Пучина островский краткое содержание. Антон Антонович Погуляев - Его друг

Репринт с издания. СПб. 1899. Лейкин Николай Александрович (1841-1906) - известный юморист. Род. в старинном петербургском купеческом семействе, образование получил в петерб. немецком реформатском училище, был приказчиком, служил в страховом обществе, но скоро оставил коммерческую деятельность. Последние 15 лет Л. принимает деятельное участие в спб. городской думе. Л. - чрезвычайно плодовитый писатель. Начав с небольших юмористических очерков и стихотворений в`Русском Мире`,`Искре` и др. и поместив в журналах обратившие на себя внимание очерки`Апраксинцы` (`Библ. для Чтения`, 1863),`Биржевые артельщики` (`Современник`, 1864) и др., Л. с начала 1870-х гг. становится постоянным сотрудником`Петербургской Газеты` и здесь почти каждый день помещает`сцены` из купеческого, мещанского и низшего петербургского быта. Общее число написанных Л. сцен достигает 10 тысяч; только часть их вошла в сорок отдельно изданных томов. Более известные сборники сцен Л.:`Где апельсины зреют` (6 изд.),`Наши за границей` (11 изд.),`Цветы лазоревые`,`Наши забавники`,`Неунывающие россияне`,`Шуты гороховые`,`Саврасы без узды` и др. Юмор Л. не всегда гонится за типичностью и очень часто ограничивается стремлением потешать читателя смехотворными словечками. Но есть и серьезные стороны в его произведениях. Несмотря на то, что он почти всю жизнь пишет для аудитории`мелкой прессы`, Л. никогда не угождает ее вкусам и по мере сил старается быть обличителем`темного царства`. Редактируемый Л. с 1880 г. юмористический журнал`Осколки` свободен от порнографии, составляющей главную приманку многих юмористических изданий. Л. написал также несколько забавных пьес для сцены:`Привыкать надо`,`Медаль`,`Кум пожарный` и др. Книга изготовлена по технологии`печать по требованию`. Тираж 30 экз. ISBN:978-5-4481-0146-5

Александр Николаевич Островский

СЦЕНА I

ЛИЦА:

Кирилл Филиппыч Кисельников , молодой человек, 22 лет.

Антон Антоныч Погуляев , студент, кончивший курс, 21 года.

Пуд Кузьмич Боровцов , купец, 40 лет.

Дарья Ивановна , жена его.

Глафира Пудовна , их дочь, 18 лет.

Луп Лупыч Переярков , чиновник.

Ион Ионович Турунтаев , военный в отставке.

Гуляющие обоего пола.

Нескучный сад. Луг между деревьями; впереди дорожка и скамья; в глубине дорожка, за дорожкой деревья и вид на Москву-реку. Около 30 лет назад.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Проходят купцы с женами.

Купец . Ай да Мочалов! Уважил.

Жена . Только уж эти представления смотреть уж очень жалостно; так что уж даже чересчур.

Купец . Ну да, много ты понимаешь!

Жена . Чего ж тут не понимать-то! Известное дело, всё от приятелев; это мы и прежде знали.

2-й купец . Уж точно что уважил. Не жаль деньги заплатить.

1-й купец . Как написано, что «жизнь игрока», так он точно игрока и представил.

Жена . С кем поведешься, таков и сам будешь. Вот теперича Мочалов связался с этим… как его…

2-й купец . С Валмиром.

Жена . Ну, там, как ни на есть. Связался с ним, ну и в бедность пришел, и все такое.

2-й купец . И даже в уголовном деле попался. Это вы верно, что от приятелев. От кого мы занимаемся дурному чему-нибудь? Самому не выдумать; потому и в голову не придет. А все от других.

1-й купец . И все это вы пустяки говорите. Всякий себе сам виноват. Коли я добрый человек да имею свой разум, так что мне приятели? Все одно, что ничего. А коли я дурак либо мошенник, да ежели начал распутничать, так уж ничто делать, что на приятелей сворачивать.

2-й купец . Но однако ж…

1-й купец . Что «однако ж»? Стой твердо, потому один отвечать будешь! Ответчика за себя не поставишь. Как жил, что делал? Так и так, мол, приятели. А у тебя есть своя голова на плечах? Закон знаешь? Ну, и шабаш, и кончен разговор.

Жена . А другой человек увлекательный?

1-й купец . Ну так что ж! Ну, туда ему и дорога! Не будь увлекательный.

Жена . Да ведь жалко.

1-й купец . Ничего не жалко. Знай край, да не падай! На то человеку разум дан. (Проходят .)

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Погуляев и несколько студентов.

Погуляев . А как хорош был сегодня Мочалов. Только жаль, что пьеса плоха.

1-й студент . Сухая пьеса. Голая мораль.

2-й студент . Все эффекты, все ужасы нарочно прибраны, как на подбор. Вот, мол, если ты возьмешь карты в руки, так убьешь своего отца, потом сделаешься разбойником, да мало этого, убьешь своего сына.

1-й студент . Какая это пьеса! Это вздор, о котором говорить не стоит. «Черт не так страшен, как его пишут». Черта нарочно пишут страшнее, чтоб его боялись. А если черту нужно соблазнить кого-нибудь, так ему вовсе не расчет являться в таком безобразном виде, чтоб его сразу узнали.

Все (смеются ). Да, это правда.

Входит Кисельников, щегольски одетый.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Погуляев, Кисельников и студенты.

Погуляев . А, друг любезный! Как я тебя давно не видал!

1-й студент . Где ты пропадал?

2-й студент . Какой ты розовый, веселый! Я тебя два года не видал.

Погуляев . Ты не кончил курса?

Кисельников . Не кончил.

Погуляев . Отчего же?

Кисельников . Да так, не кончил, да и все тут. Впрочем, я занимаюсь, я много занимаюсь; а так, некогда было. Я буду держать на кандидата. Впрочем, я еще это все успею.

1-й студент . Какой вечер превосходный!..

Кисельников . Удивительный вечер! Воздух какой! Что за нега! Я теперь, когда стал свободным человеком, весь отдаюсь природе, наслаждаюсь ею вполне. Вы этой прелести не знаете, вы люди ученые, занятые.

Погуляев . Ты совсем переменился, тебя и узнать трудно.

Кисельников . Что же, я лучше стал или хуже?

Погуляев . Не знаю, как сказать! Только жаль, что ты бросил университет.

Кисельников . Нельзя было оставаться. Вы послушайте, я вам все расскажу. Отец у меня был строгий, капризный старик, не пускал меня никуда из дому, не давал мне ни копейки денег. По вечерам насильно заставлял меня сидеть за лекциями. Все это мне надоело и опротивело донельзя. В прошлом году он умер и оставил мне порядочное состояние. Вдруг в моем распоряжении довольно денег, а главное – свобода; ну, разумеется, я сейчас же захотел воспользоваться свободой, немного развлечься, погулять; таким образом я мало-помалу отстал от университета. Впрочем, я догоню, стоит только заняться… Стихи пишу от скуки, выходит недурно.

2-й студент . Что же ты думаешь с собой делать?

Кисельников . Вот выдержу на кандидата, поеду в Петербург, поступлю на службу. А приятно пожить на свободе!

1-й студент . Свобода свободой, а все же надо делать что-нибудь, без этого нельзя.

Кисельников . Разумеется. Я непременно займусь делом; теперь у меня голова занята.

Погуляев . Чем это?

Кисельников . Как бы тебе это сказать? Ну, просто, я влюблен без памяти.

2-й студент . Вот как! Ну, что же, и счастливо?

Кисельников . Да, конечно.

Погуляев . О, брат, твоя жизнь завидная.

Кисельников . Да, именно, мне можно позавидовать. Дня через два и свадьба.

Погуляев . Так скоро?

Кисельников . Чего ж ждать-то! Теперь и жить, пока молоды.

1-й студент . Да ведь ты еще не доучился, ты сам сознаешься. По-моему, нужно сначала доучиться, да потом себе определенное положение найти, тогда уж и жениться. А главное-то – нужно средства иметь.

Кисельников . У меня средства есть.

2-й студент . А позволь спросить, какие?

Кисельников . Свой домик есть, тысяч семь денег.

Погуляев . Долго ли же их прожить, ничего-то не приобретая?

Кисельников . За женой возьму, тесть обещал шесть тысяч.

1-й студент . Во-первых, обещания не всегда исполняются, а во-вторых, с деньгами нужно обращаться умеючи; или они у тебя будут лежать без всякой пользы, или ты их проживешь скоро.

Кисельников . У меня тесть деловой человек, я отдам ему деньги на его обороты, он мне будет проценты платить.

Погуляев . А его обороты лопнут, что тогда?

Кисельников . Этого быть не может… он – купец известный.

2-й студент . А по-моему, нет ничего лучше как жить на свои трудовые.

Кисельников . И я буду трудиться, буду служить.

Погуляев . А много ли ты получишь, не конча-то курса, не имея чина? Сто, двести рублей, не больше. Заведутся дети, будет нужда-то подталкивать, сделаешься неразборчив в средствах, руку крючком согнешь. Ах, скверно!

Кисельников . Ну, вот какие мрачные картины! Главное, что мне нравится в семействе моего тестя, это патриархальность. Сам я человек смирный…

1-й студент . Да ведь патриархальность – добродетель первобытных народов. В наше время нужно дело делать, нужны и другие достоинства, кроме патриархальности.

2-й студент . Патриархальность-то хороша под кущами, а в городах нужно пожинать плоды цивилизации.

Кисельников . Ну, да во всяком случае я уж решился; что сделано, того не воротишь. (Погуляеву .) А ты что думаешь с собой делать?

Погуляев . Я еду в Петербург. Я нашел частную должность да займусь журнальной работой; коли гожусь на это дело, так ладно, а то другой работы поищу.

Студенты . Прощай, Погуляев. Прощай, Кисельников.

2-й и 3-й студенты . Желаем тебе счастья! (Уходят .)

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Погуляев и Кисельников.

Кисельников . Погуляев, ты добрее их; пойдем, я тебе покажу свою невесту.

Погуляев . Покажи.

Кисельников . Вон она идет с своим семейством.

Погуляев . А еще-то с ними кто же?

Кисельников . О, это всё милейшие и самые простые люди!

Входят Боровцов, Боровцова, Глафира, Переярков, в форменном фраке, трость с золотым набалдашником, и Турунтаев.

ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ

Погуляев, Кисельников, Боровцов, Боровцова, Глафира, Переярков и Турунтаев.

Переярков . Посмотрите, посмотрите, что за картина! (Показывает тростью на запад .) Солнце склоняется к западу, мирные поселяне возвращаются в свои хижины и свирель пастуха… (Обращаясь к проходящему .) Потише, милостивый государь! Потише, говорю я вам!

Проходящий . Извините.

Переярков . Надо различать людей. (Показывая на свой орден .) Видите, милостивый государь!

Погуляев . Про какую он там свирель говорит? Никакой свирели не слышно.

Кисельников . Ну, уж это нужно ему извинить. Зачем к таким мелочам привязываться? Он – человек отличный. Люди семинарского образования всегда склонны к риторике.

Переярков (указывая тростью ). Солнце склоняется к западу…

Боровцова . Отчего же это оно к западу? Разве уж ему такой предел положен?

Боровцов . Известное дело – предел, а то еще что же?

Боровцова . А как в чужих землях? И там тоже солнце на запад садится?

Переярков . Наверное-то сказать трудно, потому что во многих землях, где у нас запад, там у них восток приходится. Да вот Ион много походов сломал, он нам скажет. Ну, как в Турции, где солнце садится?

Турунтаев . Постойте, постойте! Вот так Шумла (показывает руками ), вот так наш лагерь, а солнце садилось вот так, в эту сторону.

Боровцова . Хорошо бы побывать в разных землях, чтобы знать, как у них там; как солнце садится, как другое что.

Боровцов . Все это – суемудрие, мечта. Мы на этом свете все равно, что в гостинице; там уж где ты ни живи, все один конец. Семейный человек живи в своей семье, потому он – глава. Куда я, семейный человек, поеду? Конечно, кто праздношатающий…

Переярков . Или по службе…

Турунтаев . Пошлют, пойдешь.

Боровцов . Про службу что и говорить! Служба особь статья. Если ты по службе куда идешь, так уж это, значит, твое должное.

Переярков . Какой тут разговор.

Турунтаев . Нам везде свой дом.

Боровцов . И опять же ваша пешая служба супротив морской много легче. Вы то возьмите: другой раз пошлют с кораблем-то отыскивать, где конец свету; ну и плывут. Видят моря такие, совсем неведомые, морские чудища круг корабля подымаются, дорогу загораживают, вопят разными голосами; птица Сирен поет; и нет такой души на корабле, говорят, которая бы не ужасалась от страха, в онемение даже приходят. Вот это – служба.

Погуляев . Что они говорят?

Кисельников . Добрые люди, друг мой, добрые люди; ты критику-то оставь. Они – люди неученые, это правда; зато сердце у них лучше нашего. Подойдем к ним, я тебя познакомлю. (Подходят .)

Боровцов . Вот и жених. Где это ты запропал? Посмотри, невеста-то уж плачет, что давно не видала.

Глафира . Ах, что вы, тятенька! Даже совсем напротив.

Боровцов . А ты, дура, нарочно заплачь, чтоб ему было чувствительнее.

Кисельников . Вот позвольте познакомить вас с моим товарищем.

Боровцов . Оно конечно, без товарищев нельзя; только уж женатому-то надо будет от них отставать; потому от них добра мало. А как ваше имя и отчество?

Погуляев . Антон Антоныч Погуляев.

Боровцов . Так-с. Состояние имеете?

Погуляев . Нет.

Боровцов . Плохо. Значит, вы моему зятю не компания.

Кисельников . Это все равно, мы с ним с детства друзья.

Переярков . Вы кончалой?

Погуляев . Да, то есть я кончил курс.

Переярков . Ну, я про то-то и спрашиваю. Из разночинцев?

Погуляев . Из разночинцев.

Переярков . Из мещан или из приказных детей?

Погуляев . Мой отец был учитель.

Переярков . Ну, все одно что из приказных. Теперь разночинцам дорога, кто кончит в университете.

Турунтаев . Вы в военную! Через полгода офицер, дворянин, значит; вы грамотей, так, пожалуй, казначеем сделают; послужите, роту дадут; наживите денег да крестьян купите – свои рабы будут. Вы ведь не из дворян, так это вам лестно.

Переярков . Хорошо и в штатскую. Я до титулярного-то двадцать пять лет служил, а вас, гляди, года через четыре произведут.

Погуляев . Я не думаю служить.

Переярков . Не одобряю.

Погуляев . В учителя хочу.

Переярков . Ребятишек сечь? Дело! Та же служба. Только как вы характером? Строгость имеете ли?

Турунтаев . Пороть их, канальев! Вы как будете: по субботам или как вздумается, дня положенного не будет? Ведь методы воспитания разные. Нас, бывало, все по субботам.

Погуляев . Уж я, право, не знаю.

Турунтаев . Нет, вы не годитесь в учителя, и в военную не годитесь – я по глазам вижу. Вы лучше в штатскую.

Кисельников . Погулять бы теперь.

Боровцов . Нет, уж мы, брат, нагулялись. Гуляйте вот с женой, с дочерью, а мы пойдем посидим, отдохнем.

Боровцов, Переярков и Турунтаев уходят.

Островский. Пьеса «Пучина»Герои

Сразу же обращает на себя внимание подзаголовок пьесы Островского: “Сцены из московской жизни”. Это не трагедия, хотя элемент трагического в пьесе ярко выражен: крах человеческой жизни, разрушение семейного уклада, семьи, полная социальная и нравственная деградация главного героя -- Кисельникова, в конце пьесы опустившегося до нищеты, сумасшествия, готового продать дочь в любовницы к богачу соседу. Можно предположить, что Островского привлёк не частный случай, не судьба одного семейства, а типичность, обыденность происходящего на сцене.

Пучина - одна из самых глубоких и мудрых пьес Островского -- история человеческой души, слабой и доброй, тонущей в пучине житейского моря. А.Н.Островский не просто рисует типы обитателей Замоскворечья, он максимально раскрывает перед читателями и зрителями тот общественный строй, который обусловил поведение этих людей. В этом произведении великий русский драматург представляет целую вереницу живых и разнообразных характеров таких как

Кирилл Филиллипович Кисельников Автор использовала прием «говорящей фамилии». Характер Кисельникова - податливый, герой практически не имеет собственного мнения, предпочитая плыть по течению событий. Доверчив, наивен. Кирилл на греческом значит «господин». Сочетание «Господин Кисельников» - Это слабый господин. Он не способен бороться и плывет по течениюжизни. Через образ Кисельникова драматург стремился донести мысль о том, что нельзя быть в жизни пассивным наблюдателем, необходимо быть активным и бороться, иначе пучина поглотит и выбраться из нее уже будет невозможно.Антон Антонович Погуляев - Его друг. Антон значит «рвущийся в бой», соответственно Антон Антоныч - это дважды рвущийся в бой. Фамилия Погуляев указывает на такие качества как авантюризм, бесшабашность и доброе сердце. Именно Погуляев пытается уберечь Кисельникова от брака с Глафирой Пудовной: «Невежество - это ведь болото, которое засосет тебя! Ты же человек нетвердый. Хоть на карачках ползи, хоть царапайся, да только старайся попасть наверх, а то свалишься в пучину , и она тебя проглотит». И именно он, в конце концов, выручает семью Кисельниковых из нищетыПуд Кузьмич Боровцов - Тесть Кисельникова Автор использовал «говорящие» имя и фамилию. Фамилия Боровцов рождает ассоциации с боровом. Как свинья не разборчива в пище, так и Боровцов не разборчив в своих убеждениях. Он не гнушается обмана и мошенничества. К примеру, он ограбил собственного зятя и не дал приданного за дочерью.Пуд - указание на жадность и прижимистость Боровцова.Имя Кузьма в переводе с греческого значит - украшение. Таким образом, автор пытается показать склонность купца к фальши. Вот чему учит зятя Боровцов: «Ты живи для семьи, - вот здесь ты будешь хорош и честен, а с другими воюй, как на войне. Что удалось схватить, и тащи домой, наполняй да укрывай свою хижину».В этих словах перед читателем вырисовывается образалчного хищника, заботящегося только о своем благе. Если таков глава семьи Боровцовых, то такие же и остальные ее членыГлафира Пудовна - жена Кисельникова.

Глафира по-гречески значит «утонченная». Поэтому, сочетанием Глафира Пудовна автор пытается создать образ глупого, недалекого, но претенциозного существа. После свадьбы робкая девушка Глафира превращается в скандальную и алчную купчиху.

Анна Устиновна - мать Кисельникова

Имя имеет древнееврейское происхождение и означает «благодать». В любых условиях она остается такой же преданной матерью, старающейся оградить своего любимого Кирюшу от любого волнения.

Лизонька - Дочь Кисельникова Имя Елизавета имеет древнееврейское происхождение и означает «почитающая Бога». Для Островского богобоязненность - одно из самых важных качеств. Он наделяет им только положительных героев (к примеру, Катерину из «Грозы»). Елизавета, девушка, почитающая Бога даже в нищете, сумела сохранить чистоту души и доброе сердце. Развитие конфликта

В пьесе «Пучина» А.Н.Островский не отошел от основной тематики своих произведений и показал “дно” послереформенного быта. В тоже время пьеса получилась необычной для автора по жанру: не драма - эпизод, а драма

судьба, своеобразный роман в лицах. Герой пьесы Кисельников проходит путь от студента - идеалиста 30-х годов до мелкого судейского чиновника 40-х годов. Каждое действие пьесы происходит через 5 - 7 лет и рисует путь молодого человека, окончившего университет, вступающего в жизнь с надеждами и упованиями на светлое будущее.

Каков же итог? Женясь на замоскворецкой девице, он проваливается в быт, как в пучину. Чистота помыслов заканчивается преступлением - крупной взяткой, которая видится герою единственной возможностью вырваться из нищеты. Противоречие между естественным законом жизни и уродующим душу человека неумолимым законом быта определяет драматическое действие. “Как в жизни мы лучше понимаем людей, если видим обстановку, в которой они живут, - писал Островский, - так и на сцене правдивая обстановка сразу знакомит нас с положением действующих лиц и делает выведенные типы живее и понятнее для зрителей”. В быту, во внешней обстановке ищет Островский дополнительные психологические опоры для раскрытия характеров действующих лиц. Такой принцип раскрытия характеров требовал все новых и новых сцен и картин, так что подчас создавалось ощущение их избыточности. Но, с одной стороны, целенаправленный отбор их делал доступной для зрителя авторскую точку зрения, с другой подчеркивал непрерывность движения жизни. Автор прямо указывает на значительные промежутки времени, отделяющие один акт от другого. Однако даже при таком строении произведения финал не может быть в бесконечном отдалении от кульминации и развязки; в этом случае нарушится его органическая связь с основным конфликтом, и финал обретет самостоятельность, не будучи должным образом, подчинен действию драматического произведения. Наиболее характерным примером такой структурной организации материала является пьеса “Пучина”, последний акт которой представлялся Чехову в виде “целой пьесы”.

РемаркиВ пьесах А.Н.Островского, а в данном случае в пьесе «Пучина»,ремарки играют важную роль. В пьесе встречаются три вида ремарок: ремарки, касающиеся действующих лиц, ремарки, раскрывающие обстановку жизни героев и ремарки, раскрывающие действующих лиц через речь и эмоциональное состояние.В первой сцене

«Нескучный сад. Луг между деревьями; впереди дорожка и скамья; в глубине дорожка, за дорожкой деревья и вид на Москву-реку...»

Для чего автор раскрывает перед читателями панораму нескучного сада, вблизи которого жило купечество? Можно предположить, что А.Н.Островский старается достичь большей образности, он обращает внимание на детали: скамья, дорожки, деревья... Перед читателем и зрителем предстает природа Замоскворечья (обилие деревьев, вид на Москву-реку). Эти описания даны автором еще и для большей достоверности действия.

Во второй сцене

«Небольшая комната в квартире Кисельникова»

Эта ремарка настораживает читателя и зрителя. Ведь Кисельников надеялся разбогатеть, а обстановка второй сцены говорит об обратном. Эта ремарка очень ясно и откровенно вводит в содержание развертывающего действия.

В третьей сцене «Бедная комната; крашеный стол и несколько стульев; на столе сальная свеча и кипа бумаг...»

Такое уточнение показывает, что главный герой пьесы, Кисельников, уже на грани нищеты. Опять А.Н.Островский обращает внимание на детали, а не смотрит на картину в общем. Свеча на столе именно «сальная», что вызывает у читателя сопереживание герою, подчеркивается беспорядок: «кипа бумаг» на столе.

Рассмотренные случаи показывают, что ремарки, относящиеся к оформлению сцены, помогают раскрытию содержания и создают определенное настроение.

Метафора: «влюблен без памяти», «обороты лопнут», «руку крючком согнешь», «пожинать плоды цивилизации», «уши прожужжали», «слова терять», «На свет выползла», «насквозь его вижу.», «тоска за сердце сосет», «на волос от каторги»

Метонимия: «свои трудовые» (деньги), «кончалой» (человек, закончивший обучение)

Сравнение: «Невежество - ведь это болото», «думал, что из тебя барин выдет, ан вышла-то грязь», «словно кто варом обдаст»

Синекдоха: «С дому сто рублей получаю»

Эпитет: «душа чистая»

Использованная литература

Ревякин А.И. «Искусство драматурга А.Н. Островского»- 2-е изд. испр. и доп. - М.:Просвещение, 1974

А. В. Суперанская «Словарь русских личных имен» - М. Эксмо 2006

Лакшин В.Я. «Александр Николаевич Островский» - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Искусство, 1982

Интернет ресурсы

Александр Николаевич Островский.

ЛИЦА:

Кирилл Филиппыч Кисельников , молодой человек, 22 лет .

Антон Антоныч Погуляев , студент, кончивший курс, 21 года .

Пуд Кузьмич Боровцов , купец, 40 лет .

Дарья Ивановна , жена его .

Глафира Пудовна , их дочь, 18 лет .

Луп Лупыч Переярков , чиновник .

Ион Ионович Турунтаев , военный в отставке .

Гуляющие обоего пола .

Нескучный сад. Луг между деревьями; впереди дорожка и скамья; в глубине дорожка, за дорожкой деревья и вид на Москву-реку. Около 30 лет назад.


ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Проходят купцы с женами.

Купец . Ай да Мочалов! Уважил.

Жена . Только уж эти представления смотреть уж очень жалостно; так что уж даже чересчур.

Купец . Ну да, много ты понимаешь!

Жена . Чего ж тут не понимать-то! Известное дело, всё от приятелев; это мы и прежде знали.

2-й купец . Уж точно что уважил. Не жаль деньги заплатить.

1-й купец . Как написано, что «жизнь игрока», так он точно игрока и представил.

Жена . С кем поведешься, таков и сам будешь. Вот теперича Мочалов связался с этим… как его…

2-й купец . С Валмиром.

Жена . Ну, там, как ни на есть. Связался с ним, ну и в бедность пришел, и все такое.

2-й купец . И даже в уголовном деле попался. Это вы верно, что от приятелев. От кого мы занимаемся дурному чему-нибудь? Самому не выдумать; потому и в голову не придет. А все от других.

1-й купец . И все это вы пустяки говорите. Всякий себе сам виноват. Коли я добрый человек да имею свой разум, так что мне приятели? Все одно, что ничего. А коли я дурак либо мошенник, да ежели начал распутничать, так уж ничто делать, что на приятелей сворачивать.

2-й купец . Но однако ж…

1-й купец . Что «однако ж»? Стой твердо, потому один отвечать будешь! Ответчика за себя не поставишь. Как жил, что делал? Так и так, мол, приятели. А у тебя есть своя голова на плечах? Закон знаешь? Ну, и шабаш, и кончен разговор.

Жена . А другой человек увлекательный?

1-й купец . Ну так что ж! Ну, туда ему и дорога! Не будь увлекательный.

Жена . Да ведь жалко.

1-й купец . Ничего не жалко. Знай край, да не падай! На то человеку разум дан. (Проходят.)


ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Погуляев и несколько студентов.

Погуляев . А как хорош был сегодня Мочалов. Только жаль, что пьеса плоха.

1-й студент . Сухая пьеса. Голая мораль.

2-й студент . Все эффекты, все ужасы нарочно прибраны, как на подбор. Вот, мол, если ты возьмешь карты в руки, так убьешь своего отца, потом сделаешься разбойником, да мало этого, убьешь своего сына.

1-й студент . Какая это пьеса! Это вздор, о котором говорить не стоит. «Черт не так страшен, как его пишут». Черта нарочно пишут страшнее, чтоб его боялись. А если черту нужно соблазнить кого-нибудь, так ему вовсе не расчет являться в таком безобразном виде, чтоб его сразу узнали.

Все (смеются) . Да, это правда.

Входит Кисельников, щегольски одетый


ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Погуляев, Кисельников и студенты.

Погуляев . А, друг любезный! Как я тебя давно не видал!

1-й студент . Где ты пропадал?

2-й студент . Какой ты розовый, веселый! Я тебя два года не видал.

Погуляев . Ты не кончил курса?

Кисельников . Не кончил.

Погуляев . Отчего же?

Кнсельников . Да так, не кончил, да и все тут. Впрочем, я занимаюсь, я много занимаюсь; а так, некогда было. Я буду держать на кандидата. Впрочем, я еще это все успею.

1-й студент . Какой вечер превосходный!…

Кисельников . Удивительный вечер! Воздух какой! Что за нега! Я теперь, когда стал свободным человеком, весь отдаюсь природе, наслаждаюсь ею вполне. Вы этой прелести не знаете, вы люди ученые, занятые.

Погуляев . Ты совсем переменился, тебя и узнать трудно.

Кисельников . Что же, я лучше стал или хуже?

Погуляев . Не знаю, как сказать! Только жаль, что ты бросил университет.

Кисельников . Нельзя было оставаться. Вы послушайте, я вам все расскажу. Отец у меня был строгий, капризный старик, не пускал меня никуда из дому, не давал мне ни копейки денег. По вечерам насильно заставлял меня сидеть за лекциями. Все это мне надоело и опротивело донельзя. В прошлом году он умер и оставил мне порядочное состояние. Вдруг в моем распоряжении довольно денег, а главное – свобода; ну, разумеется, я сейчас же захотел воспользоваться свободой, немного развлечься, погулять; таким образом я мало-помалу отстал от университета. Впрочем, я догоню, стоит только заняться… Стихи пишу от скуки, выходит недурно.

2-й студент . Что же ты думаешь с собой делать?

Кисельников . Вот выдержу на кандидата, поеду в Петербург, поступлю на службу. А приятно пожить на свободе!

1-й студент . Свобода свободой, а все же надо делать что-нибудь, без этого нельзя.

Кисельников . Разумеется. Я непременно займусь делом; теперь у меня голова занята.

Погуляев . Чем это?

Кисельников . Как бы тебе это сказать? Ну, просто, я влюблен без памяти.

2-й студент . Вот как! Ну, что же, и счастливо?

Кисельников . Да, конечно.

Погуляев . О, брат, твоя жизнь завидная.

Кисельников . Да, именно, мне можно позавидовать. Дня через два и свадьба.

Погуляев . Так скоро?

Кисельников . Чего ж ждать-то! Теперь и жить, пока молоды.

1-й студент . Да ведь ты еще не доучился, ты сам сознаешься. По-моему, нужно сначала доучиться, да потом себе определенное положение найти, тогда уж и жениться. А главное-то – нужно средства иметь.

Кисельников . У меня средства есть.

2-й студент . А позволь спросить, какие?

Кисельников . Свой домик есть, тысяч семь денег.

Погуляев . Долго ли же их прожить, ничего-то не приобретая?

Кисельников . За женой возьму, тесть обещал шесть тысяч.

1-й студент . Во-первых, обещания не всегда исполняются, а во-вторых, с деньгами нужно обращаться умеючи; или они у тебя будут лежать без всякой пользы, или ты их проживешь скоро.




Top