Сколько лет кате локтевой отцы и дети. Литературные сиблинги: две сестры (Тургенев "Отцы и дети")

  1. Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца и дяди Аркадия). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город *** . Аркадий едет с ним.
  2. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи (Кукшина, Ситников). Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина.
  3. Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви, испугавшего Одинцову, Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий.
  4. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет назад в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный прием, возвращаются в Марьино.
  5. Базаров живёт некоторое время в Марьине. Флиртует с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское.
  6. Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям.
  7. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови, случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе.
  8. Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович - на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, - сгусток духовных страданий: “Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!.. Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?” Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просьбой к Одинцовой - позаботиться о стариках: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...” Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти “Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры”. Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:

“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.

  • Евгений Васильевич Базаров - нигилист (скептически относится к любви, считает бесполезным искусство, отрицает общепринятую мораль, религию), студент, учится на лекаря. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер-демократ, разночинец. К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя своим нигилистическим взглядам на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова. Умирает от заражения крови в конце романа.
  • Николай Петрович Кирсанов - помещик, либерал, отец Аркадия, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
  • Павел Петрович Кирсанов - старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в ногу.
  • Аркадий Николаевич Кирсанов - недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
  • Василий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
  • Арина Власьевна - мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 22 души крепостных крестьян. Набожная последовательница православия . Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
  • Анна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью.Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего (важнее любви).
  • Екатерина Сергеевна Локтева - сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.

Мария Лосева ,филолог, писатель, психолог МААП
(Сиблинги - термин, обозначающий потомков одних родителей. Родные братья и сестры.)
Их – двое. Вечные враги и союзники, готовые оттолкнуть и тут же поддержать. Две близкородственные сущности, два человека, имеющие общих родителей, общее детство, общее пространство, общие воспоминания. Любовь и ненависть: сходство, обусловленное родством, и им же обусловленное неприятие.
На старшего падают все родительские амбиции и он больше подвержен опасности стать носителем «семейного симптома». Часто он присоединяется к родителям в деле опеки над младшим, а порой расширяет свои спасательские возможности до того, что занимается спасением всех, берет на свои плечи проблемы рода. Это позволяет благополучно пристроить свою агрессивную энергию, направленную на младшего оккупанта. Младшие при этом имеют более благополучную среду для вырастания, но меньше возможностей для развития. Может быть, именно поэтому в русской литературе в качестве героинь преобладают старшие сестры, младшие предстают их тенями, спутницами.

Сестры Локтевы: Анна (Одинцова) и Катя (И. Тургенев «Отцы и дети»)

Одинцова – фамилия Анны по мужу, настоящая фамилия сестер – Локтевы. Одной фразой сказано о жизни их отца - «красавца, афериста и игрока, который, продержавшись и прошумев лет пятнадцать в Петербурге и в Москве, кончил тем, что проигрался в прах и принужден был поселиться в деревне, где, впрочем, скоро умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям». Кроме состояния, отец оставил сестрам и дурную славу – Анне пришлось иметь дело с бедностью и отвержением соседей. Единственным выходом из этих жизненных тягот показалось ей замужество. Оставшись сиротой с сестрой на руках, она вышла за человека намного старше, после смерти оставившего ей немалое состояние, чем было скомпенсировано ее отвращение к мужу.

Старшая сестра в романе Тургенева платит суровую дань жизни; за счет ее практичности и самоотверженности младшей открыт свободный путь к нормальному замужеству. Особенности властного и холодного характера Анны объясняются Тургеневым тем, что она в браке с Одинцовым «получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжелыми и вялыми, бессильно докучливыми существами». Добавим сюда и отца, оставившего дочерям плохое моральное наследство. Анна вынуждена самой своей жизнью противостоять тому мужскому, с чем она успела повстречаться к своим почти двадцати девяти годам. Ее реакция – отказ от своих чувств, чтобы выжить. Потому и проваливается попытка Базарова: он имеет дело с женщиной, чьи примитивные защиты – изоляция и отрицание – всегда на страже ее покоя. Ужас перед собственными чувствами не исчезнет чудесным образом под воздействием базаровской влюбленности. Тем более своим тотальным отрицанием всего, что составляет опору культуры, в которой возросла Анна, он тоже в какой-то мере «аферист и игрок».

Она страдает от своего нарциссизма – хочет всего и одновременно ничего конкретного. Привычная бесчувственность дает ей силы переносить те страдания, которые выпали на ее долю. Заморожены не только ее чувства к мужчинам – вообще к людям: ее «богатое тело», которое Базаров жаждет отправить в анатомический театр, предназначенное природой для деторождения, в полном подчинении у скованного обязанностью жертвовать духа. И едва ли новому человеку Базарову под силу расшевелить эту снежную королеву – он со своим запалом ниспровергателя смешон и мелок перед огромностью женщины, выполняющей свой долг.

Анна Одинцова несет ответственность за младшую сестру, контролирует ее до деспотизма, играет по отношению к ней роль строгой холодной матери: «Тебе из города привезли ботинки, поди примерь их: я уже вчера заметила, что твои прежние совсем износились. Вообще ты не довольно этим занимаешься, а у тебя еще такие прелестные ножки! И руки твои хороши... только велики; так надо ножками брать. Но ты у меня не кокетка».

Сестры осиротели, когда Анне было уже двадцать, а Кате лишь двенадцать лет. Они так и остались в отношениях взрослого и ребенка, между ними не проскальзывает ничего сестринского. Соответственно, Катя - тихая и запуганная: «Но Катя отвечала ему односложно: она спряталась, ушла в себя. Когда это с ней случалось, она нескоро выходила наружу; самое ее лицо принимало тогда выражение упрямое, почти тупое. Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала»; «Катя всегда сжималась под зорким взглядом сестры».

В конце романа сообщается, что после счастливого замужества Кати Анна Сергеевна тоже вышла замуж «не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова, — человека еще молодого, доброго и холодного как лед». Тургенев предполагает, что они «доживутся до любви» , и очень может быть: ключевое слово для Анны – «законник» (уж точно не «аферист и игрок»).


Катя - младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Первоначально кажется всего лишь милой, застенчивой барышней. Но постепенно в ней обнаруживаются самостоятельность и душевная сила. К. внутренне освобождается от деспотической власти старшей сестры и помогает Аркадию Кирсанову свергнуть деспотическую власть над ним его «учителя» Базарова. Именно благодаря ей оба они становятся самими собою и переживают чувства, способные сделать их счастливыми. К. наглядно воплощает в романе Тургенева правду и красоту обыкновенности.

    Диалоги-споры занимают важное место в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и понятиям, человек открывает себя, свою...

    Главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Базаров. Он называет себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и социальных норм. В России это...

    В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное...

    В романе «Отцы и дети», опубликованном в 1862 году, И.С.Тургенев раскрыл образ нового героя русской жизни. Базаров – нигилист, революционер-демократ. Это сильная личность, способная оказывать влияние на других людей. Базаров уверен в себе, наделен природным...

    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...

  1. Новое!

И.С.Тургенев (1818-1883). Краткие биографические сведения

Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в дворянской семье. Детство писателя прошло в родовом имении матери – Спасском-Лутови­нове. Тургенев учился сначала в частных пансионах в Москве, потом – в Московском и в Петербургском университетах. В 1837 году он окончил в Петербурге словесное отделение философского факультета. Спустя не­которое время Тургенев едет в Берлин и слушает там лекции по философии и классической филологии. Первые литературные опыты писателя относятся к 1830-м годам.

В 1844 году Тургенев знакомится с известной французской певицей Полиной Виардо. Это событие оказалось роковым для писателя: любовь к певице он сохранит на всю оставшуюся жизнь, неугасимое чувство к ней заставит его надолго уезжать из России, жить во Франции и в Германии, лишь иногда возвращаясь в отечество.

Всероссийскую известность Тургенев приобрел в 1840-е годы – как писатель «натуральной школы», как автор «Записок охотника». Первый очерк из этого цикла – «Хорь и Калиныч» – был опубликован в 1847 году. Уже в этот период творчества Тургенев заявил о себе как о художнике, который сочувствует крестьянству, простому народу. Это послужило причиной сближения Тургенева с Н.А.Некрасовым, издававшим журнал «Современник», который впоследствии стал трибуной русской революционной демократии.

Вместе с тем Тургенев не разделял революционных идей. Он неизменно выступал за путь постепенных реформ. Позиция писателя наиболее ярко проявилась накануне 1861 года, когда Тургенев прервал свои отношения с редакцией «Современника».

В 1850-е годы и в начале 1860-х Тургенев создает свои наиболее известные романы: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». В этих произведениях писатель стремился отразить общественные процессы, происходившие в России в переломную эпоху ее развития. В 1860-1870-е годы Тургенев создает еще два романа – «Дым» и «Новь».

В 1850-1860-е годы Тургенев пишет также ряд повестей, в которых, в отличие от романов, на первом плане философские проблемы. Это «Ася», «Фауст», «Первая любовь» и другие произведения. В конце творческого пути Тургенев создает цикл «Стихотворения в прозе».

«Отцы и дети»

Время создания и первой публикации. Тематика

Роман «Отцы и дети» был завершен Тургеневым в 1861 году. В 1862 году он был опубликован в журнале «Русский вестник».

В романе освещается жизнь России в предреформенную эпоху , противоречия этой эпохи. Тургенев показал жизньлиберального дворянства , выявилновый тип русской жизни – типнигилиста . Тургенев касается и «вечных» тем, например темыприроды .

Проблематика. Отражение в романе идейной борьбы конца 1850-х годов

Главная проблема романа – проблема отцов и детей . Эта проблема имеет не только возрастной, но также и идеологический и философский смысл.

В связи с проблемой отцов и детей по-новому осмысляется писателем и проблема героя времени . На смену «лишнему человеку» приходит «новый человек». Новым героем становится носитель разночинской идеологии.

Тургенев исследует в своем произведении и «вечные», философские проблемы. Этовера и безверие, смысл жизни, любовь, искусство, человек и природа.

Хотя роман Тургенева был напечатан уже после 1861 года, действие произведения относится к1859 году. В это время в русском обществеобострились идейные споры о путях дальнейшего развития страны.

Либерально настроенное дворянство выступало запуть постепенных реформ. Демократы-разночинцы , напротив, выступали зареволюционный путь развития России.

Главный вопрос , стоявший перед русским обществом накануне реформы,сформулирован в третьей главе романа устамиАркадия Кирсанова :«Преобразования необходимы, но как их исполнить, как приступить?» По этому вопросу разгораются идейные споры между героями произведения. Споры возникают и по другим вопросам – философским, нравственным.

С одной стороны, автор ставит под сомнение способность либерального дворянства осуществить прогрессивные преобразования в России. Поэтому значительное место в произведении занимает критика либерального дворянства (в лице Павла Петровича Кирсанова, Николая Петровича Кирсанова, отчасти и Аркадия).«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», – замечал писатель об «Отцах и детях». Тургенев хотел подчеркнуть, что дворянство перестало быть передовым классом, утратило прогрессивную роль в обществе. Тургенев обнажил историческую ограниченность дворянского либерализма.

Одновременно писатель дорожит духовными ценностями дво­рянской жизни . Тургенев с симпатией рисует семейные отношения Кирсановых, отмечая ихискренность ивзаимную любовь ,благородство , ихумение ценить искусство ,видеть красоту природы .

Подвергая критике дворянский либерализм, Тургенев одновременно показывает на примере Базарованесостоятельность нигилизма.

В целом же отношение Тургенева к главному герою романа сложно, неоднозначно.

Писатель питает к Базарову чувство уважения . Ему импонируютнезаурядность личности Базарова , егоблизость к народу , а также такие черты героя, каклюбовь к труду ,честность, бескорыстие .

В то же время писатель не принимает ни крайностей характера Базарова , ниидей героя.

Подвергая критике идеи нигилизма, Тургенев утверждает в своем произведении такиевечные ценности , каккрасота природы, искусство, истинная любовь.

Персонажи

Нигилист Евгений Базаров илиберал Павел Кирсанов – главные участники идейных споров в тургеневском романе.

Павел Петрович Кирсанов аристократ , причем не только по своему происхождению, но прежде всегопо убеждениям . К тому же онангломан .

Павел Петрович не занимается никакой деятельностью . Он ведет праздное существование в фамильном имении. В то же время это человек честный, благородный. Эти черты характера героя проявляются в его отношении к брату Николаю, к Аркадию, к Фенечке и даже в отношении к Базарову.

Павел Петрович не мыслит своей жизни без «принсипов » иавторитетов . В споре с Базаровым он заявляет: «Мы, люди старого века, полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя».

В спорах с Базаровым Павел Петрович выступает как противник материализма изащитник религии . Атеистические взгляды Базарова он воспринимает с ужасом.

В политическом плане Павел Петрович – выразитель идей дворянского либерализма. Идеал героя – английский парламентаризм, который, по-видимому, привлекает Кирсанова тем, что сохраняет многие права и привилегии аристократии. Недаром Павел Петрович восхищается английскими лордами.

Если по своему идеалу общественного устройства Павел Петрович – типичный либерал-западник , тов отношении народа его позиция близка кславянофилам . Павел Петрович умиляетсяпатриархальностью иблагочестием крестьян. «Он патриархальный, он не может жить без веры», – говорит Павел Петрович о народе.

Характер героя раскрывается с помощью различных художественных средств . Главное из них –испытание любовью . Бесплодная страсть к княгине Р. испепелила душу героя, и его жизнь прошла бесплодно. В эпилоге мы видим Павла Петровича в Дрездене, по-прежнему немного экстравагантным, одиноким, грустным, общающимся с англичанами и молящимся в русском храме.

Характер Павла Петровича раскрывается и в ситуации дуэли . С одной стороны, защищая честь Фенечки и собственного брата, Павел Петрович проявляет честь и благородство. С другой стороны, поведение аристократа в этой ситуации выглядит несколько смешным.

Важное средство создания образа Кирсанова – его портрет . Автор подчеркивает такие детали, как тонкие черты лица героя, изящная рука, розовые ногти. Павел Петрович одет в английский «сьют». Его отличают утонченные манеры.

Интересна речевая характеристика персонажа. Слова он произносит на французский лад («принсипы» вместо «принципы») или изысканно искажает их («эфтим» вместо «этим»).

Важнейшее средство раскрытия убеждений Павла Петровича, как, впрочем, и Базарова – идейные споры героев в шестой и десятой главах романа.

Евгений Васильевич Базаров – полная противоположность Павлу Петровичу.

Отметим прежде всего незнатное происхождение Базарова. Его отец – сын дьячка, бывший полковой лекарь, дворянин в первом поколении. Мать Базарова – небогатая дворянка. Базаров гордится своим происхождением. «Мой дед землю пахал», – замечает герой.

Базаров с детства приучен к труду , его отличаютсильная воля ,незаурядный ум .

Занятия естественными науками имедициной способствовали формированиюматериалистических убеждений героя, а также егоатеизма .

В спорах с Павлом Петровичем выявляется вульгарный материализм Базарова – в духе книги Бюхнера «Материя и сила». Как известно, вульгарный материализмотрицает духовную жизнь, сводит её к материальной. Это проявляется, например, в том, что Базаровне видит красоты природы , отношение его к ней – сугубо утилитарное. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», – замечает герой. Онотрицает теоретическую науку (признаёт только практические направления научной деятельности),искусство («Рафаэль гроша медного не стоит»),возвышенное начало в любви . Обо всём этом Базаров заявляет в своих спорах с Павлом Кирсановым. А вот в спорах с Одинцовой наиболее полно выявляетсявульгарный взгляд Базарова на человека,на человеческую природу . Базаров считает, что если организм у всех людей устроен одинаково, то «достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить о всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой». Корень социальных проблем Базаров видит не в несовершенстве человека, а в несправедливом общественном устройстве. «Исправьте общество, и болезней не будет», – уверяет Базаров.

Базаров – нигилист , то есть человек, который всё отрицает. Причём нигилизм Базарова проявляется не только в отношении духовной жизни, но ив отношении государственного устройства России , перспектив развития страны.

В отличие от либерала Павла Кирсанова, Базаров выступает за революционный путь . По причинам цензурного характера Тургенев не мог вложить в уста героя революционных идей. Однако по отдельным высказываниям Базарова мы можем судить о его радикальных взглядах. «От копеечной свечи Москва сгорела», – заявляет Базаров. «Мы драться хотим», – говорит он Аркадию.

У Базарова нет положительной программы будущего общественного устройства страны. В этом смысле тургеневский герой тоже нигилист: он предлагает всё разрушить, но не знает, что строить на месте разрушенного. «Сначала нужно место расчистить», – утверждает Базаров.

Если говорить об отношении Базаровак народу , то патриархальность крестьян вызывает у Базарова, в отличие от Павла Петровича, не умиление, а резкую критику. Известно, что революционные демократы критиковали народ за покорность помещикам, долготерпение, пассивность, рабскую психологию. Причем они часто связывали эти качества крестьян с их религиозностью.

Важнейшее средство раскрытия характера Базарова – его психологический портрет. Вот как Тургенев описывает внешность героя: «Лицо его, длинное и худое, с широким лбом… большими зеленоватыми глазами… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Незнатное происхождение Базарова подчеркнуто такой деталью, как большая красная рука труженика. Характерны и такие детали внешности героя, как длинный балахон, потрепанный картуз.

Речь Базарова проста и безыскусна. Вместе с тем он употребляетпословицы , меткие народные выражения («Русский мужик Бога слопает», «Мы люди тертые: в городах живали»).

Как и многие другие герои Тургенева, Базаров проходит испытание любовью. Несмотря на свои нигилистические взгляды, Базаров не способен противостоять чувству любви.Любовь оказаласьсильнее научных выводов героя.

Тургенев проводит героя и через самое страшное испытание. Таким испытанием становится смертельная болезнь . Приближение смертине сломило мужества Базарова , не заставило его отступить от главного в собственных убеждениях –атеизма , о чем свидетельствует его отказ от исповеди, однако же вынудило егопризнать власть природы над человеком.

Николай Петрович Кирсанов – брат Павла Петровича,среднепоместный дворянин, аристократ. Его отличаетсклонность к либерализму. Герой старается перестроить хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями времени. Он говорит: «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел… читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями…» Однако все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Услышав слова Базарова о том, что «его песенка спета», Николай Петрович легко соглашается с этим. Он охотно верит в то, что идеи молодежи более современны и полезны.

Вместе с тем Николай Петрович высоко ценит природу, поэзию, музыку : он восхищается закатом солнца, читает Пушкина, играет на виолончели. Он не может принять холодного материализма Базарова.

Николай Петрович – прекрасный отец ,любящий изаботливый . Это человек, созданный для семейного счастья, для тихой радости. Об этом свидетельствуютдва счастливых брака Николая Петровича – с первой женой Машей, безвременно умершей, и Фенечкой.

В то же время некоторая его лень исозерцательность ума отчасти сближают его с гоголевским Маниловым.

Аркадий , сын Николая Петровича, – молодой дворянин, выпускник университета. С одной стороны, его отличаютпростота идушевная теплота . С другой стороны, емунедостает твёрдости характера . В мировоззрении героя борютсяюношеский нигилизм иверность патриархальным устоям дворянской жизни.

С первых страниц романа становится ясно, что Аркадий лишь временно оказался под влиянием Базарова . Он поддался обаянию сильной личности, увлекся взглядами и идеями своего нового университетского товарища. Но эта приверженность Аркадия взглядам Базарова носит внешний характер. Тонкая натура Аркадия не смогла смириться с беспощадным отрицанием всех духовных богатств, общечеловеческих ценностей.

Чистая и нежная любовь Аркадия к Кате все большеотдаляет его от Базарова . Аркадий начинает понимать, что Базаров не уважает не только авторитеты, но и окружающих его людей. Поэтому в конце концов Аркадий переходит на сторону «отцов».

Виктор Ситников иЕвдоксия Кукшина – весьма ограниченный «прогрессист» и по-русски эмансипированная женщина. Эти персонажи представляют собойпародию на Базарова и на его крайние нигилистические взгляды.

Анна Сергеевна Одинцова главная героиня романа. Этобогатая помещица, вдова. Одинцова – образованная и независимая в своих суждениях женщина. Героиня очень красива, о чем свидетельствуют еепортретные характеристики . Особенно замечательны ееглаза. Вот как описывает их Тургенев: «Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво глядели светлые глаза... Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Всю свою любовь изаботу Одинцоваотдает сестре , хотя и скрывает свою нежность под маской строгости.

Тургенев совершает экскурс в прошлое героини, рассказывает о тех трудностях, с которыми она столкнулась в молодости и которые с честью смогла преодолеть.

По словам Тургенева, Одинцова была «довольно странное существо», характер у нее был свободный и довольнорешительный . В то же время героинялюбит спокойную и размеренную жизнь , потомуувлечение Базаровым лишь эпизод в её биографии . Действительно, встреча с Базаровым вносит некоторое разнообразие в жизнь Одинцовой. В то же время едва ли можно утверждать, что она по-настоящему полюбила его. Ей интересно общаться с ним, слушать человека, «который имеет смелость ничему не верить». Одинцовавызывает в Базарове глубокое чувство , заставившее героя-нигилиста по-новому взглянуть на любовь, на отвергаемый им «романтизм». Одинцова проявляет истинноеблагородство и несомненноемужество , приехав к умирающему Базарову. Преодолевая страх перед опасностью заражения, она выслушивает последнее признание Базарова.

Характерно, что в итоге Одинцова выходит замуж не по любви, а «по убеждению» – за человека достойного, но такого же холодного, как и она сама.

Катя Локтева – сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Ее отличаютлюбовь к природе, к музыке , но одновременно итвердость характера . Катя не случайно привлекает Аркадия: в них много общего. Катя не понимает Базарова, даже боится его. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя становится для Аркадиявоплощением того идеала семейной жизни , к которому он втайне стремится и благодаря которому Аркадий в итоге возвращается в лагерь отцов.

Фенечка народный характер ,женщина простая, добрая, скромная. Она сделала Николая Петровича счастливым, окружила его заботой и любовью. Фенечка немного стесняется аристократа Павла Петровича с его тайной страстью к ней. По-настоящему легко и свободно Фенечка чувствует себя с Базаровым; она уважает его как доктора, хотя бесстыдное ухаживание Базарова явно смущает ее. Фенечка, как и Катя, воплощают тотидеал тихой, спокойной жизни , к которому стремятся Николай Петрович Кирсанов и его сын Аркадий.

Княгиня Р . – загадочное лицо в романе. Вставная новелла, в которой рассказывается история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р., играет важную роль в произведении. Её окружает ореолтаинственности . Княгиня вела «странную жизнь», у нее был необыкновенный,«загадочный взгляд». О тайне характера героини свидетельствует и такая предметная деталь,как кольцо со сфинксом .

История княгини Р. позволяет провести параллель между Павлом Петровичем и Базаровым. Оба героя пережили любовь-страсть. Любовь к княгине Р. испепелила душу Павла Петровича, «погубила» всю его жизнь. Базаров, полюбив Одинцову, приложил огромные усилия, чтобы справиться со страстью, однако даже перед лицом смерти не смог до конца преодолеть ее.

Отец Базарова Василий Иванович – отставнойвоенный лекарь , живущий в маленьком поместье своей жены. Мать БазароваАрина Власьевна – русская «дворяночка». Родителей главного героя отличаютдушевная теплота, доброта и безграничная любовь к сыну .

Родители Базарова, в отличие от их блудного сына, – глубоко верующие люди. Из всех многочисленных представителей поколения «отцов» именно они в полной мере олицетворяют идеюправедности . После смерти Евгения весьсмысл их жизни состоит в том, чтобыотмолить сына , спасти его грешную душу. В отношении родителей к сыну-бунтарю раскрываетсяистинный ,глубинный , лишенный всякой политической окраскисмысл проблемы отцов и детей и единственно верный путь к её разрешению – путь«святой, преданной любви» . Этот путь открывается пред читателем и в известиях о томительном ожидании отцом и матерью приезда Евгения, и в эпизодах его жизни в родительском доме, и в ужасных скорбях родителей, ухаживающих за смертельно больным сыном, и в картине его смерти на родительских руках; и, наконец, в последней главе, – в молитвенном подвиге стариков на могиле сына.

Жанровые и композиционные особенности

Как известно, Тургенев писал не только романы, но и повести. И те и другие небольшие по объему. В то же время тургеневские романы имеютпринципиальное отличие от тургеневских повестей. В повестях Тургенев показывает человекав егочастном бытии , апроблемы , которые при этом ставит писатель, –«вечные», философские. А в романах писатель изображает своих героевв сфере общественной , на первом плане –проблемы социально-политические . Между тем и «вечные» проблемы не остаются без внимания.

«Отцы и дети» – роман идеологический . Важное место в произведении занимаютидейные споры героев, отражающие общественно-политическую борьбу конца 1850-х годов. Одновременно это романфилософский ипсихологический .

Говоря о жанре и композиции тургеневского романа, следует отметить его лаконичность . Роман «Отцы и дети», как и другие романы писателя,невелик по объему . В нем небольшое число действующих лиц;главный герой один ; о нем основное повествование.Действие романа продолжаетсяв течение нескольких недель . Самое жеглавное состоит в следующем. Тургенев показывает своих героевв кризисные, переломные моменты их судеб. О предшествующих событиях в жизни персонажей рассказывается вбиографических экскурсах (ретроспекциях ). Это рассказ о прошлом Николая Петровича Кирсанова, история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. (своеобразный «роман в романе»), рассказ о прошлом Фенечки, история Одинцовой. О том, что происходит с героями после завершения основного действия романа, Тургенев говорит в своеобразном эпилоге (последняя глава).

Ключевое место в судьбах героев тургеневского романа занимает испытание любовью (ситуация «rendez-vous», по выражению Н.Г.Чер­нышевского). Это испытание проходят все основные герои романа.

История любви Павла Петровича к княгине Р. – свидетельство бесплодно прошедшей молодости героя. Бессмысленно и его запоздалое чувство к Фенечке.

Первый брак Николая Петровича являет собой идиллию семейного счастья. Взаимоотношения героя с Фенечкой и их последующий брак характеризуют Николая Петровича как добропорядочного семьянина.

Катя Локтева (сестра Анны Сергеевны Одинцовой) «приручает» Аркадия. Он отходит от Базарова и нигилистических идей и становится таким же семьянином, как и его отец.

Испытание любовью проходит и Базаров. Герой оказывается способным на сильное чувство. Это ценит в нем Тургенев. Даже во имя любви Базаров не может отказаться от своих убеждений. В то же время любовь к Одинцовой обнаруживает несостоятельность вульгарного материализма Базарова. Так, после объяснения с Одинцовой Базаров идет в лес не за лягушками. Он хочет остаться наедине с природой и со своими мыслями.

В основе сюжета произведения –летнее путешествие двух студентов к их родственникам. Базаров и Аркадий проходятдва «круга». Первый «круг» двух героев почти совпадает: Марьино, губернский город, Никольское, родительский дом Базарова, снова Никольское, снова Марьино. Второй «круг» Аркадия: Никольское, снова Марьино. Второй «круг» Базарова: Никольское, родительский дом, где героя застигает смерть. Судьбы Аркадия и Базарова расходятся. Аркадий возвращается к жизни «отцов». Базаров умирает.

В первых одиннадцати главах действие происходит в Марьине. Центральное место занимают здесьспоры Павла Петровича с Базаровым (главы VI и X). Здесь же – экскурсы в прошлое Николая (Iглава) и Павла (VIIглава) Кирсановых, а также Фенечки (VIIIглава). В главах с XII по XV рисуется картина губернского города, причем изXVглавы мы узнаем также о прошлом Одинцовой. Таким образом,первые пятнадцать глав можно рассматривать какобширную экспозицию ковторой половине романа , где развертываютсяосновные события . Этоистория любви Базарова к Одинцовой иистория любви Аркадия и Кати . Обе истории развиваются параллельно, оттеняя друг друга. Этоухаживание Базарова за Фенечкой , завершившеесядуэлью главного героя с Павлом Петровичем. Наконец, этоболезнь и смерть Базарова финал основной сюжетной линии романа. Последняя,XVIIIглава, выполняет функциюэпилога .

Тургенев построил свое произведение именно так не случайно. Писатель хотел сначала заявить о взглядах, идеях своих героев, апотом продемонстрировать, как эти идеи проверяются жизнью.

Развитием сюжета Тургенев стремился показать , с одной стороны,незаурядность, силу духа Базарова , его в каком-то смысле превосходство над главным противником – Павлом Кирсановым. С другой стороны, с помощью сюжета писатель выявляетнесостоятельность, бесперспективность идей Базарова , прежде всего егонигилизма .

Роль природы и художественные функции пейзажа

Свое философское понимание природы Тургенев дает в очерке «Поездка в Полесье» (1858). Писатель утверждает мысль о том, чточеловек ничтожен перед могучей силой природы. Вечная природа постоянно напоминает человеку о быстротечности его жизни, о смерти. «Мне нет до тебя дела, – говорит природа человеку, – я царствую, а ты хлопочи о том, как бы не умереть».

В романе «Отцы и дети» писатель стремится показать, что природа сильнее человека. Так, красота природы выявляет несостоятельность вульгарно-материалистических теорий. Природное, страстное начало в любви оказывается сильнее вульгарных представлений Базарова о любви. Сама смерть Базарова показывает, по мысли писателя, безграничную власть природы над человеком.

Одновременно Тургенев выступает в своем произведении и как певец русской природы , её несравненнойкрасоты . Образы природы придают тургеневскому роману особуюпоэтичность .

Пейзаж в III главе имеет в значительной степенисоциальный смысл . Вид убогих полей, нищих крестьян заставляет Аркадия задуматься. «Нет, – подумал Аркадий, – не богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..»

В то же время этот же пейзаж приобретает и философское значение. Тургенев пишет: «Так размышлял Аркадий… а пока он размышлял, весна брала свое». Писатель хочет подчеркнуть, чтоприрода живёт по своим законам ; онане зависит от человека , от его размышлений.

Пейзаж в XI главе является ярким примеромвыражения авторской позиции. Замечательнаякартина летнего вечера обнаруживаетнесостоятельность вульгарно-материалистического взгляда на природу. Тургенев пишет: «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля… “Как хорошо, Боже мой”, – подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли было ему на уста: он вспомнил Аркадия, “Stoff und Kraft”, и умолк…»

Описание природы в XXI главе («Настал полдень…») предваряетразговор Аркадия и Базарова под стогом .Образ осины символичен. Он напоминает Базарову его детство, когда в душе героя царили мир и гармония. Теперь, по его словам, «талисман не действует». Далее автор передает философские размышления Базарова: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет». Тургеневскийгерой сознает, что человек ничтожен перед лицом природы, перед тайнами мироздания.

В XXIV главе Тургенев рисует замечательнуюкартину утренней природы перед дуэлью Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым: «Утро было славное, свежее…» Описывая чудесную природу, Тургенев дает понять читателю, насколькопротивоестественна самаситуация дуэли.

В XXV главе идиллические картины природы сопровождают безмятежнуюисторию любви Аркадия и Кати .Ясень – символ чистой, ясной, девственной любви.

Исключительно важным представляется завершающее роман описание деревенского кладбища и могилы Базарова. Эта картина сопровождаетсяфилософскими размышлениями автора : «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…».

С одной стороны , цитируя слова Пушкина о «равнодушной» природе, Тургенев хочет подчеркнуть, что«передовые» идеи Базарова и вся его бунтарская жизнь оказываютсяничтожными и бессмысленными перед могучей силой природы.

С другой стороны , автор уверен, что«святая, преданная любовь» стариков Базаровых«всесильна» : онасильнее «равнодушной» природы ,сильнее смерти . Писатель не сомневается в том, что родители Евгения, претворившие свои безмерные страдания в многотрудный молитвенный подвиг, составляющий отныне весь смысл и содержание их жизни, будут услышаны Богом, их сын-бунтарь будет прощен и его душа обретёт, несмотря ни на что,«вечное примирение» и «жизнь бесконечную» 1 .

«Тайный» психологизм

«Отцы и дети» – психологический роман . Автор стремится показать внутренний мир своих героев, приоткрыть, по его словам, «тайны духовной природы человека».

Одновременно Тургенев замечал, что «писатель должен быть психолог, но тайный». У Тургенева мы не найдем развернутых внутренних монологов героев, как у Лермонтова, Толстого или Достоевского. Тургенев передает состояние души героев, их переживания через внешниедетали . Поэтому психологизм Тургенева называют «тайным психологизмом». Не случайно главный герой романа «Отцы и дети» замечает: «Разве человек может громко сказать всё, что в нем происходит?»

Приведем некоторые примеры из текста романа. По дороге от почтовой станции домой, созерцая поля, Аркадий начинает восхищаться природой, но, вспомнив о присутствии Базарова, умолкает. Здесь содержится намек на то, что Аркадий боится мнения Базарова о себе.

Тургенев пишет о мыслях Павла Петровича: «Не в одном только прошедшем бродили они». Далее писатель замечает: «А в маленькой задней комнатке… сидела… молодая женщина, Фенечка». Таким образом Тургенев намекает на тайную страсть Павла Петровича к Фенечке. Писатель описывает состояние Павла Петровича после посещения им Фенечки: «Он бросился на диван, заложил руки за голову и остался неподвижен, почти с отчаянием глядя в потолок».

В связи с отъездом Базарова вместе с Аркадием в город Тургенев замечает: «Дуняша даже всплакнула». Эта психологическая деталь свидетельствует о неравнодушии Дуняши к Базарову.

При встрече с Одинцовой Базаров «с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился». В присутствии Одинцовой Базаров, «развалясь в кресле не хуже Ситникова, заговорил преувеличенно развязно». Когда Одинцова пригласила Базарова в Никольское, Аркадий заметил, что «приятель его покраснел». Указанные детали свидетельствуют о зарождающемся чувстве Базарова к Одинцовой. То же можно сказать о следующей детали: уже в Никольском, перед встречей с Одинцовой, Базаров требует себе «рюмку водки» (для храбрости). Кроме того, в Базарове стала проявляться «небывалая прежде тревога».

Далее Тургенев заостряет внимание читателя на том, что Базаров влюблен в Одинцову: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Тогда он отправлялся в лес и ходил по нему большими шагами. Во время объяснения Базарова с Одинцовой «руки его дрожали». Через некоторое время после объяснения Базаров «вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами».

Немаловажны и детали, передающие сложное отношение Одинцовой к Базарову. Когда Базаров сообщил, что он собирается ехать в деревню к родителям, «словно ее что в сердце кольнуло». После признания Базарова в любви Одинцова «направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова… и села опять, и опять задумалась».

Во время пребывания двух друзей в Никольском Аркадию кажется, что он, как и Базаров, влюблен в Одинцову. Однако некоторые психологические детали свидетельствуют об интересе Аркадия к Кате. Так, Аркадий подумал о ней: «А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна».

Отец Базарова волнуется при встрече с сыном: «Чубук так и прыгал у него между пальцами». Василий Иванович безмерно любит Евгения и не может скрыть своих чувств.

Когда Павел Петрович вызвал Базарова на дуэль, «у Базарова что-то пробежало по лицу». Видимо, Базаров отчасти понял низость своего поведения с Фенечкой.

Приведенные примеры подтверждают мысль о своеобразии психологического анализа в тургеневском романе.

Вопросы и задания

1. В каких местах прошло детство Тургенева и как детские впечатления отразились в его творчестве? Где будущий писатель учился? Какие произведения сделали его известным? Какую роль в жизни писателя сыграла Полина Виардо? Какова была позиция Тургенева в идейной борьбе его времени? Назовите шесть романов писателя. В какое время они создавались? Какие повести Тургенева вам знакомы? Как называется цикл лирических произведений-миниатюр, созданный писателем в последние годы жизни?

2. Когда был написан роман «Отцы и дети»? Где и когда он был опубликован? К какому времени относится действие в произведении? Чем характеризовалась эпоха, отраженная в «Отцах и детях»?

3. Назовите основные проблемы романа и кратко прокомментируйте их. Кто из героев и в каких словах формулирует основной вопрос, стоявший перед русским обществом накануне реформы 1861 года?

4. Рассмотрите идейную направленность произведения. Каково отношение Тургенева к либеральному дворянству и к разночинцам-демо­кратам? Какие вечные ценности утверждает писатель в своем произведении?

5. Охарактеризуйте Павла Петровича Кирсанова, выделите главные черты его личности, проанализируйте его взгляды и убеждения. Какие художественные средства использует Тургенев при создании образа этого героя?

6. Рассмотрите образ Базарова. Выявите главные черты его характера, расскажите о его взглядах, убеждениях. В чем смысл нигилизма Базарова? В чем проявляется его нигилистическое отношение к природе, искусству, человеческим чувствам? Каковы политические взгляды героя? В чем смысл его отношения к народу? Какие художественные средства использует Тургенев, создавая образ Базарова?

7. Кратко охарактеризуйте Николая Петровича и Аркадия. Какие черты характера и мировоззрения сближает отца и сына? Какие жизненные идеалы отличают всю семью Кирсановых?

8. Расскажите об Анне Сергеевне Одинцовой. Какие черты личности героини делают её незаурядной, позволяют стать главной героиней романа? Какие средства использует Тургенев при создании ее образа? Что сближает и что разделяет Анну Сергеевну и её сестру Катю?

9. Какую идейно-композиционную роль в «Отцах и детях» играет Фенечка? Почему именно эта героиня оказывается в центре коллизии Павел Петрович – Базаров?

10. Какую роль в романе играет княгиня Р. – возлюбленная Павла Петровича? Какие приёмы использует писатель при создании ее образа?

11. Расскажите о родителях Базарова. Что составляет суть их характеров, их мировоззрения? Почему именно эти лица из поколения «отцов» оказываются предстоящими Богу в заключительной картине тургеневского романа?

12. Охарактеризуйте жанровые и композиционные особенности «Отцов и детей». В чем состоит главное отличие романов Тургенева от его повестей? Почему «Отцы и дети» могут быть названы идеологическим, философским, психологическим романом? В чем проявляется лаконичность тургеневского романа? Какую роль в «Отцах и детях» играет ситуация «rendez-vous»? Назовите и кратко охарактеризуйте основные любовные истории в «Отцах и детях».

Что лежит в основе сюжета всего произведения? Какие два «круга» проходят Базаров и Аркадий? В чем причина несовпадения их второго «круга»?

Какую композиционную роль играют в произведении первые пятнадцать глав? Какие элементы композиции в этих главах наиболее существенны? Какие события являются наиболее важными в последующих тринадцати главах, какую идейно-композиционную роль эти события играют? Как через сюжетное построение произведения выявляется авторская позиция?

13. Каковы философские воззрения Тургенева в отношении природы? Как называется очерк, в котором писатель выразил свой взгляд на природу наиболее ярко? Каковы основные функции образов природы в «Отцах и детях»? Рассмотрите основные пейзажные зарисовки в романе, определите их идейный смысл. Какие философские идеи выражает автор в заключительном описании природы – картине сельского кладбища?

14. В чем суть «тайного» психологизма Тургенева? В каких словах сам Тургенев определил задачи психологического анализа? А как об этом говорил его герой Базаров? Приведите примеры «тайного» психологизма из текста «Отцов и детей».

15. Составьте развернутый план-конспект на тему: «Семьи Кирсановых и Базаровых в романе “Отцы и дети”».

16. Напишите сочинение: «Тема любви и своеобразие её художественного воплощения в произведениях И.А.Гончарова и И.С.Тургенева (“Обломов”, “Отцы и дети”)».

Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное - ценность семьи. Во второй - демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.

Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.

История создания

Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.

Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

(Имение Кирсановых из к/Ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983 )

Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.

Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

Анализ произведения

Основной сюжет

Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.

Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.

В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

Герои тургеневского романа

Евгений Васильевич Базаров

Базаров - студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

Самый интересный момент в романе - это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Один из центральных героев тургеневского романа - это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.

В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

Одинцова Анна Сергеевна - рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.

Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.

В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.

Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

Анализ сюжета романа

Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии - во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление - это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.




Top