Разум и чувства в произведениях Бунина и Куприна — сочинение. Чувства человека в произведениях живописи

Многие прославленные и выдающиеся писатели в своих рассказах и повестях, романах и трилогиях поднимали тему чувств и разума, которая близка и понятна читателю. Основательно остановился на этой теме мастер слова - Иван Алексеевич Бунин. Он подчеркнул, что чувства никогда не могут быть простыми, они сложны и многогранны. И если чувства главенствующие, то разум уже не властвует над человеком, он становится нечто второстепенным. В рассказах Ивана Бунина показаны истории, которые подчинены по большей части страсти, что не делает его героев хуже или не понятнее.

Разум или чувства правят миром?

Ответ на этот сложный вопрос русской литературы интересовал многих писателей, которые в своих произведениях пытались найти ответ. И разум, и чувство – это две стороны жизни, которые должны объединяться для правильного восприятия этого мира. В обществе человек не может придерживаться только одного мнения, так как это неминуемо ведет к гибели. Ярким подтверждением этого служит рассказ Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско», где автор решает не давать имени основному персонажу рассказа. После прочтения этого произведения становится понятным, почему автор использует этот прием. Бунин показывает, что таких людей, как его герой, много в любом обществе.

Вся жизнь персонажа из бунинского рассказа сводится к тому, что он смог заработать много денег, которые не приносят в финале истории ему никакого счастья. О самом герое известно немногое: у него есть семья, где нет любви, он расчетлив, некрасив собой, не думает ни о чем, кроме денег. Рассказывая о своем герое, о его путешествии автор ни одного слова не говорит о том, какие чувства испытывает его персонаж. Читатель просто не видит души богатого господина, не видит его каких-то эмоций. На первом плане в богатого миллионера стоит лишь только расчет и здравый смысл, то есть разум.

Но счастлив ли герой? Богатый и обеспеченный, основной персонаж бунинского рассказа, даже умирая, не испытывает самого главного в своей жизни. Господин из Сан-Франциско не смог побыть счастливым, он не знает радости от чувств, которые переполняют грудь и совсем не знает, что такое счастье. Он даже несвободен, так как становится рабом обогащения и всегда находится под властью денег. Настоящего смысла жизни у него нет, соответственно, он не живет, а существует. Но есть ли в этом рассказе люди, которые живут в эмоциональном мире и для которых чувства – это смысл жизни? Да, это горцы, которые видят природу, и наслаждаются от общения с нею. Они свободны, и это состояние вызывает у них многочисленные эмоции. Независимые и свободные, они могут быть просто собою, и в этом состоит настоящий смысл жизни для этих людей.


По мнению рассказчика, счастливым может быть лишь только тот человек, кто не зависит от материальных благ, не лицемерит и для кого на первом месте стоят чувства. Известный писатель Э.Ремарк утверждал, что разум дается человеку для понимания того, что:

«Жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами».


Так что же правит нашим миром? Нужно человеку жить так, чтобы, руководствуясь разумом, испытать весь спектр чувств. И только тогда человек, достигнув гармонии, будет счастлив, а его жизнь будет иметь глубокое содержание.

Трудный выбор между разумом и сердцем


Самым сложным можно считать выбор человека между разумом и чувствами. Жизнь часто создает для нас ситуации, когда нужно сделать определенный выбор и его можно сделать только самостоятельно. Это решение для каждого конкретного человека на тот момент будет самым правильным. Достаточно для этого вспомнить рассказ Ивана Бунина «Кавказ». В нем автор показывает, что, порой, чувства одного человека могут сильно повлиять на жизнь другого человека и даже погубить. Главная героиня убегает с человеком, которого она любит. Но ее счастье приводит к гибели мужа. Молодая женщина даже не думает о том, что ее муж тоже испытывает чувства, что он любит ее. Она, подчиняясь своей страсти, рушит их совместную жизнь, что приводит к смерти человека, который просто не может жить без нее.

Мимолетное увлечение жены, измена его возлюбленной выбивает человека из обычного русла жизни. Бунин дает подробное описание его размышлений, которые приводит к тому, что он решает убить себя. Детальное описание последних часов жизни героя в душе читателя вызывает бурю эмоций. Приняв страшное решение, он искупался в море, побрился, переодел чистое белье, китель, позавтракал, не отказал он себе и в удовольствиях: бутылка шампанского и кофе, сигара. И только потом он вернулся в свой номер, где на диване выстрелил себе в голову из двух револьверов, не давая себе ни малейшего шанса.

Автор показывает, что другого пути у главного героя не было, так как трудно пережить предательство близкого человека, да и невозможно жить жизнью, в которой теперь нет никакого смысла, она просто стала пустой и одинокой. Получив свое счастье и потеряв его, по мнению автора, жить ему уже незачем. Боль для бунинского героя настолько сильна, что только смерть может избавить его от неё. Но совершить самоубийство, по мнению рассказчика, может только тот, у кого сильная воля и стойкая решимость. Сострадание вызывает у читателя гибель офицера из-за измены жены. Но в сложном и трудном выборе между разумом и сердечными чувствами главный герой выбирает чувства. Жизнь без них для этого человека незачем.

Мир чувств в произведениях Бунина


Главный герой рассказа «Темные аллеи» - помещик, который однажды соблазняет Надежду, молодую крестьянку. Но поскольку женщина была ему не ровней, он с лёгким сердцем забывает о ней. И когда уже прошло много лет, этот помещик, ставший военным, приезжает в эти места. В хозяйке одной из изб он узнает Надю. Иван Бунин показывает все тонкости внутренних переживаний героев. Даже их беседа не столько содержит информации, сколько чувств вложено в их переживания. Каждый из них вспоминает те минуты молодости, когда они были счастливы.

Выяснилось, что Надя всю свою жизнь прожила одна, вспоминая ту любовь, которая была у нее к помещику. Но простить его она тоже не может. И теперь это чувство обиды мешает ей быть счастливой. Но и главный герой рассказа тоже несчастлив, так как жена, которую безумно любил Николай Алексеевич, изменила ему и бросила его. И эта история двух одиноких сердец не заканчивается счастливым браком. Автор лишает своих персонажей счастья, так как нет уже страсти. Тема любви в этом произведении является основной. Рассказчик показал, что переживания, то есть чувства, сильнее разума.

Еще одним примером может служить бунинский рассказ «Солнечный удар». В нем автор показывает, как сильна любовь в жизни любого человека. Трогательный и мимолетный роман замужней женщины и поручика, которые случайно познакомились на пароходе. Страсть и любовь, которые они испытали подобны солнечному удару. Одна ночь, проведенная вместе, и вся остальная жизнь, где больше они никогда не встретятся вместе – вот основа сюжета. Некоторое время герой переживает о том, что его жизнь, которая была ослеплена настоящей любовью, опять потеряла смысл. Но он старается смириться с этой потерей и продолжать жить дальше, вспоминая о том чуде, которое с ним произошло. Но таких эмоций, такой накал чувств ему не приходится пережить вновь.

Разум в произведениях Бунина


Человек не живет только в эмоциональном и чувственном мире, он имеет право выбирать между сердечными чувственными и разумом. И такой выбор перед человеком стоит всю жизнь. Так что же нужно выбрать: разум или чувства? Каждый делает свой выбор и потом за это несет ответственность. А последствия могут быть самыми разными.

В бунинском произведении «Чистый понедельник» основная героиня не имеет имени. В тексте автор все время, рассказывая о персонаже, употребляет местоимение «она». И такую же интересную характеристику он дает своей героине без имени:

Странная.
Молчаливая.
Необычная.
Чужая для всего окружающего мира.
Не видящая и не воспринимающая этого мира вокруг него, а глядящая как бы сквозь него.
Все время о чем-то думала.
Ее вид был такой, будто она в мыслях пыталась во что-то вникнуть.
Часто бывала задумчива.
Любила посещать старые кладбища, обители, любила ходить в церковь.
Любимым ее занятием были походы в театр и рестораны, любила она и читать книги.
Она любит светское общество.

Такая противоречивая характеристика была дана автором в рассказе. Она часто задумывается о том, насколько ее близость к миру духовному поможет ей все-таки обрести душевный покой. Основная героиня бунинского рассказа не могла найти гармонию в душе, которая каким-то образом была нарушена. Это повлияло на ее сознание, которое стало будто разорванным. Пытаясь найти что-то цельное, что ей сможет помочь обрести гармонию, она обращается к Богу, надеясь, что служение ему поможет ей.

Мир вокруг кажется молодой женщине ненастоящим и несостоятельным. Даже любовь к молодому человеку не может удержать ее в этой жизни. Любовь для основной героини – это не смысл жизни, а только ее какое-то дополнение. В чистый понедельник девушка без имени уходит в монастырь. Она знала, что этот мир не подходит для ее жизни, а быть женой или невестой земного человека ей тоже не предназначено судьбой. Поэтому она предпочитает стать «вечной» невестой Бога. И у нее свой путь, где главенствует разум над миром чувств.

Так, любой из живущих, стоит перед выбором. И этот сложный выбор нужно сделать самому.

Людям свойственно не только воспринимать окружающий мир, но каким-либо образом воздействовать на него, испытывая радость, грусть, огорчение, счастье или воодушевление. Выражать в произведениях свойственно многим талантливым художникам различных времен и народов. Кажется, сами слова - «живопись», «живописать» - располагают к этому.

Чувства человека

Все, что мы воспринимаем, в той или иной мере вызывает у нас определенные чувства. Например, наблюдая красивый закат солнца на природе или спокойное ласковое море, каждый из нас, наверное, испытывает и умиротворения. Или восхищение поступком героя, или удивление от чего-либо, ранее не виданного! Эти эмоции, проявляемые нами, и называют чувствами. Обычно, говоря о том, что кто-то бесчувственный, подразумевают его полнейшую безэмоциональность, апатию к происходящим вокруг событиям. Чувства - это высшее проявление эмоций. Наиболее сильные - радость, удивление, страх, сострадание, гнев и множество других.

Чувства в живописи

Творческие люди бывают наиболее подвержены эмоциям. Некоторые из художников предпочитают жить «широко шагая» с «открытыми настежь глазами и душой». А некоторые - успешно сублимируют в произведениях живописи. Обратимся для примера к одной из таких картин, описывающих подобные эмоции.

Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка»

Эта русская сказка знакома многим детям с самого детства. Ослушник Иванушка испил водицы из лужицы и стал козленочком. Его сестрица Аленушка предупреждает о том, что может случиться, но брат не внемлет ей. Когда это случается с Иваном, сестра испытывает чувства горя, безысходности, отчаяния, скорби и печали. На картине она изображена у пруда на «горючем» камне. Укрывшись от людских глаз, девушка переживает сложную гамму эмоций, мастерски показанных художником.

Пример 2. К. Брюллов, «Всадница»

Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться по-разному. изображает молодую красавицу, подъехавшую на коне к веранде дома. Ее встречают собаки и маленькая девочка. Вся картина проникнута эмоциями: чувством радости встречи, восхищения праздничным разнообразием и обожанием жизни в ее ярчайших проявлениях красоты и грации.

Пример 3. И. Айвазовский, «Девятый вал»

Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться посредством изображения явлений природы. Так, в мы видим ощущение силы, мощи и могущества природы. В то же время приходит на ум осознание ничтожности всего человеческого перед стихией. Такую сложную бурю чувств художник воплощает в данном произведении.

И.А. Бунин - один из больших мастеров психологической прозы. В произведениях этого писателя тонко переданы особенности человеческих чувств и эмоций, глубоко раскрыт внутренний мир человека.

Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» перед нами возникает бездушный персонаж из буржуазного мира, полностью уверенный в своем превосходстве над всем и всеми.

Бунин рассказывает о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие: «…ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения».

Все учтено и продумано этим героем так, что не оставлено никакого места для случайностей. Для путешествия господин выбирает знаменитый пароход с символическим названием «Атлантида», которое усиливает ощущение приближающейся катастрофы. И действительно - вскоре план героя начинает рушиться.

Главный «виновник» раздражения богатого туриста - неподвластная ему капризная природа. Именно она, как олицетворение Вселенной, неподвластной ни одному, даже самому богатому, человеку, заставляет господина («утреннее солнце каждый день обманывало») отправиться из Неаполя на Капри.

А вскоре и вовсе происходит то, чего господин никак не мог ожидать и уж точно не планировал, – его внезапная и «нелогичная» смерть: «Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха - и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом - и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».

Таким образом, рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» мастерски раскрывает пустой и бездушный мир самоуверенного человека, потратившего жизнь на бессмысленное накопительство, упустившего самое главное – любовь, теплые чувства к другим людям, эмоции.

А это Бунин действительно считал самым главным в жизни любого человека. Глубоко и подробно писатель исследовал чувство любви между мужчиной и женщиной. В трактовке Бунина, любовь – это величайшее счастье, которое очень кратковременно и почти всегда трагично. Об этом повествует, например, рассказ Бунина «Кавказ». В нем героиня и герой решились убежать от мужа женщины. Они сбежали на Кавказ, где провели, может быть, лучшие дни в своей жизни, лучшие дни своего романа.

Кавказский пейзаж в произведении резко контрастирует с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастирует и душевное состояние героев. Здесь, на Кавказе, они были вместе - на фоне солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте». Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было возвращаться в Москву - к привычной и постылой жизни.

Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой «Кавказа» один - это тот человек, который любил героиню. Именно ему отданы финальные строки рассказа: «Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».

Вот для кого любовь была настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая мутит рассудок, заставляет человека бредить.

Рассказ «Холодная осень» тоже описывает чувства людей, сильно любивших, но потерявших друг друга и свое счастье.

Большая часть рассказа посвящена описанию последнего свидания героев, пронизанного щемящей смесью любви и тоски разлуки, потери. Это противоречивое чувство хорошо передал герой рассказа: «Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя...»

Именно в этот вечер героиня «Холодной осени» поняла, что не вынесет потери своего любимого. Если он умрет, то погибнет и она: «Я не переживу твоей смерти!» А через месяц молодой человек погиб, унеся с собой не только сердце героини, но и всю ее жизнь, все то, что ей было дорого и близко.

Таким образом, я считаю И.А. Бунина большим мастером изображения мира человеческих чувств. В его произведениях подробно, точно и тонко переданы все нюансы жизни человеческой души, подробно рассказано о том, как человек переживает то или иное чувство, как эти переживания отражаются на его жизни, что они дают каждому из нас. Именно поэтому, на мой взгляд, чтение произведений Бунина обогащает внутренний мир человека, помогает пониманию себя и окружающих людей.




Top