Развитие речи. Двуязычие.: Яблоко в сказках

На просторах Интернета есть очень много обучающих загадок по русскому языку. Тематика у этих задач самая разная. Существуют загадки:

  1. про буквы и алфавит;
  2. про слоги и морфемы (приставка, корень, суффикс и др.);
  3. про лексические единицы (антонимы, синонимы, омонимы и т.д.);
  4. про части речи;
  5. про знаки препинания и т.д.

Такие задачи делают уроки более интересными, тем самым помогают школьникам лучше усвоить школьную программу.

Давайте приведем несколько таких загадок с ответами.

Загадки про буквы

  • Черные, кривые,

От рождения немые.

А встанут в ряд –

Вмиг заговорят.

(Буквы).

  • Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная -...

(Безударная).

  • Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки...

(Гласные).

  • Такие буквы нелегко произнести,

Преграда - зубы и язык на их пути.

Их в алфавите двадцать штук. Они все разные,

А называются они...

(Согласные).

Загадки про части речи

  • Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «нашел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется...

(Глагол).

  • Все, что есть на свете,

Оно обозначает.

На вопросы «Кто?» и «Что?»

Четко отвечает.

Всегда оно имеет

И число, и род,

Чтоб не обижался

На него народ.

Падежей различных –

Сразу целых шесть.

На любые случаи

У него уж есть.

(Имя существительное).

  • Художницу эту

Знает весь свет.

Раскрасит талантливо

Всякий предмет.

Ответит всегда

На вопросы такие:

«Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

(Имя прилагательное).

Загадки про знаки препинания

  • Знак простой – крючок и точка,

Я пишу его на строчке.

Если что-то вдруг спрошу,

То в конце его пишу.

(Знак вопроса).

  • Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

В конце третьего листочка

Я закончил. Ставлю...

(Точку).

  • Какая погода!

И день замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой -...

(Восклицательный).

Другие загадки про русский язык

  • Зовут его крылатым словом,

Его значение всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем...

(Фразеологизмом).

  • Слово делим мы на части.

Это же – большое счастье.

Сможет даже грамотей

Составить слово из частей.

(Слоги).

  • Любого языка он государь – наш всезнающий...

(Словарь).

  • А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно...

(Орфограммы).

"Загадки о русском языке"

1. Черные стоят все в ряд,

С нами мудро говорят. (Слова)

2. В текст слова чужие вставим,

И в кавычки их поставим.

Вы же знаете, ребята,

Что в кавычках, то …(цитата).

3. Слово делим мы на части.

Это ведь – большое счастье.

Сможет каждый грамотей

Сделать слово из частей. (Слоги)

4. Черные, кривые,

От рождения немые.

А встанут в ряд –

Вмиг заговорят. (Буквы)

5. Он предметы оживляет, и в дела их привлекает. Что им делать – говорит. Строго сам за всем следит. Он три времени имеет, и спрягаться сам умеет. Дети долго ходят в школы, чтобы выучить…(глаголы).

6. Мы зашли в лесную чащу. Бродит там медведь рычащий. Там – протоптанные тропки. Еж испуганный и робкий. Там – ползущий муравей, и поющий соловей. В строках этих, я замечу, есть особая часть речи. (Причастие)

7. Все, что существует, оно обозначает. На вопросы «Кто?» и «Что?» четко отвечает. Всегда оно имеет и число, и род, чтоб не обижался на него народ. Падежей различных – сразу целых шесть на любые случаи у него уж есть. (Имя существительное)

Какие есть загадки про знаки препинания?

    Помнится, с ребенком делали домашнее задание - подобрать загадки про знаки препинания. Многие из них очень длинные. А надо было короткие. Сейчас вспомнили только 5 загадок:

    Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом (вопросительный знак).

    Бурным чувствам нет конца - пылкий нрав у молодца (восклицательный знак).

    Загораживает путь - предлагает отдохнуть (запятая).

    Ляжет палочкой на строчку, проходите по мосточку (тире).

    Коль спросить что соберешься - без меня не обойдешься. (вопросительный знак).

    У меня в арсенале тоже есть несколько загадок про знаки препинания, так что с удовольствием поделюсь:

    Загадка про кавычки:

    Про запятую (ну, очень актуальная):

    Про скобки, не забываем, что они тоже знаки препинания:

    Про двоеточие. Очень правильная загадка, раскрывающая всю суть постановки данного знака препинания:

    Про многоточие... Обратите внимание, недосказанность - основная отличительная черта это знака:

    А вот про восклицательный знак.

    В заключение хочу загадать свою загадку, только что придуманную:

    Сколько знаков препинания,

    ПроявИте Ваши знания?

    Думаю, все ответили правильно: в русском языке 9 знаков препинания.

    Маленьким школьникам легче всего будет запомнить знаки препинания, если учеба будет проходить в виде игры или разгадывания загадок.

    Загадки про знаки препинания на подсознательном уровне помогают запоминать изученный материал.

    Детям, изучающим знаки препинания в русском языке, в закрепление изученного материала, можно дать отгадать такие вот загадки:

    Загадки про знаки припинания крайне полезны, поскольку помогают в игровой форме открыть для детей мир пунктуации.

    Подобные загадки могут быть использованы, как во время обучения, так и являться частю программы на Первое сентября.

    Предлагаю ознакомиться с некоторыми загадками про знаки препинания.

  • Загадки про знаки препинания весьма популярны в стенах школы, а именно в первых четырех классах. Дело в том, что в игровой форме, стихотворной, песенной дети легче запоминают и усваивают материал. Вот загадки про знаки препинания :

    Загадок про знаки препинания очень много, их можно найти например на сайтах посвященных загадкам, там можно найти очень много их, на любой вкус и цвет, например вот есть такая очень интересная загадка:

    На уроках русского языка в школе уделяют большое внимание правильной расстановке знаков препинания, ведь они могут в корне изменить смысл всего предложения и текста. Конечно же учить знаки препинания играючи очень интересно и развивает логику учеников. Вот несколько загадок о знаках препинания:

    Загадок про знаки препинания довольно много.

    Вот загадка про вопросительный знак:

    А вот загадка про восклицательный знак:

    А вот замечательная загадка про точку:

    Про запятую тоже есть интересная загадка:

    Есть такие загадки, которые помогают детям при изучении знаков препинания на уроках.

    Загадка про вопросительный знак:

    Про восклицательный знак.

Цели и задачи:

  1. Привлечение внимания к истории русского языка, к необходимости правильного использования знаков препинания.
  2. Воспитание любознательности и остроумия.
  3. Привлечение внимания к художественной литературе, воспитание умений и навыков выразительного чтения.

Оформление зала:

  1. Газеты, юмористические рисунки на тему мероприятия.
  2. Творческие работы учащихся на тему: “Роль знаков препинания в моей жизни”.

Читай не так, как пономарь,
а с чувством, с толком,
с расстановкой.
А.С. Грибоедов

Знаки ставятся по силе разума.
М.В. Ломоносов

1-й ведущий: Говорят, что есть пятьдесят способов сказать слово ДА и пятьсот способов сказать слово НЕТ, а написать эти слова можно, используя только один способ. Согласимся ли мы с этим замечанием? (Участники игры произносят эти слова с разной интонацией.)

2-й ведущий: Конечно, способов произнести любое слово много. А как записать то, что так легко произнести?

Третий ведущий записывает на доске слово “Школа”, произнесенное с разной интонацией: Школа. Школа? Школа!? Школа! Школа… Школа- Школа: Школа!!! (Участники игры вместе с ведущим произносят слова.)

1-й ведущий: При помощи точки мы показываем спокойствие, которое может быть совершенно разным: решительным, уверенным или печальным. Вопросительный знак выражает вопрос, сомнение, недоумение. Вопросительный и восклицательный знаки подчеркивают сильное недоумение, а один восклицательный – сильное чувство. Многоточие помогает понять: мы демонстрируем неуверенность, растерянность, разочарование, мы размышляем. Тире утверждает: сейчас будет сказано о чем-то дальше, слушайте внимательно. Двоеточие подсказывает: будьте внимательны, следует объяснение. Хотим выразить восторг, огромную радость – ставим три восклицательных знака!

2-й ведущий: Несомненно, слова, записанные на бумаге, порой не так выразительны, как живая человеческая речь. Интонация, жесты, мимика – вот что очень часто помогает нам в разговоре. А как же все это показать в письменной речи? И вот тогда мы вспоминаем о наших замечательных помощниках – знаках препинания.

Ученик читает стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской, в котором вместо слов, называющих знаки препинания, делает паузы. Все участники мероприятия вместе с ним заканчивают строчки.

Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки:
В одной запятые, в другой были скобки.
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в (),
Так же частенько и этак и так
Использует он!
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится?
В напрасных усильях чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит – ,
Порою “ ”, порой:
И не жалел для концов …

3-й ведущий: Когда же люди стали пользоваться знаками препинания? Какова история пунктуации? Узнать следующие интересные факты нам помогла замечательная энциклопедия для детей “Языкознание”, выпущенная издательством “Аванта +” в 1998 году (стр. 231).

“Препинания служат к изъяснению смысла в письме и ко избежанию всякого противного толкования. Оные препинания ставятся по силе разума и по его расположению и союзам”, – писал Н.Г. Курганов в “Письмовнике, содержащем в себе науку российского языка, со многим присовокуплением разного учебного и полезнозабавного вещесловия”.Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма означал крест; изредка встречается осмысленное употребление точек.

По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Из печатных изданий знаки препинания в современном смысле этого слова постепенно проникали и в рукописные тексты. А уже в “Российской грамматике” М.В. Ломоносова есть целый раздел, посвященный “строчным знакам”.

1-й ведущий: Со временем количество знаков препинания увеличивалось. Ломоносов писал о точке, вопросительном и “удивительном” знаках, о запятой, точке с запятой и “двух точках”, о “вместительном” (скобки) и “единительном” (дефис) строчных знаках. В конце 18 века в книгах появляются тире, кавычки и многоточие. В последних изданиях “Письмовника” Н.Г. Курганова (1725–1796 гг.) к знакам препинания были причислены “примечательный” (подчеркивание или шрифтовое выделение) и “отменительный” (кавычки).

2-й ведущий: В 1797 году в грамматике Антона Алексеевича Барсова (1730 – 1791 г.г.) уже описаны тире (“молчанка”), кавычки (“вносный” знак), звездочка (“примечательный”) и параграф (“статейный”). Так количество знаков препинания постепенно увеличивалось. Позже в особых случаях стали использовать комбинацию знаков препинания.

3-й ведущий: А возможно ли сейчас придумать еще какие-нибудь знаки?

Ведущий предлагает учащимся попробовать изобрести новые знаки препинания.

С этого момента зал можно разделить на две команды, предложить командам придумать название и выбрать капитанов.

1-й ведущий: Подумайте, каково “географическое положение” пунктуационных знаков? Подсказываю: у них есть три самых любимых места обитания.

Учащиеся, принимая за основу сложное предложение, изображают его в виде рисунка какой-либо местности и показывают место знаков препинания.

(В конце предложения: . ! ? …;
между простыми в составе сложного: , ; : – ;
внутри простого предложения: , : , () …)

2-й ведущий: Теперь, когда мы вспомнили все знаки препинания, знаем их место в предложении, подумаем над тем, можно ли общаться друг с другом только при помощи знаков препинания.

Учащимся предложено составить текст телеграмм или записок с использованием только знаков препинания.

Примеры получившихся записок: 1) “ !? …” ; 2) “ . ? ”; 3) “ ! ? ” ; 4) “? ! ” ; 5) “ ? ” ; 6) “!” и другие.

Одна команда демонстрирует записки, другая – расшифровывает.

3-й ведущий: Да, одна из команд повторила замечательный опыт самой короткой переписки в истории, которая состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того, как был напечатан роман “Отверженные”, Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только “?”. И получил ответ: “!”. Так он узнал, что его книга очень заинтересовала читателей.

1-й ведущий: А был ли в истории еще какой-нибудь удивительный случай, связанный со знаками препинания?

Учащиеся вспоминают, что русской императрице Марии Федоровне удалось переправить запятую в резолюции ее супруга, императора Александра III: “Простить нельзя, отправить в Сибирь” на “Простить, нельзя отправить в Сибирь”. Человек был спасен. (Участники игры могут приводить разные примеры и из собственного опыта.)

2 ведущий предлагает командам тексты и предложения, понять которые однозначно можно только с помощью знаков препинания. Знаки препинания расставляют команды.

1. Положи свои вещи здесь у бабушки в шкафу на нижней полке места нет.

2. …Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.

(Если позволяет время, можно предложить несколько текстов.)

3-й ведущий предлагает обратиться к домашнему заданию. Некоторые ученики читают свои сочинения.

1-й ведущий загадывает веселые загадки о знаках препинания.

Точка, запятая :

Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения.

Восклицательный знак:

Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!

Вопросительный знак:

Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.

Многоточие:

Стоят три кумушки рядком.
Ведут беседу, но – тайком,
Какими-то далекими
Туманными намеками…

Двоеточие:

Двоеточие глазастое ходит,
Знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему…

Тире:

Ляжет палочкой
На строчку:
– Проходите
По мосточку.

Кавычки:

Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…

Запятая:

Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку.

Скобки:

Словам раскрывают объятья:
– Ждем в гости вас, милые братья!

Точка:

Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.

(Если позволяет время, можно после каждой загадки сочинять предложение с данным знаком препинания на какую-нибудь интересную тему.)

2-й ведущий: Одним из самых любимых знаков препинания у детей является, конечно же, вопросительный. Нас постоянно что-то интересует. Всегда ли мы получаем на свои вопросы ответы? К сожалению, не всегда. Как называются такие вопросы? (Риторические.) Приведите примеры таких вопросов из своего опыта.

А знаете ли вы, что такие вопросы встречаются часто в художественных текстах?Попробуйте определить, какие настроения и чувства эти вопросы помогают выразить А.С. Пушкину в стихотворении “Певец”. (От каждой команды приглашается по одному участнику для выразительного чтения стихотворения.)

Слыхали ль вы за рощей глас ночной

Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?

1-й ведущий: Бесконечен мир человеческих чувств: радость, счастье, восторг, гнев, отчаяние, страх, печаль… Показать их в письменной речи нам помогают разные знаки препинания. Мы смогли в этом убедиться, прочитав стихотворение А.С.Пушкина. И помог нам вопросительный знак. А можно ли при помощи восклицательного знака показать эти чувства?

Прочитайте данные отрывки выразительно. Определите, какие из чувств выражены в прочитанных отрывках. (Можно предложить придумать рисунки-ассоциации.) Попробуйте угадать произведение.

Надо мною
небо.
Синий шелк!
Никогда
не было
так хорошо! (В. Маяковский)
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор – и враг бежит. (А.С.Пушкин)
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! (А.С.Пушкин)
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло. (А.С.Пушкин)
И вслед раздался голос шумный:
“Куда ты, витязь неразумный?
Ступай назад; я не шучу!
Как раз нахала проглочу!” (А.С.Пушкин)
Осада! приступ! Злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой. (А.С.Пушкин)
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите! (К.Чуковский)
Что случилось?
Что за крик?
– Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку –
Помогите человеку!..
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас. (С.Михалков)
Прощай же море! Не забуду
Твоей торжественной красы. (А.С.Пушкин)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
(А.С.Пушкин)
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
“С добрым утром!”
“Добрый вечер!”
“Доброй ночи!”– говорим.
Если к чаю иль к обеду
В дом войдем –
Не любо, что ль,
Поклонясь, сказать соседям:
“Чай да сахар!”
“Хлеб да соль!”…
Даже стае журавлиной,
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим:
“В счастливый час!” (А.Яшин)
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
(А.С.Пушкин)

3-й ведущий: И всем участникам нашей “полезнозабавной” игры мы желаем: “В счастливый час!” Игра позволила нам убедиться в том, что очень часто именно знаки препинания помогают лучше понимать друг друга. Мы желаем вам не бояться знаков препинания, проникать в их секреты, хорошо учить правила, и тогда вам будет очень легко говорить, читать и писать “ с чувством, с толком, с расстановкой”!

Ведущие подводят итоги игры.

Список использованной литературы

  1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: Изд-во “АРГО”, 1996.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык/Главн. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта +, 1998.

Был я жёлтым, стал я белым -
Поседела голова.
Ветер дунул - всё слетело.
Одним словом я - трава.
(ОДУВАНЧИК)

Вот и лето пролетело,
А глядишь, в садах поспело:
Груши, яблоки, калина,
Черноплодка и … .
(МАЛИНА)

Если хочешь винегрет -
В огород за ней сходи,
У неё красивый цвет
И снаружи, и внутри!
(СВЁКЛА)

Жить мы в Африке желаем,
Не потому что мы толсты,
Просто места мы не знаем,
Где вольготно жили б мы.
(БАОБАБ)

Как растут они красиво
И в теплице, и во вне.
Своими сочными плодами
Дарят праздник всей семье.
(ПОМИДОРЫ)

Как-то видел я в лесу
Дружную семью на пне.
Посмотрев на всю красу,
Жалко рвать их стало мне.
(ОПЯТА)

Как-то летом я в лесу
Меж деревьев шёл.
Глядь - вот шляпка на ноге!
Что же я нашёл?
(ГРИБ)

Любят дети хоровод
Вокруг красавицы водить.
А она из года в год
Любит праздник им дарить.
(ЁЛКА)

Масла нет во мне нисколько,
Я съедобный гриб и только.
Кто-то так меня назвал,
Чтоб ты сразу угадал.
(МАСЛЁНОК)

Мне кажется, что я очень красивый,
На толстой ноге я стою.
Но вот грибничок и очень счастливый,
Возьмёт меня в тару свою.
(БЕЛЫЙ ГРИБ)

Мы висим на тонких ветках,
И на головах у нас беретки.
Как только время подойдёт -
Кабан нас сразу же найдёт.
(ЖЁЛУДИ)

Мы вчера в лесок зашли,
И чего мы там нашли?
Он стоял на толстой ножке,
В крепкой шляпе у дорожки.
(ГРИБ)

Мы пололи с мамой грядки:
Свёклы, лука и капусты.
А вопрос такой к загадке:
- Не сажали, а так густо?
(СОРНЯК)

Мы растём на тонких ножках,
На пеньках гурьбой стоим.
Шляпки есть, из-под которых,
Целый день на лес глядим.
(ОПЯТА)

На бахче растёт бутуз -
В полоску кругленький … .
(АРБУЗ)

На мне «лампочки» висят,
Но они съедобны.
Есть и имя у девчат -
На моё подобно.
(ГРУША)

Никто меня не любит,
Никто не уважает,
Никто не поливает,
Никто и не сажает.
(СОРНЯК)

Он растёт у нас на грядке
Этот «зонтик» посевной.
Он в салат идёт в достатке
И в соленья - он такой!
(УКРОП)

Они растут в саду у нас.
Ходить не надо далеко,
Чтоб сделать джем, повидло,
Сорвав их с дерева легко.
(ФРУКТЫ)

Очень узкие «ворота»
Вова сделал для мня,
Не могу «проехать», что-то -
Растолстела очень я.
И разденусь я немного,
Сорок шуб с себя сниму,
Не останусь я голой,
Только сразу не пойму!?
Почему сажают тесно
В грядках узких - бок о бок?
Всем, конечно, интересно:
Кто я, круглый «колобок»?
(КАПУСТА)

Разгадать вам здесь придётся,
Как лесной тот плод зовётся,
Что на дереве растёт,
Да и белочка грызёт!
(ОРЕХ)

Раньше был он сорняком,
А теперь на грядке
Всходит он густым пучком,
В щи идёт в достатке.
(ЩАВЕЛЬ)

Растём рядками мы на поле,
Но сами под землёй, конечно.
Цветём красиво мы на воле.
Вторым мы хлебом будем вечно.
(КАРТОШКА)

Растолстел совсем наш дед,
В сто шубеек он одет.
На дворе сентябрь идёт,
А дедок морозов ждёт,
Чтобы с грядки мог уйти
И в другой приют прийти.
Бочку, банку и стеллаж
Приглядел дедуля наш.
(КОЧАН КАПУСТЫ)

Семьдесят пять на мне пальто,
И не застегнёт его никто.
(КАПУСТА)

«Тельняшка» немного моя полосата,
Но в море я не хожу.
Узнали, конечно, меня вы, ребята,
На южной бахче я лежу.
(АРБУЗ)

Тот грибочек очень бледен
И никем ещё не еден,
Потому что ядовит
И очень этим знаменит.
(БЛЕДНАЯ ПОГАНКА)

Чтобы печку растопить,
Надо дрОвушек добыть.
Мы куда пойдём за ними?
На …, за сухими!
(ВАЛЕЖНИК)

Эта ягода на юге
На бахче у нас живёт.
И всегда в тельняшке «ходит».
Кто её мне назовёт?
(АРБУЗ)

Этот гриб играет в прятки,
Он в лесу, а не на грядке.
Называют: «Царь грибов».
Ты узнал? И кто ж, таков?
(РЫЖИК)

Этот плод все знать должны:
Схож он с краешком Луны.
(БАНАН)

Я - побег и купол церкви,
И подснежник, и тюльпан.
Но я «женщина», поверти,
Жизнь дарю на радость вам.
(ЛУКОВИЦА)

Я - хозяйка огорода:
Круглая, большая.
Буду приносить я вам
Рекорды урожая.
(ТЫКВА)

Я очень красивый,
Грибок не плаксивый.
На шляпке моей
Сто белых угрей!
(МУХОМОР)

Я расту на огороде
И на поле, на природе.
Самый злостный я сорняк,
Извести меня никак.
(ОСОТ)

Я, поганка не простая, -
Очень ядовитая.
Да, представьте, я такая,
Тайной вся покрытая!
(БЛЕДНАЯ ПОГАНКА)

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево)

Летают, кружатся,
На землю ложатся,
С земли не встают
И тут пропадут.
(Листья дерева)

На горе шумит,
А под горой молчит.
(Лес)

Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю.
(Ель, сосна)

Стоят столбы белы,
Ни них шапки зелены.
(Береза)

Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина)

Матушкой-весной я в платье цветном,
Мачехой-зимой - в саване одном.
(Черемуха)

Платье потерялось - пуговки остались.
(Рябина)

Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине сладко.
(Слива)

Не матушка родима,
А гостинцем оделила.
(Яблоня)

Над водой, водой
Стоит красной с бородой.
(Калина)

Стоит клюка на вилах,
Одета в багрянец,
Кто подойдет,
Того кольнет.
(Шиповник)

Мой самый любимый фрукт – яблоки. И, наверно, не только у меня, но и у многих людей.

Любили яблочки, да и само дерево – яблоню - всегда, ещё со времён Адама и Евы. Все помнят, что яблоко в Библии было запретным плодом .

А в мифах Древней Греции не просто яблоко – это яблоко раздора . Яблоко раздора, золотое яблоко с надписью «прекраснейшей» было подброшено богиней раздора Эридой на свадьбе у Пелея и богини Фетиды.

Богиня раздора сделала это специально, из - за того, что её не пригласили на свадьбу. Богини Гера, Афина и Афродита одновременно захотели получить это яблочко себе. Суд Париса решил присудить яблоко самой достойнейшей. Гера пообещала Парису власть и богатство. Афина – мудрость и воинскую славу. Афродита – отдать в жёны самую красивую женщину. Парис подумал, и сказал, что самая достойная – это богиня Афродита. Афродита, исполняя своё обещание, помогла Парису похитить самую красивую женщину – Елену. Но Елена - замужняя женщина. Её муж – царь Менелай. С этого похищения началась Троянская война…

С давних времён создано множество сказок, и других литературных произведений, где яблоко или яблоня играют свои роли, наравне с героями.

Сразу в памяти всплывает сказка «Гуси-лебеди». Помните, как яблоня прятала девочку и мальчика от гусей – лебедей Бабы Яги.

В сказке «Хаврошечка» : Хаврошечка посадила косточки от коровы, а выросла волшебная яблоня с наливными яблочками, которая помогла героине удачно выйти замуж и уйти от злобной мачехи.

В сказке «О серебряном блюдечке и наливном яблочке» яблоко выступает в роли ясновидящего. «Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях…» Ну, точно, современный компьютер!

Такие образы в русских народных сказках изображаются потому что в европейской культуре – яблоня – это символ вечной жизни. Считается, что яблоня покровительница женщин.

Ветка яблони участвует в старинных свадебных обрядах. Её втыкают в свадебный каравай или в свадебную запеченную курицу. А цветами яблони украшали венок невесты.

Яблоки издревле означали жизненную силу, красоту, мудрость, счастье, удачу.

Не обошли стороной тему яблони и её плодов русские классики.

В первую очередь, А.С. Пушкин в «Сказке о мёртвой царевны и о семи богатырях»:

«И к царевне наливное.

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит…

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно – золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видно семечки насквозь…»

Царевна попробовала яблоко и умерла. Почему Пушкин выбрал именно яблоко, а не грушу, персик или морковь? Да, потому что яблоко в представлении Пушкина – это философский символ соблазна, запретного плода.

У В. Жуковского в «Сказке о Иване – Царевиче и Сером Волке».

«Прижавшись к яблоне, Иван – Царевич

Сидит, не движется, не дышит, ждёт:

Что будет? Сев на яблоню, Жар-птица

За дело принялась и нарвала

С десяток яблок.»

Современные детские сказочники тоже не обошли стороной этот удивительный плод.

Сказка К. Ушинского «История одной яблоньки».

«Росла в лесу яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки.»

«И такая – то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги на прищеп.»

«С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.»

В этой сказке Ворона, Заяц и Ёж пытаются поделить одно яблоко, а рассудительный Медведь помог им в этом деле.

Сказка Э. Успенского «Вниз по волшебной реке»

«На столе (у Бабы - Яги) стояло блюдечко, старушка всё время поглядывала туда. А по блюдечку катилось яблочко.

А это что? – спросил мальчик.

Это яблочко – по блюдечку, - ответила Баба – Яга. – Подарок мне от Василисы Премудрой.»

И не только в прозе воспевают яблоню, но и в стихах.

Вот любимое детьми уже нескольких поколений стихотворение И. Токмаковой «Яблонька».

Маленькая яблонька

У меня в саду.

Белая – пребелая

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой.

Маленькая яблонька,

Подружись со мной.

Русский народ сложил немало пословиц, поговорок и загадок о яблоне и яблоках.

Пословицы и поговорки о яблоне и яблоках.

Какова яблонька, таковы и яблочки.

От яблони - яблоко, а от ели – шишки.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Такая теснота, что яблоку упасть негде.




Top