Спектакль а н островский шутники. Островский А.Н - Шутники - Картины московской жизни (радиосп

Фёдор Иванович Тютчев

Здесь некогда, могучий и прекрасный,
Шумел и зеленел волшебный лес, —
Не лес, а целый мир разнообразный,
Исполненный видений и чудес.

Лучи сквозили, трепетали тени;
Не умолкал в деревьях птичий гам;
Мелькали в чаще быстрые олени,
И ловчий рог взывал по временам.

На перекрестках, с речью и приветом,
Навстречу к нам, из полутьмы лесной,
Обвеянный каким-то чудным светом,
Знакомых лиц слетался целый рой.

Какая жизнь, какое обаянье,
Какой для чувств роскошный, светлый пир!
Нам чудились нездешние созданья,
Но близок был нам этот дивный мир.

И вот опять к таинственному лесу
Мы с прежнею любовью подошли.
Но где же он? Кто опустил завесу,
Спустил ее от неба до земли?

Что это? Призрак, чары ли какие?
Где мы? И верить ли глазам своим?
Здесь дым один, как пятая стихия,
Дым — безотрадный, бесконечный дым!

Кой-где насквозь торчат по обнаженным
Пожарищам уродливые пни,
И бегают по сучьям обожженным
С зловещим треском белые огни…

Нет, это сон! Нет, ветерок повеет
И дымный призрак унесет с собой…
И вот опять наш лес зазеленеет…
Все тот же лес, волшебный и родной.

Два произведения, появившиеся весной 1867 г., передают авторскую оценку творения Тургенева — романа «Дым», опубликованного несколькими неделями ранее. Содержание произведения Тютчеву не понравилось: поэт счел его излишне пессимистичным, лишенным патриотического пафоса. Первый критический отклик — эпиграмма, озаглавленная «И дым отечества нам сладок и приятен!», — апеллирует к опыту прошлого. Цитируя державинский афоризм, лирический субъект противопоставляет две концепции образа дыма — традиционную, символизирующую любовь к родине, и тургеневскую трактовку, по мнению поэта, несправедливо очерняющую российскую действительность.

Название второго стихотворения совпадает с заглавием тургеневского произведения. Содержание поэтического текста основано на развернутой антитезе, сталкивающей образы «волшебного леса» и «дымного призрака», порожденного последствиями пожара.

Содержание первой части посвящено пейзажной зарисовке лесной чащи. Лирический субъект не скупится на положительные характеристики: он определяет образ как «могучий», «прекрасный», «роскошный», «дивный», исполненный жизни, населенный разнообразными обитателями. Сравнения с миром, изобилующим чудесами, и «светлым пиром», также призваны передать авторское восхищение.

В центральном эпизоде появляется лирическое «мы»: герои признаются, что им близок и дорог таинственный лес. Неожиданные страшные перемены обескураживают людей, и смена эмоций передается чередой риторических вопросов. Герои не сразу понимают, что именно находится перед их глазами. Перебрав несколько вариантов, они находят доминанту нового пейзажа — дым, «безотрадный» и «бесконечный».

Предпоследний катрен изображает печальную картину пожарища. Покореженные пни, «обожженные сучья», «зловещий треск» огней — пейзаж не только вызывает грусть, но отталкивает, внушает неприязнь. Разум лирического «мы» протестует, отказываясь принимать отвратительные перемены и характеризуя неприглядный пейзаж как сон.

В финале «Дыма» звучит оптимистический прогноз: герой уверен, что мрачный чад развеется, как мираж, и в лесном мире вновь воцарится гармония.

Интертекстуальные связи стихотворения моделируют второй план лирической ситуации — символический. Образ лесной чащи связан с ранним тургеневским творчеством, в котором Тютчева привлекал глубокий подход к описанию природы. Дымовая завеса, заслоняющая красоту родного края, ассоциируется с идейным содержанием романа, которое поэт не счел возможным принять.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Шутники

Сцены из московской в 4-х действиях

Постановка –

Лауреат театральной премии имени Евгения Лебедева

Лауреат премии "Онежская маска"

Юрий Цуркан

Художник-постановщик

Олег Молчанов

Музыкальное оформление

Михаил Мокиенко

Художник по свету

Дмитрий Щепетков

В куплетах Шутников использовано стихотворение Г.Р.Державина

В спектакле звучит романс «Я люблю Вас так безумно..» из репертуара В.Козина

Действие спектакля происходит в Замоскворечье в середине 60-х гг. XIX века

Действие спектакля идёт с одним антрактом

Продолжительность спектакля с антрактом 3 часа 15 минут

Окончание вечернего спектакля в 22.15

Возрастное ограничение 12+


Действующие лица и исполнители:

Павел Прохорович Оброшенов, отставной чиновник

Засл. артист России, Лауреат Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова

Сергей БАРКОВСКИЙ

Дочери его:
Анна Павловна

Лауреат Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова

Ксения КАТАЛЫМОВА

Верочка Марианна МОКШИНА
Евгения ГАГАРИНА
Александр Петрович Гольцов, молодой человек, чиновник Родион ПРИХОДЬКО
Владимир КРЫЛОВ
Александр МИЛЕВСКИЙ
Филимон Протасьич Хрюков

Нар. артист России

Владимир МАТВЕЕВ

Молодые люди, одетые
по последней моде:
Недоносков

Василий ЩИПИЦЫН

Вадим ФРАНЧУК

Недоростков

Андрей РОДИМОВ

Роман УШАКОВ

Шилохвостов,

лавочник

Арсений БОРОДИН

Улита Прохоровна,

сестра Оброшенова

Мария РУБИНА

Татьяна ЗАХАРОВА

Человек от Хрюкова

Михаил ДРАГУНОВ

Обитатели

Сытного рынка:

Татарин

Вадим ФРАНЧУК

Иван КАМИНСКИЙ

Мальчишка на рынке Глеб КАЛЛИСТОВ

трейлер спектакля

О СПЕКТАКЛЕ

«Шутники» - одна из самых лучших, прозрачных, смешных пьес классика русского театра А.Н.Островского. Практически не имеет современной сценической истории.

Именно «Шутников» в «Записках» по поводу «Правил о премиях», сам драматург назвал среди пьес, «которые должны быть непременно в репертуаре всякого русского театра, если он хочет быть русским».

В «Шутниках» есть всё, чтобы завоевать и удержать зрительское внимание. Тщательно скрываемая страстная любовь богатейшего немолодого купца (даром что фамилия Хрюков) к доброй, гордой и, конечно, бедной девушке. Растраченные казенные деньги. Безобидные (и очень небезобидные) розыгрыши, переходящие в настоящую интригу, чуть не сводящую с ума главного героя - отставного чиновника Оброшенова.

В «Шутниках» Островский и режиссёр ставят героев и зрителей перед современной проблемой: бедность, конечно, не порок, но настоящую свободу могут дать только деньги. Они завязывают этот тугой узел проблем, по-настоящему сокрушаясь, что человеческое счастье может попасть в зависимость от трехсот рублей. Но в «Шутниках» дано победить чести, любви и достоинству.

Спектакль - романс. Не жестокий.

За исполнение роли Павла Прохоровича Оброшенова Заслуженный артист России Сергей Барковский стал Лауреатом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». За исполнение роли Анны Павловны актриса Ксения Каталымова стала дипломантом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит».

Пресса

Отзывы

"С благодарностью за чудесный спектакль, домашнюю атмосферу, безупречную игру артистов! Пожалуй, лучший театр в нашем городе!" Кузнецова Т.П.

  • #15

    "Спасибо за замечательный спектакль - сердце до сих пор не отпускает!.."

    "С огромной благодарностью за умный, смешной, трогательный спектакль!"

    "Спасибо за верность традиции и великолепную актерскую игру!"

  • #14

    "Спасибо удивительному театру, блестящим актерам и гениальному режиссеру за это потрясающий спектакль! Шли специально на Барковского, он, как всегда, великолепен! Открыли для себя Ксению Каталымову и Владимира Крылова. Получили огромное удовольствие!"

    "Спасибо за атмосферу, за полное погружение в чувства и мысли! Браво!"

    "Спасибо за сегодняшний шедевр! Глубина необыкновенная!"

    "Полный восторг! Спасибо огромное!"

  • #13

    "Браво! Очень здорово! Все молодцы! Я плакала..."

    "Огромное спасибо! Получила большое удовольствие - блистательная постановка, прекрасный актерский состав!!! Обязательно приду еще - и не раз!"

    "Хотели выразить огромную благодарность за предоставленное удовольствие, за слезы... Огромное спасибо всем актерам! Спасибо за то, что делаете наш мир лучше!"

  • #12

    " Потрясающий театр - храм, обитель искусства. Восхитительный спектакль "Шутники!" Спасибо огромное!" Дмитрий, Ирина, Санкт - Петербург

  • #11

    "Спасибо большое! Огромное удовольствие от спектакля и великолепной игры актеров!" Татьяна Спасская.

  • #10

    "Великолепный спектакль и очень уютное место! Золотые софиты воистину не зря! Обязательно будем еще! Удачи! "
    г. Мурманск

    "Огромная благодарность администрации театра за чуткость и доброжелательность. Уютная и домашняя атмосфера ощущается еще при входе. Спасибо!"

    "Спасибо за чудесный вечер! Великолепная игра актеров!"

  • #9

    "Спектакль потрясающий - декорации, музыкальное решение, игра актеров! Смеешься, сопереживаешь, грустишь вместе с ними! Полное погружение в московскую жизнь эпохи Островского! Спасибо!"

  • #8

    "Лучше, чем Островский в буквах..."

    "Я из г.Тихвина, впервые в театре Миронова. В восторге от спектакля!"

  • #7

    "Каждый раз, приезжая в Санкт- Петербург, стараемся посетить театр.
    У вас - впервые и сразу приятные впечатления! Спасибо за интересный спектакль и яркое оформление театра!" Ольга и Александр

  • #6

    "Смеялись и плакали весь спектакль! Огромное спасибо актерам!!! Здоровья и творческих успехов!!!" Семья Климовых.

  • #5

    "Благодарим от всей души всех, кто подарил нам это незабываемое удовольствие!" Ларина Екатерина, Степанченко Данил,
    г. Екатеринбург

  • #4

    Спектакль потряс, особенно вторая часть. Смотрели на одном дыхании, даже замерев. Уместные шутки, великолепная игра. Атмосфера в театре великолепная
    СПАСИБО

  • #3

    Это было очень здорово! Спектакль уровня товстоноговского БДТ (не БДТ имени Товстоногова). Столько мулек, фусек, тонкостей и нюансов в каждой сцене, в каждом диалоге. Столько обаяния и жизни. Столько хороших сильных умных разных актеров в одном спектакле. И есть ансамбль, и все слышат друг друга. Короче, ту толпу, которую я сводила на БАБУ ШАНЕЛЬ, обязуюсь настроить на ШУТНИКОВ. Это надо видеть! Это ВОЗДУХ, которого, как оказалось, очень немного и очень не хватает! Удачи и творчества такой умнице Ксении Каталымовой, просто потрясшему очередной раз Сергею Барковскому, очень милой талантливой девочке Евгении Гагариной, невозможно честному и такому смешному Александру Милевскому, бесподобному Владимиру Матвееву. Вы просто жахнули! Настоящая классика! По-настоящему смешно и грустно. Браво, Ю.Цуркану! Браво, Р.Фурманов! Это самый-самый-самый что ни на есть ТЕАТР!

  • #2

    Это не передать словами! Восторг и восхищение! Так сыграть Каренина, это ЧУДО! Я всем рекомендую сходить, Вы не пожалеете, Вы получите много эмоций. Я плакала несколько раз...
    Спасибо театру, и естественно, превосходной игре Актёров!!!
    БРАВО!!!

  • #1

    "От души благодарность театру за то, что поднимаете тему о жертвенной любви. Странно, что в самый важный момент спектакля, - когда Аннушка жертвует собою, - зал смеялся. Игра актеров, такова, что забываешь, что живешь в 21 веке. Потрясающая постановка! С благодарностью, З. Тихонова."

  • А. Островский
    Шутники

    Спектакль Центрального детского театра

    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

    Павел Прохорович Оброшенов – Г. Печников

    Анна Павловна - Е. Преснякова
    Верочка - Л. Гребенщикова
    Улита Прохоровна - А. Соболева
    Александр Петрович Гольцов - А. Бордуков
    Филимон Протасьич Хрюков - В. Калмыков
    Молодец от Хрюкова - Р. Костомаров
    Недоростков - П. Подъяпольский
    Недоносков - Н. Каширин
    Шилохвостов - Ю. Лученко
    Важная особа - Н. Власов

    Режиссер-постановщик - Г. Печников Музыкальное оформление - В. Мишкин Пояснительный текст читает Г. Печников

    Редактор М. Бутырская
    Художник Н. Чернышева
    Фото В. Барышникова,
    С. Румянцева

    По уровню художественного дарования и мастер¬ства, по идейно-эстетической прогрессивности и масштабности всей литературной деятельности А. Н. Островский - драматург мирового значения. Именно поэтому В. И. Ленин, имея в виду издание сочинений классиков, в 1918 году сказал: «Не забудьте Островского».
    12 апреля 1973 года советский народ праздновал 150-летие со дня рождения валимого русского писателя. Его чествовали как создателя национально-самобытной драматургии. С большим волнением писатели и артисты говорили о влиянии А. Н. Островского на развитие отечественного театра, на формирование драматического и сценического искусства братских народов СССР.
    Откликаясь на знаменательный юбилей драматур¬га, московским Центральный детский театр поставил пьесу «Шутники». Островский написал и опубликовал ее в 1864 году. Тогда же она была поставлена и шла с блистательным успехом в Московском Малом театре и в Александрийском в Петербурге.
    Драматург не погрешил против истины, назвав эту комедию в ряду своих произведений, которые «должны быть непременно в репертуаре всякого рус¬ского театра, если он хочет быть русским». Прогрес¬сивная литературная общественность, читатели, зрители, критики, писатели полностью приняли эту высокую оценку.
    Комедии «Шутники» имеет подзаголовок «Картины московской жизни». Тем самым автор подчеркивает свое стремление к максимально точному изо¬бражению характеров и обстоятельств современной ему действительности. Правдивость содержания, гл¬бина отражения человеческих чувств в комедии, восхитили Льва Николаевича Толстого. Величайший писатель мира смотрел пьесу 24 ноября 1864 года в Малом театре, и в тот же день сделана запись в дневнике: «Трогательно, даже слишком». Спектакль так понравился Толстому, что 3 декабря он снова посетил театр.
    Комедия «Шутники» не случайно избрана для постановки в московском Центральном детском театре. Своим идейно-нравственным пафосом она близка раздумьям современной молодежи о человеческом достоинстве, о совести и чести, о долге, о взаимоотношениях родителей и детей. Премьера состоялась 17 марта 1973 г. Зрители горячо одобрили постано¬ку. Всероссийское театральное общество и Министерство культуры РСФСР на Всероссийском фестивале театров, посвященном 150-летию со дня рождения А. Н. Островского, наградили спектакль Почетным дипломом первой степени. Спектакль вызывает неослабевающий интерес юного зрителя и в этом большая заслуга актеров театра, а также режиссера-постановщика театра народного артиста РСФСР Геннадия Михайловича Печникова.
    Пьеса «Шутники» будучи подлинно народным произведением, отличается глубиной разработки характеров и широтой обобщений. Каждый персонаж комедии – ярко выраженная индивидуальность. Всех их объединяет безудержный эгоизм, самодурство, склонность к мошенничеству. В русском театре исполнение роли Хрюкова имеет давнюю традицию, воспринятую и советскими актерами.
    В спектакле Московского Малого театра 1964 года роль Хрюкова с неповторимом совершенством играл П. Садовский, оттеняя в своем герое беспощадный цинизм и бесцеремонную наглость. В Александринском театре роль Хрюкова превосходно исполнил Ф.А. Бурдин, отбросив обычно свойственную ему аффектацию.. В дальнейшем выдающимся исполнителем этой роли стал К.А. Варламов.
    В спектакле московского Центрального детского театра роль грубого невежественного купца- самодура играет заслуженный артист РСФСР Калмыков. Актёр искусно пользуется и словом, и жестом, и голо¬сом, и деже походкой. Уже при первом появлении Хрюкова тяжелая, грузная поступь Филимона. Протасьича производит впечатление давящей, гнетущей силы.
    Отрицательным героям в пьесе противопоставлены добрые, сердечные и бескорыстные. В центре внимания автора - семья бедного мелкого отставного чиновника Оброшенова. Члены этой на редкость дружной семьи; отец - Павел Прохорович – и его дочери - Верочка 17-ти лет и Анна Павловна 25-ти лет. Все они искренне, сердечно привязаны друг к другу.

    Annotation

    Картины московской жизни, в четырех действиях

    Александр Николаевич Островский.

    ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

    ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

    ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

    ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

    Александр Николаевич Островский.

    ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

    ЛИЦА:

    Павел Прохорович Оброшенов , отставной чиновник.

    Анна Павловна , 25-ти лет;|

    Верочка, 17-ти лет – дочери его .

    Александр Петрович Гольцов , очень молодой человек, чиновник.

    Филимон Протасьич Хрюков , богатый купец, 60-ти лет.

    Недоносков ; Недоростков , молодые люди, одетые по последней моде.

    Небольшой садик, направо крылечко и окно дома; прямо забор; в нем, рядом с домом, калитка; налево забор. Под деревом круглый стол и несколько стульев.

    ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

    Анна Павловна сидит у стола с работой и Павел Прохорович Оброшенов сходит с крыльца. В руках у него лист бумаги и чернильница с пером.

    Оброшенов . Ну, секретарь мой, пиши!

    Анна Павловна . Что прикажете?

    Оброшенов . Пиши: «В сем доме отдаются три комнаты в мезонине, о цене узнать от хозяина оного дома». Пиши крупнее! Что ты будешь делать! Пятую записку срывают. Уж теперь повыше прибью, не достанут. Вот так! Вот хорошо, разборчиво. Теперь всякий прочтет. Ну, а прочитают, может и наймут. Сама ты посуди, четвертый месяц квартира пустая стоит; а ведь она шесть рублей в месяц ходит; а шесть рублей для нас деньги. (Подымает руку с запиской.) Если ее вот так прибить, можно будет прочесть?

    Анна Павловна . Можно, папенька.

    Оброшенов . А ты читай, читай!

    Анна Павловна . Да ведь я сама же и писала.

    Оброшенов . Нужды нет, а ты все-таки читай!

    Анна Павловна (читает). «В сем доме отдаются три комнаты в мезонине, о цене узнать от хозяина оного дома».

    Оброшенов . Ну да, от хозяина; хозяин сейчас покажет комнаты, уговорит, умаслит. Хе, хе, хе! Вот! у нас и наймут, вот мы и богаты. Другой, может быть, давно ищет квартиры, ну, бедный человек какой-нибудь ходит по улицам, ему и нужно три комнаты, а записки на воротах нет, сорвана, он и не знает, что здесь отдается, и идет мимо. Нет, уж теперь кончено! Как поймаю, сейчас к квартальному сведу.

    Анна Павловна . Кто же это, папенька, срывает?

    Оброшенов . Соседи, соседские ребята, богатых отцов дети озорничают. То ли еще они делают! От них проходу нет по улицам: понаделают трубок, через забор на прохожих водой брызгают; краской шляпы мажут; женщинам к платкам записочки прикалывают. А отцы только утешаются на своих чадов.

    Анна Павловна . Или утешаются, или бьют чем ни попало.

    Оброшенов . А поди жаловаться, над тобой же насмеются. «У тебя, видно, говорят, такой же ум-то, как у ребенка. Мол – глуп, ну и балует; вырастет, умнее будет, перестанет баловать». Только неправда это, Аннушка, неправда! Умней они не бывают. Я сорок лет здесь живу, всех знаю; вырасть – вырастут, и рукой его не достанешь, а ум все тот же. А то вот одному недавно стал жаловаться на сына; а он мне что сказал! «Я, говорит, до семи бед коплю, у меня положёное, это еще третья. Как семь бед сделает, так отстегаю». А другой говорит: «Ты служил?» – «Служил, говорю». – «Отчего ж на тебе кавалерии нет? Кабы была кавалерия, никто б тебя не посмел тронуть; значит, ты сам виноват». Вот с ними и толкуй! Да и жаловаться-то нельзя. «Ты, говорят, все с претензиями, ты неспокойный сосед, ты претендент!» Аннушка, какой же я претендент! Какой я претендент! Ну, и терпишь, потому что ссориться с ними нельзя, кушать будет нечего. Мы от них же крохами побираемся. Поссорься с одним, с другим, так и придется зубы на полку положить. А вот я со всеми в ладу, я все больше шуточкой, шуточкой, а где так и поклонами. Оно точно, что на тебя как на шута смотрят, да зато кормимся.

    Анна Павловна . Папенька!

    Оброшенов . Что, дочка?

    Анна Павловна . Неужли нельзя обойтись без этого?

    Оброшенов . Без чего? Без шутовства-то?

    Анна Павловна . Да, папенька, без унижения. Нам жалко вас.

    Оброшенов . Не жалко вам, а стыдно за меня, стыдно, вот что. Ты думаешь, я не вижу? Вижу, Аннушка, давно вижу.

    Анна Павловна . Вы, папенька, в таких летах! Мы вас так любим. Нам с сестрой хотелось бы, чтобы вас все уважали.

    Оброшенов . Мало ль чего нет! Где уж нам! Какое уважение! Были бы сыты, и то слава богу. Не до жиру, дочка, не до жиру, быть бы живу!

    Анна Павловна . А каково смотреть-то на вас!

    Оброшенов . Ну, что ж делать-то! И рад бы в рай, да грехи не пускают. Ты, может, думаешь, что я всегда такой был? Ну, нет, брат. Смолоду я сам был горд. Как еще горд-то, Аннушка! Ужас как горд! Как женился я на вашей матери да взял вот этот домишко в приданое, так думал, что богаче да лучше меня и людей нет. Фертом ходил! Ну, а там пошли дети, ты вот родилась, доходов стало недоставать, надобно было постороннюю работишку искать; тут мне форс-то и сбили. Сразу, Аннушка, сбили. Первое дело я сделал нашему соседу, и дело-то небольшое: опеку ему неподходящую дали, надо было ее с рук сбыть! Обделал я ему это дело, позвал он меня да еще секретаря с чиновниками из суда в трактир обедом угощать. И какой чудак, право ведь чудак! Сидит, ничего не говорит, весь обед молчал; только посидит-посидит да всей пятерней меня по волосам и по лицу и проведет. Ах ты, батюшки мои! Что ты будешь с ним делать? Я было в амбицию. Только тут один чиновник, постарше, мне и говорит: ты обидеться не вздумай! Ни копейки не получишь: он не любит, когда обижаются. Нечего делать, стерпел: ну и принес жене три золотых; а не стерпи я, так больше пяти рублей ассигнациями бы не дал. Много я после с него денег перебрал. Вот так-то меня сразу и озадачили. Ну, а потом, как пошел я по делам ходить, спознался с богатыми купцами, там уж всякая амбиция пропала. Тому так потрафляй, другому этак. Тот тебе рыло сажей мажет, другой плясать заставляет, третий в пуху всего вываляет. Сначала самому не сладко было, а там и привык, и сам стал паясничать и людей стыдиться перестал. Изломался, исковеркался, исказил себя всего, и рожа-то какая-то обезьянья сделалась.

    Анна Павловна . Ах, папенька!

    Оброшенов . Что «папенька»! А ты, дочка, не суди! Вот кабы я паясничал да пропивал деньги-то, вот тогда бы я был виноват. А то я деньги-то домой носил, все до копеечки. Делового народу, ученого тогда меньше было, наш брат, горемыка-подьячий, был в ходу, деньги так и огребали. Много ли я тогда получал, знаешь ли? Тысяч шесть ассигнациями. Ого-го-го! Вот оно что! И теперь еще все говорят, что у меня много денег, что я их спрятал. А ты знаешь, есть ли у меня деньги. Ваша мать хозяйка была отличная, дома у меня рай был. На стороне, в людях, я шут, я паяц; а ты меня дома посмотри! Тут я отец семейства, жену мою все уважали, дети – ангелы. Эка важность, что меня шутом зовут! Ты и не жалей меня, Аннушка! Я таковский! Что я такое? Дрянной старичишка, никуда негодящий! Пускай смеются, коли им нравится, мне все равно. Они смеются, а я, как птица в гнездо, таскаю, прибираю свое гнездышко да детей кормлю. Для меня только ты да Верочка на свете и людей-то, больше я и знать никого не хочу.

    Анна Павловна . Мы оба с вами, папенька, для одной Верочки живем.

    Оброшенов . Избаловали мы ее с тобой. Хе-хе-хе! Вот теперь и нянчись с ней!

    Анна Павловна . Да как же не баловать-то ее! Она такая милочка. Кого же нам с вами и любить-то, как не ее? больше некого. А ведь кого-нибудь надо любить, без этого жить нельзя.

    Оброшенов . Ну да, само собой. (Делает серьезную мину.) А что ты скажешь насчет жениха? То есть насчет Саши?

    Анна Павловна . Кажется, хорош.

    Оброшенов . Хорош, хорош. Это я сам нашел. Ну уж и хлопот было. Трудно нынче хорошего-то найти. А ей нравится?

    Анна Павловна . Ведь она еще ребенок. Кто же ее знает; кажется, нравится.

    Оброшенов (таинственно). Хожу я это по судам-то, приглядываю; ходил долго; вдруг вижу, мальчик такой смирный сидит. Я стороной узнавать. Говорят, сирота; поведения, сказывают, хорошего, воспитывался у матери в строгости; с приказными не водится, по трактирам не ходит. Его-то, мол, нам и нужно. Познакомился, да вот дело и вышло. Ведь хорош?

    Анна Павловна . Хорош, папенька.

    Оброшенов (таинственно). Руки просил третьего дня. Я было отнекиваться стал – нарочно; так в слезы: умираю, говорит, от любви.

    Анна Павловна . Что же вы?

    Оброшенов . Ну, я и рад; велел с Верочкой поговорить. О приданом не заикается. Денег бы, говорит, нужно мне рублей триста. Ну, денег, говорю, не припасено для тебя. Дом, говорю...

    Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

    
    Top