропогенного воздействия: загрязнение площади нефтью, обезвоживание и засоление окружающих территорий, радиационный выброс по соседству, загрязнение окружающей среды минеральными удобрениями, физическое истребление некоторых элементов - команда выбирает любую. Обсуждает 3 минуты и дает свои объяснения относительно вреда данного вида воздействия на биоценоз, предлагает мероприятия, которые могли бы исправить нанесенный ущерб.

    Конкурс оценивается по 5-балльной системе: полнота, правдоподобность биоценоза; объяснение влияния антропогенного воздействия; мероприятия по исправлению ущерба.

    Ведущий. Жители города часто осознают, что их окружает неблагоприятная экологическая среда из-за наличия в городе промышленных предприятий. Но если закрыть заводы, то будут недовольны рабочие и те люди, которые пользовались продукцией завода. Что можно сделать для улучшения ситуации? Следующий конкурс называется «Экополис».

    Командам дается карта местности, на которой предлагается построить город. 3000 бонов выделяется на строительство города. Надо создать оптимальные условия жизни для 30 000 человек, из которых 45% - трудоспособное население; 30% - дети и обучающаяся молодежь; 25% - пенсионеры.

    Команде необходимо расставить объекты на карте, создать хорошие социальные условия жизни для населения города, получить за год 1000 бонов дохода при минимальном количестве ущерба, произвести подсчет бюджетных поступлений и экологического ущерба за год.

    Команды получают карточки с символами объектов (см. приложение, страница 3) . Время работы - 15 минут.

    Ведущий. Послушайте рассказ, назовите ошибки, совершенные школьниками.
    «...Громкой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
    Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Мишка повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. В лесу много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
    С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Весело прошел день».

    Команды составляют список ошибок.

    Ошибки

    1. Громкая музыка в лесу распугает птиц и зверей.
    2. Вырывать грибы и сбивать несъедобные нельзя - разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, исчезает сообщество «грибы - деревья».
    3. Для костра собирают сухие ветки, а не ломают. В жару костры разводить запрещено.
    4. Полиэтилен разрушается плохо, в течение 220 лет, банки - 100 лет.
    5. Костер следует забросать землей или залить водой.
    6. Трогать яйца птиц нельзя - птица может не сесть на яйца.
    7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть в лес.
    8. Не следует что-то проталкивать в муравейник, нарушаются взаимоотношения в сложном сообществе.
    9. Прятаться во время грозы под деревом опасно.
    10. Цветы рвать не надо, их сорванная жизнь недолговечна.

    Проводится подведение итогов игры, награждение победителей.

    Ведущий.

    Ты, человек, любя природу,
    Хоть иногда ее жалей:
    В увеселительных походах
    Не растопчи ее полей;
    В вокзальной сутолоке века
    Ты оценить ее спеши:
    Она - твой давний добрый лекарь,
    Она - союзница души.
    Не жги ее напропалую
    И не исчерпывай до дна.
    И помни истину простую:
    Нас много, а она - одна.
    В. Шефнер

    Таблицы для конкурсного задания «Экополис»:

    Производственная сфера

    Объект Стоимость объекта Доход от объекта Сумма экологического ущерба в год Количество работающих
    Нефтехимический комбинат 1000
    350
    300
    4000
    Целлюлозно-бумажный комбинат 800
    180
    800
    6000
    Металлургический завод 1000
    200
    180
    6000
    Кирпичный завод 500
    250
    30
    1600
    Пищекомбинат 700
    150
    80
    1400
    Часовой завод
    500
    150
    5
    1500
    Тепличное хозяйство
    300
    70
    5
    300
    Завод по переработке урана
    1500
    1000
    700
    4000
    Механический завод
    800
    220
    30
    5500
    Швейная фабрика
    270
    100
    2
    1500
    Строительная фирма
    500
    250
    15
    1000

    Социальная сфера и сфера бытового обслуживания

    Объект Стоимость объекта
    Доход от объекта
    Сумма экологического ущерба
    в год
    Количество работающих
    Школа
    50
    -
    -
    70
    Детский сад
    50
    -
    -
    50
    Сквер
    20
    -
    -
    1
    Дом культуры
    50
    10
    -
    50
    Магазин
    30
    40
    2
    20
    Автопарк
    200
    100
    50
    80
    Дом быта
    140
    70
    5
    90
    Стадион
    30
    5
    -
    20
    Парк
    20
    5
    -
    10
    Бассейн
    50
    15
    1
    15
    Ателье
    75
    20
    -
    45
    Санаторий
    200
    30
    -
    80
    Театр
    80
    5
    -
    28
    Кабельное телевидение
    150
    70
    -
    20
    Салон красоты
    80
    20
    2

    Дополнительные условия

    Зашифрованный текст конкурсного задания «Телеграмма».

    Пример карты для конкурса "Экополис"

    Экологическая конкурсно­игровая программа
    «Всё это называется природой» для учеников(5­7 классов)
    Программа проходит под девизом:
    «Мы хотим от человека всю природу оградить»
    Цели:
    Воспитание внимательного, бережного отношения к природе, Земле, чувства
    ответственности за нее.
    Развитие наблюдательности и мыслительной деятельности учащихся.
    Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем.
    Формирование ответственности за свои действия и поступки.
    Развитие речи и эстетического вкуса.
    Планируемые результаты:
    Привить познавательный интерес к изучению особенностей природы родного края.
    Заложить основы природоохранного поведения.
    Место проведения: кабинет химии
    Время проведения: 1 час
    Оборудование:
    Иллюстрации с изображением лекарственных растений, зверей, птиц;
    аудиозапись «Звуки природы»;
    фрагментов песен из мультфильмов про животных и птиц;
    презентация по теме «Запрещающие знаки»;
    карточки с запрещающими знаками;
    заповеди юного эколога;
    цветные карандаши, фломастеры, бумага;
    цветные салфетки, ножницы, клей.
    Оформление:
    Зал оформлен плакатами и высказываниями.
    Выставка книг по экологии.
    Красная книга.
    Ход программы
    Вступление:
    (звучит музыка «Звуки природы)
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    1.
    2.
    1.
    2.
    3.




    Чтец:
    Ты, человек, любя природу,
    Хоть иногда её жалей;
    В увеселительных походах
    Не растопчи её полей;
    В вокзальной сутолоке века
    Ты оценить её спеши:
    Она – твой давний
    Добрый лекарь,
    Она союзница души.
    Не жги её напропалую.
    И не исчерпывай до дна,
    И помни истину простую:
    Нас много, а она – одна.
    В. Шефнер
    Запомните заповеди юного эколога:
    не только смотри, а наблюдай,
    не шуми, а слушай и понимай,
    не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым, птицам,
    животным.
    Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом, то есть защитником природы.
    Ведущий:
    Добрый день, девчонки и мальчишки! Добрый день, уважаемые взрослые! Я рада вас
    приветствовать на конкурсно­игровой программе «Всё это называется природой».
    Все мы ­ жители Земли. Мы шагнули в 21 век, имея множество достижений в области
    техники науки, искусства, образования. Но наряду с достижениями у человечества
    появились и большие проблемы. К числу самых ­ волнуемых относятся проблемы
    экологии.
    Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать
    законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух
    греческих слов: «ойкос» ­ «дом» и «логос»­ «наука». Значит, можно сказать, что экология
    – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.
    Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли,
    взывающей о помощи. Сегодня каждый человек должен знать, чем мы обязаны растениям и
    животными и как сохранить всё живое на Земле.
    Надеюсь, что конкурсно­игровая программа «Всё это называется природой»поможет нам с
    вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
    Для того чтобы начать нашу программу я хотела бы представить наше многоуважаемое
    жюри. (Представление жюри). Оценивать наше жюри будет по пятибалльной системе.
    Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!
    Играть мы с вами будем двумя командами: Кузнечики и Васильки.

    Прошу команды представиться.
    Представление команд.
    Команды занимают место за столом.
    Ведущий:
    Наша программа будет проходить по станциям. Путь вы узнаете, если правильно
    выполните задание.
    Команды получают конверты с заданиями.
    Ведущий:
    Распределите слова в два столбика по принципу «живая ­ неживая природа»:
    солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
    Жюри оценивает конкурс.
    Станция 1 «Природная аптечка»
    Ведущий:
    Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы загадки. Команды будут отвечать по
    очереди. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая
    команда.
    Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)
    Золотая середина и лучи идут кругом.
    Это может быть, картина –
    Солнце в небе голубом? (ромашка)
    Вся в белое платье одета,
    В сережках в листве кружевной,
    Встречает горячее лето
    Она на опушке лесной. (береза)
    Кто ни прикасается, за того цепляется,
    Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки (репей, или лопух)
    Нам запах свежести лесной
    Приносит позднею весной
    Цветок душистый, нежный,
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    Из кисти белоснежной. (ландыш)
    6.
    Тонкий стебелек у дорожки,
    На конце его сережки.
    На земле лежат листки – маленькие лопушки.
    Нам он, как хороший друг,

    Лечит раны ног и рук. (подорожник)
    7.
    Растет зеленый кустик
    Цветы ангельские,
    Когти дьявольские –
    Дотронешься укусит. (шиповник)
    8.
    Такого модника как этот
    Ещё не видела земля,
    Он очень любит среди лета
    В пуховой шапке щеголять. (одуванчик)
    После загадок командам раздаётся пазл о лекарственных растениях.
    Пазл необходимо собрать и прочитать о целебных свойствах растений. (Приложение № 5)
    Конкурс для болельщиков «Лекарственное растение» №2
    Пока участники команд собирают пазлы, болельщикам каждой команды задаётся вопрос
    какие лекарственные растения вы знаете? Какая команда болельщиков больше назовёт.

    Станция 3. «Загадки из земли»
    Ведущий:
    Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Отвечает та команда,
    которая первая поднимет табличку «Ответ». Если команда не даёт правильный ответ,
    ответить может следующая команда.
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.
    Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)
    Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)
    На кухне у мамы помощник отличный,
    Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)
    Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
    Без неё машина даже километра не пройдёт,
    Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,
    Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)
    Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)
    Она варилась долго в доменной печи,
    Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

    8.
    А ну, скорей снимите шляпу!
    Я дочь космического папы.
    И вездесуща и легка, ­
    Я лед, я пот, я ­ облака.
    Я иней, чай, бульон, туман,
    Река, ручей и океан.
    Когда я злюсь, то закипаю;
    А от мороза ­ застываю. (Вода)
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
    Станция «Экознаки»
    Ведущий:

    доске).
    Ведущий:

    комментирует.

    Ведущий: Станция 4«Расшифруйте криптограмму»
    Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать
    четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой
    фразе, которую зашифровали.
    12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.
    Ключевые слова:
    1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)
    6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
    10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)
    12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)
    Ответ: Береги лес – наше богатство.
    Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
    Станция 5 «Жалоба»
    Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и
    определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

    Жалоба №1.
    Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем
    бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают.
    Чушь какая­то. Не всем же быть красавицами!
    А польза от меня людям большая.
    Ответ:
    Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись
    тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
    Жалоба № 2
    На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд
    и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не
    похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы
    уродились. Любим висеть головой вниз. А обижают нас незаслуженно.
    Ответ:
    Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от неё огромна. Она уничтожает
    насекомых.
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
    Станция 6 «Птичий базар»
    Ведущий:
    Вы знаете, что с приходом осени многие птицы улетают на юг, чтобы пережить холодное
    время и бескормицу. И только весной они могут нас порадовать своим пением и звучным
    щебетом, когда прилетают обратно, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. И лишь
    немногие остаются с нами коротать долгую зиму.
    Ведущий предлагает распределить названия птиц под соответствующими названиями
    (перелётные или зимующие).
    Журавль, ворона, лебедь, синица, ласточка, клёст, соловей, дятел, кукушка, скворец,
    сорока, утка, сова.
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
    Станция 7 «Капитаны»
    Выходят капитаны от каждой команды. Они становятся на одинаковом расстоянии от
    жюри и по очереди рассказывают о роли птиц в природе и значении их для человека, делая
    шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым дойдёт до столика жюри.
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
    Станция 8 «Расшифруйте словосочетание»
    Каждая команда получает словосочетание, которое необходимо расшифровать.
    АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга).
    Ведущий:

    Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Есть такая книга, которая не
    просто говорит, она кричит, только не каждый ее слышит. Это - КРАСНАЯ КНИГА. На
    ее страницах записаны имена исчезающих животных и растений. Красный цвет - сигнал
    запрета, понятный людям всего мира: остановись, человек! Подумай, почему каждый день
    на планете становится все меньше животных и растений! Оставь после себя не кучу мусора,
    а посаженное дерево, чистую реку, спасенную птицу. Услышь тех, кто зовет на помощь. В
    этом тебе поможет КРАСНАЯ КНИГА.
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
    Станция 9 «Экознаки»
    Ведущий:
    Мы имеем право, пользоваться природными богатствами. Это право закреплено
    конституционно, но многие люди все, же не умеют или не хотят бережно относиться к
    природе (обращается внимание участников на запрещающие знаки, прикрепленные к
    доске).
    Повторяем правила поведения в природе, объяснив знаки.
    Ведущий:
    Подумайте, что бы вы не разрешали делать людям, чтобы не губить природу. Изобразите
    свой запрещающий знак природы. (Командам вручается бумага и фломастеры)
    Команды предоставляют и защищают свои знаки. Прикрепляют их к доске. Ведущий

    Экологическая ромашка. Беседа с элементами игры

    Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и. т. д. Игра способствует повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4 классов.

    Ход игры

    Ведущий . Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

    За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

    Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

    Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

    Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

    1. Карточки-задания.

    Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

    солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

    Ответ:

    2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

    3. Отгадайте загадки.

    Чернокрылый, красногрудый,

    И зимой найдет приют.

    Не боится он простуды:

    С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

    Окраской - сероватая,

    Походкой - мешковатая,

    Повадкой - вороватая,

    Крикунья хрипловатая. (Ворона.)

    Длиннохвоста, белобока,

    И зовут ее... (сорока).

    Живет в дупле пустом,

    Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)

    Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По двору шныряет,

    Крошки собирает. (Воробей.)

    Кто без нот и без свирели

    Кто же это? (Соловей.)

    Всех прилетных птиц черней,

    Враг личинок, друг полей,

    Взад-вперед по пашне вскачь.

    А зовется птица - ... (грач).

    Хоть я птичка-невеличка,

    У меня, друзья, привычка:

    Как начнутся холода,

    Прямо с севера сюда. (Синичка.)

    4. Расшифруйте криптограмму:

    12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.

    Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)

    6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

    10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)

    12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

    Ответ: Береги лес - наше богатство.

    5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

    Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

    Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

    6. Пофантазируйте: что было бы, если...:

    Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

    Не стало бы воды?

    Исчезли бы птицы?

    7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».

    Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

    Я - женьшень, чудесный корень.

    Если кто-то сильно болен,

    Разыщите корень мой,

    И поправится любой.

    Вам настойка из женьшеня

    Аппетит вернет и смех,

    Ведь женьшень обозначает

    Чудо - «корень-человек».

    На тропинке, на дорожке -

    Всюду чирьева трава,

    Или просто подорожник -

    Всем знакома, не нова!

    Привязал листок к нарыву.

    День-другой пройдет - и диво!

    Ты здоров без докторов.

    Вот простой листок каков!

    Липа - средство от простуды,

    Знают все о том повсюду.

    Хоть невзрачен липы цвет,

    Но полезней чая нет.

    При ангинах и простудах

    Пьют целебный липы чай.

    Говорят, когда болеют:

    «Ну-ка, липа, выручай!»

    Есть герань, гвоздика, кашка -

    Есть аптечная ромашка.

    Про ромашку надо знать.

    Белый крошечный цветочек -

    Для припарок, для примочек.

    Если воспаление,

    Отвар - успокоение.

    Семена мои целебны -

    При гастритах пьют настой.

    Корни - убивают яды

    И снимают в почках боль.

    У меня одна беда:

    Зацветаю я когда,

    То цветов моих краса

    Всем бросается в глаза.

    И в букеты рвут меня,

    Я боюсь их как огня!

    Я прошу вас, пощадите

    И пионы зря не рвите!

    В нас не только фитонциды,

    Что микробам так страшны,

    Мы содержим витамины,

    Что, бесспорно, всем нужны.

    И поэтому, чтоб реже

    Приходилось вам болеть,

    В каждом доме лук, чеснок

    Круглый год должны иметь.

    Тот, кто с нами крепко дружит,

    Никогда не занедужит.

    В доме много аромата,

    Если в доме сохнет мята.

    Мятная лепешка,

    Настоя мяты ложка -

    Нету больше тошноты,

    Нету в горле хрипоты.

    Валидол, зубная паста -

    Всюду мята, мята, мята!

    Собираем не напрасно

    Эту травушку, ребята!

    Перечислите, какую пользу приносят растения.

    8. Сделайте правильный выбор.

    Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.

    ЗИМА Набухают почки.

    Листопад.

    …………… Прилетают грачи.

    ………….. Бабье лето.

    ВЕСНА Грибная пора.

    Сбор клюквы.

    …………… Уборка зерновых.

    ЛЕТО Сенокос.

    Птицы вьют гнезда.

    Рождество.

    ОСЕНЬ Ледоход.

    9. Отгадайте загадки.

    Очень прочен и упруг,

    Строителям - надежный друг.

    Дома, ступени, постаменты

    Красивы станут и заметны. (Гранит.)

    Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу -

    Она понадобится сразу. (Глина.)

    На кухне у мамы

    Помощник отличный,

    Он синим цветком

    Расцветает от спички. (Природный газ.)

    Он очень нужен детворе,

    Он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже,

    И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

    Он черный и блестящий,

    Друг наш настоящий.

    Он несет в дома тепло,

    От него в домах светло.

    Помогает плавить стали,

    Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

    Без нее машина даже

    Километра не пройдет,

    Самолеты, вертолеты

    Не отправятся в полет,

    Не поднимется ракета.

    Отгадайте, что же это? (Нефть.)

    Росли на болоте растения...

    А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

    Она варилась долго в доменной печи,

    Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

    10. Какому животному принадлежит хвост?

    С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

    С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

    У нее хвост вместо руля. (Птица.)

    Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

    У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

    Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.

    У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

    У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

    В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

    11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.

    Ответ: Красная книга.

    Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)

    12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.

    Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ребят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)

    В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)

    13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниже.)

    Свежий,-чистый, только что запорошивший землю снег называется... (порошей).

    Если снежинки слипаются на лету, мы называем их... (хлопьями).

    Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупой.)

    Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).

    Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).

    На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).

    Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).

    Станция первая «Угадай дерево».

    Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Следить за правильностью ответов будет наше уважаемое жюри (представляем членов жюри).

    Загадки для 1 команды

    1. Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (Береза.)

    2. Прямо в небо рвутся ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (Ель.)

    3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел - и деревцем
    Маленьким он стал. (Желудь.)

    4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (Ива.)

    5. Дерево чудесное,
    Листья интересные -
    Веерочки, веерки,
    Белой свечкою цветки. (Каштан.)

    Загадки для 2 команды

    1. Летом знойным зацветет -
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар…
    Кто-то дерево узнал? (Липа.)

    2. Не береза, не сосна -
    В тишине стоит она.
    Но лишь ветер пробежит,
    Вся листва на ней дрожит. (Осина.)

    3. Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)

    4. Что за дерево растет?
    Снег в июне нам несет.
    Снег же тот не тает,
    В воздухе летает. (Тополь.)

    5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья - звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (Клен.)

    Станция вторая «В мире животных и растений». Предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

    1. Какое дерево щедро поит людей и насекомых соком? (Береза.)
    2. Какие лесные жители едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка.)
    3. Какой гриб любит жить под березой? (Подберезовик.) А под осиной? (Подосиновик.)
    4. Кто из обитателей леса любит полакомиться семенами шишек? (Медведь, белка, дятел, клест.)
    5. Кто любит лакомиться корой осины, яблони и некоторых других деревьев? (Заяц.)
    6. Кому по нраву в лесу ягоды рябины? (Снегирь, свиристель, медведь, лось, белка.)
    7. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосна.) Почему?
    8. Какие блюда можно приготовить из лесных груш и яблок? (Варенье, компот, сок, повидло.)

    Станция третья «Прочти пословицу»

    У вас на столах лежат карточки №1. Буквы соединены между собой по горизонтали (слева направо и справа налево) и по вертикали (сверху - вниз и снизу-вверх). Прочтите пословицу.

    С

    Р

    Е

    И

    Н

    Т

    И

    Т

    Р

    Е

    В

    М

    У

    С

    Т

    Е

    У

    Д

    О

    Ь

    Т

    А

    Ь

    Л

    Б

    Ь

    -

    Т

    ,

    Р

    -

    О

    И

    Т

    П

    Я

    В

    Ы

    С

    Т

    Ответ. Срубить дерево - пять минут, вырастить - сто лет.

    Станция четвертая «Народные приметы».

    Расшифруйте значение пословиц.

    1. Когда лист с березы и с дуба опал чисто, жди год урожайный.
    2. Не сей пшеницы прежде дубового листа.
    3. Когда черемуха цветет, всегда холод живет.
    4. Зацвела рябина - жди тепло.
    5. Если ягод рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима морозная.

    Станция пятая «Угадай дерево»

    участники команд дают описание дерева указывая на его особенности, а другая команда должна угадать о каком растении идет речь. Например: она бывает плакучая (ива).

    Станция шестая «Сделай сам»

    Из имеющихся у вас на столах принадлежностей (ножницы, цветная бумага, клей) изготовьте модель деревца.

    Станция седьмая «Правила поведения в лесу»

    В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова «Не». Как вы думаете, что это за советы?

    Примерные ответы учащихся.

    1. Не разводи костров в сухую погоду.
    2. Не руби в лесу деревьев.
    3. Не разоряй муравейники.
    4. Не пугай птиц, не разоряй гнезд.
    5. Не бери в лесу животных.
    6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
    7. Не рви лесные и полевые цветы.
    8. Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
    9. Не делай надписей на камнях и деревьях, они вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех, кто придёт после тебя.

    Станция восьмая «Дерево».

    На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?

    Ответ. Не мудрено дерево срубить - мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.)

    Ведущий : а сейчас члены жюри огласят результаты нашей игры.

    Познавательно-развлекательная игровая программа «Окно в природу»

    Описание работы . Эта игровая программа подготовлена для педагогов дополнительного образования, её так же могут использовать в своей работе и воспитатели группы продлённого дня, и учителя начальных классов по внеклассной работе. Игровая программа рассчитана на возраст детей 9-10 лет. Это занятие обобщающее, на котором систематизируется изученный материал по нескольким обширным темам эколого-биологической направленности. Проводится оно в осенний период на втором году обучения по авторской программе "К тайнам природы". Во время проведения занятия мы закрепляем ранее изученный материал, определяем победителей. В ходе игры повышается познавательная активность детей, постепенно они приучаются к самостоятельности мышления и творчеству.

    Цели игры:

    1. закрепить знания о явлениях природы в осенний период, о культурных растениях и центрах их происхождения, о многообразии растительного и животного мира;

    2. развивать интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакции мышления, сообразительность;

    3. учить применять свои силы и знания на практике;

    4. воспитывать чувство дружбы и сплочённость у детей, воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: поле форматом 2 на 2 метра, рисунки-знаки "рябинки" и "клёны", муляжи овощей, "чёрный ящик", бумага, карандаши, повязки на глаза, 2 мяча, 2 открытки, костюмы для "младенцев".

    Подготовка к игре.

    1. Рисуем поле форматом 2 на 2 метра. Клетки игрового поля нумеруются и заполняются названиями девяти конкурсов. Число "9" служит неким символом игры.

    2. Формируются 2 команды по 9 человек. Готовятся творческие представления команд ("визитные карточки").

    3. Определяется состав жюри.

    Условия игры.

    1. Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле (у одной команды знаки "рябинки", у другой "клёны").

    2. Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игру в следующем конкурсе.

    3. Победителем игры считается та команда, которой удаётся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, по вертикали, по диагонали) три своих знака. Это основная суть игры. Если командам не удаётся во время игры выстроить три подряд своих знака, то в таком случае разыгрываются все 9 конкурсов, заполняются все клетки игрового поля "рябинки" и "клёны", побеждает та команда, у которой больше всех знаков на игровом поле.

    Ход игры.

    1. Объявление темы и целей игры.

    2. По жребию определяется знак команды. Одни участники игры становятся "рябинками", другие "клёнами". Ведущий вручает командам отличительные знаки.

    3. Представляются члены жюри. Каждому вручаются две таблички: на одном знак "рябинки", на другом "клёны". Это конкурсные оценки.

    4. Знакомство с правилами игры.

    5. Разыгрывается право выбора клетки на игровом поле, команды показывают своё творческое представление. Жюри оценивает выступление. Команда, набравшая большее количество своих знаков, выбирает клетку игрового поля., первого конкурсного задания.

    6. После каждого конкурса идут маленькие переменки: концертные номера, выступления членов жюри, игры со зрителями.

    7. В конце игры подведение итогов, определяется команда победительница, вручаются награды.

    Конкурсы:

    1. "Чёрный ящик".

    Под музыку выносится чёрный ящик, в котором лежат 2 пакета с чем-то (один для одной команды, другой - для второй команды). Надо отгадать, что лежит в ящике. Условия конкурса: по - очереди каждый член команды задаёт ведущему всего один вопрос, на который можно отвечать словами "да" или "нет". После заданных девяти вопросов, команда, посовещавшись 1 минуту, называет то, что по их мнению лежит в этом ящике. (Например: это съедобно?, это растёт в саду? и так далее). В ящике лежат муляжи какого-либо овоща или фрукта.

    2. "Устами младенца".

    В гости приходят "малыши" с заданиями для играющих. Каждой команде по два задания. Чем раньше команда угадает о чем хочет сказать "малыш", тем больше очков они заработают и закроют данное игровое поле своим знаком. Если команды так и не догадались, в игру вступают зрители и помогают команде, за которую болеют.

    1) 1. Это легко воспламеняется и быстро горит.

    2. Это то с помощью чего воздух становится чище.

    3. Это очень колючее и в то же время пушистое.

    4. Это зимой и летом одним цветом.

    5. Это то без чего не обходится ни один Новогодний праздник. (ёлка)

    2) 1. Это то без чего не обходится почти ни одно блюдо.

    2. Это содержит много витаминов, особенно много в нём витамина С и Е.

    3. Это мама даёт мне при гриппе, но я его терпеть не могу.

    4. Про него иногда говорят: "злой, как собака".

    5. Когда его раздевают, то слёзы проливают. (лук)

    3) 1. Её изобрели китайцы.

    2. Из неё получается много мусора.

    3. Она легко горит.

    4. Её получают из дерева.

    5. На ней обычно рисуют или пишут. (бумага)

    4) 1. Его делают из песка.

    2. Чаще всего оно прозрачное.

    3. Когда падает оно разбивается.

    4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

    5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (стекло)

    3."Эрудит".

    Командам предлагается ряд вопросов, на которые они дают ответы без обсуждения, если нет ответа, говорят слово "дальше". В течение 1 минуты надо правильно ответить на большее число вопросов.

    Вопросы команде "Рябинки".

    1. Жвачное животное - "корабль пустыни"? (верблюд)

    2. Прибор для определения сторон горизонта? (компас)

    3. Зайчата, родившееся осенью? (листопадники)

    4. Самое крупное животное суши? (слон)

    5. Самое крупное животное океана? (кит)

    6. Растение пустынь с мясистым стеблем, листья колючки? (алоэ, кактус)

    7.Основной корм оленей в тундре зимой? (лишайник ягель)

    8. Что страшнее для птиц зимой холод или голод? (голод)

    9. Перелётные животные? (летучие мыши)

    10. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок? (лиственница)

    11. В каком месяце 28 дней? (в любом)

    12. Куда на зиму исчезают ежи, барсуки, медведи? (ложатся спать)

    13. Цветами какого овощного растения украшала себя французская королева? (цветами картофеля)

    14. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным)

    15. Одна из самых крупных листовых почек? (кочан капусты)

    Вопросы команде "Клёны".

    1. Кто путешествует по воздуху на нитке? (паук)

    2. Кого ловит кошка? (мышей)

    3. Что наступает после осени? (зима)

    4. Какой цветок весну начинает? (подснежник)

    5. "Цветок солнца"? (подсолнечник)

    6. Растёт в земле, а коса на улице? (морковь)

    7. На что похожа первая половина яблока? (на вторую половину яблока)

    8. Лекарственное растение, растущее у дорог? (подорожник)

    9. У какого животного вместо щёк мешки? (хомяк, бурундук)

    11. Какие горошины в некоторых странах в древности заменяли деньги? (горошины чёрного перца)

    12. Самый большой цветок в мире? (Раффлезия: вес до 7 кг, диаметр до 1 метра)

    13. Растение, плоды которого содержат большое количество витамина С? (лимон)

    14. Какая птица носит название танца? (чечётка)

    15. Это растение называют "кормильцем Востока". Что это за растение? (рис)

    4. "Эстафета" - весёлые художники.

    "Художникам" - игрокам задаётся тема: нарисовать осенний этюд. По команде ведущего игроки подбегают к мольберту, надевают на глаза повязку, берут карандаш и начинают рисовать. Затем по команде, снимают повязку и бегут к своей команде, повязку передают следующему игроку. Этот игрок надевает повязку и продолжает прерванный рисунок. Побеждает та команда, которая нарисует без грубых ошибок.

    5. "Перевёртыши".

    К прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений надо подобрать названия хорошо известных растений. (Например: Танюшкины глазки - Анютины глазки) Если команда затрудняется ответить, в игру вступают зрители.

    1. Отец - и - отчим (мать - и - мачеха)

    2. Сахарица (кислица)

    3. Своевременник (безвременник)

    4. Здоровоголов (болиголов)

    5. Заячье лыко (волчье лыко)

    6. Зверолюб (зверобой)

    7. Василий - да - Ольга (Иван - да - Марья)

    8. Марья - кофе (Иван - чай)

    9. Мухолюб (мухомор)

    10. Забывалка (незабудка)

    11. Позднецвет (первоцвет)

    12.Подопушник (подорожник)

    13. Огородник (пустырник)

    14. Варёнка (сыроежка)

    15. Волчий глаз (вороний глаз)

    16. Бессоница трава (сон трава)

    6. "Мозаика".

    Детям обоих команд раздают прямоугольники с одинаковыми заданиями. Кусочки мозаики в них перепутаны. Игрокам нужно сложить их в таком порядке, чтобы получилась целая фраза. Чья команда быстрее сложит мозаику и прочитает фразу, та команда и будет победителем. На выполнения задания даётся одна минута. (В письме Осень поздравляет ребят с наступлением каникул.)

    7. "Автографы".

    От каждой команды участвуют по одному игроку - мальчику. Им даётся задание собрать, как можно больше автографов у девочек из зрительного зала. На выполнение задания даётся 1 минута. Кто больше наберёт автографов, тот и победит.

    8. "Кто быстрее?"

    Мячик зажать подбородком и передать без помощи рук другому участнику. Мячик не должен падать. Чья команда быстрее справится с заданием - выигрывает. Задание выполняется под музыку.

    9. "Блиц - турнир".

    Командам задаётся по три вопроса, на обсуждение каждого даётся по 30 секунд.

    Вопросы команде "Рябинки".

    1. Что в старину на Руси вторым "хлебом" называли? а точнее: какой овощ? (репа)

    2. Древние жители Америки обожествляли это растение и изображали бога дождя с его побегом. Что это за растение? (Это кукуруза - древнейший злак американского континента, остатки початков, найденные в пещерах Мексики, имеют возраст 3000-5000 лет)

    3. Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость? (астра)

    Вопросы команде "Клёны".

    1. Какой овощ древние римляне называли "головой"? (капусту, происходит от древнеримского слова "капут", что означает голова)

    2. Почему гиацинт называют "цветком дождей"? (Родина цветка - Малая Азия, а название в переводе с греческого обозначает "цветок дождей", так как период цветения растения совпадает с наступлением на его родине сезона тёплых весенних дождей)

    3. Этим овощем в Древнем Египте на строительстве пирамид кормили рабов, чтобы они не болели, так как в этом растении содержится большое количество фитонцидов, это родной брат лука. (чеснок).

    Игра с залом

    Если называется растение, произрастающее в России, то дети хлопают, если нет - топают: свекла, морковь, облепиха, берёза, кактус, чеснок, капуста, мимоза, ель, огурец, лимон, апельсин, какао, пшеница, сосна, мандарин, хлопок, осина, банан. Кофе, рябина, баньян, табак, секвойя, лопух, чай, баобаб, Вини-Пух!



    
    Top