.


В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» раскрывается несостоятельность и противоречивость теории нигилизма, приверженцем которой является главный герой Евгений Базаров.

Во-первых, невозможно назвать ни одного истинного последователя теории, кроме Базарова.

Так, Аркадий Кирсанов уважает Евгения за ум и верность идеалам, но не может разделить его взгляды.

Аркадий любуется природой, принимает искусство и чувства, а в душе он мягкий, сентиментальный и великодушный, внешне прикрывающийся маской нигилизма. Кроме того, в конце романа Аркадий стал хозяйственным помещиком.

Другой «последователь» - Виктор Ситников, стеснявшийся своего купеческого происхождения, называл себя либералом и нигилистам, подражаю Базарову. Он любил выражать презрение, особенно к женщинам, чем и объяснял свои взгляды. Ситников не думал об идеях, он был слишком глуп для этого. Но, несмотря на свои «принципы», женился и «пресмыкался перед своей женой, урождённой княжной».

И наконец, Евдоксия Кукшина – неопрятная, вульгарная и глупая женщина «эмансипе», которая всегда резка в своих оценках и непримирима во взглядах.

Она интересуется положением женщин в обществе и естественными науками. У Кукшиной несчастная судьба: её бросил муж, она некрасива и не пользуется успехом у мужчин. Внешняя заинтересованность нигилизмом обуславливается желанием быть частью «важного дела».

Во-вторых, постепенно рушится миропонимание Базарова. Любовь к Анне Одинцовой сломала один из принципов Евгения, что послужило причиной для расшатывания и падения остальных. Он не мог контролировать своё чувство, долго не осознавая, что любовь не подвластна человеку.

В-третьих, перед смертью Базаров понял и принял любовь, задумался о том, нужен ли он миру.

Таким образом, показывая «последователей» главного героя и проводя Евгения через испытание любовью, И.С. Тургенев доказывает несостоятельность теории нигилизма.

Обновлено: 2017-09-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Иван Тургенев принадлежит к категории писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы. Самым известным из крупных его произведений является роман «Отцы и дети», который спровоцировал бурную полемику в обществе сразу же после выхода в свет. Тургенев предвидел такую реакцию читающей публики и даже желал ее, специально посвятив отдельное издание Белинскому (тем самым бросая вызов либеральной интеллигенции): «Не знаю, каков будет успех, «Современник», вероятно, обольет меня презрением за Базарова – и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение» — писал автор в своем дневнике 30 июля 1861 года. Именно главный герой и его воззрения вызвали ожесточенные споры среди современников Тургенева.

Основная идея многих романов Тургенева – выражение особенностей времени через типические характеры. В центре внимания оказывается тот общественно-исторический тип, который представляет динамическое начало эпохи. Герой приходит в традиционное консервативное общество и разрушает его стереотипы, оказываясь жертвой той миссии, что возложена на него в силу обстоятельств. Его историческая задача – поколебать устоявшуюся рутину жизни, привнести новые веяния и изменить существующий уклад. Базаров – разночинец (из семьи обыкновенного сельского доктора), который поднимается вверх по общественной лестнице благодаря своим интеллектуальным способностям и личным достижениям, а не титулу, происхождению или богатству. Таким образом, конфликт в романе можно обозначить, как «разночинец в дворянском гнезде», то есть противопоставление человека труда праздному дворянскому обществу. Такой герой всегда одинок, путь его мрачен и тернист, а исход непременно трагический. Он один не может перевернуть мир с ног на голову, поэтому его благие намерения всегда обречены, он, казалось бы, беспомощен, бездеятелен, даже жалок. Но его миссия заключается в том, чтобы вырвать следующее поколения из омута равнодушия дедов, из их нравственного и умственного застоя, а не изменить свое поколение в одночасье. Это же реалистический роман, сюжет развивается по законам самой жизни.

Если Базаров — носитель исторического прогресса, почему же он все подряд отрицает? Кто такой нигилист? Нигилизм – это мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности и культуры. Герой отрицает даже любовь, поэтому его нигилизм можно назвать гротескным. Тургенев намеренно сгущает краски, чтобы усилить драматизм произведения и провести Базарова через «медные трубы» — взаимное чувство к Одинцовой. Так он проверяет героя (это его излюбленный прием) и дает оценку целому поколению. Несмотря на свое тотальное отрицание, Базаров способен испытывать сильную страсть к женщине, он — настоящий, его порывы и мысли естественны. В отличие от второстепенных героев, которые фальшивят и прикрываются нигилизмом, чтобы произвести впечатление, Базаров искренен и в ненависти к старым порядкам, и в любви к Одинцовой. Он противоречит себе, влюбляясь, а открывает новые грани существования, познает полноту его. Проверку он прошел. Даже Тургенев (дворянин, чиновник, представитель более консервативного лагеря, чем Белинский, например) проникся симпатией к своему герою.

Так автор писал о Базарове: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». То есть, в понимании Тургенева нигилист – революционер, человек, противопоставляющий себя существующему общественному порядку. Герой действительно отвергает утвержденные и освященные государством институты и идейные концепции. Он – материалист, который ставит себе цель служить прогрессу общества и по мере сил очищать его от предрассудков. И впрямь революционный подвиг! Базаров обрекает себя на непонимание и одиночество, вызывает в людях страх и отчуждение, а свою жизнь ограничивает службой. То, что он так настойчиво все отрицает – лишь отчаянный протест человека, который «один в поле воин». Излишний радикализм подобен громогласному крику вопиющего в пустыне. Только так его услышат, только так его поймет следующее поколение. Ему предстоит воплотить все то, что не успеет сделать Базаров. Как и подобает миссии, он умрет молодым, оставляя своеобразных «апостолов» насаждать новые идеи и вести людей к будущему.

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…» — так Тургенев описывал своего героя, который неизменно интересует читателя уже больше ста пятидесяти лет. Многие критики справедливо отмечают, что образ нигилиста Базарова – новаторская и очень удачная авторская находка, вошедшая в галерею «лишних людей» русской литературы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В чем сущность нигилизма Базарова

В чем сущность нигилизма Базарова? Роман "Отцы и дети" направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный разгром.

Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в управлении Россией. В "Отцах и детях" и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали является главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров. Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания.

Что же отрицает Базаров? "Все", - говорит он, А все - это то, что относится к минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".

Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию, самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник.

Одна из черт нигилизма вообще - отрицание духовных и материальных ценностей.

Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта - признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность "романтизмом" и "вздором", он презирает людей - ее носителей.

"Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта", - говорит Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины.

Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное незнание литературы ("Природа навевает молчание сна", - сказал Пушкин и так далее) и неопытность в любви. Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не существует, и это - причина его цинизма.

Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами. Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие ученые - его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и тот, и другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то знания.

Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся, допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям.

Базаров - нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами героя другого романа Тургенева, Рудина, "скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием". Эти слова применимы к Евгению Васильевичу. - Да ведь надобно же и строить. - Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить.

Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает. Базаров - разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден благородным идеалом Базарова - идеалом сильного, умного, мужественного и нравственного человека.

У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным поколениям. Первое - поколение времени, в котором он жил. Евгений типичен для этого поколения, как любой умный разночинец, стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства. Второе - поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен.

Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных людей, и только. "Исправьте общество, и болезней не будет". Базаров в этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать. Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам, а по своим естественным ощущениям, по совести, - человек будущего. Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих далеких потомков.

Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть вперед и подумать, куда же оно идет.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


И.С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети» в полный мере раскрывает конфликт мировоззрения человека с жизнью, когда убеждения рушатся, сталкиваясь с действительностью. Такое происходит с Евгением Базаровым, главным героем произведения.

Евгений – убеждённый нигилист. Его друг Аркадий определяет нигилиста, как человека, отрицающего принципы и авторитет, а Николай Петрович-как человека, «который ничего не уважает».

Базаров относится к природе потребительски, считает её мастерской, а человека мастером в ней. Он так же отрицает духовную и возвышенную часть людской жизни, культуру, разнообразие человеческой натуры, любовь, поэзию, музыку. Но жизнь оказывается сложнее его теорий, затейливее, чем ему видится. Убеждения Евгения терпят крах, когда он влюбляется в Одинцову. Читатель узнаёт его с другой стороны. Так, в Базарове просыпается любовь к природе, он начинает замечать красоту вокруг себя. Да и само слово «красота» появляется в его лексиконе. В первый раз это происходит в беседе с Анной: он говорит: «…с вашею красотой?» Одинцова очень удивляется, как такой практичный, равнодушный к прекрасному человек заметил красоту.

Такие изменения происходят в нём вследствие любви к Анне Сергеевне, но Евгений не только начинает замечать прекрасное, но и думать о женщинах в другом ключе. До встречи с Одинцовой Базарова интересует только внешность противоположного пола: первый раз видя Анну, он говорит: «Экое богатое тело!», а в разговоре с Ситниковым и Кукшиной интересуется: «Есть здесь хорошенькие женщины?» Убеждения Евгения начинают рушиться уже при первом посещении Одинцовой. Он удивляет Аркадия своим поведением: конфузится, «говорит, против обыкновения, много», старается занять Анну, краснеет. Уже сейчас можно заметить, как убеждения, теория, которым он привык верить, сталкиваются с реальной жизнью. После, знакомясь с Одинцовой ближе и влюбляясь в неё, он отказывается от убеждений, что природа и любовь – это чепуха и глупость. При встречах с Анной Базаров «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Принцип героя «Нравится тебе женщина … старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась» разбивает о жизнь: Евгений любит Одинцову и уже не сможет её забыть или разлюбить. Базаров не считал себя сторонником чего-то духовного, но после признания Анне он и сам начинает философствовать о человеке, его месте в мире. «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже...» В конце, перед смертью, Евгений мягче относится к религиозности родителей, позволяя провести обряд, да и самих родителей оценивает по достоинству и просит Одинцову «приласкать» их.

Жизнь, чувства и любовь идут в разрез с теоретическими законами, которых придерживается Базаров. Вот так его убеждения сталкиваются с жизнью и меняют Евгения.

Обновлено: 2017-12-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.




Top