Соловьиный сад блок. Соловьиный сад

ХХ век без В. Маяковского представить невозможно. Маяковский был самым известным и талантливым поэтом-футуристом.

Обращался к жанру поэмы: “Облако в штанах”, «Про это», "Хорошо!", "Владимир Ильич Ленин", Флейта-позвоночник", Человек", драмы: Пьесы «Клоп» и «Баня».

Поэмы его насквозь лиричны, по - существу, это развёрнутые лир. ст-я.

В поэме “Про это ” он обращается к учёному, который в далёком будущем сможет воскресить людей, подарить им новую, чистую, исполненную счастья жизнь:

В лирико-эпических поэмах "Хорошо!" и "Владимир Ильич Ленин " Маяковский воплотил мысли социалистического человека, героя своей эпохи.

«Облако в штанах» . Первоначальное название поэмы – "Тринадцатый апостол" – было заменено цензурой. Каждая часть поэмы выражает определенную идею (4). Но саму поэму нельзя строго делить на главы, в которых последовательно выражены четыре крика ("Долой ваш строй, любовь, искусство, религию!"). Переживания лирического героя захватывают разные сферы жизни, в том числе и те, где господствуют безлюбая любовь, лжеискусство, преступная власть, проповедуется христианское терпение. Движение лирического сюжета поэмы обусловлено исповедью героя, временами достигающей высокого трагизма.

Первая часть поэмы – о трагической неразделенной любви поэта. Она содержит невиданной силы ревность, боль, взбунтовались нервы героя: «как больной с кровати, спрыгнул нерв», затем нервы «скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги». Автор поэмы мучительно спрашивает: «Будет любовь или нет? Какая – большая или крошечная?» В главе отражены эмоции лирического героя: «Алло! Кто говорит? Мама? Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца». Любовь лирического героя поэмы, и это приводит его к отрицанию любви-сладкоголосого песнопения, потому что подлинная любовь трудная, это любовь-страдание.

Теме поэзии посвящена и третья глава. Лирический герой заявляет о своем разрыве с предыдущими поэтами, с «чистой поэзией».

Еще одно «долой» поэмы – «долой ваш строй », ваших «героев»: «железного Бисмарка», миллиардера Ротшильда и кумира многих поколений – Наполеона.

Через всю третью главу проходит тема крушения старого мира . В революции Маяковский видит способ покончить с ненавистным строем и призывает к революции. Автор поэмы прозревает грядущее будущее, где не будет безлюбой любви, буржуазного строя и религии терпения. И сам он видит себя «тринадцатым апостолом», глашатаем нового мира.

Тема личных, непреодоленных потрясений перерастает в прославление будущего счастья. Автор разочаровывается в нравственной силе религии. Финал поэмы звучит не без авторской иронии: Вселенная не слышит протеста «тринадцатого апостола» – она спит!



Поэме свойственны гиперболизм, оригинальность, планетарность сравнений и метафор.

Пьесы «Клоп» и «Баня» были написаны поэ­том на одном дыхании. В них отразились тяжелые впечатления от несоответствия реальной совет­ской действительности авторскому утопическому идеалу. Ставя своей целью агитацию современника, Маяковский затронул «вечные» вопросы. Драматургия по­следних лет резко выделяется реалистичными мазками, которые сочетаются с сатири­ческими приемами карикатуры и гротеска. Центральными фигурами здесь являются ме­щанин и бюрократ.

Гл герой пьесы «Клоп» - владелец профсоюзного билета с арис­тократическими замашками. Маяковский с язвительной иронией высмеивал мещанскую натуру Пьера Скрипкина. Новоявленный аристократ - «быв­ший партиец, бывший рабочий» - постоянно по­падает впросак. Речь советского мещанина полна смехотвор­ных несоответствий. Претензия на образованность заставляет его обращаться к языку цивилизован­ных людей, но площадная брань все же выдает темное нутро. Высшая цель для Присыпкина - мещанское благополучие. Такая позиция была глубоко чужда Маяковскому. Поэт мечтал о духовном росте и нравственном очищении совре­менников. По мысли автора, катастрофа ждет тех, кто выбирает путь пошлости и мещанства. И все же «Клоп» - это не прогноз грядущего мещанина. Напротив, пожар освобождает от него человечество. Но Маяковский далек и от безоблач­ного оптимизма. Воскресший через пятьдесят лет Клоп-Присыпкин тут же начал распространять заразу пошлости. Автор предупреждал современни­ков об опасности, кроющейся в казалось бы невин­ном призыве к «хорошей жизни».

«Баня» С одной стороны, пьеса названа «Баней»,- никакой бани мы там не находим. С одной стороны –это драма, но с другой - «... с цирком и фейерверком», то есть прямо балаган, а никакая не драма. С одной стороны, вся коллизия в пьесе развернута вокруг «машины» Чудакова, но с другой - эта машина невидима, то есть ее как будто бы и нет. С одной стороны, перед нами как будто бы театр, но с другой - мы видим еще и театр в театре, так что первый театр уже как будто и не театр, а действительность. Во всей пьесе в целом и в каждом отдельном ее элементе мы находим несовпадение предмета и смысла. Самые отвлеченные понятия здесь снижаются, овеществляются, материализуются, а конкретнейшие предметы, явления и даже люди дематериализуются вплоть до полного исчезновения.

Вся пьеса в целом есть метафора. Лир. ядро «Бани» - проблема времени. Машина времени в «Бане» - не просто изобретение Чудакова, но и метафора самого новаторства, творчества. Ей сюжётно противопоставлена другая машина - бюрократическая. Кульминация противопоставление двух машин - последний монолог Победоносикова в VI действии. Почему названа «Баня»? Во-первых, «Баня» - это метафора очищающего смеха. Во-вторых - это метафора очищения творческого, к которому приходим в результате художественного осмысления действительности.

36. Блок, циклы, поэма «Двенадцать»

Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.

Испепеляющие годы! Бездумья ль в вас, надежды ль весть?

Тематический диапазон лирики широк - от самых интимных движений души, от таинства юношеской любви до философских обобщений и исторического пути народа.

Ранние стихи Блока составили первую книгу, вышедшую в 1904 году, - "Стихи о Прекрасной Даме " многоплановы. Эти стихи символистские, противопоставляется скорбное ЗДЕСЬ и прекрасное ТАМ, святость идеалов героя, стремление в край обетованный, решительный разрыв с окружающей жизнью, культ индивидуализма, красоты. Сюжет цикла - ожидание встречи с возлюбленной, которая преобразит мир и героя. Героиня, с одной стороны, реальная женщина «Она стройна и высока, // Всегда надменна и сурова». С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Величавой Вечной жены», «Непостижимой». «Он» - влюбленный рыцарь, смиренный инок, готовый к самоотречению. «Она» - бесплотное средоточие веры, надежды и любви лирического героя.

Лирический герой показан в развитии

Вторая его книга, "Нечаянная радость ", сделала популярным имя поэта в писательских кругах. Среди стихов "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре", "Осенняя волна".
Герой Блока становится обитателем шумных городских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь. Он одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. А стихотворение "Осенняя волна" стало первым воплощением темы родины, России в творчестве Блока. В стихах появляются некрасовские интонации - любовь к родине - любовь-спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить в отрыве от нее.

После поездки в Италию в 1909 году Блок написал цикл "Итальянские стихи ", весной 1914 года - цикл "Кармен ". В этих стихотворениях Блок остается тончайшим лириком, воспевающим красоту и любовь.

Через углубление социальных тенденций (цикл «Город»), религиозного интереса (цикл «Снежная маска»), осмысление «страшного мира», осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест») Блок пришёл к идее неизбежности «возмездия» (цикл «Ямбы»; поэма «Возмездие»). Настойчиво и сильно выражена в творчестве Блока ненависть к миру «сытых», к уродливым, бесчеловечным чертам жизни (цикл «Страшный мир», 1909-16).

Любовная лирика Блока романтична, она несёт в себе наряду с восторгом и упоением роковое и трагическое начало (разделы цикла «Снежная Маска», «Фаина», «Возмездие», 1908-13, «Кармен», 1914).

Тема поэта и поэзии . Идея свободы поэта, его независимости от общественного мнения, превосходства над толпой проходит через все ранние стихотворения на тему творчества. стихотворения “Друзьям” и “Поэты. “К Музе” творчество - не награда, а тяжкий труд, несущий чаще разочарование и неудовлетворенность, чем лавры и радость. Вдохновение ниспослано Богом, а за любой дар надо платить, и поэт платит личным счастьем и покоем, уютом и благополучием.

Основной темой своего творчества Блок считает тему Родины . С первых стихотворений о России ("Осенняя волна", "Осенняя любовь", "Россия") возникает двуликий образ страны - нищей, богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной. В этот период поэт создает циклы стихов «Родина», «На поле Куликовом». Двойственное отношение к России особенно ярко воплощено в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно...». Блок рисует реалистичную картину современной ему России.
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод...

Но заканчивается произведение словами:
Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.
Немного другой ракурс взял поэт в своем цикле «На поле Куликовом».

Революция 1917 отразилась в крупнейшей послеоктябрьской поэме "Двенадцать " (1918). В ней отразились как реальные события, так и взгляды поэта на историю, сущность цивилизации и культуру.

Самое начало поэмы настраивает читателя на борьбу; резким контрастом встают два мира - старый и новый, только что родившийся:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Человеческие страсти и разбушевавшаяся стихия действуют в унисон, разрушая все отжившее, олицетворяющее старый уклад жизни. Как атрибуты старого уклада жизни - буржуй, барыня, и поп:
Вон барыня в карАкуле
К другой подвернулась...
- Уж мы плакали, плакали...-
Поскользнулась
И- бац -растянулась!

А следом, отряхивая с себя осколки погибшего общества, идут двенадцать человек. Кто они - строители будущего или жестокие разрушители, убийцы?

Блок употреблял в своей поэме множество символов: имена, числа, цвета.
Лейтмотив поэмы возникает с первых тактов: в разрыве и противопоставлении «белого» и «черного». Черный цвет – смутного, тёмного начала. Белый цвет символизирует чистоту, духовность, это цвет будущего.

Образ Христа также символичен в поэме. Иисус Христос – вестник новых человеческих отношений, выразитель святости и очистительного страдания. Для Блока его «двенадцать» - настоящие герои, так как они являются исполнителями великой миссии, совершают святое дело – революцию. Как символист и мистик, святость революции автор выражает религиозно. Подчёркивая святость революции, Блок ставит перед этими «двенадцатью» незримо идущего Христа.

Перед героем поэмы две дороги. Одна – труд, тяжёлый и однообразный. Другая – любовь прекрасной женщины, покой и очарование соловьиного сада. Герой оставляет свою жалкую хижину, верного помощника осла и идёт туда, в манящий соловьиный сад. Но очень скоро он понимает, что счастье было там, на каменистых тропинках, по которым он шёл со своим ослом. Герой покидает прекрасный сад, нежную возлюбленную, но поздно. Уже нет ни его хижины, ни его осла, а по тропинке, протоптанной его ногами, спускается другой человек.
В поэме противопоставляются две темы. Первая – будничная прозаическая жизнь, наполненная содержанием и действием. Вторая – райская жизнь, без дела и цели. Текст поэмы состоит из семи глав. С самого начала возникает первая тема, которая, перекликаясь со второй, продолжается в течение трёх глав. Уже с четвертой главы герой попадается в сад. Пребыванию в саду, второй теме, посвящено всего четыре строфы. А дальше вновь появляется первая тема, но это уже не жизнь, наполненная содержанием и действием, а итог пребывания в саду – одиночество, бессмысленность существования.
За оградой Соловьиного сада герой «ломает слоистые скалы», у него «разум от зная мутится», ему «снится жизнь другая». А в соловьином саду герой, «опьяненный вином золотистым», «забыл о пути каменистом».
Когда описывается пребывание героя за оградой сада, используются «тяжёлые» слова: «таскает», «куски», «начинает кричать». А для описания пребывания героя в саду используются нежные, романтические выражения: «напев соловьиный», «шепчут ручьи и листы», «запели ручьи».
К.Чуковский упрекал А.Блока за «чрезмерное сладкозвучие» «Соловьиного сада». Но «оправдать» поэта можно. Описание сада может быть только именно «чрезмерно сладкозвучным». Потому что такую жизнь нельзя изобразить по-другому, к ней не проходит иное описание.
В поэме играет большую роль образ моря. Море символизирует будничную жизнь, «рокотание» - это бесконечный, тяжёлый труд, шум, жизнь. В райский сад не доносятся «жизни проклятья», но там нет и самой жизни. Героя влечёт назад, к покинутой им будничности, потому что человек не может быть счастливым без дела и цели. В розовых цепях что-то оказалось безнадёжно утраченным, «рокотанье моря» соловьиная песня заглушить не властна.
Основная мысль поэмы, я думаю, заключается именно в этом.
На вопрос героя: «наказание ли ждёт иль награда, Если я уклонюсь от пути?» Блок отвечает в конце поэмы. Не зря он дает в поэме сцену столкновение крабов. Этой сценой подчеркивается глубина одиночества героя, которое наступило из-за того, что он уклонился от пути.
Поэма «Соловьиный сад» считается романтической. Период написания этой поэмы – переходной период в творчестве писателя. Переход от символизма к реализму отразился в поэме. Здесь много символов, даже при описании реальной жизни, много романтики. Но побеждает реализм.

11234 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Анализ поэмы А.Блока «Соловьиный сад»

Смотрите также по разным произведениям Блока:

Анализ поэмы Блока «Соловьиный сад»

Все творения Блока условно можно поделить на реалистичные и романтичные. А вот поэма «Соловьиный сад» сочетает в себе оба направления. Сюжет несложен, но как глубоко заставляет задуматься каждого. Жил себе человек, каждодневный тяжелый труд был привычным для него.

И вдруг судьба предлагает райские пущи с беспечным существованием. И герой поэмы, не долго думая, с головой уходит в безделье, он забывает о тернистом пути, которым шел всю сознательную жизнь. Опьяненный вином праздного времяпровождения, он не живет, а существует без цели, без конкретного дела.

И все же Блок показал нам настоящего Человека, который способен преодолеть соблазны «соловьиного сада». Герой понял всю порочность розовых оков, в которые попал. Одиночество, ощущение ненужности тяготит бывшего трудягу. Ему не хватает рокота моря, он готов снова ломать слоистые скалы и таким образом приносить пользу обществу. Он всей душой хочет вернуться к жизни, в которой был и смысл, и содержание.

Совсем недолго, всего четыре строфы из семи глав, находится блоковский герой в саду со слащавым песнопением, где все представлено в розовом цвете. Осознав свою ошибку, он корит себя за опрометчивый поступок, который совершил. Хотя, когда-то, в тяжелой реальности ему снилась жизнь другая, о которой он, вероятно, грезил. Однако, оказавшись в, казалось бы, идеальных условиях, человек почувствовал себя не на своем месте, поскольку оказался «не у дел».

Не смотря на то, что соловьиный сад – символичен, само произведение полно реальных переживаний. Блок через своего героя показывает всем, сколь никчемна жизнь, если нет в ней определенной цели, к которой стремишься. В то же время автор подталкивает нас к мысли, что жизненные ситуации могут быть самые разные. Человек оступается, сходит с «правильной» дороги, ищет «легкой» жизни. Но, если «медные трубы» и соловьиный сад не становятся родными и своими для человека, значит он не пустышка. А потому всегда есть возможность вернуться на тернистый, но свой путь.

Удивительно: идут годы, сменяют друг друга столетия, а проблемы-то у человечества все те же. Кажется, что Блок живет сегодня, где-то в соседнем дворе и рассказывает о нашем современнике. Но как гениально задуман сюжет, насколько точно подана мысль, что и сегодня адекватный читатель абсолютно точно трактует идею автора. Восхищаюсь и отдаю дань уважения великому Блоку.

Анализ поэмы Блока А.А. «Соловьиный сад»

«Соловьиный сад»

В романтической поэме «Соловьиный сад» А.А. Блок рисует два противопоставленных друг другу мира Первый характери­зуют зной, слоистые скалы и илистый берег моря. Эго обыден­ный мир человеческого существования, наполненный каждо­дневным тяжким трудом. А рядом с ним расположен мир иной, волшебный, возвышенный и утонченный. Это дивный сад с про­хладой, соловьиными трелями и прекрасными розами и песнями. Именно в него норовит свернуть упрямый осел героя поэмы.

Что же символизирует утонченный романтический образ «соловьиного сада»? На этот вопрос читатель получает более конкретный ответ во второй главе поэмы, где возникает образ женщины в белом, которая зовет лирического героя своим пеньем и манит круженьем.

А.А. Блок показывает, как бедна и однообразна жизнь оди­нокого человека и как она может преобразиться, когда в сердце героя поселяется любовь. В третьей главе волшебные чары со­ловьиного сада распространяются уже и за его ограду. «Знако­мый, пустой, каменистый» путь начинает казаться лирическому герою поэмы «таинственным», так как приводит к манящей ог­раде. Розы из «Соловьиного сада» опускаются все ниже. Сердце подсказывает, что надо войти в сад и стать там желанным гостем.

В четвертой главе лирический герой наконец решается отво­рить прежде казавшиеся неприступными двери. И, к его удивле­нию, они открываются для него сами. Райское блаженство ожи­дает в саду лирического героя. Образ счастья рисуется в подчеркнуто романтических тонах: прохлада лилий, однозвучная песня ручьев и сладкие трели соловьев, звон запястий и, наконец, ощущение опьянения вином и золотым огнем. Лирический герой забывает о своей работе, об оставленном за оградой осле.

Однако в пятой главе автор восклицает: «Заглушить роко­тание моря Соловьиная песнь не вольна!». Эти строки подчер­кивают суть блоковского понимания счастья. Никакое высшее наслаждение (даже любовь) не может заменить человеку ощущение выполненного долга, понимание того, что он нахо­дится на своем пути. «Соловьиная песнь» в данном контексте может восприниматься как символ мечты о личном счастье, о любви, о праздных утехах. «Море» же, как это и принято в классической литературе, символизирует жизнь в широком смысле, устоявшийся миропорядок. Если в первой главе по­эмы, когда герой ломает скалы и перевозит их куски на осле к железной дороге, морс ведет себя благосклонно, мирно, начи­нается отлив, то в пятой главе оно рокочет, силясь быть ус­лышанным. И душа лирического героя спешит на шум прибоя.

В шестой главе герой покидает спящую возлюбленную и идет на жалобные крики осла и мерные удары волн. Лишь шипы прекрасных роз, «точно руки из сада», пытаются удержать его.

В седьмой главе героя поэмы ждет тяжкая расплата за то, что он нарушил долг: морской прилив уничтожил его дом на берегу. А его рабочее место занял другой человек. За кратко­временное счастье пришлось заплатить всем, что имел. Это ответ на вопрос, поставленный в третьей главе поэмы: «Нака­занье ли ждет иль награда. Если я уклонюсь oт пути?».

Таким образом, основным композиционным приемом в поэме выступает антитеза, которая распространяется не толь­ко на организацию художественного пространства поэмы, но и на звуковые образы. Наряду с общефилософской трактовкой поэмы в критике существует мнение о том, что в ней содер­жится полемика А.А. Блока со сторонниками «чистого искус­ства». В этой связи «Соловьиный сад» можно понимать как отказ от изображения проблем исторической реальности, уход в некое идеальное пространство и сужение задач современно­го автору искусства.

«Соловьиный сад», анализ поэмы Блока

Краткая история создания . Поэма «Соловьиный сад» датирована 6 января 1914 - 14 октября 1915. Это был период бурного романа Блока с Любовью Александровной Андреевой-Дельмас, тридцатичетырехлетней оперной певицей. Двенадцатого января 1914 года он сделал запись о первой встрече с Дельмас. О том, что она была певицей, есть упоминание:

«А в саду кто-то тихо смеется,
И потом - отойдет и поет».

Жанр произведения - романтическая поэма.

Тема произведения. Размышления о смысле жизни. Говорят, что судьба - это дорога, длиною в жизнь. Блок символично разделяет жизнь на две дороги. Одна - это рутинная работа, которая дает пропитание. А другая - это праздное безделье в «соловьином саду» . где царит любовь. Поэта терзают сомнения: что выбрать?

Сюжет . Перед нами трудная жизнь простого рабочего. Каждый день он со своим ослом вынужден выполнять тяжелую однообразную работу «донесем до железной дороги, Сложим в кучу, - и к морю опять. » А недалеко от дороги раскинулся сад. Он манит своей прохладой и тенью и еще «кто-то тихо смеется» . Может, стоит войти в этот сад? Ведь там возможна «жизнь другая - моя, не моя. » И он решается войти в сад, позабыв «о пути каменистом, о товарище бедном своем» . Но жизнь, лишенная привычных волнений и тревог, перестает радовать. И вот уже «заглушить рокотание моря соловьиная песнь не вольна» . Он спешит в свою реальную, земную жизнь, «где остался мой дом и осел» . Но остался только ржавый лом.

  • стихотворный размер . трехстопный анапест (третий слог ударный), схема:

Я/ ло-/ма?-/ю/ сло-/и?-/сты-/е/ ска?-/лы
В час/ от-/ли?-/ва/ на/ и?-/лис-/том/ дне?,
И /тас-/ка?-/ет о-/се?л/ мой/ у-/ста?-/лый
Их кус-/ки?/ на/ мох-/на?-/той/ спи-не?.

_ _ _?/_ _ _?/_ _ _?/_
_ _ _?/_ _ _?/_ _ _?/
_ _ _?/ _ _ _?/_ _ _?/_
_ _ _?/_ _ _?/_ _ _?/

  • рифма перекрестная (АбАб), чередуются женская (ударение на предпоследнем слоге) скалы-усталый и мужская (ударение падает на последний слог) дне-спине рифмы. По точности созвучия рифма считается богатой (совпадение ударного гласного и опорного согласного звуков).

    Я ломаю слоистые скалы (А)
    В час отлива на илистом дне, (б)
    И таскает осел мой усталый (А)
    Их куски на мохнатой спине. (б)

  • тропы и стилистические фигуры:
    • в поэме присутствует скрытая антитеза. автор противопоставляет морю сад. Море - это рокот волн, приливы, движение и жизнь, а сад - это синяя мгла, сумрак, забытье.
    • олицетворение шепчут ручьи и листы, день догорает, сумрак ночи ползет .
    • метонимия белое платье мелькает .
    • сравнение их шипы, точно руки из сада .
    • градация и знакомый, пустой, каменистый, но сегодня - таинственный путь; брошенный лом, тяжкий, ржавый; путь знакомый и прежде недлинный в это утро кремнист и тяжел .
    • большое количество эпитетов осел мой усталый, лишних роз, напев беспокойный, хижине тесной, бедняк обездоленный, напев неизвестный, осел утомленный, за ночною за знойною мглой, сладкой песнью, незнакомого счастья, мгле благовонной и знойной .
    • ассонанс (повторение гласных) И осел начинает кричать. И кричит, и трубит он, - отрадно. Звуки И О передают нам крики осла .
  • Лирический герой поэмы. Сам лирический герой называет себя «бедняком обездоленным» . Вся его жизнь - это тяжелая работа, а все что у него есть - это осел, кирка и хижина. «Соловьиный сад» дает ему возможность прожить другую жизнь, где «не доносятся жизни проклятья» . Каждый день он проделывает один и тот же путь, но желание войти в сад становится все сильнее. А что же там за оградой: «наказанье ли ждет, иль награда» . Оказавшись за оградой, герой теряет связь с реальным миром «я проснулся на мглистом рассвете неизвестно которого дня» . Жизнь без постоянного движения теряет свой привычный смысл. Блок использует в своей поэме образ моря. Оно является символом жизни. Когда герой попадает в сад, то перестает слышать «рокот моря» . но когда появляется желание вернуться в реальную жизнь, он снова слышит «рокот волн» . Через символические образы автор пытался донести идею торжества реального над иллюзорным. Только настоящая жизнь может быть полноценной.

    Литературное направление . В зрелой поэзии Александра Блока наблюдается освобождение от отвлечённых мистико-романтических символов. Его произведения обретают жизненность, конкретность. Происходит переход от символизма к реализму. Первые пробы смены направления отражены в поэме «Соловьиный сад». Но даже в описаниях реальной жизни пока еще много символичных образов.

    Срочно нужен АНАЛИЗ стихотворения А. А. Блока "Соловиьный сад" - где его можно взять?

    Гарик Просветленный (29931) 9 лет назад

    Особенности композиции поэмы А. Блока «Соловьиный сад»

    Или я заблудился в тумане?

    Или кто-нибудь шутит со мной?

    Тонкий лирик и мастер композиции Александр Блок внес большой вклад в русскую и мировую классическую поэзию. Отдавая дань романтизму и символизму, поэт создает прекрасное произведение - поэму «Соловьиный сад». в которой витиевато, красиво и загадочно говорит о смысле жизни и месте человека в ней.

    Произведение построено на излюбленном приеме Блока - антитезе. В начальных главах поэт описывает длинный и тернистый путь человека к счастью. Повествование ведется по законам жанра - вне времени и пространства.

    Я ломаю слоистые скалы

    В час отлива на илистом дне,

    И таскает осел мой усталый

    Их куски на мохнатой спине.

    Донесем до железной дороги,

    Сложим в кучу, - и к морю опять

    Нас ведут волосатые ноги,

    И осел начинает кричать.

    А совсем рядом существует другой мир, прекрасный соловьиный сад с цветущими кустами роз и звонко журчащими ручейками. Этот неведомый и таинственный мир манит лирического героя, заставляет задуматься о собственной жизни, ее смысле. Почему он в бедной хижине среди жалкой обстановки, когда совсем рядом волшебная страна, стоит лишь протянуть руку, толкнуть калитку сада и очутиться в ином мире, рядом с ласковым и любящим существом.

    В третьей главе Блок показывает смятение и сомнение героя, душа которого рвется в волшебный сад.

    Отдыхает осел утомленный,

    Брошен лом на песке под скалой,

    А хозяин блуждает влюбленный

    За ночною, за знойною мглой.

    В следующей главе поэт рассказывает, что переживания и страхи героя были напрасны, не пришлось преодолевать трудности, пробираясь в соловьиный сад.

    Правду сердце мое говорило,

    И ограда была не страшна,

    Не стучал я - сама отворила

    Неприступные двери она.

    Попав в волшебный мир, герой наслаждается его красотой и покоем, но соловьиная песня не может «заглушить рокотание моря». Это символический шум жизни вне сада, может быть, рокот толпы, будни города, от которых не спрячешься ни за какими стенами. В шестой главе Блок описывает борения героя с самим собой, когда, находясь в прекрасном мире, он стремится «на волю». к прежнему тяжкому труду и своему спутнику - ослу.

    Да, герой выполнял однообразную работу, но был волен в любой момент уйти, а в саду он пленник - пусть любви, но это прочные сети.

    И, спускаясь по камням ограды,

    Я нарушил цветов забытье.

    Их шипы, точно руки из сада,

    Уцепились за платье мое.

    Седьмая глава самая загадочная и интересная. Герой возвращается к своей хижине и не узнает прежней обстановки, что-то неуловимо изменилось вокруг.

    Или я заблудился в тумане?

    Или кто-нибудь шутит со мной?

    Нет, я помню камней очертанье,

    Тощий куст и скалу над водой.

    Жизнь не терпит пустоты. Уже другой труженик заменил нашего лирического героя. Он выполняет ту же работу, спускаясь к морю.

    А с тропинки, протоптанной мною,

    Там, где хижина прежде была,

    Стал спускаться рабочий с киркою.

    Погоняя чужого осла.

    Жизнь неумолимо движется вперед, на смену ушедшему встает новый герой, и так бесконечно: бег времени остановить невозможно. Блок подчеркивает эту мысль, применяя в своей поэме кольцевую композицию, символизирующую непрерывный ход времени. Поэма «Соловьиный сад» загадочна и пленительна. Блок сумел выразить в ней свои эстетические и философские взгляды. Это произведение дает читателям возможность насладиться прекрасным русским языком, завораживающим своей звучностью, гармонией и красотой.

    Если нигде нет, пишите сами. Вообрзите себя великим критиком и пишите, о чувствах, переживаниях, одиночестве.

    Послушайте стихотворение Блока Соловьиный сад

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Соловьиный сад

    Герой поэмы - она написана от первого лица - рабочий; он приходит в часы отлива к морю, чтобы тяжелым трудом зарабатывать себе на жизнь - киркой и ломом колоть слоистые скалы. Добытый камень на осле свозится к железной дороге. И животному, и человеку тяжело. Дорога проходит мимо тенистого, прохладного сада, скрытого за высокой решеткой. Из-за ограды к работнику тянутся розы, где-то вдалеке слышен «напев соловьиный, что-то шепчут ручьи и листы», доносится тихий смех, едва различимое пение.

    Чудесные звуки томят героя, он впадает в задумчивость. Сумрак - день заканчивается - усиливает беспокойство. Герою чудится другая жизнь: в своей жалкой лачуге он мечтает о соловьином саде, отгороженном от проклятого мира высокой решеткой. Снова и снова он вспоминает привидевшееся ему в синем сумраке белое платье - оно манит его «и круженьем, и пеньем зовет». Так продолжается каждый день, герой ощущает, что влюблен в эту «недоступность ограды».

    Пока утомленное животное отдыхает, хозяин, возбужденный близостью своей мечты, бродит по привычной дороге, сейчас, однако, ставшей таинственной, так как именно она ведет к синеватому сумраку соловьиного сада. Розы под тяжестью росы свисают из-за решетки ниже, чем обычно. Герой пытается понять, как его встретят, если он постучится в желанную дверь. Он не может более вернуться к тупому труду, сердце говорит ему, что его ждут в соловьином саду.

    Действительно, предчувствия героя оправдываются - «не стучал я - сама отворила неприступные двери она». Оглушенный сладкими мелодиями соловьиного пения, звуками ручьев, герой попадает в «чуждый край незнакомого счастья». Так «нищая мечта» становится явью - герой обретает любимую. «Опаленный» счастьем, он забывает свою прошлую жизнь, тяжкую работу и животное, долго бывшее его единственным товарищем.

    Так, за заросшей розами стеной, в объятиях любимой, проводит герой время. Однако и среди всего этого блаженства ему не дано не слышать шум прилива - «заглушить рокотание моря соловьиная песнь не вольна!» Ночью возлюбленная, замечая тревогу на его лице, беспрестанно спрашивает любимого о причине тоски. Тот в своих видениях различает большую дорогу и нагруженного осла, бредущего по ней.

    Однажды герой просыпается, смотрит на безмятежно спящую возлюбленную - сон её прекрасен, она улыбается: ей грезится он. Герой распахивает окно - вдали слышится шум прилива; за ним, ему кажется, можно различить «призывающий жалобный крик». Кричит осел - протяжно и долго; герой воспринимает эти звуки как стон. Он задергивает полог над возлюбленной, стараясь, чтобы она не проснулась подольше, выходит за ограду; цветы, «точно руки из сада», цепляются за его одежду.

    Герой приходит на берег моря, но не узнает ничего вокруг себя. Дома нет - на его месте валяется заржавленный лом, затянутый мокрым песком.

    Непонятно, то ли это видится ему во сне, то ли происходит наяву - с протоптанной героем тропинки, «там, где хижина прежде была Стал спускаться рабочий с киркою, Погоняя чужого осла».

    Герой поэмы - она написана от первого лица - рабочий; он приходит в часы отлива к морю, чтобы тяжелым трудом зарабатывать себе на жизнь - киркой и ломом колоть слоистые скалы. Добытый камень на осле свозится к железной дороге. И животному, и человеку тяжело. Дорога проходит мимо тенистого, прохладного сада, скрытого за высокой решеткой. Из-за ограды к работнику тянутся розы, где-то вдалеке слышен «напев соловьиный, что-то шепчут ручьи и листы», доносится тихий смех, едва различимое пение.

    Чудесные звуки томят героя, он впадает в задумчивость. Сумрак - день заканчивается - усиливает беспокойство. Герою чудится другая жизнь: в своей жалкой лачуге он мечтает о соловьином саде, отгороженном от проклятого мира высокой решеткой. Снова и снова он вспоминает привидевшееся ему в синем сумраке белое платье - оно манит его «и круженьем, и пеньем зовет». Так продолжается каждый день, герой ощущает, что влюблен в эту «недоступность ограды».

    Пока утомленное животное отдыхает, хозяин, возбужденный близостью своей мечты, бродит по привычной дороге, сейчас, однако, ставшей таинственной, так как именно она ведет к синеватому сумраку соловьиного сада. Розы под тяжестью росы свисают из-за решетки ниже, чем обычно. Герой пытается понять, как его встретят, если он постучится в желанную дверь. Он не может более вернуться к тупому труду, сердце говорит ему, что его ждут в соловьином саду.

    Действительно, предчувствия героя оправдываются - «не стучал я - сама отворила неприступные двери она». Оглушенный сладкими мелодиями соловьиного пения, звуками ручьев, герой попадает в «чуждый край незнакомого счастья». Так «нищая мечта» становится явью - герой обретает любимую. «Опаленный» счастьем, он забывает свою прошлую жизнь, тяжкую работу и животное, долго бывшее его единственным товарищем.

    Так, за заросшей розами стеной, в объятиях любимой, проводит герой время. Однако и среди всего этого блаженства ему не дано не слышать шум прилива - «заглушить рокотание моря соловьиная осень не вольна!» Ночью возлюбленная, замечая тревогу на его липе, беспрестанно спрашивает любимого о причине тоски. Тот в своих видениях различает большую дорогу и нагруженного осла, бредущего по ней.

    Однажды герой просыпается, смотрит на безмятежно спящую возлюбленную - сон ее прекрасен, она улыбается: ей грезится он. Герой распахивает окно - вдали слышится шум прилива; за ним, ему кажется, можно различить «призывающий жалобный крик». Кричит осел - протяжно и долго; герой воспринимает эти звуки как стон. Он задергивает полог над возлюбленной, стараясь, чтобы она не проснулась подольше, выходит за ограду; цветы, «точно руки из сада», цепляются за его одежду.

    Герой приходит на берег моря, но не узнает ничего вокруг себя. Дома нет - на его месте валяется заржавленный лом, затянутый мокрым песком.

    Непонятно, то ли это видится ему во сне, то ли происходит наяву - с протоптанной героем тропинки, «там, где хижина прежде была / Стал спускаться рабочий с киркою, / Погоняя чужого осла».

    Вы прочитали краткое содержание поэмы "Соловьиный сад". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

    сообщить о неприемлемом содержимом

    Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

    Александр Блок
    Соловьиный сад

    1
    Я ломаю слоистые скалы
    В час отлива на илистом дне,
    И таскает осел мой усталый
    Их куски на мохнатой спине.

    Донесем до железной дороги,
    Сложим в кучу, – и к морю опять
    Нас ведут волосатые ноги,
    И осел начинает кричать.

    И кричит, и трубит он, – отрадно,
    Что идет налегке хоть назад.
    А у самой дороги – прохладный
    И тенистый раскинулся сад.

    По ограде высокой и длинной
    Лишних роз к нам свисают цветы.
    Не смолкает напев соловьиный,
    Что-то шепчут ручьи и листы.

    Крик осла моего раздается
    Каждый раз у садовых ворот,
    А в саду кто-то тихо смеется,
    И потом – отойдет и поет.

    И, вникая в напев беспокойный,
    Я гляжу, понукая осла,
    Как на берег скалистый и знойный
    Опускается синяя мгла.

    2
    Знойный день догорает бесследно,
    Сумрак ночи ползет сквозь кусты;
    И осел удивляется, бедный:
    «Что, хозяин, раздумался ты?»

    Или разум от зноя мутится,
    Замечтался ли в сумраке я?
    Только всє неотступнее снится
    Жизнь другая – моя, не моя…

    И чего в этой хижине тесной
    Я, бедняк обездоленный, жду,
    Повторяя напев неизвестный,
    В соловьином звенящий саду?

    Не доносятся жизни проклятья
    В этот сад, обнесенный стеной,
    В синем сумраке белое платье
    За решоткой мелькает резной.

    Каждый вечер в закатном тумане
    Прохожу мимо этих ворот,
    И она меня, легкая, манит
    И круженьем, и пеньем зовет.

    И в призывном круженье и пенье
    Я забытое что-то ловлю,
    И любить начинаю томленье,
    Недоступность ограды люблю.

    3
    Отдыхает осел утомленный,
    Брошен лом на песке под скалой,
    А хозяин блуждает влюбленный
    За ночною, за знойною мглой.

    И знакомый, пустой, каменистый,
    Но сегодня – таинственный путь
    Вновь приводит к ограде тенистой,
    Убегающей в синюю муть.

    И томление все безысходней,
    И идут за часами часы,
    И колючие розы сегодня
    Опустились под тягой росы.

    Наказанье ли ждет, иль награда,
    Если я уклонюсь от пути?
    Как бы в дверь соловьиного сада
    Постучаться, и можно ль войти?

    А уж прошлое кажется странным,
    И руке не вернуться к труду:
    Сердце знает, что гостем желанным
    Буду я в соловьином саду…

    4
    Правду сердце мое говорило,
    И ограда была не страшна.
    Не стучал я – сама отворила
    Неприступные двери она.

    Вдоль прохладной дороги, меж лилий,
    Однозвучно запели ручьи,
    Сладкой песнью меня оглушили,
    Взяли душу мою соловьи.

    Чуждый край незнакомого счастья
    Мне открыли объятия те,
    И звенели, спадая, запястья
    Громче, чем в моей нищей мечте.

    Опьяненный вином золотистым,
    Золотым опаленный огнем,
    Я забыл о пути каменистом,
    О товарище бедном моем.

    5
    Пусть укрыла от дольнего горя
    Утонувшая в розах стена, -
    Заглушить рокотание моря
    Соловьиная песнь не вольна!

    И вступившая в пенье тревога
    Рокот волн до меня донесла…
    Вдруг – виденье: большая дорога
    И усталая поступь осла…

    И во мгле благовонной и знойной
    Обвиваясь горячей рукой,
    Повторяет она беспокойно:
    «Что с тобою, возлюбленный мой?»

    Но, вперяясь во мглу сиротливо,
    Надышаться блаженством спеша,
    Отдаленного шума прилива
    Уж не может не слышать душа.

    6
    Я проснулся на мглистом рассвете
    Неизвестно которого дня.
    Спит она, улыбаясь, как дети, -
    Ей пригрезился сон про меня.

    К`ак под утренним сумраком чарым
    Лик, прозрачный от страсти, красив!…
    По далеким и мерным ударам
    Я узнал, что подходит прилив.

    Я окно распахнул голубое,
    И почудилось, будто возник
    За далеким рычаньем прибоя
    Призывающий жалобный крик.

    Крик осла был протяжен и долог,
    Проникал в мою душу, как стон,
    И тихонько задернул я полог,
    Чтоб продлить очарованный сон.

    И, спускаясь по к`амням ограды,
    Я нарушил цветов забытье.
    Их шипы, точно руки из сада,
    Уцепились за платье мое.

    7
    Путь знакомый и прежде недлинный
    В это утро кремнист и тяжел.
    Я вступаю на берег пустынный,
    Где остался мой дом и осел.

    Или я заблудился в тумане?
    Или кто-нибудь шутит со мной?
    Нет, я помню камней очертанье,
    Тощий куст и скалу над водой…

    Где же дом? – И скользящей ногою
    Споткаюсь о брошенный лом,
    Тяжкий, ржавый, под черной скалою
    Затянувшийся мокрым песком…

    Размахнувшись движеньем знакомым
    (Или все еще это во сне?),
    Я ударил заржавленным ломом
    По слоистому камню на дне…

    И оттуда, где серые спруты
    Покачнулись в лазурной щели,
    Закарабкался краб всполохнутый
    И присел на песчаной мели.

    Я подвинулся, – он приподнялся,
    Широко разевая клешни,
    Но сейчас же с другим повстречался,
    Подрались и пропали они…

    А с тропинки, протоптанной мною,
    Там, где хижина прежде была,
    Стал спускаться рабочий с киркою,
    Погоняя чужого осла.



    
    Top