Семья горячей горе от ума характеристика. Характеристика гостей фамусовского дома

Второстепенные персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» - это своего рода «энциклопедия русской жизни» первой половины XIX века. Значительно расширив рамки повествования за счет множест­ва второстепенных и внесценических персонажей, Грибоедов обрисовывает в ней великолепные человеческие типы совре­менной ему Москвы.

Как замечает О. Миллер, почти все второстепенные лица комедии сводятся к трем типам: «Фамусовы, кандидаты в Фамусовы и Фамусовы-неудачники».

Первым из них в пьесе появляется полковник Скалозуб, «поклонник» Софьи. Это «Фамусов в армейском мундире», но, вместе с тем, Сергей Сергеич «гораздо ограниченнее Фа­мусова».

Скалозуб обладает характерной внешностью («трех сажен удалец»), жестами, манерами, речью, в которой множество военных терминов («дивизия», «бригадный генерал», «фельд­фебель», «дистанция», «шеренга»).

Столь же типичны и черты характера героя. Грибоедов подчеркивает в Скалозубе грубость, невежество, умственную и духовную ограниченность. Отвергая его «потенциальное жениховство», Софья замечает, что он «слова умного не выго­ворил сроду». Будучи не слишком образованным, Скалозуб выступает против наук и просвещения, против «новых пра­вил». «Ученостью меня не обморочишь...», - уверенно заяв­ляет он Репетилову.

Кроме того, автор подчеркивает в Скалозубе еще одну чер­ту - карьеризм, «грубо выраженную страсть к крестам» (Н. К. Пиксанов). Сергей Сергеич с едва ли осознаваемым цинизмом рассказывает Фамусову о причинах своего продви­жения по службе:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

В доме Фамусова Скалозуб - желанный гость: Павел Афанасьевич считает его подходящим женихом для Софьи. Однако Софья, как и Чацкий, далеко не в восторге от «досто­инств» Сергея Сергеича. По-своему поддерживает племянни­цу и старуха Хлестова:

Ух! я точнехонько избавилась от петли;

Ведь полоумный твой отец:

Дался ему трех сажень удалец, -

Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?

Наконец, очень метко характеризует Скалозуба Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».

Образу Скалозуба присущи элементы комического. На это намекает уже сама фамилия героя. О шутках Скалозуба в ко­медии говорит Лиза.

И Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;

Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

Зачастую комична и речь Сергея Сергеича. Так, о Москве он замечает: «Дистанции огромного размера», о родстве с На­стасьей Николавной - «Мы с нею вместе не служили», о па­дении Молчалина с лошади - «Взглянуть, как треснулся он - грудью или вбок?»

Н. К. Пиксанов считал образ Скалозуба недостаточно раз­работанным, незавершенным. Читателю непонятно, собира­ется ли Скалозуб жениться на Софье, а также догадался ли он о ее романе с Молчалиным, увидев реакцию Софьи на па­дение Молчалина с лошади. Однако, несмотря на некоторую незавершенность, образ Скалозуба очень органично вошел в круг действующих лиц, созданных Грибоедовым.

Столь же ярко и живо обрисованы практически все персо­нажи комедии.

Одними из первых приезжают к Фамусову князь и княги­ня Тугоуховские. Они надеются на балу присмотреть богатых женихов для своих дочерей. В поле их зрения неожиданно попадает Чацкий, но, узнав о том, что он не богат, они остав­ляют его в покое.

Супруги Тугоуховские изображены Грибоедовым сатири­чески. Князь Тугоуховский (на что указывает уже сама фами­лия) почти ничего не слышит. Речь его состоит из отдельных возгласов: «О-хм!», «И-хм!». Он беспрекословно исполняет все указания жены. Этот герой воплощает собой постаревше­го Фамусова. Княгиня Тугоуховская отличается достаточно злым нравом, язвительностью. Так, причину высокомерного поведения графини-внучки она видит в ее «несчастной судь­бе»: «Зла, в девках целый век, уж бог ее простит». Как и все гости Фамусова, княгиня Тугоуховская не видит пользы в просвещении, считает, что науки несут угрозу для общества: «в Петербурге институт пе-да-го-гический, так, кажется, зо­вут: там упражняются в расколах и безверьи профессоры!» Тугоуховские быстро подхватывают сплетню о безумии Чац­кого и даже пытаются убедить в этом Репетилова.

Среди гостей Фамусова и графиня Хрюмина с внучкой, которые тоже рады поверить в сумасшествие Чацкого. Графи­ня-внучка сообщает новость Загорецкому. Графиня-бабушка же, страдая от глухоты, по-своему истолковывает все услы­шанное. Она объявляет Александра Андреевича «окаянным вольтерьянцем» и «пусурманом».

К гостям Фамусова присоединяется и его свояченица, ста­руха Хлестова. С. А. Фомичев называет эту героиню Фамусо­вым для женской половины общества. Хлестова - уверен­ная в себе барыня, неглупая, бывалая, по-своему проница­тельная. Чего стоит одна только характеристика, данная ей Загорецкому:

Лгунишка он, картежник, вор...

Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

Двоих арапченков на ярмарке достал;

Купил, он говорит, чай в карты сплутовал;

А мне подарочек, дай бог ему здоровье!

Скептически она настроена и по отношению к Скалозубу, Репетилову. При всем том, Хлестова разделяет мнение гостей Фамусова о науках и просвещении:

И впрямь сойдешь с ума от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений.

Хлестова здесь имеет в виду ланкастерскую систему обу­чения, однако для ее возраста и образа жизни эта путаница понятий вполне простительна и очень реалистична. Кроме то­го, стоит отметить, что в этом высказывании нет той воинст­венности, которая характерна для речей Фамусова и Скалозу­ба о просвещении. Скорее, здесь она просто поддерживает разговор.

В сознании Хлестовой человеческие достоинства окружающих неразрывно слиты с их социальным положени­ем, богатством и чинами. Так, она замечает о Чацком: «Был острый человек, имел душ сотни три». Снисходительно-по­кровительственны ее интонации в разговорах с Молчалиным. Однако Хлестова прекрасно понимает «место» Алексея Степа- ныча и не особо церемонится с ним: «Молчалин, вон чулан­чик твой», - заявляет она, прощаясь.

Как и многие гости Фамусова, Хлестова любит сплетни­чать: «уж чужих имений мне не знать!». Она мгновенно под­хватывает слух о сумасшествии Чацкого и даже выдвигает свою версию событий: «Чай, пил не по летам».

Карикатурен в комедии образ Репетилова. Это как раз тип «Фамусова-неудачника». Это нелепый, безалаберный, глупый и поверхностный человек, посетитель Английского клуба, любитель выпить и покутить, пофилософствовать в шумных компаниях. Персонаж этот задает в комедии тему «идейной моды», как бы пародируя общественную линию Чацкого.

Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, «Репетилову... не удалось добиться какого-нибудь действительно служебного проку от женитьбы на дочери влиятельного фон-Клока и вот он ударился в либеральное краснобайничанье...».

Репетилов пытается увлечь Чацкого «свободомыслием» и обрисовывает ему «тайные собранья» в Английском клубе, где говорят «о Байроне», «о матерьях важных». Репетилов рассказывает Чацкому об «умной молодежи», в числе кото­рой «истинный гений» Ипполит Удушьев. В этом описании звучит откровенная авторская сатира:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист;

Да умный человек не может быть не плутом.

Когда ж об честности высокой говорит,

Каким-то демоном внушаем:

Глаза в крови, лицо горит,

Сам плачет, и мы все рыдаем.

Вот что писал об этом образе Пушкин: «...Что такое Репе­тилов? в нем 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; до­вольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не в мерзостях. Это смирение чрезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему по­добных кающихся?»

Репетилов в комедии является своеобразной пародией на Чацкого, это персонаж-двойник, комически снижающий идеи главного героя. Литературные «собратья» Репетилова - Грушницкий из романа Лермонтова «Герой нашего времени», Ситников из романа Тургенева «Отцы и дети», Лебезятников из романа Достоевского «Преступление и наказание».

Среди гостей Фамусова и «ловкий светский человек» Ан­тон Антоныч Загорецкий. Это также тип «Фамусова-неудач­ника». Не сумев получить чинов и званий, он остается мел­ким мошенником и дамским угодником. Исчерпывающую ха­рактеристику ему дает Горич:

Отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий.

При нем остерегись: переносить горазд,

И в карты не садись, продаст.

К Платону Михайловичу присоединяется и старуха Хле­стова: «Лгунишка он, картежник, вор», - говорит она Со­фье. Однако все «буйство» Загорецкого ограничивается жиз­ненно-бытовой сферой. В «идейном» же смысле он совершен­но «законопослушен»:

...А если б, между нами,

Был денсором назначен я,

На басни бы налег; ох! басни - смерть моя!

Насмешки вечные над львами! над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки дари.

Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, Загорецкий - это кандидат в Фамусовы, но обстоятельства его сложились иначе, и он взял себе иную роль - всеобщего прислужника, угодника. Это своего рода Молчалин, необходимый всем.

Загорецкий - отъявленный болтун и лгун. Причем ложь его в комедии практически беспричинна. Он тоже рад поддер­жать сплетню о Чацком, даже не вспомнив, о ком идет речь: «Его в безумные упрятал дядя-плут... Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Впрочем, графине Хрюминой он выдвигает уже другую версию: «В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны».

В гостях у Фамусова и чета Горичей. Горич - старый приятель Чацкого еще со времен военной службы. Пожалуй, это единственный персонаж комедии, написанный Грибоедо­вым с оттенком сочувствия. Этого героя, думается, мы не мо­жем причислить ни к одному из типов, описанных ранее (Фа­мусовы, кадидаты в Фамусовы, Фамусовы-неудачники). Го­рич - добрый и порядочный человек, который не питает иллюзий по поводу нравов светского общества (вспомним ха­рактеристику, которую Горич дает Загорецкому). Это единст­венный герой, который всерьез сомневается, услышав сплет­ню о безумии Чацкого. Однако Платон Михайлович слишком мягок. Он лишен уверенности и убежденности Чацкого, его темперамента, смелости. Подчинившись во всем жене, он стал «здоровьем слаб», «спокоен и ленив», от скуки развлека­ется игрой на флейте. «Муж-мальчик, муж-слуга, из жени­ных пажей» - именно этот тип представлен в образе Горича.

Поведение Горича иллюстрирует в комедии тему покорности мужчин своим властным женам. Так же покорен и безгласен князь Тугоуховский «перед своею супругою, этою расторопной маменькой». Так же робок, тих и скромен Молчалин во время свиданий с Софьей.

Итак, Скалозуб, князь и княгиня Тугоуховские, графини Хрюмины, старуха Хлестова, Репетилов и Загорецкий, Горичи... - «все это типы, созданные рукою истинного художни­ка; а их речи, слова, обращение, манеры, образ мыслей, про­бивающийся из-под них, - гениальная живопись...». Все эти образы - яркие, запоминающиеся, оригинальные. Герои Грибоедова воплощают собой неспешный «век минувший», с его жизненными традициями и моральными правилами. Лю­ди эти боятся новых веяний, не слишком жалуют науки и просвещение, смелость мыслей и суждений. Благодаря этим персонажам, а также внесценическим героям Грибоедов соз­дает широкую панораму русской жизни. «В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Мо­сква, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

Миллер О., Григорьев А. Среда, изображаемая комедиею «Горе

от ума». - В кн: Александр Сергеевич Грибоедов. Его жизнь и сочи­нения. Сборник историко-литературных статей. Составил В. Покров­ский. М., 1908. С. 51.

Миллер О., Григорьев А. Среда, изображаемая комедиею «Горе от ума». - В кн: Александр Сергеевич Грибоедов."Его жизнь и сочи­нения". Сборник историко-литературных статей. Составил В. Покров­ский. М., 1908. С. 52.

Пушкин А. С. Письмо к А. А. Бестужеву. - В кн: А. С. Гри­боедов в русской критике. М., 1958. С. 41.

Незеленов. Женское общество в комедии «Горе от ума». - В кн: Александр Сергеевич Грибоедов. Его жизнь и сочинения. Сбор­ник историко-литературных статей. Составил В. Покровский. М., 1908. С. 7.

Белинский В. Г. Горе от ума. - В кн: В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., 1987. С. 241.

Гончаров И. А. Мильон терзаний.

Горечи в произведении "горе от ума"

Ответы:

Вот он, на цыпочках и не богат словами. Молчалины блаженствуют на свете. А. С. Грибоедов Одна из любимых тем великих писателей XIX века - становление молодого че­ловека, выбор им жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют нам такие всемирно прославленные романы, как пушкинский «Евгений Онегин», «Обыкновен­ная история» и «Обломов» И. А. Гончарова, «Красное и черное» Стендаля, «Челове­ческая комедия» Бальзака и многие другие. Среди этих бессмертных книг и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, не роман, а «высокая» комедия, в которой, по-моему, очень мало смешного, кроме некоторых ситуаций, зато поставлены важнейшие социально- политические и нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня. Каким должен быть человек? Как прокладывает он свой жизненный путь? Что на этом пути можно себе позволить и чего нельзя позволять никогда? Что важнее - че­ловеческое достоинство или карьера? На эти и многие другие вопросы отвечает автор комедии образом Алексея Степановича Молчалина. По происхождению и социальному положению он не принадлежит к столичной знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секре­тари» московский туз Фамусов. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: это скромный молодой человек, благообразный, молчаливый, вкрадчивый. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что благопристой­ность Молчалина - искусно подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, фальшивого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни заветом отца «угождать всем людям без изъятья», даже собаке дворника. Цель жизни Молчалина - сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чи­нов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, чтоб «и награжденья брать, и весело пожить». На пути к этой цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться - лесть, низкопо­клонство, угодничество. Он почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в карты. Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь «по должности». Его жизненные «принципы» просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: «Ведь надобно зависеть от других» или: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Молча­лин не знает, что такое честь, честность, искренность, и подличает просто так, на всякий случай. Такое поведение принесло ему известный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Мало того, «умерен­ность и аккуратность» уже обеспечили ему «три награжденья» по службе, располо­жение и поддержку влиятельных господ. Читатель комедии понимает и другое: жизненный «опыт» Молчалина - приго­вор не только ему, но и обществу, которое его одобряет и поддерживает. Люди, орга­низовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образо­ванного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным подлецом, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. «Молчалины блаженствуют на свете», - один из самых горьких выводов Чацкого после дня обще­ния с фамусовским обществом. Молчалин не беспомощен и не смешон - по-моему, он страшен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, ко­торый, живя в фамусовском обществе, обязательно «дойдет до степеней известных». Его не погубит даже разоблачение, потому что, униженно кланяясь и ползая на коле­нях, «деловой» секретарь снова отыщет путь к сердцу своего начальника: ведь он ну­жен Фамусову, да и заступиться есть кому! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о «становлении» Молчалина, автор разоблачает московское барство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской Рос­сии), «мучителей толпу», боящуюся людей с передовыми взглядами и твердыми, не­сгибаемыми характерами и принимающую как своих многочисленных молчалиных. «Великая способность нравиться» многих в этом беспринципном обществе вывела в люди. Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным так­тика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он сбросит личину скромности и почтительности - и горе тем, кто встанет на его пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской благопристойности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий никакими средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит разбираться в людях, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.

Яркими представительницами дам среди действующих лиц комедии являются Хлестова и Наталья Дмитриевна Горич , а среди внесценических — Татьяна Юрьевна. Они убедительно подтверждают справедливость слов Фамусова. Хлестова — важная, влиятельная, умная московская барыня. Говорит она кратко, категорично. Речь ее резка и бесцеремонна, замечания хлестки: «лгунишка он, картежник, вор», — метко характеризует она, например, Загорецкого; «ведь полоумный твой отец», — говорит она Софье. Хлестава блестяще владеет своим родным языком. Ее язык — красочный и яркий, в нем отсутствуют иностранные слова и выражения, зато много русизмов и народных слов и выражений: час битый, силы нет, неизлечим — хоть брось; авось, чай, вишь, впрямь. в речах Хлестовой так и слышится голос властной барыни-крепостницы, видного лица в фамусовском обществе.

Образ Хлестовой , уважаемой и влиятeльной старухи, дополняется внесценическим образом «известной» Татьяны Юрьевны, у которой «чиновные и должностные все ей друзья и все родные»,И потому она имеет большое влияние в служебном мире. Молчanин, строящий карьеру, подобострастно ухаживает за такими влиятельными дамами, как Хлестова и говорит о Татьяне Юрьевне как о представительнице самой высокой власти.

Наталья Дмитриевна Горич — молодая женщина, недавно вышедшая замуж. Ее власть еще не распространяется на служебный мир, но в своей семье она целиком подчинила себе мужа, сделав из него «мужа-мальчика, мужа-слугу, из жениных пажей», лишив его всякой деятельности и самостоятельности ложной заботой о его здоровье.

Ее язык служит прекрасным примером речи тех московских дочек, о которых говорил Фамусов. Ее речь слащава и жеманна, насыщена разнообразными обращениями и эпитетами:
Мой ангел, жизнь моя,
Бесценный душечка…




Top