Происшествие - рассказ зощенко. михаил зощенко - шуточные рассказы

Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Загадочное происшествие – стрелочник Фролов, живущий в Лигово, его племянник Минька и два следователя уголовного розыска. У стрелочника был мешок муки, и он решил обменять его на козу, чтобы пить молоко.

Козу стрелочник поместил в сарайчике, который закрывал на замок. Но однажды утром Фролов обнаружил, что замок сломан, а его породистая коза исчезла. Тогда он поехал в Ленинград и обратился в уголовный розыск.

Вместе с ним на место происшествия отправились два следователя. Один из них, которого коллеги по работе звали дядей Володей, по прибытии на место стал искать следы преступников. Дядя Володя сделал вывод, что преступников было несколько, в том числе ребенок.

Когда он это сказал, в толпе любопытствующих людей, собравшихся во дворе, раздался детский плач. Плакал Минька, племянник стрелочника Фролова. Он сказал, что утром заходил в сарай, чтобы угостить козу капустой. Однако замок он не трогал, и дверь в сарай была открыта.

Узнав, что утром коза была на месте, второй следователь, от лица которого ведется рассказ, высказал предположение, что вор украл что-то другое. Но в этом случае было непонятно, куда девалась коза?

Следователи начали выдвигать самые разные версии случившегося, и в этот момент все присутствующие услышали, как блеет коза, причем звук шел откуда-то сверху. Оказалось, что коза каким-то образом забралась на крышу дома, в котором жил стрелочник Фролов с женой. Стрелочник пояснил, что за домом у него стоят доски для строительства. По ним коза и забралась на крышу, поросшую травой. Эта коза была из породы горных коз, которые умеют карабкаться по кручам.

Инцидент был исчерпан, и следователи собрались возвращаться в Ленинград. Уже на улице их догнал Фролов и сообщил, что из сарая пропали старые валенки.

Полная картина загадочного происшествия стала понятной только зимой, когда стрелочник увидел на одном из прохожих пропавшие из сарая валенки. Этот человек и оказался вором, сломавшим замок. Он пришел украсть мешок с мукой, но не знал, что стрелочник уже поменял муку на козу. С досады вор прихватил старые валенки и убежал.

Коза так и осталась жить у стрелочника Фролова. Она удивляла всех местных жителей способностью лазать по самым крутым доскам.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Зощенко «Загадочное происшествие» заключается в том, что прежде чем привлекать других людей на поиски пропажи, следует хорошенько поискать ее самому, в том числе и в самых неожиданных местах. Стрелочник Фролов, обнаружив пропажу козы, сразу поехал в Ленинград, заявлять о краже. Между тем, ему достаточно было поднять голову и увидеть, что коза залезла на крышу.

Рассказ учит быть внимательным и не делать поспешных выводов в экстремальной ситуации.

В рассказе мне понравился следователь дядя Володя, который хорошо разбирался в следах и определил, что в сарае побывал ребенок.

Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Загадочное происшествие»?

Будто корова языком слизнула.
Слона-то я и не приметил.
Сколько вору ни воровать, а расплаты не миновать.

По пустыне шёл человек. Он не чувствовал ни голода, ни жажды. Он не испытывал никаких эмоций. Сухой жаркий ветер подхватывал песок прямо из-под его ног, бросая горстями в лицо путнику. Иногда мимо проносились колючки перекати-поле, но человек не замечал ничего вокруг. Он думал. Один и тот же вопрос задавал себе странник: « Почему так? Почему так получилось?»

К вечеру, уставший, он опустился на раскалённый камень. И долго сидел, опустив голову. Он вспоминал…

На солнечной поляне возвышается богатый дом. Рядом с ним играют дети.

Родители устроили сказочный пикник. Было всё. И конфеты, и вкуснейшие пироги, напитки, а также мясо молодого ягнёнка, которое нужно пожарить на костре. Костёр развели. Соки выпили. Уже пара фантиков лежала на ещё сочной и зелёной траве. Возле них появились пустые бутылки.

Мясо готово, но костёр всё ещё горит для забавы. Дым от него так интересно вьётся, словно танцует. Детские игры и взрослые развлечение закончились поздним вечером. О костре так никто и не вспомнил. А едва тлеющий огонёк пропал только к утру.

Спустя два месяца дружная семья собралась на завтрак за круглым столом. Включили телевизор. Новость удивила, но не напугала их: «В связи с полным исчезновением дождевых червей ученые предполагаю скудный урожай»

Прошло еще два месяца. Люди, встречаясь на улице, говорили: «Ты слышал новость? В нашем округе повально начал умирать домашний скот. Говорят, что им не хватает витаминов.»

Дальше началось что-то невообразимое. Высохли все деревья, подули суховеи…. И всего через полгода их некогда цветущий городок превратился в мрачную серую пустыню. Люди разбрелись кто куда, продолжая засорять местность. Никто так и не понял, что сало причиной этого бедствия. И вскоре ни одного живого уголка Земли не осталось во всей округе.

Путник очнулся от раздумий. Последнее, что он слышал: «….в живых осталась только треть населения. Люди ютятся на маленьком островке у Антарктиды. Никто не понимает, что происходит». Человек медленно встал с камня и, подняв голову, вдруг издал дикий пронзительный вопль.

Он вздрогнул и открыл глаза. Прислушался. Знакомая комната, родной дом, шелест деревьев в саду. Издалека доносились голоса детей. Ярко светило солнце…

Хорошо, что это был всего лишь сон. Но одно смутное ощущение не покидало человека. Он поднялся и побежал. «Еще не поздно все исправить»

Был сложен весь мусор, затушен огонь. А в голове мелькнула мысль: «Все может плохо кончиться, если вовремя не думать о своих поступках»



Это рассказ о "рассказе". Притом не выдумка, а рассказ о действительном происшествии с одним из моих действительных рассказов, недавно напечатанном в воскресном номере известной парижской газеты.


Рассказ назывался "Так случилось". Он-то был сплошной выдумкой (что следует запомнить); и содержание, -- я передам его вкратце, ниже, -- не так важно, как то, что с этим рассказом в самом деле "случилось". Случай любопытный, за всю мою долгую литературную практику -- первый; сколько сотен рассказов у меня написано -- я даже не припомню; а ни с одним этого не было. Что касается других авторов-беллетристов -- тоже не слышно; разве если целую анкету устроить, то можно бы узнать, бывал ли с кем-нибудь подобный случай.


Однако к делу.


Всякий знает, как трудно, по нынешним временам, русскому литератору -- просто, что-нибудь напечатать. Журналов нет, газет -- почти, в каждой свои постоянные сотрудники, давно приспособившиеся или во всех отношениях совпавшие с обликом данной газеты; литератору просто, как я говорю, особенно давнему, привыкшему к известной свободе в старой России, надо сначала пораскинуть умом: скажешь что-нибудь, хотя бы устами героя, что может показаться не вполне совпадающим со взглядами газеты, и пропала работа. Или выйдет на несколько строк больше определенного их количества -- тоже пропал случай заработать. Вот и прикидываешь заранее, чтобы и размер -- по условиям, и содержание как можно безобиднее. Любовный сюжет самый, в принципе, безобидный; но и тут большое внимание требуется и большое усилие выдумки -- сузить до явной безобидности.


Рассказ "Так случилось" был успешен, т. е. в газете появился. Выдуман, как уже сказано, сплошь. Имена, отчества, фамилии, названия петербургских улиц, -- все это взято случайно, имена обыденные, фамилии придуманные. Содержание такое: некто рассказывает, что однажды, в сумерки, к нему позвонили. (Дело происходит в Петербурге, осенью, за год до войны.) Вошедшую даму рассказчик не узнает, но она рекомендуется: "Я -- Ольга Петровна..." и он вспоминает, что встречал, в знакомой семье, на Васильевском Острове, какую-то незаметную, не очень красивую и не очень молодую девушку, Ольгу Петровну, с которой он, впрочем, никогда не сказал слова. Ведет ее, удивленный визитом, в кабинет, зажигает лампу, и, при первом взгляде на посетительницу, ужасается: ее бледное лицо, с черными, "матовыми" глазами, совершенно мертвое. Таким же мертвым голосом она говорит, что зашла случайно, проходя мимо, и, вероятно, потому, что "за полчаса до смерти, надо "кому-то" сказать, рассказать все, что теперь уже и ей все равно; а он именно этот "кто-то", -- ведь ему тоже все равно". (У меня нет текста, пишу по памяти.) Монотонно продолжая, рассказала, что была невестой такого-то гвардейского офицера, любила его, ждала два года, верила, когда он вдруг написал, что между ними все кончено. Убедившись, что разрыв совершился, она почувствовала, что умерла; смерть уже в ней, ее дело лишь "докончить" последнее, для чего она сейчас и шла -- в Фонтанку.


Слушатель, -- ее "кто-то", -- не прерывал рассказа; к полузнакомой женщине этой он не питал никаких чувств, но она была человек, и смотреть на еще живого человека с мертвым лицом было невыносимо. Просто самому невыносимо, вне сочувствия обманутой невесте: скорее он сочувствовал жениху, которого она назвала; он его случайно знал и удивился, что этот красивый, блестящий гвардеец был женихом такой неподходящей особы. Но тут была смерть: девушка, какая она ни на есть, может быть, глупая, может быть, истеричка, в Фонтанку-то пойдет сейчас кидаться; непременно пойдет, он это чувствовал. И на него нашло вдохновенье. Я, рассказывает, сам не знал, что ей говорю, чепуху какую-то нес, и кричал, главное, -- на случай, что она истеричка: на истеричек необходимо, с грубостью, кричать. Стыдил ее, насмехался. -- Да какая это любовь у вас, голый эгоизм! Не достался, мол, ты мне, так на, покойницей на совесть твою лягу! Неси до смерти! Ну и другое, в том же духе говорил, орал... Не удерживал, однако; не понимаешь, -- иди, топись, сделай милость. Доказывай свою "великую" любовь, хотя она, мол, такая, -- ничего и не стоит. Единственно, что предлагал ей, -- дать себе некий срок для большого понимания; пусть, поразмыслив, опять придет, и, если в том же решении останется -- рассказчик ей поможет обойтись, по крайней мере, без Фонтанки: очень уж гадко, холодно, драматично. Есть другие способы. На свободу же ее решения он не будет посягать...


Условились, в конце концов, что она еще придет. Но она не пришла. А потом рассказчик о ней забыл. Началась война, цепь катастроф... Забыты были не только полузнакомые, но исчезли куда-то и друзья, потерялись родные...


И много лет протекло, когда тот же "некто" встретил, в новом квартале парижского Пасси, на тихой улочке, странную пару. Не очень странную, он привык видеть в Париже таких медленно гуляющих старичков, друг за друга держащихся. Тут "он", чуть волочивший ногу, держался за "нее", -- еще бодрую, седую старуху. И вдруг старуха окликнула проходившего по имени: "Не узнаете? Я Ольга Петровна". Ее еще можно было узнать: но как поверить, что осунувшийся, хромой и слабый старик -- блестящий гвардеец, "великая" любовь Ольги Петровны? Из оживленной болтовни ее выяснилось, что у них "тут за углом, русская лавочка"; хлопот много, и "он" помогает, только "после всех ранений" не так здоров, конечно... Болеет часто...


Рассказчик проводил их до лавочки, неопределенно ответил на приглашение "заходить" и покинул "счастливую" пару в еще более неопределенном раздумии...


Вот, приблизительно, и все. Но тут-то удивительное и начинается.


Через редакцию газеты, где рассказ появился, я получаю радостное письмо от неизвестной мне дамы: наконец-то она нашла свою "кузину Олечку"! Настоятельная просьба сообщить адрес "лавочки" (единственно, что "не указано" у меня). Никаких сомнений, что я пишу именно об Олечке, Ольге Петровне: с такими малейшими подробностями описана ее наружность, ее черные "матовые" глаза, ее страстная любовь к известному блестящему гвардейцу; упомянуто даже, что она была несколько истерична... И улицы петербургские названы как раз те же, где протекала "Олечкина" драма. Ясно, что, встретив потерянную кузину в Париже, я поспешу сообщить ее нынешний адрес...


В смущении я пишу даме (она живет в окрестностях Парижа), что никакой реальной Ольги Петровны не знаю и что весь рассказ выдуман. Мне приходит в голову: или она мне не поверит, -- ведь не бывает же так, чтобы все сходилось, вплоть до имен, отчества и фамилий! Или уж не истеричка ли она сама, эта дама, не выдумала ли свою небывалую "Олечку"?


Но дама пишет очень разумно, положительно. И на заверительное мое письмо о выдуманности так же разумно ответила. По-моему, она сделала вид, что верит. Еще раз остановившись обстоятельно на Ольге Петровне, ее семье, характере, на любви к этому гвардейцу и т. д., закончила, что если, мол, все у меня лишь угадано, то это благодаря моему "таланту". Очень любезно, понимаю, но -- причем тут талант, и какой, спрашивается, талант может воспроизвести историю не "похожую" на действительность, а действительно точную, с точными именами, отчествами и фамилиями героев, если автор ни героев, ни истории не знал фактически? А имена взял первые попавшиеся?


Никто из разумных людей не мог мне дать объяснения этому маленькому загадочному происшествию. Некоторые, правда, нашли, что дело "очень просто"... но это оказались, увы, верующие в телепатию. Я же к подобным вещам склонности не имею, а потому и телепатические объяснения меня нисколько не удовлетворяют. Впрочем, и с точки зрения самих телепатов непонятно, зачем именно мне понадобилось что-то угадывать о навеки неизвестной Олечке и ее женихе?


Но, по правде сказать, есть что-то в этом случае и неприятное. Неприятна его необъяснимость и, главное, исключительность. Неужели ни с кем из пишущих или писавших рассказы ничего такого и в самом деле не случалось? Совпадения, конечно, были, но тут какие же "совпадения"? А вот не было ли у кого-нибудь этих же "таинственных" (и бесполезных) угадок?


Хочу думать, что были. Сколько ведь рассказчиков на свете! Если случилось с одним, значит и с другим бывало. Только, к сожалению, это мне неизвестно.


Предшествует циклу «Мир Полудня ».

Сюжет

Что было бы, если выход не был бы найден? Должен ли экипаж пожертвовать собой и не занести заразу на Землю? Для авторов, похоже, ответы ясны, но всё же они оставляют эти вопросы для читателя.

Публикации

Упоминаемый в рассказе кратер Ломоносова существует на Марсе , а вскоре был обнаружен на обратной стороне Луны и в 1961 году , то есть через год после публикации рассказа, назван в честь М. В. Ломоносова .

Напишите отзыв о статье "Чрезвычайное происшествие (рассказ)"

Примечания

Ссылки