Теория культуры. Под ред

ИКОННИКОВА, СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

(р. 19.11.1930) - спец. в обл. социол. молодежи, этики, культурологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Ленинграде. Окончила филос. ф-т ЛГУ (1953), асп. там же (1962). С 1962 - 1972 работала асс., доц., зам. декана филос. ф-та ЛГУ. С 1972 по наст. вр. - зав. кафедрой теории и истории культуры С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств (СПбГУКИ - прежний Ленингр. Гос. ин-т культуры). Канд. дисс. - "Нравственный идеал и его отношение к действительности" (1963); докт. дисс. - "Молодежь в социальной структуре социалистического общества" (1974). Действ. чл. РАЕН, Заслуженный деятель науки РФ (1992). Исследуемые проблемы и темы: молодежь как соц.-демографическая группа; динамика ценностных ориентации молодежи; эволюция молодежной субкультуры; преемственность поколений в ист. процессе; сотрудничество и конфликт поколений; кросс-культурные иссл. молодежи разных стран и этнических групп. Ею разработаны основы социол. молодежи как спец. отрасли знания; определено место молодежи в соц. структуре об-ва; выявлена специфика молодежного сознания и молодежной субкультуры; показана динамика соц., психол., культурного развития личности на разных возрастных этапах и в течение жизненного цикла; определена ист. преемственность поколений как способ трансляции культур; определены пути взаимопонимания, согласия и преодоления конфликта поколений. Дан анализ эволюции религ. убеждений; культуры досуга; роли любви, секса, дружбы; самореализации и самоидентификации личности. Выявлены девиантные формы поведения и способы их преодоления. Согласно развиваемой И. концепции, социол. молодежи взаимодействует с комплексом наук о человеке. Особое внимание уделено анализу отношения молодежи к модернизации и реформированию России; изменениям в экон., полит. и дух. сферах. Эти аспекты отражены в ряде работ о молодежи 90-х годов. Др. направление науч. работ И. связано с разработкой культурологии как науки. Исследуется структура культурологии, состоящая из разделов: история мировой и отечеств, культуры; история культу-рол. учений; филос.культуры; теория культуры; социол. культуры; культурная антропология; прикладная культурология. Намечается обоснование в структуре культурологии: региональной, ист., ист. персонологии, семиотики культуры, экологии культуры, тендерной культурологии и др. направлений. Предметом культурологии является культура как целостностая, сложная, открытая, диффузная, самоорганизующаяся система во взаимосвязи всех ее форм и элементов. Культура имеет дея-тельностный, аксиол. характер, гуманистическую направленность и этническое своеобразие. Культурология исследует отношения человека с природой, об-вом, др. людьми. Изучает массовую и элитарную культуру; национально-этническое своеобразие культур народов мира; формирование культуры личности, творч. вклад великих личностей в развитие и обогащение культуры всего человечества. Исследуются возможности "Интернет" в создании информац. цивилизации XXI в. и решении глоб. проблем. В наст. вр. И. исследует историю культурологии XVIII-XX вв.: концепции культуры и цивилизации эпохи Просвещения; эволюционизм и диффузионизм; теории культурно-ист. типов и локальных цивилизаций; символические, психоаналитические, элитарные, игровые, массовые, гуманистические, эзотерические, религ., футурологич. культурол. концепции, их влияние на сознание и поведение личности. Анализируются теории и взгляды деятелей культуры Рус. Зарубежья, а также культурол. эссе и дискурсы представителей постмодернизма.

: Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л. ,1974 ; Социология о молодежи. Л. , 1985 ; Гуманистический стиль жизни и творчества Н.К.Рериха // Традиции и стиль в культуре. Л. , 1989 ; П.Н.Милюков как историк русской культуры // Возрождение культуры России : истоки и современность. СПб. , 1993 ; Духовная элита как импульс исторического процесса // Культурология : новые подходы. М. , 1995 ; История культурологии : идеи и судьбы. СПб. , 1996 ; Архитектоника и динамизм культурного пространства России // В. СПбГУ. 1997. Сер.6. Вып.3 ; Историческая персонология : социокультурный аспект // Клио. 1998. № 3 ; Очерки по истории культурологии. СПб. , 1998 ; Будущее России - новые идеи и перспективы // Россия глазами молодых ученых. СПб. , 2000 ; Гармония "цветущей сложности " - союз этики и эстетики // Этическое и эстетическое - 40 лет. СПб. , 2000 ; Иллюзии и драмы возрождения культуры // Благоговение перед жизнью : императив XXI столетия. СПб. , 2000 ; Исследования прошлых лет. [В соавт. ]. СПб. , 2000 ; Траектории динамики субкультур // Социология и общество. СПб. , 2000 ; Модели времени в науке и культуре // Бренное и вечное. Великий Новгород , 2000.

Иконникова, Светлана Николаевна

Заведующая кафедрой теории и истории культуры Санкт-Петербургской академии культуры (Ленинградский государственный институт культуры) с 1972 г.; родилась 19 ноября 1930 г. в г. Ленинграде; окончила ЛГУ в 1953 г., доктор философских наук, профессор; с 1962 г. - заместитель декана, доцент кафедры этики и эстетики философского факультета ЛГУ; научная деятельность связана с развитием теории и истории культуры, обоснованием культурологии как науки, гуманитаризацией высшего образования; академик РАЕН (1997); академик Международной академии информатизации; академик Академии гуманитарных наук; академик Академии ювенологии; заслуженный деятель науки РФ (1992); лауреат премии Ленинского Комсомола (1979).



Теория культуры. Под ред. Иконниковой С.Н., Большакова В.П.

СПб..: 2008 - 592 с.

Учебное пособие создано коллективом высококвалифицированных специалистов кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. В нем изложены теоретические представления о культуре, ее сущности, становлении и развитии, особенностях и методах изучения. В книге также рассматриваются такие вопросы, как преемственность и новаторство в культуре, культура повседневности, семиотика культуры и межкультурных коммуникаций. Большое место в издании уделено специфике современной, в том числе постмодернистской, культуры, векторам дальнейшего развития культурологии.

Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту по предмету "Теория культуры" и предназначено для студентов, обучающихся по направлению "Культурология", и преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, философам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы развития культуры.

Формат: doc

Размер: 3 ,4 Мб

Скачать: drive.google

Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ
1.1. Становление теоретической культурологии
1.2. Векторы и ориентиры современной культурологии
1.3. Связи теоретической культурологии с другими гуманитарными науками
2. МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
2.1. Культура как специфический объект и предмет исследования
2.2. Философская, общенаучная и конкретнонаучная методологии в культурологических исследованиях
2.3. Эмпирические и теоретические методы в изучении культуры
2.4. Структурные, функциональные и типологические методы исследования культуры
2.5. Системный метод в исследовании культуры
2.6. Генетический, реконструктивный методы и метод моделирования в исследовании культуры
2.7. Специфические методологии исследования культуры
2.7.1. Феноменология и герменевтика
2.7.2. Психоанализ
2.8. Постмодернистские методологии осмысления и постижения культуры
3. ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ КУЛЬТУРЫ
3.1. Современные смыслы понятия «культура»
3.2. Культура и цивилизация. Культурность и цивилизованность
3.3. Уровни культуры и культурности
3.4. Ценности культуры
3.5. Нормы и идеалы в культуре
3.6. Структурирование культуры
3.7. Функционирование культуры
4. МНОГООБРАЗИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ
4.1. Вера, религия, культура
4.1.1. Вера как ценность культуры. Культура и религия
4.1.2. Религиозные верования в процессах становления цивилизации и культуры
4.1.3. Религия в культуре современности
4.2. Нравственная культура
4.2.1. Специфика нравственной культуры и ее ценностей
4.2.2. Нравственная культура в разных жизненных условиях
4.3. Культурные смыслы любви
4.4. Эстетическая и художественная культура
4.4.1. Своеобразие эстетической культуры и ее ценностей
4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство
4.5. Культура и познание. Истина как ценность культуры
4.5.1. Познание в его культурном значении
4.5.2. Образованность, интеллигентность, культурность
4.5.3. Истина как культурная ценность
4.6. Культура и свобода
5. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЦЕННОСТИ В РАЗНЫХ СФЕРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Культура в сфере хозяйства
5.2. Культура в политической деятельности
5.3. Правовая культура
6. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА И ТИПОДОГИИ КУЛЬТУР
6.1. Проблемы культурогенеза
6.2. Социокультурная динамика
6.3. Исторические типологии культур
7. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРЫ
7.1. Общечеловеческое, этнонаииональное и региональное в культуре
7.2. Пространственные ориентиры культуры: Запад–Восток, Север–Юг
7.3. Этническое своеобразие культур
7.4. Национальные культуры
7.5. Социальная специфика культуры
7.6. Возрастная специфика и тендерные аспекты культуры
8. ТРАДИЦИИ, НОВАТОРСТВО И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В КУЛЬТУРЕ
8.1. Традиции и новаторство в культуре
8.2. Преемственность поколений
8.2.1. Поколения: наследуемое и новое в культуре
8.2.2. «Отцы и дети»: спектр отношений между поколениями
8.3. Социальные институты культуры
9. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
9.1. Понятие «межкультурная коммуникация»
9.2. Структура и средства межкультурных коммуникаций
9.3. Виды межкультурной коммуникации
9.4. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
9.5. Проблема понимания в межкультурной коммуникации
9.6. Толерантность как результат межкультурной коммуникации
10. КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
10.1. Исследовательские традиции и современное состояние изучения культуры повседневности
10.2. Что такое повседневность?
10.3. Культурная семантика повседневного пространства
10.3.1. Тело человека. Опыт социокультурной топографии
10.3.2. Дом как локус пространства повседневности
10.3.3. Поселение как ареал–максимум повседневного пространства
11. КУЛЬТУРА КАК СОВОКУПНОСТЬ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ И ЦЕННОСТНЫХ СМЫСЛОВ
11.1. Семиотический подход к осмыслению культуры
11.2. Семиотика повседневности
11.3. Искусство как язык культуры
12. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В КУЛЬТУРЕ
12.1. Культура и пространство
12.1.1. Культура в пространстве и культурные пространства
12.1.2. Архитектоника культурного пространства
12.1.3. Динамизм пространства и культурные контакты
12.1.4. Киберпространство – новый тип реальности
12.2. Культура и время
12.2.1. Хронотоп культуры
12.2.2. Модели времени в науке
12.2.3. Образы времени в истории культуры
13. КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННОСТЬ
13.1. Существенные особенности современной культуры
13.1.1. Цивилизационные сдвиги и современная культура
13.1.2. Своеобразие бытия культуры в XX–XXI вв
13.2. Культура и антикультура
14. ПОСТМОДЕРНИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА
14.1. Истоки и сущность постмодернизма
14.2. Складки и ризоморфный характер культурного поля
14.3. Элитарное и массовое сознание в пространстве современной культуры
15. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ
15.1. Понятие «глобализация»
15.2. Социокультурная динамика глобализации
15.3. Культурные параметры глобализации
15.4. Глобальная культура и культурная «экспансия»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ»

Председатель диссертационного совета Д 210.019.01 СПбГИК.

Заслуженный деятель науки РФ. Лауреат премии Ленинского комсомола.

В 1953 г. окончила Ленинградский ордена Ленина государственный университет им. А. А. Жданова по специальности: философия; квалификация: преподаватель диалектического и исторического материализма и истории философии и аспирантуру философского факультета. Работала заместителем декана философского факультета ЛГУ, ассистентом, доцентом кафедры этики и эстетики философского факультета ЛГУ.

Кандидатская диссертация по философии: «Нравственный идеал и его отношение к действительности» (1963 г.). Докторская диссертация по философии: «Молодёжь в социальной структуре социалистического общества» (1974 г.).

Академик Российской академии естественных наук, Международной академии информатизации, Международной академии наук высшей школы. Президент Санкт-Петербургского культурологического общества. Член редколлегии журнала «Вопросы культурологии». Председатель диссертационного совета по культурологии. Член президиума Санкт-Петербургского философского общества. Почётный профессор кафедры ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога. Награждена Орденом Почёта и медалями.

Сфера научных интересов: этика, социология молодёжи, социология культуры, культурология, история культурологических теорий, теория и история культуры, гуманитаризация высшего образования, нравственное развитие личности, возрастные особенности сознания, молодёжь как социально-демографическая группа в социальной структуре общества, динамика ценностных ориентаций молодёжи, эволюция молодёжной субкультуры, преемственность поколений в историческом процессе, историческая культурология, философия культуры, структура культурологии как науки, историография культурологии, динамика культуры, антропология культуры.

Преподаваемые дисциплины:

  • Исследования культуры в современном мире
  • Современные исследования культуры в России

Основные публикации:

Учебники, учебные пособия:

  • История культурологических теорий. 2-е изд. Рек. Мин. обр. РФ, СПб: Питер, 2005. 474 с.;
  • Теория культуры: Учебное пособие / С. Н. Иконникова [и др.] / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. СПб: Питер, 2008. 592 с. (редактор, главы в учебнике);
  • Культурология. Учебник. Научная редакция пособие / С. Н. Иконникова [и др.] / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. М.: Проспект, 2010. 528 с. (редактор, главы в учебнике);
  • История культуры повседневности. Учебное пособие / С. Н. Иконникова [и др.] / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. М.: Проспект, 2016. 496 с.;
  • Основные концепции и направления в культурологии // Культурология. Учебник для бакалавров / под. Ред. Ю. Н. Солонин, М. С. Каган. 4 изд. СПб: Юрайт, 2016. 566 с.;
  • Культурология в 2-х Ч. 2-е изд. Испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата / С. Н. Иконникова [и др.] / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. М.: ЮРАЙТ, 2017. в соавторстве;
  • Теория культуры в 2-х ч. 2-е изд. Испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата /С. Н. Иконникова [и др.] / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. М.: ЮРАЙТ, 2017. 300 с.;
  • Иконникова, С. Н. История культурологии: учебник для академического бакалавриата / С. Н. Иконникова. 3-е изд., перераб. и доп.; М.: Издательство Юрайт, 2018. 416 с.

Статьи:

  • Культурология в новой парадигме XXI века // Вестник СПбГУ, 2013. № 4 (17). С. 30-35.
  • Культурная идентичность поколений: разные, но не чужие // XIV Международные Лихачевские научные чтения 15-20 мая 2014 г., СПб: СПбГУП, 2014. С. 53-56;
  • Святослав Николаевич Рерих: незабываемая встреча в Болгарии // Труды Санкт-петербургского государственного института культуры. Том. 203. СПб: СПбГИК, 2014. С. 9-12;
  • Ментальность и национальный характер: коммуникативные проблемы и возможности // XV Лихачевские чтения, 14-15 мая 2015 г., СПб: СПбГУП, 2015. С. 87-90;
  • Мода как стимул и соблазн потребления // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. СПб, 2016. № 3 (28). С. 55-58;
  • Понимание культуры как проблема современной теории // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. СПб, 2015. Том 210. С. 9-20;
  • Жак ле Гофф: «Рождение Европы» как единого культурного пространства // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. СПб, 2016. № 2(27). С. 23-28.

Повышение квалификации:

Общий трудовой стаж: 59 лет .

Педагогический стаж: 54 года .

(р. 19.11.1930) - спец. в обл. социол. молодежи, этики, культурологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Ленинграде. Окончила филос. ф-т ЛГУ (1953), асп. там же (1962). С 1962 - 1972 работала асс., доц., зам. декана филос. ф-та ЛГУ. С 1972 по наст. вр. - зав. кафедрой теории и истории культуры С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств (СПбГУКИ - прежний Ленингр. Гос. ин-т культуры). Канд. дисс. - "Нравственный идеал и его отношение к действительности" (1963); докт. дисс. - "Молодежь в социальной структуре социалистического общества" (1974). Действ. чл. РАЕН, Заслуженный деятель науки РФ (1992). Исследуемые проблемы и темы: молодежь как соц.-демографическая группа; динамика ценностных ориентации молодежи; эволюция молодежной субкультуры; преемственность поколений в ист. процессе; сотрудничество и конфликт поколений; кросс-культурные иссл. молодежи разных стран и этнических групп. Ею разработаны основы социол. молодежи как спец. отрасли знания; определено место молодежи в соц. структуре об-ва; выявлена специфика молодежного сознания и молодежной субкультуры; показана динамика соц., психол., культурного развития личности на разных возрастных этапах и в течение жизненного цикла; определена ист. преемственность поколений как способ трансляции культур; определены пути взаимопонимания, согласия и преодоления конфликта поколений. Дан анализ эволюции религ. убеждений; культуры досуга; роли любви, секса, дружбы; самореализации и самоидентификации личности. Выявлены девиантные формы поведения и способы их преодоления. Согласно развиваемой И. концепции, социол. молодежи взаимодействует с комплексом наук о человеке. Особое внимание уделено анализу отношения молодежи к модернизации и реформированию России; изменениям в экон., полит. и дух. сферах. Эти аспекты отражены в ряде работ о молодежи 90-х годов. Др. направление науч. работ И. связано с разработкой культурологии как науки. Исследуется структура культурологии, состоящая из разделов: история мировой и отечеств, культуры; история культу-рол. учений; филос. культуры; теория культуры; социол. культуры; культурная антропология; прикладная культурология. Намечается обоснование в структуре культурологии: региональной, ист., ист. персонологии, семиотики культуры, экологии культуры, тендерной культурологии и др. направлений. Предметом культурологии является культура как целостностая, сложная, открытая, диффузная, самоорганизующаяся система во взаимосвязи всех ее форм и элементов. Культура имеет дея-тельностный, аксиол. характер, гуманистическую направленность и этническое своеобразие. Культурология исследует отношения человека с природой, об-вом, др. людьми. Изучает массовую и элитарную культуру; национально-этническое своеобразие культур народов мира; формирование культуры личности, творч. вклад великих личностей в развитие и обогащение культуры всего человечества. Исследуются возможности "Интернет" в создании информац. цивилизации XXI в. и решении глоб. проблем. В наст. вр. И. исследует историю культурологии XVIII-XX вв.: концепции культуры и цивилизации эпохи Просвещения; эволюционизм и диффузионизм; теории культурно-ист. типов и локальных цивилизаций; символические, психоаналитические, элитарные, игровые, массовые, гуманистические, эзотерические, религ., футурологич. культурол. концепции, их влияние на сознание и поведение личности. Анализируются теории и взгляды деятелей культуры Рус. Зарубежья, а также культурол. эссе и дискурсы представителей постмодернизма.

Соч.: Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л. ,1974 ; Социология о молодежи. Л. , 1985 ; Гуманистический стиль жизни и творчества Н.К.Рериха // Традиции и стиль в культуре. Л. , 1989 ; П.Н.Милюков как историк русской культуры // Возрождение культуры России : истоки и современность. СПб. , 1993 ; Духовная элита как импульс исторического процесса // Культурология : новые подходы. М. , 1995 ; История культурологии : идеи и судьбы. СПб. , 1996 ; Архитектоника и динамизм культурного пространства России // В. СПбГУ. 1997. Сер.6. Вып.3 ; Историческая персонология : социокультурный аспект // Клио. 1998. № 3 ; Очерки по истории культурологии. СПб. , 1998 ; Будущее России - новые идеи и перспективы // Россия глазами молодых ученых. СПб. , 2000 ; Гармония "цветущей сложности " - союз этики и эстетики // Этическое и эстетическое - 40 лет. СПб. , 2000 ; Иллюзии и драмы возрождения культуры // Благоговение перед жизнью : императив XXI столетия. СПб. , 2000 ; Исследования прошлых лет. [В соавт. ]. СПб. , 2000 ; Траектории динамики субкультур // Социология и общество. СПб. , 2000 ; Модели времени в науке и культуре // Бренное и вечное. Великий Новгород , 2000.

Иконникова, Светлана Николаевна

Заведующая кафедрой теории и истории культуры Санкт-Петербургской академии культуры (Ленинградский государственный институт культуры) с 1972 г.; родилась 19 ноября 1930 г. в г. Ленинграде; окончила ЛГУ в 1953 г., доктор философских наук, профессор; с 1962 г. - заместитель декана, доцент кафедры этики и эстетики философского факультета ЛГУ; научная деятельность связана с развитием теории и истории культуры, обоснованием культурологии как науки, гуманитаризацией высшего образования; академик РАЕН (1997); академик Международной академии информатизации; академик Академии гуманитарных наук; академик Академии ювенологии; заслуженный деятель науки РФ (1992); лауреат премии Ленинского Комсомола (1979).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2008 году.
  • Научно-педагогический стаж: 22 года.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • Ученое звание: Доцент
  • Кандидат социологических наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, тема диссертации: Современные западные концепции межкультурной коммуникации: модели индивидуального поведения в ситуации контакта культур
  • Аспирантура: Институт востоковедения РАН
  • Специалитет: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, факультет: Философский, специальность «Философия»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

2012 – НИУ ВШЭ, программа «Методика составления контрольно-измерительных материалов для оценки результатов обучения» (36 ауд.ч.)

2012 – НИУ ВШЭ, программа «Разработка компетентностно-ориентированных заданий в практике преподавания высшей школы» (8 ауд.ч.)

2012 – НИУ ВШЭ, программа «Дискурсы и практики социального неравенства и социальных изменений» (образовательный проект HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching "(Re)vision of Social Policy in Post-Soviet Space: ideologies, actors and cultures" (72 ауд.ч.)

2012 – НИУ ВШЭ, программа «Поддерживающий курс General English, уровень Pre-Advanced» (48 ауд.ч.)

2011 – НИУ ВШЭ, программа «Английский язык. углубленное изучение General English, уровень Upper-Intermediate-2» (72 ауд.ч.)

2009 – НИУ ВШЭ, программа «Использование электронный библиотечных ресурсов» (24 ауд.ч.)

2004 – СПбГУ, программа «Современная социология: исследовательские и образовательные стратегии» (144 ауд.ч.)

2004 – СПбГУ, программа «Семинар-тренинг А.Н. Рождественского «Психология управления»» (10 ауд.ч.)

Полномочия / обязанности

Организует работу группы в рамках исследовательского проекта "Социальные смыслы вещной среды олимпийских объектов: теоретический и визуальный анализ"

Выпускные квалификационные работы студентов

  • Бакалавриат
  • Хмельнова М. М. «Лицемерие как социальные и культурные стратегии поведения

    Тихоненко Д. М. «Жизненные стратегии ВИЧ-инфицированных и их самопрезентация в публичном пространстве ». Факультет социологии, 2014

    Нестеренко А. В. «Юмор в Координационном Совете российской оппозиции: коммуникативные стратегии в политическом дискурсе ». Факультет социологии, 2014

    Доморацкая Ю. В. «Конструирование проблемы вступления России в ВТО российскими публичными аренами (анализ печатных СМИ)

    Никитина М. В. «Публичная закрытость научных организаций: механизмы воспроизводства (пример международных научно-исследовательских лабораторий в России) ». Факультет социологии, 2013

    Шлыков Д. С. «Блог как форма журналистики в восприятии профессиональных журналистов ». Факультет социологии, 2013

    Сергеева П. В. «Коммуникационные механизмы функционирования самоорганизующихся сообществ (на примере поисково-спасательного отряда "Liza Alert") ». Факультет социологии, 2013

  • Магистратура
  • Казаков О. И. «Практики и субъективные смыслы употребления психо-активных веществ в новейших субкультурах на примере психонавтов

    Хролович А. Ю. «Видеоигры как социальная лаборатория: мотивы действий игроков во внутриигровой реальности ». Факультет социальных наук, 2018

    Завина М. А. «Модели потребления пространства выставки: освоение и перфоманс

    Харламов А. И. «Конструирование мега-события в нарративах его участников и наблюдателей (на примере Универсиады 2013 в Казани) ». Факультет социальных наук, 2017

    Вихлянцева А. Д. «Карьера женщин-руководителей в благотворительных организациях ». Факультет социальных наук, 2017

    Кривченко И. Ю. «Интернет-технологии как новый тип компетенций НКО: на примере контента "Теплицы социальных технологий" в Facebook

    Хулио Е. А. « ». Факультет социальных наук, 2016

    Пузырева А. И. «Символы статуса в парасоциальных отношениях, на примере Second-Life игр ». Факультет социальных наук, 2016

    Сосунова Е. В. «Протестные акции и их репрезентации в СМИ: формирование повестки дня (кейс-стади протестной акции в Бирюлево) ». Факультет социальных наук, 2015

Полный список ВКР

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

  • (Магистратура; где читается: ; программа "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций"; 2-й курс, 1 модуль)Рус
  • (Бакалавриат; где читается: ; программа "Социология"; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • (Бакалавриат; где читается: ; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций")Рус

Учебно-методическая работа

Разработчик сертифицированных контрольно-измерительных материалов по дисциплине "Общая социология" к образовательному стандарту НИУ ВШЭ по направлению подготовки 040100.62 "Социология" (уровень бакалавра).
Сертификат соответствия качества КИМ № 12-00-8, срок действия с 30.11.2012 по 31.01.2016.

Гранты

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ)

  • Руководитель.
  • Грант РФФИ 12-06-00323-а. «Диффузия вещной среды олимпийских объектов в ландшафте местного сообщества: последствия для экосистемы и социальной организации (визуальный анализ)» . 2012-2014. Руководитель
  • Грант РФФИ 11-06-00465 -а. «Идентичность человека в модернизирующемся обществе: биосоциальные, психологические и социокультурные аспекты». 2011-2012 . Исполнитель.
  • «Исследование организационных форм взаимодействия российских ученых с представителями российской научной диаспоры» (гос. контракт № П 77 в 2010-2011 гг.) Руководитель
  • Программа «Научный фонд ГУ-ВШЭ»
  • Грант ректора по индивидуальным исследовательским проектам 2009-2010 гг.
  • № 09-01-0074 .Тема: « Вещи как культурные средства коммуникации в современных социологических теориях»

Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)

  • «Исследование социокультурных ресурсов территории в рамках муниципальной реформы: институциональный подход» 2007-2009 грант РГНФ 07-03-00393а. Участие в качестве исполнителя. Руководитель проекта к.социол.н. Миронова Н.И.Авторская подтема: «Символические границы местных сообществ»
  • Инновационная образовательная программа «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»
  • Проект: разработка научно-методических материалов на основе проведения междисциплинарных исследований по теме «Трансформация образовательных технологий гуманитарного профиля в условиях множественности культур и идентичностей». 2007 г. Участие в качестве исполнителя. Авторская подтема: раздел «Социально-гуманитарные технологии управления как предмет изучения в современном вузе: перспективы и возможности применения».

Фонд "Эковозрождение"

  • «Исследование информативности индикаторов социально-политического и информационного мониторинга» 2001. Выполнение составной части научно-исследовательской работы.
  • «Исследование методов обработки информации о проявлениях факторов духовной сферы в интересах решения проблем национальной безопасности России» 2001. Выполнение составной части научно-исследовательской работы.

Государственное унитарное предприятие "Государственная служба платных парков"

  • «Концепция социально-пространственного и организационно-правового размещения парковок в г. Москве» 2000. Подготовка аналитического отчета.

Публикации 26

    Глава книги Иконникова Н. К. , Лазебная К. П. // В кн.: О чем мы говорим, когда мы говорим о фотографии?. [б.и.], 2016. (в печати)

    Глава книги Иконникова Н. К. Выявление противоположных точек зрения на проблему, аргументация своей позиции. «Анализ незаконнорожденных институтов» // В кн.: Разработка заданий к учебным курсам направления «социология»: сase-study реализации компетентностного подхода. В 2 частях Ч. 1: Бакалавриат. Вып. 2. М. : ФИРО, 2014. С. 64-67.

    Глава книги Иконникова Н. К. Социологический анализ истории семьи: описание семьи как культурно-коммуникативной системы // В кн.: Разработка заданий к учебным курсам направления «социология»: сase-study реализации компетентностного подхода. В 2 частях Ч. 1: Бакалавриат. Вып. 2. М. : ФИРО, 2014. С. 6-13.

    Глава книги Иконникова Н. К. // В кн.: Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века (к 125-летию со дня рождения) : Международная научная конференция, Сыктывкар, 21−22 августа 2014 г. : сборник научных трудов. Сыктывкар: СыктГУ, 2014. С. 626-641.

    Статья Иконникова Н. К. // Вестник Одесского национального университета. 2013. Т. 18. № 2(18). С. 289-301.

    Глава книги Иконникова Н. К. // В кн.: Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. М. : РОС, 2012. Гл. КС 3. С. 7935-7938.

    Глава книги Иконникова Н. К. // В кн.: Открывая Грушина / Под общ. ред.: М. Аникина , В. Хруль . Т. 2. М. : Издательство МГУ, 2011. С. 90-95.

    Статья Иконникова Н. К. , Лазебная К. П. // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. 13. № 4. С. 259-266.

    Глава книги Иконникова Н. К. // В кн.: Социокультурные основания развития российского общества / Отв. ред.: Г. Козырев . М. : Эквилибрис-пресс, 2011. С. 36-52.

    Глава книги Иконникова Н. К. // В кн.: Социологические проблемы образования и воспитания в интересах устойчивого развития / Под общ. ред.: С. Губина . М. : Экслибрис-Пресс, 2010. С. 45-51.




Top