Тезисный план по первой главе евгения онегина. План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему: Опорный план-конспект по роману А.С

Автор знакомит читателей с главным героем романа – своим «добрым приятелем» Евгением Онегиным , который родился в Петербурге. Отец Евгения жил на широкую ногу, давал в год по три бала, а затем разорился. Мальчика в раннем детстве воспитывала гувернантка, потом – француз гувернер. Он обучал ребенка шутя, не слишком докучая строгой моралью. Когда мальчик подрос и вышел в свет, гувернера уволили.

Общество с интересом приняло молодого человека. Его сочли умным и довольно милым. Онегин прекрасно говорит по-французски, хорошо танцует, имеет светские манеры. Он тщательно следит за модой и своей внешностью, может одеваться несколько часов подряд.

Евгений умеет судить обо всем хоть и поверхностно, но с видом знатока. Он неплохо разбирается в экономике, знает латынь, а также много древних и современных анекдотов. В стихосложении Евгений не силен, даже не научился отличать ямб от хорея.

День молодого человека в столице начинается с прогулки, затем он едет обедать с друзьями, оттуда – в театр, из театра – на бал. Домой повеса возвращается лишь ранним утром. Вскоре светская жизнь стала надоедать Онегину своим однообразием. Он запирается в кабинете и пытается писать, некоторое время много читает. Однако и эти занятия не в силах увлечь Евгения.

Неожиданно умирает отец Онегина. На молодого наследника тут же набрасываются кредиторы. Евгений, не желая заниматься тяжбами, отдает им свое наследство. Но вскоре приходит другое печальное известие: в деревне лежит при смерти дядя. Онегин, как единственный наследник, тотчас отправляется в путь, однако застать дядю живым не успевает. Став владельцем большого имения, молодой человек остается жить в деревне. Первые два дня ему здесь интересно, но затем вновь одолевает скука.

Глава вторая

Онегин решает заняться хозяйством. Он заменяет барщину легким оброком, чем вызывает недовольство соседей. Поначалу многие хотят познакомиться с новым хозяином, но Евгений избегает встреч. Он велит подавать к черному ходу коня и уезжает, как только во дворе появляется экипаж гостей. Провинциальное общество оскорблено. Онегина считают невежей и вольнодумцем, соседи прекращают попытки завязать с ним знакомство.

Примерно в то же время в свое имение, которое находится неподалеку, приезжает еще один молодой помещик – Владимир Ленский . Он прибывает из Германии, откуда привозит «вольнолюбивые мечты» и плоды европейского образования. Владимир – поклонник Канта и пишет стихи. Он, в отличие от Онегина, хранит юношеские надежды и мечты, верит в искреннюю любовь и дружбу.

Красивый, молодой, богатый Ленский считается в округе самым завидным женихом. Его стремятся сосватать то за одну, то за другую девушку. Но Владимир уже приглядел себе невесту. Провинциальное общество с его разговорами о псарне и урожае раздражает молодого поэта. От скуки Ленский сближается с Онегиным.

Владимир рассказывает новому другу о своей любви к прекрасной Ольге Лариной, которую он знает с детства. Дочь соседа мила, послушна, весела, скромна и невинна. Льняные волосы и голубые глаза Ольги, ее легкие движения и стройную фигуру без устали воспевает в своих стихах влюбленный поэт.

У Ольги есть старшая сестра – Татьяна . Она, в отличие от беспечной Ольги, не блистает красотой, не любит разговоры о моде, городские сплетни, шумные игры. Татьяна не занимается рукоделием, не вникает в хозяйственные дела, ни с кем не дружит, никому не льстит. В детстве Таня была странным ребенком – тихим, задумчивым, любила слушать страшные сказки.

Девушка рано начала читать романы, которые в те времена были очень популярны. Отец не запрещал ей этого, а мать «была сама от Ричардсона без ума». В молодости она влюбилась в военного, но, по велению родителей, вышла замуж за другого человека. Муж увез ее в деревню. Молодая женщина поначалу злилась, хотела развестись, затем привыкла, научилась всеми командовать и теперь вполне довольна судьбой.

Во время описываемых событий Ларин уже пребывал в мире ином, как и родители Ленского.

Глава третья

Ленский в очередной раз навещает Лариных. Онегин поехал с ним и познакомился, наконец, с предметом страсти друга. По дороге домой молодые люди обсуждают гостеприимство в старинных традициях, которым славится этот дом. Онегин называет мать девушек «милой старушкой». Ольга не понравилась Евгению: мила, но столь же пуста. На него произвела впечатление Татьяна. Владимир обижается на приятеля и до конца пути молчит.

Визит Онегина к Лариным наделал много шума в округе. В Евгении увидели жениха Татьяны, поскольку свадьба Ленского и Ольги уже практически решена. Эти разговоры раздражают Таню, но Онегин ей очень понравился. Девушка гуляет в саду с очередным романом и мечтает об Онегине. Таня влюбилась. Она страдает, ожидая очередной встречи, но Онегин не спешит вновь появляться в их доме. Тогда Татьяна решается написать ему письмо с признанием в любви. Лунной ночью в чрезвычайном волнении она пишет молодому человеку о своих чувствах, а утром просит няню послать внука с письмом к Онегину.

Два дня Таня с замиранием сердца ждет ответ. Затем приезжает Ленский и сообщает, что Онегин обещал сегодня быть у них, но его задержала почта. Татьяна ждет возлюбленного, постоянно прислушиваясь и рисуя на запотевшем окне его инициалы.

Наконец, Онегин входит в дом. Таня от волнения бросается в сад и садится там на скамейку. Она слушает пение дворовых девушек, которые собирают ягоды, и немного успокаивается. Татьяна решает вернуться в дом. За поворотом аллеи она видит Евгения.

Глава четвертая

Онегин давно разуверился в любви, но письмо Татьяны его тронуло. Он не хочет давать девушке ложную надежду. Евгений говорит, что любит ее как брат. Если бы он хотел жениться, то выбрал бы Татьяну, но сейчас не способен любить. Сердце молодого человека остыло, а милая и умная девушка заслуживает большего. Она еще полюбит другого и будет с ним счастлива. Таня очень опечалена отказом, но любовь в девичьем сердце разгорается все сильнее. Татьяна страдает и грустнеет день ото дня.

Ленский и Ольга много времени проводят вместе. Они гуляют в саду, играют в шахматы, читают. Владимир пишет девушке в альбом стихи. В то же время Онегин спокойно живет в своем имении. Он встает в семь часов, переплывает дважды речку, затем возвращается домой, пьет кофе, листает журналы, одевается. Евгений часто прогуливается, ездит верхом, читает, обедает и пьет вино.

Так прошло лето, и наступила зима, которая внесла в распорядок жизни молодого человека свои коррективы. Теперь Онегин принимает по утрам ванну со льдом, сам с собой играет в бильярд, а вечером встречается с Ленским. Выпив шампанского и закурив трубки, друзья коротают время в легкой беседе. Онегин спрашивает о Лариных. Ленский счастлив: свадьба с Ольгой состоится через две недели, а еще раньше у Татьяны день рождения. Онегин также приглашен на торжество. Евгений не хочет шумного застолья, но Ленский уговаривает друга и обещает, что там будут только они и Ларины.

Глава пятая

Татьяна очень любит зиму, Святки. Она – суеверна, увлекается гаданиями. Но в эту зиму гадания складываются неудачно – ее колечко вытаскивают под песню, которая означает смерть.

Татьяна ложится спать с зеркалом под подушкой, чтобы увидеть во сне жениха. Ей снится страшный сон. В зимнем лесу девушке нужно перейти через ручей по тоненькому мостику. Татьяна боится упасть в ледяную воду. Но тут появляется медведь, который подает ей лапу и переводит через ручей. Девушка идет дальше, медведь устремляется следом и не отстает. Татьяна напугана, старается убежать, но безуспешно.

Девушка падает без сил, медведь ее поднимает и несет на поляну, где стоит убогая хижина. Зверь говорит, что там живет его кум, и девушка может у него отогреться. После этих слов медведь исчезает. Таня робко заглядывает в щелку двери.

В хижине ярко горит свет, за столом пируют чудовища. Среди них Татьяна видит Онегина, который, судя по всему, является хозяином этого странного дома. Евгений замечает девушку и направляется к ней. Татьяна хочет бежать, но цепенеет от страха. Дверь открывается, девушку жадно разглядывают чудовища и поднимают крик, но Онегин заявляет, что Татьяна принадлежит ему. Тогда чудовища исчезают, и молодые люди остаются вдвоем. Онегин укладывает Татьяну на лавку, но тут появляются Ленский и Ольга. Евгений ссорится с незваными гостями, хватает нож и убивает Ленского. Хижина сотрясается от дикого крика…

В этот момент Татьяна просыпается. Напрасно Ольга выспрашивает у сестры, что ей приснилось. Таня листает сонник, но не может найти вразумительного толкования своего сна. Ясно одно – он не сулит ничего хорошего.

На день рождения Татьяны приходит много гостей. Командир местного военного гарнизона присылает даже полковой оркестр. В разгар торжественного обеда появляются Ленский и Онегин. Их приглашают за стол.

Онегин очень зол. Ведь Владимир обещал ему, что гостей будет мало, а здесь – настоящий бал. Он решает отомстить Ленскому. Евгений ухаживает за Ольгой, постоянно приглашает ее танцевать. Когда, наконец, Ленский пытается сам пригласить невесту, Ольга отказывает жениху. Все танцы уже обещаны Онегину. В бешенстве Владимир покидает бал. Он решает вызвать Евгения на дуэль.

Глава шестая

Праздник заканчивается, и гости остаются ночевать. Онегин, довольный своей местью, отправляется домой. Утром его будит слуга: приехал сосед – старый сплетник и дуэлянт Зарецкий. Этого человека Ленский выбрал своим секундантом. В недоумении смотрит Евгений на переданную записку – вызов на дуэль.

Если бы секундантом был кто-то другой, Онегин вряд ли стал нервничать. Но Зарецкий – опасен. Его злой язык способен испортить Евгению репутацию. Поэтому Онегин соглашается на дуэль, которая состоится завтра возле мельницы. Молодой человек чувствует свою вину. Зачем он так зло пошутил над другом? Зачем заставил его ревновать? Но теперь уже ничего не вернуть назад. Вызов принят.

Ленский с нетерпением ждет возвращения своего секунданта. Он обрадовался, когда Зарецкий привез согласие Онегина. Владимир опасался, что острый на язык и умный Евгений сможет как-нибудь выкрутиться из ситуации, отказаться от дуэли. Именно поэтому он выбрал секундантом Зарецкого. Теперь дуэль состоится.

После ссоры Ленский не желает видеть Ольгу, но к вечеру все-таки оказывается у Лариных. Ольга бросается ему навстречу, все такая же веселая и беззаботная. Она спрашивает, почему Владимир ушел вчера так рано. Слушая нежное щебетание невесты, Ленский вскоре понимает, что Ольга и не думала ему изменять, что она любит его по-прежнему. Владимир решает ничего не говорить девушке о дуэли. Он обязан оградить эту невинную душу от козней коварного соблазнителя.

Дома Владимир проверяет пистолеты и пишет стихотворение: «Что день грядущий мне готовит?» Так он и засыпает над рукописью. Утром его будит Зарецкий: пора, уже седьмой час, их ждет Онегин.

Но в это время Евгений еще крепко спит. Он просыпается гораздо позже, быстро собирается и велит своему слуге-французу Гильо ехать вместе. Онегин извиняется перед Ленским за опоздание. Удивленный Зарецкий спрашивает о секунданте. Евгений предлагает на эту роль своего слугу, который честен, хоть и мало кому знаком.

Дуэлянты заряжают пистолеты за мельницей и сбрасывают плащи. Зарецкий отсчитывает тридцать два шага и дает команду сходиться. Сделав навстречу друг другу четыре шага, бывшие друзья поднимают пистолеты. Онегин стреляет первым, и его пуля прошивает Ленского навылет. Онегин спешит к другу, зовет на помощь, но поздно. Владимир лежит мертвый. Зарецкий кладет его тело на телегу и отвозит домой.

Ленского хоронят под двумя сросшимися соснами над ручьем, ставят памятник. Место очень красивое, сюда часто приходят пастухи и крестьянки набрать воды. Городские дамы во время прогулки верхом иногда останавливаются перед скромной могилой молодого поэта. А что же Ольга? Как сложилась судьба Татьяны? И где теперь Онегин?

Глава седьмая

Ольга недолго горюет о погибшем женихе. Вскоре она увлекается красивым уланом. Девушка выходит замуж и уезжает с супругом к месту его службы. Татьяна остается одна. Она все время думает об Онегине, который давно покинул деревню. Девушка уговоривает ключницу пустить ее в дом, где жил Евгений. Та соглашается и показывает Татьяне все комнаты, кабинет Онегина. Девушка выпрашивает позволение периодически приходить сюда.

С тех пор Татьяна часто наведывается в дом Онегина и читает в его кабинете книги. Изучая заметки на полях, оставленные рукой любимого, девушка начинает лучше понимать человека, о котором тоскует ее сердце.

Между тем, мать очень переживает, что Таня отвергает всех женихов. Одна из соседок подсказывает выход: зимой нужно отвезти девушку в Москву. Эта идея приходится старушке по душе. Решено ехать в Москву на «ярмарку невест».

Все лето и осень Таня прощается с любимыми лесами и холмами. Впервые она не радуется приходу зимы и оттягивает час отъезда. Но вот вещи собраны, уложены, и целая вереница возков отправляется в путь. Таня прощается с родными местами со слезами на глазах. Увидит ли она их когда-нибудь еще?

В Москве Ларины останавливаются у давней подруги матери – княжны Алины. Женщина больна чахоткой, но с радостью принимает гостей. Старушки вспоминают молодость, а Таня грустит в незнакомом доме.

Ларины объезжают с визитами всех родственников. Татьяне по-прежнему очень скучно, она мечтает вернуться в деревню. Потом начинаются балы, но Татьяна скучает и там. Она не может соперничать с модными московскими барышнями, ее никто не приглашает танцевать. Но вскоре на Таню обращает внимание один солидный генерал.

Глава восьмая

Онегин отправляется путешествовать, а затем возвращается в Петербург – ему надоели скитания. В столице Евгений сразу же попадает на светский раут. Он видит генерала под руку с дамой, которая не блистает красотой, но так естественна, благородна и величава, что все вокруг ищут ее расположения. Девушки робеют перед ней, а мужчины не сводят глаз. Генерал гордо вышагивает рядом.

Вот дама садится рядом с первой московской красавицей Ниной Воронской, но и та не может затмить удивительную незнакомку. Онегин смотрит на женщину с изумлением: неужели это Татьяна? Он интересуется у своего знатного родственника, что за дама беседует с испанским послом? «Моя жена», – отвечает князь. Пока Онегин путешествовал, он сделал предложение Татьяне Лариной. Евгений признается, что знаком с этой женщиной. Они соседи по имению.

Князь подводит Онегина к Татьяне. Она говорит с Евгением учтиво и спокойно, но прохладно. Онегин поражен: где та простодушная девушка, пылкое письмо которой он до сих пор хранит? В растерянности он возвращается домой. Слуга приносит записку от князя, в которой Онегина приглашают завтра на вечер. В возбуждении Евгений дает согласие. Он снова увидит Татьяну!

Онегин едва может дождаться вечера. Что с ним? Он весь в нетерпении. Татьяна встречает гостя одна, и герои романа некоторое время беседуют на отвлеченные темы. Евгений в смятении. В этой светской львице он не узнает прежней деревенской барышни. Появляется князь и прерывает тягостное уединение. Мужчины болтают, вспоминают прошлое, проказы юности.

Вскоре появляются гости. Здесь собирается элита светского общества, в центре которого царствует Татьяна. Онегин безумно влюбляется в нее. Каждый день он у князя, повсюду сопровождает неприступную княгиню. Онегинн постоянно стремится коснуться Татьяны рукой, подать платок или набросить на ее плечи боа. Княгиня принимает его поклонение с холодным равнодушием, она почти не замечает Евгения.

Анализ произведения

Пушкин задумал свой роман как сатиру на современной обще­ство, но в процессе работы роман перерос в произведение о ду­ховных исканиях молодежи XIX века.

Автор начал писать «Евгения Онегина», будучи романтиком, а закончил — реалистом. Эта эволюция от романтизма к реализму отразилась в романе. Кроме того, он был начат до восстания декабристов, а закончен после его поражения, и эти обществен­но-политические изменения также нашли отражение в книге.

В посвящении Пушкин указал на своеобразие используемого художественного метода, которое определяется тем, что в нем содержится эволюция, переход от романтизма к реализму.

Кроме того, в посвящении Пушкин определяет жанровое сво­еобразие произведения — «собранье пестрых глав». Также он указывает на особенную роль автора, которого определяет глав­ным героем романа.

В «Евгении Онегине» Пушкин впервые в русской литературе выводит тип «лишнего человека». Он одним из первых поставил проблему личности и общества и решил ее реалистически. То есть он показывает, что характер человека определяется средой, об­ществом, воспитанием. Онегин не родился эгоистом, он человек богатых способностей, но, не имея возможностей раскрыть свои качества, Евгений замыкается в самом себе, то есть становится «эгоистом поневоле». Пушкин подробно показывает условия, ко­торые формируют характер Онегина, используя при этом прием сопоставления: он показывает, как иноземная среда, чужое вос­питание формируют характер Евгения и как русская среда фор­мирует характер Татьяны. Причем в характере главного героя автор показывает не только типические, но и индивидуальные черты. Вот это сочетание типического и индивидуального и опре­деляет своеобразие реалистического характера.

В романе ярко прослеживается принцип историзма: описыва­емая эпоха отражена в ее основных тенденциях и закономернос­тях, изображаются типичные характеры в типичных обстоятель­ствах.

В романе есть ряд самобытных черт. В первую очередь само­бытным стало жанровое определение — «роман в стихах».

«Евгений Онегин» стал своеобразной пародией на романтиче­ское произведение. В романе сочетаются в неразделимом един­стве два компонента: в его форме прослеживаются традиции Бай­рона, и второй компонент — новаторство. Оно в том, что Пушкин создал национальный и самобытный роман о России и для России. Здесь не один герой-индивидуалист, а по меньшей мере два глав­ных героя.

Сюжет создан по принципу зеркальной композиции. Татьяна встречается с Онегиным, увлекается им, пишет ему письмо, Онегин в беседе с ней дает холодный ответ-«отповедь». Позже то же са­мое происходит и с Онегиным. Он встречает на балу Татьяну и влюбляется в нее, пишет ей письмо и получает подобный свое­му ответ.

Имена героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной стали нари­цательными в русской литературе. Помимо любовного конфликта между Татьяной и Онегиным, в романе есть еще один очень важ­ный конфликт — между Евгением Онегиным и Владимиром Лен­ским. Мотивы их дуэли не раз обсуждались в критических стать­ях. Дуэль между Онегиным и Ленским спровоцировал Ленский — горячий, пылкий, романтический юноша, вызов был сделан не­обдуманно. Кто как не Онегин понимал это? Сама дуэль была устроена по образу романтических дуэлей из романов. Ленский — типичный герой романтической литературы, погиб в соответствии со штампами этой литературы.

Эта дуэль еще и испытание для Онегина — для его маски циника, эгоиста. После нее герой едет за границу. Дуэль дает тол­чок изменению внутреннего мира героя, подтверждение чему мы видим в последних частях романа, где снова развиваются его от­ношения с Татьяной.

Роман включает в себя разновидности романов, существу­ющих в Западной Европе: роман-биография, роман-воспитание, роман-путешествие, любовный роман, авантюрный роман, исто­рический роман. Из этого уникального сочетания получилось то, что Пушкин называл «свободным романом».

1 Онегин получает наследство.

2 Биография героя, образ жизни Евгения в настоящее время.

3 Хандра Онегина, попытки справиться с этим состоянием.

4 Приезд Онегина в деревню.

5 Знакомство с Ленским и Лариными.

6 Письмо Татьяны.

7. Встреча ее с Онегиным.

8 Именины Татьяны. Ссора Онегина и Ленского.

9. Дуэль. Смерть Ленского.

10. Отъезд Лариных в Москву.

Как сатиру на современной общество, но в процессе работы роман перерос в произведение о духовных исканиях молодежи XIX века.

Автор начал писать "Евгения Онегина", будучи романтиком, а закончил - реалистом. Эта эволюция от романтизма к реализму отразилась в романе. Кроме того, он был начат до восстания декабристов, а закончен после его поражения, и эти общественно-политические изменения также нашли отражение в книге.

Роман (бессмертное произведение) начинается с эпиграфа, далее следует посвящение Плетневу, затем - восемь глав без названий; примечания, путешествия Онегина и отрывки из десятой главы.

В посвящении Пушкин указал на своеобразие используемого художественного метода, которое определяется тем, что в нем содержится эволюция, переход от романтизма к реализму.

Кроме того, в посвящении Пушкин определяет жанровое своеобразие произведения - "собранье пестрых глав". Также он указывает на особенную роль автора, которого определяет главным героем романа.

В "Евгении Онегине" Пушкин впервые в русской литературе выводит тип "лишнего человека". Он одним из первых поставил проблему личности и общества и решил ее реалистически. То есть он показывает, что характер человека определяется средой, обществом, воспитанием. Онегин не родился эгоистом, он человек богатых способностей, но, не имея возможностей раскрыть свои качества, Евгений замыкается в самом себе, то есть становится "эгоистом поневоле". Пушкин подробно показывает условия, которые формируют характер Онегина, используя при этом прием сопоставления: он показывает, как иноземная среда, чужое воспитание формируют характер Евгения и как русская среда формирует характер Татьяны. Причем в характере главного героя автор показывает не только типические, но и индивидуальные черты. Вот это сочетание типического и индивидуального и определяет своеобразие реалистического характера.

В романе ярко прослеживается принцип историзма: описываемая эпоха отражена в ее основных тенденциях и закономерностях, изображаются типичные характеры в типичных обстоятельствах.

В романе есть ряд самобытных черт. В первую очередь самобытным стало жанровое определение - "роман в стихах".

"Евгений Онегин" стал своеобразной пародией на романтическое произведение. В романе сочетаются в неразделимом единстве два компонента: в его форме прослеживаются традиции Байрона, и второй компонент - новаторство. Оно в том, что Пушкин создал национальный и самобытный роман о России и для России. Здесь не один герой-индивидуалист, а по меньшей мере два главных героя.

Сюжет создан по принципу зеркальной композиции. Татьяна встречается с Онегиным, увлекается им, пишет ему письмо, Онегин в беседе с ней дает холодный ответ-"отповедь". Позже то же самое происходит и с Онегиным. Он встречает на балу Татьяну и влюбляется в нее, пишет ей письмо и получает подобный своему ответ.

Имена героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной стали нарицательными в русской литературе. Помимо любовного конфликта между Татьяной и Онегиным, в романе есть еще один очень важный конфликт - между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским. Мотивы их дуэли не раз обсуждались в критических статьях. Дуэль между Онегиным и Ленским спровоцировал Ленский - горячий, пылкий, романтический юноша, вызов был сделан необдуманно. Кто как не Онегин понимал это? Сама дуэль была устроена по образу романтических дуэлей из романов. Ленский - типичный герой романтической литературы, погиб в соответствии со штампами этой литературы.

Эта дуэль еще и испытание для Онегина - для его маски циника, эгоиста. После нее герой едет за границу. Дуэль дает толчок изменению внутреннего мира героя, подтверждение чему мы видим в последних частях романа, где снова развиваются его отношения с Татьяной.

Роман (бессмертное произведение) включает в себя разновидности романов, существующих в Западной Европе: роман-биография, роман-воспитание, роман-путешествие, любовный роман, авантюрный роман, исторический роман. Из этого уникального сочетания получилось то, что Пушкин называл "свободным романом".

План

Онегин получает наследство. Биография героя, образ жизни Евгения в настоящее время. Хандра Онегина, попытки справиться с этим состоянием. Приезд Онегина в деревню. Знакомство с Ленским и Лариными. Письмо Татьяны. Встреча ее с Онегиным. Именины Татьяны. Ссора Онегина и Ленского. Дуэль. Смерть Ленского. Отъезд Лариных в Москву. Последняя встреча с Онегиным.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Начав свою статью о романе "Евгений Онегин" указанием на то, что в этом "самом задушевном произведении Пушкина" с особой полнотой отразилась личность поэта, Белинский заявляет, что роман, не говоря уж о его художественных достоинствах, "имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение". Пушкин в "Евгении Онегине", по словам Белинского, создал первое "национально-художественное произведение"; "вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова "Горе от ума" стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой
    Стихотворения К Н. Я. Плюсковой К Чаадаеву Деревня Я пережил свои желанья... Кинжал Узник Птичка Демон Полу-милорд, полу-купец... К морю Сожженное письмо К 19 октября Зимний вечер Пророк И. И. Пущину Зимняя дорога Во глубине сибирских руд... Арион 26 мая 1828 Анчар Поэт и толпа На холмах Грузии... 2 ноября Я вас любил: любовь еще, быть может... Брожу ли я вдоль улиц шумных... Кавказ Что в имени тебе моем... Мадонна
    1. Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"? А. Поместное дворянство Б. Барская Москва В. Губернское чиновничество Г. Высший свет Петербурга Д. Крепостное крестьянство Е. Разночинная интеллигенция 2. О ком из героев романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" А. И. Герцен сказал: "Он никогда не становится на сторону правительства", но "никогда не способен встать на сторону народа"? А. Ленский Б. Онегин В. Отец Ларин Г. Муж Татьяны Лариной 3. О ком из персонажей романа "Евгений Онегин" А.
    Онегин, добрый мой приятель... А. С. Пушкин Уже первые читатели романа "Евгений Онегин" обращали внимание на одну особенность: активную роль автора, его непосредственное присутствие в произведении. Он выступает не просто очевидцем всего, что происходит в романе, личность автора несет на себе двойную нагрузку. Во-первых, он - творец произведения, ускоряющий или замедляющий развитие действия. При этом он - поэт Пушкин, во всем своеобразии своего творческого облика, со своими взглядами на жизнь и искусство,
    Пушкин недаром подчёркивал, что он пишет не роман, а роман в стихах и говорил об этом: "Дьявольская разница". В обычном романе автор как равноправный герой отсутствует. Обычные романы созданы на основе эпического (повествовательного) начала, то есть внимание читателей сосредоточено на историях героев. Здесь Пушкин вводит как одного из героев самого себя и в степени, равной эпическому, в романе явлено лирическое начало (так называемые лирические отступления). Сюжет соответствует фабуле, но при этом
    Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа "Евгений Онегин" было создание комедии, похожей на "Горе от ума" Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это "роман в стихах". Произведения такого жанра встречаются и
    Роман (бессмертное произведение) "Евгений Онегин" был и остается непревзойденным образцом русской классической литературы. Это произведение уникально в своей неповторимости. Подчеркивая его нетрадиционность, сам Пушкин говорил: "Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница". Поэт назвал свой роман "свободным", и эту свободу мы ощущаем в искреннем выражении авторского "я", в его непринужденной беседе с читателем. Следя за событиями, мы постоянно ощущаем присутствие автора-поэта, который делится с нами

I. Вступление. Герои – типичные представители передовой части русского дворянства начала XIX века.

II. Основная часть.
1. Первая встреча с героями.
«поклонник Канта и поэт» Владимир
Ленский и разочарованный во всём
Евгений Онегин.
Герои не похожи друг на друга.
Отличаются от своих деревенских
соседей
2. Почему стали друзьями и их
отношение к дружбе. («от делать
нечего», «друзья и дружба надоели»,
«верил, что друзья готовы За честь
его принять оковы И что не дрогнет
их рука Разбить сосуд клеветника».

3. Отношение к поэзии.
4. Разные темы разговоров.
5. Отношение к любви.
6. Чувства и разум в героях как
главные различия.
7. Причина дуэли в непонимании
героев друг друга.
III. Вывод. Оценка А.С.Пушкиным
итога взаимоотношений героев.
(Смерть Ленского – невозможность
жить одними чувствами;
руководствоваться лишь доводами
рассудка – обречь себя на одинокое
и бессмысленное существование.

Образ Евгения Онегина

1.Вступление
2.Анализ образа Онегина
а)детство, воспитание,
образование.
б)становление характера
в)дружба с Ленским
г)мнение света
д)отношение Онегина и
Татьяны
е)отношение автора к Онегину
3.Мое отношение к Онегину.

Татьяна - русская душою

План
1)
Место Татьяны в романе «Евгений
Онегин».
2) Кто она, пушкинская героиня?
а) Условия воспитания в помещичьей среде.
б) Своеобразие характера в детстве и
ранней юности.
в) Причины, повлиявшие на формирование
ее характера
г) Гармоничность натуры Татьяны
3) Белинский о Татьяне Лариной.

1) Место Татьяны в романе «Евгений Онегин».

Образ
Татьяны важен для
раскрытия идейного смысла
произведения. С образом
Татьяны связано убеждение
Пушкина в том, что человеку
всегда доступно понимание
возвышенных целей и
возможность подняться над
бездуховной средой.

2) Кто она, пушкинская героиня?

Богатый
внутренний мир. Душевные
силы не растрачены. Татьяна умна,
своеобразна, самобытна. От природы
она одарена: умом, своеобразием
натуры выделяется среди помещичьей
среды и светского общества. Она
понимает пошлость, праздность,
пустоту жизни деревенского общества.
Она мечтает о человеке, который внес
бы в ее жизнь высокое содержание,
был бы похож на героев ее любимых
романов

а) Условия воспитания в помещичьей среде.

«Они
хранили в жизни мирной
привычки мирной старины...»;
Вместе с семейным
воспитанием приобрела основы
народной нравственности,
чистоты

10. б) Своеобразие характера в детстве и ранней юности.

Формирование
характера с
самого раннего детства
происходит на природе, он
развивается свободно, не
испытывая никаких чуждых
влияний. Она отталкивала от
себя все пошлое, не
соответствующее ее
романтическому восприятию
мира

11. в) Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

-
общение с народом, любовь
к няне;
- русская природа;
- патриархальность
семейного уклада.

12. г) Гармоничность натуры Татьяны:

-
незаурядный ум;
- нравственная чистота;
- глубина чувств;
- верность долгу.

13. 3) Белинский о Татьяне Лариной.

Пушкин
любит свою героиню
за цельность, благородство,
простоту характера, за ум,
пламенное и нежное чувство,
за ее веру в избранную мечту,
живую волю. В понимании
Пушкина Татьяна - идеал
русской женщины. Пушкин
«первый воспроизвел, в лице
Татьяны, русскую женщину»

План пересказа

1. Вступление-посвящение.
2. Развернутая экспозиция: знакомство с героем и образом его жизни.
3. Жизнь Онегина в деревне.
4. Завязка второй сюжетной линии: знакомство Онегина с Ленским.
5. Семья Лариных. Ольга и Татьяна.
6. Завязка первой сюжетной линии: знакомство Онегина с Татьяной.
7. Письмо Татьяны к Онегину.
8. Объяснение Онегина с Татьяной.
9. Романтическая любовь Ленского к Ольге.
10. Сон Татьяны.
11. Именины Татьяны.
12. Кульминация и развязка второй сюжетной линии: дуэль Онегина и Ленского; гибель Ленского.
13. Татьяна в опустевшем доме Онегина.
14. Отъезд Лариных в Москву. Замужество Татьяны.
15. Возвращение Онегина в столицу после долгих странствий. Встреча с Татьяной.
16. Письмо Онегина к Татьяне.
17. Объяснение Татьяны и Онегина.

Пересказ

Роман открывается посвящением другу Пушкина — Плетневу:

Прими собранье пестрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав...

Глава 1

Герой романа едет в деревню к умирающему дяде в надежде на наследство. Рассказывается редыстория жизни героя:

Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы...
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
<...>
Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Автор описывает юного Онегина:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал,
Легко мазурку танцевал,
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Онегин был «по мненью многих» «ученый малый, но педант», «знал довольно по латыни, чтоб эпиграфы разбирать», «читал Адама Смита / И был глубокий эконом». «Но в чем он истинный был гений... / Была наука страсти нежной»:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать...
Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!

Жизнь Онегина «однообразна и пестра», расписана с вечера до утра: приемы, рестораны, театр; «Там будет бал, там детский праздник» — «Везде поспеть немудрено». Подробно описывается кабинет Онегина: Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе... Гребенки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые

И щетки тридцати родов... Второй Чадаев, мой Евгений... В своей одежде был педант И то, что мы назвали франт. Онегин едет на очередной бал. Описание бала прерывается лирическим отступлением:

Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
...Ах, ножки, ножки! Где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?..
Исчезло счастье юных лет,
Как на лугах ваш легкий след.
<...>
Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня...
Я помню море пред грозою,
Как я завидовал волнам,
Бегущим дружной чередою
С любовью лечь к ее ногам!..
Слова и взор волшебниц сих
Обманчивы... как ножки их.

Онегин возвращается с бала утром, когда «Петербург неугомонный уж барабаном пробужден». Но «забав и роскоши дитя» вовсе не счастлив:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы недолго были
Предмет его привычных дум...

«...Русская хандра / Им овладела понемногу», он «к жизни вовсе охладел». Онегин пробует найти хоть какое-то занятие: «Хотел писать — но труд упорный / Ему был тошен», «Отрядом книг уставил полку, / Читал, читал, а все без толку: / Там скука, там обман иль бред; / В том совести, в том смысла нет...»

С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба,
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас...
Онегин был готов со мною
Увидеть чуждые страны;
Но скоро были мы судьбою
На долгий срок разведены.
Отец его тогда скончался.

Отцовское наследство пришлось отдать «заимодавцам», за долги. Вскоре умер дядя, оставив ему большое наследство.

Вот наш Онегин - сельский житель...
И очень рад, что прежний путь
Переменил на что-нибудь.
Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы...
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле...
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же...

Заканчивается глава лирическим отступлением:

Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум...

Глава 2

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок...
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.

Онегин попытался заняться хозяйством: «Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил...», поэтому соседи решили, «что он опаснейший чудак». Онегин тяготился знакомством с соседями, поэтому «все дружбу прекратили с ним»: «Сосед наш неуч; сумасбродит; / Он фармазон...»

В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал...
По имени Владимир Ленский...
Красавец в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт...
Он сердцем милый был невежда...
Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна...
Он верил, что друзья готовы
За честь его принять оковы...
Он пел любовь, любви послушный...
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы...
Он пел поблекший жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет...
Богат, хорош собою Ленский,
Везде был принят как жених.
Но Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
...Меж ими все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло...

Ленский влюблен в Ольгу Ларину: «он любил, как в наши лета / уже не любят...» «И детям прочили венцы / Друзья-соседи, их отцы». Ольга:

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела...
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет...
Ее сестра звалась Татьяна...
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива...
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой...
И были детские проказы
Ей чужды: страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей...
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все...

Описывается история матери Татьяны, которая была выдана замуж за нелюбимого, но вскоре привыкла, занялась хозяйством, стала управлять не только домом, но и своим мужем: «Привычка свыше нам дана: / Замена счастию она».

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины...
И так они старели оба.
И отворились наконец
Перед супругом двери гроба...

Ленский, стоя у могилы Дмитрия Ларина, вспоминает, как тот прочил ему Ольгу в жены.

Вторая глава заканчивается лирическим отступлением:

Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!
Покамест упивайтесь ею,
Сей легкой жизнию, друзья!
...И, сохраненная судьбой,
быть может, в Лете не потонет
строфа, слагаемая мной...

Глава 3

Ленский собирается к Лариным. Онегин удивлен тем, что его друг каждый вечер проводит у них, но потом просит представить его Лариным. Возвращаясь от Лариных, Онегин и Ленский разговаривают о сестрах:

«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет...

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне».

Владимир сухо отвечал

И после во весь путь молчал.

Соседи стали «Татьяне прочить жениха»; «О свадьбе Ленского давно / У них уж было решено».

Татьяна слушала с досадой

Такие сплетни; но тайком

С неизъяснимою отрадой

Невольно думала о том...

Пора пришла, она влюбилась...

Душа ждала... кого-нибудь.

И дождалась... Открылись очи;

Она сказала: это он!

Татьяна по-новому перечитывает романы. Все герои сливаются для нее в образ Онегина, а саму себя она тоже представляет героиней любовного романа. Пушкин в лирическом отступлении обращается к своей героине:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Татьяне не спится, она просит няню рассказать про свою молодость, про то, как она была влюблена. Няня рассказывает историю своего замужества:

— И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь.

Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет, А было мне тринадцать лет. Но Татьяна уже не слушает, она вся горит от любви: «Я не больна: / Я... знаешь, няня... влюблена!». Татьяна пишет письмо к Онегину. В лирическом отступлении автор защищает Татьяну от осуждения общества:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

Что так доверчива она,

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным?

Письмо Татьяны проникнуто любовью и страхом быть непонятой:

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать...

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в высшем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан Богом,

До гроба ты хранитель мой...

Кто ты, мой ангел ли хранитель

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

Вообрази: я здесь одна,

никто меня не понимает...

Стыдом и страхом замираю..

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю...

Татьяна просит няню послать внука с письмом к Онегину. Она с волнением ждет ответа:

Но день протек, и нет ответа.

Другой настал: все нет как нет.

И между тем душа в ней ныла,

И слез был полон томный взор.

Вдруг топот!., кровь ее застыла.

Вот ближе!

Скачут... и на двор Евгений!

«Ах!» — и легче тени
Татьяна прыг в другие сени,

С крыльца на двор, и прямо в сад,

Летит, летит; взглянуть назад

Не смеет...
И, задыхаясь, на скамью

Упала...
Она дрожит и жаром пышет,

И ждет: нейдет ли?

Но наконец она вздохнула

И встала со скамьи своей;

Пошла, но только повернула

В аллею, прямо перед ней,

Блистая взорами, Евгений

Стоит подобно грозной тени...

Глава 4

Глава открывается мыслями Онегина: «Чем меньше женщину мы любим, / Тем легче нравимся мы ей...» Онегин:

В первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

И необузданных страстей.

Вот как убил он восемь лет,

Утратя жизни лучший цвет.

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь...

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был...

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной.

Теперь мы в сад перелетим,

Где встретилась Татьяна с ним.

Объяснение Онегина с Татьяной:

Примите исповедь мою:

Себя на суд вам отдаю...

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел...

То, верно б, кроме вас одной,

Невесты не искал иной...

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе не достоин я.

Поверьте (совесть в том порукой),

Супружество нам будет мукой.

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас.

И того ль искали

Вы чистой, пламенной душой?

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей...

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней...

Полюбите вы снова: но...

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет.

После объяснения Онегина «Любви безумные страданья / Не перестали волновать / Младой души...» Татьяна не знает покоя, «бледнеет, гаснет и молчит». Пушкин сочувствует своей героине:

Невольно, милые мои,

Меня стесняет сожаленье;

Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!

Описание счастливой любви Ольги и Ленского:

Любовью упоенный,

В смятенье нежного стыда,

Он только смеет иногда,

Улыбкой Ольги ободренный,

Развитым локоном играть

Иль край одежды целовать...

Онегин тем временем продолжает свою привычную жизнь в поместье:

Онегин жил анахоретом...

Прогулки, чтенье, сон глубокий...

Уединенье, тишина:

Вот жизнь Онегина святая...

Пейзажные зарисовки:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день...

И вот уже трещат морозы...

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

К Онегину приезжает Ленский:

«Ну что соседки?Что Татьяна?

Что Ольга резвая твоя?» —

Ах, милый, как похорошели

У Ольги плечи, что за грудь!

Что за душа!..
Да вот... какой же я болван!

Ты к ним на той неделе зван.

«Я?» — Да, Татьяны именины

В субботу.

Ленский говорит только об Ольге: «Чрез две недели / Назначен был счастливый срок» — свадьба. «Он был любим... по крайней мере / Так думал он, и был счастлив».

Глава 5

Пейзажная зарисовка:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе...

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь...

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму...

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям...

Настали Святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость...

Гадает старость сквозь очки...

Описание святочных гаданий. Татьяна тоже гадает:

Татьяна, по совету няни,

Сбираясь ночью ворожить,

Тихонько приказала в бане

На два прибора стол накрыть.

Ночью ей снится вещий сон:

Ей снится, будто бы она

Идет по снеговой поляне...

Но вдруг сугроб зашевелился.

И кто ж из-под него явился?

Большой взъерошенный медведь;

Татьяна ах! А он реветь...

Татьяна в лес; медведь за нею...

Она бежит, он все вослед,

И сил уже бежать ей нет.

Упала в снег; медведь проворно

Ее хватает и несет...

Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях...

Глядит она тихонько в щелку,

И что же видит?., за столом

Сидят чудовища кругом...

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

Онегин за столом сидит

И в дверь украдкою глядит...

Он там хозяин, это ясно...

Все встали; он к дверям идет.

И страшно ей, и торопливо

Татьяна силится бежать:

Нельзя никак...

Дверь толкнул Евгений:

И взорам адских привидений

Явилась дева; ярый смех

Раздался дико...

Все указует на нее,

И все кричат: мое! мое!

Мое! — сказал Евгений грозно,

И шайка вся сокрылась вдруг.

Онегин тихо увлекает

Татьяну в угол...

И клонит голову свою

К ней на плечо; вдруг

Ольга входит,

За нею Ленский; свет блеснул;

Онегин руку замахнул...

Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский...

Хижина шатнулась...

И Таня в ужасе проснулась...

Она безуспешно пытается разгадать значение сна с помощью сонника. Наступает день именин. Съезжаются гости. Их описание напоминает описание чудовищ из сна Татьяны. Онегина «сажают прямо против Тани»:

Траги-нервических явлений,

Девичьих обмороков, слез

Давно терпеть не мог Евгений...

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Описание бала:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный...

К минуте мщенья приближаясь,

Онегин, в тайне усмехаясь,

Подходит к Ольге.

Быстро с ней

Вертится около гостей...

Вновь с нею вальс он продолжает;

Все в изумленье. Ленский сам

Не верит собственным глазам.

Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!

Не в силах Ленский снесть удара...

Пистолетов пара,

Две пули — больше ничего —

Вдруг разрешат судьбу его.

Глава 6

Онегин доволен своим мщением. Он возвращается домой. Татьяну тревожит предчувствие беды. На следующий день Онегин получает через Зарецкого вызов на дуэль от Ленского. Онегин «сказал, что он всегда готов». Оставшись один, Онегин «обвинял себя во многом»:

Евгений,
Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и умом. ...

«Но теперь
Уж поздно; время улетело...

К тому ж — он мыслит — в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист...

Но шепот, хохотня глупцов...»

И вот общественное мненье!

Перед дуэлью Ленский едет к Ольге, думая смутить ее. Но она «резва, беспечна, весела, / Ну точно та же, как была».

Исчезла ревность и досада

Пред этой ясностию взгляда...

Готов просить у ней прощенье...

Он счастлив, он почти здоров...

В ночь перед дуэлью Ленский пишет стихи:

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?

Паду ли я, стрелой пронзенный,

Иль мимо пролетит она,

Все благо...
Сердечный друг, желанный друг,

Приди, приди: я твой супруг!..

Рано утром Ленский вместе с Зарецким приезжает на место дуэли и ждет Онегина, который «спал в это время мертвым сном». Наконец Евгений приезжает. Когда Зарецкий спрашивает, кто будет его секундантом, тот указывает на своего слугу.

Враги! Давно ли друг от друга

Их жажда крови отвела?

Не засмеяться ль им, пока

Не обагрилась их рука,

Не разойтись ли полюбовно?

Вот пистолеты уж блеснули...

Онегин выстрелил...Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку...

В тоске сердечных угрызений,

Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.

Рассуждение о том, как могла сложиться судьба Ленского если бы он остался жив:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден...

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел...

Глава заканчивается лирическим отступлением:

Лета к суровой прозе клонят,

Лета шалунью рифму гонят...

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

Где, вечная к ней рифма, младость?

Но так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя!

Глава 7

Глава открывается картиной весны:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна, пора любви!

Повествование о судьбе Ольги:

Мой бедный Ленский! Изнывая,

Недолго плакала она...

Улан сумел ее пленить,

Улан любим ее душою...

В семействе Лариных умолк.

Улан, своей невольник доли,

Был должен ехать с нею в полк.

Татьяна остается одна:

И в одиночестве жестоком

Сильнее страсть ее горит,

И об Онегине далеком

Ей сердце громче говорит.

Она его не будет видеть;

Она должна в нем ненавидеть

Убийцу брата своего...

Был вечер. Небо меркло.

Воды струились тихо...

В свои мечты погружена,

Татьяна долго шла одна.

Шла, шла. И вдруг перед собою

С холма господский видит дом...

«Увидеть барский дом нельзя ли?» —

Спросила Таня...

И Таня входит в дом пустой,

Где жил недавно наш герой.

Татьяна взором умиленным

Вокруг себя на все глядит,

И все ей кажется бесценным,

Все душу томную живит

Полумучительной отрадой:

И стол с померкшею лампадой,

И груда книг...

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.

Через день Татьяна снова приходит в дом Онегина:

И в молчаливом кабинете,

Забыв на время все на свете,

Осталась наконец одна,

И долго плакала она.

Потом за книги принялася.

Сперва ей было не до них,

Но показался выбор их

Ей странен. Чтенью предалася

Татьяна жадною душой;

И ей открылся мир иной...

Хранили многие страницы

Отметку резкую ногтей...

Везде Онегина душа

Себя невольно выражает

То кратким словом, то крестом,

То вопросительным крючком.

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Теперь яснее — слава Богу —

Того, по ком она вздыхать

Осуждена судьбою властной:

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон,

Уж не пародия ли он?..

Мать Татьяны озабочена ее будущим:

Пристроить девушку, ей-ей,

Пора; а что мне делать с ней?

Всем наотрез одно и то же:

Нейду. И все грустит она,

Да бродит по лесам одна.

«Что ж, матушка? За чем же стало?

В Москву, на ярманку невест!»

Татьяна с грустью прощается с дорогими ей родными местами:

Меняю милый, тихий свет

На шум блистательных сует...

Прости ж и ты, моя свобода!

Что мне сулит судьба моя?

После долгих сборов настал день отъезда: «Сбежалась челядь у ворот / Прощаться с барами». «И наша дева насладилась / Дорожной скукою вполне: / Семь суток ехали оне».

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы...

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе! Москва!

Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Наконец утомительное путешествие закончилось: «К старой тетке, / Четвертый год больной в чахотке, / Они приехали теперь».

Больной и ласки, и веселье

Татьяну трогают; но ей

Нехорошо на новоселье,

Привыкшей к горнице своей...

И вот: по родственным обедам

Развозят Таню каждый день..

Родне, прибывшей издалеча,

Повсюду ласковая встреча...

И хором бабушки твердят:

«Как наши годы-то летят!»

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп...

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно...

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой.

Ее привозят и в Собранье.

Там теснота, волненье, жар...

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс...

Не замечаема никем,

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь... она мечтой

Стремится к жизни полевой...

И в сумрак липовых аллей,

Туда, где он являлся ей.

А глаз меж тем с нее не сводит

Какой-то важный генерал...

Но здесь с победою поздравим

Татьяну милую мою...

Глава 8

Глава открывается лирическим вступлением:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне...

И молодежь минувших дней

За нею буйно волочилась,

А я гордился меж друзей

Подругой ветреной моей...

Вдруг изменилось все кругом,

И вот она в саду моем

Явилась барышней уездной,

С печальной думою в очах

С французской книжкою в руках...

И ныне музу я впервые

На светский раут привожу...

Но это кто в толпе избранной

Стоит безмолвный и туманный?

— Зачем же так неблагосклонно

Вы отзываетесь о нем?

За то ль, что мы неугомонно

Хлопочем, судим обо всем...

Что слишком часто разговоры

Принять мы рады за дела,

Что глупость ветрена и зла,

Что важным людям важны вздоры

И что посредственность одна

Нам по плечу и не странна?

Лирическое отступление:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

С летами вытерпеть умел...

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она...

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест...
И начал странствия без цели...
И путешествия ему,
Как все на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.
Но вот толпа заколебалась,
По зале шепот пробежал...
К хозяйке дама приближалась,
За нею важный генерал.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех...
Все тихо, просто было в ней...
«Ужели, — думает Евгений:
Ужель она?..»
«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Ко там в малиновом берете
С послом испанским говорит?»
...- Ага! Давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. —
«Да кто ж она?» — «Жена моя».
...Княгиня смотрит на него...
И что ей душу ни смутило...
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих ее поклон.

Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести...
Ужель та самая Татьяна...
Та девочка, которой он
Пренебрегал в смиренной доле,
Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела?
...Что с ним? В каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? Суетность? Иль вновь
Забота юности — любовь?

Онегин ловит каждую возможность увидеть Татьяну:

Но мой Онегин вечер целый
Татьяной занят был одной,
Не этой девочкой несмелой,
Влюбленной, бедной и простой,
Но равнодушною княгиней,
Но неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы.
...Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
...Сомненья лет: увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблен...
За ней он гонится как тень...
Она его не замечает,
Как он ни бейся, хоть умри...
А он упрям, отстать не хочет,
Еще надеется, хлопочет;
Смелей здорового, больной,
Княгине слабою рукой
Он пишет страстное посланье.
«Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
...Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел...

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами...
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви...
Все решено: я в вашей воде
И предаюсь моей судьбе».
Ответа нет. Он вновь посланье.
Второму, третьему письму
Ответа нет...
...От света вновь отрекся он.
...Стал вновь читать он без разбора...
И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко...
И он не сделался поэтом,
Не умер, не сошел с ума.
Весна живит его...
Примчался к ней, к своей Татьяне
Мой неисправленный чудак...
Княгиня перед ним, одна
Сидит не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой...
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений...
Проходит долгое молчанье,
И тихо наконец она:
«Довольно; встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в вашем сердце я нашла?..
...Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно...
Я вам не нравилась...
Что ж ныне Меня преследуете вы?
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?
...Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас...
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена...
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить...
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен...
Но шпор незапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго... навсегда.

Роман завершается обращением к читателю, прощанием с героями:

Кто б ни был ты; о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель...
Прости ж и ты, мой спутник странный,
И ты, мой верный идеал,

И ты, живой и постоянный,
Хоть малый труд...
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.




Top