Соломонов суд. Что на самом деле определил царь Соломон? Почему царя Соломона считали безнадежным грешником, а суд его как самый справедливый

Соломонов суд
Из Библии. В Ветхом Завете (Третья книга Царств, гл. 3, ст. 16-28) говорится, как однажды к мудрому царю Соломону пришли две женщины с просьбой разрешить их спор. Одна из них сказала, что они живут в одном доме, и было у них по сыну одного возраста. В прошлую ночь другая женщина во сне нечаянно придушила своего сына («заспала» его) и переложила мертвого к ней, а ее живого сына взяла к себе и теперь выдает его за своего. Другая женщина утверждала противоположное: якобы это совершала та, которая ее обвиняет. И каждая из них утверждала, что живой ребенок принадлежит именно ей.
Соломон велел подать ему меч (ст. 25-26): «И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет, ни мне, ни тебе, рубите». Так Соломон понял, кто из двух женщин истинная мать ребенка, и отдал его той, что просила сохранить ему жизнь.
В России этот сюжет под названием «Суд Соломона» был широко известен, поскольку часто встречался в лубочных картинках и в рукописных сборниках нравоучительной литературы XVI-XVI1 вв.
Иносказательно: суд мудрый, правый и скорый.

  • - врач...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - российский эколог, член-корреспондент РАН. Труды по популяционной экологии, в т. ч. определению структуры популяций промысловых млекопитающих, а также по экологической физиологии животных...

    Большой энциклопедический словарь

  • - соломо/ново...

    Орфографический словарь русского языка

  • - СОЛОМО́НОВ, -о: соломоново решение мудрое и простое решение трудноразрешимого вопроса...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Из Библии...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Книжн. Мудрый и скорый суд. /i> Восходит к Библии. БМС 1998, 557...

    Большой словарь русских поговорок

"Соломонов суд" в книгах

"Но Соломонов сын…"

Из книги Лермонтов: Мистический гений автора Бондаренко Владимир Григорьевич

"Но Соломонов сын…" В 1841 году Михаил Лермонтов написал шуточную эпиграмму на Николая Мартынова: Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон, Но Соломонов сын, Не мудр, как царь Шалима, но умен, Умней, чем жидовин. Тот храм воздвиг, и стал известен всем Гаремом и судом, А этот храм, и

Из книги Простаки за границей или Путь новых паломников автора Твен Марк

Глава XXVII. Крестный путь. - Соломонов храм. - Мечеть Омара. - Здесь судили Давид и Саул. - Силоамская купель. - Гефсиманский сад. Мы стояли в узкой улочке у башни Антония.- На этих камнях, которые уже совсем искроши­лись, Спаситель отдыхал перед тем, как поднял крест, -

13 R oyal A rch of S olomon Царственный Свод Соломонов

автора Пайк Альберт

13 Royal Arch of Solomon Царственный Свод Соломонов Правдивы или нет легенда и история данного градуса с научной точки зрения или они просто суть аллегория, содержащая в себе несколько более глубокое и таинственное значение и потаенный смысл или несколько смыслов, один внутри

ЦАРСТВЕННЫЙ СВОД СОЛОМОНОВ

Из книги Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества. Том 1 автора Пайк Альберт

ЦАРСТВЕННЫЙ СВОД СОЛОМОНОВ 1 Амос, 5:26.2 Бытие, 5:23-24.

Из книги На «Варяге». Жизнь после смерти автора Апрелев Борис Петрович

Б. В. Соломонов. БРОНЕПАЛУБНЫЙ КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»: СУДЬБА КОРАБЛЯ И ПОДРОБНОСТИ ЗНАМЕНИТОГО БОЯ В середине 1890–х гг. в России пришли к выводу о необходимости строительства бронепалубных крейсеров двух типов: водоизмещением 3000 т (второго ранга) и 6000 т (первого ранга). Последние

СОЛОМОНОВ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

СОЛОМОНОВ В святцах есть мужские имена Саламан и Соломон (от древнееврейского – ‘мирный’) и женские Саломея, Соломея с тем же значением. Эти имена и их производные формы Моня, Солоня стали основой фамилий: Маневич, Монев, Моневич, Монин, Монюкин, Монюшко, Саламанов,

Соломонов суд

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Соломонов суд Из Библии. В Ветхом Завете (Третья книга Царств, гл. 3, ст. 16-28) говорится, как однажды к мудрому царю Соломону пришли две женщины с просьбой разрешить их спор. Одна из них сказала, что они живут в одном доме, и было у них по сыну одного возраста. В прошлую ночь

Глава XVII Мечеть Омарова: Эль-Сахара (Храм Соломонов). – Мечеть Эль-Акса (Введение во храм Пресвятой Богородицы)

Из книги Путешествие по Святой Земле в 1835 году автора Норов Авраам Сергеевич

Глава XVII Мечеть Омарова: Эль-Сахара (Храм Соломонов). – Мечеть Эль-Акса (Введение во храм Пресвятой Богородицы) «Учитель! Посмотри какие камни и какие здания!.. Иисус сказал ему в ответ: видишь сии огромные здания? Все это будет разрушено так, что не останется здесь камня на

Следующую информацию я нашёл в Интернете:

Выражение «соломоново решение» пришло к нам из древних легенд. Еврейский царь Соломон сын Давида был известен как великий мудрец. О его хитроумии было сложено немало легенд, но большинство из них описывают его мудрость и смекалку в разрешении споров, судейских делах.

Однажды пришли к Соломону две женщины, которые вели спор, чей ребенок. Соломон вынес решение разрубить ребенка пополам и отдать каждой женщине половину. Та женщина, которая была обманщицей, легко согласилась на это решение. А мать ужаснувшись, сказала: «Лучше отдайте моей сопернице ребенка живым». Таким образом, была найдена настоящая мать.

Отсюда и пошло, что «соломонов суд» – самый справедливый и мудрый, «соломоново решение» - оригинальное, остроумное, находящее выход из любой, щекотливой ситуации.

В связи с этой историей я хочу поднять для обсуждения несколько вопросов:

    Царь ведь принял решение разрубить ребенка пополам и отдать по половинке каждой женщине? Так? Обе женщины восприняли его решение не как шутку, а как царское решение, потому что цать даже уже приказал принести ему меч. Так почему же его „царское решение“ не было исполнено? Хотел ли на самом деле Царь Шломо разрубить ребёнка пополам? Я думаю, что царь был достаточно мудр, чтобы этого не хотеть. А если так, то мы имеем дело не с „царским решением“, а с хорошо продуманной провокацией для заведомо ожидаемой реакции. Итак мы приходими к выводу, что так называемое „соломоново решение“ не есть по сути дела судебным решением, а является просто судебным „провокационным трюком“, чтобы раскрыть обман. Так?

    Какой смысл обманщице брать на себя бремя заботы о чужом ребенке? Если она просто хотела удовлетворить инстикт материнства после потери своего собственного ребёнка, то могла взять на себя лишь роль кормилицы другого ребенка (ведь обе женщины жили в одном доме). Ведь быть матерью – это большая ответственность. Должны существовать довольно веские мотивы для того, чтобы взять на себя эту ответственность. Но, с другой стороны, эта же обманщица согласилась с „решением царя“ умертвить ребенка. Как же может быть такое одновременно?

По поводу этих дрвух вопросов я около года назад слушал лекцию одного раввина из Израиля, который приезжал в Германию. Интересно ли вам узнать ответы на эти вопросы? Хотите узнать, что он говорил?

Привожу для справок отрывок из русского перевода (Ветхий завет):

Пришли две женщины к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина:

О, господин мой! Я и эта женщина живём в одном доме. И я родила при ней в этом доме. На третий день после того, как я родила, родила и эта женщина. И были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме. И умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его. И встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мёртвого сына положила к моей груди. Утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мёртвый. А когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.

И сказала другая женщина:

- Нет, мой сын живой, а твой сын мёртвый.

А та говорила ей:

- Нет, твой сын мёртвый, а мой живой.

И говорили они так пред царём.

И сказал царь:

Эта говорит: «Мой сын живой, а твой сын мёртвый»; а та говорит: «Нет, твой сын мёртвый, а мой сын живой». - И сказал царь, - подайте мне меч.

И принесли меч к царю. И сказал царь:

- Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.

И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность её от жалости к сыну своему:

- О, господин мой! Отдайте ей этого ребёнка живого и не умерщвляйте его.

А другая говорила:

- Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.

И отвечал царь и сказал:

- Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его. Она - его мать.

И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нём, чтобы производить суд.

(3Цар.3:16-28)

Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה , Шломо́; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Solomon в Вульгате; араб. سليمان‎‎ Сулейман в Коране) - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма.

Однако не только священное писание является основным источником сведений о жизни и правлении Соломона - третьего еврейского царя, правителя объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета, а именно Х века до нашей эры. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности.


Соломон - третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства.

И кроме того, Соломон является неотъемлемым персонажем как христианской, так и исламской религий, оставивший глубокий след в культуре разных народов. Шломо, Соломон, Сулейман – это имя в разных своих звучаниях известно не только каждому иудею, христианину и мусульманину, оно знакомо практически всем, даже далеким от религии. Так как этот образ всегда привлекал литераторов и поэтов, художников и скульпторов, воспевших его мудрость и справедливость в своих произведениях и донесших до наших дней историю жизни этого удивительного человека.


Царь Давид. Автор: Гвечино.

Соломон являлся младшим сыном Царя Давида, который до восшествия на престол был простым воином при царе Сеуле. Но проявив себя благонадежным, смелым и находчивым, стал вторым еврейским царем. А матерью была прекрасная Вирсавия, с первого взгляда покорившая царя своей красотой. Ради нее Давид совершил большой грех, за который расплачивался всю жизнь: он завладел ею, а потом отправил на верную гибель ее мужа, дабы взять Вирсавию себе в жены.


Вирсавия. (1832). Третьяковская галерея. Автор: Карл Брюллов.

Царь Давид умер в 70-летнем возрасте, передав престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Но такова была воля Всевышнего.


Царь Давид передает скипетр Соломону. Автор: Корнелис де Вос.

Нередко Соломону приписывали фантастические качества: понимание языка зверей, власть над джиннами. Сцены из жизни и деяний Соломона встречаются в миниатюрах еще византийских рукописей, в витражах и скульптурах средневековых храмов, на живописных полотнах, а так же в произведениях литераторов.

«Все проходит»

Хотя великий царь Соломон и обладал огромной мудростью и хитроумием, жизнь у него не была спокойной. Поговаривают, что царь носил волшебное кольцо, которое в жизненных бурях приводило его в равновесие и действовало как исцеляющий раны эликсир. На кольце была высечена надпись: «Всё проходит...», которая имела продолжение с внутренней стороны: «Пройдет и это».


Кольцо Соломона.

Особенно много легенд сохранилось про его удивительные остроумные решения в различных судебных делах. Он всегда находил ловкий выход из трудного или щекотливого положения. В Ветхом Завете описано событие легшее в основу притчи о мудром судье и матери, которая готова была отдать собственного ребенка лишь бы сохранить ему жизнь.


Суд царя Соломона. (1854 г.). Автор: Николай Ге

Как-то к царю Соломону, пришли за советом две женщины, с просьбой разрешить их спор. Одна из них рассказала, что они живут в одном доме, и что было у них по младенцу, которых совсем недавно обе родили. И в прошлую ночь соседка во сне нечаянно придавила своего дитя и переложила мертвого к ней, а ее живого сына взяла к себе и теперь выдает его за своего. И что теперь эта женщина опровергает это обвинение и утверждает, что живой ребенок принадлежит именно ей. И пока одна рассказывала эту историю, другая пыталась доказать в споре, что ребенок действительно ее.


Суд Соломона. (1710). Автор: Луи Булонь младший.

Выслушав их обеих, царь Соломон приказал принести меч, что немедленно и было исполнено. Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:

"Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца."

Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась:

"Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!"

Другая же, напротив, согласилась с решением царя:

"Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне" ,

Решительно сказала она.


Суд Сломона. (1854г.) Новгородский государственный музей.

"Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать".

Конечно, мудрый царь и не думал губить младенца, но таким хитрым способом он узнал, кто из них двух говорит неправду.

Соломон всегда вкладывал в свои решения справедливость по любым спорам. Собственно, с Соломона и пошло, что главной фигурой любого суда является судья, и именно он должен определять степень вины и наказания для торжества истины.


Царь Соломон в преклонных годах. Автор: Гюстав Доре

Ко всем благодетелям царя Соломона он еще и был автором источника поэтического мастерства - книги «Песнь песней» и сборника философских размышлений - «Книги Екклесиаста». В современной интерпретации правила Соломона, выверенные мудростью, выглядят так:

Проходя мимо нищих - делись.
Проходя мимо юных - не злись.
Проходя мимо старых - склонись.
Проходя мимо кладбищ - присядь.
Проходя мимо памяти - вспомни.
Проходя мимо матери - встань.
Проходя мимо родичей - помни.
Проходя мимо знаний - возьми.
Проходя мимо лености - вздрогни.
Проходя мимо праздных - твори.
Проходя мимо павших - запомни.
Проходя мимо мудрых - постой.
Проходя мимо глупых - не слушай.
Проходя мимо счастья - ликуй.
Проходя мимо щедрых - откушай.
Проходя мимо чести - храни.
Проходя мимо долга - не прячься.
Проходя мимо слова - держи.
Проходя мимо чувств - не стесняйся.
Проходя мимо женщин - не льсти.
Проходя мимо славы - не тешься.
Проходя мимо правды - не лги.
Проходя мимо грешных - надейся.
Проходя мимо страсти - уйди.
Проходя мимо ссоры - не ссорься.
Проходя мимо лести - молчи.
Проходя мимо совести - бойся.
Проходя мимо пьянства - не пей.
Проходя мимо гнева - смиряйся.
Проходя мимо горя - всплакни.
Проходя мимо боли - мужайся.
Проходя мимо лжи - не молчи.
Проходя мимо вора - не крадься.
Проходя мимо наглых - скажи.
Проходя мимо сирых - потраться.
Проходя мимо власти - не верь.
Проходя мимо смерти - не бойся.
Проходя мимо жизни - живи.
Проходя мимо Бога - откройся.


Идолопоклонство Соломона. (1668г.). Автор: Джованни Писсаро

Однако, как говорится, и на "старуху бывает проруха"... Согласно писаниям Библии, Соломон был весьма любвиобилен и имел семьсот жен и триста наложниц. И на склоне лет случилось так, что Соломон в угоду одной из любимых жен, построил языческий жертвенник и несколько капищ в Иерусалиме, нарушив тем самым обет данный Богу - служить ему верой и правдой.


Царь Соломон приносит жертвоприношение идолам.(17 век). Автор: Себастьян Бурдон.

Именно этот обет был залогом мудрости, богатства и славы Соломона. Гнев Всевышнего отразился на благополучии объединенного царства и вскоре после смерти 52-летнего царя начался экономический и политический кризис, после чего страна распалась на две части.

Есть такое крылатое выражение – Соломонов суд. Иногда употребляется еще – соломоново решение. Конечно, сначала смотрим словарь фразеологизмов...

Соломоново решение: об остроумном, неожиданном решении дела, ловком выходе из затруднительного положения.

Фразеологизм «Суд Соломона» – употребляется в значении: суд мудрый и скорый. Основано оно на библейском мифе.

Читаем миф:

17 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме;

19 и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;

21 утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.

22 И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.

24 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.

25 И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.

26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.

27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она – его мать.

Самые примитивные представители древнего народа вообще не поняли – что это было?

«при этом решении весь народ втайне посмеялся над царем, якобы поступившим в этом случае совершенно по-детски» (Иосиф Флавий).

Отлично эту ультра-наивную точку зрения живописал Марк Твен в «Приключениях Гекльберри Финна». Разговор Гека и беглого раба Джима:

– Не верю я, что он был мудрец. Поступал он иной раз совсем глупо. Помнишь, как он велел разрубить младенца пополам?

– Ну да, мне вдова про это рассказывала.

– Вот-вот! Глупей ничего не придумаешь! Я тебя спрашиваю: куда годится половинка доллара? Ведь на нее ничего не купишь. А на что годится половина ребенка? Да я и за миллион половинок ничего бы не дал.

– Ну, Джим, ты совсем не понял, в чем суть, ей-богу, не понял.

– А ну ее, твою суть! Суть в том, какие у этого Соломона привычки. Возьми, например, человека, у которого всего один ребенок или два, – неужто такой человек станет детьми бросаться? Нет, не станет, он себе этого не может позволить. Он знает, что детьми надо дорожить. А если у него пять миллионов детей бегает по всему дому, тогда, конечно, дело другое. Ему все равно, что младенца разрубить надвое, что котенка. Все равно много останется.

Марк Твен, как всегда, блистателен, легок и одновременно мудр, ироничен и весел. Бедняга Джим не понял царя Соломона совсем. Он мыслил на самом примитивном уровне, и полагал, что царь действительно собирался раздать женщинам по половине младенца. Но и в традиционном толковании – Соломон быстро и эффективно определил, кто настоящая мать – есть непроясненные вещи. Почему он не спросил, например, отцов этих детей? Возможно, отцы смогли бы определить, где чей ребенок, более объективно. Ну не отцы (неизвестно, способны ли мужчины различить двух новорожденных), так другие свидетели. Не в пустоте же они жили, вокруг были люди. Но он этого не сделал, и даже не пытался, а среагировал так, как среагировал – провокацией. И сразу получил ответ. Но на какой вопрос? Точно ли на вопрос «чей ребенок»?

А вот и нет.

Соломон вообще никак не пытался определить, кто из женщин – биологическая мать. Его не это интересовало. Как легендарный справедливый судья, он должен был выяснить не это – а то, с кем ребенку будет лучше . Соломону, хоть он и жил в достаточно варварские и негуманистические времена 3500 лет назад, было важно, кто лучше позаботится о ребенке. Он мог запросить справки о материальном положении и размере жилплощади, в правильной ли вере они собираются его воспитывать, напустить на женщин толпы писцов и чиновников, которые выясняли бы месяцами – кому следует присудить ребенка...

Но он выяснил это блестяще и молниеносно: одна женщина заботилась в первую очередь о жизни ребенка, а вторая – о том, чтобы победить в споре . И это совершенно не зависело от того, чей он был на самом деле. Вот это он и определил: благо ребенка.

Надо полагать, что ребенку это пошло на пользу и он попал к заботливой матери вместо бессердечной скандальной спорщицы, которая готова была пожертвовать его жизнью – лишь бы он не достался кому-то другому.




Top