Сказки на ночь 4 5 лет. Короткие поучительные сказки для детей, читаем на ночь

Сказка, сказка — прибаутка,

Рассказать её не шутка,

Чтобы сказочка сначала

Словно реченька журчала,

Чтоб в конце ни стар, ни мал

От неё не задремал.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Жили-были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:

— Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит.

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

— Ох, хозяюшка, дай скорей маслица, петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зёрнышком.

— Беги скорей к коровушке, проси у неё молока, а я ужо собью маслица.

Бросилась курочка к корове.

— Коровушка, голубушка, дай скорей молока, из молока хозяюшка собьёт маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.

— Ступай скорей к хозяину. Пусть он принесёт мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину.

— Хозяин, хозяин! Дай скорей коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьёт маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.

— Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу.

— Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масло, дала маслице курочке.

Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зёрнышко проскочило. Петушок вскочил и во всё горло закричал:

— Ку-ка-ре-ку!

Вопросы для обсуждения

Расскажи, какой был петушок. Почему петушок подавился бобовым зёрнышком?

Зачем курочка попросила у хозяйки маслица? Как можно было при помощи масла помочь петушку?

Почему потом курочка побежала к коровушке? Ты знаешь, как делают сливочное масло и почему оно так называется?

Что сказал курочке хозяин? Почему нужно было бежать к кузнецу?

Как курочка объяснила кузнецу, зачем ей нужна коса? Повторяй за мной: «Хозяин даст коровушке..., коровушка даст..., из молочка хозяюшка..., маслицем я...»

Как ты думаешь, какая курочка в сказке? Выбери слова, которые бы подошли к ней: заботливая, ласковая, внимательная, добрая, красивая, белая.

Русская народная сказка «Петух да собака»

Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности. Всех животов у них только и было, что петух да собака, да и тех они плохо кормили.

Вот собака и говорит петуху: «Давай, брат Петька, уйдём в лес: здесь нам житьё плохое». — «Уйдём, — говорит петух, —хуже не будет».

Вот и пошли они куда глаза глядят: пробродили целый день; стало смеркаться — пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и — заснули.

Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: «Ку-ка-ре-ку!»

Услыхала петуха лиса.

Захотелось ей петушьим мясом полакомиться.

Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:

— Вот петух, так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик!

— А за каким делом? — спрашивает петух.

— Пойдём ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.

— Хорошо, — говорит петух, — только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.

«Вот какое счастье привалило! — подумала лиса. — Вместо одного петуха будет два».

— Где же твой товарищ? — спрашивает она. — Я и его в гости позову.

— Там, в дупле ночует, — отвечает петух.

Лиса кинулась в дупло, а собака её за морду — цап!.. Поймала и разорвала лису.

У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес?

Где ночевали петух и собака?

Когда лиса услышала петуха?

Почему лиса стала расхваливать петуха? Как она расхваливала петуха, какие слова ему говорила, каким голосом? Она так говорит, потому что добрая или потому что хитрая? Что она хочет? Попробуй так же льстивым, ласковым голосом похвалить петуха.

Поверил ли петух льстивым словам лисы? Что он ей ответил?

Чем закончилась сказка? Тебе жалко лису?

Скажи, какая лиса в сказке: хитрая (хочет обманом съесть петушка), льстивая (говорит вкрадчивым, льстивым голосочком), жадная (радуется, что двух петухов съест)?

Русская народная сказка «Кот и петух»

Жила старуха, были у неё коровушка, кот да петушок. Коровушку старуха доила, кота молочком поила, а петушку зёрна сыпала — ешь сколько хочешь.

Хорошо жилось коту да петушку, да не стерпели... Кот сметану слизал, а петушок на огород забрался, все гряды разрыл.

Увидала старуха, кота оттрепала, а петуха хворостиной из огорода выгнала.

Обиделись кот да петух:

— Не хотим со старухой жить: пойдём в лес, избу поставим да станем годовать.

Сговорились. Пошёл сначала кот. Всё справил: избу поставил, печку сложил.

Какова зверюшка, такова и избушка: двери соломинкой подпираются.

Приходит кот за петухом:

— Пойдём, брат Петя, всё готово, и печка складена, только дров нарубить надо.

Пошли кот с петухом. Всё обошли, осмотрели. Хороша изба у кота сложена, хороша и печка. На нетопленой ночевали — дров нет. Наутро и говорит кот петушку:

— Пойду я, Петя, дрова рубить, а ты на печке сиди, не выглядывай: лиса недалечко живёт — не стащила бы тебя.

Ушёл кот. Дверь соломинкой заложил, а петух на печи остался.

Сидит он. Скучно петушку. А лиса тут как тут. Уселась под окошком и запела:

— Петушок, петушок,

Петя — красный гребешок!

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Что ты громко поёшь,

Нам всем спать не даёшь?

А Петька на печке:

— Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не боюсь никого!

Когда хочу, тогда пою!

Тебе какое дело?!

С печки соскочил, крылья распустил, хочет с лисой драться. А лисица опять своё. Петух к двери... Дверь на запоре... Он на окно:

— Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не боюсь никого!

Когда хочу, тогда пою!

Тебе какое дело?!

Высунулся петух из окна, а лиса его за головушку, за шёлкову бородушку, на спину перекинула да в лес и потащила.

Плачет петушок, кричит:

— Котя-коток,

Родименький браток!

Несёт меня лиса

Во тёмные леса,

По запутанным дорогам,

По кривым поворотам,

По-за кустикам,

По-за кочечкам,

По-за серым камешкам,

Хочет меня съесть!

Кот услыхал... Кот прибежал... Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены... Ну лису царапать!

Лиса биться, лиса трепыхаться... Билась, билась, а петушка отпустила.

Подхватил кот петушка да домой бежать. Прибежал, говорит петушку:

— Зачем не терпел, зачем на лису сунулся? Хорошо, я прибежал, а то бы смерть тебе.

Наутро кот опять собирается дрова рубить. Петушку наказывает:

— Смотри, Петя, терпи, лисе не откликайся. На печку садись, крылышком укройся.

— Ладно, коток! Ладно, браток! Буду терпеть, на печке сидеть.

Ушёл кот. Две соломинки на дверь наложил. А петушок на печке сидит, крылышком укрылся. Сидит не шелохнётся. А лисица тут как тут. Под окошком сидит, ту же песенку поёт:

— Петушок, петушок.

Петя — красный гребешок!

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Что ты громко поёшь,

Нам всем спать не даёшь?

Терпит петушок. На печке сидит, тихонько приговаривает:

— Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не боюсь никого!

Когда хочу, тогда пою!

Тебе какое дело?!

А лиса всё своё, да всё громче да задорней.

Не стерпел петушок обиды, с печки соскочил, крылья распустил, во весь голос завопил:

— Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не боюсь я никого!

Когда хочу, тогда пою!

Кому какое дело?!

Да к окну, да с лисицей в драку. А лисица его за головушку, за шёлкову бородушку. На спину перекинула — да в лес бежать.

— Котя-коток,

Родименький браток!

Несёт меня лиса

Во тёмные леса,

По запутанным дорогам,

По кривым поворотам,

По-за кустикам,

По-за кочечкам,

По-за серым камешкам.

Хочет меня съесть!

Кот услыхал... Кот прибежал... Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены! Ну лису царапать!

Билась лисица, билась, а петушка отпустила. Подхватил кот петушка — да домой.

Прибежал, петуху выговаривает:

— Зачем не терпел? Хорошо, я услыхал да прибежал, не то бы смерть тебе.

Наутро кот топор берёт, дрова рубить собирается, петушку наказывает:

— Смотри, Петя, терпи. Лисе не откликайся. На печку садись, носом в уголок уткнись, глазки закрой, крылышком укройся.

— Ладно, коток. Ладно, браток. Буду терпеть, на печке сидеть, в уголок смотреть.

Ушёл кот. Дверь на три соломинки заложил.

Петушок на печке сидит, носком в уголок, закрыл глазок и крылышком укрылся. А лисица тут как тут. Под окошком сидит, громко так говорит:

— Петушок, петушок!

Петя — красный гребешок!

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Что ты громко поёшь,

Нам всем спать не даёшь?

А петушок на печке головушку прижимает, не слушает. Пуще лисица поёт, дразнит петушка. Не терпится петушку, бормочет под крылышком тихонько:

— Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не боюсь никого!

Когда хочу, тогда пою!

Тебе какое дело?!

Лисица дразнит петушка пуще прежнего. Петушок из-под крыла голову высунул, погромче приговаривает:

— Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не боюсь никого!

Когда хочу, тогда пою!

Кому какое дело?!

Ой, не терпится петушку! На лавку вскочил, с лавки на белый пол, к дверям бежит, двери на запоре. Петушок к окну, орёт-вопит во всю глотку:

— Ко-ко-ко! Ко-Ко-ко!

Не боюсь никого!

Когда хочу, тогда пою!

Кому какое дело?!

Да с лисицей в драку. А лисица цап его за головушку, за шёлкову бородушку, на спину перекинула, да в лес и потащила. Петушок кричал, петушок кота звал. А кот-браток далеко был, ничего не слыхал.

Пришёл кот с работы, а петушка в избушке нет. Погоревал, погоревал кот и пошёл петуха выручать. Купил кот себе кафтан, красные сапожки, шапочку, сумку и гусли; нарядился гусляром, пошёл к лисицы- ной избушке и запел:

— Стрен-брень, гусельки,

Золотые струночки!

Дома ли Лисафья

Со своими детками:

Один сынок Терентьюшка,

Другой Мелентьюшка,

Третий Алёшка-паренёк,

Одна дочь Чучелка,

Другая Полчучелка,

Третья Подмети-Шесток,

Четвёртая Подай-Челнок.

Послала лиса петуха посмотреть, кто там поёт. Вышел петушок. Как увидел кота, чуть было от радости не закричал: «Ку-ка-ре-ку!»

Подхватил кот петушка — да бегом домой к старухе. Увидала старуха кота и петуха, обрадовалась. Коровушку подоила, коту молочка нацедила. Кот наелся, напился, на печь вскочил, лапки поджал, песенку запел- замурлыкал... Да, поди, и по сей день сидит, поёт, глазки щурит...

Вопросы для обсуждения с детьми

Как жили кот и петух у старухи? Почему они ушли от неё? Где они стали жить?

Что наказывал кот петуху, когда ходил в лес за дровами?

Что сделал петушок, когда услышал песенку лисы, что он отвечал ей? Выполнил ли петух наказ кота? Как ему нужно было себя вести, чтобы лиса не утащила его?

Что случилось потом? Кот спас петушка?

Послушался ли петушок совета кота, смог ли стерпеть обиду от лисы, когда она во второй раз пришла и села под окошко?

Смог ли в третий раз петушок спастись от лисы? Почему это произошло? Как ты думаешь, какой петушок: терпеливый, спокойный, сдержанный, рассудительный или обидчивый, горячий, несдержанный?

Расскажи, что было после того, как лиса утащила петуха. Почему кот пошёл петуха выручать? Как ты думаешь, его можно назвать настоящим другом? Давай вместе расскажем, какой кот в сказке (смелый, верный, преданный).

Чем закончилась сказка? Что сделала старуха, когда увидела кота с петухом? Она их простила?

Русская народная сказка «Лиса и кувшин»

Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит: «Ну, кувшин, пошутил, да и будет — отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать — поиграл да и полно!»

Не отстаёт кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: «Погоди же ты, проклятый, не отстаёшь честью, так я тебя утоплю».

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

Вопросы для обсуждения с детьми

Ты знаешь, что такое кувшин? Что в нём хранят? Из чего он сделан?

Расскажи, как голова лисы оказалась в кувшине.

Как сначала лиса уговаривала кувшинчик, когда не смогла вытащить из него голову? Что сказала лиса кувшину, когда рассердилась?

Почему лиса решила кувшин утопить?

Чем закончилась сказка? Куда делась лиса?

Какая лиса в этой сказке: хитрая или глупая?

Русская народная сказка «Ворона»

Жила-была ворона, и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнёзда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек.

Подметила это ворона и ну перелётных птиц обижать, у них яички таскать!

Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает, яички таскает.

— Постой, — говорит он, — негодная ворона, найдём на тебя суд и расправу!

И полетел он далеко, в каменные горы, к сизому орлу. Прилетел и просит:

— Батюшка сизой орёл, дай нам свой праведный суд на обидчицу-ворону! От неё житья нет ни малым, ни большим птицам: наши гнезда разоряет, детёнышей крадёт, яйца таскает да ими своих воронят питает!

Покачал сизой орёл головой и послал за вороною лёгкого, меньшого своего посла — воробья. Воробей вспорхнул и полетел за вороной. Она было ну отговариваться, а на неё поднялась вся птичья сила, все пичуги, и ну щипать, клевать, к орлу на суд гнать. Нечего делать — каркнула и полетела, а все птицы взвились и следом за ней понеслись.

Вот и прилетели они к орлову жилью, и обсели его, а ворона стоит посреди да обдёргивается перед орлом, охорашивается.

И стал орёл ворону допрашивать:

— Про тебя, ворона, сказывают, что ты на чужое добро рот разеваешь, у больших и малых птиц детёнышей да яйца таскаешь!

— Напраслина, батюшка сизой орёл, напраслина, я только одни скорлупки подбираю!

— Ещё про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньём и ну семена клевать!

— Напраслина, батюшка сизой орёл, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червячков из свежей пашни таскаю!

— А ещё на тебя всюду народ плачется, что как хлеб сожнут да снопы в копны сложат, то ты налетишь со всем своим вороньём и давай озорничать, снопы ворошить да копны разбивать!

— Напраслина, батюшка сизой орёл, напраслина! Мы это ради доброго дела помогаем — копны разбираем, солнышку да ветру доступ даём, чтобы хлебушко не пророс да зерно просохло!

Рассердился орёл на старую врунью-ворону, велел её засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она сидит и по сей день!

Вопросы для обсуждения с детьми

Ты знаешь, каких птиц называют перелётными? Откуда они прилетают?

Ты знаешь, как растёт хлеб? Когда хлебные колосья вырастут, что с ними делают?

Что стала делать ворона, когда из заморья прилетели перелётные птицы? Как она их обижала?

Почему все птицы погнали ворону на суд к сизому орлу?

Орёл спросил: «Правда ли ворона таскает яйца у чужих птиц?» Что ответила ворона?

Орёл спросил: «Правда ли ворона клюёт у мужика семена, посеянные в поле?» Что ответила ворона?

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорила мать, — мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом. Тут она догадалась, что они унесли её братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего лесного яблочка — скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся...

Течёт молочная река в кисельных берегах.

— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся...

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядёт кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

— Здравствуй, бабушка!

— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

— Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядёт — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет- выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдёт к окошку и спрашивает:

— Девица, прядёшь ли?

Мышка ей отвечает:

— Пряду, бабушка...

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.

— Речка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла её под кисельным бережком.

Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...

— Яблоня, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня её заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели её, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

— Печка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

Вопросы для обсуждения с детьми

Что наказывали доченьке родители, когда поехали на базар?

Выполнила ли девочка наказ родителей? Как она себя вела? Что из-за этого случилось?

Кто такие гуси-лебеди? А в жизни бывают такие птицы?

Что решила сделать девочка, когда догадалась, что это гуси-лебеди унесли братца?

Кто встретился девочке на её пути? Почему печка, яблонька и речка помогли девочке?

Как сестре удалось спасти братца? Кто ей помог?

Чем закончилась сказка?

Как ты думаешь, в следующий раз девочка будет стараться выполнить наказ родителей?

Ты запомнил, какими словами начинается сказка?

Что происходит в сказке необычного, волшебного, того, что не случается в жизни? Какие предметы необычные, волшебные?

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Лиса с журавлём подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, мой голубчик-куманёк! Сама стряпала. Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает.

А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена; лисица говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости!

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт, и этак, и лизнёт его, и понюхает-то, всё ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе да клюёт, пока всё не поел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем! Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

Вопросы для обсуждения с детьми

Понравилась ли тебе сказка? А кто понравился тебе больше: лиса или журавль?

С чего начинается сказка?

Расскажи, как лиса звала журавля в гости.

Какой хозяйкой оказалась лиса? Как она угощала журавля?

Смог ли журавль со своим длинным клювом отведать угощение лисы? Кто же съел всю кашу?

Что сказала лиса, когда всё съела?

Как ответил журавль на угощение лисы? Что он для неё приготовил?

Почему лиса не смогла съесть окрошку?

Правильно ли журавль проучил лису?

Как ты понимаешь пословицу «Как аукнется, так и откликнется»?

В этом разделе нашего сайта мы собрали по категориям и разместили аудиосказки для детей. Если Вы предпочитаете сами читать сказку ребенку, то любую из них Вы сможете найти в разделе со сказками и прочитать онлайн либо скачать в любом из предложенных форматов.

Для просмотра списка аудиосказок необходимо включить в браузере поддержку JavaScript!

Детские аудиосказки распределены по категориям: русские народные и авторские. Для каждого писателя-сказочника собраны лучшие произведения, тексты которых также есть на нашем сайте. Вы можете найти аннотации ко всем произведениям, а в разделе со статьями познакомиться с понятием сказки и интересными фактами.

Удобства:

  • Мы не ставим никаких ограничений на скачивания
  • Вcе аудиосказки можно скачать очень быстро по одному нажатию
  • Во всех разделах отобраны и представлены аудиосказки для детей, хотя они также будут интересны и взрослым

Аудио сказки на ночь: как выбрать?

Аудио сказки на ночь – это отличное решение для современных родителей. К огромному сожалению, не всегда остаются силы на чтение перед сном сказок своему ребенку, а ведь это очень важно. Нашим спасением в такие моменты и являются детские аудио сказки (в данном случае аудиосказки на ночь). Отличным вариантом считается прослушать произведение (это можно сделать по дороге на работу или с работы), а потом своими словами рассказать ребенку. Поверьте, ему будет гораздо интересней, и такие моменты запомнятся ему на всю жизнь.

Обратите внимание, что не каждое произведение подойдет для чтения на ночь. Оптимальным вариантом будет то, продолжительность которого 5-20 минут. Однако всё же можно детские аудиосказки скачать, и потом самим выбирать под настроение, какую из них послушать. Не забывайте пожалуйста, что аудио сказки для детей предоставлены для личного ознакомления, а не распространения.

Сказки для детей, самые известные и проверенные временем. Здесь размещены русские народные сказки и авторские детские сказки, которые точно стоит прочитать ребенку.

Для просмотра списка аудиосказок необходимо включить в браузере поддержку JavaScript!

Дополнительно к тексту сказок вы сможете найти увлекательные факты из жизни писателей-сказочников, рассуждения о сказках и выводы, которые можно сделать после прочтения.

  • Читать сказки для самых маленьких детей теперь очень удобно! Просто выберите в табличке самые короткие сказки.
  • Раньше не читали сказки своему ребенку? Начинайте с самых известных. Для этого выберите популярные сказки для детей в табличке.
  • Хотите читать сказки для детей только от лучших авторов-сказочников? Не помните, кто написал то или иное произведение? Не беда, пользуйтесь сортировкой по автору.

Как выбирать детские сказки?

Детские сказки этого раздела подходят абсолютно всем ребятам: подобраны сказки для самых маленьких и для школьников. Некоторые произведения Вы найдете только у нас, в оригинальном изложении!

  • Для детей помладше выбирайте сказки братьев Гримм, Мамина-Сибиряка или русские народные - они доступны для понимания и очень легко читаются. Как известно маленькие сказки перед сном лучше срабатывают, причём это могут быть как сказки для самых маленьких, так и просто короткие сказки.
  • Детям старше 4 лет подойдут сказки Шарля Перро. Они понравятся им за яркие описания главных героев и их необычайные приключения.
  • Лет в 7 пора начинать приучать детей к стихотворным произведениям сказочного формата. Отличным выбором станут детские сказки Пушкина, они и поучительные и интересные, большая часть имеет ярко выраженную мораль, как в басне. К тому же с Александром Сергеевичем Пушкиным ребята будут сталкиваться на протяжение всей школьной жизни. Его маленькие сказки в стихах даже будут учиться наизусть.
  • Есть сказки, которые, как считает большинство родителей, ребенок должен прочитать сам. Первыми из таких детских сказок могут стать произведения Киплинга, Гауфа или Линдгрен.

Создано 01.12.2014 16:32 Обновлено 16.02.2017 10:19

  • «Лиса и медведь» (мордовская);
  • «Война грибов с ягодами» - В. Даль;
  • «Дикие лебеди» - Х.К. Андерсен;
  • «Сундук –самолет» - Х.К. Андерсен;
  • «Прожорливый башмак» - А.Н. Толстой;
  • «Кот на велосипеде» - С. Черный;
  • «У лукоморья дуб зеленый…» - А.С. Пушкин;
  • «Конек – горбунок» - П. Ершов;
  • «Спящая царевна» - В. Жуковский;
  • «Господин Ау» - Х. Мякеля;
  • «Гадкий утенок» - Х.К. Андерсен;
  • «Всяк по-своему» - Г. Скребицкий;
  • «Лягушка – путешественница» - В. Гаршин;
  • «Денискины рассказы» - В. Драгунский;
  • «Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин;
  • «Мороз Иванович» - В. Одоевский;
  • «Госпожа Метелица» - Бр. Гримм;
  • «Сказка о потерянном времени» - Е. Шварц;
  • «Золотой ключик» - А.Н. Толстой;
  • «Гарантийные человечки» - Э. Успенский;
  • «Черная курица, или Подземные жители» - А. Погорельский;
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - А.С. Пушкин;
  • «Слоненок» - Р. Киплинг;
  • «Аленький цветочек» - К. Аксаков;
  • «Цветик – семицветик» - В. Катаев;
  • «Кот, который умел петь» - Л. Петрушевский.

Старшая группа (5-6 лет)

  • «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой);
  • «Царевна – лягушка» (обр. Булатова);
  • «Хлебный колос» - А. Ремизов;
  • «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк;
  • «Финист – ясный сокол» - р.н.сказка;
  • «Случай с Евсейкой» - М. Горький;
  • «Двенадцать месяцев» (пер. С.Маршака);
  • «Серебрянное копытце» - П.Бажов;
  • «Доктор Айболит» - К. Чуковский;
  • «Бобик в гостях у Барбоса» - Н. Носов;
  • «Мальчик – с - пальчик» - Ш. Перро;
  • «Доверчивый ежик» - С. Козлов;
  • «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого);
  • «Царевна – льдинка» - Л. Чарская;
  • «Дюймовочка» - Х. Андерсен;
  • «Цветик – семисветик» - В. Катаев;
  • «Тайна третьей планеты» - К. Булычев;
  • «Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков;
  • «Собачкины огорчения» - Б.Захадер;
  • «Сказка про трех пиратов» - А. Митяев.

Средняя группа (4-5 лет)

  • «О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» - А. Введенский;
  • «Бодливая корова» - К. Ушинский;
  • «Журка» - М. Пришвин;
  • «Три поросенка» (перевод С. Маршака);
  • «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова);
  • «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова);
  • «Лиса и козел» (обр. О. Капицы;
  • «Про Иванушку – дурачка» - М. Горький;
  • «Телефон» - К. Чуковский;
  • «Зимняя сказка» - С. Козлова;
  • «Федорино горе» - К. Чуковский;
  • «Бременские музыканты» - братья Гримм;
  • «Собака, которая не умела лаять» (перевод с датск. А. Танзен);
  • «Колобок – колючий бок» - В. Бианки;
  • «Кто сказал «Мяу!»?» - В. Сутеев;
  • «Сказка о невоспитанном мышонке».

II младшая группа (3-4 года)

  • «Волк и козлята» (обр. А.Н. Толстого);
  • «Бычок – черный бочок, белое копытце» (обр. М.Булатова);
  • «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой);
  • «У солнышка в гостях» (словацкая сказка);
  • «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка);
  • «Цыпленок» – К. Чуковский;
  • «Лиса, заяц, петух» – р.н. сказка;
  • «Руковичка» (украинская, обр. Н. Благина);
  • «Петушок и бобовое зернышко» - (обр. О. Капицы);
  • «Три брата» - (хакасская, пер. В. Гурова);
  • «Про цыпленка, солнце и медвежонка» - К. Чуковский;
  • «сказка про храброго Зайцадлинные уши, косые глаза, короткий хвост» - С. Козлов;
  • «Теремок» (обр. Е. Чарушина);
  • «Лиса-лапотница» (обр. В. Даля);
  • «Хитрая лиса» (корякская, пер. Г. Меновщикова);
  • «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской);
  • «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова);
  • «Перчатки» - С. Маршак;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» - А. Пушкин.
  • < Назад

Константин Ушинский «Петушок с семьёй»

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

«Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!»

Курочки с цыплятками собирались, раскудахталися; зёрнышком не поделились — передралися.

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал: ку-ку-ре-ку!

Константин Ушинский «Васька»

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, ноготок остёр. У Васютки — ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки — что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

Константин Ушинский «Лиса Патрикеевна»

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы. Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.

Константин Ушинский «Уточки»

Сидит Вася на бережку; смотрит он, как уточки в пруде кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли — и старые и малые: как их теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кликать: «Ути, ути- уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать,— пора вам домой идти!»

Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переваливаются.

Любовь Воронкова «Маша-растеряша»

Жила-была девочка Маша.

Утром встало солнышко, заглянуло окно. А Маша спит.

Пришла мама:

— Маша, поднимайся,

Маша, одевайся!

Светит солнышко с утра,

В детский сад идти пора!

Маша проснулась, открыла глаза:

— Встану - не устану.

Я немножко полежу

Да в окошко погляжу.

А мама опять:

— Маша, поднимайся,

Маша, одевайся!

Нечего делать - надо подниматься, надо чулки надевать.

Оглянулась Маша - а чулок-то нет!

— Где же, где мои чулки?

Обыщу все уголки.

Их на стуле нет,

И под стулом нет,

На кровати нет,

Под кроватью - нет...

Ищет Маша чулки, никак не найдёт.

А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:

— Ищешь, ищешь - не найдёшь,

А разыщешь - так пойдёшь.

Надо вещи убирать —

Не придётся их искать.

И воробьи за окном Машу поддразнивают:

— Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

А Маша всё ищет:

— И под стулом нет,

И на стуле нет...

Да вот же они - у куклы в кроватке!

Мама спрашивает:

— Маша, скоро?

А Маша отвечает:

— Надеваю чулки,

Обуваю башмаки.

Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет!

— Под кроватью нет,

На кровати нет,

И за шкафом нет,

И под шкафом нет...

А кошка ходит, всё своё мурлычет-приговаривает:

— Ищешь, ищешь - не найдёшь,

А разыщешь - так поймёшь.

Надо вещи убирать —

Не придётся их искать.

Подошёл к окну петушок и запел:

— Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

Стала Маша просить петушка:

— Петушок, петушок,

Разыщи мой башмачок!

Петушок поискал-поискал — нет башмачка во дворе.

А башмачок-то вот где — на столе стоит.

Мама спрашивает:

— Маша, скоро?

А Маша отвечает:

— Вот надену платье

И пойду гулять я!

А платья тоже нет нигде!

— В чём пойду гулять я?

Потерялось платье!

Платье в горошину, —

Куда оно положено?

И на стуле нет,

И под стулом нет...

А кошка всё своё мурлычет-приговаривает:

— Ищешь, ищешь - не найдёшь,

А без платья не пойдёшь...

Надо вещи убирать —

Не придётся их искать...

Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

Но тут Маша увидела своё платье. Обрадовалась:

— Платье в горошину

На полочку заброшено!

Мама говорит:

— Больше ждать я не могу!

А Маша отвечает:

— Я бегу-бегу-бегу!

Бежит Маша в детский сад, торопится.

А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и закричали:

— Опоздала, Маша,

Маша-растеряша!

Лев Толстой «Была у Насти кукла»

Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочка.

Мама дала Насте для её куклы всё, что надо.

Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.

Лев Толстой «Таня знала буквы»

Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле. Будто школа.

— Учи, кукла, буквы. Это — А. Это — Б — Бе. Смотри, помни.

Лев Толстой «Спала кошка на крыше»

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

Лев Толстой «У Вари был Чиж»

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.

— Пора тебе, чиж, петь.

— Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.

Лев Толстой «Был у Пети и Миши конь»

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать.

— Дай мне, мой конь!

— Нет, ты мне дай! Конь не твой, а мой!

Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

Лев Толстой «Саша был трус»

Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там ему было темно и душно.

Саше не слышно было, прошла ли гроза.

Сиди, Саша, всегда в шкафу за то, что ты трус.

Михаил Зощенко «Умная птичка»

Один мальчик гулял в лесу и нашёл гнёздышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики. И они пищали.

Они, наверно, ждали, когда их мамаша прилетит и покормит их червячками и мушками.

Вот мальчик обрадовался, что нашёл таких славных птенчиков, и хотел взять одного, чтоб принести его домой.

Только он протянул к птенчикам свою руку, как вдруг с дерева как камень упала к его ногам какая-то пернатая птичка.

Она упала и лежит в траве.

Мальчик хотел схватить эту птичку, но она немножко попрыгала, попрыгала по земле и отбежала в сторону.

Тогда мальчик побежал за ней. «Наверно,— думает,— эта птичка ушибла себе крыло, и поэтому она летать не может».

Только мальчик подошёл к этой птичке, а она снова прыг, прыг по земле и вновь немножко отбежала.

Мальчик опять за ней. Птичка немножко подлетела и снова села в траву.

Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку.

Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела.

Мальчик прямо рассердился на эту птичку. И пошёл скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика.

И вдруг мальчик видит, что он потерял то место, где было гнёздышко, и никак не может его найти.

Тогда мальчик понял, что эта птичка нарочно упала с дерева и нарочно бегала по земле, чтоб подальше увести мальчика от своего гнёздышка.

Так мальчик и не нашёл птенчика.

Он собрал немножко лесной земляники, покушал её и пошёл домой.

Леонид Пантелеев «Как один поросёнок говорить научился»

Один раз я видел, как одна совсем маленькая девочка учила поросёнка говорить. Поросёнок ей попался очень умный и послушный, но почему-то говорить по- человечески он ни за что не хотел. И девочка как ни старалась, ничего у неё не выходило.

Она ему, я помню, говорит:

— Поросёночек, скажи: «мама»!

А он ей в ответ:

— Хрю-хрю.

— Поросёночек, скажи: «папа»!

— Хрю-хрю!

— Скажи: «дерево»!

— Хрю-хрю.

— Скажи: «цветочек»!

— Хрю-хрю.

— Скажи: «здравствуйте»!

— Хрю-хрю.

— Скажи: «до свидания!»

— Хрю-хрю.

Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко и поросёнка и девочку. Я говорю:

— Знаешь что, голубушка, ты бы ему всё-таки что-нибудь попроще велела сказать. А то ведь он ещё маленький, ему трудно такие слова произносить.

Она говорит:

— А что же попроще? Какое слово?

— Ну, попроси его, например, сказать: «хрю-хрю».

Девочка немножко подумала и говорит:

— Поросёночек, скажи, пожалуйста: «хрю-хрю»!

Поросёнок на неё посмотрел и говорит:

— Хрю-хрю!

Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала.

— Ну вот,— говорит,— наконец-то! Научился!




Top