Традиции и обычаи народов азии. Хозяйство,культура и быт народов южной азии

Бачебазство (содомский грех)

Противоестественный порок под видом бачебазства (мужеложства) сильно развит среди туземного оседлого населения . [Считаю нужным оговориться, что, имея в виду читателей только врачей, я при изложении следующих глав не стеснялся в выражениях, названиях и описании фактов, стараясь лишь о том, чтобы яснее передать все то, что мне удалось узнать относительно разврата среди туземного населения].

Многие из состоятельных сартов держат при себе бачей , с которыми везде ездят, а нередко совершают с ними — педерастию. Бачи — это более или менее смазливые мальчики, которые, разряженные в женские платья, развлекают публику своей пляской , на разных увеселениях, как домашних, так и общественных. Это составляет их явную профессию; тайная же состоит в удовлетворении похоти развращенного и сластолюбивого своего хозяина.



Эти мальчики берутся большею частью из бедного семейства, а иногда и состоятельные отцы или воспитатели отдают их богатым людям, из каких-либо видов или просто ради развлечения. Хозяева, или, правильнее назвать, обожатели, осыпают бачей подарками и лакомствами и ухаживают за ними, как за любой кокоткой. Служба продолжается до появления усов и бороды; тогда он отпускается и приискивается другой. Этот, в свою очередь, достигнув известных лет и состояния, обзаводится в свою очередь тоже своим бачой, так что при столь распространенном этом пороке в здешнем крае, многие сарты играли сначала пассивную роль, а впоследствии активную.

Само собою разумеется, что бачу может содержать только человек состоятельный, но страсть к противоестественному совокуплению существует и между бедными, как-то: арбакешами, мардакерами и т. д. Эти люди удовлетворяют подобной потребности между собою, за невозможностью иметь молодого, красивого мальчика. В особенности часто приходится наблюдать мужеложство в местах заключения, в общих тюремных камерах, причем они без всякого зазрения совести предаются этому пороку.

Некоторые сарты, будучи в юности бачами, настолько пристращаются к этому пороку, что, достигнув возмужалости и женившись, все-таки продолжают исполнять пассивную роль при педерастии. Мне рассказывали, что есть личности, которые довели себя этим до такого состояния, что не могут совершить акта совокупления с женою, не исполнив перед этим пассивной роли педераста, с кем-либо из своих работников. Вероятно, у них, для возбуждения похоти, требуется предварительное раздражение нервов ani.

Известно, что бачебазство составляет обыкновенное явление в Персии и Турции, откуда оно проникло к армянам и грузинам; в Средней же Азии, как в Хиве, Бухаре, Фергане и во всем Туркестанском крае, оно в полной силе, и борьба с этим пороком представляет непреодолимые затруднения. Хотя бачебазство преследуется законом, но проступки, совершаемые туземцами между собою, как этот проступок, а также и некоторые другие, на основании действующего в крае Положения, подлежат юрисдикции народного суда казиев и биев .

Шариат не толерирует этого порока, но тем не менее виновные никогда не несут наказания за эти преступления. По шариату, за противоестественное совокупление (ливота) с женщиною или мальчиком, доказанное двумя свидетелями, виновный подвергается аресту, пока не раскается. Если же обвиняемый втянулся в этот разврат и остался неисправимым и после двухкратного наказания, то он может быть приговорен к смертной казни для примера прочим. (Кн. Хдуд, Даруль Мухтар). Но понятно, каков же будет суд по этим проступкам, когда сами судьи не безгрешны в этом.

Среди бачей бывают и настоящее содомиты (хизяляк). И этот гнусный порок, очевидно, был в прежнее время распространен среди сартов, как это видно из следующего анекдота, известного в туземном населении: «Однажды привели к хану такого бачу-развратника; хан присудил его к смертной казни, но находчивый развратник заявил хану, что он знает очень выгодный для всего государства секрет и что ему не хотелось бы уносить этот секрет с собою в могилу. Хан заинтересовался и узнал, что присужденный к смерти развратник обещает вырастить из обыкновенных семян чистое золото. Соблазнившись таким заманчивым обещанием, хан отложил смертную казнь развратнику. Когда настало время посева, хан приказал осужденному приступить к делу, но тот сказал: „Таксыр! я сам гнусный развратник и из моего посева ничего не выйдет; поэтому прикажите кому-нибудь из ваших приближенных произвести посев под моим личным присмотром“. Хан поочередно предлагал своим приближенным взяться за посев, но не нашлось ни одного неповинного в названном пороке. Тогда хитрый развратник попросил самого хана взяться за посев для народного блага. Но… и сам хан сознался в своей виновности» [Сарты. Н. П. Остроумов. Вып. I. 1890 г. Стр. 50 ].

К стыду нашему я должен прибавить, что некоторые из русских, живущих в этом крае, подобно сартам, предаются этому же пороку.

Несмотря на такое обширное распространение бачебазства в Фергане, мне не доводилось ни наблюдать, ни слышать от врачей о вредных последствиях для здоровья мальчиков, исполняющих пассивную роль. Эти люди нередко доживают до глубокой старости, не чувствуя никаких страданий со стороны прямой кишки и смежных с нею органов. Правда, бывали случаи заражения сифилисом, если активный деятель был одержим этою болезнью. В подобных случаях шанкер появлялся в прямой кишке и долгое время не мог быть узнанным. Впрочем, такие примеры встречались весьма редко.

Однообразие азиатской жизни, отсутствие театров и других развлечений образованного мира, несбыточных при изгнании женщин из мужского общества, недостаток общественных интересов и низкий уровень развития всего населения, — породило особый род зрелищ и увеселений, на которых главным образом фигурируют бачи. Люди с обеспеченным состоянием проводят большую часть времени в бездействии и от скуки торчат по целым дням на базаре в чай-ханэ, или на устраиваемых тамашах, на которых только и видят бачей, проделывающих всевозможные телодвижения и жесты для возбуждения чувственности и без того страстных азиатов. При подобных обстоятельствах, пресытившийся и соскучившийся с своими женами сарт, с которыми у него не существует никакой нравственной связи, — предается новому увлечению, которое он уже испробовал еще в детстве.

Изгнание женщин из общества мужчин, вследствие чего все увеселения происходят без них, я считаю главною причиною развития бачебазства , среди сартов. У киргизов и других кочевых народов, у которых женщины не закрываются и не отчуждены от мужского общества, бачебазство если и существует, то весьма редко,

Несмотря на то, что они весьма восприимчивы ко всем порокам, существующим среди оседлого населения. Н. И. Гродеков [Н. И. Гродеков. Киргизы и кара-киргизы Сыр-Дарьинской области. Том первый, юридический быт. 1889], при перечислении различных проступков среди киргизов и кара-киргизов, упоминает о бачебазстве как об единичных случаях. Я лично тоже не слышал, чтобы этот порок был распространен среди здешних кочевников.

Но кроме вышеуказанной причины, существуют еще и другие. Вследствие пресыщения в половых сношениях с женщинами, последствием чего является притупление нервов, сарты ищут более сильных ощущений. Говорят, что при совокуплении с мальчиками в сухой прямой кишке происходит трение более значительное, нежели в рукаве женщины, а потому, в первом случае, детородный член раздражается сильнее, нежели при естественном совокуплении с женщиной. Сартянки знают это преимущество и вкус сартов, а потому перед совокуплением натирают тряпкою, смоченною в растворе квасцов, между губами и во влагалище, вследствие чего на известное время они стягиваются, слизистая оболочка делается совершенно сухой, а поэтому производит более сильное раздражение. Некоторые проститутки, желая удовлетворить прихотям посетителей, допускают с собою и противоестественное совокупление.

Не менее возможною причиною распространения бачебазства следует считать недостаток женщин в бедном классе населения. Известно, что в Туркестанском крае число женщин значительно меньше, нежели мужчин, и что в этом отношении наш край разнится от европейских стран. Полковник Л. Ф. Костенко, на основании весьма обширных официальных материалов, определяет, что преобладание мужчин над женщинами равняется 10% [Туркестанский край. Л. Ф. Костенко. Т. I, стр. 335]. Из всеподданнейшего отчета по Ферганской области за 1885 г. о движении народонаселения усматривается, что преобладание мужчин над женщинами равняется всего 2,265%. Хотя общая цифра населения области, как уже было сказано, должна рассматриваться только как приблизительная, но тем не менее, остановившись на том, что вообще мужчин в Фергане больше нежели женщин, и что в домах богатых туземцев, при многоженстве, пропорция эта бывает обратной, становится ясным, что значительное количество бедного мужского населения должно себя удовлетворять другим способом; отсюда явились мужеложство и скотоложство.

В Кашгарии, где вследствие частых, опустошительных войн, число мужчин значительно меньше, нежели женщин — бачебазство держится только среди китайцев [«Кашгария» Н. Зеланда. Стр. 53 ] и между торговцами, приезжающими из Ферганы и других мест Туркестанского края. Они развращают мальчиков, чтобы удовлетворить своей страсти; местное же население не предается этому пороку, и подобный род совокупления называется им «андижанча», потому что вообще в Кашгаре и других соседних странах всех ферганцев называют андижанцами.

В прежнее время здесь существовали, а может быть, и теперь существуют, но укрываются от бдительности полиции, публичные дома с мальчиками и гермафродитами, служащие для противоестественного совокупления с самым бедным населением, как то: мардакерами, арбакешами и. т. п. Б. Л. Громбчевский рассказывал мне, что случайно наткнулся на один из таких притонов, расположенный по дороге между Н. Маргеланом и кишлаком Ходжа-Магиз, застал там 6 молодых мальчиков от 15— 17 лет, которые удовлетворяли рабочий класс Н. Маргелана; жили они в безобразно грязной обстановке, но одеты были довольно чисто и, кроме того, набелены и нарумянены как проститутки. Сеанс стоил 10 коп.

Скотоложство

Совокупление с суками, ослицами и другими самками тоже распространено между туземцами. В больших городах, как, напр., в Старом Маргелане, масса сук приучена к тому, что, за лепешку, она позволяет совокупляться с человеком.

По шариату, за совершение скотоложства (ваты-багима) виновный подвергается наказанию до 39 ударов или аресту до одного месяца, по усмотрению начальствующих лиц, а животное убивается. (Кн. Хуляса, Бахруль-Монафиг и Кания).

Я остановился на этих подробностях с целью познакомить своих товарищей, живущих в России, с разными формами разврата среди здешнего населения. Быть может, многим все это неизвестно, как и вообще бытовая сторона нашей далекой окраины, еще так недавно бывшей под владычеством ханов. Я сужу это по себе, потому что со многим довелось познакомиться только по прибытии в здешний край.

Азия является самой большой частью света по площади и численности населения. На ее территории проживает более 4 миллиардов человек, эта сумма оставляет около 60% от всего населения нашей планеты. Границы Азии вмещают в себя множество государств, поэтому население здесь самое разнообразное. Каждый народ имеет свою историю и культурную наследие, которое в совокупности с другими создает богатый колорит для этой части света.

Чтобы лучше изучить Азию, узнать традиции и обычаи других народов, мы разберем поэтапно население, разделяя его на пять географических областей.

Народы Центральной Азии

(Народы Дальнего Востока в национальных костюмах )

Территория Центральной Азии (или Средней Азии) не располагала к благоприятному ведению сельского хозяйства, поэтому здесь преобладающим представителем этноса стали степные кочевники.

Первые, кто задумался о создании государства кочевников, стали скифы. Скифы являлись древним ираноязычным народом, не имевшим письменности и обладающим неизвестным языком (предполагается, что их язык трансформировался в современный осетинский). Однако из-за раздробленности скифам не удалось создать мощную единую империю, поэтому первое государство для кочующих народов организовали хунны (древний народ, обитающий на территории Китая).

Наравне с ними на территории Центральной Азии обосновались и другие народы - монголы, уйгуры, басмалы и онгунты, народы тюркской языковой группы, карлуки. Примечательной особенностью для народов Средней Азии стало неприятие китайских ценностей, большинство из них имели собственную идеологическую систему или примыкали к чужим, а Китайская идеология так и не смогла перебраться за границы Великой Китайской стены.

Уже во время существования Советского Союза произошли депортации в Среднюю Азию. Большая часть депортируемых - чеченцы, ингуши, татары, карачаевцы, калмыки. Во время войны в Азию отправляли немцев и финнов.

Если говорить о культурном наследии, то в Средние века народы Центральной Азии создали очаг Просвещения. Здесь развивалась научно-исследовательская область, изучалась медицина, постигалась астрология, появилось большое количество скульпторов, художников и архитекторов.

В ранние периоды народы склонялись к язычеству - совершали жертвоприношения, молились о защите, просили хорошего урожая и плодородной почвы. Чуть позже население приняло другие вероисповедания, например, карлуки стали исповедовать ислам, а тибетцы ушли в буддизм.

Народы Западной Азии

(Праздник Навруз у Иракских Курдов )

Первыми в Западной Азии (или Передней Азии) государство создали шумеры - древнее население Южной Месопотамии, обладавшие собственным языком и стоявшие у истоков возникновения цивилизации Тигра и Евфрата. Вместе с ним на территории Передней Азии обитали семитские народы, являющиеся предками арабов, мальтийцев и евреев. Большое влияние на формирование современных народов оказало переселение тюркских народов из Средней Азии, благодаря им появились турки, азербайджанцы. Присутствовали и кочевые народы, например, амореи, являющиеся потомками праотца Сифа.

В Западной Азии преобладает сельское хозяйство, а промышленная составляющая полуичло развитие лишь при существовании СССР. В странах Азии возделываю различные сельскохозяйственные культуры - сажают пшеницу, выращивают яблоки и виноград, разводят цитрусовые и финики, засаживают плантации табака и мака. Присутствует и скотоводство - разводят домашних животных для получения молока. Шерсти и мяса, преимущественно - коз, коров, овец, птиц. Из-за религиозных соображений свиней на территории Передней Азии практически не разводят.

Если говорить о культурных ценностях в рамках семейных взаимоотношений, то большая часть народов придерживается религиозных норм. Привычным делом является полигамия, однако на практике в современном мире она присутствует лишь у староверов. Распространена традиция брака с выплатой калыма, у кочевников бытует запрет на создание брака за пределами племени.

У кочевых народов развито устное творчество, включающее большое количество фольклорных направлений (сказки, былины, повести, рассказы о создании племен). Народная медицина представлена комплексом из многолетнего врачевания и использования природных ресурсов, малая часть народов привносит в медицину и магические поверья с устоявшимися суевериями.

Народы Южной Азии

(Сингальский танец, Шри-Ланка )

К древнейшему населению Южной Азии относятся ведды (коренное население острова Шри-Ланка) и андаманцы (коренные жители одноименных островов). Первую цивилизацию создают дравиды, являющиеся населением Южной Индии. Дравидов разделяли на северных, центральных и южных, каждая ветвь классификации подразделялась на несколько народов. Северные дравиды - ораоны, брагуи, малто; южные - телугу, тамилы, каннара; центральные - пенго, годны, койя. В 17 веке в Южную Азию стаи приезжать колонизаторы, таким образом список народов пополнился англичанами, голландцами, французами и португальцами.

В настоящее время население Южной Азии насчитывает более 200 народов, большая часть из них относятся к малочисленным (до 10 тысяч человек). Большинство народов занято земледелием, меньшая часть проживает в городах, вкладывая силы в промышленность и сферу обслуживания. Некоторые племенные группы и вовсе занимаются примитивным производящим хозяйством, в горных местностях сохранились группы с отсталой формой культуры и экономики.

Народы Южной Азии чтут многовековые традиции, распространены этнические произведения - их читают, ставят спектакли, декларируют перед публикой. Популярностью пользуются кукольные театры. Большинство племен верят в магию и переселения душ, изготавливают тотемы и амулеты для защиты. Народная медицина в основном состоит из магических уверований и использования лечебных трав, широко распространена практика йоги.

Народы Юго-Восточной Азии

(Посещение Тайского монастыря )

Изначально на территории Юго-Восточной Азии обитали батаки, ниасцы и ментавейцы, но переселенцы смешались с древним населением, привнеся новые народы. Позже образовалась и вторая волна поселенцев, принесшая в список этносов малайцев и яванцев. В Таиланд еще до начала нашей эры переселились народы тайской языковой группы - сиамцы (тайцы) и лао. На территории Вьетнама проживали вьеты, тямы.

Основные группы народов, проживающих в Юго-Восточной Азии: филиппинцы, малайцы, тайцы, вьеты, индонезийцы, пунаны, кубу.

Раньше главным занятием населения Юго-Восточной Азии являлось плужное земледелие с выращиванием риса, сейчас все больше народов отдает предпочтение развитию современных отраслей хозяйства и промышленности.

На семейные отношения сильно повлияла религиозная составляющая, с исламом на эту территорию пришла полигамия. Многие племена долгое время сохраняли традиции родовых общин, но сейчас большая часть отдала предпочтение привычным моногамным бракам.

Культурное наследие здесь широко развито в театральных постановках: театр кукол, теней, жестов, марионеток, загримированных актеров. Успехом пользуются: балет, пьесы на этническую тему, постановки по мотивам индийских произведений.

Религия различная - от ислама до буддизма, некоторые племена до сих пор сохраняют остатки индуистских верований с верой в стихию, переселения душ и богов. Ранее даже совершались жертвоприношения с использованием магических заклинаний.

Народы Восточной Азии

(Праздник Дракона на улицах Китая )

Самым крупным народом Восточной Азии является хань (или китайцы), также присутствуют корейцы, тибетцы, японские народы, тайские народы. Самыми многочисленными народами являются китайцы, японцы и корейцы.

В большинстве стран распространены земледелие, животноводство и горнодобывающая промышленность. Некоторые народы занимаются производством тканей и машиностроением.

Культурное наследие сформировалось под влиянием религиозных учений, на территории Восточной Азии самыми распространенными являются буддизм, конфуцианство и синтоизм, а менее распространенная религия - христианство.

Отличительной особенностью культурного наследия в Восточной Азии является мифология, многие мифы отражают становление древних цивилизаций, прежние обычаи, образование племен, происхождение народных групп. Еще оной особенностью является длительное существование письменности, зародившейся в начале 2 тысячелетия до н.э. Древнейшей системой была иероглифика, которая до сих пор существует в Китае и Японии, пережив некоторые видоизменения.

Несмотря на то, что Азия находится по соседству с Европой , многие считают, что местные люди и традиции словно пришли к нам с другой планеты. При этом азиаты вряд ли будут рады, если кто-то придет со своим уставом в их монастырь…

Сегодня мы решили рассказать вам о самых странных, непонятных и даже жестоких традициях жителей азиатских стран. При этом у каждой страны есть что скрывать, но, как говорится, шило в мешке не утаишь!

Продажа девственности в Камбодже

75 % местных жителей проживают в жуткой нищете. При этом продавать девственность здесь стало уже некой традицией. Конечно, здесь нет специального рынка, на котором можно присмотреться к «товару». Всё обстоит еще более кощунственно.

Родители или родственники девушки сами находят покупателей. При этом стоит упомянуть, что клиенты всегда находятся. Богатые жители Сингапура, Китая и Таиланда с удовольствием пользуются такой услугой. Особенно учитывая тот факт, что стоит подобное удовольствие не так уж и много: от 800 до 4 000 американских долларов.

Девственницы-полицейские в Индонезии

По местным традициям служить в армии или полиции могут только девушки «без вредных привычек». При этом к последним относят и секс.

Вот и необходимо девушкам, желающим стать полицейскими, пойти к врачу, который, опять же по традиции, проверит пальцами наличие у них девственной плевы. Действительно, а почему бы и нет?

Охота на дельфинов в Японии

Рыбаки из города Тайцзи ежегодно устраивают охоту на дельфинов. Это весьма жестокое зрелище официально разрешено правительством. Считается, что этой традиции больше 300 лет и нет причин ее отменять.

Охота на ведьм в Саудовской Аравии

Инквизиторы были бы довольны. Их дело живет, правда в мусульманской стране. Здесь даже есть правительственный антимагический корпус, сотрудники которого ищут ведьм и колдунов.

Особенно тяжко приходится различным трудовым мигрантам из Африки. Они могут попасть на скамью подсудимых за странный амулет или неизвестный работникам корпуса предмет, найденный в личных вещах.

Индийские храмы секса

Известно, что Индия дала миру «Камасутру». И хотя местные власти не любят ассоциировать страну с сексом, но всё-таки стоит упомянуть, что помимо этой книги в стране есть еще и Храмы Кхаджурахо. На стенах этих зданий можно наблюдать огромное количество барельефов, изображающих различные сцены соития, а также сексуальные оргии.

Обожание смерти в Бутане

Местные жители верят в реинкарнацию. А значит смерть для них - это начало нового пути. Местные власти рекомендуют своим гражданам думать о смерти не менее пяти раз в день. Вот такое вот позитивное мышление!

Эскадрон Смерти на Филиппинах

В городе Давао на Филиппинах практически отсутствует преступность. А всё из-за того, что здесь действует так называемый Эскадрон Смерти. Его бойцы, подобно героям комиксов, охотятся на преступников. Даже если член их организации ступил на скользкую дорожку, пощады ему не будет.

Интересно то, что недавно президентом Филиппин стал бывший мэр Давао, которого считают создателем эскадрона. Как вы думаете, подобные отряды появятся по всей стране?

Рабство в Южной Корее

В уезде Синан работники, которые буквально низведены до состояния рабов, трудятся над тем, чтобы добыть соль. Говорят, что местная полиция прикрывает этот бизнес. Более того, полицейские даже подрабатывают охранниками. Они следят за тем, чтобы рабочие не сбежали.

Секретная стерилизация женщин в Узбекистане

Правительство страны отрицает существование программы, принуждающей женщин к стерилизации в целях борьбы с ростом населения. Но другие источники говорят, что она действительно существует. Говорят даже, что врачам ставят некие планы по количеству стерилизованных женщин…

Подростковые бордели в Бангладеш

Наверное, ни для кого не тайна, что во многих азиатских странах проституция является едва не единственным способом выжить. Часто родители сами продают дочек в публичные дома. В Бангладеше девочки начинают подобную «карьеру» в возрасте 12 лет. Ежедневно им приходится обслуживать до 15 клиентов. А хозяева борделя заставляют их употреблять различные препараты, стимулирующие набор массы тела, чтобы они выглядели намного старше.


daniko21

Надеемся, что со временем все эти жуткие вещи канут в Лету.

Традиции и обычаи Средней Азии имеют очень обширные корни, уходящие в глубь веков. И перед тем как коснуться их содержания, нужно уделить некоторое внимание тому историческому наследию, которое передали современным потомкам древнейшие государства Средней Азии.

Историческое наследие региона

Средняя Азия внесла огромный вклад в искусство, науку, архитектуру и литературу всей мировой цивилизации, оставила неизгладимый след в нашей общей истории. В далекие времена искусными ремесленниками и рабами здесь строились невероятные по своей красоте и инженерной мысли дворцы и храмы, цветущие города и поселения, многие из которых и по сей день являются украшением мировой исторической архитектуры. Жизненный уклад, историческая судьба, традиции и обычаи Средней Азии описаны в статье.

XIII-XIV вв. в Средней Азии знаменуются как период строительства величайших дворцов и мавзолеев, поражающих соразмерностью своих пропорций, украшенных ярким, красивым орнаментом. Многие памятники архитектуры того периода дошли и до нас. Среди них можно отметить неповторимую площадь Регистан, являвшуюся в то время центром Самарканда; прекрасную мечеть Биби-Ханум; погребальный склеп Гур-и-Эмир, отличающийся от остальных своим необычным бирюзовым куполом.

Народные умельцы уже в XV-XVII вв. возвели на площади Самарканда такие сооружения, как медресе Улугбека, Тилля-Кари и Щир-Дор ("Здание со львом"). История среднеазиатской архитектуры - яркое свидетельство того, что именно народ всегда являлся создателем памятников духовной и материальной культуры этих стран.

1220 год стал для народов Средней Азии трагическим - началось монгольское нашествие. Полчищами Чингисхана были разорены процветающие города и селения, уничтожены древнейшие памятники архитектуры и культура этих народов. Долгие десятилетия захватчиками удерживалась данная территория, и это, разумеется, также очень повлияло на традиции и обычаи Средней Азии, оставило свой неизгладимый отпечаток, который виден и в наши дни. Более того, различными следами монгольского нашествия полна почти вся зарубежная Азия.

Семья

Семья и семейные ценности имеют самое важное значение у жителей Средней Азии. Особенно это касается детей. Языки народов этих стран содержат множество афоризмов, посвященных именно детям: "Ребенок дорог, словно сердце", "Не будет в семье счастья без ребенка", "Родное дитя - украшение дома" и т. д.

Каждая семья с особой радостью и трепетом воспринимает рождение ребенка. Такое счастливое событие имеет свой традиционный ритуал. Согласно обычаю, сразу несколько добрых глашатаев садятся на коней (если все происходит в селении) и проносятся по улицам, сообщая счастливую новость о рождении младенца родным, соседям, друзьям и знакомым, которые преподносят им за это различные подарки и подношения, высказывают добрые напутственные речи: "Пусть ваше потомство множится из поколения в поколение", "Желаем вам лицезреть свадьбу детей" и т. д.

Семейные отношения на Востоке всегда отличались своим консерватизмом. Традиционная среднеазиатская семья представляет собой довольно большую группу людей, состоящую из отца, его жены, их сыновей со своими женами, детьми, а порой и внуками, вместе проживающими в одном доме. Известно, что в горном Таджикистане в XIX веке встречались семьи численностью более ста человек. Подобные большие семьи, по сути, являлись общинами с собственными земельными наделами и принципом "все доходы в общую кассу". Даже пища родными потреблялась совместно: все, от мала до велика, собирались за одним столом. Подобные общины, как правило, были очень крепкими и сплоченными. Со временем большесемейные отношения превратились в пережитки прошлого, хотя еще в середине прошлого века некоторые этнографы отмечали, что для отца уход из родного дома сына и обустройство им собственного угла считались серьезным оскорблением.

Кочевым народам региона также известно о понятии большой семьи, правда, здесь ее члены могли проживать в разных юртах, но лишь одна "отцовская" юрта возвышалась на фоне остальных.

В конце XX века среднеазиатская семья претерпела некоторые изменения. Здесь старшие сыновья, женившись, уже могли, что называется, отправиться на вольные хлеба, создать свой отдельный очаг. Лишь младший сын, наследовавший все состояние родителей, должен был остаться, чтобы ухаживать за ними в старости. Такой принцип, кстати, является основополагающим для большого числа народов, включая народы Кавказа.

Брак в Средней Азии

В среднеазиатских семьях имеются два типа заключения браков. Согласно первому типу (экзогамному), молодому человеку или девушке запрещено вступать в брак с родственниками по отцовской линии до 7-го колена. Такая модель построения браков свойственна каракалпакам, казахам и части киргизов. Другой тип построения браков (эндогамный), когда женятся дети ближних и относительно дальних родственников, относится к туркменам, таджикам и узбекам. Хотя стоит отметить, что традиционные внутриродовые отношения претерпели некоторые изменения вследствие постоянных войн, переделов территории и переселений. Особенно это касается туркменского народа, где могут встречаться как экзогамные, так и эндогамные семьи.

Невзирая на различие принципов заключения браков, один фактор является основополагающим: жених должен выплатить калым семье невесты. Сегодня он, как правило, представляет собой определенную денежную сумму, но в селениях еще сохранилась традиция передачи какого-то количества скота в качестве калыма. Сторона невесты, в свою очередь, по традиции должна приготовить приданое, состоящее обычно из одежды и бытовых предметов, а у кочевников раньше в приданое обязательно входила еще и юрта.

У кочующих народов также существовал обычай леввирата, заключающийся в том, что вдова обязана была вступить в брак с братом умершего супруга. Делалось это из экономических соображений - все имущество почившего человека, унаследованное супругой, должно было остаться в его роду. Для женщины такая форма брака порой была подобна трагедии.

Наверняка, вы также слышали о таких архаичных обычаях, как "брак в колыбели", когда родители заключали договор о женитьбе своих детей, когда те еще были в младенческом возрасте, и брак с похищением.

Праздники

Праздники народов Средней Азии включали в себя не только основные ритуальные обряды, но также различные игры, развлекательные состязания (в которых, кстати, проявлялось и межродовое соперничество), выступления актеров, поэтов и музыкантов. Самыми почитаемыми и древними праздниками у народов Средней Азии являются Курбан-байрам, Ураза-байрам, Новруз.

Восточное гостеприимство в среднеазиатских странах

Даже люди, никогда не бывавшие в странах Средней Азии, наверняка имеют представление о восточном гостеприимстве. Хозяин дома никогда не оставит голодным своего гостя, даже если тот зайдет всего на пять минут. Стол обязательно будет уставлен различными яствами, сладостями, подадут душистый чай.

Некоторые историки утверждают, что традиции гостеприимства в Средней Азии ввел не кто иной, как Чингисхан, под правлением которого находилась почти вся зарубежная Азия. Его приказ гласил, что в каждом доме гостя, ищущего кров, следует принимать с особым почтением, дружелюбием и уважением, даже если гость этот - совершенно незнакомый человек. В случае же нарушения данного указания негостеприимного хозяина ожидала страшная участь: его крепко привязывали к двум разгоряченным лошадям, которых пускали в разные стороны.

Возможно, именно по этой причине гостеприимство, ставшее вскоре не государственным, а нравственным законом, в Средней Азии является неотъемлемым элементом культуры. Отказать в крове хозяева могли лишь в случае, если гость вел себя грубо.

Стоит отметить, что сегодня подобные традиции несколько поблекли, но все же сохранились.

Родственные отношения

Родственные отношения у народов Средней Азии всегда имели важнейшее значение. Из-за принадлежности к определенной фамилии человек обязан помогать "своим", даже если родственник в чем-то не прав. Обычным является здесь то, что человек, занявший высокую должность, окружает себя членами своего рода.

Родоплеменные связи играют большую роль в жизни каждого жителя Средней Азии. Существует обычай, который для многих европейцев может показаться довольно странным и обременительным: по возвращении из дальней поездки человек должен привезти подарки всем своим родственникам, которых некоторые фамилии насчитывают больше сотни. Вообще, следует понимать, что в Средней Азии в гости с пустыми руками не ходят.

Уважение к старшим

Данный обычай, как одна из обязанностей каждого жителя среднеазиатского региона, известен издревле. Уважение к старшим необходимо проявлять, даже если различие в возрасте составляет лишь несколько лет. Младший должен выполнить желание старшего, если последний просит его куда-либо пойти, что-либо принести или совершить какое-нибудь действие вместо него. Отказывать неприлично. В присутствии старших людей остальным следует разговаривать сдержанно. Таким образом, постороннему человеку легко определить самого старшего в группе людей. Благодаря такой возрастной иерархии поддерживается строгая дисциплина и во время многолюдных собраний: старших слушают, не перебивая, им достаются самые лучшие места.

Многодетность

Многодетность также является характерной чертой среднеазиатского общества. В семье может быть 5-7 и больше детей. Нередкими являются случаи, когда одна семья воспитывает более 10 отпрысков. Желание иметь много детей - древнейший постулат в Средней Азии. Отношения между детьми, как правило, очень теплые, старшие всегда готовы прийти на помощь младшим. Обычным является и то, что дети очень рано привлекаются к труду.

Женщинам в Средней Азии всегда отводилось второстепенное значение. Во многом это произошло благодаря появлению здесь новой религии. Ислам предписывал женщинам занимать лишь подчиненную роль. На всех собраниях, будь то праздники или поминки, женщины традиционно уединялись в своем кругу. Опять-таки, согласно религиозным предписаниям, мужчине запрещено выполнять женскую работу (а таковой, как известно, является практически вся работа по дому). Поэтому женщины Востока работали всегда очень много.

Сегодня положение женщин и мужчин в обществе, особенно в городах, практически уравнялось. Хотя в большинстве современных семей явно прослеживается главенствующая роль мужчин.

Регионы Средней Азии

Территория Средней Азии объединяет несколько стран. Среди них: Республика Казахстан, Республика Туркмения, Республика Узбекистан, Республика Киргизия и Республика Таджикистан. Население Средней Азии составляет около 70 млн человек. Их традиции и обычаи во многом одинаковы, но имеется и немало отличий.

Так, Таджикистан, обычаи которого сами по себе довольно интересны, известен удивительными свадебными церемониями. Таджикская свадьба продолжается целых 7 дней. В первый из них жених и невеста объявляют всем о решении пожениться. Обе семьи по очереди устраивают торжественные церемонии, продолжающиеся по три дня.

А в Узбекистане (особенно в селениях) по сей день некоторые дома имеют обычай, по которому женщинам и мужчинам предписано сидеть за разными столами. Также по прибытии в дом гостей хозяин усаживает их сам, наиболее уважаемые гости получают места, расположенные подальше от входа.

Туркмения - самое закрытое государство из всех среднеазиатских. Туда довольно сложно попасть, лишь недавно в этой стране появился свободный доступ в интернет, но тем не менее многие известные ресурсы (такие как Facebook и Twitter) все еще закрыты. Сложно сказать, как живут в Туркмении. Многие заядлые туристы сравнивают эту страну с Северной Кореей. Стоит отметить, что исламские принципы здесь, как, впрочем, и в других странах Средней Азии, не так сильны. К примеру, замужние женщины могут не закрывать лицо платком, если к этому нормально относится ее семья.

Культура Средней Азии чрезвычайно богата. Издревле здесь жили и работали известные поэты, писатели, публицисты и музыканты. Особенно ярко выделяется культура Казахстана. Не многие знают, что первый казахский кинофильм "Амангельды" был снят в далеком 1939 году. Современный кинематограф страны подарил нам такие известные и признанные ленты, как "Кочевник" и "Монгол". Культура Казахстана действительно богата и включает в себя множество театральных постановок, песен, литературных произведений, которые любят и ценят на всем постсоветском пространстве и за его пределами.

Республика Киргизия издревле известна ковроделием. Ковер здесь - фактически основной элемент интерьера и свидетельство древней истории страны. Поскольку ковры киргизы изготавливают из овечьей шерсти, то их, скорее, валяют, а не ткут.

Национальная одежда киргизов практически не претерпела изменений за 700 лет, особенно это заметно в сельской местности. Интересен тот факт, что одежды незамужних девушек, как правило, украшены более причудливо, нежели у замужних. Разумеется, в городах редко на ком можно увидеть традиционный наряд, его место занял стандартный европейский костюм.

Сохранение традиций

Традиционные культуры народов Средней Азии владеют большим количеством оформившихся школ ремесленнического и исполнительного мастерства, передающихся уже много лет из поколения в поколение. Существует сложившийся педагогический процесс, именуемый «устоз-шогирд», что в переводе означает «мастер-ученик». Известно, что молодой человек должен провести с учителем достаточное количество времени, которое может составлять многие годы, чтобы получить благословение на свою творческую деятельность. Благодаря таким устоявшимся правилам передачи навыков от учителей к ученикам, богатые и удивительные традиции и обычаи Средней Азии в большинстве своем сохранились и до наших дней, а это, как известно, гарант процветания и сохранения идентичности любого народа и любой страны.




Top