"Русские девушки тоже красивые". Житель Таджикистана о России

Аминджон Абдурахимов родился в Таджикистане. На данный момент уже 4 года учится в Санкт-Петербурге. Поступил по таджикской президентской квоте и учится в Петербурге за счет своего государства. Сейчас заканчивает 4 курс, дальше планирует продолжить учебу в магистратуре. О впечатлениях по приезду в Россию рассказал ru_open:

Первый день в России
Мы прилетели в Петербург с ребятами, с которыми поступили в ВУЗ. Не знали куда ехать, что делать, разбирались самостоятельно. Быстро сориентировались.

Мы смотрели на людей, а люди не обращали на нас никакого внимания, как будто ты не существуешь и никто до тебя дела не имеет. Это в какой-то мере даже хорошо, на тебя косо не смотрят, воспринимая как обычного человека.

Культурного шока я не испытал, потому что о России я знал много, Россия для меня не была открытием.

В итоге Россия стала для меня вторым домом: я разговариваю на русском, думаю на русском, не забывая свой родной такджикский (персидский) язык.


Первые впечатления о Питере
Они были восхитительны. Эти реки посреди города, эта архитектура, каждый дом - настолько уникальны, не повторяются между собой, и вся эта архитектура и история, которые в этих стенах, узорах на домах… Я был без ума от всего этого!

О стереотипе про таджиков, которые ничего не умеют и приезжают работать в Россию разнорабочими
Это стереотип, это неправильно. Наш народ умеет все. Если бы они не умели все, они бы не приехали сюда разнорабочими. Суть в том, что основная часть населения, которая приезжает в Россию зарабатывать - это люди, которые живут в деревнях, для которых не хватает рабочего места в городе.

Наша экономика пока не позволяет обеспечивать все наши семьи. А у нас очень любят свою семью. В больших семьях не бросают ни одного, кто-то из них приезжает сюда и работает ради своей семьи. То, что наш народ ценит свою семью, в какой бы тяжелой ситуации она ни была, я горжусь этим.

Я стараюсь сломать сложившиеся стереотипы в своей общественной деятельности. Наш народ много умеет, но не у всех есть возможность проявить здесь себя. Они могут работать какими-то менеджерами, архитекторами и прочее. Но здесь им это не позволяют.

Русские девушки
Если бы у меня была русская девушка, я бы к этому отнесся нормально. Русская и русская. Русские девушки тоже красивые.

Культурная связь с Россией
У нас общая история, у нас общее прошлое, я всегда об этом помню и стараюсь напоминать своим окружающим, друзьям, младшим братьям и сестрам, чтобы они об этом тоже знали. Наши страны с Россией очень хорошо дружат.

Как к России и русским относятся в Таджикистане
К русским относятся очень хорошо. В каждом нашем дворе есть одна или две тетеньки, дяденьки, бабушки, дедушки, которые русские. Они остались еще со времен СССР. Они всегда нам давали то конфетки, то еще что-то: мы любили играть возле их двора, немного пошуметь. Никаких разделений нет.

Учителям русским своим благодарен. Общаюсь с ними до сих пор. Благодарен за образование, они мне в школьное время говорили, что нужно учиться, хотя тогда я этого не понимал.

Еще в школьные времена мы с ребятами со школы участвовали в одной очень замечательной программе, которая у нас по телевидению шла каждый месяц. Она называлась «Таджикистан и Россия - две половинки одной души». Это была викторина на темы про ВОВ, на историю России и Таджикистана, общую архитектуру, культуру и прочее-прочее, что связывает наши страны.

Мы участвовали в этом каждый месяц и были рады тому, что вносим вклад в общую культуру России и Таджикистана.

Русская кухня в Таджикистане
У нас все едят борщ, едят пельмени. Не очень много едят щи только, редко это бывает.

А в России наоборот все любят плов, кстати.


Разница в культуре и бытовой жизни между Россией и Таджикистаном
Большой разницы нет. У нас тоже ходят многие в европейской одежде. Народ, который живет в столице и больших городах, говорят на русском языке. Русский - второй язык для нас, поэтому многие таджики знают русский, и очень хорошо. Оказавшись в наших больших городах, вы очень удивитесь. Вы спокойно можете выйти из аэропорта и начать говорить на русском языке.

Любой человек может встретить вас, поговорить на русском, ответить, показать дорогу. Если нужно, подвезти вас. Если голодный и негде остановиться, они вам предложат остаться у них, выпить чаю, поужинать вместе. И только тогда они отпускают вас. Такой обычай культуры у нас есть. Можете попробовать, не пожалеете.

За что я благодарен России
Первое, за что я благодарен России и Санкт-Петербургу - они дали мне новые возможности для самореализации, для того чтобы показать себя. Здесь очень много тех вещей, где можно проявить себя, показать, потому что именно здесь я смог проявить свои лидерские качества. Здесь я смог развивать свои творческие таланты, которые в дальнейшем мне очень помогли. Ну, и, конечно же, образование.

Образование в России
Образование в России немного лучше, чем в Таджикистане. У нас тоже есть хорошие ВУЗы, но мне хотелось немного нового. Чем дальше ты от Родины становишься, тем больше хочется вернуться.

Аминджон Абдурахимов очень активный в плане общественной жизни, и на сегодняшний день имеет немалый "послужной список": возглавляет Молодежное общество студентов Таджикистана в Санкт-Петербурге. Член АИС России. Один из руководителей Всероссийского межнационального Союза молодежи РФ, президент Совета иностранных студентов в своем ВУЗе. Победитель конкурса среди ВУЗов «Золотая осень», прошедшем в Иваново в ноябре 2016 года, где стал «лучшим иностранным студентом России». В Петербурге получил титул «Студент Года - 2016» в связи с активной деятельностью по межнациональным отношениям. Победитель межнационального конкурса "Многогранный Петербург".

Известия: Таджики меняют своих жен на русских

Худенький, маленький, в оборванных штанах и с грязными ногами - не мужчина, мечта. Причем женщин разных стран - двух как минимум. В 34 у него уже седая башка, куча голодных родственников и вечно нет денег. Другой бы на его месте запил, а таджик Нигматулло просит звать его Саней и источает такую непрошибаемую уверенность в собственной неотразимости, что невольно перестаешь удивляться его мужской востребованности и в Таджикистане, и в России.

«Я жена не люблю, я Фатима люблю! Питер - лучший город на земле!» - кричит он на весь двор на окраине Душанбе. «Да-да, не любит, это все знают, - кивает головой соседка, - только каждый год ей по ребенку делает и снова в Россию к Фатиме уезжает».

В России около миллиона трудовых мигрантов из Таджикистана. Они кладут асфальт и плитку, убирают улицы и подъезды, работают в супермаркетах, строят дачи и копают огороды. Их денежные переводы на родину составляют 60% ВВП страны - по данным Всемирного банка, по соотношению переводов к ВВП Таджикистан занимает 1-е место в мире. Так же Таджикистан вырвался на 1-е место в другом рейтинге - по количеству брошенных женщин. Раньше «страной оставленных жен» называли Мексику, тоже славящуюся своей дешевой рабсилой, теперь - Таджикистан.

До распада Союза таджикская диаспора в России составляла 32 тыс. человек, сейчас она в семь раз больше и растет как на дрожжах. В прошлом году, по официальным данным, таджики с русскими сыграли 12 тыс. свадеб. «Каждый третий таджик, уезжающий на работу в Россию, домой никогда не вернется» - к такому выводу пришли исследователи МОМ (Международной организации по миграции). 90% таджиков оседают в Москве и области, 5% в Питере, остальные едут в Поволжье и на Дальний Восток.

Фатиму, любимую женщину таджика Сани, на самом деле зовут Светой. Ей 29, работает медсестрой в детской больнице, живет в Питере с мамой. «Она мне помогать по-русски, а я с ней за это живу, - объясняет Саня, - я хочу прописку Питер, а мать ее, Люда, злая, не хочет меня». В Питере он уже восемь лет, чуть меньше живет с Фатимой-Светой. За эти годы она приняла мусульманство и переехала к нему на съемную квартиру. После работы убирается и готовит не только для Сани, но и для его дяди и братьев - всего их в «трешке» восемь человек.

Раз в год Саня наведывается в Душанбе, к законной жене и детям - их у него четверо, последнему всего год. С Фатимой детей нет. «Ах-ах, она хочет», - таджик томно закатывает глаза и целует фотку своей темноволосой возлюбленной в телефоне. Рано или поздно они поженятся и у них будут дети, не сомневается Саня, а «злая Люда» пропишет его в свою квартиру.

Саня - мужик порядочный: каждый месяц шлет домой переводы на 5–7 тыс. рублей, регулярно звонит и пусть редко, но приезжает. И ему хорошо, и жена счастлива. Большинство таджичек, отлично зная о вторых «русских семьях», в очередной раз провожая мужей на заработки, с ужасом ждут SMS-развода. «Талак, талак, талак!» - и все, свободна. SMS-разводы захлестнули страну, а политические деятели разделились на два лагеря: одни требуют признать такой развод легитимным, другие - запретить как неуважение к женщине и шариатским законам: по канонам «талак» надо говорить лично.

Любовь с огоньком

Брошенных женщин - тысячи. Кто-то от безысходности и неуверенности в себе становится самоубийцей. Кто-то едет за мужем в Россию или пытается получить хотя бы алименты. 28-летняя Латофат из Душанбе подала на сбежавшего мужа в суд и ждет теперь заочного решения об алиментах. «Он уехал на заработки 1,5 года назад, - рассказывает она. - Вначале звонил, потом попал в России в тюрьму на полгода за воровство, ну а несколько месяцев назад вообще исчез».

Латофат жила у свекрови - по старой традиции муж всегда приводит жену к своим родителям. По новой традиции пока муж на заработках, недовольная свекровь может запросто выгнать невестку с детьми на улицу - достаточно позвонить сыну и сказать, что она ей не нравится.

До свадьбы Латофат мужа не знала - их сосватали родители. «Оказался наркоманом, избивал меня постоянно, а когда уехал, стала поколачивать свекровь», - опустив глаза, вспоминает женщина. В итоге она с двумя детьми вернулась в свою семью. Устроиться на работу не может - окончила всего четыре класса школы. «Потом началась война, стреляли и днем и ночью, и родители перестали пускать меня на улицу, - говорит Латофат. - Они рассуждали, что уж лучше пусть я буду живой, чем образованной, но изнасилованной или мертвой».

«В кишлаках таких девушек без образования тысячи, - говорит Зибо Шарифова из Лиги женщин-юристов Таджикистана. - Они все - бесправные рабыни свекровей, терпят сколько могут, а потом - в петлю. На днях к нам обратилась за помощью сестра одной такой самоубийцы. Утром встала, подоила коров, убрала в доме, приготовила завтрак. А потом пошла в сарай и повесилась. Муж в России, осталось двое детей».

На севере Таджикистана в ход идет канистра с бензином - желающих поджечь себя назло бросившему мужу или ненавистной свекрови становится все больше. Через ожоговый центр в Душанбе проходит около 100 таких самоубийц в год, половина из них - жены трудовых мигрантов. 21-летнюю Гульсифат Сабирову привезли из кишлака три месяца назад в ужасном состоянии - у нее было обожжено 34% тела. После шести пластических операций на нее все равно страшно смотреть.

«Он меня мучил, избивал, а потом сказал: или сама себя убьешь, или я тебя задушу», - едва шепчет она обожженными губами. После очередной ссоры с мужем она пошла в сарай и вылила на голову канистру бензина, а потом бросила спичку.

Муж Гульсифат тоже несколько раз работал в России и по всем меркам был видным женихом. Гуля - самая младшая из восьми детей, самая красивая и скромная. Он только вернулся с очередных заработков, увидев ее в кишлаке читающей Коран, влюбился и прислал сватов. «Хоть она голодать не будет», - сказали родители, выдавая ее замуж. Через пять дней после свадьбы муж снова уехал в Россию, а Гуля осталась у свекрови. Потом вернулся, но вместе они не прожили и двух месяцев. Уже в больнице выяснилось, что Гуля беременна.

«Он ее правда любит, да и она, когда он приходит, становится такая радостная, активная, - говорит Зафира, старшая медсестра отделения. - За 14 лет, что я здесь работаю, первый раз вижу, чтобы муж так за больной ухаживал. Он ждет ее из больницы, делает ремонт в комнате, а ее родители - ни в какую. Считают, что его должны посадить».

Медсестры, несмотря на ее жуткий вид, Гуле даже завидуют: брак по любви, пусть он и вылился в такую чудовищную трагедию, в Таджикистане все еще большая редкость. Большинство союзов укладывается в простую схему: сосватали - родились дети - уехал в Россию - бросил.

Мужья напрокат

Чем дальше от Душанбе, тем чаще вместо машин едут навстречу ишак-мобили. В повозках женщины и дети. Дорога в идеальном состоянии - ее строили китайцы, в кредит. Теперь, чтобы добраться из Душанбе в Худжанд (бывший Ленинабад), нужно платить - бесплатной альтернативы просто нет. На полях с только что распустившимся хлопком - одни женщины.

«Спасибо России, что даете нашим мужьям работу!» - кричит нам самая пожилая из всех. Одна не видела мужа пять лет, другая три, большинство - не меньше двух. За месяц работы под палящим солнцем (на градуснике 45 градусов) они получат мешок картошки, лук да морковь. Зарплаты хватит ровно на два килограмма мяса. Но другой работы все равно нет, поэтому все в поле.

В кишлаках, которые на современный манер называют джамаатами, мужчины давно наперечет. Аловедину Шамсидинову из джамаата Навгилем 72, сыновья давно в Ростове-на-Дону, после смерти жены назад - присматривать за ним - вернулась невестка Махина с детьми. В России она прожила с мужем восемь лет, работала в больнице операционной сестрой, потом украшала торты.

«По-всякому мы пробовали получить гражданство - чего бы ни врали по телевизору, его не дают, - говорит Махина, доставая из тандыра пышущую жаром лепешку. - Единственный верный способ - жениться на русской, поэтому очень много фиктивных браков. С другой стороны, у всех таджиков, живущих в России, есть местные подруги. И много других браков - мусульманских, «никох» называется».

Махина хочет вернуться назад, к мужу. «Хочется уехать, правда хочется - а дед ни в какую!», и одного его оставить нельзя - родственники заклюют. И мужу в кишлаке нечего делать. Навгилем находится в 2 км от города Исфары, раньше там были заводы - химический, гидрометаллургический, спиртзавод, и фабрики - швейная и прядильная. А сейчас на весь район 100 рабочих мест. И без мужа плохо - и не хочется, чтоб свои проклинали, если бросит свекра.

«У нас тут еще дикие нравы, никто своих прав не знает, - тяжело вздыхает зампред джамаата по делам женщин и семьи Суясар Вахобоева. Она вроде мирового судьи - в случае семейных конфликтов вызывает стороны для переговоров и объясняет, что невестка - тоже человек. - Как бы ни старались власти, в кишлаках по-прежнему девочек не пускают в школу и выдают замуж в 14–15 лет. А дальше - заколдованный круг: он приедет ненадолго, сделает ей ребенка - и назад, в Россию». «Может, они и отпускали бы девочек в школу, но зачастую нет даже денег, чтобы купить форму и собрать ранец», - говорит Мавлюда Ибрагимова из ассоциации по защите прав женщин трудовых мигрантов.

«Соломенные жены»

«Женщина без мужской ласки чахнет и становится похожа на сушеный урюк, что растет у нас в огороде», - машет 46-летняя Васила рукой в сторону высокого дерева. У Василы лицо круглое, гладкое, бока плотные - не то что у ее подруги Малохат, от которой муж уехал в Россию много лет назад, тоже обзавелся семьей и ни разу с тех пор в кишлаке не объявлялся. «У нас сосед вернулся с хаджа, я к нему без спроса пошла, на пять минут - а он из-за этого взял и развелся со мной, осталась одна с четырьмя детьми», - тяжело вздыхает Малохат. Таких, как Малохат, полкишлака, а Васила на всю округу одна.

Василе из джамаата Чоркух надоело, что ее муж вечно на заработках, а денег присылает крохи, и когда он приехал к ней на побывку, просто заперла его в доме. «Он в Сызрани работал, в Иванове, я его все пытала: у тебя там кто-нибудь есть? Он - нет! А потом, когда я ему устроила истерику и сказала, что все равно не отпущу, мне его «жена» начала названивать и требовать его назад, вот кобель! - Васила - руки в боки, золотые зубы блестят на солнце - баба боевая, с высшим образованием, бригадирша в поле, сама купила и водит «шестерку». Мужа она не отпускает уже три года. - Дочки на папу не нарадуются, я его к себе в бригаду взяла - ну и пусть денег почти не зарабатывает и стонет, что хочет в Россию, зато я при мужике».

Чоркух упирается в горы, вдоль низких пыльных домов бежит мутный арык, в котором моет посуду и ноги все население Чоркуха - женщины и дети. Возле старинной мечети сидят аксакалы - они следят, чтобы девочки, отправляясь с ведрами на колонку, не слишком смотрели по сторонам. Одно их слово - и если в кишлаке появится жених, к ней во двор он никогда не заглянет.

В кишлаке Шахристан, что на севере Таджикистана, нравы не такие суровые, а мужиков еще меньше. Тут с работой еще хуже, и единственный способ выжить - податься в Россию. Мавлюда Шкурова носит темный халат и белый платок, она в трауре - полгода назад ее мужа Рахмата сбил насмерть микроавтобус. Ему было 44, осталось четверо детей. В Шахристан в прошлом году вернулись в гробах еще трое мужчин.

«Рахмат стоял на остановке в подмосковном Щекине, рядом с хладокомбинатом, где работал и жил, - рассказывает его брат Немат. - Его сбил Александр Сухов, денег даже на гроб не дал - все равно, сказал, посадят». За девять лет, что Рахмат был в России, старый дом совсем развалился, а на новый он так и не заработал. Теперь на трудовую вахту отправился его старший сын - ему еще нет 17, только закончил 9-й класс. «Одна надежда - на него, - едва не плачет Мовлюда. Второй сын ходит рядом - он инвалид детства. - Звонил на днях - работали с ребятами у армян на даче, а им не заплатили. Он от обиды плакал, я тоже рыдала».

Аминджон Абдурахимов родился в Таджикистане. На данный момент уже 4 года учится в Санкт-Петербурге. Поступил по таджикской президентской квоте и учится в Петербурге за счет своего государства. Сейчас заканчивает 4 курс, дальше планирует продолжить учебу в магистратуре.

Первый день в России

Мы прилетели в Петербург с ребятами, с которыми поступили в ВУЗ. Не знали куда ехать, что делать, разбирались самостоятельно. Быстро сориентировались.

Мы смотрели на людей, а люди не обращали на нас никакого внимания, как будто ты не существуешь и никто до тебя дела не имеет. Это в какой-то мере даже хорошо, на тебя косо не смотрят, воспринимая как обычного человека.

Культурного шока я не испытал, потому что о России я знал много, Россия для меня не была открытием.

В итоге Россия стала для меня вторым домом: я разговариваю на русском, думаю на русском, не забывая свой родной такджикский (персидский) язык.

Первые впечатления о Питере

Они были восхитительны. Эти реки посреди города, эта архитектура, каждый дом – настолько уникальны, не повторяются между собой, и вся эта архитектура и история, которые в этих стенах, узорах на домах… Я был без ума от всего этого!

О стереотипе про таджиков, которые ничего не умеют и приезжают работать в Россию разнорабочими

Это стереотип, это неправильно. Наш народ умеет все. Если бы они не умели все, они бы не приехали сюда разнорабочими. Суть в том, что основная часть населения, которая приезжает в Россию зарабатывать – это люди, которые живут в деревнях, для которых не хватает рабочего места в городе.

Наша экономика пока не позволяет обеспечивать все наши семьи. А у нас очень любят свою семью. В больших семьях не бросают ни одного, кто-то из них приезжает сюда и работает ради своей семьи. То, что наш народ ценит свою семью, в какой бы тяжелой ситуации она ни была, я горжусь этим.

Я стараюсь сломать сложившиеся стереотипы в своей общественной деятельности. Наш народ много умеет, но не у всех есть возможность проявить здесь себя. Они могут работать какими-то менеджерами, архитекторами и прочее. Но здесь им это не позволяют.

Русские девушки

Если бы у меня была русская девушка, я бы к этому отнесся нормально. Русская и русская. Русские девушки тоже красивые.

Культурная связь с Россией

У нас общая история, у нас общее прошлое, я всегда об этом помню и стараюсь напоминать своим окружающим, друзьям, младшим братьям и сестрам, чтобы они об этом тоже знали. Наши страны с Россией очень хорошо дружат.

Как к России и русским относятся в Таджикистане

К русским относятся очень хорошо. В каждом нашем дворе есть одна или две тетеньки, дяденьки, бабушки, дедушки, которые русские. Они остались еще со времен СССР. Они всегда нам давали то конфетки, то еще что-то: мы любили играть возле их двора, немного пошуметь. Никаких разделений нет.

Учителям русским своим благодарен. Общаюсь с ними до сих пор. Благодарен за образование, они мне в школьное время говорили, что нужно учиться, хотя тогда я этого не понимал.

Еще в школьные времена мы с ребятами со школы участвовали в одной очень замечательной программе, которая у нас по телевидению шла каждый месяц. Она называлась «Таджикистан и Россия – две половинки одной души». Это была викторина на темы про ВОВ, на историю России и Таджикистана, общую архитектуру, культуру и прочее-прочее, что связывает наши страны.

Мы участвовали в этом каждый месяц и были рады тому, что вносим вклад в общую культуру России и Таджикистана.

Русская кухня в Таджикистане

У нас все едят борщ, едят пельмени. Не очень много едят щи только, редко это бывает.

А в России наоборот все любят плов, кстати.

Разница в культуре и бытовой жизни между Россией и Таджикистаном

Большой разницы нет. У нас тоже ходят многие в европейской одежде. Народ, который живет в столице и больших городах, говорят на русском языке. Русский – второй язык для нас, поэтому многие таджики знают русский, и очень хорошо. Оказавшись в наших больших городах, вы очень удивитесь. Вы спокойно можете выйти из аэропорта и начать говорить на русском языке.

Любой человек может встретить вас, поговорить на русском, ответить, показать дорогу. Если нужно, подвезти вас. Если голодный и негде остановиться, они вам предложат остаться у них, выпить чаю, поужинать вместе. И только тогда они отпускают вас. Такой обычай культуры у нас есть. Можете попробовать, не пожалеете.

За что я благодарен России

Первое, за что я благодарен России и Санкт-Петербургу – они дали мне новые возможности для самореализации, для того чтобы показать себя. Здесь очень много тех вещей, где можно проявить себя, показать, потому что именно здесь я смог проявить свои лидерские качества. Здесь я смог развивать свои творческие таланты, которые в дальнейшем мне очень помогли. Ну, и, конечно же, образование.

Образование в России

Образование в России немного лучше, чем в Таджикистане. У нас тоже есть хорошие ВУЗы, но мне хотелось немного нового. Чем дальше ты от Родины становишься, тем больше хочется вернуться.

Аминджон Абдурахимов очень активный в плане общественной жизни, и на сегодняшний день имеет немалый "послужной список": возглавляет Молодежное общество студентов Таджикистана в Санкт-Петербурге. Член АИС России. Один из руководителей Всероссийского межнационального Союза молодежи РФ, президент Совета иностранных студентов в своем ВУЗе. Победитель конкурса среди ВУЗов «Золотая осень», прошедшем в Иваново в ноябре 2016 года, где стал «лучшим иностранным студентом России». В Петербурге получил титул «Студент Года - 2016» в связи с активной деятельностью по межнациональным отношениям. Победитель межнационального конкурса "Многогранный Петербург".

Таджикистан / Общество / Семь привычек таджикских жен, которые понравятся любому мужчине

Чтобы быть настоящей восточной женщиной мало родиться в этой стороне света и обладать характерной внешностью; для соответствия этому определению женщине полагается следовать строгим правилам поведения.

Партнер «Азия Плюс» «Открытая Азия онлайн» собрала некоторые привычки таджикских женщин, которые в нашем регионе традиционно имеют восточные жены.

Обращается к мужу на «вы»

Практически все таджикские женщины, за редким исключением, обращаются к своему супругу на «вы», и называют своих мужей не по имени, а «хозяин», «отец моих детей» и т.п. Впрочем, на севере Таджикистана и мужчины, и женщины обращаются на «вы» ко всем без исключения, даже к своим маленьким детям.

Любая таджичка умеет хорошо готовить

Таджикская женщина, которая не умеет готовить, причем не просто готовить, а творить настоящие кулинарные шедевры, это нонсенс. Любая таджичка отлично справляется с тестом и может приготовить вкуснейший плов. Матери с детства прививают своим дочерям любовь к кулинарии, потому что, если молодая девушка, придет в дом к мужу без этих навыков, то позор падет на всю ее семью.

Кстати, также виртуозно таджички справляются и с другими домашними обязанностями, будь то глажка белья или уборка дома.

Семья невесты покупает одежду для жениха

Покупка наряда для жениха на свадебную церемонию – это обязанность семьи невесты. Более того, весь необходимый для семейной жизни домашний скарб, включая мебель, также приобретается за счет родителей невесты; от жениха требуется только жилье. Поэтому, зачастую перед свадьбой, родственники девушки, приглашая гостей на церемонию, заказывают им подарки. Например: семья Искандаровых – ковер, семья Исмоиловых – кухонный комбайн и т.д.

Никогда не остается с другим мужчиной наедине

Даже если этот мужчина родственник. Таджикская жена пустит в дом мужчину только при условии, что она не одна. В противном случае, даже родному брату мужа вход в квартиру заказан: «ждите хозяина». И до сих пор, на любом мероприятии женщины и мужчины в Таджикистане традиционно сидят за разными дастарханами, в разных комнатах. И обслуживанием мужского дастархана (подавать блюда на стол, убирать грязную посуду) занимаются мужчины.

После рождения ребенка 40 дней живет у матери

Из роддома таджикская жена отправляется домой к своей матери, особенно если родился первенец. Здесь она проживет ровно 40 дней, в течение которых мать научит дочь всем премудростям обращения с малышом; кроме того, все необходимое для первенца за свой счет приобретет семья женщины. После такого мастер-класса, муж никогда не увидит беспомощности жены в общении с младенцем, ведь следить за ребенком – прямая обязанность женщины.

Ничего не делает без согласования с мужем

Жители большинства крупных городов ежедневно встречаются с таджиками, которые работают в нашей стране на различных стройках, в маршрутках, рынках и прочих местах. Однако мало кто знает о том, как живут эти люди у себя на Родине в Таджикистане. Этот пост как раз и расскажет вам о жизни таджиков в родных краях.

Тут стоит сделать уточнение, что дело происходило в октябре 2014 года, когда рубль уже дешевел, но не так стремительно.

У нас совсем заканчивались припасы воды. Рядом шумела и бурлила река Пяндж, но уж больно мутными были ее воды. Да к тому же нам подсказали, что к реке лучше не подходить - как никак граница с Афганистаном.

В небольшом поселке мы остановились у неприметного и единственного магазина в надежде найти хоть какую-то воду в продаже. Но в магазине продавалось все не то - ковры, матрасы и курпачи. Еще продавался стиральный порошок и зубная паста, а воды не было. За прилавком стояла и смущалась, опуская черные глаза, девочка лет тринадцати, которая очень плохо говорила по-русски.

У нас состоялся примерно такой диалог:
- Где у вас в поселке можно купить питьевой воды?
- Вода можно, ручей - и девочка показала рукой куда-то на северо-восток.
Вполне логично. Вода не продается, потому что есть горные ручьи. Что же мы сразу не догадались?
- А есть ли у вас столовая или кафе, где можно покушать?
- Покушать? Можно! Папа придет покушать можно!

Девочка уверенно повела меня за калитку во двор. Она шла и все время оглядывалась, смущенно улыбалась и будто боялась, что я перестану идти следом. Мы прошли какие-то огороды, поле с картошкой, большую автомобильную стоянку с канавой и старым УАЗиком под деревом. В конце большого участка, который по размерам был больше стандартного футбольного поля, белел одноэтажный дом.

Девочка зашла в дом и позвала отца семейства - Давладбека Байрамбекова. Давладбек хорошо говорил по-русски, поэтому наш разговор начался традиционно:
- Откуда вы из Москвы, какой район? Я на Красная Площадь ходил, помню холодно был.
Тут стоит отметить, что все взрослые мужики таджики с которыми мы где бы то ни было общались - все хоть раз бывали в Москве и все где-то работали. Абсолютно все! Статистика стопроцентная. То есть они были у нас в гостях, пусть мы гостеприимством не славимся. А мы у них - нет.

Мы познакомились, стали рассказывать о своем путешествии, и о том, что искали в поселке воду в магазине. Давладбек рассмеялся, пригласил нас в дом на чай и объяснил, что ехать в этот день нам дальше уже не нужно, потому что его жена уже готовила обед, а после обеда погода испортится и пойдет дождь. И что спать в палатках в дождь - удовольствие сомнительное.

Мы, конечно, согласились на чай, но оставаться на ночь вежливо отказались, сославшись на сильное отставание по графику путешествия.

После нашей поездки я могу ответственно заявить - таджики очень гостеприимный народ. В России они совершенно не такие, как у себя дома. В Москве эти тихие и порой забитые ребята ведут себя тише воды, ниже травы, но у себя дома все иначе - гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин дома считает своим долгом принять и вкусно угостить гостя.

В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. Здесь же отмечаются семейные праздники и свадьбы.

На пол стелют скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.

Интересный факт - первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

Портрет молодого Давладбека во времена службы в советской армии.

Главная формирующая человека ячейка - семья. Семьи у таджиков большие, в среднем по пять-шесть и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара.

Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.

За чаем мы разговорились. Давладбек говорил, что таджики любят русских, да и русские к ним хорошо относятся. Потом мы спросили про работу. Оказывается, что в горных селах Таджикистана нет вообще никакой работы за деньги. Ну кроме врачей и учителей, хотя их зарплаты смехотворны. Каждый врач и учитель имеет свой огород и держит скот, чтобы прокормить свою семью - иначе никак. Чтобы хоть как-то прожить, все взрослые мужчины отправляются на работу на «большую землю».

Так мы плавно перешли на тему механизма доставки гастарбайтеров в Россию. Ведь не может же все мужское население солнечной страны взять и отправиться к нам на работу, когда у них нет денег даже на билет...

Давладбек нам рассказал про «компании». Во все деревни, даже самые дальние регулярно приезжают представители крупных «компаний» (каких именно мы так и не поняли), которые набирают представителей различных профессий для работы в России. Каждый кандидат подписывает контракт. Дальше эти самые «компании» за свои деньги отправляют таджиков в Россию и устраивают их на работу. Но при этом первый месяц каждый гастарбайтер не получает никаких денег - всю зарплату он отдает той самой «компании» за свой перегон в Россию.

Зарплату за последний месяц своей работы таджики тратят на билет домой к семье. Из-за этого выходит, что ехать меньше, чем на год не имеет смысла.

Давладбек - профессиональный сварщик. Он официально работает на стройке в Екатеринбурге, имеет все необходимые документы, регистрацию, разрешения и справки. В 2014 году его зарплата составляла 25 000 рублей, из которых около 19 000 уходило за жилье, питание и проезд. Около $200 Давладбек ежемесячно отправлял в Таджикистан своей семье, и этого вполне хватало его семье для того, чтобы покупать все то необходимое, чего нет возможность произвести самостоятельно в деревне.

Насладившись чаем и угощениями, мы было собрались ехать дальше, но Давладбек предложил сходить на водяную мельницу, которую он построил сам. Нам стало интересно, и мы пошли куда-то вверх по горному ручью.

Металлическая конструкция на фотографии - это часть арыка, который опоясывает холмы и идет через поселки вниз по течению Пянджа. Фрагмент огромной оросительной системы, построенной еще во времена союза и работающей по сей день. Избытки воды из системы арыков сбрасываются в горные ручьи с помощью ручных металлических затворов.

А вот и мельница. Пускай она не такая красивая, как мы себе представляли, зато это настоящий музей технологий. Конструкция мельницы такая же как и была тысячу лет тому назад!

По турбинным водоводам деревянному каналу в мельницу поступает вода из горного ручья.

Вода передает гидроэнергию на водяное колесо и раскручивает его. Таким образом раскручивается большой круглый камень, в центр которого через механический сепаратор подается зерно. Зерно попадает под камень и размалывается, а центробежная сила выталкивает к потребителю готовый продукт - муку.

На мельницу Давладбека приезжают жители из соседних деревень. Они приносят свое зерно и тоже делают муку из которой потом пекут хлеб. Денег Давладбек за это не берет. Жители сами, как считают нужным, оставляют небольшое количество муки в благодарность. Дверь в мельницу всегда открыта.

Вот оно, гениальное гидротехническое сооружение XXI века!

Давладбек оказался прав. Из ущелья нависли тяжелые, серые облака, и вскоре нас прогнал набирающий обороты дождь. Туман опустился почти до самой деревни, стало промозгло и зябко. Мысль о ночевке в палатке запускала по всему телу цепную реакцию пупырчатых мурашек.
- Не стой, проходи дом. Жена обед готов, - сказал Давладбек - сегодня ночуй дома. Выспишься. Завтра утром с солнце, поедешь хорошо.

Давладбек оказался прав еще раз. Мы остались на ночлег. Хочется сказать огромное спасибо Давладбеку и всей его семье за то, что приютили нас! Утром хорошенько приморозило, и пока не взошло солнце, было совсем зябко. Я смог это хорошо прочувствовать, пробежавшись в футболке в туалет, который находился в дальнем углу огромного участка.



Мы позавтракали. Дети Давладбека попрощались с нами и убежали в школу. Школа была в соседней деревне.



Выше по течению реки, в пятнадцати километрах от Ишкошима находились развалины старой крепости времен III века. До недавнего времени в развалинах старой крепости стояла погранчасть.







Слева за узким ущельем реки виднеются афганские дома и поля.

Внешне быт афганцев ничем не отличается от таджикской стороны. Разве что нет асфальтированных дорог. Раньше эти земли принадлежали одному народу.





Не стоит считать, что все таджики живут так, как герои нашего репортажа. Мы жили в доме памирцев, в ста метрах от границы, вдали от крупных городов. В современном мире жители Таджикистана стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, до сих пор остается множество семей, дорожащих своими традициями.

Недавно я звонил Давладбеку, поздравлял его с Новым Годом. Спрашивал, как его здоровье, семья, когда он снова собирается к нам в Россию в Екатеринбург. Я думал навестить его там, привезти фотографии с Памира, посмотреть, как он живет у нас в России, сравнить. Давладбек сказал, что сейчас виза в Россию стала еще дороже, а работа подешевела, и пока он не может сказать, когда снова приедет. Но он обещал, что еще обязательно вернется)

Таджики едут к нам не от хорошей жизни. Мне кажется, что никакой памирец никогда бы не променял свои горы на пыльную Москву. Отправляясь на заработки, они месяцами и порой годами не видят своих родственников, своих детей.

Теперь я часто обращаю внимание на таджиков в Москве. Я сразу вспоминаю Давладбека, его дом, его семью, его гостеприимство и его мельницу. Я беседую со своими дворниками и продавцами в палатке. Сначала они недоверчиво отводят взгляд, так как привыкли, что на них обращает внимание только полиция, но потом они очень радуются, когда узнают, что я бывал у них на родине, что мне там очень понравилось. И тогда уже настает моя очередь спрашивать:
- Откуда вы, из какого района?






Top