Т. К

Грэй Томас (1716-1771) - английский поэт, историк, филолог, видный представитель сентиментализма.

Лучший из людей, если б у него на лбу были написаны совершенные им ошибки, должен был бы нахлобучить шляпу на глаза.

Грэй Томас

Автор Элегии, написанной на сельском кладбище, возможно, самого знаменитого стихотворения на английском языке. Родился 26 декабря 1716 в Лондоне, в семье нотариуса и биржевого брокера. В 1725 Грей иждивением матери был послан в Итонский колледж. В 1734 его приняли в Кембриджский университет.

При увлеченности литературой и историей изучение математики и философии оказалось для Грея столь тягостным, что он отказался от мысли получить ученую степень. В 1739 он отправился в большое путешествие по Европе вместе с Х. Уолполом. К концу поездки друзья рассорились, и в 1741 Грей вернулся в Англию. Некоторое время он жил с матерью и двумя ее сестрами в Стоук-Поджесе (графство Бекингемшир).

Здесь он написал свои первые значительные стихотворения - Оду виду издали на колледж в Итоне (Ode on a Distant Prospect of Eton College), Гимн невзгодам (Hymn to Adversity), Оду весне (Ode to Spring), здесь же он мог начать свое величайшее творение - Элегию, написанную на сельском кладбище (Elegy Written in a Country Churchyard). В октябре 1742 Грей возвратился в Питерхаус-колледж и год спустя был удостоен степени бакалавра гражданского права. Еще до отъезда за границу он вступил в юридическую корпорацию "Мидл Темпл", но адвокатская практика в Лондоне его не привлекала.

Спокойная жизнь при колледже более отвечала его склонностям, и Кембридж стал ему домом до конца его дней. Университет как поле деятельности значил для Грея очень мало, и на протяжении долгих лет он обходился без какого бы то ни было академического статуса; его устраивало уже то, что у него был досуг и никто не мешал его затворничеству. В 1750 Грей послал рукопись Элегии Уолполу, с которым в 1745 помирился. Стихотворение было опубликовано в 1751 и сразу же завоевало широкого читателя: в 1751 вышло пять изданий, в последующие 20 лет - еще восемь. Это развернутое, в 32 песнях размышление о человеческой участи. В 1757 были опубликованы т.н. пиндарические оды Грея - Шествие поэзии (The Progress of Poesy) и Бард (The Bard). В первой изображается торжественное продвижение поэзии из Греции в Италию, из Италии в Англию - к Шекспиру, Мильтону, Драйдену и самому Грею; вторая ода - плод изучения старинной валлийской поэзии. В конце 1757, по смерти К.Сиббера, Грею было предложено звание поэта-лауреата, но он отказался; в 1768 занял должность профессора новой истории Кембриджского университета.

О его заинтересованности средневековой словесностью свидетельствуют переводы из древнеисландской и валлийской поэзии, в частности Нисхождение Одина (The Descent of Odin) и Торжества Оуэна (The Triumphs of Owen). Грей всю жизнь оставался холостяком, и в числе его близких друзей была лишь одна женщина, Генриетта Джейн Спид, которую он всегда навещал, когда приезжал в Лондон. В 1769 он познакомился с гостившим в Англии молодым швейцарцем Ш.В.де Бонстеттаном. Знакомство перешло в доверительную дружбу, и талантливый юноша до возвращения в Швейцарию три месяца квартировал в Кембридже. По возвращении из Лондона Грей заболел и скоропостижно скончался в своей университетской квартире 30 июля 1771.

Thomas Gray Карьера: Писатель
Рождение: Великобритания, 26.12.1716
Томас Грей - один из ранних предшественников романтизма в английской поэзии. Получил образование в колледже в Итоне и в Кембриджском Университете. Путешествовал по Франции и Италии. По возвращеннии в Англию выдержал экзамен на ученую степень по юридическим наукам и остался при университете, где в 1768 году получил звание профессора новой истории. Поэтическая деятельность Г. началась в 1747 году, опубликованием "Оды, написанной при виде Итонского колледжа", за которой последовали "Пиндарические оды" (1750 - 1757), из этих последних выделяются оды "Прогресс поэзии" и "Бард". В 1751 году была напечатана "Эллегия, написанная на сельском кладбище", наиболее значительное лирическое произведение Г., положившее начало "кладбищенской поэзии". Затем Г. обратился к изучению древней исландской и ирландской поэзии.

Предромантизм прежде всего заявляет о себе как раз в английской литературе 18 в. Здесь в стране, уже пережившей в 18 в промышленную революцию и во второй половине 18 в вступившей в новую полосу социальной ломки, связанной с аграрным и промышленным переворотом, прежде чем в других государствах Европы, обнаружились противоречия буржуазного общества, поставивишие под колебание позиции Просвещения. Устои просветительского оптимизма рассматривались жизнью. Чувство неуверенности и смятения перед подспудными, ещё не познанными силами природы подрывало доверие к универсальному Разуму просветителей и заставляло обращаться к прошлому, чтобы сопоставить с ним настоящее. Английская предромантическая литература 60 - 90 хх гг 18 в неоднородна по своим социальным и идейным предпосылкам. Многообразно протекает в эту пору и пересмотр просветительской эстетики. Возрождается заинтересованность к давнехонько забытым Спенсеру и Чоссеру; у Шекспира и Мильтона выделяются как самое значительное их фантастические, грандиозные или меланхолические образы. Берк отстаивает в противоположность просветительской триаде Истины, Добра и Красоты эстетическую ценность Возвышенного: ужасные, таинственные, отталкивающие картины могут поражать вообржение, более того если в них нет Истины, Добра и Красоты. Если для Шефтсебери понятия "рыцарство" и "средневековье" звучат как синонимы варварства и неразумия, то Херд объявлят рыцарское средневековье драгоценным источником вдохновения для поэтов. Возрос заинтересованность к народному творчеству. Это подало предлог к подражаниям, подделкам и мистификациям, к примеру "Песни Оссиана" Макферсона. Вместоположение античной мифологии, упорядоченной и гармонизированной классицистами, М. ввел читателей в туманный и загадочный мир героических преданий Севера. Таинственность, смутность очертаний, меланхолическая резиньяция, составляющие основные настроения этих поэм, сближали их отчасти с сетиментальной поэзией Юнга, Грэя и т.п.

В "Эллегии, написанной на сельском кладбище", которой Грэй обязан своей общеевропейской известностью, нет места смятенным порывам отчаяния и скорби, которые придают трагическую окраску в частности поэме Юнга "Ночные думы". Иначе настроен сам автор, по иному представляются ему и мир. Эллегия освещена не зловещим ночным мраком, а последними отблесками заката, на смену которым неприметно приходят тихие полумраки.

Эллегия начинается описанием спускающегося на землю ночного сумрака.

В туманном сумраке окрестность исчезает:

Повсюду спокойствие, всюду безжизненный сон;

Now fades the glimm"ring landscape on the sight,

And all the air a solemn stillness holds:

Поэт бродит по ночному кладбищу, всматривается в надписи на могилах.

Здесь праотцы села в гробах уединенных

Навеки затворясь, сном непробудным спят:

Each in his narrow cell for ever laid,

The rude forefathers of the hamlet sleep:

Спокойны и тихи раздумья поэта. Среди могил стихотворец слышит звуки, напоминающие о жизни: шаги усталого пахаря, мычание коров, возвращающихся с пастбища, и позвякивание их колокольчиков. Смерть в этом месте предстает как естественное завершение жизни, не обрывающее уз любви и дружбы (умершие по-прежнему живут в памяти односельчан).

Поэт задумывается над судьбами тех, кто нашел непреходящий спокойствие на этом

заброшенном деревенском погосте.

Быть может, пылью этот покрыт Гемпден надменный,

Защитник сограждан, тиранства храбрый враг;

Иль кровию граждан Кромвель необагренный,

Или Мильтон немой, без славы тайный в прах.

Some village Hampden, that with dauntless breast

The little tyrant of his fields withstood,

Some mute inglorious Milton here may rest,

Some Cromwell guiltless of his country"s blood.

Примирительная нотка, звучащая в этом месте, шибко характерна для Грэя. Он не

сетует на несправедливость общества, в котором угасли способности людей, призванных, быть может, на великие дела. Если они и не смогли показать себя в добре, по крайней мере они избежали и зла; судьбина провела их через существование тихой тропинкой, "вдалеке от шумной толпы".

В Эллегии, написанной на сельском кладбище тенденции кладбищенской лирики, размышления о бренности всего земного сочетаются с прославлением крестьянского труда и патриархально-идиллической крестьянской жизни. Говоря об умерших поселянах, Г. прославляет в восторженных и патетических нотах скромный, незаметный работа, совершенно понимая его важность.

Как зачастую их серпа златую ниву жали,

И плуг их побеждал упорные поля!

Как нередко их секир дубравы трепетали,

И затем их лица кропилася почва!

Oft did the harvest to their sickle yield;

Their furrow oft the stubborn glebe has broke;

How jocund did they drive their teams afield!

How bow"d the woods beneath their sturdy stroke!

Однако эллегия дальше утрачивает свой демократический толк, превращаясь в прославление патриархальной крестьянской забитости и тупости. Безрадостная существование, протекающая в условиях нужды, невежества и лишений, объявляется Г. идеалом человеческого существования. Он говорит о поселянах

Скрываясь от мирских погибельных смятений,

Без страха и надежд, в долине жизни этот,

Не зная горести, не зная наслаждений,

Они беспечно шли тропинкою своей.

Far from he madding crow"d ignoble strife,

Their sober wishes never learn"d to stray;

Along the cool sequester"d vale of life

They kept the noiseless tenor of their way.

Общим фоном эллегии остаются меланхолические рассуждения о смерти, в равной мере неизбежной для нищих и королей. Именно с этой точки зрения бытие бедняка пользуется предпочтением поэта. Эта бытие так непривлекательна, что не вызывает в миг смерти особых сожалений.

Г. предпочитает мирную существование в сельском уединении пустой, хоть и блестящей жизни света. Он выбирает сельскую идиллию, которая позволяет миновать злободневный дорога без волнений и тревог, в тихих радостях единения с природой.

И тут постепенно спят под сенью гробовою -

И скромный монумент в приюте сосн густых,

С непышной надписью и резьбою простою,

Прохожего зовет перевести дух над прахом их.

Yet ev"n these bones from insult to protect,

Some frail memorial still erected nigh,

With uncouth rhymes and shapeless sculpture deck"d,

Implores the passing tribute of a sigh.

Одна картина природы сменяется прочий. Все они по-разному воспринимаются героем. И каждая оставляет свой след. Красота природы проецируется на его чувства, вызывая симпатии к людям, возвышенные мысли о величии окружающего, тяготение слиться с природой. Так в эллегии создается гармония между человеком и Вселенной. Она возникает в результате его отказа от бесплодной погони за призрачным счастьем и внешне привлекательными миражами.

Мерное течение рифмованного стиха, которым написана Эллегия, плавные переходы от одного описания к другому, обилие типично сентименталистских сравнений создают смирный тон, наводящий на раздумья о себе и своем времени.

В Эллегии создан лирический образ поэта; Г. запечатлен в нем свойственные сентименталистам представления о поэтической натуре. Поэт изображается как мужчина, "чувствительный душою и кроткий сердцем", любящий уединение на лоне природы.

Прискорбный, сумрачный, с главою наклоненной,

Он зачастую уходил в дубраву слезы лить,

Как странник, родины, друзей, всего лишенный,

Которому ничем души не усладить.

Him have we seen the greenwood side along,

While o"er the heath we hied, our labour done,

Now drooping, woeful-wan, like one forlorn,

Or craz"d with care, or cross"d in hopeless love

"Эллегия" - единственный из классических памятников поэзии английского

сентиментализма - пережила близкое время. К ней не раз обращались

поэты-романтики.

Сентиментализм как ориентация возник в Англии в 50 - 60е гг 18 в и

распространился следом по Франции. Он получил наименование от слова sentiment - "чувство", наименование, которое установилось ко времени выхода в свет "Сентиментальных путешествий " Стерна (1768) и обозначало в первую очередность культ чувства, специфический для сентименталистов. Социлаьные предпосылки и самый-самый нрав сентименализма отличались здоровый сложностью. С одной стороны углубление социальных пртиворечий в Англии вызвало у сентименталистов обострение социальной критики не только по адресу дворянства, но и по адресу самой буржуазии. Представители интеллегенции с горечью подмечали пауперизаию крестьянства, замену одних способов эксплуатации другими.

Однако эта критика буржуазных отношений носит у сентименталитов противоречивый нрав. Писатели - сентименталисты 18-19 вв отказываются разобраться, что капитализм является неизбежным историческим

этапом. Они писали в эпоху промышленного переворота, тот, что падает в

основном на 60-90 гг 18 в. Изобретение и внедрение машин, увеличение фабрик и

городов, быстрое превращение Англии из страны с маленькими городами и значительным земледельческим населением в индустриальную капиталистическую страну - вся эта "промышленная революция" привела сентименталистов в страх. Они не понимали ее неизбежности, не хотели лицезреть ее прогрессивных сторон, и, справедливо критикуя жестокость буржуазных отношений, вздыхали об "Эдеме патриархальной тупости".Противоречивость мировоззрения сентименталистов сказывалось и в их отношении к человеческому разуму и его возможностям. Буржуазное среда воспринималось ими как среда, основанное на принципах разума. Однако оно оказалось во власти вопиющих противоречий: мировое сообщество снова обрекалось на неслыханные страдания. Все эти наблюдения приводили многих писателей конца 18 в к разочарованиям в возможностях разума, в дальнейшей судьбе человечества. Пессимизм, влечение противопоставить прежнему культу разума культ чувства, поиски какого-то иррационального выхода становятся типичными для английских писателей-сентименталистов. Философской основой сентиментализма является субъективный идеализм

Беркли и Юнга. Беркли в своем "Трактате о принципах человеческого познания"(1710), отрицая самое наличие материи, доказывал, что все предметы внешнего мира представляют собой только "комбинации ощущений", что дядя знает только свои собственные ощущения. Т.о. используя сенсуализм Локка, его учение об ощущениях, как о единственном источнике наших знаний о мире, Беркли развивает его в идеалистическом направлении. Ощущения, которые соответственно материалистической теории, дают нам верную картину внешнего мира, оказываются у Беркли чем-то самодавлеющим. Субъективный сенсуализм Беркли был в дальнейшем подхвачен немецкими философами конца 18 в - Фихте и Шеллингом, а в Англии - Юнгом. Вслед за Б. он рассматривает реальность только как совокупность идей и впечатлений: по его мнению, все педставления человека о мире могут быть ошибочными, а различные законы реальности (в частности, причины и следствия) на самом деле не существуют, а только по привычке навязываются ей человеком. Все размышления Юнга пронизаны тем же отрицанием материальности мира, что и у Б. Английские сентименталисты по своим взглядам во многом близки Б. и Ю. Для них характерны разочарование в возможностях человеческого разума, сомнения в познаваемости мира, субъективизм.

В английской сентименталистской поэзии соединяются искренний заинтересованность к жизни и труду народа и консервативная идеализация патриархального

крестьянского быта. Особенностью сентиментализма являются свойственные ему в некоторй степени пессимистические и религиозные теденции.Сюда же мы отнесем ориентация "кладбищеской поэзии", которое свидетельствует о тех настроениях безысходностии тоски, которое охватывает мелкобуржуазные слои населения в Англии 18 в. Герои "кладбищенских" эллегий и поэм блуждают средь могил, спускаются в склепы, рассматривают кости и черепа, рассуждают о смысле жизни, о смерти, которая уравнивает нищих и королей. Самая задача равенства, к которой любят обращаться идеологи буржуазии в своей борьбе с дворянством, приобретает у английских сентименталистов церковный нюанс. Это только равенство в смерти, равенство перед Богом (практическая схватка с дворянством их уже не интересует).

Томас Икинс Thomas Eakins

Американский художник, фотограф, педагог, основоположник американской реалистической живописи.

- (Gray) (1716 1771), английский поэт. Яркий образец лирики сентиментализма «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751; рус. пер. В. А. Жуковского). * * * ГРЕЙ Томас ГРЕЙ (Gray) Томас (1716 71), английский поэт. Яркий образец лирики… … Энциклопедический словарь

ГРЕЙ Томас - (Gray, Thomas) ТОМАС ГРЕЙ (1716 1771), английский поэт и филолог, автор Элегии, написанной на сельском кладбище, возможно, самого знаменитого стихотворения на английском языке. Родился 26 декабря 1716 в Лондоне, в семье нотариуса и биржевого… … Энциклопедия Кольера

Грей Томас - Томас Грей Thomas Gray английский поэт Дата рождения: 26 декабря 1716 Мес … Википедия

Грей Томас - Грей (Gray) Томас (26.12.1716, Корнхилл, Лондон, 30.7.1771, Кембридж), английский поэт. Образование получил в Кембриджском университете. Лучшее произведение Г. «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751); меланхоличность, мысль о смерти,… … Большая советская энциклопедия

ГРЕЙ Томас - ГРЕЙ (Gray) Томас (1716—1771), английский поэт. Поэма «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751, пер. В.А. Жуковского «Сельское кладбище», 1802; 2 й его п. — гекзаметром, 1839); оды «Шествие поэзии» (1754), «Бард» (1757) … Литературный энциклопедический словарь

Грей Томас - (Gray) англ. поэт (1716 1771). Воспитывался в Итоне и Кембридже; путешествовал по Франции и Италии со своим школьным товарищем, известным Гор. Вальполем; потом жил в Кембридже. Обладая широкими познаниями по архитектуре, ботанике, истории… …

Грей, Томас - (1716 1771) известный английский поэт, автор Элегии на сельском кладбище, переведенной на все европейские языки и доставившей поэту широкую известность. На она была переведена Жуковским и явилась одним из первых произведений нового… … Исторический справочник русского марксиста

Грей, Томас - Смотри также (1716 1771). Английский поэт. Переводом его Сельского кладбища дебютировал Жуковский. Уп. К сестре 1814 г … Словарь литературных типов

Грей, Томас, 1-й маркиз Дорсет - Томас Грей англ. Thomas Grey маркиз Дорсет 18 апреля … Википедия

Грей Томас Филипп Робинзон - (Grey) граф, английский государственный деятель (1781 1859); был первым лордом адмиралтейства во время кратковременного министерства Роберта Пиля (1834 35). С этих пор он принадлежал к вождям консервативной партии и в период второго министерства… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Квадратный корень из лета , Хэпгуд, Гарриет Рейтер. Прошлым летом жизнь семнадцатилетней Готти будто бы разбилась на осколки: умер Грей, дед и самый близкий ей человек, а любимый парень Джейсон оказался не способен поддержать ее… Год спустя… Купить за 313 руб
  • Квадратный корень из лета , Хэпгуд Г.. Прошлым летом жизнь семнадцатилетней Готти будто бы разбилась на осколки: умер Грей, дед и самый близкий ей человек, а любимый парень Джейсон оказался не способен поддержать ее. Год спустя…

Томас Грей

Томас Грей - один из ранних предшественников романтизма в английскойпоэзии. Получил образование в колледже в Итоне и в Кембриджском Университете. Путешествовал по Франции и Италии. По возвращеннии в Англию выдержал экзамен на ученую степень по юридическим наукам и остался при университете, где в 1768 году получил звание профессора новой истории. Поэтическая деятельность Г. началась в 1747 году, опубликованием "Оды, написанной при виде Итонского колледжа", за которой последовали "Пиндарические оды" (1750 - 1757), из этих последних выделяются оды "Прогресс поэзии" и "Бард". В 1751 году была напечатана "Эллегия, написанная на сельском кладбище", наиболее значительное лирическое произведение Г., положившее начало "кладбищенской поэзии". Затем Г. обратился к изучению древней исландской и ирландской поэзии.

Предромантизм ранее всего заявляет о себе именно в английской литературе 18 в. Здесь в стране, уже пережившей в 18 в промышленную революцию и во второй половине 18 в вступившей в новую полосу социальной ломки, связанной с аграрным и промышленным переворотом, ранее чем в других государствах Европы, обнаружились противоречия буржуазного общества, поставивишие под сомнение позиции Просвещения. Устои просветительского оптимизма рассматривались жизнью. Чувство неуверенности и смятения перед подспудными, еще не познанными силами природы подрывало доверие к универсальному Разуму просветителей и заставляло обращаться к прошлому, чтобы сопоставить с ним настоящее. Английская предромантическая литература 60 - 90 хх гг 18 в неоднородна по своим социальным и идейным предпосылкам. Многообразно протекает в эту пору и пересмотр просветительской эстетики. Возрождается интерес к давно забытым Спенсеру и Чоссеру; у Шекспира и Мильтона выделяются как самое значительное их фантастические, грандиозные или меланхолические образы. Берк отстаивает в противоположность просветительской триаде Истины, Добра и Красоты эстетическую ценность Возвышенного: ужасные, таинственные, отталкивающие картины могут потрясать вообржение, даже если в них нет Истины, Добра и Красоты. Если для Шефтсебери понятия "рыцарство" и "средневековье" звучат как синонимы варварства и неразумия, то Херд объявлят рыцарское средневековье драгоценным источником вдохновения для поэтов. Возрос интерес к народному творчеству. Это подало повод к подражаниям, подделкам и мистификациям, например "Песни Оссиана" Макферсона. Вместо античной мифологии, упорядоченной и гармонизированной классицистами, М. ввел читателей в туманный и таинственный мир героических преданий Севера. Таинственность, смутность очертаний, меланхолическая резиньяция, составляющие основные настроения этих поэм, сближали их отчасти с сетиментальной поэзией Юнга, Грэя и т.п.

В "Эллегии, написанной на сельском кладбище", которой Грэй обязан своей общеевропейской известностью, нет места смятенным порывам отчаяния и скорби, которые придают трагическую окраску например поэме Юнга "Ночные думы". Иначе настроен сам автор, иначе представляются ему и мир. Эллегия освещена не зловещим ночным мраком, а последними отблесками заката, на смену которым незаметно приходят тихие сумерки.

Эллегия начинается описанием спускающегося на землю ночного сумрака.

В туманном сумраке окрестность исчезает …

Повсюду тишина, повсюду мертвый сон;

Now fades the glimm’ring landscape on the sight,

And all the air a solemn stillness holds…

Поэт бродит по ночному кладбищу, всматривается в надписи на могилах.

Здесь праотцы села в гробах уединенных

Навеки затворясь, сном непробудным спят…

Each in his narrow cell for ever laid,

The rude forefathers of the hamlet sleep…

Спокойны и тихи раздумья поэта. Среди могил поэт слышит звуки, напоминающие о жизни: шаги усталого пахаря, мычание коров, возвращающихся с пастбища, и позвякивание их колокольчиков. Смерть здесь предстает как естественное завершение жизни, не обрывающее уз любви и дружбы (умершие по-прежнему живут в памяти односельчан).

Поэт задумывается над судьбами тех, кто нашел вечный покой на этом

заброшенном деревенском погосте.

Быть может, пылью сей покрыт Гемпден надменный,

Защитник сограждан, тиранства смелый враг;

Иль кровию граждан Кромвель необагренный,

Или Мильтон немой, без славы скрытый в прах.

Some village Hampden, that with dauntless breast

The little tyrant of his fields withstood,

Some mute inglorious Milton here may rest,

Some Cromwell guiltless of his country’s blood.

Примирительная нотка, звучащая здесь, очень характерна для Грэя. Он не

сетует на несправедливость общества, в котором угасли способности людей, призванных, быть может, на великие дела. Если они и не смогли проявить себя в добре, по крайней мере они избежали и зла; судьба провела их сквозь жизнь тихой тропинкой, "вдали от шумной толпы".

В Эллегии, написанной на сельском кладбище тенденции кладбищенской лирики, размышления о бренности всего земного сочетаются с прославлением крестьянского труда и патриархально-идиллической крестьянской жизни. Говоря об умерших поселянах, Г. прославляет в восторженных и патетических нотах скромный, незаметный труд, вполне понимая его значение.

Как часто их серпа златую ниву жали,

И плуг их побеждал упорные поля!

Как часто их секир дубравы трепетали,

И потом их лица кропилася земля!

Oft did the harvest to their sickle yield;

Their furrow oft the stubborn glebe has broke;

How jocund did they drive their teams afield!

How bow’d the woods beneath their sturdy stroke!

Однако эллегия далее утрачивает свой демократический смысл, превращаясь в прославление патриархальной крестьянской забитости и тупости. Безрадостная жизнь, протекающая в условиях нужды, невежества и лишений, объявляется Г. идеалом человеческого существования. Он говорит о поселянах

Скрываясь от мирских погибельных смятений,

Без страха и надежд, в долине жизни сей,

Не зная горести, не зная наслаждений,

Они беспечно шли тропинкою своей.

Far from he madding crow’d ignoble strife,

Their sober wishes never learn’d to stray;

Along the cool sequester’d vale of life

They kept the noiseless tenor of their way.

Общим фоном эллегии остаются меланхолические рассуждения о смерти, одинаково неизбежной для нищих и королей. Именно с этой точки зрения жизнь бедняка пользуется предпочтением поэта. Эта жизнь так непривлекательна, что не вызывает в момент смерти особых сожалений.

Г. предпочитает мирную жизнь в сельском уединении пустой, хоть и блестящей жизни света. Он выбирает сельскую идиллию, которая позволяет пройти жизненный путь без волнений и тревог, в тихих радостях единения с природой.

И здесь спокойно спят под сенью гробовою –

И скромный памятник в приюте сосн густых,

С непышной надписью и резьбою простою,

Прохожего зовет вздохнуть над прахом их.

Yet ev’n these bones from insult to protect,

Some frail memorial still erected nigh,

With uncouth rhymes and shapeless sculpture deck’d,

Implores the passing tribute of a sigh.

Одна картина природы сменяется другой. Все они по-разному воспринимаются героем. И каждая оставляет свой след. Красота природы проецируется на его чувства, вызывая симпатии к людям, возвышенные мысли о величии окружающего, стремление слиться с природой. Так в эллегии создается гармония между человеком и Вселенной. Она возникает в результате его отказа от бесплодной погони за призрачным счастьем и внешне привлекательными миражами.

Мерное течение рифмованного стиха, которым написана Эллегия, плавные переходы от одного описания к другому, обилие типично сентименталистских сравнений создают спокойный тон, наводящий на раздумья о себе и своем времени.

В Эллегии создан лирический образ поэта; Г. запечатлен в нем свойственные сентименталистам представления о поэтической натуре. Поэт изображается как человек, «чувствительный душою и кроткий сердцем», любящий уединение на лоне природы.

Прискорбный, сумрачный, с главою наклоненной,

Он часто уходил в дубраву слезы лить,

Как странник, родины, друзей, всего лишенный,

Которому ничем души не усладить.

Him have we seen the greenwood side along,

While o’er the heath we hied, our labour done,

Now drooping, woeful-wan, like one forlorn,

Or craz’d with care, or cross’d in hopeless love

"Эллегия" - один из классических памятников поэзии английского сентиментализма - пережила свое время. К ней не раз обращались поэты-романтики.

Сентиментализм как направление возник в Англии в 50 - 60е гг 18 в и распространился затем по Франции. Он получил название от слова sentiment - "чувство", название, которое установилось ко времени выхода в свет "Сентиментальных путешествий " Стерна (1768) и обозначало в первую очередь культ чувства, характерный для сентименталистов. Социлаьные предпосылки и самый характер сентименализма отличались большой сложностью. С одной стороны углубление социальных пртиворечий в Англии вызвало у сентименталистов обострение социальной критики не только по адресу дворянства, но и по адресу самой буржуазии. Представители интеллегенции с горечью подмечали пауперизаию крестьянства, замену одних способов эксплуатации другими.

Однако эта критика буржуазных отношений носит у сентименталитов противоречивый характер. Писатели - сентименталисты 18-19 вв отказываются понять, что капитализм является неизбежным историческим этапом. Они писали в эпоху промышленного переворота, который падает в основном на 60-90 гг 18 в. Изобретение и внедрение машин, рост фабрик и городов, быстрое превращение Англии из страны с маленькими городами и значительным земледельческим населением в индустриальную капиталистическую страну - вся эта "промышленная революция" привела сентименталистов в ужас. Они не понимали ее неизбежности, не хотели видеть ее прогрессивных сторон, и, справедливо критикуя жестокость буржуазных отношений, вздыхали об "Эдеме патриархальной тупости".Противоречивость мировоззрения сентименталистов сказывалось и в их отношении к человеческому разуму и его возможностям. Буржуазное общество воспринималось ими как общество, основанное на принципах разума. Однако оно оказалось во власти вопиющих противоречий: человечество вновь обрекалось на неслыханные страдания. Все эти наблюдения приводили многих писателей конца 18 в к разочарованиям в возможностях разума, в дальнейшей судьбе человечества. Пессимизм, стремление противопоставить прежнему культу разума культ чувства, поиски какого-то иррационального выхода становятся типичными для английских писателей-сентименталистов. Философской основой сентиментализма является субъективный идеализм

Беркли и Юнга. Беркли в своем "Трактате о принципах человеческого познания"(1710), отрицая самое существование материи, доказывал, что все предметы внешнего мира представляют собой лишь "комбинации ощущений", что человек знает лишь свои собственные ощущения. Т.о. используя сенсуализм Локка, его учение об ощущениях, как о единственном источнике наших знаний о мире, Беркли развивает его в идеалистическом направлении. Ощущения, которые согласно материалистической теории, дают нам верную картину внешнего мира, оказываются у Беркли чем-то самодавлеющим. Субъективный сенсуализм Беркли был в дальнейшем подхвачен немецкими философами конца 18 в - Фихте и Шеллингом, а в Англии - Юнгом. Вслед за Б. он рассматривает действительность лишь как совокупность идей и впечатлений: по его мнению, все педставления человека о мире могут быть ошибочными, а различные законы действительности (например, причины и следствия) на самом деле не существуют, а лишь по привычке навязываются ей человеком. Все размышления Юнга пронизаны тем же отрицанием материальности мира, что и у Б. Английские сентименталисты по своим взглядам во многом близки Б. и Ю. Для них характерны разочарование в возможностях человеческого разума, сомнения в познаваемости мира, субъективизм.

В английской сентименталистской поэзии соединяются искренний интерес к жизни и труду народа и консервативная идеализация патриархального крестьянского быта. Особенностью сентиментализма являются свойственные ему в некоторй степени пессимистические и религиозные теденции.Сюда же мы отнесем направление "кладбищеской поэзии", которое свидетельствует о тех настроениях безысходностии тоски, которое охватывает мелкобуржуазные слои населения в Англии 18 в. Герои "кладбищенских" эллегий и поэм блуждают средь могил, спускаются в склепы, рассматривают кости и черепа, рассуждают о смысле жизни, о смерти, которая уравнивает нищих и королей. Самая тема равенства, к которой любят обращаться идеологи буржуазии в своей борьбе с дворянством, приобретает у английских сентименталистов религиозный оттенок. Это лишь равенство в смерти, равенство перед Богом (практическая борьба с дворянством их уже не интересует).

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Шахиня… Уже забылось, кто первый так ее назвал. Но именование закрепилось. Тоненькая фигурка, доходящая временами до фантастической худобы. Выразительное, слегка удлиненное лицо с резко очерченными линиями. Внимательный взгляд больших глаз. И вдруг неожиданное среди разговора: «Мяу…» Люди ее круга помнят это специфично Танино междометие, часто лукавое и всегда очень женственное. Иногда оно означало: «Все идет правильно». Иногда звучало вопросительно: «Все хорошо?» А иногда было связано с задумчивым отрешением от мимотекущей суеты и значило что-то вроде: «Ну, ладно» или «Неважно». Но всегда было обращено к тем, кто был ей близок творчески и лично. Впервые услышав это обращение, я смутилась — настолько оно не вязалось с ее легендарной причастностью к поколению театрального «шестидесятничества», с ее чеховедческими штудиями, тонкими и проницательными рецензиями, строгими и серьезными обзорными статьями. Но когда поняла, что это брошенное вскользь, «проверочно», означает приглашение в «свой круг», — была рада. Помню ее разной — энтузиастически развертывающей любимую мысль, искренне восхищающейся чужой работой, благожелательно приветствующей участников Чеховской конференции, торжественно-взволнованно открывающей задуманный ею фестиваль чеховских спектаклей «Мелиховская весна». Но когда ее что-то не устраивало или задевало (почти всегда это было связано с обожаемым Чеховым), она умела и бросить колкую реплику, и всерьез возмутиться, и демонстративно промолчать.

Когда последний номер «Экрана и сцены» вышел без ее ответов на традиционную анкету из трех вопросов, стало ясно, что с Таней что-то случилось. Впервые мы не узнали ее суждения о театральных новинках сезона, всегда умного и неизменно добросовестно обоснованного. Жалко. Очень жалко. Поколение уходит. Без них все становится беднее и сиротливее…

Однажды я заговорила с Татьяной Константиновной о ситуации вокруг какого-то давнего спектакля ЦДТ, и, отвечая мне, она произнесла вдруг совсем по-детски: «Мой папа…» Константин Язонович Шах-Азизов был потрясающим директором, собравшим в начале пятидесятых в своей труппе Марию Осиповну Кнебель, Олега Ефремова, Анатолия Эфроса и многих других талантливых людей. Тот молодой счастливый театр в какой-то мере был ее детской, с тех оттепельных времен она сохранила в себе умную ясность, глубину простоты, безупречную порядочность. Как-то при ней я упомянула имя одного известного старого критика. В первый и последний раз я видела у Шахини такую реакцию. Она резко отшатнулась, взмахнула рукой и почти крикнула брезгливо: «Аня, но он же нерукопожатен!» Про книгу Рейфильда говорила гораздо спокойнее.

Однажды мы рядом высидели очень-очень плохой, длинный и мучительный чеховский спектакль молодого талантливого национального режиссера. Два антракта, два разговора. Татьяна Константиновна вовсе не жалела Чехова и не ругала режиссера — она одинаково сопереживала обоим, ввергнутым в общую неудачу. Нет, не случайно вся жизнь ее прошла в чеховском театральном круговороте, она и сама часто представлялась мне героиней какой-нибудь пьесы Чехова, прожившей «длинный, длинный ряд дней», сохранившей любопытство к жизни и не утратившей надежды.

Татьяна Константиновна была человеком важным для нашей театральной среды. Ее работоспособность, несуетность, человеческое достоинство и высокий профессионализм вызывали безусловное уважение. Сама, вероятно, того не сознавая, жизнью своей и всем обликом Татьяна Константиновна Шах-Азизова доказывала, что и в бурлении театральных страстей есть место благородству и интеллигентности.




Top