Основы колористики и цветовой композиции. Цветоведение

Мир полон эмоций. Мы проявляем их в различных ситуациях и событиях в течении всей нашей жизни. Они могут быть как положительными, пробуждая в нас и окружающих позитивные переживания, так и отрицательные, вызывая бурю негативных реакций. Они могут проявляться в реальной жизни и в наших воображаемых фантазиях. И это всегда выражение наших чувств, которые не требуют подтверждений словами.

В основе создания образа всегда заложена эмоция, которая обнажает истинные чувства и переживания. Нашу индивидуальность, неповторимость и многогранность передают соединенные между собой различные эмоции. Какая вы сегодня? Какую тайну хранит ваш образ? Драма, романтика, секс, эпатаж? Без сомнения, создавая индивидуальный образ, мы используем массу дополняющих и уточняющих друг друга мелочей. Прическа, костюм, макияж, аксессуары - все это поможет в раскрытии эмоций.

Если вы хотите создать властный, решительный образ, вам поможет костюм с прямыми линиями, строгая прическа и графичность в макияже. Округлые формы, свойственные вязаным свитерам, рубашкам с маленькими воротниками, приталенным вещам, скажут людям, что вы человек добрый, податливый. Мягкие линии в прическе и макияже добавят образу романтизма. Треугольная форма костюма, минимализм в одежде, загадочный макияж и легкая небрежность в прическе подчеркивает сексуальность.

Формируя свой стиль, определите цель, подумайте, чего вы хотите: произвести впечатление на любимого человека, победить на выборах, получить новую должность, быть бойцом невидимого фронта или стать королевой вечеринки? Продумав все нюансы, создайте свой имидж и двигайтесь к намеченной цели.

Ваш образ должен приоткрыть только те эмоции, которые вы хотите продемонстрировать окружающим в данных обстоятельствах. Выбранный образ поможет выстроить порядок взаимоотношений с другими людьми. Одежда подскажет манеру поведения, ее цвет – настроение.


Психологическое значение цвета имеет также не маловажную роль.

Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации.

Красный

Красный цвет наиболее активный. Это насыщенный, тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует страстную любовь, власть, огонь, войну. Светлые оттенки красного действуют возбуждающе, темные придают солидность. Формирует лидера.

У китайцев красный цвет - символ удачи, счастья, благородства, а у индейцев олицетворяет жизнь и действие.

Оранжевый

Оранжевый цвет малонасыщенный, теплый, легкий, сексуальный. Действует возбуждающе. Оранжевый цвет стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Он символизирует наслаждение, праздник, благородство.

Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать. Отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.

Желтый

Желтый цвет теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный. Он вызывает приятные ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Желтый цвет способствует активизации умственной деятельности. Цвет оптимизма. Желтый - долго сохраняется в памяти. Но в сочетании с другими цветами он может вызывать противоположные эмоции. Например, зеленовато-желтые и серо-желтые оттенки олицетворяют зависть, фальшь и действуют отталкивающе.

В Бразилии этот цвет - символ отчаяния, а в сочетании с фиолетовым - символ болезни; у мусульман Сирии - символ смерти. В Китае, наоборот, желтый цвет очень популярен, так как он является символом империи и великолепия. Для русского человека желтый цвет - это знак разлуки и измены.

Зеленый

Зеленый цвет насыщенный, спокойный, свежий, нежный, умиротворяющий, живой. Действует успокаивающе. Он символизирует мир, покой, любовь, спасение. Жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.

Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Ирландии и Египте. В Китае зеленый цвет символизирует роскошную жизнь и молодость; в Индии - мир и надежду.

Голубой

Голубой цвет слабонасыщенный, легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность. Если голубого цвета слишком много, это может вызвать лень, апатию.

Голубой цвет для китайцев - один из траурных цветов; в Индии - символ правдивости; в Бразилии - символ печали.

Синий

Синий цвет очень насыщенный и очень холодный. Он тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Первое чувство, которое он вызывает, - это чувство настороженности. Но на самом деле успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Фиолетовый

Фиолетовый цвет насыщенный, холодный, тяжелый, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость, зрелость, высший разум. Фиолетовый цвет легко подавляется другими цветами, но сам по себе фиолетовый цвет глубокий и выразительный. Он придает одежде торжественный и роскошный вид. В большом количестве фиолетовый цвет вызывает меланхолию.

Связан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистистизмом. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности. Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства.

Коричневый

Цвет консервативных людей, не желающих ничего менять. Земля, очаг, дом, надежность, удобство, выносливость, устойчивость.

Одним их важнейших средств эмоциональной и художественной выразительности служит колорит.

Колорит - это система соотношения цветов, образующая некое единство и являющаяся эстетическим выражением красочного разнообразия действительности.

По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блеклым, приглушенным и т.д. В любом образе колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок.


Наши глаза способны различать огромное количество цветов. Но все это многообразие делится всего лишь на две группы: ахроматические (т.е. лишенные цветового пигмента) - черный, белый и их смесь - серый; хроматические (т.е. цветные) - это всевозможные цвета и оттенки. Для того чтобы грамотно и гармонично сочетать цвета нужно знать их основные характеристики.

  • Оттенок (цвет) - название цвета (красный, синий,...).
  • Интенсивность - уровень концентрации цвета (преобладание того или другого тона).
  • Глубина - степень яркости или приглушенности тональности цвета.
  • Светлота - степень разбеленности (% присутствия в цвете белого и светло-серого тонов).
  • Насыщенность - % присутствия темно-серого и черного тонов.
  • Яркость - характеристика светящихся тел, равная отношению силы света в каком-либо направлении к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению.

Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.

Считается, что основных чистых цветов три: желтый, синий, красный. Все остальные цвета можно получить путем смешивания основных при различном пропорциональном их соотношении.

При смешивании двух основных цветов в равных пропорциях получается дополнительный цвет. Итак: синий+желтый=зеленый, желтый+красный=оранжевый, красный+синий=фиолетовый.

При смешивании трех первичных цветов в неравных пропорциях ― мы получаем разные оттенки серо-коричневых цветов, в равных пропорциях ― серый цвет.

Цветовой круг

В цветовом круге цвета находящиеся друг напротив друга являются контрастными или комплиментарными парами. Красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий –оранжевый и множество других пар.

Итак если вы хотите что-либо выделить, подчеркнуть красоту какого-либо цвета, выбирайте контрастный цвет – противоположный в круге!

Что бы подчеркнуть красоту глаз надо руководствоваться цветом радужки. Для голубых глаз, выбираем желто-коричневую и оранжево-коралловую гамму, карим глазам – зеленовато-синюю и фиолетово-красную, зеленым – фиолетово-красно-оранжевую.

Но здесь возможны и курьезы. Надев красное платье при оливковом цвете кожи, можно выглядеть болезненно. Зеленые тени или тушь усилят цвет красных прожилок на белках глаз, фиолетовая или сиреневая помада создаст ощущение ярко-желтой эмали на зубах, рыжий цвет волос добавит цвету лица синеватый оттенок.

Вот еще один не маловажный аспект. При наслоении друг на друга противоположных, контрастных цветов они взаимо уничтожаются, т.е. нейтрализуют друг друга. Эти качества цвета мы используем применяя базу под макияж, тональную основу или консиллер. Чтобы замаскировать фиолетовые круги под глазами, нужно выбрать корректор желтого цвета,чтобы скрыть коричневую пигментацию под глазами, лучше выбрать корректор холодного розового оттенка, нейтрализовать красные пятнышки и сосудики можно зеленым цветом, болезненно-желтоватый цвет лица или желтоватые пигментные пятна корректируется фиолетовой базой, цвет кожи с синеватым оттенком прекрасно освежится с помощью персиковой базы или тональной основы.

Если обратить внимание на каждую четверть цветового круга, то мы увидим, что внутри каждой четверти находятся родственные цвета. В них нет резких противопоставлений, они хорошо смешиваются между собой. А если взять отдельно правую и левую половины круга, то сочетания цветов будут уже родственно-контрастны. Это сочетания родственных цветов и контрастных пар. И смешиваются они только лишь через один общий цвет. Например: коралловый (красный+желтый) и малиновый (красный+синий) = общий красный цвет и т.д.

Но при сочетании родственно-контрастных цветов необходимо быть внимательными. Идеальными сочетаниями считаются сочетания таких двух цветов, в которых количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов одинаково.

Сочетания цветов играют важную роль в создании гармоничных композиций. Одни цвета превосходно сочетаются, другие просто отталкивают взгляд.

Все сочетания цветов в углах треугольников, квадрата и прямоугольника (в круге из 12 частей) гармоничны. Все эти фигуры можно вращать в пределах круга - законы гармоничных сочетаний цветов в углах этих фигур остаются неизменными. Всевозможные сочетания можно рассмотреть на примере рисунков.

Сочетания 3-х цветов:

Сочетания 4-х цветов: В этой схеме каждая пара цветов будет комплиментарной.

При использовании этих схем нужно учитывать количество цвета. Самый простой вариант – это взять один цвет за основу, а остальные использовать как дополнительные, в качестве акцентов. Также можно менять яркость, светлоту, контрастность, насыщенность, приглушенность. Вариантов достаточно много.

Помимо хроматических (цветных) существуют Ахроматические (бесцветные) цвета – белый (отражает) и черный (поглощает). Осветление или приглушение цвета происходит, когда к цветному цвету добавляют белый или черный. В первом случае получаются более светлые (пастельные оттенки), во втором – более темные (затемненные).При добавлении серого цвета становятся приглушенным, грязноватыми.

Если разделить цветовой круг, проведя линию от зелёного к красному цвету, пополам, то справа будут находиться ТЕПЛЫЕ цвета, а слева – ХОЛОДНЫЕ.

Холодные цвета - это все цвета и оттенки, в которые добавлена синяя краска. Теплые цвета получаются добавлением жёлтой краски.

Красный и зеленый цвета могут быть нейтральными, теплыми и холодными. В зависимости от того, сколько в них синей или желтой краски.


Очень важно хорошо различать теплую и холодную гаммы, так как они обладают рядом важных свойств. Теплые цвета всегда кажутся ближе своего фактического расположения. То есть они имеют способность приближать, увеличивать. Они создают объем. Холодные цвета, наоборот, отдаляют, уменьшают. Так же все светлые оттенки приближают и увеличивают, все темные отдаляют и уменьшают.

Используйте эти свойства при подборе макияжа. Применяйте светлые светящиеся тени при небольших или глубоко посаженных глазах, затемнённые матовые тени – при выпуклых глазах или нависающих веках, светлую атласную помаду с перламутровым блеском – для создания дополнительного объема губам, затемнённую матовую помаду – для их уменьшения, светлые светящиеся румяна – для худощавого лица, румяна темнее цвета кожи без блеска – для круглого лица или излишних выпуклостей. Светлые тени, нанесенные под бровь, приподнимут их и увеличат глаза. Белый карандаш-кайал, нанесённый на слизистую оболочку глаза, увеличит его, сделает более открытым. Тёмный матовый карандаш, нанесённый на слизистую оболочку, придаст глазу вытянутую «восточную» форму.

Итак. Всем людям идут все цвета! Важно лишь в каком процентном соотношении, сколько его, в сочетании с чем и по какому поводу!

Цвета не только делают наше существование ярче, но и определяют наше настроение, воздействуют на наши мысли, эмоции и поступки. Различая цвета, мы лучше распознаем объекты окружающего мира, лучше справляемся с жизненно важными задачами. Цвета также несут в себе информацию, важную для коммуникации. Цвет – это пульт управления эмоциями, научитесь нажимать на правильные кнопки!

Сделал вот конспект по колористике для себя, дабы не забывать. Пытался максимально сократить, поэтому получилось много умных слов. Конспект не полный, но доделать как-то не доходят руки. Если у кого-нибудь появится желание дополнить - не стесняйтесь.


Цвет — это результат взаимодействия трех составляющих: источника света, объекта и наблюдателя . Наблюдатель воспринимает длины волн света, излучаемых источником света и видоизменяемых объектом.
Свет , видимый человеком - это небольшая часть светового спектра электромагнитных волн.

Световые волны сами по себе не имеют цвета, но разные длины волн ассоциируются с определенным цветом.
Порядок следования цветов неизменный - от коротковолнового диапазона (фиолетовый) к длинноволновому (красный) или наоборот. Волны, несколько длиннее красного света, занимают инфракрасный (ИК) диапазон. Волны, короче фиолетового - ультрафиолетовый (УФ) диапазон.
Предметы сами по себе не имеют цвета , он появляется лишь при их освещении .

Человек воспринимает цвет двух типов: цвет светящегося объекта (цвет света или аддитивный цвет) и цвет отраженного от объекта света (цвет пигмента или субтрактивный цвет).

Основные или первичные цвета — это цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Тип смешивания (аддитивное или субтрактивное ) определяет основные цвета.
Дополнительные или комплиментарные цвета (на цветовом круге расположены напротив друг друга) — это пары цветов, при аддитивном смешивании дающие белый цвет, при субтрактивном — серый или чёрный. Для цветов RGB дополнительными будут соответственно CMY (и наоборот). Каждому цвету можно противопоставить не один контрастный (дополнительный) цвет, а близлежащую пару , которая его образует.

Приведенная схема основных цветов работает только для компьютерных графических систем. У традиционных художников основными цветами считаются красный, желтый и синий . Цвета, получаемые путём смешивания основных, называются составными (зелёный, оранжевый, фиолетовый). Сумма составных цветов даст коричневый.

Аддитивное смешение — (от англ. add — добавлять, т.е. добавление к черному других световых цветов) или RGB (Red, Green, Blue) — метод синтеза цвета, в котором первичными цветами являются аддитивные красный, зелёный и синий. В этой системе отсутствие цветов даёт черный цвет, а добавление всех цветов белый . Выбор основных трёх цветов обусловлен особенностями физиологии сетчатки человеческого глаза.
Субтрактивное смешение (от англ. subtract — вычитать, т.е. вычитание цветов из общего луча отраженного света) или CMY (Cyan, Magenta, Yellow) — метод синтеза цвета, в котором первичными цветами являются субтрактивные голубой, пурпурный и жёлтый. Цветовая модель основана на поглощающих свойствах чернил. В этой системе отсутствие цветов даёт белый цвет (белая бумага), а смешение всех цветов — условно чёрный (в действительности типографские краски при смешении всех цветов дают темно-коричневый, а для придания истинно черного оттенка добавляют черную ключевую краску — Key color). Обладает сравнительно с RGB небольшим цветовым охватом.

Цветовые модели RGB и CMYK теоретически являются дополнительными друг к другу, а их пространства частично перекрываются .
Цветовая модель CIE LAB (или Lab ). В этой модели любой цвет определяется яркостью «L» (Luminance) и двумя хроматическими компонентами : параметром «а» (изменяется от зеленого до красного ) и параметром «b» (изменяется от синего до желтого ). Разработанные в рамках этой модели цвета будут выглядеть одинаково как на экране, так и при печати независимо от типа устройства воспроизведения. Обладает наибольшим цветовым охватом.

Свойства цвета:

Цветовой тон или оттенок (Hue ) — совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра.

Насыщенность (Saturation ) — степень блёклости .

Светлота (Lightness ) — степень близости цвета к белому .

Яркость (Brightness ) — степень близости цвета к чёрному .

Хроматические цвета — все цвета, за исключением ахроматических . Обладают всеми тремя свойствами.
Ахроматические («бесцветные») цвета — белый, оттенки серого и чёрный. Основным свойством является светлота .

Спектральные цвета — это семь ключевых цветов спектра .
Неспектральные цвета (цвета, не входящие в цветовой спектр ) — это оттенки серого , цвета смешанные с ахроматическими цветами (например: розовый, как смесь красного с белым), коричневые и пурпурные цвета (Magenta).

Цветовой круг Иттена:

Цветоведение - наука о природе цвета, включающая знания о природных характеристиках цвета, основных, составных и дополнительных цветах, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите. Цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой культуре.

Цветоведение - это анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Цветоведение включает:

  • · физическую теорию цвета,
  • · теории цветового зрения,
  • · теорию измерения и количественного выражения цвета.
  • · субъективный аспект восприятия цвета известен также как квалиа.

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи, что доказывает всю сложность изучаемого психологического вопроса цветоведения.

Цветоведение опирается на физические основы цвета, психоэмоциональный фундамент и учитывает представление общества о культуре цвета.

В понимании дизайна цвет мыслится как цветовая среда или полихромия, формирующая её объекты. Это колористика города, здания, интерьера или иного объекта дизайна, сформированного профессиональным решением художника.

Дизайнер учитывает естественную колористическую среду, которая имеет свои формы восприятия в зависимости от региона, времени года и географического положения.

Курс «Цветоведение» является одной из базовых дисциплин в подготовке художников-педагогов.

В силу того, что 90 % информации об окружающем его мире человек получает при помощи органов зрения, легко объяснима в роль цвета жизнедеятельности человека.

Проблемы цвета и цветовосприятия исследовались в разных сферах науки: психологии, биологии, физике, медицине и изобразительном искусстве. Для художника цвет особенно важен, так как неумение распорядиться цветовым строем художественного произведения сводит на «нет» все усилия живописного плана. Поэтому во главу угла в процессе обучения поставлен вопрос моделирования цветовой среды согласно тематике задания.

Для успешного решения таких задач студенты, наряду с прослушиванием теоретического курса, выполняют упражнения по изучению влияния цвета на эмоциональное состояние человека, упражнения на цветовое равновесие, гармонизацию цветовых отношений.

Последнее особенно важно в системе подготовки специалистов, так как ряд практических заданий по созданию гармонизированного цветового строя позволяет избежать ошибок в дальнейшей работе с цветовыми композициями. Это касается и занятий по живописи, композиции, декоративно-прикладному искусству, художественному проектированию и др.

Достижения научно-технического прогресса, развитие культуры и искусства, появление новых художественных материалов и технологий значительно расширили возможности художественного образования детей и юношества, предопределили развитие содержательных основ курса «Цветоведения» в системе подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Изучение цвета рассматривается в качестве важной составляющей всей системы подготовки художника-педагога. Содержание специальных дисциплин: живописи, композиции, художественного проектирования и компьютерной графики, анализа и интерпретации произведений искусства, декоративно-прикладного искусства связано с цветоведением. Развитие навыков художественного восприятия, умения пользоваться цветом как средством художественного выражения является основой художественно-педагогической компетентности будущего учителя.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности в изобразительном искусстве. Теоретики искусства, педагоги, психологи (Р. Арнхейм, А. Б. Бакушинский, Б. Р. Виппер, С. В. Кравков, С. П. Ломов, А. А. Мелик-Пашаев и др.) отмечали сложность процесса художественного восприятия. Они подчеркивали важность творческого переживания, осмысления и оценки произведения искусства, указывали на то, что «умение видеть и переживать» требует усилия и подготовки. Практическое освоение средств художественного выражения, работа разнообразными художественными материалами являются важными условиями, способствующими развитию умения воспринимать художественно-образную основу произведения.

По мнению Г. В. Лабунской, цветовая выразительность работы, ее образность обуславливается художественно-творческими способностями учащегося, в основе которых лежит эмоциональное, эстетическое отношение к изображаемому . Художник-педагог должен обладать не только способностью тонко различать цвета, но и развитым эстетическим отношением, при котором в цветах он видит определенные образы, настроения и выразительные возможности, вызывающие у него эмоциональную отзывчивость. Практическое освоение цвета, работа разнообразными художественными материалами являются важными условиями, способствующими развитию умений воспринимать художественно-образную основу произведения.

Принцип организации художественно-творческой деятельности учащихся в единстве художественного восприятия и продуктивного творчества нашел отражение в работах А. В. Бакушинского. Овладение материалом и средствами творческого выражения, воспитание способности восприятия-созерцания автор рассматривал как неразрывные компоненты процесса формирования «культуры творческой личности» . Учет принципа единства восприятия и творчества и ныне является важной основой методики преподавания спецдисциплин в вузе. Так же актуальными являются положения программ колористического образования студентов двух школ БАУХАУЗ и Высших художественно-промышленных мастерских начала ХХ века (В. Гропиус, И. Иттен, В. В. Кандинский, К. Истомин и т. д.), основанные на изучении «первоэлементов», как структурных звеньев образовательного процесса. Постижение эмоционально-образного языка изобразительного искусства, развитие когнитивных способностей студентов являются важными составляющими современной системы подготовки художника.

Современному развивающемуся обществу необходимы образованные, инициативные люди, творчески активные, проявляющие себя общественно и индивидуально, способные воспринимать и создать художественные ценности. Колористическая подготовка студентов художественно-графических факультетов нацеленная на развитие знаний, умений и навыков не обеспечивает достижения поставленных задач. Традиционный подход к преподаванию цветоведения не способствует формированию целостных представлений у студентов о цвете как средстве художественной выразительности.

Изучение исторического и современного опыта работы ученых и педагогов-практиков в области колористического образования студентов предопределило необходимость разработки оптимального содержания образования в области цветоведения с учетом новых достижений в области педагогики и науки о цвете.

Изучение научно-теоретических основ системного подхода в обучении позволяет рассматривать педагогическое образование в вузе как целостный комплекс взаимосвязанных между собой элементов, гарантирующих получение результата - профессионально компетентного художника-педагога. В связи с этим возникла необходимость внедрения принципов системного подхода в образовательный процесс, потребность в разработке и апробации модели освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанной на системном подходе к обучению, с целью формирования художественно-педагогической компетентности студента художественно-графического факультета в области цветоведения.

По нашему мнению, художественно-педагогическая компетентность студента художественно-графического факультета в области цветоведения зависит от художественно-творческого развития, которое включают в себя: теоретические знания по цветоведению; умения и навыки владения цветом в процессе работы различными художественными материалами; способность воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения; сформированность художественной индивидуальности.

Основой моделируемого комплекса является новое содержание художественного образования, не сводимое к знаньевой парадигме, нацеленное на формирование умений воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения, основанное на системном подходе.

Труды И. В. Блауберга, Э. Г. Юдина, М. С. Кагана, В. Н. Садовского позволили определить основные понятия системного подхода: система, элемент, структура, целостность, связь, иерархия. В основе системного подхода лежит рассмотрение объектов как систем: ориентирующее исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связи в нем и сведение их в единую теоретическую картину . Анализ литературы позволил выделить принципы системного подхода в обучении: принцип приоритета конечной цели, принцип единства, принцип связи, принцип иерархии, принцип функциональности, принцип функционирования.

Педагогический аспект данной проблемы рассматривался в трудах Н. В. Кузьминой, С. И. Зиновьева, И. Л. Зимней, В. А. Сластенина и др. Эти авторы обращали внимание на целесообразность внедрения системного подхода в профессиональную подготовку будущего специалиста. Взаимодействию компонентов содержания образования, реализации педагогических принципов обучения посвящены исследования В. В. Давыдова, В. В. Краевского, Д. Б. Эльконина и др. Ученые обращали внимание на развивающий характер образовательного процесса, на необходимость эффективного использования воспитательного потенциала искусства.

Принципы системного подхода и актуальные педагогические методы преподавания цветоведения стали основой в моделировании системы обучения цветоведению студентов художественно-графического факультета. Их реализация предопределила построение модели освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанной на системном подходе к обучению.

Несмотря на то, что все компоненты тесно связаны между собой, каждый имеет относительно самостоятельное значение для функционирования моделируемой системы.

Принцип функционирования выражается в единстве восприятия и художественного творчества. Организация процесса обучения цветоведению основана на эмоционально-образном постижении окружающей действительности, художественных произведений изобразительного искусства при одновременно осуществляемых процессах восприятия и созидания.

Принцип иерархии заключается в создании индивидуальной образовательной траектории художественно-творческого развития каждого студента, применении личностно-ориентированного подхода в обучении. Учет индивидуальных особенностей личности студента, его индивидуальный темп и ритм развития, предоставление свободы творческого выбора и самовыражения способствуют формированию художественной индивидуальности, отражающей особенности восприятия, воображения и созидания, наличие художественного почерка.

Принцип функциональности проявляется в создании студентами авторских общественно значимых творческих работ и проектов. Творческий проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет сформировать у будущего художника-педагога умение ставить и решать задачи, связанные с его профессиональной деятельностью.

Опираясь на изученный исторический и современный опыт работы в области колористического образования студентов, содержание образования может быть раскрыто через серию художественно-творческих заданий, объединенных шестью тематическими блоками: ахроматические цвета, хроматические цвета, системы классификации цветов, цветовые взаимодействия, принципы гармонии цвета, эмоционально-эстетическое воздействие цвета. Эти блоки, в свою очередь, являются системообразующей основой таких дисциплин, как цветоведение, живопись и формальная композиция.

Построение содержания образования на блочно-тематической основе обеспечивает преемственность и общность предметов художественного цикла на художественно-образной основе. Художественная деятельность с цветом должна предполагать не только выполнение цветовых шкал и комбинаторик, но и живописных и декоративных этюдов, ассоциативных беспредметных композиций, стилизованных натюрмортов, эскизов, длительных работ с натуры, в том числе с применением компьютерных технологий.

Работа с цветовыми сенсорными эталонами, шкалами способствует расширению цветоразличительных способностей зрения студентов, совершенствованию их зрительной культуры. Выполнение комбинаторик с разным цветовым решением, создание цветовых кругов содействует эффективному усвоению теории цветовых гармоний, накоплению опыта смешения цветов и получения многообразных оттенков. Создание беспредметных композиций развивает у студентов ассоциативное мышление. Композиции, выстроенные с учетом эмоционально-эстетического воздействия цвета на человека, содействуют преодолению предметного видения цвета. Работа над натюрмортом должна быть представлена разнообразными видами деятельности: плоскостное, объемно-пространственное, стилизованное решение образа.

Проведение занятий в музее изобразительного искусства, посещение мастерских художников, анализ результатов собственной творческой деятельности, интерпретация живописных произведений развивает когнитивную компетенцию студентов. Встреча с подлинником стимулирует их познавательную активность в области истории изобразительного искусства, способствует самостоятельному изучению приемов практического использования цвета, как средства художественного выражения.

Включение личностно-ориентированного подхода к обучению студентов цветоведению способствует формированию индивидуального видения и художественно-творческого развития каждого студента. Внедрение в творческую работу студентов информационных и мультимедийных технологий, обеспечивает возможности расширения средств выполнения художественных замыслов при решении колористических задач.

Такое построение содержания образования обеспечит преемственность и позволит планировать работу со студентами системно, с учетом единых образовательных задач. Взаимодействие спецдисциплин на основе принципов системного подхода дает возможность сделать систему обучения цветоведению гибкой, продуктивной, адекватной условиям современной художественной культуры, достижениям технического прогресса.

Тайны цвета давно волновали людей. Еще в древние времена он получил свой символический смысл. Цвет стал основой многим научным открытиям. Он не только повлиял на физику или химию, но и стал важным для философии и искусства. Со временем знания о цвете становились все шире. Начали появляться науки, которые занимаются изучением этого явления.

Понятия

Первое, что следует упомянуть - основы цветоведения. Это наука о цвете, которая содержит систематизированную информацию разных исследований: физики, физиологии, психологии. Эти сферы изучают феномен оттенков, объединяя полученные результаты с данными по философии, эстетике, истории, литературе. Ученые с давних времен исследовали цвет как культурное явление.

А вот колористика представляет собой более углубленное изучение цвета, его теорию и применение человеком в разных сферах деятельности.

Историческая основа

Немудрено, что эти науки издавна волновали людей. Конечно, тогда еще не было таких понятий, как "цветоведение" и "колористика". Тем не менее цвету придавалось огромное значение в культуре и развитии народов.

История может нам представить огромный пласт знаний об этом. Поэтому учеными принято разделять все это время на два этапа: период до 17 века и время с 17 века до наших дней.

Становление

Начиная путешествие по истории колористики, нужно вернуться к Древнему Востоку. На тот момент существовало 5 основных цветов. Они символизировали четыре стороны света и центр земли. Китай выделялся особой яркостью, натуральностью и многоцветием. Позже все преобразилось, и в культуре этой страны начала наблюдаться монохромная и ахроматическая живопись.

Еще более развитыми в этом плане были Индия и Египет. Здесь наблюдалось две системы: троичная, которая содержала основные на тот момент цвета (красный, черный и белый); а также ведичная, основывалась на ведах. Последняя система была углублена в философию, поэтому в ней встречается красный, символизирующий восточные лучи Солнца, белый - лучи Юга, черный - лучи Запада, очень черный - лучи Севера и невидимый - центр.

В Индии большое значение уделяли оформлению дворцов. Путешествуя по миру, и сейчас можно заметить, что часто использовали белый, красный и золотой. Со временем к этим оттенкам стали добавлять желтый и синий.

Религия в цвете

Западная Европа в Средние века смотрела на основы цветоведения со стороны религии. На тот момент стали появляться другие оттенки, которые ранее не принимали за основные. Белый стал символизировать Христа, Бога, ангелов, черный - подземный мир и Антихриста. Желтый означал просветление и деяния Духа Святого, а красный - Кровь Христа, огонь и солнце. Синий символизировал небо и обитателей Бога, а зеленый - пищу, растительность и земной путь Христа.

В это время на Ближнем и Среднем Востоке с колористикой происходит то же самое. Тут влияние получает Ислам. В основном значение цветов остается неизменным. Единственное, зеленый становится основным и символизирует райский сад.

Перерождение

Цветоведение и колористика снова трансформируются. Перед вторым этапом приходит эпоха Ренессанса. В это время Леонардо да Винчи провозглашает свою систему цветов. Она состоит из 6 вариантов: белый и черный, красный и синий, желтый и зеленый. Таким образом, наука постепенно приближается к современному понятию цвета.

Ньютоновский прорыв

17 век - это начало нового этапа в классификации. Ньютон использует спектр белого цвета, где обнаруживает все хроматические цвета. В науке появляется совсем другое видение на этот счет. Тут неизменно остается красный, к которому добавляется оранжевый, есть тут и зеленый с синим, но вместе с ними обнаруживаются голубой и фиолетовый.

Новые теории

19 век в Европе приводит нас к натурализму и импрессионизму. Первый стиль провозглашает полное соответствие и тонов, а второй основывается лишь на передаче образов. В это время появляется живопись с основами цветоведения.

После возникает теория Филиппа Отто Рунге, который распределяет систему по принципу глобуса. По экватору «земного шара» расположились чистые основные цвета. Верхний полюс занимает белый цвет, нижний - черный. Остальное место занимают смеси и оттенки.

Система Рунге очень просчитанная и имеет место быть. Каждый квадрат на глобусе имеет свой «адрес» (долгота и широта), поэтому может быть определен путем исчисления. По стопам этого ученного пошли и другие, кто старался усовершенствовать систему и создать более удобный вариант: Шеврёль, Гольц, Бецольд.

Истина рядом

В эпоху модерна ученые смогли приблизиться к истине и создать современную цветовую модель. Этому способствовали и особенности самого стиля времени. Творцы создают свои шедевры, уделяя большое значение цвету. Именно благодаря ему можно выразить свое видение искусства. Цвет начинает объединяться с музыкой. Он получает огромное количество оттенков, даже в случае с ограниченной палитрой. Люди научились различать не только основные цвета, но и тон, затемнения, приглушения и т. д.

Современное представление

Основы цветоведения привели человека к тому, что он упростил предыдущие попытки ученых. После глобуса Рунге, существовала теория Оствальда, в которой он задействовал круг с 24-мя цветами. Ныне этот круг остался, но сократился в два раза.

Ученый Иттен смог разработать идеальную систему. Его круг состоит из 12 цветов. На первый взгляд система достаточно непростая, хотя разобраться с ней можно. Основных цветов тут по-прежнему три: красный, желтый и синий. Есть составные цвета второго порядка, которые можно получить смешиванием трех основных: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Также сюда входят и составные цвета третьего порядка, которые можно получиться смешиванием основного цвета с составными второго порядка.

Суть системы

Главное, что необходимо знать о круге Иттена - это то, что данная система создана не просто для того, чтобы правильно классифицировать все цвета, но и для того, чтобы гармонично их объединять. Основные три цвета, желтый, синий и красный, расположены в треугольнике. Эта фигура вписана в круг, на основе которого ученый получил шестиугольник. Теперь перед нами появляются равнобедренные треугольники, которые помещают в себя составные цвета второго порядка.

Чтобы получить правильный оттенок, необходимо сохранять равные пропорции. Чтобы получить зеленый, нужно объединить желтый, синий. Чтобы получить оранжевый, нужно взять красный, желтый. Чтобы получился фиолетовый, смешиваем красный и синий.

Как уже говорилось ранее, достаточно непросто постичь основы цветоведения. формируется по следующему принципу. Вокруг нашего шестиугольника рисуем круг. Делим его на 12 равных секторов. Теперь нужно заполнить ячейки с основными цветами и второстепенными. На них будут указывать вершины треугольников. Пустые места нужно заполнять оттенками третьего порядка. Их, как уже говорилось ранее, получают при смешивании основных и второстепенных цветов.

Например, желтый с оранжевым создадут желто-оранжевый. Синий с фиолетовым - сине-фиолетовый и т. д.

Гармония

Стоит отметить, что круг Иттена не просто помогает создавать цвета, но и выгодно их сочетать. Это нужно не только художникам, но и дизайнерам, модельерам, визажистам, иллюстраторам, фотографам и т. д.

Сочетание цветов могут быть гармоничными, характерными и нехарактерными. Если взять противоположные оттенки, они будут выглядеть гармонично. Если выбрать цвета, которые занимают сектора через один, то получаются характерные сочетания. А если выбрать родственные цвета, которые расположились в круге друг за другом, то получатся нехарактерные соединения. Эта теория относится к сектору из семи цветов.

В кругу Иттена этот принцип тоже работает, но несколько иначе, так как стоит учитывать, что оттенков здесь 12. Поэтому, чтобы получить двухцветную гармонию, следует взять тона, находящиеся друг против друга. Трехцветная гармония получается в случае, если в круг вписать по такому же методу получается прямоугольная гармония, но внутри мы вписываем прямоугольник. Если поместить в круг квадрат, получится четырехцветная гармония. Шестиугольник отвечает за шестицветное сочетание. Помимо этих вариантов, существует аналоговая гармония, которая образуется, если мы берем хроматические цвета желтого оттенка. Например, так мы можем получить желтый, желто-оранжевый, оранжевый и красно-оранжевый.

Свойства

Стоит понимать, что существует и несовместимые цвета. Хотя это понятие достаточно спорное. Все дело в том, что, если взять ярко-красный и такой же зеленый, выглядеть симбиоз будет очень вызывающе. Каждый из них старается доминировать над другим, из-за чего получается диссонанс. Хотя такой пример вовсе не значит, что невозможно гармонично сочетать красный и зеленый. Для этого нужно понимать свойства цвета.

Цветовой тон - это совокупность оттенков, которые относятся к одному и тому же Насыщенность - это степень блеклости. Светлота - это приближение оттенка к белому и наоборот. Яркость - это степень близости оттенка к черному.

Также разделяют хроматические и ахроматические цвета. Ко вторым относятся белый, черный и оттенки серого. К первым - все остальные. Все эти свойства могут повлиять на сочетаемость и гармонию оттенков. Если сделать зеленый менее ярким и немного блеклым, а красный сделать спокойнее, за счет увеличение светлоты, то эти два якобы несочетаемых оттенка смогут гармонично объединиться.

Детский взгляд

Основы цветоведения для детей должны быть построены в игровой форме, как, в принципе, и все обучение. Поэтому стоит вспомнить знаменитую фразу о спектральных цветах: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Для тех взрослых, кто незнаком с этим детским лайфхаком, нужно пояснить, что первая буква каждого слова в этом предложении обозначает название тонов в спектре. То есть во главе у нас красный, потом оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Это те цвета, которые входят в радугу в такой же последовательности. Поэтому первым делом с ребенком рисуйте радугу.

Когда малыш совсем маленький и, конечно же, не знает, что такое основы цветоведения, лучше покупать ему раскраски с примерами. Это делается для того, чтобы ребенок не разукрашивал небо в коричневый, а траву в красный. Чуть позже вы убедитесь, что малыш сможет самостоятельно определить цвета, но предварительно лучше с ним оговорить возможные варианты.

Эмоции

Уже очень давно ученые смогли понять, что любой оттенок основного цвета может влиять на эмоции человека. Впервые об этом заговорил Гете в 1810 году. Позже ученые выяснили, что психика человека связана с внешней реальностью, а значит, тоже может влиять на эмоции.

Следующим этапом в этом исследовании стало обнаружение того, что за каждым тоном закреплена определенная эмоция. Причем проявляется эта теория практически с самого рождения. Также стало понятно, что существует некий цветовой код, который относят к ряду эмоций. К примеру, грусть, страх, утомление, все можно описать черным или серым цветом. А вот радость, интерес, стыд или любовь обычно связывают с красным оттенком.

Помимо психологического влияния цвет изучали под клиническим наблюдением. Оказалось, что красный возбуждает, желтый бодрит, зеленый уменьшает давление, а синий успокаивает. Также все зависит от свойства оттенка. Если это спокойный красный, то он может символизировать радость и любовь, если темный и яркий - то кровь и агрессию.

Основы цветоведения и колористика - очень сложные науки. Их трудно до конца понять, так как все здесь достаточно относительно и субъективно. На одного человека цвет может влиять по-разному, какие-то люди и вовсе не подвластны оттенкам. Какому-то художнику может казаться сочетание фиолетового и желтого очень гармоничным, другому - отвратительным и противоречивым.




Top