Рисунок животных одной линией.

Абсент сложно назвать просто алкогольным напитком. Несмотря на то, что он не обладает такой многовековой историей, как, например, вино, абсент заслужил право называться отдельным уникальным явлением в мировой культуре. «Зеленую фею» (или, согласно Полю Верлену, «зеленую ведьму») воспевали в числе прочих Артюр Рембо, Оскар Уайлд и Эрнест Хемингуэй, увековечивали на своих полотнах Эдгар Дега, Эдуар Мане, Анри Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог и другие ( , , , , ). Но все же, когда заходит речь об отношении этого напитка к живописи, на ум едва ли не первой приходит «Любительница абсента» Пабло Пикассо.

Молодому испанцу посчастливилось жить в Париже в то время, когда здесь можно было в полной мере вкусить все прелести богемной жизни, включая походы по борделям в компании таких же полунищих художников и беспрепятственное употребление абсента. Но во французскую столицу Пикассо переедет только в 1904 году, а пока же он постоянно курсирует между Парижем и Барселоной, работая, как проклятый, и страдая от безденежья и неустроенности. «Любительница абсента» появляется на свет именно в этот период, который при всем желании нельзя назвать счастливым. В 1903 году Пикассо напишет «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото» , герой которого изображен за столиком перед бокалом абсента. В 1912 году художник вновь увековечит любимый напиток в кубистической работе «Бутылка «Перно» и бокал» . И, наконец, в 1914-м, за год до того, как «зеленая фея» была запрещена во Франции, Пикассо создает скульптуру «Бокал абсента» . До легализации напитка в европейских странах художник не дожил.

«Любительница абсента» не отличается оригинальным сюжетом. Одиноких людей за столиком кафе до Пикассо и после него изображали многие живописцы. Однако именно в исполнении испанского художника эта тривиальная сцена обретает отпечаток глубокой драмы. На картинах «голубого периода» Пикассо неоднократно будет изображать людей, похожих на героиню этого полотна («Два акробата (Арлекин и его подружка)» , 1901, «Женщина с шиньоном» , 1901, «Мужчина и женщина за столом» , 1903). Более того, любителей абсента за стол в этот период он усадит еще дважды - , .

Женщина с описываемой здесь картины сидит в углу на фоне грязно-красных стен и, с одной стороны, кажется полностью погруженной в себя, а с другой – производит впечатление сжатой пружины. Окружающее пространство будто бы стискивает ее со всех сторон, а сама она обхватывает себя неестественно длинными пальцами, словно хочет занимать как можно меньше места. Этот эффект «невидимости» только усиливает ощущение отверженности, одиночества среди толпы, которое хоть раз в жизни испытывали большинство людей.

Абсент - крепкий алкогольный напиток (свыше 72 градусов), который готовился на основе полыни с добавлением мяты и аниса. Этот дешевый спирт появился в восемнадцатом веке и был сначала популярен в среде простых рабочих из-за его дешевизны. Потом его стали широко употреблять и в богемных кругах. Но абсент - галлюциноген, он вызывал агрессию и привыкание, подобное наркомании, и тяжелые конвульсии. Его употребление запретили в 1915 году. Под маркой «Перно» его выпускают до нынешних дней.

Картина «Абсент»

Во Франции предполагают, что впервые работа была выставлена на второй выставке импрессионистов под названием «Абсент». В 1876 году часть импрессионистов отказались от посещения любимого кафе Курбе «Гербуа», где было слишком шумно. Они стали встречаться на пляс Пигаль в кафе «Нью-Афины». автор картины «Абсент», изобразил своих друзей - актрису Эллен Андре (которая в жизни была вполне ухоженной женщиной, служила моделью и Ренуару, и Жерве, танцевала в Фоли-Бержер) и художника Марселена Дебутена. Дебутен промотал свое значительное состояние, известности как художник не получил и постепенно опускался. Произведение иллюстрирует нравы парижской жизни, поднимает проблему алкоголизма, которую описывали и другие художники, в том числе и писатель Э. Золя. Показать жизнь «красиво» художник не стремился. Он предоставлял зрителю вглядеться в те реалии, которые его окружали.

Средством послужила картина «Абсент».

Анализ изображения

В богемном Париже двое страдают от одиночества, даже находясь рядом. Их лица угрюмы. Они имеет вид людей, отрешенных от действительности. Оба одеты неряшливо, в особенности мужчина. Он не смотрит на свою спутницу, его лицо одутловато от того, что он регулярно пьет. Около мужчины высокий бокал с мазарганом. Этот напиток применялся, чтобы снять похмелье. У женщины потухший отсутствующий взгляд, плечи опущены, лицо бледно из-за злоупотребления абсентом. вытянуты вперед. Она за ними не следит, и они расставлены враскорячку. Перед ней стоит, видимо, не первый бокал с мутновато-зеленоватым абсентом. Модель его разводит водой из бутылки, стоящей на соседнем столике. Их уединенность подчеркнута композиционным построением. Дега поместил пару на наклонную плоскость. Это дань моде. В Европе тогда все увлекались японской гравюрой с ее необычной перспективой и удивительно точным рисунком. Кроме того, пара занимает только правый угол картины, остальные две трети - это полупустые столы. На них газеты, спички, пустая бутылка. Даже при полном одиночестве вдвоем все же сохраняется внутренняя близость этих людей. Их объединяет одно - потеря надежды. Картина «Абсент» просто преисполнена безнадежностью, которую в немалой степени усиливает блеклый колорит.

На выставке в Лондоне

В 1872-1873 годах картина была выставлена за Ла-Маншем и вызвала возмущение благонамеренной викторианской публики. Дега анализировал сцену без всякого благодушия, ясным и критическим взглядом. Более всего при рассмотрении его работы вспоминается натурализм возможно, и Тулуз-Лотрека. Картина «Абсент» находится в в Париже.

Работа Пикассо

Тема одиночества, изоляции и пустоты в кафе не нова. Во второй половине XIX века ее можно найти в работах Дега и Тулуз-Лотрека. Но в картинах молодого еще пока не было чувства драмы. Пикассо пока не переехал в Париж. Он бывает здесь наездами из Барселоны. В 22 года его привлекает популярный сюжет, связанный с всеобщим увлечением абсентом. Ему придавались особые свойства, позволяющие пробудить воображение, подтолкнуть к новому восприятию мира и творчеству. Картина «Любительница абсента» Пабло Пикассо имеет очень сильное эмоциональное воздействие.

Во-первых, сюжет полностью обнажает психологию женщины. На лице написано слабое подобие улыбки, сарказм, обреченность и усталость. Сразу видно, что мыслями женщина находится где-то далеко. Здесь она отсутствует. Она никому не нужна, только абсент ее друг и утешитель. Во-вторых, колорит. Он построен на мрачном контрасте тусклого красного и синего и сопоставим с мрачными жизненными коллизиями, из которых нет выхода. Голубоватый мраморный стол продолжает эту тему пустоты, которая окружает женщину в ее отчаянном одиночестве. Застывшее тело женщины только усиливает это впечатление. Она вся съежилась. Правая рука намеренно изменена в пропорциях, полностью завершая овал и выключая женщину из этого мира. Картина написана осенью 1901 года в Париже и находится в Эрмитаже.

Ван Гог

В 1887 году появляется картина Ван Гога «Натюрморт с абсентом». Он лаконичен.

На столе стоит бутылка с водой и бокал с абсентом. Через окно виден уходящий человек. Возможно, именно он сидел за этим столом. Но интереснее другое. Проблема алкоголизма, которая встала перед самим художником. Он сам охотно употреблял этот напиток, который вызывает в том числе и нарушения зрения. Это приводит к тому, что весь мир предстает в желтых тонах. Возможно, поэтому существовал период, когда у живописца на картинах преобладал желтый цвет, особенно во время его жизни на юге Франции. Увлечение абсентом привело и к в 1888 году, когда он отрезал себе ухо. Картина находится в в Амстердаме, Нидерланды.

А вывод самый простой.

К алкоголизму приходят очень просто, а результат ужасен.

Эрмитаж - Пикассо, Пабло - Любительница абсента

У Пикассо далеко не одна картина посвящена абсенту. В июне 1901 года гений продемонстрировал на суд ценителям прекрасного свою “Любительницу абсента”. В отличие от холстов других художников, знавших толк в абсенте, у Пикассо дама пьет полынный напиток с сахаром, а не просто разбавляя его водой. Осенью 1901 года Пабло Пикассо продолжает абсентную тему и создает другую “Любительницу абсента” (второе название картины “Аперитив”). Эта картина хранится в Эрмитаже.

Описание картины Пабло Пикассо «Любительница абсента»

Потрясающая картина «Любительница абсента» была нарисована Пабло Пикассо в 1901 году. Этот алкогольный напиток был достаточно популярен в обществе того времени, и художники достаточно часто его изображали на своих полотнах. Пикассо любил рисовать то, что волновало людей: женщины, войны, или как здесь - абсент.

По центру изображена женщина, немолодых лет, коротающая вечер в горьком одиночестве, попивая алкоголь. Пикассо любил погружать своих героев в воображаемый мир, так как и сам находился в нем всю свою сознательную жизнь. Есть предположение, что изображенная на картине женщина имеет непосредственное отношение к искусству, так как этот напиток имел высокую популярность среди работников творчества, в том числе.

От картины веет грустью и тоской. Женщина задумчива, ее взгляд устремлен вниз, она глубоко погружена в свои мысли. На столе изображены только два предмета: бутылка и рюмка. Ничего из сервировочных элементов нет, так же отсутствует какая-либо еда. Сама поза женщины кричит о своем драматизме. Ее правая рука, которой она обнимает саму себя, неестественно длинна в своем размере, как будто ей еще больше хочется себя обнять, и защитить от всех бед и несчастий.

Лицо женщине имеет угловатую форму. У нее достаточно тонкие брови и губы, за которыми если присмотреться скрывается некое подобие саркастической улыбки. Пикассо нарисовал фигуру полностью обездвиженной, женщина застыла в своей позе задумчивости и явно находится так уже долгое время. Об этом свидетельствует и отставленная в сторону рюмка.

У картины интересная цветовая гамма: преобладает коричневый и темно синий цвета. Такие краски выбраны художником не случайно. Автор хотел подчеркнуть разницу между ожидаемым и действительным, между человеческой жизнью и обстоятельствами.

Немного об абсенте.
Абсент, несомненно, можно назвать профессиональным напитком интеллектуалов, художников и поэтов. В XIX веке считалось, что абсент — гений для бездарностей, но смерть для истинного гения. В 80-е годы XIX века одно слово «абсент» наводило панику на многих добропорядочных европейцев, ведь этот напиток в их сознании прочно ассоциировался с безумием. Во Франции абсент называли «безумием в бутылке», а фраза «Абсент сводит с ума» стала самым популярным слоганом антиалкогольных кампаний.

Пабло Пикассо "Любительница абсента" (1901).
Холст, масло. 73 x 54 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Во французском искусстве начала XX в. интерес к «порочным» персонажам был велик, у Пикассо много предшественников, особенно надо отметить влияние Тулуз-Лотрека. Во многих произведениях живописи звучит тема абсента, напитка, ставшего своего рода фетишем Парижа рубежа веков. Этой крепкой полынной настойке, «зеленой фее», приписывались особые качества: якобы приохотившиеся к ней люди страдают не от простого алкоголизма, а от особой «возвышенной» его формы, и погружаются в мир галлюцинаций и фантазий.

Так что тематически Пикассо пока движется в рамках «мейнстрима» эпохи. Однако в образах, созданных молодым художником, есть обостренный драматизм. Так, в этом полотне особенно бросается в глаза гипертрофированная кисть правой руки, которой погруженная в свои мысли женщина словно пытается обхватить и защитить себя.

«Любительница абсента», хранящаяся в Эрмитаже, написана позже, осенью 1901 г. Картина имеет и другое название - «Аперитив». Источником нынешнего ее наименования стала запись в архиве Канвейлера, где полотно обозначено как «Женщина с бокалом абсента» (La femme au verre d`abssinthe). Именно у Канвейлера купил эту работу наш соотечественник - Сергей Иванович Щукин. Он познакомился с Пикассо еще в 1905 или 1906 г., но принял его творчество не сразу. Впервые он купил картину художника в 1909 г., а уже к 1914 г. в его коллекции было 51 произведение мастера. Собрать столько работ ни удалось, пожалуй, больше ни одному частному коллекционеру. После революции С. И. Щукин эмигрировал, а его собрание, национализированное в 1918 г., разделили между собой Эрмитаж и ГМИИ.

Название, англ. : The absinthe drinker.
Оригинальное название : La buveuse d"absinthe.
Год окончания : 1901.
Размеры : 73 × 54 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение : Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Картина написана в 1901 году, это период (1900—1904), когда мастер много ездит по маршруту Барселона-Париж, прежде чем окончательно перебраться во Францию. Он много работает, посещает выставки, знакомится с новыми людьми, в том числе и с артдиллерами.

Поддаваясь всеобщему настроению, художник, в своих работах, использует популярный в то время сюжет — одинокий посетитель кафе, к которому обращаются, также, импрессионисты.

Стоит отметить, что в этот период Пикассо не считает нужным изображать веселье, всеобщую радость, счастье, легкомыслие. Заброшенность человека в этом мире — вот основной мотив, который волнует молодого Пикассо.

«Любительница абсента» — это одинокая посетительница кафе, пьющая напиток, который погружает человека в мир своеобразных фантазий и галлюцинаций, ведь на рубеже веков абсент стал своеобразным фетишем Парижа. Ему приписывались даже некоторые мистические и магические свойства, побуждающие к творчеству и новому восприятию мира.

Впечатление, которое производит картина на зрителя — невероятное по своей эмоциональной нагрузке. Тут нет, как такового, повествования, присутствует лишь своеобразный сюжет — обнаженный психологический образ, а внешне — это угловатое, утомленное лицо, сумрачный, опустошенный взгляд, нервные руки, которыми героиня пытается защитить себя от окружающей действительности. Ее лицо сосредоточенно, ее взгляд как будто что-то изучает внутри себя. Но если долго смотреть на картину — кажется, что женщина смотрит в душу зрителю, внимательно изучая и о чем-то думая.

На губах — подобие улыбки, странный сарказм, выражающий обреченность и усталость. Мысли женщины далеко от этого столика, от этого кафе — пристанища таких же, как она — бесприютных. Да они никому и не нужны в этом мире. Она закрылась в себе, уединилась с собой, и только абсент разделяет ее существование.

Колористика полотна впечатляет. Контраст красок — как контраст жизненных ситуаций. Сочетание насыщенно-голубых и густо-бордовых цветов придают полотну атмосферу спокойствия, но, в то же время, внутренней борьбы. Черная полоса разделяет угол кафе, в котором оказалась героиня, а может это угол-тупик?

Картине присущ обостренный драматизм, который выражается в изображении гипертрофированной кисти правой руки. Женщина как будто пытается защитить себя от всего в этом неуютном мире. Пикассо специально искажает руки и пальцы, делая их чрезмерно длинными, плечи — более округлыми. Это не внешние, а скорее внутренние психологические характеристики образа, который выражает удивительную по силе драму одиночества. Пластика тела скованная, застывшая, словно окаменевшая.

Колорит полотна — это соединение зеленых, коричнево-красных, синих тонов, приближение плоскости стола и стены к зрителю, напоминает манеру Гогена, напряженностью полотно схоже с творчеством Ван Гога.

«Любительниц абсента» относится к «голубому периоду» творчества Пикассо. Его картины выполнены в холодных тонах, доминируют голубовато-серые, синие оттенки. Основные сюжеты — это тема одиночества, нищеты, старости, смерти, упаднические настроения.

Пикассо написал не одну картину на тему абсента. В июне 1901 года мир увидел «Любительницу абсента» с кусочком сахара в руках. Осенью того же года было создано полотно под названием «Аперитив», или (по данным архива Канвейлера), «Женщина с бокалом абсента». Именно эту работу купил Сергей Иванович Щукин, а позже собрал в своей коллекции 51 произведение всемирно известного мастера. После революции его собрание было национализировано и разошлось по фондам Эрмитажа и ГМИИ.

Пабло Пикассо. Любительница абсента. 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Любительница абсента» хранится в в Санкт-Петербурге. Она хорошо известна по всему миру. Это признанный шедевр молодого Пикассо.

Но назвать сюжет картины оригинальным сложно. И до Пикассо многие художники любили тему одиночества и опустошения. Изображая людей со взглядом в никуда за столиком в кафе.

Таких героев мы встречаем и у , и у .


Слева: Эдгар Дега. Абсент. 1876 г. Музей Орсе, Париж. Справа: Эдуард Мане. Сливовица. 1877 г. Национальная галерея Вашингтона

Да и для самого Пикассо эрмитажная «Любительница абсента» вовсе не оригинальна. Он не раз изображал одиноких женщин за рюмкой. Вот лишь две из них.

Слева: Любительница абсента. 1901 г. Художественный музей в Базеле. Справа: Пьяная уставшая женщина. 1902 г. Художественный музей в Берне

Так в чем же выражается шедевральность именно этой картины?

Стоит посмотреть на неё пристальнее.

Детали «Любительницы абсента»

Перед нами женщина за 40. Она худощава. Вытянутость её тела подчеркнуты пучком волос и непропорционально длинными руками и пальцами.

Пикассо охотно деформировал фигуры героев. Ему не важно было соблюсти пропорции и уж тем более сделать человека реалистичным. Через эти деформации он изображал их душевные искажения и пороки.

Лицо женщины тоже своеобразное. Некрасивое, с широкими скулами и узкими, почти отсутствующими губами. Глаза сужены. Как будто женщина о чем-то пытается думать, но мысль все время ускользает.


Пабло Пикассо. Любительница абсента (фрагмент). 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Она уже находится под действием абсента. Но пока ещё пытается сохранять благонадежный вид. Держит рукой подбородок. Второй рукой обхватила себя.

Но говорящим является не только вид женщины. Но и окружающая обстановка.

Женщина близко сидит к стене. Как в очень замкнутом пространстве. Это усиливает ощущение погружённости в себя. Ещё её одиночество подчёркнуто чистым столом, на котором, кроме рюмки и сифона, ничего нет. Даже скатерти.

Лишь зеркало позади нее. В котором отражается размытое жёлтое пятно. Что это?

Это отражается происходящее в кафе. Перед взором героини -танцующие веселые пары.

Подсказку об этом нам дает сам Пикассо. В это же время он создал пастельную версию «Любительницы абсента».

Пабло Пикассо. Абсент. 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Позади этой «коллеги по абсенту» – также жёлтое пятно. Но мы видим силуэты танцующих.

Возможно, в эрмитажной версии Пикассо решил оставить красноречивую желтизну. Показав, что веселье и общение уже ушли из жизни женщины.

Сюжет вне времени

И ещё стоит обратить внимание на несколько деталей.

Пикассо намеренно растушёвывает все линии. Создаётся ощущение табачного дыма и иллюзия опьянения женщины.

А сколько на картине перекрещенных линий! Руки героини. Отражение в зеркале. Темные линии на стене. Крышка у сифона. Символы перечёркнутой жизни.




Top