Сообщение о жюль верне. Жюль Габриэль Верн (Jules Gabriel Verne)

Жюль Верн - чрезвычайно популярный французский писатель, основатель научной фантастики вместе с Гербертом Джорджем Уэллсом. Произведения Верна, написанные как для подростков, так и для взрослых, запечатлели предприимчивый дух 19 века, его очарование, научный прогресс и изобретения. Его романы большей своей частью были написаны в форме путевых заметок, уносящих читателей на Луну в «С Земли на Луну» или в совсем другом направлении - в «Путешествии к центру Земли». Многие идеи Верна оказались пророческими. Среди самых известных его книг - приключенческий роман «Вокруг света за 80 дней» (1873).

«Ах - какое путешествие - какое замечательное и необычное путешествие! Мы вошли в Землю через один вулкан, а вышли - через другой. И этот другой находился более чем двенадцать тысяч лиг от Снеффельса, от этой тоскливой страны Исландии… Мы покинули район вечных снегов и оставили позади серый туман ледяных просторов, чтобы вернуться к лазурному небу Сицилии!» (из «Путешествия к центру Земли», 1864)

Жюль Верн родился и вырос в Нанте.

Его отец был преуспевающим адвокатом. Чтобы продолжить семейную традицию, Верн переехал в Париж, где изучал юриспруденцию. Его дядя представил его в литературных кругах, и он начал публиковать пьесы под влиянием таких писателей, как Виктор Гюго и Александр Дюма (сын), кого Верн знал лично. Несмотря на то, что большую часть времени Верн посвящал написанию книг, он получил диплом адвоката. В это время Верн страдал от проблем с пищеварением, которые периодически беспокоили его в течение всей его жизни.

В 1854 году Шарль Бодлер перевел работы Эдгара По на французский. Верн стал одним из самых преданных почитателей американского писателя и написал свое «Путешествие на воздушном шаре» (1851) под влиянием По. Позже Жюль Верн напишет продолжение незаконченного романа По «Рассказ Гордона Пима», названный им «Сфинкс ледяных равнин» (1897). Когда его карьера как писателя замедлилась, Верн вновь обратился к маклерству, делу, которым он занимался до публикации повести «Пять недель на воздушном шаре» (1863), которая вошла в серию «Необыкновенные путешествия». В 1862 году Верн познакомился с Пьером Жюлем Этцелем, издателем и писателем для детей, который опубликовал «Необыкновенные путешествия» Верна. Они сотрудничали до конца творческого пути Жюля Верна. Этцель также работал с Бальзаком и Жорж Санд. Он внимательно читал рукописи Верна и не стеснялся предлагать исправления. Ранняя работа Верна, «Париж двадцатого века» не понравилась издателю, и она так и не появилась в печати до 1997 года на английском языке.

Романы Верна вскоре завоевали невероятную популярность в мире. Без образования ученого и опыта путешественника Верн провел большую часть своего времени в исследованиях для своих произведений. В отличие от фэнтези литературы, например «Алисы в стране чудес» (1865) Льюиса Кэрролла, Верн старался быть реалистичным и придерживаться фактов в деталях. Когда Уэллс в «Первом человеке на Луне» изобрел «каворит», субстанцию, неподвластную гравитации, Верн был недоволен: «Я отправил своих героев на Луну с порохом, такое может случиться на самом деле. А где мистер Уэллс найдет свой «каворит»? Пусть покажет мне его!» Однако, когда логика романа противоречила современным научным знаниям, Верн не придерживался фактов. «Вокруг света за 80 дней» - роман о реалистичном и отважном путешествии Филеаса Фогга - основан на реальном путешествии американца Джорджа Френсиса Трейна (1829-1904). «Путешествие к центру Земли» уязвимо для критики с точки зрения геологии. Повесть рассказывает об экспедиции, которая проникает в самое сердце Земли. В «Гекторе Сервадаке» (1877) Гектор и его слуга облетают на комете всю Солнечную систему.

В «Двадцать тысяч лье под водой», Верн описал одного из праотцов современных супергероев, мизантропического капитана Немо и его удивительную подводную лодку Наутилус, названную в честь паровой субмарины Роберта Фултона. «Таинственный остров» - роман о подвигах людей, оказавшихся на необитаемом острове. В этих произведениях, по которым не раз снимали фильмы, Верн соединил науку и изобретения с приключениями, обращенными к прошлому. Что-то из его произведений стало реальностью: его космический корабль предшествовал изобретению настоящей ракеты веком позже. Первая электрическая подводная лодка, построенная в 1886 г. двумя англичанами, была названа Наутилусом в честь верновского судна. Первая ядерная субмарина, спущенная на воду в 1955, была также названа Наутилусом.

Диснеевский фильм «20000 лье под водой» (1954) (режиссер Ричард Флейшер), выиграл Оскар за спецэффекты, включающие в себя механического гигантского кальмара, управляемого Бобом Мэттли. Интерьеры Наутилуса были воссозданы по книге Жюля Верна. Джеймс Мэйсон играл капитана Немо, а Кирк Дуглас - Неда Лэнда, здоровенного моряка. Фильм Майка Тодда «Вокруг света за 80 дней» (1957) завоевал награду Академии за Лучшую Картину, но не смог получить ни одной награды за 44 второстепенных роли. В фильме снимались 8552 животных, а среди них овцы со Скалистых гор, быки и ослы. На экране также появлялись 4 страуса.

В первый период своей карьеры Верн выражал оптимизм по поводу центральной роли Европы в социальном и техническом развитии мира. Что касается изобретений в области техники, воображение Верна часто противоречило фактам. В «С Земли на Луну» гигантская пушка выстреливает главным героем на орбиту. Любой современный ученый сказал бы ему сейчас, что герой был бы убит начальным ускорением. Однако идея космической пушки впервые возникла в печати в 18 веке. А до этого Сирано де Бержерак написал «Путешествия на Солнце и Луну» (1655) и описал в одном из рассказов ракету для космических путешествий.

«Сложно сказать, всерьез ли принял Верн идею той громадной пушки, потому что многое в рассказе написано довольно шутливым языком… Возможно он верил, что если такая пушка будет построена, она могла подходить для того, чтобы посылать снаряды на Луну. Но вряд ли он действительно думал, что кто-то из пассажиров мог бы выжить после этого» (Артур Кларк, 1999).

Основная часть произведений Верна была написана к 1880 г. В поздних романах Верна виден пессимизм по поводу будущего человеческой цивилизации. В своей повести «Вечный Адам» будущие открытия 20 века были ниспровергнуты геологическими катаклизмами. В «Робуре-завоевателе» (1886) Верн предсказал рождение судна тяжелее, чем воздух, а в продолжении романа, «Властелин мира» (1904), изобретатель Робур страдает от мании величия и играет в кошки-мышки с властями.

Жизнь Верна после 1860 года была не насыщенной событиями и буржуазной. Он путешествовал с братом Полом в США в 1867, посетил водопад Ниагара. Во время поездки на корабле по Средиземноморью его приветствовали в Гибралтаре, Северной Африке, а в Риме Папа Лев XII благословил его и его книги. В 1871 г. он поселился в Амьене и был выбран советником в 1888 г. В 1886 на Верна было совершено покушение. Его племянник-параноик, Гастон, выстрелил ему в ногу, и писатель был обездвижен до конца жизни. Гастон так и не вылечился от своего заболевания.

В возрасте 28 лет Верн женился на Онорине де Виане, молодой вдове с двумя детьми. Он жил с семьей в большом загородном доме и иногда плавал на яхте. К ужасу своей семьи, он начал восхищаться князем Петром Кропоткиным (1842-1921), который посвятил себя революционной деятельности, и чья личность, возможно, повлияла на благородного анархиста из «Кораблекрушения «Джонатана»(1909). Интерес Верна к социалистическим теориям уже был заметен в «Матиасе Шандоре» (1885).

На протяжении более 40 лет Верн публиковал как минимум одну книгу в год. Несмотря на то, что Верн писал об экзотических местах, он путешествовал относительно немного - единственный его полет на аэростате длился 24 минуты. В письме Этцелю он сознается: «Кажется, я схожу с ума. Я затерялся среди невероятных приключений моих героев. Сожалею я только об одном: я не могу сопровождать их pedibus cum jambis». Произведения Верна включают в себя 65 романов, около 20 рассказов и эссе, 30 пьес, несколько географических трудов, а также оперные либретто.

Верн умер в Амьене 24 марта 1905 г. Труды Верна вдохновили множество режиссеров: от Жоржа Мелье («С Земли на Луну», 1902) и Уолта Диснея («20000 лье под водой», 1954) до Генри Левина («Путешествие к центру Земли», 1959) и Ирвину Алену («Пять недель на воздушном шаре», 1962). Итальянский художник Джорджио де Чироко также был заинтересован произведениями Верна и написал по ним этюд «По метафизическому искусству»: «Но кто лучше него смог бы уловить метафизическую стихию такого города, как Лондон, с его зданиями, улицами, клубами, площадями и открытыми пространствами; туманность воскресного лондонского полудня, меланхолию человека, ходячего фантома, каким представляется нам Филеас Фогг в «Вокруг света за 80 дней»? Произведение Жюля Верна наполнено этими радостными и утешительными моментами; я до сих пор помню описание отправления парохода из Ливерпуля в его романе «Плавучий остров».

27 сентября 2015 года на набережной Федоровского в Нижнем Новгороде открыт первый в России памятник писателю.

Годы жизни: с 08.02.1828 по 24.03.1905

Французский географ, широко известный писатель, классик приключенческой литературы; его произведения в значительной мере способствовали не только становлению научной фантастики, но и послужили стимулом к началу практических работ по освоению космоса.

Жюль Габриэль Верн родился в старинном городе Нанте, расположенном на берегу Луары, недалеко от ее устья. Жюль был старшим сыном адвоката Пьера Верна, который имел свою адвокатскую контору и предполагал, что со временем сын унаследует его дело. Мать писателя, урожденная Аллотт де ла Фюйе, происходила из древнего рода нантских судовладельцев и кораблестроителей.

С 6 лет Жюль ходит на уроки к соседке, вдове капитана дальнего плавания. В 8 лет он поступает сначала в семинарию Сен-Станислав, затем в лицей, где получает классическое образование, включавшее знание греческого и латинского языков, риторики, пения и географии.

Получив в 1846 году диплом бакалавра, Жюль, согласившийся – под большим давлением отца – унаследовать его профессию, начинает изучать юриспруденцию в Нанте. В апреле 1847 года он отправляется в Париж, где сдает экзамены за первый год обучения, затем возвращается в Нант.

Его непреодолимо влечет театр, и он пишет две пьесы («Александр VI» и «Пороховой заговор»), прочитанные в узком кругу знакомых. Жюль хорошо понимает, что театр – это, прежде всего, Париж. С большим трудом он добивается от отца разрешения продолжить учебу в столице, куда и отправляется в ноябре 1848 года.

По строгому предписанию отца он должен был стать правоведом, и он им стал, окончив в Париже Школу права и получив диплом, но в адвокатскую контору отца не вернулся, соблазненный более заманчивой перспективой - литературой и театром. Он остается в Париже и, несмотря на полуголодное существование (отец не одобрял «богемы» и не помогал ему), с энтузиазмом осваивает выбранную стезю - пишет комедии, водевили, драмы, либретто комических опер, хотя сбыть их никому не удается.

В этот период Жюль Верн живет в мансарде вместе со своим другом, и оба очень бедны. Несколько лет писатель перебивается случайными заработками. Его карьера в нотариальной конторе не складывается, поскольку не оставляет времени для литературы, не удается долго продержаться и в банке на должности клерка. Верн занимается в основном репетиторством со студентами юридического факультета.

Наитие привело Жюля Верна в Национальную библиотеку, где он слушал лекции и научные диспуты, свел знакомство с учеными и путешественниками, читал и выписывал из книг заинтересовавшие его сведения по географии, астрономии, навигации, о научных открытиях, не совсем пока представляя, зачем ему это может понадобиться.

В 1851 году Верн устраивается секретарем в только что открывшийся «Лирический театр», и одновременно в журнал «Мюзе де фамий». В последнем в этом же году опубликованы рассказы молодого писателя «Первые корабли мексиканского флота» (позже переименованный в «Драма в Мексике»), «Путешествие на воздушном шаре» (второе название - «Драма в воздухе»). Как начинающий литератор, он познакомился с Виктором Гюго и Александром Дюма, который стал ему покровительствовать. Возможно, именно Дюма посоветовал молодому другу сосредоточить внимание на теме путешествий. Жюль Верн зажегся грандиозной идеей описать весь земной шар - природу, животных, растения, народы и обычаи. Он решил объединить науку и искусство и населить свои романы небывалыми доселе героями.

В январе 1857 года Верн женится на двадцатишестилетней вдове Онорине де Виан (в девичестве Морель).

Жюль Верн порвал с театром ив 1862 году завершил свой первый роман «Пять недель на воздушном шаре». Дюма порекомендовал обратиться с ним к издателю юношеского «Журнала воспитания и развлечения» Этцелю. Роман - о географических открытиях в Африке, сделанных с высоты птичьего полета - был оценен и в начале следующего года опубликован. Этцель заключил с успешным дебютантом долгосрочный договор - Жюль Верн обязался писать по два тома в год.

Далее, будто наверстывая упущенное время, он выпускает шедевр за шедевром «Путешествие к центру Земли» (1864), «Путешествие капитана Гаттераса» (1865), «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). В этих романах писатель задействовал четыре проблемы, которые в то время занимали ученый мир управляемое воздухоплавание, завоевание полюса, загадки подземного мира, полеты за пределы земного тяготения.

После пятого романа - «Дети капитана Гранта» (1868) - Жюль Верн решил написанные и задуманные книги объединить в серию «Необыкновенные путешествия», а «Дети капитана Гранта» стали первой книгой трилогии, в которую вошли еще «Двадцать тысяч лье под водой» (1870) и «Таинственный остров» (1875). Трилогию объединяет пафос ее героев - они не только путешественники, но и борцы со всякими формами несправедливости расизмом, колониализмом, работорговлей.

В 1872 году Жюль Верн навсегда покинул Париж и переселился в небольшой провинциальный город Амьен. С этого времени вся его биография сводится к одному слову - работа.

Необычайный успех вызвал роман «Вокруг света в восемьдесят дней» (1872).

В 1878 году Жюль Верн издает роман «Пятнадцатилетний капитан», протестующий против расовой дискриминации и ставший популярным на всех континентах. Эту тему писатель продолжил в следующем романе «Север против Юга» (1887) - из истории гражданской войны 60-х годов в Америке.

Всего Жюль Верн написал 66 романов, в том числе неоконченные, опубликованные в конце XX века, а также более 20 повестей и рассказов, более 30 пьес, несколько документальных и научных работ.

9 марта 1886 года Жюль Верн был тяжело ранен в лодыжку выстрелом из револьвера психически больным племянником Гастоном Верном и о путешествиях пришлось забыть навсегда.

В 1892 году писатель стал кавалером ордена Почётного легиона.

Незадолго до смерти Верн ослеп, но все так же продолжал надиктовывать книги. Писатель скончался 24 марта 1905 года от сахарного диабета.

По статистике ЮНЕСКО, Верн - самый «переводимый» автор в мире. Его книги были напечатаны на 148 языках.

В одиннадцатилетнем возрасте Жюль едва не сбежал в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Корали», но вовремя был остановлен. Будучи уже известным писателем, он признавался «Я, должно быть, родился моряком и теперь каждый день сожалею, что морская карьера не выпала на мою долю с детства».

Жюль Верн не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру, в том числе и на своих яхтах «Сен-Мишель I», «Сен-Мишель II» и «Сен-Мишель III».

Был членом Французского Географического общества.

В изначальной версии «20000 лье под водой» капитан Немо был польским аристократом, построившим «Наутилус» для мести «проклятым русским оккупантам». И только после активного вмешательства издателя Этцеля, который торговал книгами и в России, капитан Немо стал сначала «бездомным», а в романе «Таинственный остров» превратился в принца Даккара - сына индийского раджи, мстящего англичанам после подавления восстания сипаев.

Прототипом Мишеля Ардана из романа «С Земли на Луну» стал друг Жюля Верна - писатель, художник и фотограф Феликс Турнашон, более известный под псевдонимом Надар.

В России «Пять недель на воздушном шаре» появились в один год с французским изданием, а первая рецензия на роман, написанная Салтыковым-Щедриным, была опубликована не где-нибудь, а в некрасовском «Современнике».

Жюль Верн так и не побывал в России, но, тем не менее, в России (полностью или частично) разворачивается действие нескольких его романов.

В 60-х годах XIX века в Российской империи было запрещено издание романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», в котором духовные цензоры нашли антирелигиозные идеи, а также опасность уничтожения доверия к Священному писанию и духовенству.

Мог находиться за письменным столом буквально от зари до зари - с пяти утра до восьми вечера. За день ему удавалось писать по полтора печатных листа, что равняется двадцати четырем книжным страницам.

На написание романа «Вокруг света в восемьдесят дней» писателя вдохновила журнальная статья, доказывающая, что если к услугам путешественника будут хорошие транспортные средства, он сможет за восемьдесят дней объехать земной шар. Верн также подсчитал, что можно даже выиграть одни сутки, если использовать географический парадокс, описанный Эдгаром По в новелле «Три воскресенья на одной неделе».

Американский газетный магнат Гордон Беннет просил Верна написать рассказ специально для американских читателей - с предсказанием будущего Америки. Просьба была исполнена, но рассказ, озаглавленный «В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году», в Америке так и не вышел.

Награды писателя

1872 год - Большая премия французской Академии.

Библиография

Романы

Серия «Капитан Немо»:
- (1867)
- (80000 километров под водой, Восемьдесят тысяч верст под водой, Двадцать тысяч лье под водой) (1870)
- (1875)

:
- (1886)
- Властелин мира (1904)

Серия «Приключения участников "Пушечного клуба"»:
- (С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут, Из пушки на Луну) (1865)
- Вокруг Луны (1870)
- (1889)

Самостоятельные романы:
- (Пять недель на аэростате, Воздушное путешествие через Африку. Составленное по запискам доктора Фергюссона Юлием Верн) (1863)
- (1864)
- (1865)
- Ледяная пустыня (часть романа Путешествия и приключения капитана Гаттераса) (1866)
- Плавающий город (1870)
- Приключения троих русских и троих англичан в Южной Африке (1872)
- (Вокруг света в восемьдесят дней) (1872)
- В стране мехов (1873)
- Ченслер. Дневник пассажира Ж.-Р. Казаллона (1875)
- (Михаил Строгов) (1876)
- (Путешествие на комете) (1877)
- Черная Индия (1877)
- (1878)
- Пятьсот миллионов бегумы (1879) Со
- Треволнения одного китайца в Китае (Бедственные приключения одного китайца в Китае, Приключения китайца) (1879)
- (1880)
- Жангада. Восемьсот лье по Амазонке (Жангада, Жангада. Восемьсот миль по Амазонской реке) (1881)
- (1882)
- Зеленый луч (1882)
- (1883)
- (1884) Соавтор: Андре Лори
- Архипелаг в огне (1884)
- (Тайна матроса Патрика) (1885) Со
- (1885)
- Лотерейный билет № 9672 (Лотерейный билет) (1886)
- Север против Юга (1887)
- Дорога во Францию (Возвращение на родину, Полет во Францию) (1887)
- Два года каникул (1888)
- (Безымянное семейство) (1889)
- Цезарь Каскабель (1890)
- Миссис Бреникен (Мистрис Браникан, Миссис Брэникен) (1891)
- Замок в Карпатах (1892)
- Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали (1892)
- Малыш (1893)
- (1894)
- Плавучий остров (1895)
- (Родное знамя) (1896)
- Кловис Дардантор (1896)
- (1897)
- (Река Ориноко, Великолепное Ориноко) (1898)
- Завещание чудака (1899)
- Вторая родина (Второе отечество) (1900)
- (Воздушная деревня) (1901)
- История Жана-Мари Кабидулена (Морской змей, Рассказы Жана-Мари Кабидулена) (1901)
- Братья Кип (1902)
- Путешествие стипендиатов (Юные путешественники) (1903)
- Драма в Лифляндии (1904)
- Вторжение моря (Нашествие моря, Наступление моря) (1905)
- Маяк на краю света (Маяк на краю земли) (1905) Со
- (1906) Со
- Агентство Томпсон и К° (Турагентство Томпсона и К°) (1907) Со
- (1908) Со
- (Прекрасный желтый Дунай, Сергей Ладко) (1908) Со
- Кораблекрушение «Джонотана» (В Магеллании) (1909) Со
- (Поклятая тайна) (1910) Со
- Необыкновенные приключения экспедиции Барсака (Необычайные приключения экспедиции Барсака) (1914) Со

Повести, рассказы, сказки

- Драма в Мексике (1851)
- Драма в воздухе (1851)
- Мартин Пас (1852)
- Мастер Захариус (Мэтр Захариус, Старый часовщик) (1854)
- Зимовка во льдах (Зимовка среди льдов) (1855)
- Граф де Шантален (1864)
- Нарушители блокады (Прорвавшие блокаду, Прорыв блокады) (1865)
- (Причуда доктора Окса, Опыт доктора Окса, Доктор Окс) (1872)
- Идеальный город (Амьен в 2000 году) (1875)
- Мятежники с «Баунти» (1879) Со
- Десять часов на охоте (1881)
- Фритт-Флакк (Трикк-Тррак, Фритт-Флак) (1885)
- Жиль Бралтар (Гиль Бралтар, Обезьяний генерал) (1887)
- Экспресс будущего (Курьерский поезд будущего, На дне океана, Курьерский поезд через океан, Будущие поезда) (1888) Со
- В 2889 году (1889)
- Один день американского журналиста 2890 году (День американского журналиста в 2890 году) (1891)
- Приключения семьи Ратон. Философская сказка (1891)
- Господин Ре-диез и госпожа Ми-бемоль (Месье Ре-Диез и мадемуазель Ми-Бемоль) (1893)
- Судьба Жана Морена (1910) Со
- Блеф. Американские нравы (1910) Со
- Вечный Адам (1910) Со

Документальные очерки, статьи, географические и научные произведения

- Научная загадка (1851)
- Моя хроника. Научный обзор (реферат) (1852)
- Подводный локомотив (1857)
- По поводу «Гиганта» (1863)
- Эдгар По и его сочинения (1864)
- Иллюстрированная география Франции и её колоний. С предисловием Теофиля Лавайе (1864)
- Отчёт о поездке вокруг Атлантического океана на борту Great-Eastern (1867)
- De Paris au Rhin (1870)
- Двадцать четыре минуты на воздушном шаре (1873)
- Меридианы и календарь (1873)
- Note pour l"affaire J. Verne contre Pont Jest (1876)
- История великих путешествий и великих путешественников (1880):
+Конкистадоры и миссионеры.
+За убегающим горизонтом.
- Кристофор Колумб (1883)
- Воспоминания детства и юности (1891)
- Y a-t-il obligation morale pour la France d"intervenir dans les affaires de la Pologne? (1988)
- Заметки о деле Ж. Верна против Пон Жеста (2000)

Посмертные (оригинальные) авторские рукописи

- Moeurs americains. Le Humbug (1985)
- Тайна Вильгельма Шторица (Невидимка, Невидимая невеста, Секрет Шторица) (1985)
- La Chasse au Météore (Le Bolide) (1986)
- В Магеллании (На краю света) (1987)
- Прекрасный желтый Дунай (1988)
- Pierre-Jean (1988)
- Золотой вулкан (Клондайк) (1989)
- Путешествие в Англию и Шотландию (Путешествие вспять) (1989)
- Жедедья Жаме или история одного наследства (1991)
- Осада Рима (1991)
- Женитьба г-на Ансельма де Тийоля (1991)
- Сан Карлос (1991)
- Священник в 1835 году (Священник в 1839 году) (1991)
- Дядюшка Робинзон (1991)
- Edom (1991)
- Ознакомительная поездка (1993)
- (1994)
- Le Phare du bout du monde. Version originale (1999)
- Joyeuses Misères de trois voyageurs en Scandinavie (2003)

Драматические произведения

- Les Pailles rompues (1850)
- Les Châteaux en Californie ou Pierre qui roule n"amasse pas mousse (1852)
- Le Colin-Maillard (1853)
- Les Compagnons de la Marjolaine (1855)
- L"Auberge des Ardennes (1860)
- Onze jours de siège (1861)
- Un neveu d"Amérique ou Les Deux Frontignac (1873)
- Вокруг света за 80 дней (1879)
- Дети капитана Гранта (роман) (1879)
- Michel Strogoff (1880)
- Monna Lisa (1974)
- Monsieur de Chimpanzé (1981)
- Voyage à travers l"impossible (1981)
- Kéraban-le-têtu (1988)
- Alexandre VI - 1503 (1991)
- La Conspiration des poudres (1991)
- Le Quart d"heure de Rabelais (1991)
- Don Galaor (1991)
- Le Coq de bruyère (1991)
- Un Drame sous Louis XV (dite egalement Un drame sous la Regence) (1991)
- Abd"allah (1991)
- La Mille et deuxième nuit (1991)
- Quridine et Quiridinerit (1991)
- Une promenade en mer (1991)
- De Charybde en Scylla (1991)
- La Guimard (1991)
- Au bord de l"Adour (1991)
- La Tour de Montlhéry (1991)
- Les Heureux du jour (1991)
- Guerre au tyrans (1991)
- Les Sabines (1991)
- Le Pôle Nord (1991)
- Fragment of the second act of a comedy with at least three acts (1991)

Экранизации произведений, театральные постановки

Таинственный остров (1902, 1921, 1929, 1941, 1951, 1961, 1963, 1973, 1975, 2001, 2005)
- Флаг родины (1958)
- Остров приключений
- Злоключения китайца в Китае (1965)
- Таинственный остров капитана Немо (фильм)
- Остров монстров (фильм)
- 800 лье вниз по Амазонке (1993)
- 20 000 лье под водой (1905,1907, 1916, 1927, 1954, 1975, 1997, 1997 (II), 2007 и др)
- Дети капитана Гранта (1901, 1913, 1962, 1996; 1936, 1985 СССР и др)
- С Земли на Луну (1902, 1903, 1906, 1958, 1970, 1986)
- Путешествие к центру земли (1907, 1909, 1959, 1977, 1988, 1999, 2007, 2008 и др)
- Вокруг света за 80 дней (1913, 1919, 1921, 1956 Оскар за лучший фильм, 1957, 1975, 1989, 2000, 2004)
- Пятнадцатилетний капитан (1971; 1945, 1986 СССР)
- Михаил Строгов (1908, 1910, 1914, 1926, 1935, 1936, 1937, 1944, 1955, 1956, 1961, 1970, 1975, 1997, 1999)

Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года в Нанте, бретонском городе, стоящем на Луаре, в 50 км от выхода в Бискайский залив. Это был торговый и промышленный центр северо-запада, оснащённый хорошим портом. Остров Фейдо - место рождения Жюля Верна - представлял собою одну их песчаных отмелей, которые огибала Луара вместе с речками Эрдр и Севр. Фейдо - имя префекта, разрешившего на острове застройку. По форме отмель напоминала корабль, и именно поэтому Жюля Верна часто зовут "рождённым на корабле". В 1930 году протоки засыпали, и Фейдо перестал быть островом - однако этот квартал называют так и поныне. Жюль Верн родился в доме № 4 по улице Оливье де Клиссон. Музей Жюля Верна в Нанте, открытый в 1978 году, находится по другому адресу: улица Эрмитаж, № 3. Он стоит на холме святой Анны Бретонской, где Жюль когда-то провожал корабли, и смотрит окнами на реку. Рядом с ним находится памятник, изображающий Верна в юном возрасте. Бронзовый Жюль смотрит туда же, куда смотрел настоящий, в сторону моря - и видит перед собой своё будущее, героя "20 000 лье под водой" капитана Немо.

В нашей традиции говорить о таких семьях, как у Жюля Верна: "Буржуазные семьи". Метр Пьер Верн был потомственным адвокатом, он получил обучение в Париже, вернулся в Нант, счастливо женился и вёл выгодное дело на набережной Жан Бар. Ортодоксальный католик, грешивший, несмотря на это, невинным стихоплётством, он воспитывал детей в тех же строгих понятиях. Софи-Нанина-Анриетта Аллот де ла Фюи происходила из обедневшего дворянского рода, чьим пращуром, говорят, был шотландский стрелок Аллот. Семья Софи занималась торговлей и кораблестроением. Заядлая пианистка, душа всех домашних концертов, наделённая радужным воображением, Софи была лучом света в строгом и скучном адвокатском доме. У Пьера и Софи, кроме Жюля, было ещё четверо детей: Поль, сделавший недолгую морскую карьеру, Анна, Матильда и младшенькая Мари.

Пяти-шести лет Жюль Верн посещал детский сад госпожи Самбен, вдовы капитана дальнего плавания, без вести пропавшего в море. Никто не верил, что капитан Самбен вернётся, кроме его жены. Возможно, детские воспоминания об этой преданной женщине сформировали замысел романа "Миссис Бреникен". В десять лет маленький Жюль вместе с братом Полем поступил в школу Сен-Станислав. Достоверно известно, что оба мальчика обучались там в 1837-1840 гг. Жюль учился весьма неплохо, но звёзд с неба не хватал, довольствуясь местом в десятке лучших. В 1844 году Жюль и Поль поступили в нантский Королевский лицей и через два года получили степени бакалавра, открывающие путь в высшую школу. Во время учения Жюль читал запоем всё, что попадётся под руку, пробовал писать лирические подражания, сочинил драму в стихах. Мальчишками они с братом Полем часто убегали в гавань, играли в робинзонов, пиратов, индейцев. Жюль обожал Купера, Вальтера Скотта, Дефо, но более всех - "Швейцарского Робинзона" Давида Висса.

Пригород Нанта - Шантене - сейчас прочно расположился в черте города; в детские же годы Жюля это была сельская местность, где семейство с удовольствием проводило летние месяцы. Поль и Жюль играли на воздухе, разделяя ребяческие забавы с кузенами и кузинами. Среди последних была и та, что на долгие, долгие годы покорит сердце Жюля Верна, - Каролина Тронсон. Это ей он посвятил свои первые юношеские стихи, это она заставила сердце Жюля впервые заболеть от тоски и ревности: Каролина была кокеткой, не принимавшей всерьёз мальчишечью влюблённость. Летом 1839 года Жюль предпринял попытку сбежать из дому: он договорился с юнгой, поступившим на трёхмачтовую шхуну "Корали", и купил у него должность. Заметив исчезновение сына, Пьер Верн вовремя навёл справки и перехватил Жюля уже на паруснике. Согласно семейной легенде, юный романтик хотел уплыть в Индию, чтобы привести оттуда своей возлюбленной коралловое ожерелье.

Весной 1847 года Жюль Верн едет в Париж держать первые экзамены для получения адвокатского звания. В то время как Жюль будет добиваться степени лиценциата прав, Поль впервые уходит в море. Компанию в Париже старшему Верну составляет его друг Эдуард Бонами. Без особенных происшествий они пережили революционный 1848 год. Жюль Верн вполне успешно изучает юриспруденцию, живя в Париже на 100 отцовских франков в месяц, нанимается в клакёры, чтобы иметь возможность посещать театр, вливается в богемную жизнь и всё так же страстно мечтает о литературной карьере.

1848-1850 гг.

Парижские салоны - целый мир, где молодой Жюль Верн заводит полезные знакомства, впитывает столичную атмосферу, изучает местные манеры и нравы. Благодаря дядюшке Шатобуру, он имеет доступ к г-же Жомини, Мариани и Баррер. Литературные собрания он посещает, надев ту выходную пару, что у него с Эдуардом Бонами одна на двоих. Новые приятели устроили молодому поэту встречу с Викором Гюго, хиромант шевалье д"Арпантиньи познакомил с Александром Дюма, который тут же взял Верна под крылышко. Жюль получает степень лиценциата права в 1849 году, однако покидать Париж не торопится. Он решительно заявляет отцу, что не займёт его адвокатской конторы, а сделает карьеру писателя. В 1850 году Верн сближается с Аристидом Иньяром, композитором, своим земляком; и в долгом творческом союзе они пишут оперетты: Жюль - либретто, Иньяр - музыку.

Юношеская любовь Жюля Верна, его кузина Каролина Тронсон, вышла замуж в 1847 году, став мадам Дезоне. Эрмини Арно-Гросетьер, которой посвящено так много стихов молодого Жюля, вышла замуж в июле 1848. Лоранс Жанмар, которой оказывал знаки внимания позже, предпочла выйти замуж за Шарля Дюверже. «Молодые девушки, которых я удостаивал вниманием — все в скором времени выходили замуж! - сокрушается Верн в одном из писем. - Смотрите-ка! Мадам Дезоне, мадам Папен, мадам Террьен де ла Ай, мадам Дюверже и, наконец, мадемуазель Луиза Франсуа». И основывает кружок «Обеды одиннадцати холостяков», объединяющий его друзей - молодых литераторов, музыкантов, художников. Наверняка на этих собраниях Жюль не раз читал друзьям свои собственные стихи. Молодой автор пробует себя в различных жанрах: пишет сонеты, баллады, рондо, элегии, пародии, песни. Некоторые из своих сочинений он, судя по всему, готовил к публикации, но, как мы знаем, не преуспел в этом. Действительно ли ему принадлежат те откровенно пошлые стишки, которые теперь подписывают его именем? Пожалуй, это тайна, которую бывшие "одиннадцать холостяков" предпочли унести в могилы. Зато песня "Марсовые", полюбившаяся французским матросам, пережила их намного, хотя все надолго позабыли, что слова для неё написал Жюль Верн.

The Lovers by William Powell Frith (1855)

Жюль Верн твёрдо намерен войти во французскую литературу как драматург. Самостоятельно, а чаще - соавторстве со своими друзьями он пишет сначала трагедии, а потом водевили и комедии («Приёмный сын», «Одиннадцать дней осады», «Племянник из Америки, или Два Фронтиньяка» и т.д.). Первый успех - комедия «Сломанные соломинки», благодаря Дюма поставленная в Историческом театре 12 июня 1850 года. Любовь к театру Жюль Верн пронёс через всю жизнь, уже в зрелом возрасте он охотно превращал свои романы в драматические произведения. "Путешествия в театре" имели в большинстве случаев немалый успех; а для юного Верна драматургия оказалась совсем не доходным делом. Жюль вынужден искать дополнительные средства заработать. Он становится секретарём Лирического театра у Севеста. Однако денег всё равно не хватает, и Жюль подумывает о женитьбе по расчёту. В мае 1856 года он отправляется в Амьен к приятелю на свадьбу и знакомится с двадцатишестилетней вдовой Онориной Морель. У Онорины были две маленьких дочери, Валентина и Сюзанна. Жюль влюбился с первого взгляда и ничтоже сумняшеся сделал вдове предложение. Брат Онорины г-н де Фрейн де Виан вызвался помочь Жюлю упрочить материальное положение: начинающий литератор сделался компаньоном конторы брокера парижской биржи Фернана Эггли. Свадьба состоялась 10 января 1857 года.

«Замки в Калифорнии, или Катящийся камень мхом не обрастает» - комедия-пословица, в 1852 году опубликованная в журнале «Мюзе де фамий» («Семейный альманах»). Её авторы - редактор альманаха Питр Шевалье и начинающий драматург Жюль Верн. Сотрудничество с «Мюзе де фамий» стало долгим и плодотворным, а издатель-земляк в итоге помог молодому Верну отыскать свой путь в литературе. Именно здесь печатаются его первые опыты приключенческого рассказа: «Первые корабли мексиканского флота», «Путешествие на воздушном шаре» (будущая «Драма в воздухе»), «Мартин Пас», «Зимовка во льдах». Здесь же видит свет мистический «Мастер Захариус», а несколько позже - критический очерк «Эдгар По и его произведения».

Nadar (Gaspard–Félix Tournachon, 1820–1910) en 1862 — lithographie du Musée français (Coll.Dehs)

Мишель Верн родился 3 августа 1861 года. Это единственный сын Жюля Верна. С самого детства мальчик привык получать всё, что бы ни захотел: он вовсю пользовался мягкостью и легкомыслием матери, а также постоянной занятостью отца. Жюлю Верну требовалось лишь, чтобы ему не мешали работать, а Онорину забавляли шалости сына. Мальчик рос болезненным, капризным и неуправляемым. Подростком он прибавил к взбалмошности ещё и неуёмное транжирство. Он закатывал родителям дикие скандалы, после одного из которых Жюль Верн отвёз Мишеля в Нант и определил в закрытый Абевильский колледж. Его вздорное поведение там заставило отца решиться перевести мальчишку в исправительный дом, который очень скоро взвыл от выходок Мишеля. Врачи фиксировали у Верна-младшего психические отклонения, а тот, весьма успешно претворяясь помешанным, терроризировал всех окружающих. Попытка вернуть сына в семью успехом не увенчалась. Он сбегал из лицея и пускался в бурные загулы. Измождённый отец решил прибегнуть к ещё одному средству - отправил его в Индию учеником штурмана. Однако репутация знаменитого Жюля Верна помешала его сыну исправиться: приём, оказываемый ему всюду, тому не способствовал. Мишель ушёл в плаванье в 1878 году. Как раз тогда Этцелю был отправлен "Пятнадцатилетний капитан"...

Роман «Пять недель на воздушном шаре» - дебют Жюля Верна на том долгом и многотрудном пути, который впоследствии будет назван «Необыкновенными путешествиями». (Фактически данное произведение не является частью цикла.) История о смелом перелёте через Африку на воздушном шаре была вдохновлена Обществом для изысканий в области воздухоплавания, а также рассказами о Чёрном континенте настоящих путешественников. Как утверждает Жан Жюль-Верн, именно Александру Дюма мы обязаны тем эпохальным знакомством, что определит направление верновского творчества один раз и навсегда. В восторге от едва-едва законченной рукописи «Пяти недель на воздушном шаре», великий романист без устали подбадривал молодого автора - и, пользуясь своими многочисленными связями, он свёл Жюля Верна с Этцелем. Пьера Жюля Этцеля весь Париж знал под именем Жюль Этцель; пожалуй, немного лучше - под псевдонимом П. Ж. Сталь. Литератор, издатель и журналист, видный республиканец 48-ого года, всеми уважаемый человек, тот, кто запросто мог вымарать целую страницу из Бальзака и переписать её заново, - вот кто был Пьер Жюль Этцель, которому начинающий романист Верн принёс показать свою рукопись. «Журнал воспитания и развлечения» готовился к выпуску: Жюль Верн был идеальным автором для этого подросткового издания. Был подписан договор: за три романа в год, которые Этцель требовал для своего журнала, Жюль Верн получает по 1900 франков. В 1866 году эта сумма превратилась в 3000 франков; в 1871 году Жюль Верн получал 12 000 франков за 12 месяцев, а количество выпускаемых томов уменьшилось с трёх до двух.

"Необыкновенные путешествия" - главнейший и самый яркий алмаз в творчестве Жюля Верна. Работая в тандеме со своим верным другом, строгим учителем, бессменным издателем Пьером Жюлем Этцелем, Жюль Верн создал этот огромный пласт текстов совместно с ним. Работа продолжалась свыше сорока лет (с 1862 по начала 1905 года). Издание всей серии растянулось на полвека. На романах Жюля Верна выросло не одно поколение школьников - они были их с Этцелем целевой аудиторией. "Необыкновенные путешествия" стремятся описать весь Земной шар, переплетая географические сведения с техникой и естественной историей. Вместе с новым жанром в мировую литературу вошёл новый герой - рыцарь науки, бесстрашный путешественник, покоритель неизведанных просторов. Новаторство героев Жюля Верна, основанное на реальных достижениях прогресса науки и техники, порой опережало своё время на целое столетие. Учёные, изобретатели, путешественники находили и находят в романах Жюля Верна мощный источник вдохновения. Просветительский пафос "Необыкновенных путешествий" захватывает и подкупает по сей день.

С юных лет Жюль Верн мечтал о путешествиях. Море чаровало его, ибо он был истинным бретонцем, потомком нантских кораблестроителей и арматоров по материнской линии. В 1859 году он совершил своё первое настоящее путешествие, отправившись с другом Иньяром в Англию и Шотландию. Как раз в это время колоссальный пароход "Грейт Истерн" готовился к своему первому рейсу - и Жюль загорелся желанием однажды уйти на нём за горизонт. Через два года, в компании того же Аристида Иньяра, Жюль Верн посетил Норвегию. А весной 1867 года наконец-то сбылась его мечта: братья Верны, Поль и Жюль, отправились на "Грейт Истерне" в Соединённые Штаты. Роман "Плавающий город" - это практически путевой очерк, где выдуманную фабулу обслуживает контекст реального путешествия. Жюль Верн провёл на американской земле всего 192 часа. За эту неделю, пока "Грейт-Истерн" стоял на приколе, братья осмотрели Нью-Йорк и Гудзон, посетили озеро Эри и Ниаганский водопад. 16 апреля Жюль и Поль возвратились на борт, а 12 суток спустя прибыли в родную Францию.

Жюль Верн никогда не стремился быть кабинетным затворником - и не превозносил путешествия "в кресле" над путешествиями реальными. Заядлый яхтсмен, он чувствовал себя здоровым и свободным на борту корабля. В 1866 году, облюбовав Кротуа в качестве летней резиденции, Жюль Верн приобрёл там небольшой рыбацкий баркас, который окрестил "Сен-Мишелем" в честь ангела-хранителя сына и в честь покровителя французских моряков. Он нанял двух матросов, Александра Дюлонга и Альфреда Берло. Переоборудовав судно в яхту, Верн теперь проводит в море около шести месяцев из двенадцати каждый год. На борту "Сен-Мишеля" прекрасно работается: это настоящий плавучий кабинет. Жюль Верн курсирует вдоль французских берегов и умудряется добраться до Лондона. П.-Ж. Этцель с неодобрением и искренней тревогой следит за "лихачествами" своего автора. Первый "Сен-Мишель" служил Верну 10 лет: в 1877 году писатель приобрёл настоящую яхту и пригласил командовать ею старого семейного знакомого, капитана Оллива. Однако совершить столь желанное дальнее путешествие "Сен-Мишелю II" не пришлось: в том же 1877 году, собираясь в новый рейс из Нанта, писатель узнал о продаже новенького красавца "Сен-Жозефа". Этой двухмачтовой шхуне было суждено стать "Сен-Мишелем III". Уже год спустя Жюль Верн отправился в круиз по Средиземному морю. В 1880 году едва не добрался до Петербурга. Не раз возвращался к берегам Англии и Шотландии, плавал по Северному морю. В 1884 году совершил своё самое длительное и самое впечатляющее плавание по средиземноморскому бассейну. Многие романы Жюля Верна написаны по следам его путешествий.

Жюль Верн – не только сочинитель невероятных историй. У него есть несколько документальных трудов, два из которых – «Иллюстрированная география Франции» и «История великих путешествий» – можно признать фундаментальными для своего времени. «Иллюстрированная география Франции» изначально была проектом Теофиля Лавале, но после его смерти в 1866 году Этцель попросил Верна закончить её. Это был воистину грандиозный труд для писателя, который, однако, проявил в полной мере своё умение работать и успел в то же время написать два романа - «Дети капитана Гранта» и «Двадцать тысяч лье под водой». Публикация "Географии Франции" была закончена 1868 году. Над «Историей великих путешествий» Верн работал много лет: она начата по контракту с издателем в 1864 году, а последний том опубликован лишь в 1880 г. Как история географических открытий этот труд не потерял актуальности по сей день.

В начале 1870 года Жюль Верн работал над "Таинственным островом", по собственному выражению, "полный пыла". 19 июля застало его в Кротуа, где он собирался провести текущее лето. Началась франко-прусская война. 13 августа Жюль Верн получил от Империи орден Почётного легиона (четвёртой степени, офицер) - по иронии судьбы, ибо не поддерживал Наполеона. После Седанской капитуляции писатель отправил жену и детей в Амьен. Жюль Верн навещает в Нанте больного отца и возвращается в Кротуа: по месту жительства ему пришла повестка о мобилизации. Жюль зачислен в береговую оборону и назначен командующим сторожевого судна "Сен-Мишель". Однако ему так и не случилось участвовать в боевых действиях - исправно неся службу и патрулируя бухту Соммы, капитан Верн успел написать два романа: "Ченслер" и "Приключения троих русских и троих англичан в Южной Африке". 18 марта 1871 года была провозглашена Парижская Коммуна. Жюль Верн, находившейся в столице, не поддерживал революционное правительство. Издательство Этцеля терпело убытки. 10 мая 1871 года, после долгих переговоров, был заключен Франкфуртский мир с Германией. Коммуна пала ещё через 18 дней. Верн болел душой за новую Республику.

Осенью 1871 года Жюль Верн окончательно покинул Париж, обосновавшись в Амьене, столице Пикардии, на родине своей жены. Этот провинциальный городок не был далёк ни от Парижа, ни от Кротуа, где ждал писателя его верный "Сен-Мишель". Парижские соблазны были пагубны не только для жены, но и для сына писателя. А последнему досаждали шум и суета, столь не похожие на мирную атмосферу амьенского кабинета, где было так хорошо и спокойно работать. Распорядок дня с переездом в Амьен окончательно определился: с пяти утра до полудня - работа над очередным романом и правка корректур, с часу до двух - прогулка, с двух до пяти - чтение газет и журналов, выписки для пополнения картотеки в читальном зале Промышленного общества, с шести до девяти - встречи с друзьями, чтение новых книг, заседания в Амьенской академии и т.д. В 1874, 1875 и 1881 гг. писатель был избран президентом последней. В 1888 году Жюль Верн становится членом муниципального совета от партии социалистов. Под его эгидой в городе построен большой цирк, на открытии которого писатель произнёс замечательную речь. Кажется, амьенцы все до единого знали адрес Жюля Верна. Сюда повидаться с ним приезжали репортёры. Здесь он провёл свои последние годы, хромой и слепнущий. Здесь по-прежнему его имя помнят и чтут; а бульвар Лонгвиль, как и много чего ещё в городе, теперь носит имя Жюля Верна.

Достоверно известно, что три романа Жюля Верна написаны в соавторстве с Андре Лори: "Пятьсот миллионов бегумы" (1879), "Южная Звезда" (1884) и "Найдёныш с погибшей "Цинтии"" (1885). Причём во всех трёх случаях Лори писал большую часть произведения, а Верн правил и одобрял для публикации под своим именем. Андре Лори - псевдоним Паскаля Груссе (1845-1910), корсиканца, врача по образованию, журналиста, видного деятеля Парижской Коммуны 1871 года. После побега из Новой Каледонии (куда был сослан после поражения Коммуны) он искал возможности заработать писательством - и обратился к своему другу Этцелю, который и пристроил сочинение Груссе "Наследство Ланжеволя", дав Верну переписать его - так появились "Пятьсот миллионов бегумы". В будущем писатели дважды работали вместе, хотя в случае "Найдёныша с погибшей "Цинтии"" Верн просто просмотрел рукопись, практически ничего не исправив. Романы "Пятьсот миллионов бегумы" и "Южная Звезда" публиковались под именем одного Жюля Верна, о сотрудничестве Верна и Лори при их написании на долгое время забыли и заново открыли историю их соавторства лишь в 1966-м году. В Советском Союзе после этого упомянутые книги стали публиковать под двумя именами. Подробнее об Андре Лори и его соавторстве с Верном читайте в этой статье .

1886 год оказался для писателя чёрной полосой.
15 февраля 1886 года Жюль Верн продал свою яхту "Сен-Мишель III" - слишком велики оказались расходы на её содержание.
10 марта 1886 года, возвращаясь домой, Верн повстречал своего племянника Гастона, который в припадке безумия решил совершить убийство дядюшки и дважды выстрелил в него. Рана Верна была серьёзной, пулю невозможно было извлечь, писатель оказался на долгое время прикован к постели. Он так и не оправился окончательно от этой раны и всю дальнейшую жизнь прихрамывал.
17 марта 1886 года в Монте-Карло скончался Этцель, издатель и близкий друг Верна. Поехать на похороны тот не смог из-за раны.
Жюль Верн продолжает работать. Теперь его романы будет издавать Жюль Этцель-младший.

15 марта 1884 года сын писателя Мишель Верн, вопреки воле отца, женился на актрисе Дюгазон (настоящее имя - Клеманс-Тереза Тантон). Брак этот был недолгим, юноша увлёкся снова и сбежал с Жанной Рабуль, юной пианисткой. Вскоре у них родился незаконный ребёнок. В 1885 Мишель уже развёлся с первой женой и женился второй раз - на этот раз окончательно. Всего у молодой пары было трое детей, трое внуков писателя Жюля Верна: Мишель, Жорж и Жан. Этот брак и доброе влияние супруги заставили Мишеля Верна в конце концов остепениться, он помирился с отцом, и единство семьи было восстановлено.

С приходом популярности Жюль Верн всё чаще и чаще вынужден был общаться с прессой. Писатель не любил говорить о своей жизни, не видел ничего интересного в описании творческого процесса, не понимал, для чего такое внимание оказывается ему. Однако некоторые корреспонденты, нашедшие Жюля Верна в разговорчивом настроении, оставили потомкам довольно обширные материалы. Жюль Верн два раза давал интервью Роберту Шерарду, беседовал с Мари Беллок, Гордоном Джонсом, Эдмондо де Амичисом, Адольфом Бриссоном, Жоржем Бастаром. Своеобразным интервью можно считать главу из книги Нелли Блай, где описывается встреча журналистки Пулитцера с Жюлем Верном. На русском языке интервью можно прочесть в 29 томе собрания сочинений "Неизвестный Жюль Верн" "Ладомира".

Жюль Верн скончался 24 марта 1905 года, в 8 часов утра, на бульваре Лонгвиль, дом № 44. Ему было семьдесят семь лет. Он похоронен на амьенском кладбище Мадлен.

Сорок два года - бесперебойно, без единого перерыва - произведения Жюля Верна выходили в свет, раз в шесть месяцев радуя публику новым порывом ветра приключений. В 1905 году, когда Жюль Верн скончался, роман "Вторжение моря" находился в печати. Мишель Верн, его единственный сын и держатель отцовского наследия, дал слово подготовить к публикации те рукописи, которыми был "завален" письменный стол старого писателя. После правки и переработки романы Жюля Верна печатались ещё пять лет. Кое-что из этого комплекса текстов было изменено до неузнаваемости, ещё кое-что - попросту добавлено "другим Верном". Вот эти тексты:
"Маяк на краю света" (1905)
"Золотой вулкан" (1906)
"Агентство "Томпсон и КО" (1907)
"В погоне за метеором" (1908)
"Дунайский лоцман" (1908)
"Кораблекрушение "Джонатана" (1909)
"Тайна Вильгельма Шторица" (1910)
Рассказ "Вечный Адам" в сборнике "Вчера и завтра" (1910)
"Необыкновенные приключения экспедиции Барсака" (1914, в книжном варианте - 1919)
В 1914 году издательством Этцеля завладела компания "Ашетт" - этот гигант книжного бизнеса до 1966 года имел монопольное право на издание Верна во Франции. На излёте XX века активисты Парижского Жюль-верновского общества выкупили у потомков писателя некоторые рукописи. Таким образом были опубликованы "В Магеллании", "Невидимая невеста", "Болид" и - среди прочих - знаменитый "Париж в XX веке".

Жюль Габриэль Верн (JulesGabrielVerne, 8 февраля 1828 – 24 марта 1905) – всемирно известный и невероятно популярный французский писатель и географ. Именно его считают основоположником литературного жанра научной фантастики. Является членом Французского Географического общества, а его книги уже давно стали всемирным литературным наследием.

Детство

Жюль Верн родился 8 февраля во французском городе Нанте. Его отец был потомственным юристом, о котором знала добрая половина небольшого городка, а мать – шотландка по происхождению – некоторое время преподавала в школе литературу. Многие библиографы считают, что именно она привила юному Жюлю любовь к литературе, так как отец видел в нём только еще одного представителя поколения хороших юристов.

Находясь между двумя столь разными людьми – юристом-отцом и любящей искусство матерью – Верн с самого детства сомневался в том, кем же хочет стать. Учась в школе, он некоторое время увлекался чтением французской литературы, которую для него подбирала мама. Но став немного старше, занялся, как и отец, юриспруденцией и переехал в Париж.

В будущем он даже напишет об этом короткую автобиографическую историю, где будет рассказываться о его детстве, стремлении матери сделать его человеком искусства и жаждой отца к обучению мальчика азам юриспруденции. Однако данная рукопись, созданная Верном второпях, будет прочтена лишь самыми близкими людьми, после чего будет навсегда потеряна в результате переезда.

Юность и начало писательской карьеры

Достигнув совершеннолетия, Жюль Верн решает оставить семью, которая на тот момент начинала сильно нервировать его своим давлением по поводу будущей профессии, и перебраться в Париж для дальнейшего изучения юриспруденции.

Узнав об этом, отец несколько раз пытается втайне помочь сыну поступить на юридический, но всякий раз, когда Жюль Верн узнает об этом, он намеренно проваливает экзамены и переходит в другой университет. В конечном счете в Париже остается лишь один факультет юриспруденции, о котором на тот момент мечтал Жюль.

Он успешно поступает и уже полгода учится на отделении, после чего случайно выясняет, что его преподаватель является давним и очень хорошим другом отца, учившимся с ним в одной школе. Поняв, что папа всю жизнь будет стараться «расчистить» ему дорогу и не желая делать что-либо за счет родителей, Верн серьезно ссорится с семьей и уходит с юридического отделения.

Несколько лет после этого проходят для Жюля хуже, чем он планировал. Он старается держаться как можно дальше от юриспруденции, однако, имея знания только в этой области, тратит все последние деньги и вынужден в течение полугода жить на улице. В это же время Жюль Верн, стараясь вспомнить уроки матери об искусстве, начинает сочинять своё первое произведение

Его друг, с которым они познакомились на факультете, видя бедственное положение товарища, решает помочь и устраивает ему встречу с руководителем Исторического театра в Париже. Тот, изучив произведение, начинает понимать, что талант Жюля Верна должна увидеть широкая общественность, поэтому через пару месяцев на сцене появляется постановка «Сломанные соломинки». После этого о начинающем писателе узнают и ему помогают финансово.

В период с 1852 по 1854 годы Жюль Верн сотрудничает с театром. По мнению многих библиографов, этот период можно считать начальным в писательской карьере Верна, когда он еще только осваивал новый для себя стиль и реализовывал себя на данном поприще. В этот период выходит несколько рассказов, либретто и комедий автора, многие из которых становились успешными театральными постановками в разные периоды времени.

Достижение успеха и наиболее известные произведения

Благодаря сотрудничеству с Историческим театром, Жюль Верн нашел себя как писатель, и с этого момента проникся идеей создания совершенно новых приключенческих произведений, в которых он мог бы описывать то, чего никогда прежде не касались другие авторы. Именно поэтому он создает свой первый цикл произведений, которые объединяет под общим названием «Необыкновенные путешествия».

В 1863 году в «Журнале для образования и отдыха» печатается первое произведение из цикла – «Пять недель на воздушном шаре». Оно получает самые положительные оценки читателей, ведь романтическая линия отношений главных героев, которая так привлекает в книге, была дополнена Верном еще и множеством научно-фантастических нововведений, что для того времени было новинкой. Поняв, что читателям нравятся подобные книги, Жюль Верн продолжает писать в этом стиле, в результате чего цикл пополняется такими произведениями, как «Путешествие к центру Земли» (1864), «Дети капитана Гранта» (1867), «Вокруг света за 80 дней» (1872), «Таинственный остров» (1874).

После выхода «Необыкновенных путешествий» имя Жюля Верна знал каждый житель страны, а позднее – всего мира. В его произведениях каждый мог найти что-то для себя. Для некоторых – это чудесные и невероятно романтичные сюжетные линии, связывающие героев, для других – присутствие хорошо и детально описанных приключений, для третьих – свежесть научных идей и взглядов. Многие литературные критики справедливо считают, что Жюль Верн был не просто основоположником фантастической литературы, но человеком, который верил, что люди перестанут воевать и начнут приобретать знания в области техники, забудут о войнах между народами. Во всех его произведениях можно проследить эту мысль.

Личная жизнь

Первой и единственной женой знаменитого на весь мир писателя была Онорина де Виан – обычная девушка из не очень богатой семьи. Жюль Верн встретился с ней во французском городке Амьен, куда приехал по приглашению двоюродного брата на его свадьбу. Между молодыми людьми завязались прочные отношения, а уже через полгода Верн попросил руки Онорины.

В браке у пары родился сын Мишель. К слову, при родах Жюль Верн не присутствовал, так как на тот момент путешествовал по Скандинавским странам, изучая их быт для написания нескольких новых произведений. Однако это не мешало писателю искренне и всей душой любить семью, оставшуюся ждать его в Париже.

Позже, когда сын Верна Мишель повзрослел, он серьезно увлекся кинематографией. И именно благодаря ему мы сегодня можем не только читать, но и видеть некоторые самые успешные работы Жюля Верна, такие, как «Двадцать тысяч лье под водой», «Пятьсот миллионов бегумы» и многие другие.

ЖЮЛЬ ВЕРН
(1828-1905)

Жюль Верн — французский писатель-фантаст был и остался верным спутником молодости. 1-ые романы принесли ему общенародное признание. Только книжки французского писателя выходили в свет, они немедля переводились на многие языки и распространялись в мире.

Жюль Верн был в расцвете творческих сил, он ещё не успел выполнить и половины задуманного, когда восхищенные современники стали именовать его «глобальным путником», «прорицателем», «волшебником», «пророком», «провидцем», «изобретателем без мастерской» (заглавия статей, которые появлялись при его жизни). А он просто замыслил обрисовать весь земной шар — природу различных погодных зон, животный и растительный мир, традиции и обычаи всех народов планеты. И не просто обрисовать, как это делают географы, а воплотить этот план в многотомной серии романов, которую он именовал «Необыкновенные путешествия».

Трудолюбие Жюля Верна поражает масштабностью. Серия включает шестьдесят три романа и два сборника повестей и рассказов, изданных в 97 книжках. В полном объеме — около тысячи печатных листов либо восемнадцать тысяч книжных страничек!

Жюль Верн работал над «Необыкновенными путешествиями» более сорока лет (с 1862 до начала 1905 года), издание же всей серии растянулось более чем на полста лет. За этот период времени сменились поколения школьников, для которых он писал свои книжки. Поздние романы Жюля Верна попадали в нетерпеливые руки отпрысков и внуков его первых читателей.

«Необыкновенные путешествия» в совокупности — это универсальный географический очерк земного шара. Если распределить романы по месту действий, то окажется, что в 4-х романах описываются кругосветные путешествия, в пятнадцати — в страны Европы, в восьми — в Северную Америку, в восьми — Африка, в пятм — Азия, в 4-х — Южная Америка, в 4-х — Арктика, в 3-х — Австралия и Океания и в одном — Антарктида. Не считая того, что в 7-ми романах местом действия являются моря и океаны. Четыре романа составляют цикл «робинзонады» — действие разворачивается на необитаемых островах. И в конце концов, в 3-х романах действия происходят в межпланетном пространстве. К тому же в почти всех произведениях — не только лишь «кругосветного» цикла — герои путешествуют из страны в страну. Можно сказать без преувеличения, что странички книжек Жюля Верна захлестывают морские волны, песок пустынь, вулканический пепел, арктические вихри, галлактическая пыль. Место действия в его романах — земля, и не только лишь Земля, да и вся Вселенная. География и естествознание соседствуют с техническими и точными науками.

Герои Жюля Верна всегда путешествуют. Преодолевая большие расстояния, они стремятся выиграть время. Заслуга необычной скорости требует новейших средств передвижения. Жюль Верн «усовершенствовал» все виды транспорта от сухопутных до воображаемых межпланетных. Его герои делают быстроходные машины, подводные и воздушные корабли, изучат вулканы и глубины морей, попадают в труднодоступные дебри, открывают новые земли, стирая с географических карт последние «белоснежные пятна». Весь мир служит им мастерской для тестов. На дне океана, на необитаемом полуострове, на Северном полюсе, в межпланетном пространстве — где бы они не были, всюду их лаборатория, они работают, действуют, спорят, вводят в реальность свои дерзкие мечты.

В Верне сочетаются как будто несколько фигур. Он был реальным основоположником научной фантастики, основанной на научной достоверности и часто на научном предвидении, был восхитительным мастером приключенческого романа, страстным пропагандистом науки и её будущих достижений.

Делая упор на поиски научной мысли, он изображал желаемое как уже осуществленное. Изобретения, которые ещё не получили внедрения, модели устройств, которые проходили тесты, машины, что только намечались в набросках, он представлял в законченном, безупречном виде. Отсюда — неописуемые совпадения желаний писателя с воплощением схожих мыслей в жизнь. Но он не был ни «прорицателем», ни «пророком». Его герои решали задачки, подсказанные самой жизнью — бурным развитием индустрии, транспорта, связи. Научно-технические фантазии романиста практически никогда не превосходили способностей их воплощения в более высочайшем степени научного и технического прогресса.

Конкретно в этих направлениях работает любознательная идея героев «Необыкновенных путешествий». Изобретатели, инженеры, строители, они строят красивые городка, орошают пустыни, находят методы ускорять рост растений при помощи аппаратов искусственного климата, конструируют электронные приборы, позволяющие созидать и слышать на огромных расстояниях, грезят о практическом использовании внутреннего тепла Земли, энергии солнца, ветра и морского прибоя, о способности скопления припасов энергии в массивных аккумуляторах. Они изыскивают методы продления жизни и подмены изношенных органов тела новыми, изобретают цветную фотографию, звуковое кино, автоматическую счетную машину, синтетические пищевые продукты, одежку из стеклянного волокна и много других восхитительных вещей, облегчающих жизнь и труд человека что помогают ему преобразовывать мир.

Когда Жюль Верн писал свои книжки, Арктика ещё не была завоевана, полюса ещё не были открыты, Центральная Африка, Внутренняя Австралия, бассейн Амазонки, Памир, Тибет, Антарктика практически ещё не были исследованы. Герои Жюля Верна совершают географические открытия, опережая истинные.
Преобразование мира — главное в его творчестве. Всесильный разум познает природу. Все четыре стихии: земля, вода, воздух, огнь — безизбежно покорятся людям. Объединенными усилиями население земли преобразит и сделает лучше планетку:

Конкретно отсюда начинается оптимистический пафос наилучших произведений Жюля Верна. Он сделал роман нового типа — роман о науке и про бескрайние способности. Фантазия у него сдружилась с наукой и стала его неразлучной спутницей. Фантазия, окрыленная научными поисками, перевоплотился в научную фантастику.

Вкупе с новым романом в литературу вошел новый герой — рыцарь науки, бескорыстный ученый, готовый во имя собственных творческих мыслей, ради воплощения огромных надежд совершить подвиг, пойти на всякую жертву. В будущее ориентированы не только лишь научно-технические фантазии Жюля Верна, но и его герои — первооткрыватели новых земель и создатели умопомрачительных машин. Время диктует писателю свои требования. Жюль Верн поймал эти требования и откликнулся на их «Необыкновенными путешествиями».

Отыскать свою цель оказалось сложнее, чем положить жизнь на её достижение. Старший отпрыск адвоката, Жюль Верн, знал еще в молодости, что давнишняя домашняя традиция просит стать правоведом и потом унаследовать контору отца. Но желание юноши расползались вместе с семейными ожиданиями.
Он вырос в приморском городке Нанте, бредил морем и кораблями и даже попробовал — ему было тогда одиннадцать лет — бежать в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Кораллы». Но неумолимый отец отправляет его после лицея в парижскую Школу права. Море остается светлой мечтой, а любовь к поэзии, театру и музыке сокрушает крепость родительской власти. В угоду отцу, получает диплом правоведа, но не идет служить в адвокатскую контору в Нанте, а выбирает полуголодное существование литератора, который перебивается маленькими заработками — пишет комедии, водевили, драмы, составляет либретто смешных опер и после каждой очередной беды работает с ещё огромным азартом.

В то же время скупая любознательность, увлечение естественными науками принуждают его посещать Национальную библиотеку, лекции и ученые диспуты, делать выписки из прочитанных книжек, не зная ещё, на что понадобится ему эта куча различных справок по географии, астрономии, навигации, истории технике и научных открытиях.

В один прекрасный момент — это было в середине 1850-х годов — в ответ на уговоры отца отрешиться от никчемных занятий и возвратиться к Нанту парень решительно заявил, что он не колеблется в собственном будущем и до 35 лет займет в литературе крепкое место. Ему исполнилось 27 лет. и огромное количество пророчеств Жюля Верна, реализовались с огромным либо наименьшим приближением, этот 1-ый прогноз оказался идеально четким.
Но поиски еще длились. Несколько написанных рассказов из морской темы, которым сам он не присваивал огромного значения, хотя позднее и включил их в собственную большую серию, были вехами на пути к «Необыкновенным путешествиям». Только на рубеже 60-х годов, убедившись, что сейчас он полностью подготовлен, Жюль Верн стал разрабатывать новые просторы. Это было осознанное художественное открытие. Он открыл для литературы поэзию науки. Порывая со всем, что его когда-то тормозило, он сказал друзьям, что отыскал свою золотую жилу.

Осенью 1862 года Жюль Верн закончил собственный 1-ый роман. Его давнешний покровитель Александр Дюма посоветовал обратиться к Етцеля, умному, опытнейшему издателю, который подыскивал способных служащих для юношеского «Журнальчика воспитания и утехи». С первых же страничек рукописи Етцель угадал, что случай привел к нему конкретно того писателя, которого не хватало детской литературе. Етцель стремительно прочел роман, высказал свои замечания и отдал Жюлю Верну на доработку. Уже через две недели рукопись возвратился в исправленном виде, и сначала 1863 года роман вышел в свет.
Само заглавие — «5 недель на воздушном шаре» — не могло пройти незамеченным. Фуррор затмил все ожидания и ознаменовал рождение «романа о науке», в каком интереснейшие приключения смешиваются с популяризацией познаний и обоснованием разных гипотез. Так, уже в этом первом романе про воображаемые географические открытия в Африке, изготовленные с высоты птичьего полета, Жюль Верн «сконструировал» аэростат с температурным управлением и безошибочно предсказал местопребывание тогда ещё не открытых источников Нила.

Романист заключил с ним длительный контракт, согласившись писать по три книжки в год. Сейчас он мог без препятствий, не думая о следующем дне, приступить к осуществлению бессчетных планов. Етцель становится его другом и советчиком. В Париже они нередко видятся, а когда Жюль Верн едет работать к морю либо курсирует вдоль берегов Франции, замкнувшись в «плавучем кабинете» на борту собственной яхты «Сен-Мишель», они часто обмениваются письмами. С запозданием обнаружив своё актуальное поприще, писатель издает книжку за книжкой, и что не роман, то шедевр. Фантазию воздушную меняет геологическая — «Путешествие к центру Земли» (1864). Позже возникает фантазия арктическая — «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» (1864-65).
Пока читатели совместно с конкретным Гаттерасом медлительно продвигались к Северному полюсу на страничках «Журнальчика воспитания и утехи», Жюль Верн создал галлактическую фантазию — «С Земли на Луну» (1865), отложив продолжение («Вокруг Луны»), так как был должен окончить к сроку издавна задуманный и объявленный в журнальчике роман о кругосветном путешествии — «Приключения Роберта Гранта». Сейчас роман без всякой фантастики вырос до 3-х томов! Жюль Верн ещё в рукописях изменил заглавие, и он стал окончательным — «Дети капитана Гранта».

Работая раз в день от зари до зари, с 5 утра до 7 вечера, он ассоциирует себя с першероном — ломовой лошадью, которая и отдыхает в собственной упряжке. Излишек нерастраченных сил помогает ей бодро тянуть ввысь до изнеможения перегруженный воз.

Обязательно выполняя условия контракта — три книжки в год! — летом 1866 года, соблазненный перспективой рассчитаться со старыми долгами, Жюль Верн берется по заказу Етцеля за дополнительный труд — «Иллюстрированную географию Франции». Используя много источников, он успевает сделать скрупулезное описание 2-ух департаментов за неделю, выдавая на-гора по 800 строк — практически полтора печатных листа в день. И это не считая основной работы над третьей частью «Детей капитана Гранта», 1-го из самых восхитительных романов, что он когда-либо создавал. Вручив издателю собственный 5-ый роман, Жюль Верн решил соединить уже написаны и еще не написанные произведения в общую серию «Необыкновенных путешествий».

Читатели «Журнальчика воспитания и утехи» начали кругосветное плавание с 1866-го до 1868 года, когда роман «Дети капитана Гранта» вышел отдельным изданием и ещё более добавил славы Жулю Верну. В этом романе кругосветное путешествие свободно от всякой фантастики. Действие развивается только по законам внутренней логики, без каких-то наружных пружин. Дети отправляются на поиски пропавшего отца. их отец — шотландский патриот, который не вожделал примириться с тем, что Великобритания поработила Шотландию. По воззрению Гранта, интересы его родины не совпадали с интересами англосаксов, и он решил основать свободную шотландскую колонию на одном из островов Тихого океана. Либо он грезил, что эта колония когда-нибудь добьется гос. независимости, как это вышло с Соединенными Штатами? Той независимости, что безизбежно в какой-то момент завоюют Индия и Австралия? Естественно, он мог так мыслить. И просто представить, что английское правительство оказывало капитану Гранту препятствия. Но он подобрал команду и отплыл изучать большие острова Тихого океана, чтоб отыскать подходящее место для поселения. Такая экспозиция. Потом лорд Гленарван, единомышленник капитана Гранта, случаем находит документ, что разъясняет его исчезновение. И таким макаром, кругосветное путешествие мотивируется свободолюбивыми рвениями героев. А далее испорченный документ поведет по неверному следу. Позже появится ученый-всезнайка, другими словами француз Жак Паганель, секретарь Парижского географического общества, знатный член чуть ли не всех географических обществ мира. Через его анекдотичную невнимательность сюжетные хитросплетения будут ещё более усугубляться. Паганель нужен не только лишь для оживления деяния. Этот человек — ходячая энциклопедия. Он знает полностью всё. В закоулках его памяти огромное количество фактов, которые он будет преподавать при каждой комфортном случаи. Но наука не должна отрываться от деяния. Роман полон захватывающих приключений. И совместно с тем, он географический, это собственного рода занятная география. Трудности заключались в том, чтоб познавательные данные не отделялись от текста, чтоб действие не могли без их продвигаться. В таких случаях Жюля Верна всегда выручала его умопомрачительная изобретательность».

В среде персонажей «Необыкновенных путешествий» мы находим представителей всех человечьих рас, включающих большую часть наций, 10-ки национальностей, народностей и племен. Галерея образов Жюля Верна, включающая несколько тыс. персонажей — население целого городка! — умопомрачительно богатая по этническому составу. Тут с Жюлем Верном не может сравниться никакой другой писатель.

Его враждебность к расовым предрассудкам ясно проступает даже в самом выборе положительных персонажей, представляющих вместе с европейцами и янки народы колониальных и зависимых государств. Чтоб далеко не ходить за примерами, вспомним, каким благородством и чувством людского наделен американский краснокожий Талькав.

Жюль Верн соболезновал угнетенным народам. Разоблачение рабовладения, колониальных грабежей, истребительных агрессивных войн — неизменный мотив «Необыкновенных путешествий». Сатирические выпады против английской колониальной политики мы находим и в «Детях капитана Гранта». Австралийский парень Толине, который получил в школе первую оценку по географии, уверен, что британцам принадлежит весь земной шар. «Ах так преподают географию в Мельбурне! — восклицает Паганель.- Пошевелить мозгами только: Европа, Азия, Африка, Америка, Океания — все, весь мир принадлежит британцам! К черту! При таком воспитании я понимаю, почему аборигены подчиняются британцам».

С величайшим негодованием создатель говорит про так именуемые резервации — более отдаленные и глухие районы, отведенные для коренного населения Австралии. «Овладев страной, британцы призвали на помощь колонизации убийство. Беспощадности были неописуемые. Они вели себя в Австралии так же, как в Индии, где погибло 5 миллионов индусов, так же, как в Капской области, где из миллиона готтентотов сохранилось только 100 тыс».

Познавательный материал, сосредоточенный в «Детях капитана Гранта», как и в других романах Жюля Верна, естественно, не произвел бы такового воспоминания, если бы все эти описания, рассуждения, экскурсы не сплетались с намерениями и делами героев. Люди тут отличаются необычной моральной чистотой, физическим и чистосердечным здоровьем, целеустремленностью, собранностью, не знают ни лицемерия, ни расчета. Смельчакам, которые веруют в фурор собственного дела, удается хоть какой, самый непростой план. Товарищ выручает товарища из неудачи. Сильный приходит на помощь слабому. Дружба крепчает от грозных испытаний. Злодеев всегда разоблачают, и они несут наказание за свои злодеяния. Справедливость всегда торжествует, мечта всегда осуществляется.

Образы измышленных героев вылеплены так рельефно, что запоминаются на всю жизнь. Скажем, тот же Жак Паганель — кто не знает этого чудака-ученого? Фанатик науки, «ходячая энциклопедия», он всегда пересыпает суровые рассуждения смешными шуточками и забавными проделками. Ему присуще неистребимое чувство юмора. Вкупе с тем он завлекает смелостью, добротой., справедливостью. Ободряя собственных спутников, Паганель не перестает шутить даже во времена невзгод, когда идет речь о жизни и погибели. В романе это — центральная фигура. Без неё распалась бы вся композиция. Рядом с ним — шотландский патриот Гленарван, который делает всё невероятное и неосуществимое, чтоб разыскать по чуть внятным следам, собственного свободолюбивого соотечественника, капитана Гарри Гранта. Сильным и мужественным нравом, который раскрывается в действии и закаляется в борьбе с жестокими испытаниями, наделены и молодые герои Жюля Верна. Какой-то из них — Роберт Грант. Для достойного отпрыска отважного шотландца полностью естественным является чистосердечный порыв — навлечь на себя преследования волков, чтоб спасти от смерти собственных друзей.

По тиражам и количеству переводов Верн и на данный момент — один из самых фаворитных писателей. Его читают всюду, куда просачивается печатное слово. В различных странах возникают всё новые и новые издания произведений Жюля Верна, пьесы, киноленты, целые телесериалы по сюжетам «Необыкновенных путешествий».

Приход галлактической эпохи ознаменовало высший триумф писателя, который предугадывал искусственные спутники и межпланетные перелеты с Земли на Луну.

Когда русская галлактическая ракета в первый раз передала на Землю фото обратной стороны Луны, одному из «потусторонних» лунных кратеров было присвоено имя «Жюль Верн». Кратер Жюль Верн примыкает к Морю Мечты…





Top