Сравнение жилина и костылина толкование имен. Изучение рассказа Л.Н

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина - героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами - Жилиным и Костылиным. Своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. Показы­вая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, Толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек.

В начале рассказа писатель сводит этих героев вме­сте. Мы узнаём, что Жилин решается на опасный по­ступок, потому что торопится к матери, а Косты­лин - только потому, что «есть хочется, да и жара». Жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был». «А Костылин - мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такая разница во внешнем описании ещё больше усилива­ется смыслом фамилий героев. Ведь фамилия Жилин перекликается со словом «жила», и героя можно на­звать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым. А в фамилии Костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и под­держка, а сам он ничего не может.

Жилина писатель изображает решительным, но в то же время очень предусмотрительным человеком: «Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опас­ность и рассчитать свои силы. В отличие от него, Кос­тылин очень легкомыслен: «Что смотреть? поедем впе­рёд». Испугавшись татар, он повёл себя, как трус.

Даже к лошади герои относятся по-разному. Жилин называет её «матушкой», а Костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. Но ярче всего различие харак­теров героев проявляется тогда, когда они оба оказы­ваются в татарском плену.

Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тыся­чи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, не­сколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.

Жилин поставил себе цель: «Я уйду». Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привыч­ками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить лю­дей. Этим он сумел расположить их к себе и даже за­воевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце. На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между наро­дами.

А Костылин «по целым дням сидит в сарае и счита­ет дни, когда письмо придёт, или спит». Благодаря сво­ему уму и смекалке Жилин смог организовать побег и как друг взял Костылина с собой. Мы видим, что Жи­лин мужественно терпит боль, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не бросает его, а несёт на себе.

Оказавшись в плену во второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода.

В конце рассказа оба героя спаслись. Но поступки Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину вызывают осуждение. Уважения заслуживает лишь Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам. Толстой ис­пытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники».

В 5-м классе мы начинаем учиться писать сочинения. Первое сочинение в жанре сравнительной характеристики - "Жилин и Костылин" (по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"). Вместе с ребятами составляем план и вместе пишем вступление. Предствавляю несколько наиболее удачных работ пятиклассников.

Сочинение

Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев

(по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

План

1. Вступление

2. Основная часть

2.1. Как ведут себя герои в ситуации смертельной опасности? (Встреча с татарами, когда героев берут в плен)

2.2. Как ведут себя герои, когда с них требуют выкуп?

2.3. Как ведут себя герои в плену?

2.4. Как ведут себя герои во время побега?

2.5. Как сложилась судьба героев?

3. Заключение.

3.1. Как воспитать в себе качества, достойные уважения?

Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Когда Жилин повстречал татар, он крикнул Костылину: «Неси ружьё!». Но Костылина не оказалось, он сбежал, как последний трус. Тогда Жилин подумал: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»

В плену они ведут себя по-разному. Жилин делал кукол, чинил вещи и думал, как сбежать. Костылин спал и ничего не делал.

Жилин сразу письмо писать не стал, чтобы не расстраивать родных, ну а Костылин быстро написал письмо и ждал выкуп.

Жилин пытался найти способ сбежать, а Костылин опустил руки и ждал, когда их спасут. К Жилину жители аула относятся с уважением. Отношение к Жилину гораздо лучше, чем к Костылину, потому что Жилин всем помогал, чинил вещи, мастерил кукол, лечил народ, а не лежал и спал.

Характеры у этих героев совершенно разные. Жилин упорный, всегда добивается своего и побеждает, он хотел сбежать - он и сбежал первый, а Костылина выкупили еле живым. Я бы подражала Жилину, так как он смелый, достойный уважения, упорный.

О Костылине мне читать было не очень приятно, он вечно медлил, ленился, а о Жилине мне читать было приятно: он попался в плен ещё раз из- за Костылина, но даже во второй раз он предлагает бежать с ним, не бросает его.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному потому, что у них разные характеры. Одни вызывают уважение, потому что даже в трудной ситуации не теряют гордость и достоинство.

Нужно с детства приучать себя к достоинству, чтобы в трудной ситуации поступить так же, как Жилин.

Чугунова София, 5"А" класс

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие - презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

«Служили на Кавказе два офицера: Жилин и Костылин», - так начинается рассказ.

Однажды они выехали из крепости в сопровождении солдат. Тогда было жаркое лето, а обоз шёл очень медленно. Костылин предложил Жилину поехать одним, ведь у него было ружьё.

Заехав в ущелье, они увидели татар. Костылин забыл в ту же секунду и про друга, и про ружьё и бросился опрометью в крепость. Он не подумал, что Жилин в большой опасности. Костылин даже не захотел попытаться помочь товарищу. Когда Жилин понял, что не сможет уйти от погони, решил, что так просто не сдастся и хоть одного татарина зарубит шашкой.

Жилина все же пленили. Он уже несколько дней находился в ауле. Татары сразу стали требовать выкуп. Скоро и Костылина привезли в аул. Оказывается, что он уже написал письмо домой, чтобы выслали выкуп - пять тысяч рублей. Жилин же торгуется, потому что он думает о матери, которая не сможет найти таких денег. И адрес на письме он пишет неправильно, так как решил самостоятельно бежать из плена.

В плену Жилин не раскисал. Он делал кукол для Дины и других детей, чинил часы, «лечил» или ходил по аулу. Жилин высматривал путь к побегу. В сарае делал подкоп. А Костылин "только спал или по целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт". Для своего спасения он ничего не предпринимал.

И вот они сбежали. Костлин постоянно жаловался на боль в ногах, одышку, он не думал об осторожности, закричал, хотя знал, что недавно мимо них проехал татарин. Жилин вел себя по-мужски. Он не бежал из плена один, а звал Костылина. Он взвалил себе на плечи ноющего от боли в ногах и усталости Костылина, хотя сам был не в лучшей форме. Эта попытка бегства все же не удалась из-за поведения Костылина.

В конце концов Жилин спасся из плена. Ему помогла в этом Дина. Костылина же через месяц выкупили чуть живого.

Вот так разные характеры влияют на судьбу человека. Жилин вызывает у меня уважение за свой сильный характер, смелость, выносливость, умение постоять за себя и за товарища, целеустремленность. Костылин же только презрение из-за своей трусости, лени.

Мне кажется, качества, достойные уважения, нужно начинать воспитывать с малого, ведь так мы начинаем воспитывать в себе те качества, которыми обладал Жилин!

Осипова Елизавета, 5"А" класс

Как воспитать в себе качества, достойные уважения? Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие - презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Жилин и Костылин - два офицера, которые служили на Кавказе.

Костылин, когда увидал татар, показал свою трусость и бросил товарища в беде: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». Жилин, в отличие от Костылина, проявил себя героически и до конца боролся за свою свободу: « ... не дамся же живой».

Когда их обоих взяли в плен и начали требовать с них выкуп, Костылин испугался за свою жизнь и сделал все так, как ему сказал хозяин. Жилин не побоялся угроз татар и не хотел платить выкуп, так как планировал сбежать.

Костылин целыми днями сидел в сарае, ждал денег. Жилин проявил себя как человек умелый и заслуживающий доверие хозяина. Но когда Жилин ходил по аулу, он пытался придумать план побега.

Когда Жилин предложил Костылину бежать, тот пытался его отговорить, боялся, что их заметят. Жилин по звездам узнает, в какую сторону им идти. Но Костылин долго не протянул, он сдается и говорит товарищу, чтобы тот оставил его. Жилин был не таким человеком, как Костылин, и поэтому не мог бросить товарища в беде. Их заметили татары, « ...схватили, посвязали, посадили на лошадей, повезли».

Стала жизнь героев еще хуже. Но Жилин даже в такой ситуации продолжал думать о побеге. Когда он предложил это товарищу, Костылин, как мне кажется, совершил единственный человеческий поступок. Он не захотел быть обузой для товарища. Жилин успешно выбрался из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли».

Каждый человек в одинаковых ситуациях проявляет себя по-разному. Мне кажется, из-за человеческих качеств. Одни люди думают только о себе, как Костылин. Другие, такие как Жилин, думают и о других: « ... не годится товарища бросать».

Некоторые люди вызывают уважение, потому что они думают не только о себе, но и о других. Они не отчаиваются, а продолжают бороться, как Жилин: « ... не дамся же живой». Другие делают все, что им говорят. И бросают своих товарищей, как Костылин: « А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».

Мне кажется, эти качества воспитываются в семье. Надо преодолевать свои страхи.

Волков Павел, 5"А" класс

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие - презрение? Жилин и Костылин - герои рассказа Л.Н. Толстого, офицеры.

Жилин при встрече с татарами проявил смелость, бесстрашие и не хотел сдаваться до конца, а Костылин поступил как трус и предатель. Он бросил своего товарища в беде, а сам сбежал.

Когда с Жилина и Костылина требовали выкуп, наши герои вели себя по-разному. Жилин торговался и не уступал, да к тому же написал неправильный адрес. Он, как настоящий мужчина, рассчитывал только на собственные силы. Костылин же, напротив, не сопротивлялся и написал письмо с просьбой выкупить его за пять тысяч монет.

В плену Жилин и Костылин проявляют себя по-разному. Жилин старался расположить к себе жителей аула. Он был мастер на все руки: он чинил вещи, мастерил игрушки для детей и многое другое. А Костылин тем временем ничего не делал, спал и ждал выкупа. Жилин верил в себя и надеялся на лучшее, а Костылин показал свою лень, трусость и слабость.

Во время побега Жилин проявил смелость и преданность по отношению к своему товарищу. Жилин был выносливей, чем Костылин, хоть он и устал, но продолжал идти. Костылин был слабым и нестойким. Поэтому их и поймали.

Судьба у наших героев сложилась по-разному. Жилин не потерял надежды и совершил второй побег. Этот побег оказался удачным. Костылина выкупили через месяц. Он был еле живой.

Таким образом, на протяжении всего рассказа Жилин демонстрирует своё мужество и храбрость, а Костылин - лень и трусость.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному, потому что не у всех хватает самообладания и силы духа… Кто-то сильнее, кто-то слабее. Мне кажется, все зависит от характера человека. Одни люди вызывают у нас уважение, потому что они совершают хорошие и мужественные поступки, а другие - презрение, потому что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера. Чтобы воспитать в себе качества, достойные уважения, надо стараться преодолевать свои страхи и не боятся иногда рисковать.

Галкина Татьяна, 5"А" класс

В рассказе «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой противопоставляет двух героев – офицеров русской армии Жилина и Костылина, служивших на Кавказе и попавших в плен к горцам (которых в рассказе называют татарами).

Начиная читать рассказ, мы еще не знаем характеров главных героев, а только узнаем их фамилии, но у нас сразу возникает ощущение, что автору больше нравится Жилин, чем Костылин. Жилин, видимо, мужчина «жилистый», крепкий, с твердым характером, а у Костылина характер, скорее всего, как бы «хромает». Мы предполагаем, что Костылин - человек зависимый, нерешительный, нуждающийся в посторонней помощи. Дальнейшие события это подтверждают.

В плен двое офицеров попали по вине Костылина, который должен был прикрывать Жилина, а вместо этого испугался и бросился бежать. Жилин не стал держать злости на своего сослуживца, ругать, проклинать его. Это говорит о его великодушии. В плену они вели себя по-разному. Костылин по требованию горцев сразу написал письмо на родину о том, чтобы за него отдали выкуп. А Жилин намеренно указал на письме неправильный адрес, решив, что обязательно сбежит из плена. Но, кроме хитрости, Жилин проявляет и гордость, и мужество: понимая, что его могут убить, если за него не заплатят, он все равно не боится им об этом сказать («С ними что робеть, то хуже»). И татары его за это уважают. Когда решается вопрос о выкупе, Жилин ведет переговоры, диктует условия, и при этом заботится не только о себе, но и о Костылине.

В отличие от своего приятеля, Жилин не надеется на чудесное спасение и не сидит сложа руки. Он человек деятельный и все время обдумывает, как бы спастись из плена. В этом главное отличие этих двух людей. Один из них деятельный, работящий, верящий в то, что из любого положения можно найти выход, а второй – увалень, лентяй и трус. Глядя на то, как Жилин мастерит кукол или плетет плетенки, хозяйская дочь Дина испытывает к нему симпатию и начинает заботиться о нем. А по ночам Жилин роет подкоп, чтобы спастись.

Когда к побегу все готово, Жилин берет товарища с собой, он хочет спасти и его. Тот отказывается, робеет, но Жилин все же уговаривает его бежать. Побег оказался неудачным, опять же из-за Костылина. Неуклюжий, плаксивый, он натер себе ноги сапогами. Речь идет о спасении жизни, а ему идти некомфортно! Несмотря на то, что Костылин был грузным, Жилин взвалил его на плечи и долго нес. Не мог он товарища в беде оставить.

Их поймали, надели на ноги колодки и посадили в глубокую яму. Казалось бы, спасения нет. Но благодаря Дине, Жилину все же удалось сбежать. А Костылин в этот раз бежать отказался, он смирился со своей судьбой, да и состояние ему не позволяло. Вот так и бывает: тот, кто ставит перед собой цель, верит в нее и делает все, чтобы ее достигнуть, тот побеждает. А тот, у кого воли нет, кто духом слаб, того и силы оставляют.

Жилин сумел прижиться во враждебной обстановке, и это помогло ему выбраться из плена. Другого человека такой случай выбил бы из колеи, заставил бы уехать домой, но Жилин не так5ов. Он остался служить на Кавказе. А за Костылина через месяц дали выкуп, и он был отпущен еле живой. Что с ним было дальше, Толстой не сказал. Наверное, не посчитал нужным даже упоминать о судьбе этого никудышного человека.

Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л. Н. Толстым в 70-ые годы XIX века. На Кавказе в то время шла война русских с горцами. В основе рассказа лежат реальные события, которые происходили с самим писателем и его сослуживцами во время их службы на Кавказе. Однажды он со своим другом чудом ушёл от погони. Приходилось поручику Толстому и вызволять из плена своих боевых товарищей.

Задумываясь над судьбами главных героев, русских офицеров Жилина и Костылина, обращаешь внимание на их фамилии. Они даже рифмуются, а по значению противоположны. Жилин от слова «жила» - прочное окончание мышц, жилистый, упругий, а Костылин от слова «костыль» - палка для хромых, бессильных. Внешность у них тоже разная. «Жилин хоть и не велик ростом, а удал был». «А Костылин мужчина грузный, толстый».

Однажды Жилину пришло письмо от матери, которая просила его приехать к ней. Любящий сын сразу же отправился в дорогу. Поехал он с обозом за крепость. Обоз шёл медленно. Выехал Жилин вперёд, подъехал к нему другой офицер – Костылин, решили они ехать дальше одни, без обоза. Тут на них напали татары. И уже здесь повели себя офицеры по-разному. Жилин проявил храбрость, «выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина», но татары подстрелили под Жилиным лошадь и взяли его в плен. А Костылин, у которого было ружьё, «только увидал татар, закатился что есть духу к крепости» и оставил товарища в беде. Однако предательство не спасло его.

В плену Жилин и Костылин тоже ведут себя по-разному. Когда хозяин Абдул-Мурат сказал офицерам, что им нужно заплатить выкуп 5000 рублей, Костылин сразу же написал письмо, потом «Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал» или спал. А Жилин согласился только на 500 рублей и письмо отправил на другой адрес, чтобы не обременять заболевшую мать, а сам подумал: «Бог даст – и сам выберусь».

Ходит днём Жилин по аулу, «а сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать» «или рукодельничает, а как ночь придёт, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает» дыру для побега.

Слепил раз Жилин из глины куклу и подарил её Дине, дочери хозяина, потом другую. «И с тех пор стала она ему каждый день крадучи молока носить». А когда Жилин хозяину часы починил, «прошла про Жилина слава, что он мастер». И стали все к нему обращаться с просьбами, а он никому не отказывал.

Когда Жилин закончил копать дыру под сараем и узнал, в какую сторону им бежать, он выбрал подходящую ночь и вместе с Костылиным убежал из аула.

Пошли они в горы. Сапоги у Жилина стоптались, он «снял свои, бросил, пошёл босиком», а «Костылин всё отстаёт и охает». Когда встретили они в лесу оленя, «Костылин так и упал со страху, а Жилин смеётся». Дальше ещё хуже – Костылин «мужчина грузный, пухлый, запотел; ... да ноги ободраны – он и рассолодел. Стал его Жилин силой поднимать», закричал Костылин, а в это время проезжал мимо татарин и услышал его крик. Жилин думает: «Бросить товарища не годится». Посадил на себя Костылина и понёс. Вскоре догнал их татарин с подмогой, вернули офицеров в аул и спустили их в яму.

Так по вине Костылина их первый побег не удался. И снова мы видим, насколько по-разному ведут себя офицеры в одинаковых условиях.

Теперь «житьё им стало совсем дурное». «Костылин совсем разболелся, ломота во всём теле стала и всё стонет или спит». А Жилин, хоть и видит, что дело плохо, всё равно «думает о вольном житье». Когда Дина принесла ему черешни и лепёшку, он стал размышлять о том, как уговорить девочку помочь им. Пожалела Дина Жилина, и принесла к яме здоровый шест. Жилин и тут не хотел оставлять Костылина одного, но тот отказался бежать.

В этот раз Жилин бежал один. Он не смог сбить с ноги колодку. Взял у Дины лепёшки, которые она принесла ему в дорогу, поблагодарил за всё девочку, перекрестился и пошёл в горы. Тяжело было Жилину идти в колодке 8 вёрст, но он все-таки добрался до своих.

Жилин «остался служить на Кавказе. А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».

У рассказа Л. Н. Толстого есть загадка. Писатель даёт ему название «Кавказский пленник», а не «пленники», хотя в плен попадают два русских офицера.

Жилин – сильный духом, деятельный, работящий, добрый и великодушный, любит детей, всем помогает, даже своим врагам, поэтому расположил их к себе. Он решает свои проблемы сам. Костылин совсем другой человек. Он ленивый и способный на предательство. Поэтому Жилин сумел убежать из татарского плена, а Костылин, хотя его и выкупили у татар, маловероятно, что сумеет выбраться из плена своих слабостей и своего эгоизма.

Жилин и Костылин – люди разные, поэтому и судьбы у них тоже разные. Я думаю, что именно эту мысль и хотел донести до нас автор.




Top