Рисуют дети ночь перед рождеством. Иллюстрации разных художников к повести Н
На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она чёрным пятнышком мелькает в небе, набирая звёзды в рукав, а навстречу ей летит чёрт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету».
Иллюстрации Ольги Ионайтис. Издательство "Росмэн", год издания 2009
Укравши месяц, чёрт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный чёрту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого чёрта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.
Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт её Вакула.
Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой.
Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и чёрт, обронив в трубе месяц.
Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица».
Меж тем чёрта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Чёрт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк.
Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести.
Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни чёрту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к чёрту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что чёрт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника.
Предвкушая лёгкую добычу, чёрт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив чёрта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».
Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)
Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.
Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане чёрта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских её башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.
В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».
Тема.
Художники иллюстрируют повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Цели:
продолжить работу над повестью «Ночь перед Рождеством», сопоставить текст произведения с иллюстрациями русских художников к нему; развивать умения и навыки наблюдения, сопоставления, сравнения, анализа художественного произведения; устной речи учащихся, эмоциональной сферы, расширять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к русской классической литературе.
Оборудование:
текст повести, презентация, карточки со словами-ответами.
Тип урока:
урок развития речи.
«Гоголь не пишет, а рисует,
его изображения дышат
живыми красками действительности.
Видишь и слышишь их».
В.Г.Белинский.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа над темой урока.
Слово учителя.В.Г. Белинский говорил: «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их». Сегодня на уроке мы постараемся доказать эту мысль русского критика. Ведь поэзия народной жизни, воплощённая в гоголевской повести, привлекала многие поколения читателей и нашла отклик в многочисленных иллюстрациях, которые создавались не одним поколением художников, начиная с 70-х годов 19 века вплоть до конца 20-го столетия.
Более подробно на уроке вы познакомитесь с работами художников-иллюстраторов. Это художники, которые создают рисунки в ваших книгах. Рассмотрим, чем отличаются эти рисунки от простых картинок и почему они называются иллюстрациями. Во-первых, рисунки в книгах непосредственно связаны с текстом книги. Во-вторых, все рисунки для книг выполняются графическими материалами, например такими, как цветные карандаши, пастельные мелки, гуашевые краски. Потом эти рисунки надо напечатать в книге с помощью типографской краски. А это очень сложно.
Работа с иллюстрациями.
1.
Внимательно рассмотрите иллюстрацию М.С. Родионова «Оксана и кузнец Вакула» (1952 г.)
. Какой эпизод изображен художником?
(После подобной установки внимания учащихся показывается слайд презентации с изображением иллюстрации)
.
- Какие слова из повести созвучны рисунку художника? Подтвердите примерами из текста.
- Как нарисована внешность героини автором повести и кузнецом Вакулой?
- Как характеризует свою наружность сама Оксана?
- Почему «во всём почти свете и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё»?
- Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана? (Царицу из «Сказки о мёртвой царевне…»)
- Какие черты портрета Оксаны художник сумел передать в иллюстрации? Выберите правильный ответ (3-4 качества) из предложенных вариантов, сложите карточки со словами-ответами и запишите их в тетрадь. (Учитель раздаёт отпечатанные заранее слова-характеристики).
(Красота, гордость, скромность, доброта, самолюбование, глупость, грубость, кокетство, капризность, избалованность, высокомерие) - Каким предстаёт на рисунке Вакула? (Робкий, влюблённый, сильный, упрямый, смелый, красивый, усталый, самонадеянный) - выбрать верный вариант, записать получившуюся характеристику в тетрадь.
- Какой образ Вакулы рисует в повести Гоголь?
- Соответствует ли он образу Вакулы-кузнеца на иллюстрации?
2. Иллюстрация С.М. Харламова «Село Диканька в ночь перед Рождеством» (1990 г.)
Ночная Диканька накануне Рождества так хороша, что и у героев повести, и у самого рассказчика вызывает чувство восторга: «…ночь – чудо!», «Чудно блещет месяц!», «И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась!». Эта особенность гоголевского произведения вызвала отклик в иллюстрациях Сергея Михайловича Харламова. Вот одна из них: «Село Диканька в ночь перед Рождеством». Воссоздавая пейзажный колорит повести, художник прибегает к технике гравюры. Художник-гравёр рисует не прямо на бумаге, а наносит изображение на какую-либо твердую поверхность (дерево, камень, металл и пр.), с которой потом переносит изображение на бумагу.
- Всмотритесь в иллюстрацию художника С.М.Харламова. Какое из описаний предрождественской ночи в Диканьке вам напомнила картина?
- Разделяет ли художник чувство восторга зимней ночью, которое стремиться передать читателю Гоголь?
- Вспомните известные вам средства художественной выразительности в литературе. (Метафора, эпитет, олицетворение).
- Какие средства художественной выразительности особенно удачно использует Гоголь, описывая рождественский пейзаж? (Метафора: «снег загорелся широким серебряным полем», эпитет: «хрустальными звёздами», олицетворение: «смеющаяся ночь», «снег загорелся», «может внушить ночь», «месяц вылетел» и др.) .
- Какова роль средств художественной выразительности в данной словесной картине? (Они помогают образно представить картину рождественской ночи во всём её великолепии) .
3. Перед вами иллюстрация А.М. Лаптева «Солоха и черт» (1959).
- Как описана в произведении наружность черта? Какие свойства его наружности нашли отражение в иллюстрации?
- Найдите в тексте описание Солохи и сопоставьте его с изображением героини на иллюстрации. Удалось ли художнику передать на рисунке иронию Гоголя в характеристике «говорливой и угодливой хозяйки»?
- Какими словами из повести можно воспроизвести содержание рисунка?
- Какие события последовали сразу же после этого эпизода?
- Опишите иллюстрацию.
- Сцена встречи Вакулы с Оксаной после волшебного его возвращения привлекла внимание не только художника А.П.Бубнова, но получила отклик на иллюстрации А.М.Лаптева. Сопоставьте эти иллюстрации.
- Какому изобразительному решению вы отдаёте предпочтение и почему? Сравнивая иллюстрации, обратите внимание на их построение, изображение костюмов, обстановки.
- Какими словами из произведения можно подписать каждую из иллюстраций? («- Ай! - вскрикнула Оксана, переступив через порог и увидев кузнеца, и вперила с изумлением и радостью в него очи»).
IV. Подведение итогов урока.
- Какая из иллюстраций к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» произвела на вас наибольшее впечатление и почему?
- Как иллюстрации помогли вам в понимании гоголевского произведения?
- Какие иллюстрации к «Ночи перед Рождеством» вы бы хотели нарисовать сами?
- Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о повести. Согласны ли вы с мнением критика?
V. Домашнее задание.
Нарисовать свою иллюстрацию к любому эпизоду повести «Ночь перед Рождеством», оформить творчески мини-сочинение (на отдельном листе бумаги) по плану.План.
- Название изображённого эпизода.
- Краткая характеристика героев, изображённых на иллюстрации.
- Что лучше всего мне удалось изобразить.
Латунный месяц с юным озорством
Со звёздами играет в переглядки.
Как тихо ночью перед Рождеством,
Но, кажется, уже слышны колядки
И парубков веселый громкий смех.
На небе месяц дрогнул… Усмехаясь,
Проказник чёрт, невидимый для всех,
Схватил светило, дуя и кривляясь:
– Фу! Жгучий до чего! – и серп в карман.
Метель завыла. Сумрак непроглядный.
Ругнулся Чуб, что к дьяку на стакан
Был зван намедни:
– Чтоб тебе неладно!
Но всё ж пошёл... А зеркальцу, шутя,
Оксана молвит с восхищеньем:
– Глянь-ка,
Как хороша я!
Чубово дитя слыло дивчиной первой на Диканьке.
Поворотилась: – Ах! – и обмерла:
Во весь проём двери – кузнец Вакула.
И как же горячи его слова!
Румянец заиграл зарей на скулах…
– Люблю тебя, Оксана! Нет милей!
И только на тебе хочу жениться!
– Тогда достань, чтоб стала я твоей,
Мне черевички матушки царицы!
Сказала и с подружками гурьбой
Беспечно убежала на колядки.
Вакула от насмешек сам не свой
Рванулся прочь из хаты без оглядки.
Солоха между тем, принарядясь
И брови насурьмив, в цветастой шали
Горилкой с чёртом чокалась, смеясь.
В дверь стукнули…
– Кого несёт?
– Не ждали?
В снегу, как дед Мороз – пан Голова…
Чертяка – прыг в мешок и боком к стенке.
Пан чарочку успел едва-едва
Глотнуть и протянуть ладонь к коленке…
Молитвенно пропел в окошко дьяк:
– Солоха, открывай!
– Куда деваться?
– В мешок, пан Голова! (Вот жирный хряк!)
Заходьте, дьякон, будем разговляться!
Потом и дьяк нашел приют в мешке,
И старый Чуб, Оксаны строгий батька.
Ай, да Солоха! Каждый на крючке!
Вакула–сын мешки те разом хвать-ка,
И на мороз, гуртом! Каков силач!
Лишь тот, где сжался гость из преисподней,
Решил открыть…. Хвостатый мигом вскачь,
Да усмирён был волею Господней:
Вакула осенил его крестом.
– А чем чертёнок мне не Сивка-Бурка?
И оседлав рогатого верхом,
На нём добрался вмиг до Петербурга,
Посты минуя, прямо во дворец.
– Ох, красота-то! – парубок дивится.
Всё ярь да бакан… – онемел кузнец,
Снял шапку и упал у ног царицы.
– Да, не велите, матушка, казнить!
Изрёк Вакула, сердцем замирая.
– Но черевички, что на Вас, носить
Достойны ножки ангелов из рая.
– Я в людях простодушие ценю, –
Смеясь, царица молвит благосклонно.
– А башмаки… несут уже, дарю!
Надеюсь, что по сердцу дар мой скромный?
Рождественская ночь… и в облаках
Летит обратно, пыжится рогатый,
Несёт Вакулу…
Царский дар впотьмах
Каменьями сверкает... Возле хаты
Окончен путь.
– Ступай, чертяка, в ад!
Лозой его, чтоб впредь не появился!
А бабоньки по хутору гудят:
– Кузнец Вакула с горя утопился!
А что Оксана? Не узнать – бледна,
К нарядам и веселью безучастна,
В пропавшего Вакулу влюблена
И слёзы льёт, и без него – несчастна!
Тут он с подарком прямо на порог:
– Отдайте, батько Чуб, свою Оксану.
– Вакула, ты живой… помилуй, бог!
Согласна, дочь? Перечить я не стану.
– Вот черевички – царской красоты, –
Кузнец ей протянул, в душе ликуя.
– Не черевики мне нужны, а ты!
– Да, отвернитесь, тато, пусть целует!