Сюжетные штампы: брать или не брать? Разное Литературные штампы.


Какие ошибки наиболее часты во всех литературных работах, присланных на конкурс "Золотое перо"?
- Если начало кишит литературными штампами, вроде «мороз крепчал», «солнце садилось», «ветер дул», «глаза голубые», «он побледнел», «она побледнела» и вроде этого, далее ни один уважающий себя член жюри просто читать не станет. Если есть грамматические ошибки - тоже. Классика жанра: «памагаю атстающим па рускаму изыку». О каком Золотом пере в таком случае может идти речь?
Если есть повторы слов: он, она, они, был, была, были и другие - ну, просто неприятно. Вспомните - Пушкин силен тем, что у него на странице не повторяется ни одно слово! Прочтите еще раз свои стихи. Уберите слова: «любовь», «луна», «звезды», «ты», «я», «сон», «злой», - станет вам же легче дышать. Уберите из сказок «избитых» героев вроде эльфов, троллей и фей, а еще королей и принцесс… Если в поэтической вещи глагол рифмуется с глаголом, существительное с существительным, прилагательное с прилагательным, особенно одинаковыми по слоговому размеру – это грубейшие ошибки. Они оправданны только, если идет акцент именно на такую рифмованную форму реверса. «Ботинок и полуботинок» - тоже не рифма! Есть и так называемая «вода», не видимая автором. Это лишние четверостишия, либо предложения, либо даже целые страницы, от которых легко можно отказаться. Избегайте смысловой и словесной тавтологии. Чехов писал, например, свои рассказы так. Напишет, даст отлежаться. Потом первые пару страниц выбросит. А Хэмингуэй искал удачную начальную фразу, типа «колокол, который звонит по тебе». Если эта фраза есть, считай, есть и роман… То же самое касается конкурсного произведения. Ищите своего личного куража! Если есть кураж мысли, считайте, что перо уже на лацкане вашего пиджака!"
Из статьи "Литературные проблемы страны советов".


В приведенном отрывке обозначены наиболее грубые из ошибок, встречающихся в работах начинающих авторов.
Меня заинтересовала расстановка приоритетов организатором конкурса: акцент делается в первую очередь не на безграмотности большинства юных сочинителей, как, казалось бы, одной из самых важных и острых проблем современной молодежной прозы, но на вопросе о допустимости применения так называемых литературных штампов в художественных текстах. Посему мне хотелось бы остановиться на этой теме несколько подробнее.
По единогласному мнению критиков и искушенных читателей, штампы - клеймо, отделяющее плевелы от пшеницы, и в качественной литературе недопустим следующий набор клише:


"Усталые, но довольные", "мороз крепчал", "пулей выскочить", "смущенно покраснеть", "распахнуть доверчивые глаза", "первые крупные капли дождя", "мороз, посеребривший...", "гулко отдавались шаги", "женщина удивительной судьбы", "пройдя весь путь", "обжигающий чай", "воцарилась тишина", "непокорные кудри", "в гордом одиночестве", "виновник торжества", "закат, позолотивший...", "грозное оружие", "нежная дымка", "румяное яблоко", "руки как крылья", "лебединая шея", "ветер шумит в ушах", "туман стелется", "печаль/грусть/тоска в глазах", "мех как бархат", "колдовское снадобье", "лицо затуманилось/засветилось от счастья", "грани разумного", "праведное негодование", "оскорбленная невинность", "непредвиденное стечение обстоятельств", "в бесплодных попытках", "стражи порядка", "усмехнуться в усы", "хитрый прищур глаз", "волосы/кудри разметались во сне", "грудь высоко вздымалась", "весь затрясся от негодования", "лицо исказилось от ненависти", "наброситься с поздравлениями", "герой не ее романа", "внутри все похолодело", "жаркие объятия", "зеленая красавица", "сон праведника", "орлиный взгляд", "ледяной/холодный взгляд", "волевой подбородок", "непокорные вихры", "бездонные глаза", "тоненькая как тростинка", "усталые и добрые глаза", "цвета спелой пшеницы", "васильковые глаза", "с непоколебимой уверенностью", "с веселой хитринкой", "задорно смеяться", "скрипеть зубами от досады", "вскочил, готовый к действиям", "непроглядная/кромешная тьма", "досадливо отмахнуться", "хрупкое белокурое создание", "походка пантеры/кошачья походка", "на город пали сумерки", "скупая мужская слеза", "нежный девичий взгляд", "весело щебетать", "как-то по-особенному взглянуть", "оставить после себя смутное ощущение чего-то радостного", "смеркалось", "в воздухе пахло весной", "волосы рассыпались по ее плечам, как шелк", "глаза, как угли", "сгорать от страсти", "прильнуть к губам (или еще чему...)", "серебрится снег/лунный свет", "галантный француз", "чопорный англичанин", "загадочная русская душа", "яркие звезды/пышная растительность", "жертва страсти/любви", "солнце садилось", "ветер дул", "голубые глаза", "он побледнел", "ломкая психика", "мрачные глубины", "строить глазки", "чуткая душа", "трепетное сердце", "годы несутся, словно конь", "время, злой палач", "пышное цветение", "свет души", "чешуя как золото/медь", "мраморная кожа", "глаза как алмазы", "встал со скрипучего стула", "подошел к распахнутому окну", "скудный ужин", "наивное дитя", "благородный воин", "краснеть от едва сдерживаемой ярости", "упасть в объятия", "волшебный мир детства", "заботливые материнские руки", "суровый взгляд отца".


Поэтические штампы:
"Кровь-любовь-морковь-вновь-", "вечность-бесконечность", "люблю-молю/обижу-увижу" (а также другие глагольные рифмы), "никогда-навсегда", "слезы-грезы", "день-тень", "дом-том-ком", "тепло-светло", "небо-не был", "время-бремя", "знамя-пламя", "воспоминания-страдания", "роза-мороза-мимоза".


Безусловно, это далеко не полный каталог литературных шаблонов, однако, вчитываясь в данную подборку кочующих из книги в книгу метафор и образов, я обратил внимание, что некоторые из перечисленных "штампов" в действительности являются устойчивыми выражениями ("кошачья походка", "выскочить пулей") и традиционными описательными приемами, важными для передачи достоверной информации о внешних и внутренних особенностях персонажа ("холодный/ледяной взгляд") или специфики того или иного явления ("яркие звезды"). Это свойственные для любого языка слова-метки, замена которых новоизобретенными фразеологизмами может привести к определенного рода недопониманию между читателем и автором текста. "Я, конечно, могу поменять штамп, и, например, заявить, что "фонарь" отныне буду считать "светарем", по созвучию со словом "свет", или даже "тапримаком" безо всякого созвучия с чем-либо, но это вряд ли продуктивно" © staruschka57
Поскольку для мироздания характерны четкие, устойчивые законы, описываемые людьми явления и понятия остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Следовательно, искать оригинальные обозначения для предметов, знакомых каждому человеку с детства, не имеет смысла, и употребление штампов в подобных случаях оправдано и уместно.
Поползновения включить в число запрещенных клише такие словосочетаний, как "голубые глаза" и "лунный свет" заставляют меня подозревать современных литературных критиков в некомпетентности. "Блондин/блондинка с голубыми глазами", "стелющийся над озером туман", "лунный свет, озаряющий тропы", вне всякого сомнения, являются стереотипными образами, присущими 90% художественных произведений, но это формы, придуманные не людьми, а той высшей и не менее стереотипной инстанцией, которую принято называть Богом или природой.
Вся человеческая жизнь состоит из "штампов". Повторяются житейские ситуации, повторяются мысли и действия, улыбки и истерики, праздники и злоключения. Повторяются слова. И в реалиях повседневности они почему-то не кажутся устаревшими или неуместными.
Литература описывает ту же самую жизнь, пусть и облекая ее в сплетение витиеватых и красочных фраз, и использование шаблонных формулировок - лишь способ активизировать эмоциональное восприятие текста, изначально лишенного визуальных и слуховых образов. Искусные манипуляции штампами создают иллюзию простоты изложения, дают возможность легкого понимания предложенных писателем или поэтом событий. Когда человек пропускает через призму сознания давно знакомые образы и обозначения, он способен достовернее сопоставить в уме выдумку и реальность, в то время, как к непривычным представлениям о действительности ему прежде необходимо адаптироваться, что значительно замедляет процесс уяснения заложенных в тексте идей. Более того, в погоне за оригинальностью зачастую утрачивается первоначальный смысл произведения, поэтому избегать стоит не штампов, а неумелого новаторства.
Однако я не стану отрицать, что употребление шаблонных формулировок должно быть обдуманным и осторожным: если есть возможность вычеркнуть лишнее слово - всегда будет разумно его вычеркнуть.


Наиболее распространенные сюжетные штампы:
- Герою предлагают взяться за дело (раскрыть преступление, отправиться в путешествие и т.п.), он поначалу отказывается, но потом, поразмыслив, соглашается.
- Герой мстит за погибших родителей.
- Герой или героиня влюбляется в злодея/злодейку, хотя понимает, что это может стоить ей/ему жизни.
- Герой отправляется за советом к мудрецу, и тот, чуть-чуть поломавшись, решает все проблемы.
- Герой не только справляется с врагами, но получает любовь и полцарства в придачу.
Решающий поединок героя со злодеем.
- Сцена «пожалуйста, не умирай» с последующим оживлением.
- Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает.
- Герой тайно проникает в логово злодея и узнает важные сведения.
- В ответственный момент лучший друг предает главного героя.


Совет: Нередко писатель часами бьется над абзацем, а он не получается – хоть ты тресни! Время бежит, дело стоит, автор приходит в отчаяние. Как быть? Записать мысль – что именно надо отразить в этом абзаце – и двигаться дальше. Можно даже целый роман написать этой «скорописью», а потом отредактировать.

Штамп (литератур.) Штамп языковой и литературный, выразительные средства языка и литературы, которые стереотипно воспроизводятся в текстах (главным образом в беллетристике ) и воспринимаются как признаки «клишированности» мысли, мнимые «стилистические красоты». Наборы модных словечек, словосочетаний и фраз, тем и сюжетов, шаблонных образов, инерция приёмов «готовой художественности» влияют на всех, пользующихся языком. Чаще всего Ш. проявляется в т. н. «формулах» художественной речи: «чёрное золото» (и рабы, и уголь, и нефть); некоторые структуры заглавий («Когда...», три соположенных существительных в именительном падеже и т.п.). Угрозу Ш. таят в себе многочисленные «писательские экскурсии» в страну детства в современной советской литературе, серийные обращения к образам розы и соловья в тюркоязычной поэзии, рифмы типа «моя ‒ не тая». Некритическое отношение к Ш. мешает проявлению творческой индивидуальности, делая писателя и любого говорящего жертвой «инерции стиля». Но в разных сферах общения ‒ в быту, в науке, публицистике, художеств. литературе и т.д. ‒ отношения между Ш., экспрессией и стилистически нейтральными элементами языка (которые тоже постоянно воспроизводятся в речи) не совпадают. Чуткий художник всегда находит способы преобразования Ш. (так, например, модное слово «окоём» окружено тонкой иронией строчки поэта А. Межирова «Владыки и цари глядят за окоём...»). Тенденции Ш. к распространению, превращению его в общее «правило» противостоит стремление писателей к созданию собственных «поэтических правил», к «новизне материала и приёма» (В. Маяковский, «Как делать стихи?»). Границы между «формулами» как устойчивыми единицами художественного языка и общеязыковой фразеологией ,свободной от примет банального словоупотребления, подвижны. Так, выражение «невооружённым глазом» может ещё восприниматься и как Ш., но словари уже фиксируют его превращение в стилистически нейтральный фразеологизм.

Лит.: Костомаров В. Г., Русский язык на газетной полосе, М., 1971; Шмелев Д. Н., Слово и образ, М., 1964; [Григорьев В. П.], Художественная речь, в кн.: Книга о русском языке, М., 1969.

В. П. Григорьев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Штамп (литератур.)" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бальмонт. Константин Бальмонт … Википедия

    К истории проблемы. Определение понятия. Решение проблемы в догматическом литературоведении. Эволюционистские теории Ж. Решение проблемы Ж. «формальной школой». Пути марксистского изучения Ж. Теория лит ых Ж. Тематические, композиционные и… … Литературная энциклопедия

    ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА. Собственно П. л. называется лит pa, существующая с IX в. нашей эры до наших дней, написанная на персидском (иногда точнее определяемом как новоперсидский) языке. В широком смысле однако иногда говорят о П. л., имея в… … Литературная энциклопедия

Редакторы, критики и даже читатели любят искать штампы. Порой кажется, что этот поиск сродни сбору грибов. «А заглянем сюда… - наверняка спрятался, голубчик!» И если спрятался/найдут, тут же вычёркивают и разводят руками: «Ну, батенька, это - графоманство!»
Встретила статью «Штампы - «за» или «против»» http://zhurnal.lib.ru/b/bioversum/stamps.shtml . и решила поговорить на эту спорную тему. Итак, штамп - это "шаблон", "трафарет", "стандарт".
В литературе "штамп" - это устоявшиеся сюжетные ходы, приёмы или речевые обороты.
Так почему же устоявшиеся ходы - это плохо?
«Я тебя люблю» - штамп, «достучаться до сердца» - штамп. «Москва златоглавая», «заботливые материнские руки», «хитрый прищур глаз» - тоже штампы.
Что здесь неверного? Типичные примеры устоявшихся речевых оборотов.

Известно, что есть штампы - сюжетные , а есть - речевые .
В первом случае - повторение типичных ситуаций, сюжетных ходов; во втором - устойчивые выражения и словосочетания.
Почему многие произведения (даже хорошо написанные) летят в корзину? Ничего оригинального! Всё это мы уже видели. Родился, учился, женился, развёлся, теперь мается. Значит, читателя (и, прежде всего, редактора) надо чем-то удивить. Вроде бы и типичная ситуация, да не совсем. И образы хорошо прописаны, и переживания интересней, и мысли героев - особенные. А чтобы бороться с речевыми штампами, надо включить внутренний слух. И избавиться от замыленного взгляда. И не бояться критиков. Ведь критериев штампов не существует, и критериев отличия штампов от нештампов тоже нет.
Из статьи, которую я упоминала:
"Творчество - не конвейер, конечно, его продукты должны отличаться некоторым разнообразием. Вот тут и надо проявить изобретательство и смекалку, и поучиться этому у самой природы. То, что у человека две руки, две ноги и одна голова - это может быть и штамп. Но чтобы ему придать индивидуальность, не обязательно приделывать третью ногу или клешни вместо рук. Так же и велосипед с круглыми колёсами можно модифицировать и совершенствовать, адаптировать для езды по горам, но он всё равно останется велосипедом с круглыми колёсами, узнаваемым и похожим на своих собратьев. А вот какой-нибудь мудрёный, оригинальный и сногсшибательный дизайн, навроде стилизации под баобаб, пусть и индивидуален, зато функционально бесполезен. Так что надо учиться не уходить от штампов радикальным способом, а отыскивать пресловутую индивидуальность, не выходя из рамок приличного и допустимого.
Так же и в литературе. В погоне за оригинальностью порой можно настолько обособиться в своей индивидуальности, что она окажется никому не нужна".

Тема героя, который не такой, как все, очень популярна в подростковой литературе.

Почему бы не особенной судьбой? К тому же, если ты особенный, тебя точно заметят и полюбят. Поэтому с героем, который оказывается избранным и уникальным, хотя на первый взгляд подросток как подросток, читателю из целевой аудитории легко ассоциировать себя самого. Все это понятно, но слишком уж много фантастических романов создается именно по этой схеме. Даже попав в группу необычных или в чем-то привилегированных людей, главный герой и среди них оказывается самым-самым уникальным, а это уж совсем смешно. К тому же, порой такие персонажи получаются бесхарактерными и пассивными, поскольку им не нужно преодолевать себя, воспитывать силу воли, упорствовать и бороться.

Секрет успеха – удачно родиться избранным и самым «не таким», тогда все получится, а у остальных – нет, как бы они того ни хотели.

Любовный треугольник

Вообще-то любовные отношения – одна из вечных тем в литературе, и сложно представить себе человечество, которое перестанет этим интересоваться. Любовь – это часть нашей природы, поэтому любые проблемы и конфликты, связанные с нею, нас остро интересуют. Ситуация, когда одну женщину разрывают чувства к двум мужчинам (или наоборот), тоже понятна читателям и вызывает у них живой отклик.

Проблема в том, что сейчас эта модная тема вводится в сюжет без какого-либо повода и подготовки, и такая попытка оживить историю оказывает обратный эффект.

Писатель изображает оба романтических интереса своего героя или героини, но не углубляется ни в их характеры, ни в мотивацию всех троих, ни тем более в какие-то психологические тонкости их отношений. И получается вместо интересного сюжета безликий литературный штамп, если убрать который, произведение только выиграет.

Мэри Сью и Марти Стю

Это понятие родом из фанфиков, и чаще всего подобные персонажи там и появляются, но и в более серьезных литературных формах встречаются нередко.

Именами Мэри Сью и Марти Стю называют героев, которые до нелепости идеальны: и красивы, и умны, и везучи, все им по плечу.

Не всегда плох роман, герой которого – такая Мэри или Марти. Иногда идеальному-распрекрасному герою достаточно одного милого изъяна, чтобы из сияющего противным светом идеала превратиться в обаятельного везунчика. Но чаще бывает, что автор совсем не старается сделать протагониста своего романа хоть сколько-то интересным, развивающимся и способным на ошибку, а читать про такого доморощенного сверхчеловека попросту неинтересно.

«Люк, я твой отец»

Семейные тайны – это тема, которую очень многие читатели выделяют среди своих любимых мотивов в литературе. И я не исключение. Но, как и любой сюжетный оборот, тему семейных тайн можно раскрыть хорошо или плохо.

Если читателя мастерски водят за нос, а когда раскрывается правда, весь предшествующий сюжет вдруг предстает в другом свете, он, читатель, будет только рад и попросит добавки.

Если же ситуация очевидна с самого начала, и только туповатый главный герой не понимает, в чем дело, или если «абсолютно случайно» судьба свела в гастрономе за углом двух разлученных близнецов, которые узнали друг друга по родинке на лбу, читатель потеряет всякое доверие к автору.

Трилогии и не только

Мне кажется, сейчас цикловые произведения стали популярны как никогда. Безусловно, и раньше существовали романы с продолжением, романы, поделенные на тома, сиквелы и приквелы, написанные спустя много лет после выхода оригинала, когда никто уже не ждал, и так далее. Но сейчас в некоторых жанрах литературные серии, в которых запланировано три романа или более, считаются успешнее обычных однотомных произведений с началом и концом под одной обложкой. Поэтому теперь писатели сразу прикидывают, как бы распилить задуманный сюжет на несколько частей, даже когда сюжет того совсем не подразумевает.

Удивительный кот спасает мир

Одна из модных тем в современной литературе – истории разных домашних животных, которые чем-то отличились или просто появились в жизни своего хозяина в самый нужный момент. Как правило, сюжеты достаточно трогательные и интересные, а вот литературная форма, в которую они облечены, не выдерживает критики.

Да и сами истории тянут скорее на статью в газете, а не на роман.

Тем больше скепсиса вызывают полки в магазинах, забитые книгами с фото котиков и собачек на обложках.

Старая сказка на новый лад

Переосмысление давно известных сюжетов – совсем не новая тема в литературе. Более того, так рождаются в том числе и шедевры. Но в настоящее время в литературе любят переливать из пустого в порожнее, и авторы забывают, что при переосмыслении надо бы не повторить старую историю, а вдохнуть в нее новую жизнь, переставить все с ног на голову, добавить от себя гораздо больше, чем взять из общей копилки.

В итоге сюжеты с давно знакомыми сказочными или мифическими сюжетами растут как грибы после дождя. К этой же категории можно отнести новеллизации компьютерных игр и фильмов.

Пожалуй, это все современные литературные клише, которые вызывают отторжение – настолько часто они попадаются на глаза. Собственно, штампов гораздо больше, но далеко не все из них мне не нравятся. Например, действие происходит в маленьком городке – давний штамп, но я готова читать книги про маленькие городки одну за другой. Или детективное клише: главный герой, сыщик-любитель, полюбился читателям, автор продолжает серию об этом герое, и в итоге трупы попадаются ему на пути чаще, чем шишки в еловом лесу. Абсолютно не правдоподобно, но не раздражает при условии, что сами детективы написаны качественно. Не всегда штампы – это зло, порой без них и вовсе не обойтись.

В конце концов, Борхес говорил, что историй вообще всего четыре, и писатели пересказывают их снова и снова. Архетипы – это в определенном смысле тоже штампы, но именно на них строится самая интересная литература.

Азбука для писателя: как написать книгу?

Шестнадцатая встреча в литературной гостиной

Сюжетные штампы

Из этой статьи Вы узнаете:

Те, кто внимательно следит за встречами в литературной гостиной, или активно в них участвует, давно уже догадались, какая тема разговора последует за «сюжетными архетипами» - см. . И будут абсолютно правы.

Если за архетипами героев см. - , шли штампы героев – см. , то и после разбора сюжетных архетипов, логично будет разобрать сюжетные штампы . И так, приступим.

Несомненно, что критики и литературоведы в один голос уже вынесли свой вердикт, что использование сюжетных штампов – это признак непрофессионализма. Не может автор придумать ничего новенького и крадет сюжеты у гениев! При этом критики забывают капнуть глубже и узнать, о ужас, у кого гений в свою очередь «украл» эффектный сюжет.

Для примера приведу указанный в классификации штамп – «представитель более развитой цивилизации влюбляется в девушку-туземку.» Сколько книг и фильмов с таким сюжетом Вы видели? Тысячи. Стали ли от этого они менее популярны? Нет.

Кстати, мне почему-то сразу пришел в голову знаменитый Робинзон… И пусть Пятница был мужчиной, но звали его Пятница! Классное использование штампа под собственной приправой, заменив любовь на дружбу и поклонение… И так рецепт прост: берем штамп , добавляем ноу-хау и…. Получаем бестселлер!

Почему я ратую за использование сюжетных штампов? Вероятно потому, что по профессии я психолог. А любой человек, знакомый с психологией, знает, что самый короткий путь к сердцу читателя лежит… сейчас я открою Вам страшный секрет… И так, мы получим нужные нам эмоции, если будем использовать уже знакомый до боли читателю сюжет .

Удивлены? А ничего противоестественного в этом нет. Представьте, Вам рассказывают о мерзком поведении плохой матери… Что Вы испытываете? Гнев, осуждение, раздражение, жалось к детям…

Получается, что Шекспир нагло использовал штамп , чтобы вызвать у Вас одобрение поступков Гамлета, хотя тот явный убийца! Но ведь Гамлет, убивая, мстил. И месть его была вызвана неподобающим поведением матери!

И если уж Шекспир позволял себе такие "вольности", то кто запретит Вам? Поэтому перечисляя наиболее используемые сюжетные штампы – посмакуйте их вместе со мной. Какие «вкусности» из них можно приготовить! Особенно с учетом, что читатель, почуяв знакомый с детства "вкус", заранее будет знать, что получит удовольствие от Вашего произведения.

Только одно предостережение: взять штамп за основу, это не значит переписать «Гамлета» дословно. Напрягите мозги и перенесите Гамлета в наше время, он будет до чрезвычайности актуален у любителей кровавых разборок – куча трупов и загадок!

И не забудьте его переименовать хотя бы в Георга!

А теперь - Наиболее распространенные сюжетные штампы

Небесное создание попадает на землю и влюбляется в смертного/смертную. Альтернативный вариант: представитель более развитой цивилизации влюбляется в девушку- туземку.
Все гоняются за каким-нибудь военным секретом или волшебной лопатой, которой загребают деньги. Штуковина может изменить ход истории.

Главный герой переносится в параллельный мир и там становится богом, королем, богатырем или волшебником.

Апокалипсис наступил, люди живут в подземельях и воюют с мутантами.

Девушка выходит замуж за иностранца. Знакомство, мытарства по посольствам и долгожданная любовь - все основано на подлинных событиях.

Герою предлагают взяться за дело (раскрыть преступление, отправиться в путешествие и т.п.), он поначалу отказывается, но потом, поразмыслив, соглашается.

Герой мстит за погибших родителей.

Герой или героиня влюбляется в злодея/злодейку, хотя понимает, что это может стоить жизни.

Герой отправляется за советом к мудрецу, и тот решает его проблемы.

Герой не только справляется с врагами, но получает любовь и полцарства в придачу.

Решающий поединок героя со злодеем.

Герой на краю гибели, но тут появляется верный друг и спасает его.

Сцена "пожалуйста, не умирай" с последующим оживлением.

Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает.

Герой тайно проникает в логово злодея и узнает важные сведения.

В ответственный момент лучший друг предает главного героя.

И под финал небольшой подарок тем, кто мужественно дочитал статью до конца. Работая над сюжетом , очень сложно придумать эффектный поворот в сюжетной линии. Используйте эти штампы , как переходы, и от Вашей книги будет невозможно оторваться.

Творческих успехов, и не забывайте подписаться на новости «Литературной гостиной».

До новых встреч, Елена Полярная.




Top