Пучина островский краткое содержание. Антон Антонович Погуляев - Его друг

Кирилл Филиппыч Кисельников , молодой человек, 22 лет .

Антон Антоныч Погуляев , студент, кончивший курс, 21 года .

Пуд Кузьмич Боровцов , купец, 40 лет .

Дарья Ивановна , жена его .

Глафира Пудовна , их дочь, 18 лет .

Луп Лупыч Переярков , чиновник .

Ион Ионович Турунтаев , военный в отставке .

Гуляющие обоего пола .

Нескучный сад. Луг между деревьями; впереди дорожка и скамья; в глубине дорожка, за дорожкой деревья и вид на Москву-реку. Около 30 лет назад.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Проходят купцы с женами.

Купец . Ай да Мочалов! Уважил.

Жена . Только уж эти представления смотреть уж очень жалостно; так что уж даже чересчур.

Купец . Ну да, много ты понимаешь!

Жена . Чего ж тут не понимать-то! Известное дело, всё от приятелев; это мы и прежде знали.

2-й купец . Уж точно что уважил. Не жаль деньги заплатить.

1-й купец . Как написано, что «жизнь игрока», так он точно игрока и представил.

Жена . С кем поведешься, таков и сам будешь. Вот теперича Мочалов связался с этим… как его…

2-й купец . С Валмиром.

Жена . Ну, там, как ни на есть. Связался с ним, ну и в бедность пришел, и все такое.

2-й купец . И даже в уголовном деле попался. Это вы верно, что от приятелев. От кого мы занимаемся дурному чему-нибудь? Самому не выдумать; потому и в голову не придет. А все от других.

1-й купец . И все это вы пустяки говорите. Всякий себе сам виноват. Коли я добрый человек да имею свой разум, так что мне приятели? Все одно, что ничего. А коли я дурак либо мошенник, да ежели начал распутничать, так уж ничто делать, что на приятелей сворачивать.

2-й купец . Но однако ж…

1-й купец . Что «однако ж»? Стой твердо, потому один отвечать будешь! Ответчика за себя не поставишь. Как жил, что делал? Так и так, мол, приятели. А у тебя есть своя голова на плечах? Закон знаешь? Ну, и шабаш, и кончен разговор.

Жена . А другой человек увлекательный?

1-й купец . Ну так что ж! Ну, туда ему и дорога! Не будь увлекательный.

Жена . Да ведь жалко.

1-й купец . Ничего не жалко. Знай край, да не падай! На то человеку разум дан. (Проходят.)

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Погуляев и несколько студентов.

Погуляев . А как хорош был сегодня Мочалов. Только жаль, что пьеса плоха.

1-й студент . Сухая пьеса. Голая мораль.

2-й студент . Все эффекты, все ужасы нарочно прибраны, как на подбор. Вот, мол, если ты возьмешь карты в руки, так убьешь своего отца, потом сделаешься разбойником, да мало этого, убьешь своего сына.

1-й студент . Какая это пьеса! Это вздор, о котором говорить не стоит. «Черт не так страшен, как его пишут». Черта нарочно пишут страшнее, чтоб его боялись. А если черту нужно соблазнить кого-нибудь, так ему вовсе не расчет являться в таком безобразном виде, чтоб его сразу узнали.

Все (смеются) . Да, это правда.

Входит Кисельников, щегольски одетый

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Погуляев, Кисельников и студенты.

Погуляев . А, друг любезный! Как я тебя давно не видал!

1-й студент . Где ты пропадал?

2-й студент . Какой ты розовый, веселый! Я тебя два года не видал.

Погуляев . Ты не кончил курса?

Кисельников . Не кончил.

Погуляев . Отчего же?

Кнсельников . Да так, не кончил, да и все тут. Впрочем, я занимаюсь, я много занимаюсь; а так, некогда было. Я буду держать на кандидата. Впрочем, я еще это все успею.

1-й студент . Какой вечер превосходный!…

Кисельников . Удивительный вечер! Воздух какой! Что за нега! Я теперь, когда стал свободным человеком, весь отдаюсь природе, наслаждаюсь ею вполне. Вы этой прелести не знаете, вы люди ученые, занятые.

Погуляев . Ты совсем переменился, тебя и узнать трудно.

Кисельников . Что же, я лучше стал или хуже?

Погуляев . Не знаю, как сказать! Только жаль, что ты бросил университет.

Кисельников . Нельзя было оставаться. Вы послушайте, я вам все расскажу. Отец у меня был строгий, капризный старик, не пускал меня никуда из дому, не давал мне ни копейки денег. По вечерам насильно заставлял меня сидеть за лекциями. Все это мне надоело и опротивело донельзя. В прошлом году он умер и оставил мне порядочное состояние. Вдруг в моем распоряжении довольно денег, а главное – свобода; ну, разумеется, я сейчас же захотел воспользоваться свободой, немного развлечься, погулять; таким образом я мало-помалу отстал от университета. Впрочем, я догоню, стоит только заняться… Стихи пишу от скуки, выходит недурно.

2-й студент . Что же ты думаешь с собой делать?

Кисельников . Вот выдержу на кандидата, поеду в Петербург, поступлю на службу. А приятно пожить на свободе!

1-й студент . Свобода свободой, а все же надо делать что-нибудь, без этого нельзя.

Кисельников . Разумеется. Я непременно займусь делом; теперь у меня голова занята.

Погуляев . Чем это?

Кисельников . Как бы тебе это сказать? Ну, просто, я влюблен без памяти.

2-й студент . Вот как! Ну, что же, и счастливо?

Кисельников . Да, конечно.

Погуляев . О, брат, твоя жизнь завидная.

Кисельников . Да, именно, мне можно позавидовать. Дня через два и свадьба.

Погуляев . Так скоро?

Кисельников . Чего ж ждать-то! Теперь и жить, пока молоды.

1-й студент . Да ведь ты еще не доучился, ты сам сознаешься. По-моему, нужно сначала доучиться, да потом себе определенное положение найти, тогда уж и жениться. А главное-то – нужно средства иметь.

Кисельников . У меня средства есть.

2-й студент . А позволь спросить, какие?

Кисельников . Свой домик есть, тысяч семь денег.

Погуляев . Долго ли же их прожить, ничего-то не приобретая?

Кисельников . За женой возьму, тесть обещал шесть тысяч.

1-й студент . Во-первых, обещания не всегда исполняются, а во-вторых, с деньгами нужно обращаться умеючи; или они у тебя будут лежать без всякой пользы, или ты их проживешь скоро.

Кисельников . У меня тесть деловой человек, я отдам ему деньги на его обороты, он мне будет проценты платить.

Погуляев . А его обороты лопнут, что тогда?

Кисельников . Этого быть не может… он – купец известный.

2-й студент . А по-моему, нет ничего лучше как жить на свои трудовые.

Кисельников . И я буду трудиться, буду служить.

Погуляев . А много ли ты получишь, не конча-то курса, не имея чина? Сто, двести рублей, не больше. Заведутся дети, будет нужда-то подталкивать, сделаешься неразборчив в средствах, руку крючком согнешь. Ах, скверно!

Кисельников . Ну, вот какие мрачные картины! Главное, что мне нравится в семействе моего тестя, это патриархальность. Сам я человек смирный…

1-й студент . Да ведь патриархальность – добродетель первобытных народов. В наше время нужно дело делать, нужны и другие достоинства, кроме патриархальности.

2-й студент . Патриархальность-то хороша под кущами, а в городах нужно пожинать плоды цивилизации.

Кисельников . Ну, да во всяком случае я уж решился; что сделано, того не воротишь. (Погуляеву.) А ты что думаешь с собой делать?

Островский. Пьеса «Пучина»Герои

Сразу же обращает на себя внимание подзаголовок пьесы Островского: “Сцены из московской жизни”. Это не трагедия, хотя элемент трагического в пьесе ярко выражен: крах человеческой жизни, разрушение семейного уклада, семьи, полная социальная и нравственная деградация главного героя -- Кисельникова, в конце пьесы опустившегося до нищеты, сумасшествия, готового продать дочь в любовницы к богачу соседу. Можно предположить, что Островского привлёк не частный случай, не судьба одного семейства, а типичность, обыденность происходящего на сцене.

Пучина - одна из самых глубоких и мудрых пьес Островского -- история человеческой души, слабой и доброй, тонущей в пучине житейского моря. А.Н.Островский не просто рисует типы обитателей Замоскворечья, он максимально раскрывает перед читателями и зрителями тот общественный строй, который обусловил поведение этих людей. В этом произведении великий русский драматург представляет целую вереницу живых и разнообразных характеров таких как

Кирилл Филиллипович Кисельников Автор использовала прием «говорящей фамилии». Характер Кисельникова - податливый, герой практически не имеет собственного мнения, предпочитая плыть по течению событий. Доверчив, наивен. Кирилл на греческом значит «господин». Сочетание «Господин Кисельников» - Это слабый господин. Он не способен бороться и плывет по течениюжизни. Через образ Кисельникова драматург стремился донести мысль о том, что нельзя быть в жизни пассивным наблюдателем, необходимо быть активным и бороться, иначе пучина поглотит и выбраться из нее уже будет невозможно.Антон Антонович Погуляев - Его друг. Антон значит «рвущийся в бой», соответственно Антон Антоныч - это дважды рвущийся в бой. Фамилия Погуляев указывает на такие качества как авантюризм, бесшабашность и доброе сердце. Именно Погуляев пытается уберечь Кисельникова от брака с Глафирой Пудовной: «Невежество - это ведь болото, которое засосет тебя! Ты же человек нетвердый. Хоть на карачках ползи, хоть царапайся, да только старайся попасть наверх, а то свалишься в пучину , и она тебя проглотит». И именно он, в конце концов, выручает семью Кисельниковых из нищетыПуд Кузьмич Боровцов - Тесть Кисельникова Автор использовал «говорящие» имя и фамилию. Фамилия Боровцов рождает ассоциации с боровом. Как свинья не разборчива в пище, так и Боровцов не разборчив в своих убеждениях. Он не гнушается обмана и мошенничества. К примеру, он ограбил собственного зятя и не дал приданного за дочерью.Пуд - указание на жадность и прижимистость Боровцова.Имя Кузьма в переводе с греческого значит - украшение. Таким образом, автор пытается показать склонность купца к фальши. Вот чему учит зятя Боровцов: «Ты живи для семьи, - вот здесь ты будешь хорош и честен, а с другими воюй, как на войне. Что удалось схватить, и тащи домой, наполняй да укрывай свою хижину».В этих словах перед читателем вырисовывается образалчного хищника, заботящегося только о своем благе. Если таков глава семьи Боровцовых, то такие же и остальные ее членыГлафира Пудовна - жена Кисельникова.

Глафира по-гречески значит «утонченная». Поэтому, сочетанием Глафира Пудовна автор пытается создать образ глупого, недалекого, но претенциозного существа. После свадьбы робкая девушка Глафира превращается в скандальную и алчную купчиху.

Анна Устиновна - мать Кисельникова

Имя имеет древнееврейское происхождение и означает «благодать». В любых условиях она остается такой же преданной матерью, старающейся оградить своего любимого Кирюшу от любого волнения.

Лизонька - Дочь Кисельникова Имя Елизавета имеет древнееврейское происхождение и означает «почитающая Бога». Для Островского богобоязненность - одно из самых важных качеств. Он наделяет им только положительных героев (к примеру, Катерину из «Грозы»). Елизавета, девушка, почитающая Бога даже в нищете, сумела сохранить чистоту души и доброе сердце. Развитие конфликта

В пьесе «Пучина» А.Н.Островский не отошел от основной тематики своих произведений и показал “дно” послереформенного быта. В тоже время пьеса получилась необычной для автора по жанру: не драма - эпизод, а драма

судьба, своеобразный роман в лицах. Герой пьесы Кисельников проходит путь от студента - идеалиста 30-х годов до мелкого судейского чиновника 40-х годов. Каждое действие пьесы происходит через 5 - 7 лет и рисует путь молодого человека, окончившего университет, вступающего в жизнь с надеждами и упованиями на светлое будущее.

Каков же итог? Женясь на замоскворецкой девице, он проваливается в быт, как в пучину. Чистота помыслов заканчивается преступлением - крупной взяткой, которая видится герою единственной возможностью вырваться из нищеты. Противоречие между естественным законом жизни и уродующим душу человека неумолимым законом быта определяет драматическое действие. “Как в жизни мы лучше понимаем людей, если видим обстановку, в которой они живут, - писал Островский, - так и на сцене правдивая обстановка сразу знакомит нас с положением действующих лиц и делает выведенные типы живее и понятнее для зрителей”. В быту, во внешней обстановке ищет Островский дополнительные психологические опоры для раскрытия характеров действующих лиц. Такой принцип раскрытия характеров требовал все новых и новых сцен и картин, так что подчас создавалось ощущение их избыточности. Но, с одной стороны, целенаправленный отбор их делал доступной для зрителя авторскую точку зрения, с другой подчеркивал непрерывность движения жизни. Автор прямо указывает на значительные промежутки времени, отделяющие один акт от другого. Однако даже при таком строении произведения финал не может быть в бесконечном отдалении от кульминации и развязки; в этом случае нарушится его органическая связь с основным конфликтом, и финал обретет самостоятельность, не будучи должным образом, подчинен действию драматического произведения. Наиболее характерным примером такой структурной организации материала является пьеса “Пучина”, последний акт которой представлялся Чехову в виде “целой пьесы”.

РемаркиВ пьесах А.Н.Островского, а в данном случае в пьесе «Пучина»,ремарки играют важную роль. В пьесе встречаются три вида ремарок: ремарки, касающиеся действующих лиц, ремарки, раскрывающие обстановку жизни героев и ремарки, раскрывающие действующих лиц через речь и эмоциональное состояние.В первой сцене

«Нескучный сад. Луг между деревьями; впереди дорожка и скамья; в глубине дорожка, за дорожкой деревья и вид на Москву-реку...»

Для чего автор раскрывает перед читателями панораму нескучного сада, вблизи которого жило купечество? Можно предположить, что А.Н.Островский старается достичь большей образности, он обращает внимание на детали: скамья, дорожки, деревья... Перед читателем и зрителем предстает природа Замоскворечья (обилие деревьев, вид на Москву-реку). Эти описания даны автором еще и для большей достоверности действия.

Во второй сцене

«Небольшая комната в квартире Кисельникова»

Эта ремарка настораживает читателя и зрителя. Ведь Кисельников надеялся разбогатеть, а обстановка второй сцены говорит об обратном. Эта ремарка очень ясно и откровенно вводит в содержание развертывающего действия.

В третьей сцене «Бедная комната; крашеный стол и несколько стульев; на столе сальная свеча и кипа бумаг...»

Такое уточнение показывает, что главный герой пьесы, Кисельников, уже на грани нищеты. Опять А.Н.Островский обращает внимание на детали, а не смотрит на картину в общем. Свеча на столе именно «сальная», что вызывает у читателя сопереживание герою, подчеркивается беспорядок: «кипа бумаг» на столе.

Рассмотренные случаи показывают, что ремарки, относящиеся к оформлению сцены, помогают раскрытию содержания и создают определенное настроение.

Метафора: «влюблен без памяти», «обороты лопнут», «руку крючком согнешь», «пожинать плоды цивилизации», «уши прожужжали», «слова терять», «На свет выползла», «насквозь его вижу.», «тоска за сердце сосет», «на волос от каторги»

Метонимия: «свои трудовые» (деньги), «кончалой» (человек, закончивший обучение)

Сравнение: «Невежество - ведь это болото», «думал, что из тебя барин выдет, ан вышла-то грязь», «словно кто варом обдаст»

Синекдоха: «С дому сто рублей получаю»

Эпитет: «душа чистая»

Использованная литература

Ревякин А.И. «Искусство драматурга А.Н. Островского»- 2-е изд. испр. и доп. - М.:Просвещение, 1974

А. В. Суперанская «Словарь русских личных имен» - М. Эксмо 2006

Лакшин В.Я. «Александр Николаевич Островский» - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Искусство, 1982

Интернет ресурсы

Кирилл Филиппыч Кисельников , молодой человек, 22 лет .

Антон Антоныч Погуляев , студент, кончивший курс, 21 года .

Пуд Кузьмич Боровцов , купец, 40 лет .

Дарья Ивановна , жена его .

Глафира Пудовна , их дочь, 18 лет .

Луп Лупыч Переярков , чиновник .

Ион Ионович Турунтаев , военный в отставке .

Гуляющие обоего пола .

Нескучный сад. Луг между деревьями; впереди дорожка и скамья; в глубине дорожка, за дорожкой деревья и вид на Москву-реку. Около 30 лет назад.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Проходят купцы с женами.

Купец . Ай да Мочалов! Уважил.

Жена . Только уж эти представления смотреть уж очень жалостно; так что уж даже чересчур.

Купец . Ну да, много ты понимаешь!

Жена . Чего ж тут не понимать-то! Известное дело, всё от приятелев; это мы и прежде знали.

2-й купец . Уж точно что уважил. Не жаль деньги заплатить.

1-й купец . Как написано, что «жизнь игрока», так он точно игрока и представил.

Жена . С кем поведешься, таков и сам будешь. Вот теперича Мочалов связался с этим… как его…

2-й купец . С Валмиром.

Жена . Ну, там, как ни на есть. Связался с ним, ну и в бедность пришел, и все такое.

2-й купец . И даже в уголовном деле попался. Это вы верно, что от приятелев. От кого мы занимаемся дурному чему-нибудь? Самому не выдумать; потому и в голову не придет. А все от других.

1-й купец . И все это вы пустяки говорите. Всякий себе сам виноват. Коли я добрый человек да имею свой разум, так что мне приятели? Все одно, что ничего. А коли я дурак либо мошенник, да ежели начал распутничать, так уж ничто делать, что на приятелей сворачивать.

2-й купец . Но однако ж…

1-й купец . Что «однако ж»? Стой твердо, потому один отвечать будешь! Ответчика за себя не поставишь. Как жил, что делал? Так и так, мол, приятели. А у тебя есть своя голова на плечах? Закон знаешь? Ну, и шабаш, и кончен разговор.

Жена . А другой человек увлекательный?

1-й купец . Ну так что ж! Ну, туда ему и дорога! Не будь увлекательный.

Жена . Да ведь жалко.

1-й купец . Ничего не жалко. Знай край, да не падай! На то человеку разум дан. (Проходят.)

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Погуляев и несколько студентов.

Погуляев . А как хорош был сегодня Мочалов. Только жаль, что пьеса плоха.

1-й студент . Сухая пьеса. Голая мораль.

2-й студент . Все эффекты, все ужасы нарочно прибраны, как на подбор. Вот, мол, если ты возьмешь карты в руки, так убьешь своего отца, потом сделаешься разбойником, да мало этого, убьешь своего сына.

1-й студент . Какая это пьеса! Это вздор, о котором говорить не стоит. «Черт не так страшен, как его пишут». Черта нарочно пишут страшнее, чтоб его боялись. А если черту нужно соблазнить кого-нибудь, так ему вовсе не расчет являться в таком безобразном виде, чтоб его сразу узнали.

Все (смеются) . Да, это правда.

Входит Кисельников, щегольски одетый

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Погуляев, Кисельников и студенты.

Погуляев . А, друг любезный! Как я тебя давно не видал!

1-й студент . Где ты пропадал?

2-й студент . Какой ты розовый, веселый! Я тебя два года не видал.

Погуляев . Ты не кончил курса?

Кисельников . Не кончил.

Погуляев . Отчего же?

Кнсельников . Да так, не кончил, да и все тут. Впрочем, я занимаюсь, я много занимаюсь; а так, некогда было. Я буду держать на кандидата. Впрочем, я еще это все успею.

1-й студент . Какой вечер превосходный!…

Кисельников . Удивительный вечер! Воздух какой! Что за нега! Я теперь, когда стал свободным человеком, весь отдаюсь природе, наслаждаюсь ею вполне. Вы этой прелести не знаете, вы люди ученые, занятые.

Погуляев . Ты совсем переменился, тебя и узнать трудно.

Кисельников . Что же, я лучше стал или хуже?

Погуляев . Не знаю, как сказать! Только жаль, что ты бросил университет.

Кисельников . Нельзя было оставаться. Вы послушайте, я вам все расскажу. Отец у меня был строгий, капризный старик, не пускал меня никуда из дому, не давал мне ни копейки денег. По вечерам насильно заставлял меня сидеть за лекциями. Все это мне надоело и опротивело донельзя. В прошлом году он умер и оставил мне порядочное состояние. Вдруг в моем распоряжении довольно денег, а главное – свобода; ну, разумеется, я сейчас же захотел воспользоваться свободой, немного развлечься, погулять; таким образом я мало-помалу отстал от университета. Впрочем, я догоню, стоит только заняться… Стихи пишу от скуки, выходит недурно.

2-й студент . Что же ты думаешь с собой делать?

Кисельников . Вот выдержу на кандидата, поеду в Петербург, поступлю на службу. А приятно пожить на свободе!

1-й студент . Свобода свободой, а все же надо делать что-нибудь, без этого нельзя.

Кисельников . Разумеется. Я непременно займусь делом; теперь у меня голова занята.

Погуляев . Чем это?

Кисельников . Как бы тебе это сказать? Ну, просто, я влюблен без памяти.

2-й студент . Вот как! Ну, что же, и счастливо?

Кисельников . Да, конечно.

Погуляев . О, брат, твоя жизнь завидная.

Кисельников . Да, именно, мне можно позавидовать. Дня через два и свадьба.

Погуляев . Так скоро?

Кисельников . Чего ж ждать-то! Теперь и жить, пока молоды.

1-й студент . Да ведь ты еще не доучился, ты сам сознаешься. По-моему, нужно сначала доучиться, да потом себе определенное положение найти, тогда уж и жениться. А главное-то – нужно средства иметь.

Кисельников . У меня средства есть.

2-й студент . А позволь спросить, какие?

Кисельников . Свой домик есть, тысяч семь денег.

Погуляев . Долго ли же их прожить, ничего-то не приобретая?

Кисельников . За женой возьму, тесть обещал шесть тысяч.

1-й студент . Во-первых, обещания не всегда исполняются, а во-вторых, с деньгами нужно обращаться умеючи; или они у тебя будут лежать без всякой пользы, или ты их проживешь скоро.

Кисельников . У меня тесть деловой человек, я отдам ему деньги на его обороты, он мне будет проценты платить.

Погуляев . А его обороты лопнут, что тогда?

Кисельников . Этого быть не может… он – купец известный.

2-й студент . А по-моему, нет ничего лучше как жить на свои трудовые.

Кисельников . И я буду трудиться, буду служить.

Погуляев . А много ли ты получишь, не конча-то курса, не имея чина? Сто, двести рублей, не больше. Заведутся дети, будет нужда-то подталкивать, сделаешься неразборчив в средствах, руку крючком согнешь. Ах, скверно!

Кисельников . Ну, вот какие мрачные картины! Главное, что мне нравится в семействе моего тестя, это патриархальность. Сам я человек смирный…

1-й студент . Да ведь патриархальность – добродетель первобытных народов. В наше время нужно дело делать, нужны и другие достоинства, кроме патриархальности.

2-й студент . Патриархальность-то хороша под кущами, а в городах нужно пожинать плоды цивилизации.

Кисельников . Ну, да во всяком случае я уж решился; что сделано, того не воротишь. (Погуляеву.) А ты что думаешь с собой делать?




Top