Тема «горячего сердца. Сочинение Островский А.Н

Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пьесы “Гроза” Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в первую очередь Лариса Огудалова из драмы “Бесприданница”. Она богато одаренная натура, талантлива, умна, трезво оценивает жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за “широту души”, Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что “Сергей Сергеевич... Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной”. Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать “героем ее романа”.

Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.

Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов этого мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из “Доходного места”, учитель Иванов из “В чужом пиру похмелье”.

Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: “Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?” Он не хочет жить среди всей этой “грязи”, процветающей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. “Мы с вами начнем жить честно, по-новому...- говорит он своей невесте,- вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом”. Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу герой,- его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться: “Я не герой, я обыкновенный, слабый человек”. Мелузов из пьесы “Таланты и поклонники” - человек новой формации, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу: “Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу”.

Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы “Лес”, Наров из “Талантов и поклонников”, Кручинина и Незнамов из “Без вины виноватых”.

Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/


Трагедия сердца, пылающего любовью (пьеса "Бесприданница" А. Н. Островского)

Островский пишет свою драму "Бесприданница" в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал пьесу "Гроза" и многие другие произведения, среди которых и "Горячее сердце". Эти три произведения писателя объединены одной темой - темой "горячего сердца". Катерина в "Грозе", Параша в "Горячем сердце", Лариса в "Бесприданнице", а затем и Купава в "Снегурочке" - все они относятся к одному типу женщин, женщин с "горячим сердцем". Но, несмотря на то, что все они переживают из-за любви, то есть ее недостатка, у каждой из них своя драма.

Раньше Островским образ женщины пылкого и чистого сердца, не принимающей и не желающей принять ужасный мир, ищущей и не могущей найти человека, достойного большой любви, противопоставлялась галерея страшных фигур "темного царства". Теперь драматург сталкивает Ларису Огудалову с жестоким миром буржуазных отношений.

Главная тема пьесы - драма человеческой личности в бесчеловечном обществе. Чья же это драма? И в чем она заключается?

Лариса Дмитриевна - очень хорошо воспитанная и добрая девушка. Отсюда - ее хорошее отношение к людям, ее уважение к матери. Но нам становится жаль девушку, уже когда мы видим ее мать. Огудалова во всем ищет выгоду, хочет найти своей дочери богатого жениха. Для этого она учит Ларису хитростям, которые та должна применять в жизни. Мать Ларисы - более приземленная натура, чем дочь, довольно практичная.

Это непонимание между дочерью и матерью, это разительное отличие их характеров сразу бросается в глаза. Безусловно, Ларисе от этого только тяжелее. Мало того, что она уже однажды разочаровалась в любви, оказалась покинутой, так теперь должна унижаться поиском богатых женихов, который ведет ей мать.

Таким образом, уже сама жизнь Ларисы в родном доме не окрашена в светлые тона, она омрачена царившим вокруг нее непониманием и постоянным унижением. Мать Ларисы говорит: "Мы люди бедные, нам унижаться всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески".

Самая главная же драма Ларисы - это ее душевная, сердечная драма. Разочарование в любви и предательство уже познала эта бедная девушка, когда "Сергей Сергеевич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда".

И теперь героине ничего не остается, как выйти замуж за Карандышева. Конечно, в ее представлении он не идет ни в какое сравнение с Паратовым. Лариса верит в идеальность, в достоинства Сергея Сергеича даже после его исчезновения. Она, несомненно, любила и любит только его, любит по-настоящему. Забыть его девушка надеется в заботах семейной жизни с Карандышевым. Но она видит всю ничтожность Юлия Капитоныча, даже стыдится его "высокомерия", ведь он ничто для всех окружающих

От всех бед, от стыда она ищет спасения в деревне, в природе. Она постоянно говорит матери, что хочет вырваться в деревню: "Я, по крайней мере, душой отдохну",

Душа Ларисы отдыхает и когда она поет, полностью отдается во власть чарующих звуков. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Этот мир не такой, как мир Кнуровых и Вожеватовых.

Поэтическая натура Ларисы (ее имя в переводе с греческого означает "чайка") летит над миром на крыльях музыки, прекрасного. И когда Паратов возвращается, Лариса думает, что он чужд тому миру холодных и расчетливых дельцов, а принадлежит к миру музыки, любви и поэзии.

Еще до его приезда из слов самой Ларисы мы видим всю власть Паратова над нею. И он пользуется этим, увозя героиню на Волгу, снова очаровывая ее. Но нужно ли ему это? Да, Сергей Сергеич хочет весело провести время, свои последние холостые денечки. Конечно, он очарован Ларисой искренне, но, в конце концов, почти обманывает ее. А девушка совсем не такая, как он. Она ничего от него не скрывает от "богатого барина", эта правдивость ее замечается всеми персонажами пьесы. Но главное в отношениях Ларисы и Паратова - это то, что тут-то и проявляется ее "горячее сердце".

Она открыта с Сергеем Сергеевичем. В их первый разговор после разлуки на его вопрос, любит ли она его, Лариса отвечает утвердительно. Она рассказывает Паратову о причинах своего замужества. Его самолюбию льстит, что кто-то его до сих пор любит. И с его стороны, я думаю, довольно жестоко было говорить Ларисе, что "в любви равенства нет", что "в любви приходится иногда и поплакать" женщине. Все это находит подтверждение и в их истории. Лариса любит, плачет, страдает, а Сергей Сергеевич спокойно принимает неравную любовь.

Самое главное для Ларисы - любовь к человеку и любовь в человеке. Она говорит Паратову об одном достоинстве Карандышева - он любит ее. Ее сердце жаждет любви, ее сердце может и хочет любить и быть любимым. Но не любого: не такого, как Карандышев или Кнуров, а такого, каким она видела Паратова. Думая, что Паратов в ее жизни больше не появится, Лариса говорит Карандышеву, что не любит и не полюбит никого. Но тут появляется он, ее повелитель.

Он видит ее красоту и прелесть, обещает ей: "Я брошу все расчеты, и уже никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью", и зовет девушку на Волгу. Лариса же видит решительность ПАратова, видит любовь в этих словах и отдается своему счастью, а главное, она верит ему.

Однако Кнуров и Вожеватов знают этого барина лучше. Они догадываются, что "тут не без обмана, что он опять словами поманил ее", что, "должно быть, обещания был и определенные и серьезные". Но знают они и то, что Паратов не променяет на бесприданницу миллионершу.

Полна драматизма сцена разговора Паратова с Ларисой после поездки по Волге. Лариса ждет, чтоб ее герой вот-вот сделает ей предложение, иначе для чего все эти прекрасные слова, все время, проведенное с нею. Она даже не может дождаться этого и сама просит, чтобы Паратов признал ее невестой. Но герой обвиняет ее в необоснованной, неправомерной требовательности, даже трусит и хочет отложить разговор. И, наконец, говорит ей страшные слова: "Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны". И буквально добивает Ларису признанием, что обручен.

Разве это не драма? Что может быть хуже? Что теперь Ларисе ждать от жизни? Даже брак с Карандышевым не может спасти ее. Хотя Карандышев все-таки спасает героиню: выстрелив, он совершает "благодеяние".

Лариса всю жизнь ждала своего единственного - честного, любящего ее. Она ждала, да не того. И ждать-то ей больше некого. А тот еще слова Карандышева, бросившего ей, что она "вещь". А тут еще и Кнуров с Вожеватовым, разыгрывающие ее, действительно, как вещь. Это ли не драма "горячего сердца"? Лариса всю жизнь искала настоящей любви, а дождалась лишь предложения Кнурова поехать в Париж. Все ее чувства оказались попранными, отвергнутыми и обманутыми

В "Грозе" горячее сердце Катерины искало любви, но в мире Кабанихи живые чувства запретны. И героиня входит в противоречие с мрачными условиями подневольного существования. В комедии "Горячее сердце" жаждущая любви Параша находит лишь человека с отшибленными чувствами. В "Бесприданнице" Лариса никого уже найти не может, тщетны порывы ее горячего сердца в мире торжества денег. Она сама становится вещью, принадлежностью.

Смертью своей бросает Катерина вызов миру лабазников. Блаженными причитаниями завершаются поиски Параши. А Лариса? "Я не нашла любви, так буду искать золота" - говорит она. Золото - то же омут, и в него кинулась Лариса. Так жестокая власть торгашеского мира обесчестила и горячее сердце женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств. Так и самая оптимистическая вера великого драматурга, вера в "горячее сердце", оказалась поруганной.

Коллекция сочинений: Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского)

Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает про­тив деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого до­стоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пье­сы” Гроза» Островский создал целую галерею персонажей, от­личающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в пер­вую очередь Лариса Огудалова из драмы” ». Она богато одаренная натура, талантлива, умна, трезво оцени­вает жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за” широту души», Лариса безраздельно отдается своему чувст­ву. Она говорит, что” Сергей Сергеевич… Это мужчи­ны. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной». Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать” героем ее романа».

Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.

Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не пони­мают законов этого мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из” Доход­ного места», учитель Иванов из” В чужом пиру похмелье».

Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает:” Как я буду мол­чать, когда на каждом шагу вижу мерзости?» Он не хочет жить среди всей этой” грязи», процветающей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно.” Мы с вами начнем жить честно, по-новому…- говорит он своей невесте,- вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом». Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу герой,- его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться:” Я не герой, я обыкновенный, слабый человек». Мелузов из пьесы” Таланты и поклонники» - человек новой форма­ции, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу:” Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погру­жусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу».

Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимо­отношений. Людьми большой и искренней человеческой ду­ши, резко протестующими против пошлости и лжи, являют­ся артисты Несчастливцев из пьесы” Лес», Наров из” Талан­тов и поклонников», Кручинина и Незнамов из” Без вины виноватых».

Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 6 похожих сочинений.

Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии, цинизма и лжи, защищая свое человеческое достоинство. Наряду с образом протестующей Катерины из пьесы "Гроза" Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это, в первую очередь, Лариса Огудалова из драмы "Бесприданница". Она богато одаренная натура, талантливая, умная, трезво оценивающая жизнь, ясно понимающая безвыходность своего положения, обладающая чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за "широту души", Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что он - "идеал мужчины". Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова. Да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать "героем ее романа".

Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.

Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов того мира, в котором живут.

Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из "Доходного места", учитель Иванов из "В чужом пиру похмелье".

Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: "Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?" Oil не хочет жить среди всей грязи, царящей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. "Мы с вами начнем жить честно, по-новому... - говорит он своей невесте, - вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом". Но все, что может противопоставить жестокому обществу герой, - свою честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться: "Я не герой, я обыкновенный, слабый человек".

Мелузов из пьесы "Таланты и поклонники" - человек новой формации, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу: "Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу".

Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы "Лес", Наров из "Талантов и поклонников", Кручинина и Незнамов из "Без вины виноватых". Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.

Вот красота-то куда ведет

(показывает на Волгу).

Вот, вот, в самый омут.

А.Н. Островский. «Гроза»

Через все творчество А.Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения.

В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела смерть Лариса, человек «горячего сердца» из пьесы «Бесприданница». В поэтике Островского с замечательным мастерством слились две стихии: жестокая реалистическая стихия «темного царства» и романтическая, просветленная взволнованность «горячего сердца».

Мир диких и кабаних в «Бесприданнице» претерпел существенные изменения. Здесь «значительные лица в городе» - европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает барин - судовладелец Сергей Сергеевич Паратов (произошло сближение между торговым сословием и дворянством, некогда сторонившимся предпринимательства). Но за внешним лоском этих хозяев жизни - тяжкое дыхание бессердечного мира купли-продажи, циничного торга, беспощадного приобретательства. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь». И героиня соглашается, она наконец прозревает и понимает свое место в этом обществе: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...» Смертельно раненная женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого... не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета, пошлости: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», - замечает Кнуров.

Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение, вид спорта: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». Выстрел Карандышева приносит ей избавление от страшной жизненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача Кнурова: «...Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты... Я не нашла любви, так буду искать золото».

Золото - тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств.

В этом «темном царстве» красота - проклятие, красота - гибель, или физическая, или духовная.




Top