Список художественной литературы проблемы экологии. Экологическая тема в современной литературе

Антон Павлович Чехов «Дядя Ваня»

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

В последнее время приставки «эко-» и «био-» становятся всё более популярными. И это неудивительно - на фоне научно-технического прогресса наша планета подвергается мучительной пытке. Недавно учёные сделали открытие: оказывается, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все транспортные средства мира. Недавно учёные сделали поразительное открытие: оказывается, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все транспортные средства мира. Выходит, что агрокультура, самая «зелёная» область экономики, вредит экологии больше всего?
Перманентный рай

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

Леонид Леонов «Русский лес»

В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес». «Русский лес» - о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа - Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе: «Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью» .

Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»

В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.

Виктор Астафьев «Царь-рыба»

В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах: «Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».

Чингиз Айтматов «Плаха»

Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека.

Однажды одна знакомая дама-экстрасенс сказала мне: «Раньше мир был полон магии, но в какой-то момент человечество встало на распутье - мир магии или мир машин. Машины победили. Мне кажется, это неправильный путь и рано или поздно нам придется расплачиваться за этот выбор». Сегодня, вспоминая об этом, я понимаю, что стоит заменить слово «магия» на более понятное мне слово «природа» - и всё сказанное станет святой правдой. Машины победили природу и поглотили нас, своих создателей. Проблема в том, что мы-то живые. Кости и плоть. Чтобы выжить, мы должны быть настроены на ритм Вселенной, а не на выпуски новостей или дорожные пробки.
Технологии и природа

Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком.Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.

Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все-лишь ее часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Сергей Павлович Залыгин «Экологический роман»

В 1993 году Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир» времен перестройки, благодаря усилиям которого стали снова издавать А.И. Солженицына, пишет одно из последних своих произведений, которое называет «Экологический роман». Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек, его литература не антропоцентрична, она больше – природна.

Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная траге­дия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Татьяна Толстая «Кысь»

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

https://pandia.ru/text/78/043/images/image005_155.gif" alt="Подпись:" align="left" width="472" height="100">

«Мы столь радикально изменяли нашу среду,

что теперь для того, чтобы существовать в ней,

мы должны изменить себя».

Норберт Винер.

Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорили многие писатели прошлых веков и современности. Слова тургеневского Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» - понимались как призыв к подчинению природы человеком. Советскому человеку внушалось, что у нас много лесов, полей и рек. Так ли много – значит ли это, что природные богатства не надо беречь?

В последнее время все больше авторов продвигают идеи бережного отношения человека к природе. Экологические идеи проникли и в художественную литературу .

Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина». Так как в художественных произведениях важны не только научные факты и обобщения, но и те мысли и чувства, которые возникают в связи с этим у героев и читателей, эта литература способствует воспитанию морально-этического отношения к природе.

Уважаемые читатели! Предлагаем вам познакомиться с рекомендательным списком художественной литературой, поднимающей, так или иначе, вопросы экологии, вопросы бережного отношения к природе. Точное и емкое художественное слово заставит вас переживать за жизнь наших братьев меньших, за последствия безумной расправы со средой, окружающей человека. Вы сможете сравнить свои ощущения восприятия природы с ощущениями автора.

Художественные произведения, которые мы вам рекомендуем прочитать, находятся в фондах ЦБС Автозаводского района. Произведения в списке распределены в алфавитном порядке по трем разделам:

1. классика экологической прозы

2. экологическая проза в литературно-художественных журналах

3. экологическая проза в научно-популярных журналах

В первом разделе подобраны произведения, которые стали классикой советской и зарубежной литературы. Они не только описывают явления природы, но и человека, как часть этой природы. Эти книги заставляют задуматься о месте и роли человека в окружающем мире.

Во втором разделе списка – произведения, опубликованные в «толстых» журналах за последние десять лет. Эта литература более жесткая, потому что отступать уже некуда. Человек – «царь природы» создал много проблем нашей планете, ему все труднее найти чистые уголки для своего обитания. Современные писатели пытаются образумить человека, и показать, что же он натворил в окружающей его среде. Это один из путей прививания экологического мышления.

В третьем разделе, небольшие рассказы-зарисовки из мира природы, которые опубликованы в научно-популярных журналах. На рассказах в таких журналах читатель обычно не останавливает особого внимания, но они интересны для познания природы.

К произведениям даны небольшие аннотации. Рекомендательный список литературы будет полезен старшеклассникам и читателям, интересующимся книгами о природе. Многие произведения, известные вам еще с детства, заиграют другими красками при сегодняшнем прочтении.

Приятного и полезного вам чтения!

КЛАССИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ

«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей»
Фрэнсис Бэкон

1. Айтматов, пароход: повесть. - М. : Сов. писатель, 1980. – 158 с.

Причудливо сплетаются в ранней повести Айтматова «Белый пароход» сказка и быль , и так же, как смыкаются в этой повести легенда и действительность, сталкиваются в ней добро и зло, высокая вечная красота природы и низменные челове­ческие поступки.

Легенда о Рогатой матери - оленихе, некогда вскормившей племя кир­гизов, осознается мальчиком как действительность, а действительность переходит в сказку, сочиненную им самим - сказку о Белом пароходе. Вера мальчика в реальность сказки подтверждается приходом на лес­ной кордон белых маралов.

Мальчик знает из легенды, что люди и маралы дети одной матери - Рогатой оленихи, и потому рука человека не может подняться на своих младших братьев.

Но в действительности происходит то же, что и в легенде: люди убивают маралов.

Особенно страшно то, что убивает оленя самый добрый и мудрый из всех людей, окружающих мальчика, дед Момун, который и рассказал ему легенду о Рогатой матери-оленихе.

Убийство марала оборвало легенду, оборвало оно и жизнь мальчика, он бросился в реку, чтобы превратиться в рыбу и навсегда уплыть от злых людей...

2. Айтматов, Ч. Т. Буранный полустанок; Плаха: романы. - М. : Профиздат, 1989. – 605 с.

Роман «Буранный полустанок» несет много мыслей, метафор. Можно услов­но выделить две главные: первая из них - об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе.

Легенда о пастухе-манкурте становится эмоцио­нальным и философским стержнем романа. Фантастическая линия, связанная с противостоянием Земли и инопланетной цивилизации, придает скрытым и явным параллелям романа законченность и завершенность.

5. Востоков, С. В. Остров, одетый в джерси, или Специалист по полуобезьянам: [роман] / [оформ., макет В. Калныньша]. - М. : Время, 2007. – 221 с. : ил. - (Победитель конкурса "Алые паруса").

Полуобезьяны - это лемуры, за которыми ухаживал Стас Востоков. Было это на острове Джерси (Нормандские острова в проливе Ла-Манш), в знаменитейшем зоопарке английского натуралиста Дж. Даррелла. Востоков попал туда по приглашению самого Даррелла и окунулся в учебу и заботы Международного Центра, Обучающего Сохранению Природы. Зарисовки - портреты зверей и птиц, сделанные Востоковым, по духу и стилю очень напоминают даррелловские книги.

Великан" href="/text/category/velikan/" rel="bookmark">великан-медведь и маленький медвежонок, потерявший свою мать и вынужденный сам заботиться о себе. Судьба сводит вместе осиротевшего малыша и огромного раненного медведя. Их ждут увлекательные приключения, полные неожиданных открытий и подстерегающих на каждом шагу опасностей.

"Казан" - удивительная повесть, получившая название по имени главного героя... Если есть на свете существа, созданные, чтобы мы не забывали, что такое страх, то волк - один из них. Ненасытный, беспощадный хищник - вот что такое волк... А что получится, если волк наполовину собака? Но кто он, Казан: собака или волк? Преданный друг или свирепый враг?..

«Бродяги Севера» - повесть о дружбе медвежонка и щенка, которые волею судеб оказываются в суровом мире дикой и капризной природы. Животным суждено вместе пройти долгий и трудный путь. Книга, подобно яркому восточному ковру, усеяна картинами из повседневной лесной жизни.

8. Леонов лес: роман // Собрание сочинений: в 9 т. / ; [примеч. Е. Стариковой]. - М. : Худож. лит., 1962. - Т. 9. – 823 с.

В романе «Русский лес» Леонид Леонов с патриотической страстностью поставил перед общественным мнением проб­лему разумного и бережного отношения к лесным богатствам, сохранения их для потомков. Лес в книге - это нечто большее, чем только то, из чего строят дома, что пишут на картину, где собирают землянику и о чем спорят спе­циалисты-лесоводы. Лес у Леонова - сияющий и мощный "храм жизни", меч­та о счастливых и чистых людях на прекрасной солнечной земле счастли­вых времен. Лес вместе с тем есть основа, из которой развивается обще­философская и моральная идея вечной новизны, возобновляемости жизни.

Профессор Вихров - первый "экологический" герой нашей литературы. Для него лес - не просто запасы древесины, а нечто более значительное. Это летопись народное героизма от времен Киевской Руси до Ве­ликой Отечественной войны, это преемственность и будущее поколений, это - сама русская жизнь.

Противостоит Вихрову профессор Грацианский, который играя в пере­довые идеи века, упрекает Вихрова в том, что тот хочет "осиротить кот­лованы пятилеток" и экстремистски заявляет: " Мы срубим все, когда придет пора, не пощадим ни Волги, ни столь любезной вам Мезени, выко­сим к чертовой матери Печору и Каму, Днепр и Двину, Ангару и Енисей и... что еще вы там под полой прячете?".

В 1957 году Леонид Леонов стал первым лауреатом восстановленной Ленинской пре­мии за роман "Русский лес".

9. Лондон, Д. Белый Клык // Белый Клык; Зов предков: повести; Дети мороза: рассказы: [пер. с англ.] / Д. Лондон. - М. : АСТ, 2001. – С. 5-1Библиотека приключений).

Отец Белого Клыка - волк, мать, Кичи, - наполовину волчица, наполовину собака. Пока еще у него нет имени. Он родился в Северной Глуши и выжил единственный из всего выводка. Однажды волчонок натыкается на незнакомые ему существа - людей.

Злой человек делает из волка настоящего профессионального бойца для собачьих боев. Собаку спасает молодой человек, приезжий инженер с приисков, Уидон Скотт. Белый Клык довольно скоро приходит в себя и демонстрирует новому хозяину свою злобу и ярость. Но у Скотта хватает терпения приручить собаку лаской, и это пробуждает в Белом Клыке все те чувства, которые дремали и уже наполовину заглохли в нем.

10. Моуэт, Ф. Не кричи: "Волки!" / Ф. Моуэт; пер. с англ. Г. Топоркова, В. Паперно; худож. Е. Шелкун. - М. : АРМАДА, 19с. : ил. - (Зеленая серия).

Вражда между человеком и волком имеет древние корни. Человек в этой войне победил. Волки практически исчезли в странах Западной Европы. Канадский натуралист писатель Фарли Моуэт в своей книге показывает красоту и силу этого хищника. Автор любит животных и, желал им помочь, рассказывает о них правду.

11. Паустовский, К. Г. Повесть о лесах / [худож. С. Бордюг]. - М. : Дет. лит., 1983. – 173 с. : ил. - (Школьная библиотека).

«Повесть о лесах» наиболее ярко выражает особенность творчества Паустовского. Писатель берет какой-либо подлинный случай или реального человека и, по его собственному признанию, окружает их «слабым сиянием вымысла», добиваясь этим возможности полного раскрытия человеческого характера и характера происходящих событий.

В «Повести о лесах» Паустовский широко пользуется этим методом. Так в главе «Скрипучие половицы» о есть подлинный биографический материал. Но основной задачей писателя было – передать с полной силой отношение Чайковского к лесам как к творческой лаборатории, как к тем явлениям природы, которые учат человека понимать прекрасное.

Отдаленным прототипом писателя Леонтьева в повести является писатель -Микитов – лесной человек, охотник и замечательный знаток и певец нашей русской природы.

12. Пришвин, М. М. Моя страна / ; [послесл. П. Выходцева; худож. В. Лосин]. - М. : Современник, 1973. – 443 с. : ил. - (Классическая библиотека "Современника").

В сборнике можно найти произведения «Времена года», «Кладовая солнца», «Царь природы». Их объединяет любовь к родной земле, стремление пробудить в читателях желание понять красоту природы, уметь разглядеть ее в обыкновенном, внешне неприметном. Наделяя животных и растения качествами, присущими человеку, одушевляя их, писатель тем самым приближает их к человеку, утверждая единство человека и природы.

край света", конец всему. Оплакивая свои избы, родны могилы, свой остров, эти старухи, а вместе с ними и писатель, прощаются со старой русской деревней, исчеза­ющей в водах времени.

14. Распутин В. Пожар: повесть // Повести. Рассказы: в 2-х т. / В. Распутин. – М. : Дрофа: Вече, 2006. – Т. 1. – С. 292-347. – (Библиотека отечественной классики)

Проблему взаимоотношений человека и природы по-своему разрешает В. Распутин в повести «Пожар». Орудием возмездия природы за нерадивое потребительское от­ношение к себе в повести выступает огонь - одна из могу­чих и неукротимых природных стихий.

15. Робертс, Ч. Рыжий лис: повесть / Робертс Чарлз; пер. с англ. Н. Банникова; [худож. В. Горячев]. - М. : Дет. лит., 1991. – 220 с. - (Библиотечная серия)

Канадский писатель и натуралист Чарльз Робертс – последователь Сетона-Томпсона. Получил мировое признание благодаря своим рассказам из жизни природы. Одно из лучших его произведений – «Рыжий лис». Юный Рыжий Лис слишком рано понял, как сурова и опасна школа Природы в диком лесу. С самого детства ему пришлось заботиться о своих братьях и сестрах, быть ловким и хитрым зверем. Очень скоро в лесу никто не мог сравниться с ним в уме и отваге. Не раз он оставлял без добычи бывалых охотников с их ружьями и капканами.

Природоведение" href="/text/category/prirodovedenie/" rel="bookmark">природоведения . Научная точность в книгах Сетон-Томпсона сочетается с занимательностью изложения. Сетон-Томпсон не только рассказывает о жизни животных, об их повадках и особенностях, в каждом рассказе он восхищается силой, красотой, находчивостью и благородством своих героев. Он учит своих читателей любить и понимать живую природу, а значит беречь ее.

17. Соколов-Микитов. Елень: повести // Собрание сочинений: в 4-х т. / -Микитов. – Л. : Худож. лит., 1985. – Т. 1. – С. 25-137.

Повесть «Детство» самое дорогое детище писателя. Красота русской природы, обычаи и традиции русской деревни, калейдоскоп русских характеров, которые запечатлелись в детском сознании - все это закладывалось в фундамент личности писателя. Писателю жаль ушедшего, промелькнувшего детства, того мира русской жизни, устоявшегося быта, обычаев, жаль всего того, что "никакими силами не вернуть", - жаль прошлого, каким бы прекрасным ни было будущее... С этим чувством легкой грусти и любви-жалости и прощается писатель со своим детством.

Сюжет повести «Елень» охватывает Русско-японскую войну, первую русскую революцию 1905 года. В повести поэтичен и реалистичен образ Елени - тихой речки и одноименной небольшой русской деревни, что находится в лесу, на болотах, в самом сердце России. Ее срединность, корневая суть подтверждается тем, что она является средоточием многих традиций русской жизни, со всей ее характерностью и своеобразием, неповторимостью.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛАХ

«Познать природу родного края можно либо своими глазами,

либо с помощью книги».

1. Айзли Л. Щель / пер., вступит. заметка и примеч. // Звезда№ 9. - С. 65-70.

Писатель - видный представитель современной американской натурографии – в центре внимания которой стоит дикая природа. Ученый – палеонтолог в прерии обнаруживает узкую трещину. Погружаясь в мелкозернистый песчаник, он обнаруживает череп примитивного животного, жившего давным-давно. Эта находка наводит его на размышления об эволюции рода человеческого.

2. Василевский Б. Заря космической эры или Русская Атлантида (из «Писем к Т») // Наш современник. – 2007. - № 1. – С. 41-78.

Впервые в Сибирь автор попал в 1958 году. Сразу же после школы он работал в геологической экспедиции, которая вела изыскания для будущей Усть-Илимской ГЭС. На его глазах река Ангара гибла от плотины к плотине, превращаясь в цепь стоялых гниющих прудов. Позднее, приезжая в качестве журналиста на «стройку коммунизма», он не узнавал любимых и дорогих ему мест. С позиций сегодняшнего он убедился, что сбываются предсказания немногих, умных людей, выступавших в свое время против строительства ГЭС.

3. Веревочкин Н. Городской леший, или Ероха без подвоха: повесть // Дружба народов. – 2008. - № 4. – С. 22-77.

Жил в городе N художник Мамонтов, был он в меру талантлив, а зарабатывал, рисуя портреты горожан. Был он одинок, жена с ребенком ушла несколько лет назад к более предприимчивому, богатому человеку. Но однажды вечером его размеренную жизнь нарушил нежданный гость – леший Ероха, его старый знакомый.

Лес, где он жил вырубили, и он подался к Мамонтову в город, как к единственному знакомому человеку. В своих дремучих лесах он был настоящий защитник леса и гроза для всех местных жителей, а новая городская жизнь его сначала испугала, а потом привлекла, и Мамонтов решил поменяться с ним ролями, поняв, что в качестве защитника жесткого заповедника он принесет больше пользы, чем рядовой подмастерье…

4. Винер Ю. Собака и ее хозяйка: повесть // Новый мир.-2005.-№ 1.-С.59-78.

Собака – существо думающее, анализирующее окружающую жизнь. И если у хозяйки свое видение этой жизни, то у собаки – свое. Однажды запечатленное в мозгу собаки табу – никогда не пачкать в своем или людском логове – стоило ей жизни.

5. Голованов В. Мурзилка: повесть // Новый мир. – 2004. - № 1. – С. 53-80

Некоторых на браконьерство толкает корысть, некоторых беспросветная нужда и бедность. И если первые готовы идти на любые преступления, то вторые не держан ни на кого зла. Вот и задача камчатской рыбоохраны состоит в том, чтобы наказать корыстных и по возможности понять оступившихся. К этому призывает строгих рыбнадзоров юная журналистка, откомандированная из Москвы на Камчатку.

6. Голованов В. Тайный язык птиц. Повествование в 22 картинах с музыкальным сопровождением // Новый мир. – 2010. - № 1. – С. 7-60.

В прикаспийском ауле Телендеевка нефтяная компания увольняет всех работников, объявив себя банкротом. Людям остается только выживать, занимаясь браконьерством. А на буровой в Каспии происходит авария, тонны нефти убивают все живое, но за эту экологическую катастрофу и ответить-то некому.

7. Горбунов А. Воротник: таежная история // Наш современник. – 2006. - № 11 – С. 123-148.

Еще недавно лисенку славно жилось в норе с матерью и сестренкой, с которой он любил резвиться. Однажды сестра отбежала далеко от норы и попала филину в когти. В этот же день охотник застрелил и мать – старую лису, не задумываясь о том, что лишил кого - то кормилицы. Лето и зима прошли для лисенка в борьбе за существование, он быстро рос и умнел. А весной попал в капкан, расставленный тем же охотником. Потерявший лапку лисенок нашел приют у местного киномеханика.

8. Зиганшин К. Боцман: повесть // Наш современник. – 2010. - № 4. – С. 109-131.

Боцман – это рослый, умный, хитрый самец рыси, которого так прозвали местные звероловы за пышные бакенбарды на щеках. Много испытаний выпало на долю красивого, сильного хищника. Придавливало его камнепадом, уносило в пучину бурной реки, приходилось страдать от голода, но самые тяжелые испытания для зверя – это встречи с человеком. Подруги Боцмана одна за другой гибли от рук охотников, самому Боцману много раз чудом удавалось спастись. Самым главным врагом его был рыжебородый охотник Жила, с которым Боцману приходилось сталкиваться снова и снова…

9. Зиганшин К. Куничка Маха. Из записок таежного следопыта // Наш современник. – 2006. - № 8. – С. 132-145.

В глубоком просторном дупле соснового бора обосновалась куница с детенышами. Самая маленькая, но самая живая и подвижная из них – куничка Маха. Встреча с бортниками обернулась для семейства трагедией. Погибла мама, трех кунят отдали на звероферму. Для Махи началась самостоятельная жизнь, где на каждом шагу ее подстерегали опасности.

10. Зиганшин К. Свора: рассказ // Наш современник. – 2009. - № 4. – С. 82-87.

В волчьей стае появился новый вожак : сильный, выносливый, хитрый. Волки под его предводительством наводят страх на всю округу, вырезают целые табуны оленей жестоко и нагло, у самых ворот становерского скита. Скитский охотник Колода решает выследить и уничтожить кровожадного вожака, чтобы прекратить волчий разбой.

11. Кочерин И. Красная палатка в снегах Килиманджаро: рассказ // Дружба народов.- 2005.-№ 1.-С.27-45.

В байдарочный поход отправляется большой коллектив – десять взрослых и ребенок. Что такое поход на байдарках по большой сибирской реке, как распределяются обязанности в этом походном коллективе и говорится в этом рассказе.

12. Кравченко В. Книга реки. В одиночку под парусом // Знамя. – 2008. - № 6. – С. 55-112.

Автор-путешественник повествует о своем летнем приключении – байдарочном походе по Волге от истоков до устья. За время плавания он посетил десятки городов и поселков, познакомился со многими интересными людьми. Впечатления от увиденного сложились в калейдоскопическую картину рубежа 90-х -2000 гг. Произведение будет интересно для любителей путевых заметок.

13. Крылов Д. Зверь: рассказ // Новый мир№ 1. - С. 105-108.

Лидии Ивановне позвонил знакомый, работавший в зоопарке. Обедневшему зоопарку слишком дорого обходился прокорм животных, и если их никто не возьмет, то их усыпят. Лидия Ивановна выбрала барса. Вся пенсия уходила на прокорм зверя. Она сгорела как свечка на этом барсе. Ее дочь Софья после смерти матери решила избавиться от барса, но увидев его, она почему-то так и не смогла этого сделать.

14. Малиновский А. В плену светоносном: повесть // Наш современник№ 2.-С. 55-103.

Повесть написана под впечатлением похода по реке Самаре от истока до устья. Писатель родился на берегу этой реки, здесь прошло его детство, здесь могилы родных. В путешествии по реке многое воспринимается по-иному. Повесть полна раздумий о смысле жизни, о судьбе Родины. На страницах повести автор делится своими воспоминаниями, сравнениями прошлого и настоящего его родного края, размышлениями о взаимоотношении природы и человека.

15. Мельников В. Зеленый крест: повесть // Наш современник. – 2001. - № 3. – С. 106-166

Повесть посвящена проблемам экологии. Преуспевающий бизнесмен Карелин узнает, что на его исторической родине собираются строить завод по переработке нефти. Местные жители решили не отдавать своей земли под строительство, и Карелин встает на защиту своих земляков.

16. Москвина М. Гуд бай, Арктика! : повесть-странствие // Знамя. – 2011. - № 6. – С. 6-52.

Повесть-странствие Марины Москвиной “Гуд бай, Арктика!” - веселые и ироничные путевые заметки об экологическом путешествии интернациональной группы защитников северной природы на шхуне “Noorderlicht”.

17. Новиков Д. В сетях Твоих: рассказ // Октябрь. – 2009. - № 3. – С. 111-133.

Автор вместе с другом отправляется в поездку на Север. На берегу реки Варзуги в Диком лагере собираются рыбаки со всей страны, промчавшиеся сотни и тысячи километров, чтобы ощутить древнее счастье борьбы с рыбой. Автор считает, что на русском Севере очищается душа, многие здесь меняются, многое проясняется. Душа накрепко прикипает к северным местам, так что не хочется возвращаться к цивилизации.

18. Скобелев Э. Трусливое убийство: рассказ // Наш современник. – 2003. - № 6. – С. 156-160

Когда захворала его лосиха, старый, но еще крепкий лось, решил обратиться к людям за помощью. И хотя люди не вызывали у него большого доверия, они были могущественны и должны помочь более слабому.

Совершив подлое и вероломное убийство двух доверившихся им животных, люди так и не поняли, что по сути выстелили в самих себя.

19. Слободчиков О. Под нами бездна: повесть // Наш современник. – 2008. - № 1. – С. 36-96.

Одним летом на берегу Байкала собрались семеро молодых людей: студенты, дипломники, выпускники охотфака и даже москвич – аспирант. Они решили посвятить свои жизни Байкалу, т. к. считали, что Байкал – это не просто самое большое в мире хранилище питьевой воды , это субстанция и конденсация разума многих цивилизаций. Охотоведы создали Орден Верных и поселились на разных кордонах таежного лесничества. Постепенно Верных становилось все меньше: одни погибли, другие предали своих бывших друзей. Остался верен заветам своей молодости только лесоинспектор Федор Москвитин, продолжая служить Байкалу

20. Столповский П. Замор: рассказ // Наш современник. – 2007. - № 11. – С. 167-178.

В молодости Захария на охоте изувечил медведь. Еще в больнице он решил, что если останется живым, то станет лесником. Лес стал его жизнью, его домом. Входя в лес, Захарий переставал чувствовать свое увечье. С годами ему стало казаться, что лес его узнаёт, отличает от прочих людей, он сроднился с ним. Гости к леснику наведывались редко, а сам он общества не искал и был рад остаться в таежной глуши. Однажды к леснику пожаловали под видом рыбаков браконьеры. Эта встреча обернулась для Захария трагедией.

21. Тертычный И. Зеленый свет: рассказ // Наш современник. – 2011. - № 4. – С. 88-93.

Каждый человек находит в жизни свои радости и прелести. У Сережи-горбуна любимое занятие – чтение книг. Но успокоение он находит в природе. Она для него храм, где он уединяется и молится. Для него движение – жизнь, покой – смерть.

22. Тихолоз А. Старик, посадивший лес: повесть // Новый мир. – 2009. - № 3. – С. 7-39.

Старик всю жизнь проработал на заводе, вырастил – не очень удачно – двух дочерей, похоронил жену и обнаружил, что единственная радость, которая осталась в его жизни – сад на дачном участке. Рядом с дачами находился пустырь, который старик стал засаживать семенами кленов и берез. И когда у лесного управления дошли руки до этого пустыря, то они увидели, что здесь шумит лес. Управление оформило лес, как свою работу, а дачники долго вспоминали старика, который с ранней весны до поздней осени высаживал семена на пустыре.

23. Торопов И. Не стреляй в медведя дважды: повесть // Наш современник. – 2008. - № 11. – С. 97-113.

Издавна у охотников коми было правило: кто первый придет и пометит приглянувшийся ему уголок, он и пользовался им, и никому не приходило в голову завернуть на чужую тропу и застрелить зверя или птицу. Но пришли другие времена, изменились вековые правила поведения в лесу. Появились новые люди, которые придумали сплошную вырубку леса. Широкий Бор был вырублен, Большой Медведь, обитатель здешних лесов был вынужден уйти из привычных родовых мест. Он стал обживать новые угодья, которые оказались на охотничьей тропе старого охотника Ондрея. Так на путике старинного охотничьего рода стало два хозяина – Большой Медведь и охотник Ондрей. Медведь стал портить добычу охотника в капканах и ловушках. Медведь может обнаглеть на легкой добыче и даже броситься на человека. Охотник решил пугнуть медведя, но смогут ли они мирно разойтись?

24. Фанкин Ю. Ястребиный князь: повесть // Москва. – 2006. - № 6. –С. 6-68.

Писатель Полудин очень любил охоту. Каждую весну он отправлялся на природу к друзьям из надоевшего за зиму города. У него было замечательное ружье – старая английская двустволка «Пордэй», которая неожиданно закапризничала. Чтобы ружье приобрело прежнюю убойную силу и ловкость, нужно стволы «Пордэя» смазать кровью ястребиного князя. Подстрелить ястребиного князя стало навязчивой идеей Полудина.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ЖУРНАЛАХ

«Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке.

Этот язык надо изучать».

Гарин Н. (Гарин-Михайловский)

1. Аввакумова, Н. Хозяин тайги: рассказ / Н. Авакумова // Природа и человек. XXI век№ 10. - С. 26-29.

2. Арнольд, О. Жизнь среди волков: отрывок из книги / О. Арнольд // Экология и жизнь№ 7. - С. 91-96.

3. Баринова, А. Машка: рассказ / А. Баринова // Природа и человек (Свет)№ 7. - С. 39-41.

5. Валеева, М. Кусаки, Рыжий Бес / М. Валеева // Наука и жизнь№ 11. - С. 138-145. - Оконч. Нач. в № 8-10.

6. Ванышев, А. Кот по имени Хмурый: рассказ / А. Ванышев // Природа и человек (Свет)№ 10. - С. 22-23.

7. Вертель, Л. Мышка: рассказ / Л. Вертель // Природа и человек (Свет)№ 3. - С. 39.

8. Владимиров, А. Молодильные яблоки: рассказ / А. Владимиров // Экология и жизнь№ 4. - С. 92-96.

9. Гисматулин, М. Мироново подворье: рассказ / М. Гисматулин // Природа и человек. XXI век№ 5. - С. 34-35.

10. Голованов, В. Новая таежная философия / В. Голованов // Экология и жизнь№ 3. - С. 91-96. - Оконч. Нач. в № 1-2.

11. Голсуорси, Д. Лес: рассказ / Д. Голсуорси // Чудеса и приключения№ 9. - С. 60-62.

12. Грешневиков, А. Скворушки: рассказ / А. Грешневиков // Природа и человек. XXI век№ 4. - С. 38-39

13. Завадская, Л. Как люди косолапого обокрали...: рассказ / Л. Завадская // Природа и человек (Свет)№ 7. - С. 31.

14. Зинковский, А. Схватка с барракудой: рассказ из жизни участника научной экспедиции / А. Зинковский // Чудеса и приключения№ 7. - С. 57-59.

15. Колесов, Б. Хорошие люди: рассказ / Б. Колесов // Природа и человек (Свет)№ 9. - С. 69.

16. Костин, А. Мещерский странник: рассказы / А. Костин // Природа и человек (Свет)№ 8. - С. 68-70. - Содерж.: Любитель окуней; Зеленушки; Приблуда; Белая молния.

17. Кошурников, В. Каштанка: рассказ / В. Кошурников // Природа и человек (Свет)№ 2. - С. 24-25.

18. Красильников, Н. Марфуша: рассказ / Н. Красильников // Природа и человек. XXI век№ 4. - С. 73-74.

19. Круговых, В. Ника: рассказ / В. Круговых // Природа и человек (Свет)№ 11. - С. 16-18.

20. Кувыкина, О. Письма насекомых: рассказ / О. Кувыкина // Экология и жизнь№ 11. - С. 95-96.

21. Кузин, В. Аскер: рассказ о природе / В. Кузин // Природа и человек№ 1. - С. 24-26.

22. Кузин, В. Подарочек...: рассказ / В. Кузин // Природа и человек (Свет)№ 12. - С. 22-23.

23. Мартыненко, Е. Тузик: рассказ / Е. Мартыненко // Природа и человек (Свет)№ 6. - С. 13.

24. Маслова, Н. Небесная птица - душа: [рассказ о том, как фантастическое переплелось с явью] / Н. Маслова // Чудеса и приключения№ 2. - С. 40-41.

25. Нефедьев, И. Таежные рассказы / И. Нефедьев // Экология и жизнь№ 5. - С. 93-96.

26. Новиков, Ю. Пока природа привечает... : [природа и человек] : проза / Ю. Новиков // Природа и человек (Свет)№ 11. - С. 22-23.

27. Паустовский, К. Корзина с еловыми шишками: рассказ / К. Паустовский // Чудеса и приключения№ 10. - С. 104-109.

28. Пономарев, В. Газор - Чашма: [рассказ] / В. Пономарев // Чудеса и приключения№ 1. - С. 56-58.

29. Пшеничный, А. Заяц Монте-Кристо: рассказ / А. Пшеничный // Экология и жизнь№ 2. - С. 94-96.

30. Пшеничный, А. Соседи в полосочку: рассказ/ А. Пшеничный // Экология и жизнь№ 8. - С. 96.

31. Работников, С. Последняя: рассказ / С. Работников // Природа и человек (Свет)№ 12. - С. 32-33.

32. Рожальская, Е. Васькины проделки: рассказ / Е. Рожальская // Природа и человек. XXI век№ 12. - С. 32-33.

33. Савинкина, Г. Вот такая история: рассказ / Г. Савинкина // Природа и человек (Свет)№ 7. - С. 20-21.

34. Сахарнов, С. Про слонов и змей: [короткие и емкие рассказы о повадках удивительных зверей] / С. Сахарнов // Наука и жизнь№ 3. - С. 99-101.

35. Семикова, Л. Кто кого лучше знает: рассказ / Л. Семикова // Экология и жизнь№ 6. - С. 95-96.

36. Сепульведа, Л. Последняя схватка: [отрывок из романа "Старик, который читал любовные романы"] / Л. Сепульведа // Экология и жизнь№ 1. - С. 93-96.

37. Славная, С. Журавль в руках: рассказ / С. Славная // Экология и жизнь№ 8. - С. 93-96.

38. Слизкин, Д. Вольный Торас: рассказ / Д. Слизкин // Природа и человек (Свет)№ 5. - С. 21.

39. Спангенберг, Е. Дикие кошки: рассказ / Е. Спангенберг // Экология и жизнь№ 10. - С. 92-96.

40. Стейнбек, Д. Не стреляй! : [эпизод из книги "Путешествие с Чарли в поисках Америки"] / Д. Стейнбек // Экология и жизнь№ 4. - С. 94-96.

41. Храмцов, В. Бегство от стаи: рассказ / В. Храмцов // Природа и человек. XXI век№ 11. - С. 21.

42. Храмцов, В. Кровь горала: [горная антилопа] : рассказ / В. Храмцов // Природа и человек (Свет)№ 11. - С. 38-39.

43. Цветков, А. В. Охотники за мышами: рассказ / // Экология и жизнь№ 2. - С. 93-96.

44. Шалавеене, М. Мурыська: [наблюдения за жизнью бродячей кошки] / М. Шалавеене // Наука и жизнь№ 3. - С. 132-133.

45. Шкурко, Г. Н. Мустафа: рассказ / // Природа и человек. XXI век№ 2. - С. 34.

46. Уэллс, Г. Странная орхидея: рассказ / Г. Уэллс // Чудеса и приключения№ 7. - С. 110-114.

Подготовила зав. ИБО


Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» - писатели.

Антон Павлович Чехов «Дядя Ваня»

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

В последнее время приставки «эко-» и «био-» становятся всё более популярными. И это неудивительно - на фоне научно-технического прогресса наша планета подвергается мучительной пытке. Недавно учёные сделали открытие: оказывается, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все транспортные средства мира. Недавно учёные сделали поразительное открытие: оказывается, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все транспортные средства мира. Выходит, что агрокультура, самая «зелёная» область экономики, вредит экологии больше всего?

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

Леонид Леонов «Русский лес»

В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес». «Русский лес» - о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа - Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе: «Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью» .

Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»

В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.

Виктор Астафьев «Царь-рыба»

В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах: «Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».

Чингиз Айтматов «Плаха»

Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека.

Однажды одна знакомая дама-экстрасенс сказала мне: «Раньше мир был полон магии, но в какой-то момент человечество встало на распутье - мир магии или мир машин. Машины победили. Мне кажется, это неправильный путь и рано или поздно нам придется расплачиваться за этот выбор». Сегодня, вспоминая об этом, я понимаю, что стоит заменить слово «магия» на более понятное мне слово «природа» - и всё сказанное станет святой правдой. Машины победили природу и поглотили нас, своих создателей. Проблема в том, что мы-то живые. Кости и плоть. Чтобы выжить, мы должны быть настроены на ритм Вселенной, а не на выпуски новостей или дорожные пробки.

Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком.Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.

Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все-лишь ее часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Сергей Павлович Залыгин «Экологический роман»

В 1993 году Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир» времен перестройки, благодаря усилиям которого стали снова издавать А.И. Солженицына, пишет одно из последних своих произведений, которое называет «Экологический роман». Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек, его литература не антропоцентрична, она больше – природна.

Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная траге­дия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Татьяна Толстая «Кысь»

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.




Центральная районная библиотека

Г. Еманжелинск

«Мы столь радикально изменяли нашу среду,

Что теперь для того, чтобы существовать в ней,

Мы должны изменить себя».

Норберт Винер.

Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорили многие писатели прошлых веков и современности. Слова тургеневского Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» - понимались как призыв к подчинению природы человеком. Советскому человеку внушалось, что у нас много лесов, полей и рек. Так ли много – значит ли это, что природные богатства не надо беречь?

Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина». Так как в художественных произведениях важны не только научные факты и обобщения, но и те мысли и чувства, которые возникают в связи с этим у героев и читателей, эта литература способствует воспитанию морально-этического отношения к природе.

Уважаемые читатели! Предлагаем вам познакомиться с рекомендательным списком художественной литературой, поднимающей, так или иначе, вопросы экологии, вопросы бережного отношения к природе. Точное и емкое художественное слово заставит вас переживать за жизнь наших братьев меньших, за последствия безумной расправы со средой, окружающей человека. Вы сможете сравнить свои ощущения восприятия природы с ощущениями автора.

Художественные произведения, которые мы вам рекомендуем прочитать, находятся в фондах Центральной районной библиотеки. Произведения в списке распределены в алфавитном порядке по трем разделам:

1. классика экологической прозы

2. экологическая проза в литературно-художественных журналах

3. экологическая проза в научно-популярных журналах

К произведениям даны небольшие аннотации. Рекомендательный список литературы будет полезен старшеклассникам и читателям, интересующимся книгами о природе. Многие произведения, известные вам еще с детства, заиграют другими красками при сегодняшнем прочтении.

Приятного и полезного вам чтения!

КЛАССИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ

«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей»
Фрэнсис Бэкон

1. Айтматов, Ч.Т. Белый пароход [Текст] / Ч. Т. Айтматов: повесть. - М. : Сов. писатель, 1980. – 158 с.

Причудливо сплетаются в ранней повести Айтматова «Белый пароход» сказка и быль, и так же, как смыкаются в этой повести легенда и действительность, сталкиваются в ней добро и зло, высокая вечная красота природы и низменные челове­ческие поступки. Легенда о Рогатой матери - оленихе, некогда вскормившей племя кир­гизов, осознается мальчиком как действительность, а действительность переходит в сказку, сочиненную им самим - сказку о Белом пароходе. Вера мальчика в реальность сказки подтверждается приходом на лес­ной кордон белых маралов. Мальчик знает из легенды, что люди и маралы дети одной матери - Рогатой оленихи, и потому рука человека не может подняться на своих младших братьев. Но в действительности происходит то же, что и в легенде: люди убивают маралов. Особенно страшно то, что убивает оленя самый добрый и мудрый из всех людей, окружающих мальчика, дед Момун, который и рассказал ему легенду о Рогатой матери-оленихе. Убийство марала оборвало легенду, оборвало оно и жизнь мальчика, он бросился в реку, чтобы превратиться в рыбу и навсегда уплыть от злых людей...

2. Айтматов, Ч.Т. Буранный полустанок [Текст] / Ч. Т. Айтматов: романы. - М. : Профиздат, 1989. – 605 с.

Роман «Буранный полустанок» несет много мыслей, метафор. Можно услов­но выделить две главные: первая из них - об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе.

Легенда о пастухе-манкурте становится эмоцио­нальным и философским стержнем романа. Фантастическая линия, связанная с противостоянием Земли и инопланетной цивилизации, придает скрытым и явным параллелям романа законченность и завершенность. Айтматов пишет, что гуманизация - залог эволюции мира, его проц­ветания. Современный человек совершенно отчетливо видит трагический парадокс: человеческий гений, которому вот уже столько лет поют вос­торженные панегирики, создал оружие собственного уничтожения. Малейшее разногласие, малейшие неполадки в системе контроля - и мир будет уничтожен. Ядерными полигонами, зондами, разрушающими озоновый слой, человек убивает природу, как манкурт - свою мать.

3. Астафьев, В.П. Царь-рыба [Текст]: [повествование в рассказах] / В. П. Астафьев. - М. : Эксмо, 2005. – 509 с. - (Русская классика ХХ века).

В повести "Царь-рыба" не говорится впрямую о новых нормах "экологического поведения", но в споре между современным "естественным" челове­ком Акимом и циничным представителем "цивилизации" Гогой Герцевым, как в капле воды, отражается столкновение слепого, потребительского и гуманного, человеческого отношения к природе и приобретает особую убедительность, поскольку местом столкновения становятся не абстракт­ные размышления, а живые человеческие души. В книге показана "языческая" первородная свежесть ощущения природы. Поединок "царя природы" с царь-рыбой окончился поражением челове­ка. Рыба воспринимается у Астафьева как существо почти родственное человеку, льнущее к нему от боли, вызывая тем большее раскаяние в том зле, которое вносит человек в природу. В "Царь - рыбе" рыбак оказыва­ется вдруг в положении, когда приходит кара за убийство рыбы, и не просто рыбы, а воплощенного в ней женского начала природы и самой жиз­ни.

4. Васильев, Б.Л. Не стреляйте в белых лебедей [Текст] /: роман / Б. Л. Васильев; [худож. А.А. Ушин]. - Л. : Лениздат, 1981. - 167, с. : ил. - (Школьная библиотека).

Жил в селе Егор Полушкин, односельчане и жена звали его бедоносцем. Все, за что он не брался, любая работа или дело, - кончались недоразумением. Наделенный талантом истинного художника, со своим собственным взглядом на жизнь, Егор был совершенно не похож на односельчан, практичных и рассудительных. После долгих поисков он, наконец, находит свое призвание - работу лесничего. Единственными друзьями Егора становятся белые лебеди, о которых он заботится с особой нежностью. Но однажды его счастье кончается - в лес приходят браконьеры…

5. Даррелл, Дж. Перегруженный ковчег [Текст] / Даррелл Джеральд; пер. с англ. И.М. Лившина. - М. : Полигран, 1992. - 159 с.

Вместе с известным английским зоологом и писателем Джералдом Дарреллом вы совершите увлекательную экскурсию в Западную Африку. В дороге вас ждут головокружительные приключения в тропическом лесу и интересные встречи с его экзотическими обитателями. Вы полюбуетесь причудливым танцем хамелеона, `сразитесь` с агрессивным вараном, посмеетесь над суевериями местных жителей...

6. Кервуд, Дж.О. Гризли; Казан; Бродяги Севера; В дебрях Севера [Текст] /Дж. О. Кервуд: [повести, роман: пер. с англ.]. - М. : Правда, 1988. - 640 с.

Действие повести «Гризли» происходит на канадском Севере. Там, в суровых и труднодоступных местах, встретились великан-медведь и маленький медвежонок, потерявший свою мать и вынужденный сам заботиться о себе. Судьба сводит вместе осиротевшего малыша и огромного раненного медведя. Их ждут увлекательные приключения, полные неожиданных открытий и подстерегающих на каждом шагу опасностей.

"Казан" - удивительная повесть, получившая название по имени главного героя... Если есть на свете существа, созданные, чтобы мы не забывали, что такое страх, то волк - один из них. Ненасытный, беспощадный хищник - вот что такое волк... А что получится, если волк наполовину собака? Но кто он, Казан: собака или волк? Преданный друг или свирепый враг?..

«Бродяги Севера» - повесть о дружбе медвежонка и щенка, которые волею судеб оказываются в суровом мире дикой и капризной природы. Животным суждено вместе пройти долгий и трудный путь. Книга, подобно яркому восточному ковру, усеяна картинами из повседневной лесной жизни.

7. Леонов Л. М. Русский лес [Текст] : роман // Собрание сочинений: в 9 т. / Л. М. Леонов; [примеч. Е. Стариковой]. - М. : Худож. лит., 1962. - Т. 9. – 823 с.

В романе «Русский лес» Леонид Леоновс патриотической страстностью поставил перед общественным мнением проб­лему разумного и бережного отношения к лесным богатствам, сохранения их для потомков. Лес в книге - это нечто большее, чем только то, из чего строят дома, что пишут на картину, где собирают землянику и о чем спорят спе­циалисты-лесоводы. Лес у Леонова - сияющий и мощный "храм жизни", меч­та о счастливых и чистых людях на прекрасной солнечной земле счастли­вых времен. Лес вместе с тем есть основа, из которой развивается обще­философская и моральная идея вечной новизны, возобновляемости жизни. Профессор Вихров - первый "экологический" герой нашей литературы. Для него лес - не просто запасы древесины, а нечто более значительное. Это летопись народное героизма от времен Киевской Руси до Ве­ликой Отечественной войны, это преемственность и будущее поколений, это - сама русская жизнь. Противостоит Вихрову профессор Грацианский, который играя в пере­довые идеи века, упрекает Вихрова в том, что тот хочет "осиротить кот­лованы пятилеток" и экстремистски заявляет: " Мы срубим все, когда придет пора, не пощадим ни Волги, ни столь любезной вам Мезени, выко­сим к чертовой матери Печору и Каму, Днепр и Двину, Ангару и Енисей и... что еще вы там под полой прячете?". В 1957 году Леонид Леонов стал первым лауреатом восстановленной Ленинской пре­мии за роман "Русский лес".

8. Лондон, Д. Белый Клык [Текст] /Д. Лондон: повести: [пер. с англ.] / Д. Лондон. - М. : АСТ, 2001. – С. 5-180. - (Библиотека приключений).

Отец Белого Клыка - волк, мать, Кичи, - наполовину волчица, наполовину собака. Пока еще у него нет имени. Он родился в Северной Глуши и выжил единственный из всего выводка. Однажды волчонок натыкается на незнакомые ему существа - людей. Злой человек делает из волка настоящего профессионального бойца для собачьих боев. Собаку спасает молодой человек, приезжий инженер с приисков, Уидон Скотт. Белый Клык довольно скоро приходит в себя и демонстрирует новому хозяину свою злобу и ярость. Но у Скотта хватает терпения приручить собаку лаской, и это пробуждает в Белом Клыке все те чувства, которые дремали и уже наполовину заглохли в нем.

9. Паустовский, К.Г. Повесть о лесах [Текст] / К. Г. Паустовский: повесть: [худож. С. Бордюг]. - М. : Дет. лит., 1983. – 173 с. : ил. - (Школьная библиотека).

«Повесть о лесах» наиболее ярко выражает особенность творчества Паустовского. Писатель берет какой-либо подлинный случай или реального человека и, по его собственному признанию, окружает их «слабым сиянием вымысла», добиваясь этим возможности полного раскрытия человеческого характера и характера происходящих событий. В «Повести о лесах» Паустовский широко пользуется этим методом. Так в главе «Скрипучие половицы» о П.И. Чайковском есть подлинный биографический материал. Но основной задачей писателя было – передать с полной силой отношение Чайковского к лесам как к творческой лаборатории, как к тем явлениям природы, которые учат человека понимать прекрасное. Отдаленным прототипом писателя Леонтьева в повести является писатель И.Н. Соколов-Микитов – лесной человек, охотник и замечательный знаток и певец нашей русской природы.

10. Пришвин, М.М. Моя страна [Текст] / М.М. Пришвин; [послесл. П. Выходцева; худож. В. Лосин]. - М. : Современник, 1973. – 443 с. : ил. - (Классическая библиотека "Современника").

В сборнике можно найти произведения М.М. Пришвина «Времена года», «Кладовая солнца», «Царь природы». Их объединяет любовь к родной земле, стремление пробудить в читателях желание понять красоту природы, уметь разглядеть ее в обыкновенном, внешне неприметном. Наделяя животных и растения качествами, присущими человеку, одушевляя их, писатель тем самым приближает их к человеку, утверждая единство человека и природы.

11. Распутин В. Прощание с Матерой [Текст] /В. Распутин: повесть // Повести. Рассказы: в 2-х т. – М. : Дрофа, 2006. – Т. 2. – С. 5-184. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы)

В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Ма­терой перед пуском крупной электростанции на Ангаре. Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что "край света", конец всему. Оплакивая свои избы, родны могилы, свой остров, эти старухи, а вместе с ними и писатель, прощаются со старой русской деревней, исчеза­ющей в водах времени.

12. Распутин В. Пожар [Текст] / В. Распутин: повесть // Повести. Рассказы: в 2-х т. / В. Распутин. – М. : Дрофа: Вече, 2006. – Т. 1. – С. 292-347. – (Библиотека отечественной классики)

Проблему взаимоотношений человека и природы по-своему разрешает В. Распутин в повести «Пожар». Орудием возмездия природы за нерадивое потребительское от­ношение к себе в повести выступает огонь - одна из могу­чих и неукротимых природных стихий.

13. Сетон-Томпсон, Э. Моя жизнь; Животные-герои; Судьба гонимых; Мои дикие друзья [Текст]: / Э. Сетон-Томпсон [повести, рассказы]; пер. с англ. Н. Чуковского и А. Макаровой; предисл. В. Пескова; рис. авт. - М. : Мысль, 1989. – 373 с. : ил. - (Зебра).

Книги Сетона-Томпсона «Мои дикие друзья», «Судьба гонимых» соединяют приключенческий сюжет и уроки природоведения. Научная точность в книгах Сетон-Томпсона сочетается с занимательностью изложения. Сетон-Томпсон не только рассказывает о жизни животных, об их повадках и особенностях, в каждом рассказе он восхищается силой, красотой, находчивостью и благородством своих героев. Он учит своих читателей любить и понимать живую природу, а значит беречь ее.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20




Top