«Танцевальная чума» Средневековья. Танцевальная чума

В июле 1518 года жители Страсбурга (который на тот момент был частью Священной Римской империи), были поражены внезапным и, казалось, неконтролируемым желанием танцевать.

Немного истории

Истерия началась с того, что женщина по имени фрау Трофеа вышла на улицу и начала молча крутиться, вертеться и трястись. Она продолжала этот сольный танцевальный марафон почти неделю, пока к ней не присоединились еще три десятка жителей. К августу эпидемия танцев поразила около 400 жертв. При отсутствии другого объяснения этому явлению местные врачи во всем обвинили «горячую кровь», и предложили больным подождать, пока лихорадка не прекратится сама собой. Была даже построена сцена, и в город пригласили профессиональных танцоров. Город даже нанял группу, чтобы обеспечить танцующих музыкой, но не прошло слишком много времени, и марафон начал требовать свою пошлину. Многие танцоры просто падали от истощения. Некоторые даже умерли от инсультов и сердечных приступов. Это странное явление не заканчивалось до сентября, когда танцоров увезли в горный храм, где они могли бы помолиться об отпущении грехов.

Танцевальная чума в Страсбурге может восприниматься как легенда, однако она задокументированна в исторических записях 16 века. Кроме того, это не единственный подобный случай. Похожие мании имели место в Швейцарии, Германии и Голландии, хотя не все явления были такими большими (и со смертельным исходом), как в 1518 году.

Что могло заставить людей танцевать до изнеможения?

По словам историка Джона Уоллера, дело, скорее всего, в святом Вите — католическом святом, который (по убеждению благочестивых европейцев 16 века) имел власть насылать на людей танцевальную чуму. В сочетании с ужасными болезнями и голодом, которые охватили Страсбург в 1518 году, суеверие о святом Вите могло вызвать истерию на фоне стресса, которая распространилась на большую часть города.

В соответствии с другими теориями, танцоры могли быть членами религиозного культа. Кроме того, ученые предполагают, что виной всему спорынья, которая случайно попала в организм людей. Это токсическая плесень, которая растет на влажной ржи и может стать причиной спазмов и галлюцинаций.

В июле 1518 года в Страсбурге во Франции женщина по имени фрау Троффеа вышла на улицу и принялась выделывать танцевальные па, что продолжадлсь несколько дней. К концу первой недели к ней присоединились 34 местных жителя. Затем толпа танцующих разрослась до 400 участников, сообщает телеканал Discovery о достоверно зафиксированном историческом эпизоде, который получил название "танцевальная чума" или "эпидемия 1518 года".

Тогда власти посчитали, что излечить танцоров-мучеников можно только продолжением танца, однако к концу лета среди танцующих десятки погибли от сердечных приступов, инсультов и просто от истощения.

После многих неудачных попыток вскрыть подоплеку этого необычного явления лишь сейчас историку Джону Уоллеру, профессору Мичиганского университета и автору книги "Время танцевать, время умирать: экстраординарная история танцевальной чумы 1518 года", удалось разгадать столь долго занимавшую умы ученых загадку. Статью на эту тему публикует журнал Endeavour.

Эти люди, пишет Уоллер, "не просто тряслись, содрогались или бились в конвульсиях, как если бы впали в транс, их ноги и руки двигались так, как если бы они целенаправленно выполняли танцевальные движения".

Юджин Бэкмэн, автор книги "Религиозные танцы в христианской церкви и в популярной медицине" еще в 1952 году обратил внимание на биологические или химические причины подобной танцевальной мании. Он, как и другие эксперты, полагал, что в подоплеке подобных массовых явлений лежали попавшие с хлебом споры плесени, образующейся в стогах влажной ржи.

Да, соглашается Уоллер, подобная плесень может вызвать жуткие конвульсии и галлюцинации, но "никак не скоординированные движения, которые могут продолжаться в течение многих дней".

Кроме того, настаивает исследователь, совершенно отсутствуют свидетельства того, что танцующие хотели плясать. Более того, они испытывали отчаяние и страх.

"Эпидемии плясок", между тем, предшествовали некоторые не совсем обычные явления - страну терзал голод, вызванный серией холодных зим и заслушливых жарких летних сезонов, заморозки, сильнейший град. Все это происходило накануне маниакальных танцев. Множество людей умерли от голода. Те, кто выжил, были вынуждены убивать своих домашних животных, затем залезать в долги и, как результат, оказывались на улице попрашайничая.

Регион поразили также такие болезни, как оспа, сифилис, проказа и новая напасть, прозванная "английский пот".

В итоге, указывает Уоллер, весь регион охватили страх и тревога.

Одним из подобных страхов, берущих начало в религиозной легенде, было то, что если тот или иной человек вызовет проклятие святого Вита, сицилийского мученика начала IV века, канонизированного церковью, он сможет ниспослать на людей напасть в виде ничем необъяснимых приступов танца - "пляски святого Вита".

Уоллер считает, что именно феномен, известный как "массовое психогеническое заболевание", своего рода форма массовой истерии, которому обычно предшествуют невыносимые уровни псхологического стресса, вызывают подобные "танцевальные эпидемии".

Жертвы, поясняет ученый, часто впадают в состояние непроизвольного транса, которое подогревается психологическим стрессом и ожиданием перехода в навязанное состояние: "таким образом, в группах людей, которые столкнулись с тяжелейшими социальными или экономическими неурядицами, транс может быть крайне заразителен".

В районах вокруг Страсбурга в средние века известны по меньшей мере семь вспышек "танцевальных эпидемий".

В новой истории известен случай на острове Мадагаскар, где в 1840-х годах жители, согласно медицинским хроникам, "дико отплясывали, находясь в состоянии транса, будучи убежденными, что их душами завладели злые духи".

В 1962 году наблюдалась иная вспышка психогенического заболевания - эпидемия смеха 1962 года в зоне озера Танганьика. Это происходило так: неконтролируемый смех у учениц интерната в Танзании вызвала обычная шутка. Смех продолжался и продолжался, длился днями. Жертвы, практически все - женского пола, начали затем испытывать боль и задыхаться, теряли сознание, у них появлялась сыпь и приступы плача. И все это имело прямое отношение к истерическому смеху, доказывая старую истину, что смех может быть заразителен.

От школьниц эпидемия затем перекинулась на их родителей, а также на другие школы и окружающие населенные пункты.

Прошло полтора года, прежде чем эмидемия исчерпала себя.

Бывали случаи иррационального поведения мужчин, опасающихся, что их гениталии могут быть похищены, либо фатально "уйти в тело". Подобные панические настроения отмечались в разных частях света с 300 года до н.э., особенно в Африке и Азии. Они известны под названием "коро" (koro).

Самая последняя по времени эпидемия охватели в 1967 году Сингапур, когда свыше 1 тыс. местных мужчин прибегали ко всякого рода ухищрениям - использовали подпорки, или прищепки, лишь бы защититься и не допустить утраты столь ценного органа и вообще - мужского достоинства.

Такие эпидемии, особенно уходящие глубоко в историю, считает Уоллер, имеют огромное историческое значение. Например, "танцевальная эпидемия" говорит о чрезвычайной вере людей позднего средневековья в сверхестественные силы. Это также свидетельствует о том, к каким экстремальным проявлениям могут привести людей страх и отсутствие рационального восприятия действительности.

Как думает ученый, на свете мало что способно столь отчетливо указывать на экстраординарный потенциал человеческого мозга.


Танцевальная чума - необычное явление, которое наблюдалось в разных частях Западной Европы неоднократно в период с XIV до XVII веков. Наиболее заметный инцидент, связанный с этой чумой, произошел летом 1518 года в Страсбурге, Франция, где множество людей продолжали танцевать до тех пор, пока не падали замертво от истощения. Мы собрали интересные факты об этом невероятном явлении.

1. Случай с фрау Троффеа

Пляски до крови.

За неделю до фестиваля Марии Магдалины в 1518 году фрау Троффеа вышла из своего дома и начала танцевать. Она танцевала весь день до позднего вечера, пока она не рухнула на землю в полном истощении. Хотя женщина и проспала несколько часов, ее мышцы подергивались во сне, будто она продолжала отплясывать. Когда фрау проснулась, она снова начала свой причудливый танец.

На третий день безумных плясок ее туфли были пропитаны кровью, она находилась на стадии крайнего истощения, но никак не могла остановиться. Через несколько дней фрау Троффеа доставили в храм, чтобы исцелить от недуга. Но было слишком поздно.. она умерла. Казалось бы все закончилось, но случилось непредвиденное - подобным образом танцевать начало еще 30 людей. Через месяц их было уже более 400. Люди танцевали сутками, забыв о еде и воде, до тех пор, пока не умирали.

2. Танцевальная чума: причина неизвестна

Причины танцевальной чумы неизвестны и сегодня.

Поскольку все больше и больше людей выходили на улицы в течение августа, их ноги дергались в каком-то жутком танце, пугая жителей города. Танцоры, казалось, сошли с ума, и зрители наперебой выдвигали разные теории, что могло быть причиной - Бог или дьявол. Сотни людей танцевали на улицах, потные и с окровавленными ногами. Считается, что ежедневно от танцевальной чумы умирало более 10 человек. До сих пор никто не знает, что послужило причиной танцевальной чумы в Страсбурге и в других частях Западной Европы, но есть много мнений о том, что могло произойти. Может это была массовая истерия, а может и настоящая «чума», вызванная вирусом.

3. Мнение Парацельса

Врач и алхимик Парацельс.

Врач и алхимик Парацельс посетил Страсбург в 1526 году, всего через несколько лет после того, как случилась танцевальная чума. Он первым написал о фрау Троффеа и был первым, кто использовал термин «хореомания», чтобы описать танцевальную болезнь. Парацельс имел свое собственное мнение о причинах танцевальной чумы. Оказалось, что муж фрау Троффеа ненавидел, когда она танцевала. Парацельс и некоторые из жителей Страсбурга считали, что она начала свой танец, чтобы просто позлить мужа.

Парацельс заявил, что у танцевальной болезни было три причины. Во-первых, она появлялась по мнимым причинам. Во-вторых, люди, возможно, присоединялись к танцу из-за сексуальных расстройств. И, наконец, возможно, у некоторых людей были физические причины для бесконтрольного танца. В конечном счете, Парацельс считал, что несчастные жены были главной причиной танцевальной чумы.

4. Социальный стресс

Стресс как причина танцевальной чумы.

Одной из наиболее вероятных причин танцевальной чумы был стресс. Танцевальная чума появилась вскоре жуткой эпидемии Черной смерти. Казалось, будто у пострадавших были непроизвольные сокращения ног, что и сегодня наблюдается у небольшой части пациентов психиатрических больниц (хотя и в меньшей степени). Стресс мог быть вызван духовной причиной, когда человек предполагал, что он или она должен быть наказан Богом за различные грехи. Также в то время была большая напряженность между различными классами общества. А, учитывая повсеместную бедность и голод, вполне возможно, что были группы людей, которые просто «сломались» из-за морального напряжения.

5. Укусы тарантулов

В Италии танцевальную чуму назвали тарантизмом.

Франция была не единственной страной, пострадавшей от танцевальной чумы. В Италии также были вспышки танцевальной мании, но в этой стране она называлась тарантизм. Люди верили, что спонтанный танец вызван укусами тарантулов. Укушенные якобы начинали дергаться и танцевать. Также утверждалось, что жертвы укусов стремились погрузиться в холодную воду и многие из них погибли в море. Хотя укус тарантула не ядовит для человека, последний известный случай тарантизма в Италии был зафиксирован в 1959 году.

6. Лечение связыванием

Лучшее лекарство - верёвка.

Использовались различные методы, чтобы попытаться вылечить тех, кто пострадал от танцевальной мании. Одним из наиболее распространенных методов было связывание танцующих. Жертв болезни заворачивали в ткани, подобно тому, как пеленают младенцев. По-первых, это предотвращало пострадавших от того, чтобы они танцевали до стирания ног до крови. Некоторые из жертв также утверждали, что плотное обвязывание их животов помогает избавиться от безумия. Некоторые даже просили бить их в живот для облегчения.

7. Темнота и голодание

Темнота и голодание как лекарство от танцевальной чумы.

Марацельс рекомендовал его собственное лекарство от танцевальной чумы. Он назвал пострадавших «шлюхами и негодяями» и считал, что с ними нужно было обращаться наихудшим способом. Во-первых, он настаивал на том, что пострадавших нужно запирать в темной комнате (причем, чем хуже помещение, тем лучше). Во-вторых, жертвы должны были голодать и питаться только хлебом и водой. Неизвестно, помогало это или нет, но вряд ли подобное жестокое обращение было хуже, чем экзорцизм, который практиковала церковь по отношению к жертвам танцевальной мании.

8. Детская танцевальная чума

Детская танцевальная чума.

Записи показывают, что в 1237 году большое количество детей были затронуты танцевальной чумой в Эрфурте, Германия. Около 100 детей стали танцевать бесконтрольно на дороге из Эрфурта в Арнштадт, а затем рухнули от истощения. Детей нашли и вернули их родителям. Но на этом все не закончилось. Некоторые подростки вскоре после этого умерли, а те, кто выжил, до конца своих дней жили с тремором, который никогда не проходил. Никто не знает, что вызвало эту вспышку «чумы».

9. Танец святого Джонса

Танец святого Джонса.

Танцевальная мания поразила и Германию в 1300-х годах, сразу после эпидемии Черной смерти. Мужчины и женщины выходили на улицы и конвульсивно танцевали, к ужасу всех окружающих. Они прыгали с пеной у рта, и, казалось, были одержимы. Мания распространялась от одного человека к другому. Некоторых из жертв силой пытались накормить и их безумие проходило на короткое время... но затем возвращалось снова. Жертвы утверждали, что во время танцевальных припадков они даже не видели, что вокруг них происходит, ничего не слышали, а были вынуждены двигаться, кричать и танцевать до полного истощения.

10. Пляска святого Витта

Пляску Святого Витта часто сравнивают с танцевальной манией, но это не был настоящий танец. Хотя святой Витт был покровителем танцоров, эта пляска была болезнью, заставлявшей тела пострадавших дергаться или трястись. Сегодня это заболевание известно, как хорея и его пытаются лечить. Ранее же заболевших доставляли в часовню святого Витта в надежде, что они исцелятся. Того же, кто отказывался посетить часовню, отлучали от церкви.

Необычное явление, происходившее во времена Средневековья, до сих пор не нашло четкого и обоснованного объяснения. Речь идет о танцевальной чуме, которая свирепствовала в Европе с 14 по 18 века.

Чаще всего при обсуждении этого необычного явления говорят о случае, произошедшем в 1518 году в Страсбурге. Посреди улицы большого города женщина по имени Троффеа неожиданно начала танцевать. Она прыгала по улицам города в течение всего дня, пока ее силы не иссякли к вечеру, и она не упала, полностью обессилив. После такого танцевального марафона Троффеа проспала несколько часов, но даже во сне ее мышцы продолжали подергиваться, словно она и во сне продолжала свой безумный танец. На третий день плясок, оказалась что ее обувь буквально пропитана кровью, но, несмотря на жуткую усталость и невыносимую боль, она не могла остановить свой безумный танец. Несчастную отправили в один из храмов, в надежде на помощь святого места, но было поздно, и вскоре женщина умерла.

В течение нескольких дней еще 34 жителя города присоединились к этому бесконечному танцевальному марафону. Через месяц «танцевальная лихорадка» охватила уже более четырех сотен человек. Люди танцевали без остановки и, вскоре, погибали.

Отношение обывателей Страсбурга к танцующим было разным: одни смеялись, вторые считали, что эти танцоры сошли с ума, третьи боялись, что проклятье ляжет на их голову. Но всех удивляло, что обезумевшие люди танцевали не вальс, не танго, не макарену – их движения больше напоминали непроизвольную конвульсию, казалось, что конечности танцоров двигаются независимо от желания самих людей. Все это безумие продолжалось несколько дней. Некоторые падали без сознания, другие умирали от истощения или от сердечного приступа. Считалось, что в обычном состоянии человек может выдержать такую физическую нагрузку (без приема пищи и воды) не более 3 дней, а люди, заразившиеся «танцующей чумой» выдерживали танцевальный марафон до 6 дней, входя в какой-то странный транс. Со стороны всем, кто видел дергающихся в каком-то мистическом танце людей с окровавленными ногами, казалось, что эти танцоры сошли с ума. Но больше всего поражало то, что количество зараженных с каждым днем становилось все больше.

Болезнь охватывала все больше людей и причины ее появления оставались загадкой. Ясно было одно – болезнь оказалась заразной. Власти прикладывали максимальные усилия для выяснения причин, вызывающих «танцевальную чуму». Высказывались многочисленные предположения: проклятие Бога, влияние демонов, новая болезнь, которой подвержены люди, имеющие «горячую кровь». Одновременно велись поиски способов лечения новой болезни.

Врачи считали, что самым эффективным лечением странной болезни может стать только понуждение заболевших танцевать еще больше. Для этого срочно оборудовали многочисленные танцевальные залы с живой музыкой. Всех «танцующих» отправили в эти приспособленные помещения. Некоторые залы были оборудованы рядом со святыми местами. Через некоторое время стало понятно, что решение было ошибочным: ситуация в городе с каждым днем ухудшалась. Ежедневно погибало более 15 танцующих людей. Тогда власти приняли противоположное решение – запретили любую музыку и танцы, введя большие штрафы за нарушение. Исключение сделали для свадеб и некоторых религиозных обрядов (разрешено было использовать только струнные инструменты и существовал полный запрет на ударные инструменты). Эти меры тоже не сработали. Осталось признать, что Страсбург подвергся проклятию. Чтобы избежать больших жертв, решено было изгнать «танцоров» их города. Многим зараженным танцевальной чумой удалось укрыться в храме святого Витта. Есть сведения, что те, кого приютил храм, вскоре полностью вылечились.

Но случай в Страсбурге был не единичным. «Танцевальная чума» охватила всю континентальную Европу. Число больных достигло несколько тысяч человек! В следствии чего возникла массовая истерия, а страх царивший в европейских городах, способствовал еще большему распространению болезни.

Первым средневековым лекарем, описавшим новую болезнь, стал алхимик Парацельс. Для описания явления «танцующей чумы» он использовал новый термин – «хореомания». Парацельс подошел к объяснению причин заболевания с другой стороны, нежели его коллеги. Он узнал, что первая зараженная – фрау Троффеа, очень любила танцевать, но муж категорически запрещал ей это делать. Парацельс предположил, что безумный танец она начала, чтобы позлить мужа. Знаменитый лекарь указывал на три основные причины танцевальной болезни: первая – из-за социальной нестабильности; вторая – присоединявшиеся к танцевальному марафону люди имели проблемы сексуального характера; третья — не исключено, что люди начинали танцевать с целью получить физическую нагрузку.

Версия Парацельса частично подтвердилась. Явление танцевальной чумы произошло сразу после страшной эпидемии Черной смерти. Поэтому новое заболевание, возможно, стало ответом на ранее полученный стресс от жуткой эпидемии. Современные медики знают о том, что у некоторых психически больных пациентов наблюдаются непроизвольные сокращение мышц ног. Стресс мог вызвать не только страх перед эпидемией, в это время общество испытывало на себе значительное социальное расслоение. Страх оказаться за чертой бедности, приводил к огромному моральному напряжению в среде простых людей.

В Италии считали, что причиной «танцевальной чумы» стали укусы тарантулов, поэтому эту болезнь итальянцы называли тарантизмом. Жертвы новой болезни пытались лечиться, погружаясь в морские воды: многие утонули. Эта версия заражения вызывает большие сомнения, поскольку яд тарантула не опасен для человека.

Средневековые лекари не оставляли попыток вылечить пациентов, пораженных «танцевальной манией». Одним из методов стало связывание заболевшего: его пеленали, словно младенца, не давая шанса пошевелить конечностями. Некоторые из пострадавших требовали, чтобы им туго обвязывали живот или били по нему: якобы это помогает им защититься от безумия и приносит облегчение. По разработанной Парацельсом методике лечения, заболевших «танцевальной чумой», запирали в темной комнате, морили их голодом, давая только хлеб и воду, а в монастырях избивали несчастных больных, преследуя, как им казалось, благие цели.

Не получая каких-либо положительных результатов, больных попытались кормить. И действительно безумие проходило, но на короткое время, а затем больной начинал снова свой сумасшедший танец. Заболевшие утверждали, что во время припадков они совсем не осознавали, что происходит вокруг, а вынуждены были двигаться до полного истощения.

«Танцевальная мания» не прошла и мимо детей. Около сотни детей «танцевали» на улицах Германии, и падали на землю от усталости и истощения. Часть малышей удалось спасти и вернуть родителям, но среди детей были и погибшие.

Часто эту танцевальную манию сравнивают с пляской святого Витта. Святой считался покровителем всех танцоров, но эта болезнь не была танцем, скорее всего безумной и неуправляемой пляской, заставляющая пострадавших трястись и прыгать в каком-то сумасшедшем припадке.

Сегодня это заболевание называют хореей и его пытаются лечить. Но до сих пор не ясна причина его появления. Возможно, наука еще не готова дать этому странному явлению какое-либо объяснение.

No related links found




Top