Конспект экологического развлечения в подготовительной к школе группе «Капустник. Методическая разработка по экологии на тему: Экологический капустник

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

КАПУСТНИК»

(3-4 КЛАССЫ)

https://pandia.ru/text/78/324/images/image002_127.gif" width="264" height="195 src=">

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:

МИРОНЕНКО Ж. Н.

2008 год.

ЦЕЛИ: активизировать знания учащихся об охране природы , расширять кругозор детей; способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей; побуждать учащихся к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства; содействовать формированию у ребенка способности сравнивать себя с другими, осознавать схожесть и отличия своей личности; воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь , любовь к природе и бережное отношение к ней.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки фантастических животных, листы ватмана, карандаши, загадки о животных, рифмы о природе, светофоры, песни о природе, рисунки растений и животных, журналы «Свирель», «Юный натуралист», выставка книг о животных и растениях, высказывания о природе, рисунки и плакаты детей.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

I. ОРГ. МОМЕНТ.

Звучит музыка. Команды занимают места. Ведущий представляет команды.

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Сегодня у нас необычный классный час . Мы к себе в гости пригласили учащихся 4 класса , чтобы провести « Экологический капустник». Сегодня мы узнаем, насколько вы грамотны, воспитаны с точки зрения экологии.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя,

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья.

КОНКУРС №1 «МОИ СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ»

Предлагается командам выполнить на ватманских листах бумаги коллективный рисунок, на котором они должны изобразить своих соседей по планете. Время выполнения 5-8 минут (Жюри оценивает рисунки по 5- бальной системе).

ДЕРЕВО, ТРАВА, ЦВЕТОКИ ПТИЦА

НЕ ВСЕГДА УМЕЮТ ЗАЩИТИТЬСЯ

ЕСЛИ БУДУТ УНИЧТОЖЕНЫ ОНИ

НА ПЛАНЕТЕ МЫ ОСТАНЕМСЯ ОДНИ!

КОНКУРС №2 «В ЛЕС ПО ЗАГАДКИ» (ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ)

Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы? (охрана).

Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях (вода).

Верхний слой земли, в котором растут растения (почва).

Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу (человек).

Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света, воды, воздуха (растения).

Учебный предмет, изучаемый в школе и связанный с природой (окружающий мир).

С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компас).

Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые использует человек в хозяйстве (ископаемые).

«НАЙДИ ПАРУ»

Найти рисунок животного, чем-то похожее на растение, и объяснить причину своего выбора.

Кактус – еж (имеются иголки)

Крапива – пчела (жалят)

Мать–и–мачеха – крот (мягкие покровы)

Осина – заяц («трусишки»)

Лиана – змея (длинное тело)

Росянка – паук (едят насекомых)

За правильный ответ 1 балл.

КОНКУРС№3 «МУЗЫКАЛЬНЫЙ»

Команды представляют заранее приготовленные инсценированные номера песен «В траве сидел кузнечик», «Два веселых гуся»

КОНКУРС№4 «Кто же это?»

От каждой команды в конкурсе участвует 2 человека. Одному из них на спину прикрепляют картинку с изображением животного или растения. Этот участник может задавать вопросы второму участнику, на которые тот может отвечать только «да» или «нет». Задача – быстро и правильно «разгадать» изображение на рисунке.

КОНКУРС№5 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ»

На конкурс предоставляется от каждого класса по 2 плаката. Команды должны прокомментировать свои работы.

КОНКУРС №6 «ЖИВОТНОЕ ЗАГАДКА»

Командам предлагаются рисунки фантастических животных. Команды должны разгадать, части каких животных были использованы при создании рисунков.

III. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

КОНКУРС №7»ЛЕСНАЯ ШКОЛА»

Командам загадываются загадки о животных и растениях. Отгадки рисуют на доске с закрытыми глазами.

КОНКУРС№8 «СПРАВОЧНОЕ БЮРО»

Команды отвечают на вопросы:

1.Как поступить, если вы нашли раненого зверька?

2. Как залечить рану на дереве?

Затем проводиться конкурс капитанов (капитаны за 1 минуту должны ответить как можно на большее число вопрос).

КОНКУРС №9 «ПОЭТИЧЕСКИЙ»

Команды в течение 3-5 минут должны придумать стихотворение о природе, имея заданную рифму:

Природы – народы; задачи – удачи; цветы – мечты; года – всегда.

Жюри оценивает соответствие стихов теме, оригинальность.

IY. ИГРА «СВЕТОФОР»

Светофоры, которые лежат у вас на столах ясно укажут нам, как можно помочь природе, а не навредить ей. Выберите правильный ответ: зеленый – помогаете природе, красный – ясно, что вредите ей.

Ходим. ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет.

Зайку серого найду,

Принесу его домой –

Будет этот зайка мой

Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.

Колкую, зеленую

Срубили топором,

Из лесу душистая

К нам приходит в дом.

Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрыл.

Поливаем клумбы дружно.

Траву выполем на спор.

А зачем все это нужно?

Чтоб красивым был наш двор.

Y. ИТОГ.

Слово предоставляется жюри для вручения грамоты команде победителю и медалей участникам, проявившим себя в различных конкурсах.

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее. Вглядывайтесь пристальнее в мир природы, вслушивайтесь в звуки – может быть, она просит тебя о помощи. Помоги ей и защити ее!

А какую помощь можете оказать вы природе сейчас?

Дети читают стихи « Природа – наш дом»

Словно крыша над землею,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Реки, горы и леса.

Океаны, пароходы,

И поляны и цветы,

Страны все, и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружиться возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло,

Чтобы жили мы на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или верные друзья.

19.04.2017.
Составитель Филиппова С.И.
«Экологический капустник»
(звучит песня композитора (музыка) Владимир Юровский, автор слов (текста)
Генрих Сапгир, Геннадий Цыферов «ПАРАВОЗИК»)
Вед: Придумано кем­то просто и мудро –
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро ­ солнцу и птицам!
Доброе утро ­ улыбчивым лицам! Добрый день дорогие наши гости!
(звучит мелодия природы)
Вед: Есть на земле два царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись
друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря. Это Царство животных и
Царство растений. Давайте совершим путешествие в эти Царства. Нам предстоит выяснить,
насколько хорошо вы знаете названия фруктов и овощей, повадки зверей, птиц, насекомых;
что вы знаете об их жизни, умеете ли вести себя в природе, готовы ли её оберегать. На
воображаемом поезде мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по станциям
природы.
В этом конкурсе примут участие 4 команды. (Представление команд). За все верные
ответы команды будут получать жетоны. Та команда, которая соберет больше жетонов и
станет победительницей.
Вед: Оценивать выполненные вами задания будут хранители природы, они же ваши
корзинки будут наполнять жетонами.
1.
2.
3.
Вед: Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
И первая наша станция «Здравствуйте!» ­ визитка. На этой станции нам предстоит
познакомиться с участниками нашего путешествия.

Мы приглашаем….

­ Это что за полустанок? ­
А с платформы говорят:
­ Это «Огород и сад».
Вед: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Смотрим на экран. На экране за сорняками
спрятались фрукты и овощи, ваша задача ответить на загадку и очистить сад и огород от
сорняков. Начинаем.
(презентация «Загадки огорода и сада»)
1. Стоит он задумчивый, в жёлтом венце, темнеют веснушки на круглом лице.
(подсолнух)
2. Растёт она ­в земле, известна – в целом мире. Частенько на столе красуется в
мундире… (картофель)
3. Он на грядке вырастает, никого не обижает, ну, а плачут все вокруг, потому что …
(лук)
4. Носил мальчик зелёный кафтанчик, стал паном ­ обзавёлся красным кафтаном
(помидор)
5. Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож. (груша)
6. Хоть чернил он не видал, фиолетовым вдруг стал, и лоснится от похвал очень
важный … (баклажан)
7. Очень длинным вырастает и пол грядки занимает. Этот овощ тыквы брат, летом все
его едят (кабачок)
8. Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика,
только шея тонка (тыква)
9. Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые, любят меня детки.
(яблоко)
10. Летом в платьице зеленом. А по осени в лиловом. Ароматна и красива. Узнаете? Это
(слива)
11. Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В
тропиках растет… (банан)

12. Он похож на светофор: красный, желтый иль зеленый. Всем известен с давних пор
фаршированный, соленый. Ты в салат его клади и в приправы добавляй. Ты без дела
не сиди, овощ этот называй. (перец)
13. Белый зубчик от простуды пожевать совсем не худо. От простудных от болезней
нету овоща полезней. (Чеснок)
14. Вот румяный толстячок, Бархатистый сюртучок, в пузе косточка резная. Как зовут
его? Я знаю! (персик)
15. Это овощ, а не куст. В слове этом сочный хруст. Если очень любишь щи, этот овощ в
них ищи. (капуста)
16. Фрукт на свете всем известный, хоть и кислый, но полезный. Ты его нарежь - и в
чай. Как зовется? Отвечай! (лимон)
17. Кисти ягод над дорожкой прячут листики­ладошки. На лозе повисли кисти и от нас
укрылись в листьях. (виноград)
18. Как в шкатулке у царевны горсть рубинов красных древних. Сладкий сок в рубинах
спелых. Ты не раз, наверно, ел их. (гранат)
19. В огороде нашем овоща нет краше. Как сочна, красна, кругла, носом в грядку как
вросла! Так и просится к нам в миску. Как зовут ее? (редис)
20. Апельсину он братишка, но поменьше, фрукт­малышка. Тоже делится на дольки, но
они поменьше только. (Мандарин)
Вед: (звучит музыка «Мы едим, едим, едим…)
­ Это что за остановка ­
Бологое иль Поповка?
А с платформы говорят:
­ Это «Экологический капустник» ряд.
Вед: Переходим к основной части нашего интеллектуального конкурса.
1 задание «Что это? Кто это? Где это?»
Командам будут выданы карточки с заданиями, которые нужно будет выполнить.
1.
Кто дает нам молоко? Может курочка ко­ко? Ну а кто дает нам мед? Лошадь или
бегемот? У вас на столах лежит желтый конверт в нем набор разных продуктов
питания (то, что мы едим). А так же карточка с разными животными вам нужно
рядом с продуктом в свободный квадратик приклеить то животное, которое дает
нам это продукт.

2. Знаешь ты почти с пеленок, что у мамы – ты ребенок. Помоги­ка малышам отыскать
любимых мам. Переходим ко второму заданию в зеленом конверте лежат картинки с
маленькими животными и карточка со взрослыми животными. Вам нужно напротив
взрослого животного в пустом квадрате наклеить ее детёныша.
Вед: Пока ребята выполняют задание, у руководителей будет возможность заработать баллы для
команды своих воспитанников. Итак, первое задание
РАЗМИНКА
1. О чём писал Виталий Валентинович Бианки? (о природе, о лесе и его обитателях)
2. Что внутри птичьих костей? (воздух)
3. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью во время
листопада)
4. Что ест зимой жаба? (ничего, она зимой спит)
5. Какую траву любят кошки? (валериана)
6. Самая высока трава? (бамбук)
7.
Какого зверя зовут «шатун»? (медведя, согнанного с берлоги или вовсе не спящего
зимой)
8. Сколько ног у паука? (восемь)
9. Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе (туман)
10. Пингвин птица или животное? (птица)
11. Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
12. Какой месяц называют золотым? (октябрь)
13. Дышит ли цыплёнок в яйце? (дышит через поры скорлупы. Если яйцо выкрасить
или плотно замазать клеем, то воздух не будет проходить внутрь, цыплёнок
задохнётся)
14. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)
15. Почему лиственницу называют «добрым деревом» (потому что у неё мягкая хвоя,
она не колется)
16. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет? (возраст
спиленного дерева узнают по количеству кругов его древесины).
17. Какая нить в природе самая тонкая? (паутинная)
18. Лесной петух? (глухарь)
19. Что означает плач берёзы весной? (сокодвижение)
20. Вороне через три года что бывает? (четвёртый год пойдёт)
Вед: Следующее задание «Прочитай схематическую модель»
Ведущий: ­ Уважаемые участники, у вас в конвертах лежит предметно­схематические
модели. Вам предстоит назвать модель и прочитать её. Например:
 Модель «Птицы»

(имеет: клюв, покрыты перьями, 2 крыла, 2 ноги, появляются из яйца)
 Модель «Способы ухода за растениями»
(полив, рыхление, очистка от пыли тряпочкой, очистка от пыли кисточкой,
опрыскивание)
 Модель «Строение животных»
(имеет: голова, туловище, покров тела, конечности, хвост)
 Модель «Размножение растений»

(семенами, листом, черенком, луковицей, делением куста)
(когда команда дает ответ, схема демонстрируется на экране)
Вед: Переходим к заключительному этапу нашей игры с детьми. Смотрим на экран.
На экране представлены темы и номер вопроса. Выбираем тему, номер вопроса и даём
ответ.
РАСТЕНИЯ
ЗВЕРИ
НАСЕКОМЫ
Е
ПТИЦЫ
РЫБЫ
1
1
1
1
1
ЖИВАЯ ПРИРОДА
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
РАСТЕНИЯ
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
1. Кто ни приласкается, за того цепляется. Привязчивый и колкий, кругом торчат
иголки. (репейник)
2. Какую траву знают даже слепые (крапива)
3. Это хвойное дерево на зиму сбрасывает хвоинки. (лиственница)
4. Как называется коллекция засушенных растений? (гербарий)
5. Это травянистое растение. Его запах можно почувствовать, потерев листья друг о
друга. Листья этого растения добавляют в чай. (мята)
1. В одежде богатой, а сам слеповатый. Живёт без оконца, не видывал солнца.
ЗВЕРИ
(крот)
2. Кто с высоких тёмных сосен в ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенёк
промелькнул, как огонёк? (белка)

3. Угадайте, что за шапка: меха целая охапка. Шапка бегает в бору, у стволов
грызёт кору. (заяц)
4. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко. Рога
раскинув широко. (лось)
5. Полосатый, но не зебра, и знаком вам всем, наверное, хвост красивый, шерсть
блестит, избегает суеты. И в лесу зверёк живёт, а зовут его… (енот)
НАСЕКОМЫЕ
1. В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий целый день хлопочет. (муравьи)
2. Кто над нами вверх ногами ходит ­ не страшится, упасть не боится, целый день
летает, всем надоедает? (муха)
3. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (стрекоза)
4. В темноте, как лампочки, огоньки сверкают. Что за насекомые? Как их называют?
(светлячки)
5. Эта бабочка ярко­жёлтого цвета, своё название получила за сходство с кислым
фруктом такого же цвета. (лимонница)
ПТИЦЫ
1. Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдёт приют. Не боится он простуды: с
первым снегом – тут как тут. (снегирь)
2. Живёт в лесу работник - лесной носатый плотник. (дятел)
3. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (петух)
4. Что за птица? Никогда не строит для себя гнезда, соседкам яйца оставляет и о
птенцах не вспоминает. (кукушка)
5. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает.
(воробей)
РЫБЫ
1. Какая рыба называется так же, как цирковой артист? (клоун)
2. Речная хищная рыба, она достигает в длину до 2 м и имеет массу более 60 кг. Окрас
у рыбы серо­зелёный в крапинку. Она очень прожорлива. Питается в основном
рыбой, лягушками, насекомым. (щука)
3. В рот этой рыбе палец не клади, смотри, за борт ты к ней не упади, ведь эта
хищница в один присест тебя возьмёт и просто съест. (акула)
4. Большущая такая рыба лежит на дне, как будто глыба. Лежит, усами шевелит,
зевать рыбёшкам не велит. В глубоком омуте есть дом, хозяин в доме этом ­… (сом)

5. Вновь играя и шаля перед носом корабля. Над водой мелькают спины, ­мчатся
шустрые… (дельфины)
Вед: (звучит музыка «Мы едим, едим, едим…)
Ну вот мы и добрались до конечной станции «Финишная», где нам предстоит узнать, чьи
команды стали победителями в этой непростой поездке по живой природе. Слово для
оглашения предоставляется нашим хранителям природы.


Внеклассное мероприятие «Экологический капустник».
Подготовила и провела: Белоногова И.А., учитель биологии I квалификационной категории МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа» Альметьевский муниципальный район Республика Татарстан
Эпиграфы: Земля может удовлетворить потребность,
но не жадность каждого. (Махатма Ганди)
Поведение человека в природе – это зеркало его души.
(К. Зелинский)
Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности учащихся через организацию игровой деятельности.
Задачи:
Развивать познавательный интерес и познавательную активность школьников, их творческие способности;
Повысить экологическую грамотность учащихся;
Формировать личностное отношение школьников к экологическим проблемам, воспитывать бережное, гуманное отношение к природе;
Расширить кругозор учащихся;
Развивать коммуникативные умения;
Формировать навыки работы в группе.
I. Организационный момент.
Ведущий:
На планете двадцать первый век.
Суета, погоня за удачей.
И спешит куда-то человек.
Преуспеть - вот главная задача.
Завертелась в вихре дел Земля,
Все быстрей за новизной, прогрессом.
И привыкли люди истреблять,
Брать без меры в личных интересах.
Пострадала матушка - Земля
От поступков неразумных деток.
Словно о пощаде нас моля,
Вздрогнула природа всей планеты.
И сегодня нам нельзя молчать,
На ее защиту встанем все мы.
Так давайте в КВН играть!
Говорить смешно на несмешные темы.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами в Клубе веселых и находчивых, где руки - не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное. Думаю, что и сегодня, мы сможем сделать нашу встречу необычной и запоминающейся.
Наш сегодняшний КВН по названием «Экологический капустник» будет посвящен году экологии. Оценивать игру сегодня будет наше уважаемое жюри, в составе …. (объявляет членов жюри).
А, сейчас, давайте поприветствуем команды, которые готовы на языке юмора поведать нам о наболевших экологических проблемах. Пожелаем командам удачи в игре и ни пуха, ни пера!
II. Игра-соревнование.
Конкурс 1. Конкурс-приветствие на тему «Ох, уж эта экология».
Представление команд КВН.
Жюри оценивает артистичность, юмор, эрудированность, всесторонние знания и слаженность команды. Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов.
Конкурс 2. Конкурс - разминка «Мир вокруг нас».
Вопросы 1 команде:
Полосатая лошадка. (Зебра.)
Самое крупное животное на земле. (Слон.)
Самый известный строитель плотин. (Бобр.)
Птица – символ любви и верности. (Лебедь.)
Какие грибы растут на пнях? (Опята.)
Какое животное меняет окраску? (Хамелеон.)
Самая маленькая птица на земле. (Колибри.)
Самая быстроногая птица? (Страус.)
Сосновый лес. (Бор.)
Самое прожорливое насекомое. (Стрекоза.)
Вопросы 2 команде:
Дерево - символ нашей Родины. (Берёза.)
Птица – символ мира. (Голубь.)
Трава, которую даже слепые знают? (Крапива.)
Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь.)
Цветок, давший название позе йоги. (Лотос.)
Самый ядовитый гриб. (Бледная поганка.)
Самое тихоходное животное. (Улитка, ее скорость 0,05 км/ч)
Скорость полета какой птицы достигает 170 км/ч? (Стриж.)
Березовый лес. (Роща.)
Самая большая рыба планеты. (Китовая акула.)
Максимальная оценка за конкурс – 10 баллов.
Конкурс 3. «Верификатор.»
Команды отвечают на вопросы «да» или «нет». За каждый правильный ответ – 1 очко.
Вопросы 1 команде:
Правда ли, что ….
… крокодилы могут взбираться на деревья? (ДА.)
… змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (ДА.)
… стрижи даже спят на лету? (ДА.)
голубые розы растут только в Китае? (НЕТ. Их вообще не существует)
… медведь за день может съесть до 200.000 ягод? (ДА)
Вопросы 2 команде:
Правда ли, что ….
… на зебрах водятся полосатые блохи? (НЕТ.)
… пауки питаются собственной паутиной? (ДА.)
… излучение телефонов сотовой связи безопасно для организма человека? (НЕТ.)
… в день среднестатистический человек выбрасывает 2,5 килограмма мусора? (ДА.)
… грибница большинства грибов живет до 100 лет? (ДА.)

Конкурс 4. «Кто есть кто.»
Представители фауны 1 команде:
Трясогузка - (птица).
Павлиний глаз - (насекомое).
Сплюшка - (птица).
Тритон - (земноводное).
Утконос - (млекопитающее).
Представители фауны 2 команде:
Поползень - (птица).
Полоз - (пресмыкающееся).
Мурена – (рыба).
Тля - (насекомое).
Эму – (птица).
Конкурс 5. «Капитан, капитан, улыбнитесь…»
Конкурс скороговорок, в котором участвуют только капитаны. Скороговорку нужно проговорить в быстром темпе трижды.
С чабрецом чета ромашекВ чаще чай пила из чашекЧерез час иссяк чабрец,
Чаепитию конец.
Ужа ужалила ужица.Ужу с ужицей не ужиться.Уж от ужаса стал уже –Ужа ужица съест на ужин.

Конкурс 6. «Перевёртыши».
Задание: Прослушав перевёртыш, нужно угадать пословицу. Ответы записать на бумаге и передать членам жюри.
Траву сажают – поленья летят. (Лес рубят – щепки летят.)
Новый враг – хуже старого одного. (Старый друг – лучше новых двух.)
Большая война – хуже злого мира. (Худой мир – лучше доброй ссоры.)
Слон хвоста не затупит. (Комар носа не подточит.)
Ворону танцами потчуют. (Соловья баснями не кормят.)
Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов.
Конкурс 7. «Бал у Мухи-Цокотухи».
- Все знают сказку «Муха-Цокотуха». Представьте, что муха пригласила гостей на бал. Покажите через 1- 2 минуты, как могли бы танцевать на балу:
1 команда: бабочки, тараканы.

2 команда: кузнечики, стрекозы.
Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов.
Конкурс 8. «Мусорная фантазия».
Команды в течение 3-5 минут должны придумать стихотворение о защите природы от мусора имея заданную рифму: в лесу, красу, опрятен, приятен.
Пример: Не надо мусорить в лесу,Природы портя всю красу, Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Жюри оценивает соответствие стихов теме, оригинальность.
Конкурс 9. «Не навреди.»
Вопросы 1 команде:
1. Почему нельзя брать яйца из гнезда птиц? (Птица может покинуть гнездо.)
2. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться.)
3. Почему надо беречь шмелей? (Они самые полезные дикие опылители растений.)
Вопросы 2 команде:
1. Почему нельзя ловить рыбу весной? (В это время она нерестится.)
2. Почему нельзя охотиться в заповедниках, заказниках и национальных парках? (Это особо охраняемые природные территории.)
3. Почему при выпасе скота, нужно перегонять животных с одного пастбища на другое? (Чтобы предотвратить уплотнение почвы, ее опустынивание.)
Максимальная оценка за конкурс – 3 балла.
Конкурс 10. «Обвинительная речь».
- Представьте, что мы сейчас на суде. Напишите, а потом прочитайте обвинительную речь.
1 команда:
Старухе Шапокляк – за выгул крысы в неположенном месте.
2 команда:
Емеле за ловлю рыбы запрещенными способами.
Конкурс 11 «Мусорбол».
- Не секрет, что, гуляя по улицам села, мы часто оставляем после себя самый разнообразный мусор: бумажки, пластиковые бутылки, коробки, пакеты. Это бывает даже когда урны находятся рядом. Иногда мы в них даже попасть не можем. Вот попробуем сейчас потренироваться в точном попадании мусора в мусорную корзину.
Участвуют все игроки. Каждое точное попадание – 1 очко.
Конкурс 12. « ЭКОгонки»
Задаются по одному вопросу каждой команде по очереди.. За каждый правильный ответ – 1 очко.
Вопросы:
1. Люди, которые отстреливают животных без разрешения и не в пору охоты. (Браконьеры.)
2. Лес, где растет дерево дуб. (Дубрава.)
3. Искусственный водоем. (Пруд.)
4. Летучие вещества некоторых растений, убивающие микробов. (Фитонциды.)5. Синоним слова бегемот. (Гиппопотам.)
6. Густой туман, содержащие пыль и вредные газы. (Смог.)
7. Кто ввел в науку термин “экология”? (Э. Геккель.)
8. Организмы, которые живут на ограниченных территориях. (Эндемики.)
9. Индикаторы чистого воздуха. (Лишайники.)
10. Корни этого дерева помогают гидростроителям, скреплять берега не хуже стальной арматуры и не позволяя волнам размывать берега. (Ива.)
11. Где на Земле находятся самые большие запасы воды? (В Антарктиде.)
12. Повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой из-за чрезмерного скопления углекислого газа в атмосфере. (Парниковый эффект.)
13. Гадкий утенок в зрелом возрасте. (Лебедь.)14. Животное, силой которого измеряют мощность двигателя. (Лошадь.)15. Чип или Дейл как представители фауны. (Бурундук.)
16. Болотное растение - главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. (Камыш.)
III. Подведение итогов.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир природы. Давайте постараемся никогда её не обижать. Мы должны всегда помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
Несколько добрых советов:
Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.
Завершить сегодняшнюю встречу мне хотелось бы стихами М. Дубина:
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).
Жюри объявляет победителей игры. Награждение победителей.

Цели занятия:

  • Донести суть и серьезность проблемы отходов.
  • Познакомить с различными вариантами обращения с отходами и рассказать о комплексном подходе к управлению отходами, как наиболее оптимальном варианте.
  • Помочь увидеть, как дети лично могут содействовать решению проблемы

Ход мероприятия

1. Приветствие, сообщение темы.

Вступление. Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.

Для кого мы охраняем природу? - Для человека.

От кого мы охраняем природу? - От человека.

1 ученик: В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово "экология". Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово "экология" составлено из 2 греческих слов: "ойкос" - "жилище, дом" и "логос" - учение. Наука о жилище, доме. У каждого из нас есть свой дом, мой по адресу Ул Ленина дом 130 . Мой дом находится в Сергиевске, значит мой дом - Сергиевск. Сергиевск находится в Самарской области, значит мой дом Самарская область. А Самарская область в России, то есть мой дом Россия. Россия располагается на материке Евразия, значит мой дом Евразия. Евразия - это часть планеты Земля, а это значит, что мой дом - это наша планета! Это наш общий дом. Обитатели этого дома - звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы - люди.

2 ученик: Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье. В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.

ДЕМОНСТРАЦИЯ СОЦРОЛИКА

Свалки в России и мире

Учитель: "Давайте поговорим сегодня о том, что мы называем мусором. Зачем о нем говорить? Ведь мусор, это нечто неприятное, плохо пахнущее, неинтересное, отчего хочется поскорее избавиться, выбросив его в урну, в ведро, в мусоропровод, в кусты и т.п.

Мусор не дает о себе забыть и превращается во всем мире во все большую проблему. Мы образуем все больше и больше отходов и в конце концов рискуем захлебнуться в них. "Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах"(Нильс Бор).

Кроме того что свалки захламляют и делают непригодными для дальнейшего использования огромные территории, свалки горят, отравляя воздух на многие километры вокруг, отходы при разложении выделяют опасные вещества, которые попадают в почву, грунтовые воды.

Почему мусора стало так много.

Основные причины:

Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд до 7 млрд)

Появление новых синтетических, не природных материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями

Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы перестали их беречь и с легкостью отправляем на свалку

Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку

Каждый россиянин производит более 300 кг бытовых отходов (ТБО)- показ слайда.

Главные составляющие - бумага, стекло, пищевые и садовые отходы, пластмассы, ткани, металлические предметы, полиэтиленовые отходы. А также старая мебель, старая бытовая техника, автомобильные шины и т.д.

Есть несколько вариантов обращения с ТБО -слайд Управление отходами

Существуют 4 основных способа обращения с отходами.

1. Захоронение на полигонах

Вред от захоронения отходов в том виде, которое он существует сегодня в России:

  • Под свалки отчуждаются огромные территории, которые в будущем уже нельзя будет использовать ни под что другое
  • На свалки отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли бы быть переработаны в полезные вещи
  • Токсичные вещества от разлагающихся отходов попадают в почву и грунтовые воды, отравляя их
  • Свалки часто самовозгораются, при этом в воздух выделяются вредные токсичные вещества и парниковые газы
  • Свалки - место скопления мышей, крыс, птиц, которые питаются отходами, становятся разносчиками инфекций
  • Свалки не украшают наши пейзажи.

Захоронение отходов допустимо, если захоронение происходит на специально оборудованных полигонах, а не на "диких" свалках.

Полигон - это оборудованное, безопасное для природы и человека хранилище отходов. Дно и стены полигона выстилаются специальными материалами, которые предотвращают проникновение вредных веществ в почву и грунтовые воды, установлены специальные системы сбора газа, который образуется при разложении отходов, чтобы избежать его возгорания или попадания в воздух. Этот газ используется в хозяйственных целях, например для отопления инфраструктуры полигона и близлежащих предприятий.
На захоронение отправляется только небольшая часть отходов, которую невозможно переработать в полезную продукцию.

2. Сжигание

Чем плохо или хорошо сжигание?

Плюсы сжигания:

При сжигании объем отходов уменьшается до 30 процентов

Тепло, образующееся при сжигании отходов, можно использовать в хозяйственных целях.

Минусы сжигания:

Это самый дорогостоящий способ обращения с отходами, если конечно речь идет о современном, безопасном мусоросжигательном заводе, где установлены в частности современные очистительные системы.

Большая часть мусоросжигательных заводов в нашей стране не являются современными и безопасными, а это значит при сжигании отходов в воздух попадает огромное количество вредных веществ (оксиды серы и азота, хлороводород, тяжелые металлы и т.п.), в том числе диоксины. Диоксины - это один из сильныейших ядов, его действие сильнее цианида, стрихнина, кураре!

В результате сжигания мусора, образуется зола, которая во много раз более экологически опасное вещество, чем мусор сам по себе. И ее необходимо захоранивать на специальных полигонах (а это дополнительные расходы), иначе не избежать загрязнения почвы и грунтовых вод.

На мусоросжигательные заводы сегодня у нас отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли бы быть переработаны в полезные вещи.
Сжигание мусора в мусоросжигательных заводах допустимо, этот способ применяется во многих европейских странах, но в этих странах:

Уделяется большое внимание и тратятся большие средства на обеспечение безопасности подобных заводов (очистные сооружения, захоронение токсичной золы и т.д.)

На сжигание отправляется та часть отходов, которую невозможно вторично переработать.

3. Вторичная переработка.

Наиболее выгодный, разумный способ обращения с отходами (и с экологической, и с экономической точки зрения) - извлекать из мусора максимум полезных компонентов и перерабатывать их в новые вещи. Такой подход:

  • Сохраняет первичные ресурсы (древесину, полезные ископаемые) для наших потомков
  • Сокращает количество отходов, которые вывозятся на свалку
  • Сохраняет наше здоровье
  • Меньше загрязняет окрестности.
  • Сегодня мы перерабатываем всего 3-4% отходов из наших домов, а могли бы перерабатывать до 90%.

Плакат №4- слайд.

Рассказать какие полезные вещи можно сделать, переработав эти отходы.

Но для того, чтобы это стало возможным необходимо собирать отходы раздельно уже дома. Если мы все бросаем в одно мусорное ведро, то затем отходы сложнее разделить, часть ценных вторичных ресурсов теряется (например, загрязненные бумажные отходы становятся непригодными для вторичного использования). По статистике, при сортировке смешанных отходов (например, на мусоросортировочных станциях) можно выделить только около 20% вторсырья.

Могут применяться разные схемы сортировки, все зависит от требований компании, которая собирает отходы и затем отправляет их на переработку. Основной принцип - отделять опасные отходы (батарейки, лампочки, градусники). Их нужно сдавать в специальные пункты приема, а также отделять ценное вторсырье от пищевых и не перерабатываемых отходов.

4. Компостирование

Органические отходы (траву, листья, пищевые отходы) можно переработать с помощью естественного биоразложения - компостирования. В результате отходы превращаются в компост, который прекрасно удобряет почву и улучшает ее свойства. Наверняка многие знают и применяют этот способ обращения с отходами.

5. Комплексный подход к управлению отходами

Наиболее передовые страны используют комплексный подход обращения с отходами, применяя все 4 способа. Оптимальный рецепт управления отходами:

Переработать все, что можно, в том числе компостировать органические отходы.

Сжечь, то, что нельзя переработать, но можно безопасно сжечь и получить энергию для хозяйственных нужд.

Захоронить на полигоне то немного, что нельзя переработать или сжечь.

А сейчас я предлагаю поиграть "Устами младенца" (приглашаются ученики 2-го класса)

Определите, что это.

1.- Её изобрели китайцы.

У нас её получают из дерева

Она легко горит

Из неё получается очень много мусора.

На ней обычно рисуют и пишут (Бумага)

Его делают из песка.

Чаще всего оно прозрачное.

Когда падает, оно разбивается.

Если его нагреть оно становится тягучим, как тесто

Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара (Стекло)

У меня много игрушек сделано из неё.

Она бывает разноцветной

Предметы, изготовленные из неё, мало весят

Если её поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет

Её нельзя выбрасывать (Пластмасса)

Этого почти не видно.

Этого много вблизи дорог, и где много фабрик и заводов

От этого у людей бывает астма и бронхит.

Это могут собрать на свои листья зелёные растения

От этого на деревьях не растут лишайники (Газовые отходы)

Это получается, когда что-нибудь железное становится старым или ломается

Это можно увидеть везде- в городе, деревне, вдоль дорог

Это собирают и сдают

Из этого можно сделать что-то новое

Это бывает иногда цветным (Металлолом)

Это легче воды

Это образует плёнку на воде и не тонет

В речке этого становится много, когда моют машину

Это мешает дышать рыбам

Это надо удалять с поверхности воды (Мазут, машинное масло)

За правильные ответы жетоны.

Современные отходы никуда не исчезают и постоянно накапливаются "Но может не все так плохо. В конце концов, наверняка отходы постепенно исчезают, растворяются, перегнивают?"

Учитель проводит игру, которая знакомит детей, сколько времени разлагаются различные виды отходов.

Узнаваемые для детей вещи.

Он достает различные виды отходов из мусорного ведра:

Пластиковую бутылку

Алюминиевую банку

Стеклянную бутылку

Тетрадку

Огрызок яблока или кожуру апельсина

Карточки с временными периодами

Раскладывает перед учениками на столе. Рядом кладет стопку карточек, на каждой из которых написан какой-то временной период. И просит учеников в группах по 2-3 человека угадать, сколько какой отход будет жить на свалке, положив напротив отхода карточку с соответствующим периодом.

Периоды, которые должны быть указаны на карточках:

2-5 недель

Более 1000 лет

Потом демонстрация Плаката №2-слайд показывает правильные ответы. Дети сравнивают свои ответы, за правильность - жетон.

Вывод: отходы прибывают, но никуда не исчезают.

Подумайте только, например, ни одна пластиковая бутылка не разложилась с момента начала их производства, и они будут лежать на свалках даже во времена ваших внуков и правнуков! Зато ежедневно потребляется от 500 миллиардов до 1 триллиона новых бутылок, которые являются одноразовыми, и мы выбрасываем их, как правило, через несколько часов после того, как купили в магазине напиток".

Программы по сокращению количества отходов

Лучшие отходы - это отходы, появления которых удалось избежать. В передовых странах в области управления отходами широко применяются программы, направленные на сокращение количества отходов.

Например "Инициатива RRR" в области обращения с отходами:

Reduce - сокращение, Reuse - повторное использование, Recycle - переработка вторичных ресурсов -слайд

Вместе с ребятами рассмотреть хотя бы один пример (например, алюминиевую банку из-под газировки) заполнив на доске таблицу:

R1 - Сокращение. Купить воду в стеклянной бутылке (вместо пластиковой), пользоваться многоразовыми сумками, а не пакетами

R2 - Повторное использование. Сделать поделку - например лейку из бутылки, или шашки из крышек

R3 - Переработка. Переплавить и сделать детали для велосипеда

Практическая игра на закрепление материала

"Давайте приглядимся к содержимому нашего обычного мусорного ведра и посмотрим так ли уж бесполезно, то, что мы привыкли считать мусором". (Домашняя работа с мусором, которую ребята делали в течении недели)

А теперь подумайте как можно правильно утилизировать ваши отходы и могло их быть меньше?(беседа)

В конце учитель говорит, что это то, что может делать каждый из нас уже сегодня для решения проблемы, даже если у нас в селе нет ни одного приема вторичных ресурсов.

Многое в наших силах!

Исполнение экологических частушек.

Всюду люди - тут и там.
Где они - там сор и срам.
Сами от того страдаем,
Что природу засоряем.
До чего ж природу жалко!
Не губи её красу!
Человек, не делай свалку
Рядом с Сергиевском, в лесу!
Ой, ты, реченька река,
Не поймаешь окунька.
Ловится лишь на крючок
То пакет, то башмачок.
То бросаем, то уроним
На дороге, на траве.
Мы все в мусоре утонем.
Если мусор в голове.
Мусор здесь, помойка там,
А Земля вращается-
Незаметно, потихоньку
В свалку превращается!
Лес зелёный охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
Ой вы, люди всей Земли,
Вдруг Земля обидится?!
На других планетах жизни
Пока не предвидится!
Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
Чтобы были труд и отдых,
Как бывало в старину.
Шар земной - наш дом родной,
Но теперь от века к веку
Он в опасности большой
От деяний человека.
Я прекрасный видел сон,
Не позабудится мне он.
Вот он глобус - шар земной,
Такой чистый и родной.
Нам природа подарила
Разум, силу и уменье.
Воздадим же сполна
Чтоб она жива была.
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету.
Во всей Вселенной совсем одна
Что будет делать без нас она?

(по результатам конкурса, тот, кто набрал больше всех жетонов определенного цвета, будет награжден пакетиком семян) Вручение пакетиков семян редьки, репы, салата, шпината. А почему эти семена. На Руси до 17 века не было многих овощей - моркови, капусты, перца, тыквы, огурцов и помидор, и даже лука. А что же тогда было? Была редька и репа. Их варили, жарили, пекли пироги. Полезные вещества из них генетически нам близки, больше, чем из бананов и апельсинов. Поэтому я советую завести свою грядку и посадить эти овощи! Уже третий год в России проходит акция. "Сделаем вместе!" - общественная акция по уборке мусора. Эта акция, начавшись в Подмосковье, охватила территорию всей страны. Сбор мусора - раздельный: стекло, пластик и банки добровольцы фасуют в разные пакеты и отправляют на переработку. Остальные отходы поедут на полигон.

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАПУСТНИК»

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
Форма проведения: экологическая игра-конкурс.

Действующие лица : ведущий – 1 человек,Баба-Яга жюри конкурса – 2 человека.

В:Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!

В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать:»Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!». А в ответ тишина…

Стихотворение под звон колоколов:

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!

III. Основная часть.
Тур 1. Представление команд.
Начнем мы с вами наш турнир с представления команд, выбор капитана. Оцениваться будет эмблема, название обязательно должно быть на экологическую тему, представление команд. Оценивается по пятибалльной системе.

Тур 2. Разминка.
Каждой команде по очереди дается по четыре подсказки. Если команда ответила с 1 подсказки получает 4 бала, если со 2 – 3, если с 3 - 2, если с 4 – 1 бал. Если команда не ответила на вопрос, а ответила другая команда она получает 1 бал.

1. Оно может жить до 2000 тыс. лет.
2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
3. Из него делают бочки и паркет.
4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)

1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
2. Про нее сложено много песен.
3. Кора целебней ягоды.
4. У нее есть родственница с блестящими черными плодами – городовика. (Калина)

1. С его цветков лучший мед.
2. Из него делают ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков не заменим при простуде. (Липа)

В:На этом наша разминка подошла к концу.

Тур 3. Рассказ Бабы – Яги.

В:Переходим с вами к третьему туру.

Появление Бабы – Яги.

Б.Я. Здравствуйте, вот и я.
В. Откуда ты взялись.
Б.Я. Откуда взялась сами догадайтесь. Сейчас вам загадаю загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Б.Я. Конечно я пришла к вам из лесу.

Ох, как вспомню. Недавно с Лешим в соседний лес на пикник ходили. Так классно время провели.
В.: Я уже слышала ваш рассказ и ужаснулась. Что вы натворили в лесу. Вот ребятам будет задание послушать внимательно рассказ и найти, что же натворили Баба – Яга и Леший в лесу. Кто больше найдет ошибок, тот и выигрывает. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал.
Б.Я. Значит так!

Весело музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. (Громкая музыка распугивает зверей и птиц). Дни стояли жаркие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Мы с лешим на перегонки вырывали грибы из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует – разрушается грибница).

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. (Для костра собирают сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.) заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом мы с Лешим устроили соревнование, кто дальше выбросит пустые банки и полиэтиленовые мешки. А что, все равно микробы их разрушат. (Эти вещества разрушаются 100-200 лет) горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. (Угли следует забросать землей или залить водой) в кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует) солнце выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой, авось пригодится. (Брать птенцов и зверей из леса не надо) мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Леший решил показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. (Не следует что либо проталкивать в муравейник.)

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно.) С охапками луговых и лесных цветов мы возвращались в свой лес. (Луговые и лесные цветы рвать не следует.) Весело прошел день.

(Ответы учащиеся записывают на листочках)
В. Теперь ты Б.Я. поняла, что вы с Лешим натворили.
Б.Я. Да, конечно. Я сейчас же побегу к нему и все расскажу.

ТУР 4. Игра в прятки.
В каждом приведенном выражении найти скрытый цветок и птицу. Выполнить это можно, только соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время на задание ограничено (раздать задания)

1. Мы пойдем по тропинке мимо забора, в Вы Пьер? (мимоза, выпь)
2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока. (ромашка, сорока)
3. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит – и дома. (ирис, пеночка)
4. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга. (роза, иволга)
5. Ты сегодня кто? Я сегодня шпион, - Пароль? – У-два, ракушка. (пион, варакушка)
6.А задачки-то хороши. Повникай, повникай – это тебе не шуточки. (шиповник, уточки)

ТУР 5. Конкурс капитанов.

Капитаны по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве? (ископаемые)
2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и не живой природы? (охрана)
3. Распространенное вещество, встречающееся на земле в 3 состояниях? (вода)
4. верхний слой земли, в котором растут растения? (почва)
5. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу? (человек)
6. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света и воздуха? (растения)
7. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности? (горизонт)
8. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компаса)
9. Как называется умение находить стороны горизонта? (ориентирование)

ТУР 6 . Сейчас команды получат задание – легенда.

Вы должны догадаться о каком цветке идет речь(раздать задание)
По преданию эти цветы возникли из слез Евы, изгнанной вместе с Адамом из райского сада. Горько плакала прародительница рода человеческого и всюду, куда падали ее слезы, распускались эти цветы. Именно с этим цветком в руке явился в день Благовещения архангел Гавриил к Деве Марии, чтобы возвестить ее о рождении Сына, который будет великим и назовется Сыном Всевышнего. Этот цветок был на знаменах французских рыцарей. (лилия)

ТУР 7 "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово (раздать задания)
1. Корень, стебель, цветок, букет , лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб , небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта , ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа , - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд , королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза , лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона , кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей , соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.

ТУР 8 «Модница»

Сделать шляпку из бросового материала (газеты, бутылки, кассеты)

Подведение итогов. Награждение победителей.




Top