Как научиться шутить в современное время. Как научиться шутить в любой ситуации: советы и примеры

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Тобольский государственный педагогический институт

Кафедра социальной педагогики

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕХНОЛОГИИ САМООБРАЗОВАНИЯ»

Специальность «050706.65 – педагогика и психология»

Специальность «050711.65 – социальная педагогика»

Специальность «350500 – социальная работа»

Программу составил:

доцент, канд. пед. наук,

Утверждена

на заседании кафедры

от _________________

Зав. каф. ___________

Тобольск, 2006

Пояснительная записка

Дисциплина относится к блоку ГСЭ (вузовский компонент: дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом) и изучается на 1 курсе в 1 семестре. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 40 часов, из которых: 18 часов отводится на лекционный курс; 22 часа – на самостоятельную работу студентов. Изучение курса завершается зачётом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Технологии самообразования» выносятся на государственную аттестацию.

1. Цели и задачи дисциплины.

Изучение дисциплины направлено на подготовку студентов к выполнению следующего вида профессиональной деятельности :

- научно-методическая.

Для подготовки к этому виду профессиональной деятельности студент должен уметь решать следующие типовые профессиональные задачи :

Рефлексировать (анализировать собственную деятельность) с целью совершенствования собственной деятельности и повышения своей квалификации;

Цель курса «Технологии самообразования» – формирование и развитие у студентов навыков самостоятельного образования (самообучения, самовоспитания).

Задачи дисциплины:

Знакомство с особенностями лекционно-семинарской системой обучения в вузе;

Формирование (если необходимо) и развитие умений и навыков конспектирования лекции , учебной литературы , работы с книгой;

Формирование (если необходимо) и развитие умений и навыков оформления студенческой научной работы;

Формирование (если необходимо) и развитие умений и навыков работы на семинарском занятии .

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен иметь представление об основных формах обучения в вузе, об организации образовательного процесса в вузе, об основных формах контроля знаний, умений и навыков в вузе, о возможности и необходимости технологизации процессов образования и самообразования.

Студент должен знать:

1. Базовые дидактические понятия и категории в контексте рассматриваемой дисциплины: образование, образовательный процесс, обучение, воспитание, самообразование, самообучение, самовоспитание, технологии, технологии образования, технологии обучения, технологии воспитания, технологии самообразования, технологии самообучения, технологии самовоспитания, лекция, семинар, реферат, курсовая работа , доклад, контрольная работа , выпускная квалификационная работа и др.

2. Требования, предъявляемые к оформлению научно-исследовательских работ : размер шрифта, параметры страницы, межстрочный интервал, межбуквенный интервал, наличие красной строки, выравнивание основного текста «по ширине» и др., наличие титульного листа, требования, предъявляемые к оформлению списка литературы и др.

3. Условия эффективной работы на лекции и семинарском занятии.

Студент должен уметь:

Конструировать систему занятий по теме или разделу на основе прослушанной лекции;

Организовывать собственную деятельность во время во время лекций и самостоятельной работы;

Строить и перестраивать свою деятельность в ходе образовательных и самообразовательных ситуаций, гибко организовывать образовательный и самообразовательный процессы с учётом своих индивидуальных особенностей;

Осуществлять образовательное и самообразовательное взаимодействие со студентами и педагогами;

Давать самооценку эффективности самообразовательной деятельности;

Оказывать помощь студентам в организации собственной деятельности во время во время лекций и самостоятельной работы.

Студент должен владеть навыками:

Анализа, синтеза, обобщения научной информации;

Объяснения, доказательства, убеждения в ходе обучения;

Выступления с докладом, ведения полемики, дискуссии;

Оформления результатов научных исследований в виде рефератов, докладов, курсовых работ;

Планирования и осуществления самообразовательной деятельности, применения знаний и умений в ходе семинаров;

Осуществления рефлексии самообразовательной деятельности;

Слушания и фиксирования лекции;

Отбора из научных источников наиболее важной информации;

Подготовки к семинару, докладу, контрольной работе.

3. Объём дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоёмкость дисциплины

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа:

Подготовка к срезовой контрольной работе (терминологическому диктанту в форме теста)

Написание реферата

Подготовка к зачёту

Вид итогового контроля

Зачёт

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

№ п/п

Разделы дисциплины

(название)

Всего часов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные работы

Технология эффективной работы на лекции и семинарском (практическом) занятии

Технология эффективной работы над докладом, рефератом, контрольной работой

Технология оформления научно-исследовательских работ

Итого

4.2.1. Лекционный курс (содержание лекционного курса (тезисы лекций) приведены в приложении 1 учебно-методического комплекса).

Семестр

№ лекции

Раздел дисциплины,

тема учебного курса, содержание лекции

Количество часов

1

Сущность понятий «образование», «обучение», «воспитание», «самообразование», «самообучение», «самовоспитание». Технологии как социальный феномен. Классификации технологий. Промышленные и социальные технологии. Технологии образования, технологии обучения, технологии воспитания. Технологии самообразования, технологии самообучения, технологии самовоспитания.

2-3

Тема «Технология эффективной работы на лекции».

Основные формы обучения в вузе. Иерархия форм обучения в вузе. Аудиторная и внеаудиторная (самостоятельная) работа студента в вузе, их соотношение. Лекция как основа самостоятельной работы студента в вузе. Цель, задачи и функции лекции. Особенности лекционной формы обучения в вузе и её отличия от классно-урочной формы обучения в школе. Умения, необходимые для эффективной работы на лекции. Причины, затрудняющие процесс слушания и понимания лекции. Вредные привычки, формирующиеся у студентов и мешающие эффективному восприятию информации. Условия эффективного слушания лекции. Конспектирование как один из основных приёмов обучения. Условия эффективного фиксирования лекции.

4-5

Раздел 2. «Технология эффективной работы на лекции и семинарском (практическом) занятии».

Тема «Технология эффективной работы на семинарском (практическом, лабораторном) занятии».

История развития семинарской формы обучения. Место семинарского занятия в иерархии форм обучения в вузе. Связь семинарского занятия с другими формами обучения в вузе. Цель, задачи и функции семинарского занятия. Технология подготовки к семинарскому занятию. Формы записи, используемые при подготовке к семинарскому занятию: план, выписки, тезисы, конспект. Требования, предъявляемые к выступлению на семинарском занятии. Особенности проведения практических (лабораторных) занятий. Этапы подготовки к практическому (лабораторному) занятию.

6-7

Раздел 2. «Технология эффективной работы на лекции и семинарском (практическом) занятии».

Тема «Стратегии понимания учебной информации».

Язык как система знаков. Виды языков: естественные, искусственные, частично искусственные. Внутренняя и внешняя речь. Основные стратегии понимания информации. Линейные последовательности. Иерархии. Сети, типы отношений между понятиями: иерархические отношения, причинно-следственные отношения, аналогии, свойства, симптомы. Матрицы. Блок-схемы.

8

Раздел 3. «Технология эффективной работы над докладом, рефератом, контрольной работой».

Тема «Технология эффективной работы над докладом, рефератом, контрольной работой».

Технология подготовки и написания доклада. Этапы подготовки к выступлению с докладом. Особенности выступления с докладом, требования, предъявляемые к выступлению с докладом. Технология написания реферата. Структура реферата. План реферата. Оформление реферата. Технология подготовки к контрольной работе (домашней, срезовой). Технология выполнения контрольной работы (домашней, срезовой).

9

Раздел 4. «Технология оформления научно-исследовательских работ».

Тема «Технология оформления научно-исследовательских работ».

Оформление титульного листа научно-исследовательской работы. Оформление списка литературы, использованной при написании научно-исследовательской работы. Основные требования, предъявляемые к оформлению основного содержания научно-исследовательской работы: кегль, межстрочный интервал, межбуквенный интервал, параметры страницы, оглавление, подзаголовки, рисунки, таблицы, схемы, диаграммы, ссылки, сноски, объём научно-исследовательских работ различного жанра и т. д.

Итого

4.2.2. Практические (семинарские) занятия – не предусмотрены

4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов (содержание самостоятельной работы студентов и методические указания к её выполнению приведены в приложении 2 учебно-методического комплекса).

Разделы и темы программы для самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки выполнения

Количество часов

Подготовка к срезовой контрольной работе (терминологический диктанту в форме теста)

Полусеместровая неделя

Раздел 4. «Технология оформления научно-исследовательских работ».

Тема «Технология оформления научно-исследовательских работ».

Написание реферата

Зачётная неделя

Все указанные в п. 4.2.1. разделы и темы

Подготовка к зачёту

Зачётная неделя, по расписанию

График контроля самостоятельной работы студентов

1. Срезовая контрольная работа (терминологический диктант в форме теста) – во время недели полусеместровой аттестации.

2. Полусеместровая аттестация – середина семестра.

3. Проверка реферата – до зачётной недели включительно.

4.2.4. Лабораторный практикум – не предусмотрен.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Основная литература:

1. , Реан: Учебник для вузов. – СПб., 2000. – 304 с.

2. , Гребенюк обучения: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2003. – 384 с.

3. Загвязинский обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2001. – 192 с.

4. Кукушин: Учебное пособие. – М., Ростов-н/Д, 2003. – 368 с.

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. . – М., 2000. – 640 с.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для высших и средних учебных заведений по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. . – М., 2000. – 512 с.

7. Подласый. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. В 2 кн. – М., 2000.

8. Ситаров: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2002. – 368 с.

9. Справочник первокурсника социально-психологического факультета. – Тобольск: ТГПИ им. , 2007. – 40 с.

10. Хуторской дидактика: Учебник для вузов. – СПб., 2001. – 536 с.

Дополнительная литература:

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / , и др. – М., 2004. – 512 с.

2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. . – Ростов-н / Д., 2002. – 336 с.

3. Селевко образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998. – 256 с.

4. Смирнов педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. – М., 2000. – 416 с.

5. Харламов: Учебное пособие. – М., 1999. – 519 с.

6. Харламов: Компактный учебный курс для студентов университетов и педагогических институтов. – Мн., 2001. – 272 с.

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:

Контролирующая (тестовая) компьютерная программа, разработанная для проведения срезовой контрольной работы;

Мультимедийные лекции по некоторым аспектам и проблемам дисциплины;

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для обеспечения освоения данной дисциплины имеются:

- компьютерный мультимедийный класс;

Проектор;

Ноутбук;

7. Содержание текущего и промежуточного контроля (содержание текущего и промежуточного контроля и методические указания к его проведению приведены в приложении 3 учебно-методического комплекса):

7.1. Текущий контроль за результатами процесса обучения:

Срезовая контрольная работа (терминологический диктант в форме теста);

Проверка реферата.

7.2. Вопросы к зачёту по дисциплине «Технологии самообразования»

1. Основные формы организации учебного процесса в вузе

2. Лекция как основа самостоятельной работы в вузе

3. Технология эффективного слушания лекции

4. Технология эффективного конспектирования лекции

5. Технология подготовки к семинарскому занятию

6. Технология подготовки к практическому и лабораторному занятиям

7. Реферат и технология его написания

8. Контрольная работа и технология её написания

9. Доклад: технология написания и устного выступления

10. Стратегии понимания учебной информации

7.3. Проверка реферата , написанного со строгим соблюдением предъявляемых требований к оформлению научной работы. Предъявляемые требования приведены в приложении 3 учебно-методического комплекса.

7.4. Методика проведения срезовой контрольной работы приведена в приложении 3 учебно-методического комплекса.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические рекомендации для преподавателя и студентов приведены в приложении 4 учебно-методического комплекса).

9. Учебная практика по данной дисциплине не предусмотрена.

Программа составлена в соответствии с ГОС ВПО по специальностям «050706.65 – педагогика и психология», «050711.65 – социальная педагогика» и «350500 – социальная работа».

Кто не знает,

в какую гавань

он плывет, для того

нет попутного ветра.

Сенека.

Учителя являются движущей силой в области усовершенствования педагогического процесса. Именно благодаря им учащиеся могут воспользоваться преимуществами, полученными в результате реализации образовательной политики.

Основными характерными чертами “настоящих” учителей, т.е. учителей с высочайшими качественными показателями деятельности, являются:

Преданность своей профессии, что позволяет учителю приобрести все прочие необходимые качества. Эта беззаветная преданность побуждает таких учителей к непрерывным поискам более эффективных методов. Преданность побуждает к сотрудничеству с другими учителями как в собственной школе, так и в более многочисленном сообществе коллег по профессии;

Любовь к детям, создание в классе атмосферы сердечности, даже если учащиеся не отвечают им тем же. Чувство искренней привязанности и взаимного доверия между учителем и учениками стимулирует положительное отношение детей к учебе;

Владение техникой преподавания предмета,знание того, как преподнести учащимся в доступной форме те или иные понятия, навыки и сведения, -вот что отличает настоящего учителя;

Разнообразие моделей преподавания и обучения, учитель не только имеет в своем распоряжении целый арсенал тактических приемов обучения, но и вырабатывает теоретические и практические представления о различных моделях либо принципах преподавания;

Сотрудничество с коллегами, кроме обмена идеями и соображениями с целью усовершенствования своей индивидуальной практики преподавания, многие учителя участвуют так же в деятельности групп, которые совместно планируют учебные задания;

Самоанализ и рефлексия, всегда следует размышлять по поводу того, что ты делаешь, но следует вырабатывать свои принципы, а не следовать шаблонным методам, заимствованным у других;

Повышение квалификации-важнейшая инициатива в области образовательной политики, направленная на повышение и сохранение качества преподавания: “взаимное репетиторство”, “взаимное обучение” и совместное исследование методики преподавания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии самообразования педагога.

Кто не знает,

В какую гавань

он плывет, для того

Нет попутного ветра.

Сенека.

Учителя являются движущей силой в области усовершенствования педагогического процесса. Именно благодаря им учащиеся могут воспользоваться преимуществами, полученными в результате реализации образовательной политики.

Основными характерными чертами “настоящих” учителей, т.е. учителей с высочайшими качественными показателями деятельности, являются:

Преданность своей профессии, что позволяет учителю приобрести все прочие необходимые качества. Эта беззаветная преданность побуждает таких учителей к непрерывным поискам более эффективных методов. Преданность побуждает к сотрудничеству с другими учителями как в собственной школе, так и в более многочисленном сообществе коллег по профессии;

Любовь к детям, создание в классе атмосферы сердечности, даже если учащиеся не отвечают им тем же. Чувство искренней привязанности и взаимного доверия между учителем и учениками стимулирует положительное отношение детей к учебе;

Владение техникой преподавания предмета,знание того, как преподнести учащимся в доступной форме те или иные понятия, навыки и сведения, -вот что отличает настоящего учителя;

Разнообразие моделей преподавания и обучения, учитель не только имеет в своем распоряжении целый арсенал тактических приемов обучения, но и вырабатывает теоретические и практические представления о различных моделях либо принципах преподавания;

Сотрудничество с коллегами, кроме обмена идеями и соображениями с целью усовершенствования своей индивидуальной практики преподавания, многие учителя участвуют так же в деятельности групп, которые совместно планируют учебные задания;

Самоанализ и рефлексия, всегда следует размышлять по поводу того, что ты делаешь, но следует вырабатывать свои принципы, а не следовать шаблонным методам, заимствованным у других;

Повышение квалификации-важнейшая инициатива в области образовательной политики, направленная на повышение и сохранение качества преподавания: “взаимное репетиторство”, “взаимное обучение” и совместное исследование методики преподавания.

Идеи непрерывного образования меняют распространенную позицию

“образование на всю жизнь” на принципиально иную-”образование через всю жизнь”.

Повышение профессионального мастерства зависит от заинтересо-ванности в профессиональном развитии,в удовлетворенности образовательным процессом. Только сам учитель способен оценить,

на сколько полно он владеет необходимыми знаниями и умениями для эффективного педагогического труда. Чем большее удовлетворение получает учитель, тем сильнее у него потребность реализовать себя как

профессионала, тем больше он заинтересован в профессиональном росте.

По определению А.В.Луначарского:”учитель - человек,формирующий

будущее...”. Только личность способна воспитать личность, поэтому развитие самого педагога,его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа

и систематической работы по самоусовершентвованию. Одной из форм сознательного саморазвития является самообразование.

Различные ученые вкладывают свой смысл в определение термина

“самообразование”. Так, Г.М. Коджаспирова считает, что “под самообразованием следует понимать специально организованную,само-

деятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или обществен-

но значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных

интересов, обшекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Самообразование-система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное

самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью”.

Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим

звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и

расширения кругозора педагога.

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой

Стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда,

потребностями общества, эволюцией науки и практики,все возрастающими требованиями к человеку,его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций,готовности перестраивать свою деятельность, умело решать

новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познаватель-

ной активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том

числе и профессиональным.

Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность,интегративность, единство общей

и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь

и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность переходов от низких ступеней к выс-

шим, вариативность.

Используются самые разнообразные формы организации самообразо-вания:

Специальная образовательная подготовка: в вузах и других образо-

вательных учреждениях-получение высшего образования или второй специальности в системе очного, заочного, вечернего образования.

Повышение квалификации и переподготовка кадров: в институтах

развития образования, информационно-методических службах,лекто-

риях и прочих опорных центрах системы образования, на курсах повы-

шения квалификации, на семинарах по месту работы или в других шко-

лах, в предметно-методических объединениях, на кафедрах, научно-практических конференциях.

Индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

Средств массовой информации;

Вычислительной и оргтехники;

Библиотек;

Музеев,выставок,театров,клубов;

Экскурсионных походов;

Научных, технических, художественных, спортивных обществ;

Исследований,экспериментов, творческих дел и заданий;

Общения с учеными, интересными людьми;

Осмысления передового опыта и обобщения собственной практической

деятельности.

Коллективное и индивидуальное самообразование более успешно осуществляется на основе специально подготовленных программ. Их

структура и содержание зависят от уровня и характера исследования,

поставленных целей и задач.

Как правило, учителя определяют для себя на учебный год тему самообразования или проблему научного исследования. В программе предусматривается подбор литературы, поиск адресов передового педагогического опыта; затем определяется время на изучение получен-ного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других школ, посещение курсов и др. Далее отра-батываются технологии и осуществляется практическая работа,в том

числе и опытно-экпериментальная, по теме исследования. Завершается

самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы,в случае необходимости- корректировкой педагогической деятельности. Отводится время для

обобщения и оформления материалов исследования.

Результатом очередного этапа работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, а также доклады и выступления на совещаниях, научно-практических конфе-ренциях, на встречах “круглого стола”, “мастер класса” и т.п. Большой

интерес вызывают разработки новых учебных планов и курсов, в том числе интегрированных, авторских программ, учебных и методических пособий, дидактических материалов. Пользуются спросом брошюры и другого рода публикации из опыта работы педагогов.

Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм образования повышает информационную насыщенность, способствует

переходу внешних воздействий на осознание необходимости постоянного обучения к внутренним стимулам развития личности(по-

требностям, мотивам, интересам, установкам),причем в структуре отношений “образование- самообразование”главную роль играет последнее.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-

исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного

мышления, умения учиться происходит трасфомациия развития в саморегулируемую систему,преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

Проблема самообразования касается не только учителей, но и учащихся. В наше время приобретает особое значение подготовка школьников к серьезной самостоятельной работе. Реализация целей и задач современной школы напрямую связана с повышением интереса учеников к учебе, развитием пытливости и познавательной активности,

интеллектуальных умений, способов овладения информацией и преобра-

зования ее в действия. Иными словами, необходимо научить школьни-

ков самообучению и самообразованию. Для этого трабуется развивать

такие качества ума, как: самостоятельность, наблюдательность, любо-

знательность, умение ставить вопросы и решать логические задачи,вы-

полнять задания проблемного и поискового характера, делать опыты,

участвовать в экспериментах, сравнивать и анализировать результаты,

обобщать полученные данные, делать выводы. Следовательно, констру-ируя урок, учитель должен предусматривать ситуации, задания и виды

деятельности школьников, тренирующие мыслительные процессы и нравственно-волевые усилия. Кроме того, необходимо планировать и

развитие познавательных умений. Каким образом на уроке будут отра-

батываться умения слушать и слышать, выделять главную мысль, учас-

твовать в дискуссии, отстаивать собственное мнение, извлекать информацию из различных источников знаний. За счет чего будут фор-

мироваться навыки составления тезисов, опорных конспектов, рецензий

и т.п.? Как будет осуществляться мониторинг?

Управляя самообразованием школьников, необходимо учитывать закономерности данного процесса, а также возрастные и индивидуаль-

ные особенности детей. У младших школьников, как правило, это пытливость и восприимчивость к знаниям, у учащихся среднего звена-

разноуровневый и разнонаправленный характер познавательных интересов, нередко являющийся средством самоутверждения среди свер-

стников, у старшеклассников-профессионально ориентированные инте-

ресы. Организуя самостоятельную работу школьников,учитель должен

прогнозировать результат, предоставлять ребятам возможность проде-

монстрировать свои наработки учащимся, учителям, родителям. Выход

самообразовательной работы может быть в виде сообщений, докладов,

рефератов, участия в конкурсах, выставках, интеллектуальных играх,

выпусков устных и письменных альманахов, рукописных или печатных

сборников творческих работ. Для старшеклассников особую роль в этой связи играет школьное НОУ. Занятия в секциях НОУ дают не только дополнительные знания, но и интересный круг общения, возможность формирования положительной Я-концепции, самоактуализации личнос-

ти,позволяет приобщиться к научно-исследовательскому поиску, куль-

туре самообразования.

От уровня познавательной активности, сформированности интеллек-

туальных умений, степени развития мыслительных процессов,нравст-

венно-волевой и мотивационной сфер зависит и уровень самообразова-

ния людей. В связи с этим можно выделить несколько стадий:

Наивысшую-самообразование становится постоянной жизненной пот-

ребностью человека,непрерывным процессом исследовательского ха-

рактера;

Высокую-систематическое целенаправленное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности;

Среднюю-ситуативное самообразование на фоне интереса к знанию,

удовлетворения возникшей познавательной потребности;

Низшую-спонтанное(внесистемное) самообразование часто под воздей-

ствием внешних обстоятельств при отсутствии должным образом раз-

витой познавательной культуры.

Уровень самообразования влияет и на результаты деятельности в це-

лом. Относительно педагогов в качестве оценочных параметров целе-

сообразно использовать требования тарифно-квалификационных ха-

рактеристик,в основу которых положены компетентность, профессиона-

лизм, продуктивность деятельности, а также: познавательная актив-

ность, уровень мастерства,сформированность рефлексии,проявления

творчества и новаторства, владение технологией самообразования, по-

зитивная Я -концепция.

От уровня развития самообразования коллектива педагогов, от того

на сколько педагог владеет всеми технологиями самообразования, бу-

дет и зависеть уровень целостного развития общеобразовательного

учреждения.Наиболее высокими уровнями считаются: школа-лаборатория и непрерывно саморазвивающаяся школа.

Для уровня школы-лаборатории характерны следующие особенности:

Идея экспериментальной работы, выстроенная в систему, начинает активно переходить научно поставленный опыт школы;

Методобъединения учителей преобразуются в творческие лаборатории,

учебно-методические кафедры. До 70процентов педагогов от общего числа учителей в этот период работают над индивидуальными темами

исследования;

Углубляются взаимосвязи, взаимоотношения между инновациями, достижениями педагогической науки и передового опыта, что сущест-

венно обогащает коллективный педагогический опыт школы;

Учителя легко, свободно вносят идеи инновационного опыта других школ и достижений педагогической науки и передового опыта в соб-

ственную педагогическую систему за счет увеличения наукоемкости

самообразования,овладения основами самоанализа урока.

Для непрерывно саморазвивающейся школы можно отметить следу-

ющее:

Формируется творческая индивидуальность личности учителя за счет

многолетней целенаправленной работы по теме индивидуального исследования, в ходе которого учитель работает в поисковом, экспери-

ментально-исследовательском режиме, самостоятельно и непрерывно со-

вершенствуя собственное профессиональное мастерство;

Стабильность развитию школы придают творческие лаборатории(ка-

федры), в которых, как было сказано выше, 70 процентов учителей имеют индивидуальные темы исследования. Исследовательская работа

учителя доводит его педагогическое мастерство до стабильного иннова-

ционного;

Универсальным показателем целенаправленного развития общеобразо-

вательной школы выступает диагностическая карта,по которой можно

отследить эффективность профессионального роста учителя, обеспечи-

вающего в итоге многоуровневость обучения,внедрение исследователь-

ского компонента в проблемное обучение, развивающее обучение.

Встроенная система экспериментальной работы переходит в научно пос-

тавленный коллективный педагогический опыт, который,проникая во все звенья педагогической системы, значительно обогащает инноваци-

онный потенциал школы;

Целостность,равномерность, устойчивость развития компонентов сложной педагогической системы достигается благодаря целенаправлен-

ному и единовременному встраиванию инноваций в компоненты.

Стержнем целостного развития развивающейся школы на основе программно-целевого подхода является взаимосвязь экспериментальной

работы с работой педколлектива по научно-методической теме с внедре-

нием достижений педагогической науки и передового опыта учителей.

В целом методологический “узел” развития обогащает всю систему перспективного планирования целостного развития школы. Проектиро-вание на основе программно-целевого планирования -высший уровень

прогнозирования развития общеобразовательных учреждений.

Непрерывное восходящее развитие творческого потенциала учителей

осуществляется по мере перехода их методической деятельности в иссле-

довательскую. При этом экспериментальная работа является ядром, осу-

ществляющим этот переход. Отсюда и промежуточные результаты экспериментальной и опытно-экспериментальной работы должны быть

четко распределены у учителя с первого по третий (пятый)год по мере

работы его над индивидульной темой самообразования(исследования).

Чтобы видеть развитие эксперимента,необходим трехразовый отчет пе-

дагога в течение года(один раз в четверть). Формами отчета могут быть:

выступление на кафедре, критический анализ статьи, обзор передового

опыта по теме исследования,выступление на заседании “круглого сто-

ла”,проведение экспериментального урока,индивидуальные встречи с руководителем кафедры, выступление на научно-практической конфе-

ренции.

I Список литературы по теме исследования. Конроль за содержанием

прочитанного. Уточнение программы экспериментальной работы.

II Анализ первичного среза знаний, умений и творческой активности школьников.

IIIКритический анализ литературы по теме исследования. Обзор нова-

ций и выбор из них главных, которые учитель предполагает использо-

вать в ходе учебно-воспитательного процесса.

IVСобеседование по изучению ряда статей к теме исследования.Подго-товка к проведению экспериментального урока. Сравнительный анализ

результатов собственной деятельности. Оновление дидактического материала исследования по уровневой дифференциации. Анализ результатов первого года эксперимента.

Второй год исследования.

I Апробация нового дидактического материала. Анализ собственной ин-новационной деятельности по теме исследования.

II Участие в заседании “круглого стола”педсовета.

III Выступление с докладом по теме исследования(обзор литературы, анализ результатов апробации нового дидактического материала).

IV Анализ результатов второго года экспериментальной работы.

Третий год исследования.

I Оформление инноваций учителя. Попытка теоретического обобщения

опыта учителя.

II Участие в научно-практической конференции. Подготовка нового дидактического материала к выставке.

III-IV Завершение экспериментальной работы, проведение эксперимен-

тального урока. Участие в заключительной научно-методической выставке “новые технологии обучения”.

Следует обратить внимание на:

Деятельность педагогов по экспериментальному внедрению своих ре-зультатов в массовую практику школы;

Поисковую деятельность по разработке материалов интегративного и глобального характера для школьников четвертого -шестого уровней

учебной успешности;

Классификацию дидактического материала по уровням учебной успешности и систематизацию его с целью возможного создания индивидуальных программ для школьников;

Увеличение культуроемкости учебного предмета средствами дидактического материала.

Учителям, имеющим большой профессиональный опыт разработки дидактического материала по преподаваемому предмету, следует обратить внимание на приведение его в систему.

Конечным результатом работы учителя по теме исследования должна стать разработка материалов в форме учебных пособий для школьников, находящихся в индивидуальном плане обучения, и уча-

щихся четвертого-шестого уровней успешности.

Основное внимание в методической и научно-экспериментальной работе уделяется оказанию действенной помощи каждому педагогу, формированию нового содержания разработке и апробации новых программ,изучению и обобщению передового педагогического опыта.

Формы организации различны:

Педагогические чтения и научно-практические конференции;

Тематические заседания кафедр;

Проведение смотров-конкурсов творческих работ;

Обзоры научной, педагогической литературы,

Семинары-практикумы;

Методические оперативки;

Деловые игры;

Конкурсы”Учитель года”,Педагог-исследователь, новатор, разработчик;

Творческие отчеты отдельных учителей, получивших общее признание за их мастерство и опыт.

В школе ведется мониторинг, т.е. продолжительное отслеживание и анализ результатов деятельности каждого учителя и отдельных педагогических систем на уровне как кафедры, научно-методического совета, так и педагогического коллектива в целом. Результаты таких исследований используются на разных уровнях управления-от индивидуальной работы учителя до заседания педагогического совета. В ходе аттестации обновляется банк передового педагогического опыта учителей школы.

Исходя из результатов исследований, можно заключить, что успешная реализация инициатив в сфере образовательной политики, направленных на повышение качества работы учителя, зависит от “критериев соответствия” между фундаментальными убеждениями учителя и ценностями школы, с одной стороны, и образовательной политикой государства, с другой. Создание условий, способствующих возникновению подобного синергетического эффекта, представляется важнейшей задачей для работников всех уровней системы народного образования.

Использованная литература.

1. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования

педагога. М.,1994.

2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.

3. Хопкинс Д., Стерн Д., “Настоящие учителя, настоящие школы,меж-

дународный аспект проблемы и исследования в области образователь-

ной политики. Великобритания.1996.

4. Орлова Т.В. Теоретические основы становления и развития современного образовательного учреждения. М., 2000.

5. Елканов С.Б. Профессиональное самообразование учителя. М., 1986.

6. Бискер Л.М., Луковкина Н.В. Организация научно-эксперименталь-

ной работы в школе. М., 1998.

7. Каспржак А. Учительское мастерство или непрерывное педагогичес-

кое образование. Народное образование. 1992.

8. Дудников В. “Как сделать методическую работу в школе, направлен-

ной на развитие учителя.”

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.

I. Исследование понятия “настоящие учителя” с учетом международных аспектов.......................................................................................................... 1

II. Самообразование - средство развития педагогического коллектива и личности.................................................................................................... 2 - 5

1. Критерии самообразования....................................................................... 3

2. Формы организации самообразования.................................................... 4

3. Технологии коллективного и индивидуального самообразования...... 5

4. Проблемы самообразования учителя для развития учащихся........ 6 - 7

5. Стадии формирования самообразования педагога................................ 5

III. Связь уровня развития педагогического коллектива с уровнем целостного развития общеобразовательного учереждения................ 6 - 7

IV. Непрерывное восходящее развитие творческого потенциала

учителя..................................................................................................... 8 - 10


Говорят, что чувство юмора связано с уровнем интеллекта – чем человек умнее, тем смешнее шутит.

Это утверждение неоднозначно, однако имеет под собой правдивую основу. Чем шире у человека кругозор и обширнее интересы - тем больше ситуаций он способен обыграть при помощи юмора.

Здоровый юмор, равно и сарказм, и прочие разновидности увеселительного красноречия, должен быть уместен. Именно актуальность и своевременность шутки обеспечивают ее успех. А чтобы шутка была актуальной, ее важно произнести не только в нужной ситуации, но и в нужном обществе. Разные культурные особенности, мировоззрения и этические нормы диктуют разные условия для юмора.

И как это связано с интеллектом?

Интеллект – не просто число, результат IQ-теста, но совокупность знаний. Умение правильно проанализировать обстановку и культурные особенности общества для адекватной оценки ситуации позволит остроумно отреагировать, смешно пошутить и не задеть ничьи чувства. Но шутку надо еще и вспомнить, чтобы ее применить. Таким образом, мышление и память напрямую связаны с чувством юмора.

Развивать чувство юмора можно через расширение кругозора.

Культурное просвещение, изучение особенностей различных социальных групп – через литературу и искусство – позволят сориентироваться в ситуации, чтобы эффектно пошутить и быть понятым. Для освоения этого искусства важна гибкость ума и внимание к деталям.

Таким образом, чтобы шутить смешно и уместно, необходимо:

Расширять кругозор,
- развивать память, внимание и мышление,
- держать мозг в тонусе.

Для всего этого необходимы регулярные тренировки. Сервис Викиум предлагает Игровые тренажеры на основе научных исследований комплексно развивают остроту ума и стимулируют мышление.

На примере знаменитых и успешных стендап-комиков можно проследить эту взаимосвязь - они все обладают широким кругозором, в курсе актуальных новостей, грамотно анализируют ситуацию и очень метко выбирают момент для шутки. За ними полезно наблюдать, например, смотрите регулярные выпуски Шоу Эллен ДеДженерес или выступления Луи Си Кея или Джимми Карра на YouTube. Кроме того, бытовой, универсальный юмор ярко показан в сериалах, например, в легендарных «Друзьях» (Friends 1994-2004).

интеллект бывает разного типа. Перельман не шутит в принципе. Создатели нового оружия в Росси тоже. Их чувство юмора смогли оценит только физики ядерщики, которые стали пояснчть миру, что это не рельно, чтобы ракета облетела вокруг земного шара при данных параметрах и видимо не взовалась по дороге. В каждой профессии на профессиоанальном уровне должно быть чутье. Вот у юмористов оно есть. Они просто чувствуют от чего зал взорвется, отчего нет. При этом это не касается какого-то индивидума, которого например в принципе невозможно рассмешить в определенных ситуациях, это касается общщей массы их шутки часто туповаты и пошлы, но уже у людей формируются рефлекс. И Аткинсон может просто носу поковырять - уже смеются. Тот же эффект с Задорновым, Жванецким и Галкиным.Они уже могут нести чушь, но она будет казаться прекрасной, потому что имидж клоуна сформирован. Так же и в индивидуалных ситуациях, если выхорошо знает человека, то вы знаете его слабые места, вам понятно что он чувствует. Поэтому говорят, что люди подбираются не только по запаху, но и по тому над чем смеются, если они вместе могут расслабиться, то это пара, а если они напрягают друг друга, то это деловое партнерство.

Хотите научиться шутить в любой ситуации? Вам нужно понять, как работают шутки. Как вы увидите, комедийный конфликт и шутка не совсем неразделимы. Шутка — это просто структура (), которая предназначена для создания комедийного конфликта. Все шутки создают комедийный конфликт, но не все комедийные конфликты создаются из шуток.

Понимание комедийного конфликта значительно увеличивает ваш репертуар в качестве комедианта. Аудитория не пассивна в стоячей комедии. Как вы узнаете из этой статьи, для получения шутки требуется много усилий. Вот почему комедия, как правило, длится всего около 90 минут или меньше. Кроме того, у аудитории будет больше трудностей в поддержании, потому что у них будет низкая энергия.

Когда кто-то «шутит», он или она проходит три шага, чтобы: построить (понять настройку), подсчитать (распознать проблему или несогласованность) и решить (устранить проблему).

Как научиться шутить: строительство шутки

Построение — это то, как аудитория создает понимание шутки. Это особенно важно, если вы хотите научиться классно шутить в любой ситуации. Когда аудитория прислушивается к шуткам, они берут всю информацию (слова комика, жесты, озвучивания, ситуацию и т. д.). И пытаются соединить все это значимым образом. Например, возьмите эту настройку (мы добавим панч позже):


Водитель автобуса говорит:


Пока вы читали эту шутку, вы «строили» понимание этого в своем уме. Вы сделали это, выбирая информацию, которая показалась важной. Поскольку вы (предположительно) не знали, какой панч, вы не можете быть уверены, какая информация действительно будет важна до тех пор, пока шутка не закончится. То, что вы считаете важным, могло бы выглядеть примерно так:

Женщина садится в автобус со своим ребенком .
Водитель автобуса говорит :
«Фу, это самый уродливый ребенок , которого я когда-либо видел!»
Женщина подходит к задней части автобуса и садится, дымя . Она говорит мужчине рядом с ней: «Водитель просто оскорбил меня!» .Человек говорит : «Так пойди к нему и врежь хорошенько .
Давай, а я пока подержу твоего …»

Просто вспомнив выделенные слова в шутке, вы, вероятно, могли бы развернуться и рассказать кому-то эту шутку. Вы же сами хотели научиться шутить в любой ситуации. Конечно, вы можете переключиться на несколько слов, но выделенные слова несут всю важную информацию для шутки.

Как научиться смешно шутить в любой ситуации

Когда вы строили шутки, вы также начали строить прогнозы. Это те предсказания, которые создают комедийный конфликт, который мы рассмотрим чуть позже. Пока вы читали последнюю строку, вы, вероятно, автоматически заполнили последнее предложение, чтобы сказать: «Давай, а я пока подержу твоего ребенка», потому что это то, чего мы ожидаем от этого человека. Понимание строения шутки и комедийного конфликта поможет вам научиться писать смешное и шутить в обществе или на сцене.

Как научиться классно шутить: расплата

Расплата, вторая фаза шутки — вот что делает шутку шуткой. Аудитория признает несогласованность или проблему с их первоначальным пониманием истории — их предсказание было неправильным. Неправильное предсказание заставляет аудиторию переосмыслить настройку.

Женщина садится в автобус со своим ребенком.
Водитель автобуса говорит:
«Фу, это самый уродливый ребенок, которого я когда-либо видел!»
Женщина подходит к задней части автобуса и садится, дымя. Она говорит мужчине рядом с ней: «Водитель просто оскорбил меня!» Человек говорит: «Так пойди к нему и врежь хорошенько.

Слово (или слова), которые вызывают сдвиг, являются ключевыми словами. В этой шутке «шимпанзе». Если вы заменили слово «шимпанзе» на «ребенок», тогда это довольно простая история. Это не становится «плохой шуткой», она просто перестает быть шуткой. А ведь вы хотели научиться смешно шутить, а не просто острить в любой ситуации. Парень предлагает держать ребенка, пока женщина кричит на водителя автобуса. В лучшем случае эта история слегка интересна, но, конечно, не смешно.

Как научиться классно шутить

Но когда вы добираетесь до слова «шимпанзе», вам нужно выяснить, почему мужчина сказал «шимпанзе» вместо «ребенка». Это вызывает сдвиг. Теперь вы должны искать новый способ понять историю, которая имеет смысл.

Обратите внимание, что если вы вернетесь через уродливую детскую шутку несколько раз и измените способ, которым вы говорите каждую строку, ничего не меняется. Неважно, доставляете ли вы это, как будто вы взволнованы или грустны. Это даже не имеет значения, если вы или я скажем эту шутку. Ключевое слово затмевает все. Юмор полностью основан на словах. Это важно усвоить, чтобы сразу правильно писать шутки и смешно шутить при любых обстоятельствах.

Ключевые слова — это мгновенный момент для шутки. Там очень ясно до и после. Как только вы перейдете к ключевому слову, вам нечего делать. У аудитории есть вся необходимая информация для смеха.

Вы заметите, что ключевые слова почти всегда встречаются в самом конце шутки, часто как последнее слово. Ключевые слова всегда идут в конце, потому что они вызывают сдвиг. Добавление новой информации после панча убьет шутку. Обратите внимание, как продолжать после того, как ключевое слово истощает юмор от шутки.

Женщина садится в автобус со своим ребенком.
Водитель автобуса говорит:
«Фу, это самый уродливый ребенок, которого я когда-либо видел!»
Женщина подходит к задней части автобуса и садится, дымя. Она говорит мужчине рядом с ней: «Водитель просто оскорбил меня!» Человек говорит: «Так пойди к нему и врежь хорошенько.
Давай, а я пока подержу твоего шимпанзе».

Давай, а я пока подержу твоего шимпанзе, чтобы ты могла пойти
и сказать этому парню, насколько он груб.

Технически это те же шутки. Но когда вы продолжаете после ключевого слова, внимание аудитории движется вместе с вами. Вы попадаете в ключевое слово, но вместо того, чтобы позволить аудитории соединить фрагменты, чтобы получить шутку, аудитория все еще слушает дополнительную информацию. К тому времени, когда дополнительные слова закончены, слово «шимпанзе» уже не является неожиданностью.

Как научиться шутить: разрешающая ситуация

Во время создания обычной шутки мы собрали информацию об этой шутке и создали прогноз. Перейдя на фазу расчета, мы узнали, что наше предсказание (или представление) было неправильным. Решение этой шутки — последний шаг. Он отвечает на вопрос: «Если моя первая идея была неправильной, тогда что правильно?». Думайте об этом как о моменте, когда думаете: «О! Я получаю шутку ». На этапе разрешения вы понимаете вторую шутку.

Как научиться хорошо шутить

Слово «каток» — это ключевое слово. Вы решаете, изменить понимание слова каток» Теперь каламбур имеет смысл.

Еще раз. Чтобы научиться шутить смешно и писать шутки, вы должны начать с построения понимания истории. Вы выбираете идеи, которые кажутся важными …

Теперь все части подходят друг другу, и ваше новое понимание шутки имеет смысл. Если вы не перешли к новому представлению, вы были бы очень смущены, когда шутка закончилась. Как только вы поняли, что нет другой линии, вы можете подумать: «Подождите, что я пропустил?».

Как научиться хорошо шутить: точка клика

Время, затрачиваемое на то, чтобы аудитория покидала стадию строительства, проходила расчет и заканчивалась на стадии разрешения, называется «точкой клика». Это время, когда все «щелкает». Это важно помнить, если ваша цель — научиться хорошо шутить в любой ситуации и быстро генерировать юмор.

Если все идет хорошо, точка клика должна произойти примерно через 0,3 секунды после ключевого слова (хотя физический смех приходит гораздо позже). При прочих равных условиях, чем короче точка клика, тем больше сюрприз и тем лучше смех.

Длинный клик-точка создает меньше сюрпризов, чем короткий. Вам когда-нибудь приходилось не понимать шутку и вам кто-то объяснял ее? Вы слышите шутку в первый раз, но не совсем понимаете ее, тогда ваш друг медленно объясняет. Однако, когда это объясняется, никогда не бывает ничего смешного в шутке. Это связано с тем, что точка клика слишком длинная. Вместо того, чтобы собрать все вместе за 0,3 секунды, это может занять три полных секунды … И у вас много времени, чтобы ваш мозг прыгнул впереди вас и убил любой сюрприз.

Так вот. Есть еще много тонкостей в том, как научиться смешно шутить в любой ситуации, как создавать убойные шутки и как развить свое чувство юмора. И я охотно делюсь ими на Оставляй заявку прямо сейчас и продолжи постигать глубины этой до безобразия интересной науки.

Научиться смешно шутить хотели бы очень многие. Особенно это касается представителей сильной половины человечества. Ведь чувство юмора чрезвычайно ценится среди прекрасной его половины. Умение насмешить у мужчины – это тоже самое, что огромный яркий хвост у павлина, мощные рога у оленя или заливистое соловьиное пение. То есть способ привлечь внимание и завоевать сердца как можно большего количества особей противоположного пола. У чувства юмора есть и другие функции. Шутники, как правило, являются душой любой компании, все стремятся к общению с ними, их зовут на все вечеринки и другие мероприятия. Чувство юмора помогает влиться в новый коллектив или с честью выйти из сложной или неловкой ситуации. И, наконец, с чувством юмора просто легче жить и получать от жизни удовольствие.

Можно ли научиться смешно шутить и развить в себе талант юмориста или он дается от рождения? Попытаться точно стоит. Ведь не все известные комики родились с великолепным чувством юмора. Более того, говорят, что в жизни многие из них – хмурые и молчаливые люди. Значит, юмор для них – это работа. А работе можно научиться.

Задорнов, Петросян и резиденты Камеди Клаб создают свои шутки по тем же лекалам, что Крылов, Гоголь и Салтыков-Щедрин двести лет тому назад. Вы тоже сможете создавать шутки, если поймете их структуру и узнаете об основных приемах остроумия. Конечно, одних знаний тут недостаточно. Нужна постоянная практика. Сначала у вас, возможно, будет получаться не очень смешно, но со временем ваши способности соединять разные мысли, рождая что-то новое и забавное, обязательно разовьются.

Из чего состоит шутка
Почему какие-то фразы или ситуации кажутся нам смешными? Исследователи юмора давно ответили на этот вопрос. Смех вызывают неожиданность и несоответствие. Вы думали, что фраза будет продолжена так, а она была продолжена совершенно иначе. Ситуация предполагала какое-то стандартное развитие, а на деле все перевернулось неожиданным образом.

Пример: диалог мужа и жены

М: - Ты где была, уже час ночи!
Ж: - В клубе.
М: - Ты без меня по клубам ходишь?
Ж: - Ну и что? Ты же ходишь без меня на рыбалку.
М: - Так я же с мужиками.
Ж: - Ну так и я с мужиками...


Таким образом, шутка состоит из трех основных частей:
  1. Зачина, который описывает ситуацию
  2. Ловушки, которая непроизвольно создает в уме слушателя идею о возможном развитии ситуации
  3. Сюрприза – ситуация развивается неожиданным и нестандартным образом.
В данной шутке все эти три составляющие очень хорошо просматриваются. Задана стандартная ситуация: муж встречает жену, которая поздно вернулась домой. Он упрекает, она оправдывается. Слушатель подсознательно ждет обычных оправданий: пробки, задержалась с подругами и т.п. Это ловушка. Нас ожидает сюрприз: оправдание, которого никто не мог предвидеть и которое звучит очень смешно из-за своего несоответствия ситуации.

Приемы остроумия
Чтобы научиться смешно шутить, нужно знать не только структуру шутки, но и основные приемы остроумия, по которым шутки строятся. Рассмотрим основные приемы.

  1. Ложное противопоставление. Этот прием заключается в том, что вторая часть высказывания по форме вроде бы противоречит первой, а на самом деле, наоборот, усиливает ее. По этому принципу построены многие известные афоризмы:

    Лучше переесть, чем недоспать.


    Будем есть много, но часто.


    Еще один пример:

    Все учителя ставили ему двойки и предрекали карьеру дворника, кроме учителя пения, который ставил единицы и прочил его в уборщики медвежьих вольеров.


    Фраза Остапа Бендера: «Никто нас не любит, кроме уголовного розыска, который тоже нас не любит» тоже является реализацией этого приема.
  2. Ложное усиление. Это прием, противоположный предыдущему. По форме вторая часть высказывания как будто усиливает первую, а на самом деле ее опровергает. Примером может служить фраза, встречаемая в одной из книг Марка Твена: «У меня, судя по всему, громадные запасы ума, - для того, чтобы ими пораскинуть, мне иногда требуется неделя».

    Или:

    Она напоминала мне Венеру Милосскую: такая же старая, безрукая и беззубая.


  3. Доведение до абсурда. Какая-то мысль развивается до такой степени, что становится абсурдной, нелепой, и поэтому смешной. В некоторых случаях используется преувеличение, или гипербола:

    Шаровары шириною с Черное море (Гоголь).


    Его пижамой можно было бы накрыть четыре пожарные машины.


    Она была такой неприступной, что на нее даже мухи не садились.


  4. Неожиданные сравнения. Существует стандартный набор сравнений, который используется по тому или иному поводу. Например, когда хотят подчеркнуть холодность чего-либо или кого-либо, говорят: холодный как лед или холодный как камень. Нестандартные сравнения могут вызвать улыбку.

    Холодный, как вчерашние пельмени.


    Холодный, как нос полярника.


    Другой пример:

    Воображение у него развито примерно как у автобуса.


  5. Нелепость. Нелепость заключается в том, что фраза содержит взаимоисключающие моменты, логически друг с другом несовместимые.

    Жила-была мертвая царевна.


    Человек произошел от обезьяны, но с божьей помощью.


    Другой вариант нелепости – это когда делается неправильный и нелепый вывод на основании второстепенных признаков.

    Молдавские ученые утверждают, что земля не круглая. Она грязная и скрипит на зубах.


  6. Смешение стилей. Когда об обыденной ситуации рассказывают высоким или научным стилем, это может получиться смешно. Возможны и другие варианты: описание современных событий старорусским языком или пересказ произведений мировой литературы или сказок с использованием сниженной лексики или «фени». Например:
    Когда Илья Муромец откинулся с печи, он такой кипеш устроил, что Змей Горыныч заныкался в норку, а Соловей Разбойник ходил перед ним на цирлах.
  7. Намек. При использовании этого приема избегают употребления бранных слов и оскорблений. На них просто намекают. Это выглядит более красиво и изящно.

    В купе поезда едут англичанин и американец. Американец кладет ноги на стол.
    - Вы не против? – вежливо спрашивает он англичанина.
    - Нет, что вы. Можете положить на стол все ваши четыре ноги.


  8. Двойное толкование слова. Здесь используется способность некоторых слов (омонимов) иметь совершенно разные значения при одинаковом звучании и написании. Из украинского политического юмора:

    И приходит к нему эта, с косой.
    - Смерть, что ли?
    - Да нет, Тимошенко.


    Из детского юмора:

    Три теленка – сколько ног?
    -Сколько теленка ни три, ног больше не станет.


  9. Ирония. Прием, когда говорится противоположное тому, что имеется в виду. Труса называют храбрецом, лентяя трудоголиком и и.п. Есть и более сложные проявления иронии. Например:

    Как узнать, что адвокат врет?
    - У него губы шевелятся.


    Или

    Дипломат – это человек, который может послать вас по известному адресу таким образом, что вы с нетерпением будете ждать путешествия.


  10. Сравнение по случайному признаку. При использовании этого приема предметы или явления сравниваются по второстепенному или случайному признаку. Другой вариант: характеристика предмета по признаку, который не является определяющим.

    Закон как столб: переступить нельзя, а обойти можно.


    Я не люблю деньги, они загибаются на углах.


  11. Парадокс. Иногда незначительная переделка известного высказывания делает его парадоксальным, или противоречивым и нелогичным. Но тем не менее забавным и смешным.

    Ничего не делать – самый тяжкий труд.


    Лучший способ избавиться от искушения – поддаться ему.


Самое главное в любой шутке заключается в том, что она должна быть произнесена к месту и ко времени. В противном случае она имеет все шансы превратиться в нелепость, которую никто не поймёт и тем более не оценит.

Статья подготовлена с использованием материалов книги Биллевича В.В. «Школа остроумия, или Как научиться шутить».




Top