Репетилова из горе от ума. Образ Репетилова в комедии «Горе от ума

/ / / Образ Репетилова в комедии Грибоедова «Горе от ума»

В своей знаменитой комедии Александр Сергеевич Грибоедов изобразил типичное дворянское общество начала 19 столетия с его укладом и нравами. Этот временной промежуток характеризуется наметившимся противостоянием между теми, кто придерживался консервативных взглядов и выступал за прежнюю спокойную жизнь, и теми, кто принял идеи декабристов и был приверженцем новых прогрессивных идей.

Историческая реальность со всеми ее перипетиями нашла отражение на страницах пьесы. Александр Андреевич Чацкий, главный герой комедии, очень похож на самого автора и разделяет его взгляды, а именно: уважает личность, стремится к достижению свободы и справедливости для всего народа. Есть, правда, в произведении и такие персонажи, для которых все вышеназванные идеи – не стремление, а просто дань моде, так принято сейчас, значит, так нужно. Нет осознания и принятия. В этой связи хочется назвать одного персонажа, о котором и пойдет речь, - Репетилова.

Но раскрыть этот образ представляется возможным, только если сделать это через обращение к другому герою – Чацкому, который настроен решительно против московских обычаев: вседозволенности богатых помещиков, не считающих крестьян за людей и позволяющих себе менять их на борзых собак, отсутствия нравственности, оценивания людей по чинам и размеру кошелька. Александр Андреевич выступает против всего этого один, не имея никакой поддержки. Но его идеи понятны и просты: честь и достоинство должны быть главным мерилом человеческой личности и никак иначе.

А что же образ Репетилова? Как его интерпретировать? Автор вводит этого героя для того, чтобы наиболее полно представить положение дел и ту обстановку, которая царила в стране в обозначенный исторический период.

С этим персонажем Грибоедов знакомит читателей лишь только в последнем действии. Репетиров выступает своеобразным двойником Чацкого. Правда, в отличие от оригинала, он смешон: повторяя слова, содержащие глубокий смысл, он совершенно не осознает их. Репетилов пытается войти в высшее общество, получить там определенный вес, же хочет исправить сложившийся уклад, изменить веками укоренявшиеся устои и обычаи.

У героя интересная фамилия, такие принято называть говорящими. Что же она означает? В ее основе французское слово со значением «повторять». Репетилов только бездумно следует идеям декабристов, не вникая в их суть.

Автор изображает героя как пустого человека, он говорит слова, но они не наполнены смыслом. Сам Репетилов не осознает их до конца, да и хочет ли это делать? Он состоит в тайном обществе, на собрание зовет с собой сначала Чацкого, а когда тот отказывается, предлагает поехать Скалозубу. Получается, ему все равно, с кем ехать, на деле он не становится союзником Александра Андреевича. Этому герою в принципе все равно, за кого выступать: за «старых» или за «новых». Главное – быть признанным в светском обществе.

В заключении можно сказать, что Репетилов – это карикатура, отражение Чацкого в кривом зеркале.

Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут успевает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние занятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: «Сердечный друг! Любезный друг!» (IV, 4). Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, которые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома. Очень скоро становится ясно, что Репетилов — пустой болтун и не может быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам — один из представителей фамусовского общества.

Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приёмы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе даёт яркую характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (IV, 4). Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, мечтал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более лёгкий путь — задумал породниться с большим человеком, почти министром. Здесь он преуспел — женился на дочери важного чиновника, но тесть, боясь упрёков и семейственности, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом:

И я в чины бы лез, да неудачи встретил,
Как, может быть, никто и никогда. (IV, 5)

И отставке Репетилов живёт так же привольно, как и Фамусов, правда, отдаётся развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуёмной энергии этого героя:

Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом.
Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом!
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! (IV, 4)

Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он — неотъемлемая часть фамусовского общества.

Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету фамусовского общества. Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только типичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразёрство. Так возникает вторая функция образа Репетилова — доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современных порядков не что иное, как игра в либерализм. Знаменитая фраза Репетилова: «Шумим, братец, шумим» (IV, 4), — вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего не менялось:

А наши старички?? — Как их возьмёт задор,
Засудят о делах, что слово — приговор, —
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их...беда!
Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,
Спаси нас Боже! Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ник чему,
Поспорят, пошумят и... разойдутся. (II,5)

Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном -либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. «Секретнейший союз» устраивает «тайные сходки» по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве. Члены «союза» под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поёт, братья Лев и Борис ничего не делают, Удушьев пишет статьи «Отрывок», «Нечто» для журналов, а предводитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шулер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!). Все эти достойные господа любят обсуждать и другие «важные материи», например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невозможны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж.Г.Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохновение, сочиняют водевили: Репетилов «невзначай родит каламбур», другие подхватят

И вместе, глядь, водевильчик слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3)

Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нарисовать!

Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным «кривым зеркалом» главного героя комедии — Чацкого. Человек, который смотрится в кривое зеркало, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отражении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект используется и в художественной литературе: рядом с главным героем помещается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. Чацкий в сравнении с Репетиловым выглядит серьёзным человеком, его убеждения — глубокими и продуманными. А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли.

Как и другие персонажи пьесы, он получает «говорящую» фамилию, образованную от латинского глагола repetere, что значит «повторять». Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на другую. Например, он беспощадно ругает себя:

Ругай меня, я сам кляну своё рожденье,
Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4)

«Убивать время» — это устойчивый оборот, который значит «заниматься каким-нибудь бесполезным, случайным делом». Мысль Репетилова цепляется за слово «время», и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: «Скажи, который час?». Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание «секретнейшего союза». Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгульный образ жизни и под конец расписал своё нынешнее житьё-бытьё — деятельность в «секретнейшем союзе».

Однако образ Репетилова подчёркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивает как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сближая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами:

Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног. (I, 7),

а Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает «со всех ног» в сенях фамусовского дома (IV, 4). Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого:

Славно пишет, переводит. (II,5)

Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьёзными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу... водевили (IV, 4).

Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фамусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глупыми княжнами, лицемерным Молчалиным ит.д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно сближает высказывания Чацкого и Репетилова. Например, они оба ругают балы как пустое времяпрепровождение. «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два» (1,7), — пренебрежительно говорит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль:

Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,
В приличьях скованы, не вырвемся из ига... (IV, 4)

При этом оба ездят на балы. Ещё пример сближения — оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. «Чины людьми даются, А люди могут обмануться» (III, 3), — заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: «Тьфу! служба и чины, кресты — души мытарства» (IV, 5). Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень похожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею:

Куда теперь направить путь?
А дело уж идёт к рассвету.
Поди, сажай меня в карету,
Вези куда-нибудь. (IV, 9)

Чацкий, оскорблённый клеветой фамусовского общества и поведением Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы.

Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касающиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими действующими лицами комедии создаёт яркий портрет фамусовского общества, противостоящего вольнодумцу Чацкому. Характер Репетилова и вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разных черт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, доверчив, ленив, добродушен, болтлив и т.д.. То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своём отзыве о «Горе от ума».

Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактеризован Чацкий. Репетилов становится как бы «кривым зеркалом», которое под конец пьесы драматург приберёг для главного героя и через такой приём раскрыл своё отношение к нему, иными словами, драматург использует пародийное снижение образа Чацкого. Болтовня Репетилова подчёркивает серьёзность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всём на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фамусовым, Скалозубом и т.д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит. Тогда зачем все эти вдохновенные монологи?

Как и многие персонажи в русской литературе, Репетилов из «Горе от ума» имеет говорящую фамилию. С латинского она означает «повторять». И, конечно, отображается это в герое прекрасно. Он постоянно твердит, что он жалок, что он плут, шут, что жизнь его не удалась, что он прожигает свою жизнь. Начнём по порядку.

Во-первых, Репетилов мнит себя близким другом Чацкого, потому что, приехав на бал, восторженно здоровается с ним и называет другом. Однако скоро читатель понимает, что таких друзей у Репетилова много, в том числе, например, Скалозуб, который ну никак не соотносится с образом Чацкого.

Во-вторых, Репетилов - типичный балабол, который постоянно что-то говорит, часто врёт и несет околесицу. Как он сам говорит, он прожигает свою жизнь, и читатель это прекрасно понимает из его рассказа: он играет в карты, причём его имение уже конфисковано правительством, он любит покушать и балы, его больше мало что интересует в жизни, он хотел стать большим человеком, но лёгким путём - женившись на дочери знатного чиновника. Все эти рассказы о себе вызывают только негатив к этому персонажу.

В-третьих, Репетилов считает себя участником важного либерального общества, которое походило на декабристов. Однако из рассказа о том, чем занимаются эти важные люди, и кто вообще является участниками этого кружка, читатель понимает, что до декабристов такому либеральному кружку ещё очень далеко, ведь там они рассказывают смешные истории, играют в карты, а самый главный шулер в городе рассказывает в этом кругу о понятиях честности и благородства. Ныне в народе таких людей называют диванными политиками, которые ни в чём не разбираются, но мнят себя большими умами России.

Ещё одной функцией или ролью Репетилова в комедии является зеркальное отражение с искажением главного героя Чацкого: Чацкий знался с министрами, но потом поссорился с их кругом, точно так же Репетилов хотел за счёт тестя с большим чином попасть в политическую элиту, но у него не сложилось. Речь Чацкого прекрасна, он хорошо переводит и пишет, Репетилов же скорее несет околесицу в большом количестве. И сцена того, как Репетилов попадает и покидает бал, очень карикатурно похожа на то, как это делает Чацкий.

Мне кажется, что Репетилов был вишенкой на торте для того, чтобы точно обрисовать фамусовское общество. Он не просто усиливает ощущение отвращения к той Москве, которая описана Грибоедовым, он добавляет жалкости, низости и безвредной, нелепой подлости тому обществу.

2 вариант

Второстепенный герой комедии служит одним из образов дворянского общества начала девятнадцатого века, времени проникновения в эту среду новых идей, зарождения декабристского движения.

Репетилов, в отличие от мыслящего Чацкого, стремящегося к новому, более справедливому обществу, а также и от Фамусова и подобных, сознательно отстаивающих прежние порядки, не имеет твердых убеждений. Он проникся новыми деями, но это наносное, просто следование моде. На отсутствие у данного персонажа твердых убеждений указывает и говорящая фамилия, напоминающая французское слова «повторять».

Репетилов состоит в тайном обществе (вероятно, напоминающим организации декабристов). Однако он не читает, не занимается самообразованием, даже осхваляя организацию, к которой он принадлежит, Репетилов не может толком объяснить ее цели.

В целом, этот персонаж комедии – образец светского человека. Он глуп, в чем сознается сам. Репетилов не принести пользы обществу, как, впрочем, и самому себе. В пьесе упоминается, что карьеру сделать у него не получилось.

С нравственной точки зрения, Репетилов также выглядит неприглядно. Он содержит танцовщиц, изменяя с ними своей жене. При этом о своих собственных интересах этот персонаж также позаботится неспособен. Он проиграл много денег в карты, а имение его отдано в опеку, то есть управляется государством. Все что, действительно, занимает Репетилова – это мишура светской жизни, балы и собрания. На примере этого персонажа комедии видно, почему в то время все осталось как прежде, несмотря на явное влияние новых идей.

Репетилов представляет собой пародию на Чацкого. В лице главного героя произведения, который в конце повествования, требуя карету, выражает презрение к тогдашнему высшему обществу, есть большая доля осуждения Грибоедовым и таких как Репетилов, людей, не имеющих настоящих убеждений и неспособных ни на что. Отсутствие самостоятельного мышления, замененного бездумным следованием моде, делает их даже хуже, чем также осуждаемые автором старомосковские консерваторы.

Сочинение на тему Репетилов

В русской литературе принято давать героям говорящие фамилии и персонаж произведения Грибоедова "Горе от ума" Репетилов не стал исключением. В переводе с латинского языка данная фамилия трактуется русским глаголом "повторять". И данный перевод в полной мере подтверждает манеру поведения героя. Он постоянно повторяет разные унижения относительно себя и утверждает, что его жизнь никчемна.

Репетилов воображает себя другом Чацкого , только потому, что во время посещения бала ему удалось с ним поздороваться. Через какое-то время читателю удаётся понять, что подобных друзей у Репетилова несколько, среди которых и Скалозуб. Появляется ощущение, что Репетилов восторгается теми людьми, которым удалось чего-то добиться в жизни и он, как неудачник, хочет хоть как-то встать рядом с одним из таких людей. Ему важно иметь возможность даже просто поздороваться с, таким как, Чацкий, к примеру. Подобные пустые жизненные моменты для Репетилова идут, как главные события всей жизни. Он осознает, что ему уже никогда не дорасти до высшего чина и не стать борцом за справедливость, как Чацкий. И он выбирает пассивное поведение наблюдателя балабола.

Репетилов по своему образу - прирожденный балабол, который постоянно что-то повторяет и врёт. Он открыто заявляет, что является прожигателем собственной жизни и читателю удаётся это заметить по ходу рассказа. Репетилов ведёт праздную жизнь, любит балы. Он пытался выбиться в высшие чины с помощью женитьбы на дочери чиновника.

Репетилов считает, что состоит в либеральном обществе похожем на декабристское. Но, когда мы узнаем суть этого общества, становится понятно, что Репетилов снова выдумывает. Все члены этого кружка собираются только для того, чтобы играть в карты и делиться смешными историями.

Репетилов в произведении играет роль искаженного зеркального отражения Чацкого, который затеял ссору с бывшими друзьями министрами. Так же и Репетилов поссорился с не сложившимся тестем. Речь Чацкого ясна, тверда и решительна, а Репетилов, как искаженное отображение несёт небывальщину. Сцена посещения Репетиловым бала, как карикатура на действия Чацкого.

Репетилов вобрал в себе образы разных характеров. Он является пародией на "пустого" человека, который идёт по течению праздной жизни. Создавая образ Репетилова писатель хотел показать, как подобные люди способны снизить высокие идеалы.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Проблема раскаяния + аргументы из литературы (ЕГЭ)

    Раскаяние - это невероятно важная способность человеческой души. Если человек не способен раскаяться в своих дурных поступках, совершенных намеренно, это означает, что, скорее всего, он душевно обделен

  • У меня есть собака, его зовут Мухтар, но я в основном его зову муха. Он отзывается на эту кличку значит понимает,что обращаются именно к нему. Муха у нос появился щенком. Он был такой маленький, я даже видела как у него открываются глазки

  • Образ и характеристика Червякова в рассказе Смерть Чиновника Чехова сочинение

    Червяков – персона особая, со своими уникальными чертами характера, это человек, который привык сидеть тише воды ниже травы, и не показываться на людях

  • Анализ произведения Последний срок Распутина

    Произведение относится к философскому творчеству писателя и является одним из главным его творческих созданий. Композиционная структура повести заключается в действии, представленном в виде трех дней

  • Сочинение Русский язык мой любимый школьный предмет 5 класс (рассуждение)

    В школьной программе много интересных предметов. Каждый учащийся может выбрать близкий и интересный для себя. Но все они, кроме иностранного языка, в нашей стране преподаются на родном русском языке.

Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут успевает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние занятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: "Сердечный друг! Любезный друг!" (IV, 4). Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, которые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома.

Очень скоро становится ясно, что Репетилов - пустой болтун и не может быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам - один из представителей фамусовского общества. Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приёмы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе даёт яркую характеристику: "Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак" (IV, 4). Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, мечтал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более лёгкий путь - задумал породниться с большим человеком, почти министром.Здесь он преуспел - женился на дочери важного чиновника, но тесть, боясь упрёков и семейственности, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом: И я в чины бы лез, да неудачи встретил, Как, может быть, никто и никогда. (IV, 5) И отставке Репетилов живёт так же привольно, как и Фамусов, отдаётся развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуёмной энергии этого героя: Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! Обманывал жену! Играл! проигрывал! в опеку взят указом. Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом!

Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! (IV, 4) Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он - неотъемлемая часть фамусовского общества. Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету фамусовского общества. Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только типичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразёрство. Так возникает вторая функция образа Репетилова - доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современных порядков не что иное, как игра в либерализм. Знаменитая фраза Репетилова: "Шумим, братец, шумим" (IV, 4), - вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего не менялось: А наши старички??

Как их возьмёт задор, Засудят о делах, что слово - приговор, - Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют; И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их...беда! Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, Спаси нас Боже! Нет. А придерутся К тому, к сему, а чаще ник чему, Поспорят, пошумят и...

разойдутся. (II,5) Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном - либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. "Секретнейший союз" устраивает "тайные сходки" по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве. Члены "союза" под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поёт, братья Лев и ничего не делают, Удушьев пишет статьи "Отрывок", "Нечто" для журналов, а предводитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шулер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!). Все эти достойные господа любят обсуждать и другие "важные материи", например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невозможны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж. Г.

Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохновение, сочиняют водевили: Репетилов "невзначай родит каламбур", другие подхватят И вместе, глядь, водевильчик слепят, Другие шестеро на музыку кладут, Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3) Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нарисовать! Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным "кривым зеркалом" главного героя комедии - Чацкого. Человек, который смотрится в кривое зеркало, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отражении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект используется и в художественной литературе: рядом с главным героем помещается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. в сравнении с Репетиловым выглядит серьёзным человеком, его убеждения - глубокими и продуманными.

А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли. Как и другие персонажи пьесы, он получает "говорящую" фамилию, образованную от латинского глагола repetere, что значит "повторять". Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на другую. Например, он беспощадно ругает себя: Ругай меня, я сам кляну своё рожденье, Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4) "Убивать время" - это устойчивый оборот, который значит "заниматься каким-нибудь бесполезным, случайным делом". Мысль Репетилова цепляется за слово "время", и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: "Скажи, который час?

". Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание "секретнейшего союза". Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгульный образ жизни и под конец расписал своё нынешнее житьё-бытьё - деятельность в "секретнейшем союзе". Однако образ Репетилова подчёркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивает как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сближая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами: Чуть свет - уж на ногах!

И я у ваших ног. (I, 7), А Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает "со всех ног" в сенях фамусовского дома (IV, 4). Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого: ...славно пишет, переводит.

(II,5) Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьёзными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу... водевили (IV, 4). Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фамусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глупыми княжнами, лицемерным Молчалиным ит. д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно сближает высказывания Чацкого и Репетилова. Например, они оба ругают балы как пустое времяпрепровождение. "Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два" (1,7), - пренебрежительно говорит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль: Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня, В приличьях скованы, не вырвемся из ига... (IV, 4) При этом оба ездят на балы. Ещё пример сближения - оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. "Чины людьми даются, А люди могут обмануться" (III, 3), - заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: "Тьфу! служба и чины, кресты - души мытарства" (IV, 5). Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень похожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею: Куда теперь направить путь? А дело уж идёт к рассвету. Поди, сажай меня в карету, Вези куда-нибудь. (IV, 9) Чацкий, оскорблённый клеветой фамусовского общества и поведением Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы. Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касающиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими действующими лицами комедии создаёт яркий портрет фамусовского общества, противостоящего вольнодумцу Чацкому. Характер Репетилова и вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разныхчерт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, доверчив, ленив, добродушен, болтлив и т. д.. То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своём отзыве о "Горе от ума". Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактеризован Чацкий. Репетилов становится как бы "кривым зеркалом", которое под конец пьесы драматург приберёг для главного героя и через такой приём раскрыл своё отношение к нему, иными словами, драматург использует пародийное снижение образа Чацкого. Болтовня Репетилова подчёркивает серьёзность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всём на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фамусовым, Скалозубом и т. д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит. Тогда зачем все эти вдохновенные монологи?

Понравилась статья - ?

Вы прочитали материал на тему: Какова роль образа Репетилова в комедии Горе от ума?

25 Апрель 2015 Опубликовано в разделе:

Comments are closed.

Новости

  • Новые публикации

      О том, что нужно создавать накопления, написано, уже не мало. С тем, что накопления у семьи должны Жизнь не стоит на месте, наши заработки постоянно растут, но, как, ни странно, денег не становится У Всесвіті є зірки, які перебувають так далеко від нас, що в нас навіть немає можливості довідатися відстань до них або встановити їхню кількість. Але як далека від Землі найближча зірка? Відстань від Землі до Сонця 150 000 000 кілометрів. Тому що світло рухається зі Всі рослини, що оточують нас на суші й під водою, становлять флору Землі. Це й дерева-велетні, і хирляві маленькі билини, і навіть мікроскопічні морські водорості. Ботаніка - дуже захоплююча наука Адже вона займається класифікацією нескінченно різноманітного рослинного миру. Невеликі рослини можна засушити й скласти з них Навіть у відкритому морі, далеко від землі, моряк може визначити місцезнаходження свого корабля. Але для цього йому необхідні секстант, годинник і карта. Астрономи точно визначили положення Сонця й зірок для кожної години доби й для всіх крапок земної кулі. За допомогою секстанта моряки (або льотчики) Жінка, виявляючись у цікавому положенні, починає замислюватися, Що можна вагітним? Адже одні говорять, що можна практично всі, інші ж розповідають про протилежний. І що ж робити, як підтримувати жіночу красу, якщо не зрозуміло, що можна робити, а що не можна? У цій статті ми Добре прожеванная й м"яка від слини їжа спускається долілиць по стравоходу в шлунок. Там вона змішується із травними хімічними речовинами й перетворюється в густий суп. М"яза проштовхують його в тонку кишку, де корисні шматочки їжі, називані живильними речовинами, виділяються й надходять у кров, щоб харчувати Усім відомий вовчок - іграшка, що при обертанні дуже довго не змінює свого положення. Крутится й крутится, поки сила тертя осі вовчка об підлогу або ІНШУ поверхню не сповільнить і не припинить обертання. Наукова назва вовчка гіроскоп. Він також швидко обертається, і його вісь теж

/ / / Сравнительная характеристика Чацкого и Репетилова

В комедии Грибоедова представлен образ современного человека в лице . Мужчина молод, умен и с хорошим образованием. В отличие от фамусовского окружения у него свои взгляды на мир. Он не готов мириться с подхалимством и лицемерием завладевшим сознанием многих людей. Ради собственной выгоды, мужчина не отказывается «выслуживаться» ни перед кем. Он не только осуждает подобного рода действия, но и практически объявляет им войну.

Но борьба с низкими моральными устоями, оказывается проигранной. Павел Фамусов и все гости, приглашенные на танцы под фортепиано, посчитали Чацкого сумасшедшим, уже после нескольких его резких высказываний. Эта новость обескураживает и оскорбляет мужчину. Он не желает больше пребывать в обществе маскирующихся лицедеев.

Грибоедов показывает и образ Репетилова. Мужчина появляется почти в самом конце комедии, когда встреча в доме Фамусовых практически завершена и гости поджидают свой экипаж.

На первый взгляд производит мнение образованного человека, так же как и Чацский олицетворяет собой современность. Он рассказывает Александру о том, что он только вернулся из Английского клуба. Однако объяснить предназначение данного сообщества он не может. Репетилов не понимает, ни о чем так разговаривают, ни какие проблемы решают. Из его «доклада», становится понятно, что он находится там исключительно потому, что это в данный момент очень модное заведение.

Он очень отличается от Чацского тем, что, несмотря на стремление, так же принадлежит к обществу с низкими моральными качествами. Мужчина с легкостью верит в слухи о сумасшествии своего «товарища». Ведь это мнения большинства, а люди, не могут ошибаться!

Грибоедов в Чацском показывает, каким именно должно быть будущее человечества. Без лицемерия, алчности, холодного расчета и погони за должностями. Однако к этому Россия сможет прийти не сразу, ведь это настолько массово «въелось» в культуру страны, что избавится он ежечасно, точно не получится. Возможно, Репетилов и является следующим звеном, пути «эволюции» общества к поднятию культуры и морали. В нем только зарождается интерес к другой жизни, однако из-за вранья и нелепых рассуждений, он, как и главный герой в итоге, становится изгоев. Его собеседники незаметно исчезают из поля зрения, еще до того, как Репетилов успеет закончить свою мысль.

Грибоедов образом Репетилова, как бы завершает картину происходящего. Автор не наделяет совершенством ни этого, ни какого другого персонажа. В Чацском присутствует честь и доблесть, однако низкий моральный уклад общества, выводит молодого человека из равновесия. Мужчина резко высказывается о других людях. Этим самым он и показывает, что тоже не совершенен. Ведь оскорбления других тоже не является признаком большого ума.

Автор своим произведением показывает, что нет идеальных людей с абсолютно правильными действиями и мировоззрением. И то, что считают не приемлемым одни, становятся вполне нормальным явлением для других. Сколько людей, столько и мнений, об этом никогда не нужно забывать. У каждого человека есть выбор, и он не смотря ни на что, будет самым правильным для него. Каждый вправе поступать, как считает нужным, ведь мнение окружающих, это всего лишь взгляд со стороны. Главное, уважать чужой выбор и постараться не осуждать. Ведь как говориться в великой книге «… не суди, да не судим будешь».




Top