Произведение мы замятин читать. Е

У каждого человека своя форма ногтей. И чем больше длина ногтевых пластин, тем проще сделать из того, что дано природой, то, что хочется. Существует несколько основных форм, под которые выпиливают натуральные ногти: квадрат, "миндаль", овал, "пайп", "стилет". Каждая по-своему хороша, но должна быть уместна.

Форма натуральных ногтей

Перед тем как подпиливать ногти под какую-то форму, нужно разобраться, подходит ли она вам. Поскольку опиливание может как украсить, так и изуродовать руки. Форма ногтей натуральных, тех, которые даны природой, бывает нескольких видов:

  • трапециевидные;
  • квадратные;
  • прямоугольные;
  • круглые.

Иногда ногти на разных пальчиках отрастают различной формы, но это скорее индивидуальная особенность, нежели патология.

Как выбрать подходящую форму

Каждая натуральная форма ногтей требует своего опила. Того, который будет ей подходить идеально. Так, например, трапециевидные ногти идеально смотрятся, если их подпилить под овал. Это визуально делает их изящнее, аккуратнее и красивее. Квадратным ногтям идеально подходит форма ногтей "квадрат", но только с закругленными углами. Острые придадут слишком топорный вид рукам. Предпочтительная длина: средняя, то есть не больше, чем 1/4 от размера ногтевого ложа. Круглая форма ногтей может быть опилена до мягкого и симметричного овала, который придаст рукам аккуратность, мягкость и красоту. Длина при этом тоже должна быть не слишком большой. Прямоугольные натуральные ногти являются универсальными. То есть опилить их можно до любой формы, любой длины.

Форма пальцев

При выборе опила для ногтей, стоит учитывать и форму пальцев. Так, например, длинным и тонким пальчикам подходят и форма ногтей «миндаль», и круглая. Это визуально сделает их еще изящнее и утонченнее. А вот коротким и полноватым пальцам категорически противопоказана квадратная форма ногтей. Она зрительно еще сильнее укорачивает их, делает заметной полноту. Учитывая форму пальцев, нужно определять и длину ногтей. Коротким пальчикам не слишком подходят длинные ногти, а вот аккуратные короткие, но правильно спиленные, будут смотреться идеально.

Цветовая гамма маникюра и педикюра

Независимо от того, какая форма ногтей на ногах, цветной декоративный педикюр может визуально ее изменить. Например, слишком широкие ногтевые пластины зрительно станут меньше, если нанести лак темного плотного цвета. Это касается и маникюра. Слишком широкие ногти становятся визуально изящнее и уже, если использовать темные лаки. При этом наносятся они не на всю ширину, а только на середину, не задевая края со стороны боковых валиков. В педикюре стоит придерживаться такого же правила. В этом случае, независимо от формы, ногти станут зрительно уже и аккуратнее.

Короткие ногти

Идеальная форма коротких ногтей, длина которых всего 1-2 мм - это квадрат с закругленными углами. При этом лаки светлых оттенков сделают ногти зрительно длиннее. Это обязательно стоит учитывать при выборе цветовой гаммы для маникюра. Мягкий квадрат идеален для коротких ногтей еще и потому, что дает ногтям возможность равномерно отрастать, даже если до этого ногти росли плохо и были разной длины.

Миндаль

Для придания формы потребуется мягкая пилочка для натуральных ногтей. Лучше выбирать стеклянные или наждачные варианты, поскольку ими сложнее нанести вред. А вот от металлических пилочек лучше отказаться, они слишком сильно нарушают структуру ногтей. Точнее - расслаивают края, что приводит к дальнейшему расслоению ногтя, преждевременным сломам, трещинам. Форма ногтей «миндаль» считается одной из самых сложных в опиливании, поскольку нужно четко соблюдать симметрию, спиливать уголки, при этом придерживаться крайней верхней точки свободного края, чтобы не спилить его. Эта самая точка и придает ногтям нужную форму: как у миндального орешка. Чтобы выполнить такое спиливание, необходимо сначала выпилить "квадрат", а потом уже из него "миндаль". Уголки равномерно спиливаются, пилочка держится под небольшим углом, движения строго в одну сторону: от себя. Количество движений с каждой стороны должно быть одинаковым, чтобы соблюдалась симметрия. В первый раз при опиле можно поставить карандашиком точку в верхней средней точке свободного края, чтобы не спилить ее, а наоборот - использовать в качестве ориентира. После запиливания под миндаль ногти можно пройти мягким бафом для выравнивания краев.

Квадрат

Самая легкая в исполнении форма, поскольку не требует особых умений и навыков, не вызывает сложностей при спиливании края. Пилочка ставится строго вертикально с одного бока, ноготь запиливается строго от себя. Затем инструмент прикладывается с другого бока, действия повторяются, вплоть до количества движений. Боковые стороны должны быть идеально ровными и параллельными. После этого пилочка ставится с торца. Движения строго горизонтальные в одну сторону.

Чтобы было удобнее пилить ногти самой себе, можно развернуть пальчики торцами ногтей к себе. Уголки при необходимости запиливаются, чтобы были мягче и аккуратнее. Чтобы ногти не царапались и не причиняли неудобств, можно обработать их мягким бафом.

Овал

Для получения формы овала необходимо сначала придать им миндалевидную форму. Как это сделать, описано выше. После того, как форма «миндаль» готова, нужно просто спилить верхнюю среднюю точку, округлив ее. Получается полноценный, симметричный и правильный овал. Такая форма, кстати, подходит ногтям не слишком большой длины. А если выполнить декоративный маникюр в светлых тонах с вертикальным рисунком-росписью, он сделает ногти визуально уже и утонченнее.

Круглые ногти

Это самая простая форма из всех существующих. Нужно тщательно спилить углы на ногтях, сделав их круглыми и мягкими. Торцы после этого спиливать обычно уже не приходится. Примечательно, что круглые ногти подходят только для маленькой длины, поскольку даже небольшая (3 мм) требует уже более вытянутой и продуманной формы. Круглые ногти идеальны для детей, поскольку ими невозможно оцарапаться или нанести себе хоть малейший вред.

"Пайп"

Это относительно новая форма, которая подходит исключительно наращенным ногтям. Почему? Форма ногтей «пайп» не может существовать без крутой арки. То есть если повернуть ногти к себе, торцами к глазам, должна быть видна крутая, симметричная дуга. Натуральные пластины при отрастании не могут таким похвастаться. Зато нарастить такую форму можно и гелем, и акрилом. Опил же представляет собой нечто среднее между мягким квадратом и миндалем, по самое основное - подстановка формы для наращивания. Ее обычно немного задирают так, чтобы кончик свободного края был на одном уровне с апексом. Что это такое? Высшая точка наращенного ногтя. То есть ноготь получается сверху прямым, аккуратно закругленным к боковым валикам и кутикуле. И чтобы такие ногти не ломались в процессе ношения, и требуется та самая С-арка, которая поддерживает симметрию. Для ее образования во время наращивания, форму сильно зажимают специальными крабами-зажимами. Проверить симметричность можно с помощью круглой трубочки. Она подставляется под форму, затем форма зажимается. После наращивания, перед запилом ногтей, трубочка повторно подставляется для проверки арки. Свободный край же опиливается сначала под квадрат. После этого углы сильно спиливают, острую миндалевидную точку на торце выравнивают. Форма ногтей "пайп" готова.

"Стилет"

Пожалуй, самая популярная в 2013-2014 году у мастеров форма ногтей. Френч на ней получается очень необычным, если добавить китайскую роспись. "Стилет" получил свое название за схожесть с дамским оружием в Испании (тонкий нож конусообразной формы). Подходит такая форма только длинным ногтям, поскольку на маленькой длине она просто не смотрится, кажется слишком странной и незаконченной. Классический "стилет" получить можно только при наращивании. Основная особенность: равные и идеально ровные боковые стороны свободного края, которые на торце сходятся в одну точку, находящуюся строго по середине. Стилет является довольно острой формой. Некоторые считают, что он не предназначен для ежедневного ношения, а подходит исключительно для выставок нейл-арта. Но есть и те, кто прекрасно справляется с домашними делами, обладая такими длинными и острыми ногтями. Если выполняется "стилет"-френч, то его обязательно украшают росписью или декоративными элементами, иначе он просто теряется, становится незаконченным.

Выполнение спиливания при наращивании

Во время наращивания около 40% работы приходится на спиливание материала и придание ногтям формы в том числе. Независимо от того, каким материалом выполняется наращивание, этой процедуры не избежать. Как придают форму ногтям в этом случае? Во-первых, сначала подготавливают ногти к наращиванию. Во-вторых, подставляется специальная картонная форма, которая потом уберется. В-третьих, выкладывается подложка из геля или акрила. Вот с этого и начинается придание ногтям формы. Подложка вытягивается на определенную выбранную длину. Будущая форма ногтей, маникюр на которой потом будет выполняться, тут уже важна. Если это квадрат, то подложка тянется по этой форме. Если "стилет", овал или "миндаль", то создается основа под "миндаль". В-четвертых, на подложке создается будущий ноготь, с соблюдением всех правил и канонов наращивания: апекс на своем месте, отступ от кутикулы 0,5-1 мм, возле боковых валиков минимальное количество тщательно выложенного материала. В-пятых, убирается картонная форма и начинается запиливание по форме. Пилочки используются специальные для искусственного материала. Все формы запиливаются по правилам, описанным выше в статье. Все излишки убираются пилочкой, поверхность ногтевых пластин тщательно шлифуется специальным бафом для наращенных ногтей. Только после этого получаются идеальные искусственные ногти - и по длине, и по форме. Последний шаг в наращивании - полировка ногтей маслом или нанесение специального защитного покрытия. Самое сложное во всей процедуре - это спиливание, поскольку при неосторожном движении инструментом есть риск нанести непоправимый урон будущей форме. Все это касается того, как наращивать ногти на формах.

Опил на натуральных ногтях

Перед тем, как сделать красивую форму ногтей, необходимо прикинуть, насколько хорошо она подходит именно вам. Например, "стилет" безумно красив и оригинален, но в домашних делах с ним будет все-таки трудновато, а уж в общении с маленьким ребенком еще и опасно. Есть простой способ подобрать идеально подходящую форму ногтям. Нужно посмотреть на лунулу. Это небольшая полоска на ногтях возле кутикулы. Она отличается по цвету от всей ногтевой пластины. Как сделать красивую форму ногтей? Подпилить их по форме лунулы. Это будет самая идеальная, самая правильная и самая подходящая форма для ваших ногтей. После того как вы определились с выбором, приступайте к опилу. Как его выполнить для квадрата, овала, "миндаля", описано выше.

Как отрастить ногти нужной формы

Очень многие мечтают о красивом маникюре, но длина ногтей позволяет только опиливать их по кругу да покрывать светлым лаком. Как же отрастить свободный край нужной формы? Во-первых, следить за состоянием рук и ногтей. Кутикула должна своевременно убираться, а свободный край - опиливаться. Во-вторых, стоит отказаться от маникюрных ножниц. Если требуется убрать длину или неровность, то нужно пользоваться пилочкой. Повредить структуру ногтя и нарушить рост ножницами очень легко. В-третьих, нужно научиться правильно опиливать ногти.

Правила опила

Пилочка всегда должна двигаться в одном направлении. Если совершать ею движения туда-сюда, то есть риск сильно расслоить край ногтя, а значит, поспособствовать нарушению его целостности.

Пилочка всегда ставится под небольшим углом к торцу, так, чтобы спиливание выполнялось как бы из-под ногтя. Это позволяет сделать максимально правильную и симметричную форму. А главное - не испортить состояние ногтей. Если пилить только торец, то он быстро приходит в негодность: начинаются сломы, расслоение, трещины.

Как уберечь ногти от травм

Чтобы маникюр прослужил дольше, а форма оставалась безупречной даже при незначительных ударах, нужно помнить несколько советов. Прежде всего, правильно подбирать длину ногтей. Свободный край не может быть длиннее, чем ногтевое ложе. Иначе из-за большой нагрузки ногти будут ослабленными и уязвимыми даже для малейшего удара. Исключение: наращенные ногти формы "стилет". Если все правила наращивания такой формы соблюдены, то она прослужит долго.

Немало зависит и от самой формы. Так, например, классический острый квадрат уязвим для ударов, поскольку уголки быстро обламываются. И даже защитные средства для маникюра не всегда помогают. А вот квадрат с закругленными углами практически не обламывается. Овальные или миндалевидные ногти - самые устойчивые к ударам. В редких исключительных случаях форма все-таки лопается или трескается. Например, при сильном ударе торцом ногтя.

Вывод о придании формы

Форма ногтей должна быть не только красивой, но и удобной. В ежедневных делах она не должна причинять дискомфорта. Кроме того форма и длина пальцев являются не последними критериями в выборе формы ногтей. Все в совокупности должно выглядеть естественно и органично. Выполняя спиливание, необходимо соблюдать нехитрые правила, чтобы форма ногтей получилась идеальной и красивой, а ногти оставались сильными и здоровыми. Использовать металлические пилочки строго воспрещается, поскольку они вредят ногтям.

Мы рассмотрим как правильно опиливать ногти при наращивании.
При опиле нужно соблюдать правила, которые в последствии будут выполняться вами автоматически и без особых усилий.
На ногте существует 10 линий опила.

Линия 1. Визуально проведите прямую линию вдоль пальца. Эта линия должна быть прямой, не повторять искривление пальца. Пальцы у многих людей далеко не прямые, это факт. Задача мастера при наращивании ногтей визуально сделать пальцы более прямыми.

Линия 2. Эта линия свободного края ногтя. Она пилится перпендикулярно линии 1. Перпендикулярность линии проверяют поджимая подушечку пальца с внутренней стороны.

Линия 3 и 4. — едва ли не самые важные линии. Ими создается четкая
форма. Для этого ставим пилку на ребро и движениями на себя без смены направления пилим с одной и с другой стороны ногтя, создавая четкий прямоугольник. При этом следим за толщиной по бокам. Она должна быть
не менее по 0,5 мм. с обеих сторон. Иначе может открыться натуральный
ноготь и придется докладывать материал. Эти линии идут
перпендикулярно линии 2. Они начинаются в зоне кутикулы, где кутикула
выходит в прямую линию. Линии 3 и 4 должны быть параллельны друг другу. Параллельность их проверяют поджимая подушечку пальца с внутренней стороны. Если предусмотрена другая форма, стилет например, то эти линии пилятся по направлению к центру. Какая бы форма не была, необходимо пилить так, чтобы 3 и 4 линии были симметричными.

Линия 5 — идет параллельно линии кутикулы. При выкладке геля отступать от линии кутикулы необходимо на 1-2 мм. Границу геля у линии кутикулы сводят на нет. В зоне кутикулы должен быть самый тонкий слой геля, который плавно переходит в основной.

Линия 6 и 7 — убирают образовавшиеся грани после пила 3 и 4 линии. Положение пилки такое же, но теперь пилку нужно завести на поверхность ногтя. Эти линии очень важны в опиле. Проверка симметричности этих линий заключается в следующем: смотреть на ноготь со стороны продольной арки. Далее ноготь прокрутить и наблюдать за линией продольной арки. Она должна быть на всем ногте ровной и симметричной. Еще можно проверить толщину геля в этих зонах нажав на свободный край. Он от нажатия не должен сгибаться в зоне улыбки, как натуральный ноготь.

Линия 8. Это не линия, а участок. Самая высокая точка на поверхности ногтя. Здесь должна быть самая большая толщина материала. Она меняется в зависимости от длины свободного края. Если не длинные ногти, то толщина должна быть около 2 мм. А очень длинные могут быть толщиной около 4-5 мм.

Линия/Зона 9. Это тоже не линия, а зона — находится между линией 6 и 7 параллельно линии 1. Она начинается в зоне 8 и проходит по направлению ко 2 линии. На линии 2 толщина уже готового ногтя должна быть не менее 0,5 мм. и не более 1 мм.

ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ

Ноготь со стороны свободного края, смотрим в торец.
No1. В таком случае поверхность ногтевой пластины не полностью покрыта гелем. Его не хватает по 3 и 4 линии. Опиливать нужно так, чтобы гель в этих местах был не менее 1 мм. толщиной.
No2. Наплывы на 9 линии. Недопилена поверхность.
No3. Аналогично, только наплывы на 3 и 4 линиях.

Линия 10. Находится на пересечении с линиями 3 и 4. 10 линия делает линии 3 и 4 на одном уровне.

Евгений Замятин

Запись 1-ая

Конспект:
ОБЪЯВЛЕНИЕ. МУДРЕЙШАЯ ИЗ ЛИНИЙ. ПОЭМА.

Я просто списываю — слово в слово — то, что сегодня напечатано в Государственной Газете: «Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах, — быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически-безошибочное счастье, — наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия — мы испытываем слово. От имени Благодетеля объявляется всем нумерам Единого Государства: Всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства. Это будет первый груз, который понесет ИНТЕГРАЛ. Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!» Я пишу это — и чувствую: у меня горят щеки. Да: проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение. Да: разогнуть дикую кривую, выпрямить ее по касательной — асимптоте — по прямой. Потому что линия Единого Государства — это прямая. Великая, божественная, точная, мудрая прямая — мудрейшая из линий... Я, Д-503, строитель ИНТЕГРАЛА, — я только один из математиков Единого Государства. Мое, привычное к цифрам, перо не в силах создать музыки ассонансов и рифм. Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю — точнее, что мы думаем (именно так: мы, и пусть это «МЫ» будет заглавием моих записей). Но ведь это будет производная от нашей жизни, от математически совершенной жизни Единого Государства, а если так, то разве это не будет само по себе, помимо моей воли, поэмой? Будет — верю и знаю. Я пишу это и чувствую: у меня горят щеки. Вероятно, это похоже на то, что испытывает женщина, когда впервые услышит в себе пульс нового — еще крошечного, слепого человечка. Это я и одновременно — не я. И долгие месяцы надо будет питать его своим соком, своей кровью, а потом — с болью оторвать его от себя и положить к ногам Единого Государства. Но я готов, так же, как и каждый, — или почти каждый из нас. Я готов.

Большинством современных читателей Е. Замятин воспринимается, пожалуй, как автор одного произведения – романа «Мы». Действительно, для самого писателя роман явился итогом многолетних художественных поисков, экспериментов, самым выстраданным и потому самым дорогим творением. Однако замятинское наследие настолько разнообразно по тематике, стилю, языку, что видеть в писателе исключительно автора знаменитой антиутопии было бы непростительным упрощением. В произведениях Замятина встретились и причудливым образом соединились традиции русской и европейской литературы, достижения искусства и науки. Творческая мысль писателя, кажется, питается противоречиями, подобно электрическому разряду, пробегающему между противоположно заряженными полюсами.

Писатель, заявивший о себе как о продолжателе традиций Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, тем не менее настойчиво призывал своих коллег обратить взоры на Запад, научиться у европейских писателей строить динамичный, занимательный сюжет.

Математик и кораблестроитель по образованию, Е. Замятин пытается в своих теоретических работах выявить и обосновать законы, а может быть, даже вывести некую формулу современного искусства. «Математический» подход к искусству, безусловно, давал о себе знать не только в его литературоведческих, но и собственно литературных произведениях, в которых современники обнаруживали подчас излишнюю рассудочность, «выстроенность». Основания для подобных упреков, конечно, были. Замятин и своим творчеством, и самой манерой поведения поддерживал свою репутацию человека сдержанного, несколько педантичного. Не случайно А. Блок назвал Замятина московским англичанином, и это прозвище крепко срослось с писателем. Замятин великолепно владел английским, увлекался английской литературой, был горячим поклонником творчества Уэллса, кроме того, он некоторое время жил и работал в Англии. Однако вот что интересно: находясь в Англии, Замятин пишет о России, а по возвращении на родину создает произведения, в которых пытается обобщить свой зарубежный опыт. Более того, и в конце своей жизни, находясь в эмиграции, во Франции, он свои произведения пишет в основном на русском языке, оставаясь для европейцев русским, даже «слишком» русским писателем.

Может возникнуть ощущение, что Замятину доставляет удовольствие постоянно обманывать читательские ожидания, разрушая некие стереотипные представления о себе. Дело, думается, в другом. Замятин, как он признается в своей автобиографии, с детства привык идти по пути наибольшего сопротивления, ставить эксперименты над собой, действовать вопреки обстоятельствам.

Замятин – еретик и бунтарь, революционер по своей натуре, поэтому он борется с любыми проявлениями косности – и в общественной жизни, и в политике, и в науке, и в искусстве. Так, он сражается с самодержавием, пока оно прочно удерживает свои позиции, и вступает в другое сражение – с зарождающимся на его глазах советским строем. В двадцатые – тридцатые годы прошлого века, будучи для представителей советской литературной общественности ярым антисоветчиком, он воспринимается русской эмиграцией как последовательный марксист. Для самого писателя в этом нет никакого противоречия: он признается, что навсегда отдал себя борьбе с консерватизмом, или, в терминах самого писателя, энтропией, где бы он ни столкнулся с ее проявлениями – в царской ли России, в Англии, в молодом ли Советском государстве. В своем письме Сталину Замятин называет себя «неудобным» писателем, понимая, что его идеи идут вразрез с господствующей идеологией.

«Неудобным» для власти Замятин оказался не только при жизни, но и на долгие годы после смерти, поскольку его творчество, и особенно роман «Мы», с течением времени не только не теряло, но и приобретало все большую актуальность – по мере того как сбывались самые мрачные пророчества писателя. Лишь в конце восьмидесятых годов ХХ века имя и творчество Замятина, хорошо известные на Западе, вернулись наконец в русскую литературу. Возвращение писателя состоялось в то время, когда отечественного читателя интересовали не столько художественные достоинства замятинской прозы, сколько ее идеологическая подоплека. Сейчас, освободившись от стереотипов и клише, мы видим в Замятине именно художника, непревзойденного мастера слова, блестящего стилиста, умеющего соединить яркую образность с ясностью и «прозрачностью» текста, – поистине классика отечественной литературы, писателя с интересной и сложной судьбой.

Евгений Иванович Замятин родился в 1884 году в Лебедяни, маленьком городке недалеко от Тамбова, и первые восемнадцать лет своей жизни провел в русской провинции, том крае, о котором, по словам самого Замятина, писали Толстой и Тургенев. Любовь и восхищение родной природой, «крепчайшим русским языком Лебедяни», конскими ярмарками уживается в нем с критическим отношением к отсталой, косной, неподвижной российской глубинке. В первом крупном произведении Замятина – повести «Уездное» (1913) – изображена именно такая российская глубинка, некое неподвижное «темное царство». Эта повесть принесла Замятину известность и заставила говорить о нем как о крупном мастере слова. Его герой со странным именем Барыба стал воплощением бездуховности, алчности и животных инстинктов. Тема российской глубинки звучит и в других произведениях писателя – повестях «Алатырь», «На куличках», а также в так называемой малой прозе писателя – рассказах «Непутевый», «Чрево», «Старшина», «Кряжи» и других. Позже Замятин покинет провинциальную Русь, не только в жизни, но и в своем творчестве осваивая вместе со своими героями новые пространства – Петербург, Лондон, Джесмонд. Однако на новом витке своего литературного пути писатель вернется в эту знакомую ему с детства настоящую Русь – именно Русь, а не Россию, – с тем чтобы увидеть ее по-новому.

К моменту вступления в большую литературу Замятин имел за плечами значительный жизненный опыт. Получив по окончании Петербургского политехнического института профессию инженера-кораблестроителя, он преподает на кафедре корабельной архитектуры, помещает свои работы в специальных технических журналах. Много позже, в одном из интервью, он так оценит свои достижения: «Шесть томов прозы, шесть пьес и шесть ледоколов», а свою профессию определит как «еретичество». До 1917 года быть еретиком значило быть на стороне большевиков, и Замятин еще студентом участвовал в политических демонстрациях, в 1905 году проводил агитацию среди рабочих на Выборгской стороне. Он неоднократно находился под арестом, его высылали из Петербурга на родину, в Лебедянь. Не менее насыщенной была и творческая жизнь Замятина. Он сблизился с литературной группой «Заветы», в которую входили А. М. Ремизов, М. М. Пришвин и другие известные писатели.

В 1916 году Замятин отправляется в Англию, где работает по специальности, – на судоверфях Глазго, Нью-Кастла, Саус-Шилдса он участвует в строительстве первых русских ледоколов. Англия поразила Замятина своей технической мощью, и все же, как это ни парадоксально, увиденная писателем страна чем-то неуловимо напоминала русскую провинцию. Сходство это проявлялось в боязни движения, свободы, стихии или, в терминах Замятина, в отсутствии «энергии». По сути, замятинская российская глубинка и замятинская Англия – это разные воплощения одного явления – неподвижности, энтропии, в конечном счете – смерти. Итогом пребывания Замятина в Англии стали его «английские» произведения – повесть «Островитяне» (1917) и рассказ «Ловец человеков» (1918). На смену живущему инстинктами русскому Барыбе пришел английский человек-автомат, человек-робот – это и мистер Дьюли, одержимый идеей принудительного спасения своих сограждан, и мистер Краггс, ханжески рассуждающий о добродетели и наживающийся на человеческих «пороках». «Еретик» Замятин так же, как до этого отвергал в «Уездном» растительную жизнь, теперь обличает механизированную, бессмысленную жизнь так называемого цивилизованного человека. Подобно Гоголю, в свое время сопоставившему Коробочку со столичной дамой и сумевшему увидеть в крупном сановнике человека-кулака Собакевича, Замятин выявляет сходные черты в характерах внешне непохожих друг на друга людей. Свое внутреннее родство с Гоголем Замятин ощущал на протяжении всей своей жизни. Как и его великий предшественник, Замятин переезжает из подарившей ему индивидуальную манеру письма провинции в Петербург. Сказовую манеру письма, ориентированную на воссоздание языковых особенностей жителей провинциальной Руси, сменит иной стиль – своеобразная поэтическая, или орнаментальная, проза, как в свое время пасичник Рудый Панько из «Повестей на хуторе близ Диканьки» уступил место самому автору с его романтически приподнятой речью. Кроме того, следует отметить, что и у Гоголя, и у Замятина сказ и «поэтическая» проза тесно взаимодействуют между собой.

Евгений Иванович Замятин

Запись 1-я.

Конспект: ОБЪЯВЛЕНИЕ. МУДРЕЙШАЯ ИЗ ЛИНИЙ. ПОЭМА.

Я просто списываю – слово в слово – то, что сегодня напечатано в Государственной Газете:

«Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах – быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытываем слово.

От имени Благодетеля объявляется всем нумерам Единого Государства:

Всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства.

Это будет первый груз, который понесет ИНТЕГРАЛ.

Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!»

Я пишу это и чувствую: у меня горят щеки. Да: проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение. Да: разогнуть дикую кривую, выпрямить ее по касательной – асимптоте – по прямой. Потому что линия Единого Государства – это прямая. Великая, божественная, точная, мудрая прямая – мудрейшая из линий…

Я, Д-503, строитель [Интеграла], – я только один из математиков Единого Государства. Мое привычное к цифрам перо не в силах создать музыки ассонансов и рифм. Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю – точнее, что мы думаем (именно так: мы, и пусть это «МЫ» будет заглавием моих записей). Но ведь это будет производная от нашей жизни, от математически совершенной жизни Единого Государства, а если так, то разве это не будет само по себе, помимо моей воли, поэмой? Будет – верю и знаю.

Я пишу это и чувствую: у меня горят щеки. Вероятно, это похоже на то, что испытывает женщина, когда впервые услышит в себе пульс нового, еще крошечного, слепого человечка. Это я и одновременно не я. И долгие месяцы надо будет питать его своим соком, своей кровью, а потом – с болью оторвать его от себя и положить к ногам Единого Государства.

Но я готов, так же, как каждый, или почти каждый, из нас. Я готов.

Запись 2-я.

Конспект: БАЛЕТ, КВАДРАТНАЯ ГАРМОНИЯ. ИКС.

Весна. Из-за Зеленой Стены, с диких невидимых равнин, ветер несет желтую медовую пыль каких-то цветов. От этой сладкой пыли сохнут губы – ежеминутно проводишь по ним языком – и, должно быть, сладкие губы у всех встречных женщин (и мужчин тоже, конечно). Это несколько мешает логически мыслить.

Но зато небо! Синее, не испорченное ни единым облаком (до чего были дики вкусы у древних, если их поэтов могли вдохновлять эти нелепые, безалаберные, глупотолкущиеся кучи пара). Я люблю – уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим только такое вот, стерильное, безукоризненное небо. В такие дни весь мир отлит из того же самого незыблемого, вечного стекла, как и Зеленая Стена, как и все наши постройки. В такие дни видишь самую синюю глубь вещей, какие-то неведомые дотоле, изумительные их уравнения – видишь в чем-нибудь таком самом привычном, ежедневном.

Ну, вот хоть бы это. Нынче утром был я на эллинге, где строится [Интеграл], и вдруг увидел станки: с закрытыми глазами, самозабвенно, кружились шары регуляторов; мотыли, сверкая, сгибались вправо и влево; гордо покачивал плечами балансир; в такт неслышной музыке приседало долото долбежного станка. Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем.

И дальше сам с собою: почему красиво? Почему танец красив? Ответ: потому что это [несвободное] движение, потому что весь глубокий смысл танца именно в абсолютной, эстетической подчиненности, идеальной несвободе. И если верно, что наши предки отдавались танцу в самые вдохновенные моменты своей жизни (религиозные мистерии, военные парады), то это значит только одно: инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку, и мы, в теперешней нашей жизни – только сознательно…

Кончить придется после: щелкнул нумератор. Я подымаю глаза: О-90, конечно. И через полминуты она сама будет здесь: за мной на прогулку.




Top