Трагическая история жизни Стюарта Сатклиффа, «пятого битла. Британский художник Стюарт Сатклифф - бывший бас-гитарист группы The Beatles

В начале 90-х на аукционе в Нью-Йорке, где распродавались вещи, принадлежащие легендарным битлам и архивы фотографа Астрид Кирхгерр, огромная сумма была выложена анонимным покупателем за письмо Стюару Сатклиффу от Джона Леннона и картины маслом, автором которых был Стюарт Сатклифф. Независимо от того, насколько велика потеря этого художника для изобразительного искусства, когда упоминается имя Сатклифф, главным эпизодом его жизни считают время, когда он был «пятым» битлом.

Семья

Стюарт рос в дружной семье морского офицера Чарльза и школьной учительницы Милли, в окружении сестер Полины и Джойси. Родился он в шотландском Эдинбурге 26 июня 1940 года.

Задатки художника проявились у мальчика в раннем возрасте. Он не мыслил себя без живописи, и после окончания школы в Престоне поступил в художественный колледж Ливерпуля. Именно в колледже произошло его судьбоносное знакомство с Джоном Ленноном. И в этом же колледже остались ценители его таланта художника.

Случайный музыкант

Стюарт Сатклифф и не думал о карьере музыканта. Стью был уже тогда признанным талантом, в отличие от Джона Леннона, который маялся и мечтал о славе музыканта. Интеллигентный, с обширным кругозором Стюарт и хулиган Джон стали близкими друзьями и даже одно время делили комнату. Стюарт Сатклифф, по воспоминаниям однокурсников, был одержим живописью. Везде, где только можно, он делает зарисовки, вся комната была усеяна его набросками. Бесшабашный Джон не понимал этого и стремился увлечь товарища своими музыкальными проектами.

Решающим фактором стало приобретение бас-гитары на первый гонорар от продажи картины Стюарта. В басе всего четыре струны, говорил Джон, нечего там уметь играть. Так и случилось - Стюарт Сатклифф стал просто приложением, причем красивым, к шикарной бас-гитаре «Хофнер-Президент». Так он и стал басистом первого состава легендарной ливерпульской группы и был им с 1959 до 1961 год.

Одаренный художник

Еще в колледже в рамках выставки работ известного художника Джона Муреса в престижной ливерпульской галерее Уолкера картина Сатклиффа «Летняя живопись» была куплена за сумасшедшие деньги - 65 фунтов. Купил ее, кстати, сам Мурес, и это была сумма, равная почти двухмесячной зарплате рабочего.

Ранние работы художника выполнены в стиле послевоенной Британии «Сердитые Молодые Люди» («Angry Young Men»). Фон выбирался мрачный, готическое направление четко просматривается, и грубые мазки, как у Ван Гога, придают полотнам не утонченность, а внутреннюю силу.

После встречи в июне 1961 года с Астрид Кирхгерр и решения Стью оставить музыку и полностью посвятить себя живописи он поступает в Гамбургский арт-колледж искусств, где становится лучшим студентом. В это время его работы приобретают налет импрессионизма. Абстрактные формы уступают лирическим мотивам, в них выражает свою любовь к Астрид Стюарт Сатклифф. Картины «Автопортрет» и «Распятие» пополняют галерею Уолкера.

На протяжении своей жизни он исследует абстракцию, экспрессионистов. Многочисленные рисунки и картины подтверждают рождение таланта, имя которого Стюарт Сатклифф. Рост его мастерства отмечали его преподаватели, такие как Паолизи и кумир Стью и Леннона Бретби (тот самый, что впоследствии напишет портрет Пола Маккартни в окружении знаменитостей). Картины Стюарта приобретают динамичность и сохраняют таинственность.

Его картины не имеют названий, он пишет много портретов. Все портреты у Стюарта похожи на наброски, но они открывают душу, четко передают черты лица.

В то самое время, когда Стюарт Сатклифф собирается жениться на возлюбленной Астрид, а его талант получает признание, он внезапно умирает. Так обрывается карьера талантливого двадцатидвухлетнего юноши, который мог стать высокооплачиваемым и знаменитым художником.

Стюарт Сатклифф: причина смерти

Он умер от кровоизлияния в мозг 10 апреля 1962 году у невесты в Гамбурге. Его долгое время мучили головные боли. Многие связывали их появление с дракой в 1960 году в Литерленде. Джон Леннон, не стесняясь в выражениях, пояснил пьяным слушателям, что он думает по поводу из замечаний о репертуаре группы. Вслед за этим на сцену полетели бутылки, завязалась драка. Результат: у Джона Леннона подбиты оба глаза, Питу Бесту и Джорджу Харрисону разбили нос, а Стюарту о голову разбили пару пивных бутылок. Но это была не единственная потасовка, когда Стюарт Сатклифф еще был ее членом.

Позже, много лет спустя, мать Стюарта попыталась начать расследование, но это ни к чему не привело.

Послесловие

После смерти Стюарта Астрид и Джон стали очень близкими друзьями. Это не удивительно - горечь утраты столь любимого ими человека сблизила ранее не очень любящих друг друга людей. Их сблизил Сатклифф Стюарт. Художник до последнего дня писал трогательные письма Джону, сопровождал их шаржами и рисунками и подписывал от имени Иисуса Христа. Джон отвечал, подписывая письма от имени Иоанна Крестителя. Астрид Кирхгерр - выдающийся фотохудожник, ей сейчас 74 года. Она два раза была замужем, но Сатклиффа считает единственным своим возлюбленным.

Наследие короткой жизни

Коллекция картин и рисунков художника сохранена его сестрами. В ней представлены оригинальные картины, наброски и рисунки, а также фотографии Астрид Кирхгерр, его первая гитара (подаренная в свое время Полу Маккартни) и письма, написанные Джону Леннону. Выставки коллекции проходили в разных странах. В 2008 году Астрид привозила часть коллекции в Москву и ее могли видеть российские почитатели таланта ливерпульской четверки.

The Beatles почтили память Стью размещением его фотографии на обложке альбома «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1967) и «Anthology 1» (1995).

О любовном треугольнике Астрид - Джон - Стюарт снят фильм «Backbeat» (1993). Режиссер Иан Софтли, славящийся своим прогрессивным стилем, сделал фильм художественно-биографичным, взяв период жизни группы в Гамбурге. «Пятеро парней, четыре легенды, трое любовников, двое друзей и одна девушка» - этот слоган сопровождал фильм и в российском прокате (в России в прокате шел под названием «Пятый в квартете»).

Официальный биограф группы The Beatles Хантер Девис напишет о смерти Стюарта Сатклиффа: «Умер самый талантливый из The Beatles». Мы не можем судить, насколько талантливым басистом был Стью, записи есть только на неофициальных архивных пластинках. Но то, что мир потерял талантливого художника, бесспорно.

Джонни, Стюарт, Астрид и … смерть.

«Don*t let me down»
The Beatles song.

У него даже в мыслях никогда не возникало желания быть музыкантом. Рождённый в 40-м году в довольно провинциальном Эдинбурге, Стюарт с детства был увлечён одним рисованием. Он был глубоким интровертом и созерцателем, а поступив в Ливерпульский художественный колледж, сосредоточился исключительно на постижении истинного мастерства.
Но соседом полушотладского парня Стюарта Сатклиффа оказался местный бузила и меломан, Джонни-сорвиголова. Каким-то удивительным образом они сдружились. Оба говорили на довольно странном английском. Первый ввиду территориальной особенности страны «Whisky», а второй – вследствие своеобразного мерсисайдского «кокни». Кстати, пару годами позже, когда парни из «The Beatles» прославившись и давали многочисленные интервью столичным журналистам, последние не могли понять почти треть произносимых ливерпульцами слов….
Леннон звал спокойного приятеля Стю на всяческие приключения, и каждый субботний вечер тащил его в город. Иногда в Ливерпуль заезжали тогдашние звёзды «скиффл» Лонни Донеган или сам Клифф Ричард. Слушая их, Джонни и сам загорелся мечтой стать музыкантом. Правда, тогда у него дома валялась гитара о 4-х струнах (не бас) и до встречи с Полом он, как поговаривают, был уверен, что это и есть их полный гитарный набор.
В жизни частую роль играет случай. В 60-м году одну из картин Сатклиффа купили за целых 65 британских фунтов. Пока парень раздумывал, куда бы потратить это сокровище, неугомонный Джон за пару дней уговорил «корешка» купить бас-гитару и присоединиться к их группе «The Quarrymen». Поломавшись, Стюарт уступил его бесконечному напору и взял в руки «басуху». Играть он не умел и только мешал Джеймсу Полу МакКартни заниматься своим делом.
Недолго порепетировав и наскоро изловив в качестве барабанщика симпатичного раздолбая Пита Беста, ребята отправились в Гамбург. Там, в местных кабаках и танцплощадках, мерсисайдцы, понадев на себя железные цепи и сидения от немецких унитазов (не тащить же с собой английские) начали играть свой «скиффл». Времена были занятные, и группа могла «пролабать» на сцене до 5-ти часов без перерыва. Пол и Джон к концу вечера уже просто хрипели, а их несчастные пальцы с трудом удерживали скользкие от пота медиаторы. Лишь индифферентный Стю, стоял в густом сигаретном дыму за спинами надрывающих глотки ребят, лишь иногда тихонько подпевая в микрофон, и для вида цепляя гитарные струны. По настоящему живущему музыкой, тщеславного Пола всё это жутко раздражало. Пару раз во время выступления он пытался наброситься на Стюарта, но суровый и драчливый Джонни быстро остудил этот творческий порыв худосочного и изнеженного МакКартни…
В августе 60-го Стюарт познакомился с девушкой-фотографом Астрид Кирхгерр. «Я всегда думала, что только ваш Пол из Шотландии, а это оказался ты», - говорила эта, довольно симпатичная для немки фройляйн, обнимая любимого Сатклиффа в сентябре. Все чудесные осенние дни они гуляли по Гамбургу, целуясь у каждого перекрёстка. Именно Астрид придумала Стюарту причёску, которой вскоре воспользовались все парни из «The Beatles». К Рождеству группа рванула в родной Ливерпуль, а влюблённый Сатклифф остался в Германии.
Через месяц вернувшегося на Родину Стюарта навестил Джон. «Слушай, старина, у нас тут намечается небольшой выезд в городок Литерленд, рядом с Ливерпулем в графстве Ланкашир, поехали с нами», - бросил он с порога. У влюблённого парня были другие планы. Он хотел спокойно порисовать, а потом отправиться в Гамбург сделать предложение Астрид…. Но Джонни был необыкновенно настойчив и мягкий Стю, к сожалению, согласился. И вот группа «Битлз» уже исполняет свои песни в каком-то кабаке 20-тысячного затрапезного Литерленда. Во втором отделении, когда местные «долбочёсы» изрядно понабрались, на сцену полетели бутылки, и пьяная «братва» начала выкрикивать всякую хе…ню по поводу репертуара группы. На что Джон Леннон, выросший далеко не в школе христианских сирот, послал всех этих ребят по… определённому адресу. Когда к сцене подбежали, требующие пояснения громилы, Джонни, без всяких сомнений, бросился на них… Его "двойной мерсисайдский" был известен отнюдь не малому числу ливерпульских драчунов..... В результате Леннону поставили под глазами пару «фонарей»; везунчик Пол, вообще был не при делах, а Питу и Джорджу расквасили носы. Но вот бедолаге Стюарту не повезло, именно ему хулиганы умудрились разбить пару пивных бутылок об голову… Довольный дракой Джон, не обратил особого внимания на разбитую макушку друга. Мало ли что случается в этих, милых его сердцу, потасовках…
Вылечившись, Стю сказал Леннону, что покидает группу и уезжает в Гамбург. Там он поступил в художественную школу, и они с Астрид вскоре собрались пожениться…. После преподаватели говорили, что лучшего ученика у них не было уже на протяжении многих лет…
А меж тем «Битлз» приехали в Гамбург во второй раз. Теперь залы были побольше, и играть в них ребята стали уже не более 3-х часов подряд. Если учесть, что реальные концерты этой группы в 1965 году продолжались ровно академический час (45 минут), то второе немецкое турне было тоже весьма серьёзным испытанием… Стюарт, естественно встречался с друзьями и приглашал их на свою свадьбу с Астрид. Также он жаловался Джону на непрекращающиеся головные боли, но бесшабашный Леннон только смеялся в ответ. Вскоре парни собрались возвращаться в Ливерпуль и по-дружески простились в приятелем-колоборационистом….
Влюблённая в Стю Астрид Кирхгерр очень переживала за состояние своего жениха. Она настояла на том, чтобы Сатклифф пролечился в местной больнице. Девушка старалась навещать любимого каждый день….. Но боли всё чаще посещали 21-летнего художника, пока 10-го апреля 1962-го года он не скончался от кровоизлияния в мозг….
Через много лет его мать начала расследование против, пусть и убитого в 80-м, Джона, но это так ни к чему и не привело. Опрашивали и старину Джеймса. Но тот, сославшись на забывчивость, ничего нового не сказал. Ему, миллиардеру, так не хотелось ворошить прошлое. Барабанщика Ринго Старра тогда ещё в группе не было. А красавчик Пит Бест, уволенный 16 августа 1962 года, вообще наотрез отказался разговаривать на эту тему.... Тогда всё, как всегда, свалили на случай…..
. Некоторые считают Стюарта талантливым художником-авангардистом…. Его полотна можно посмотреть в интернете… Возможно, он и стал бы значительной величиной в художественном мире…. Но этого мы уже…..

Родившийся в Эдинбурге, Шотландия, в 1940 году Стюарт Фергюссон Виктор Сатклифф (Stuart Fergusson Victor Sutcliffe) вырос в Ливерпуле, Англия.

С раннего возраста он проявил свой незаурядный художественный талант. Зарабатывая деньги как мусорщик, Стюарт поступил в Ливерпульский художественный колледж. В своем классе он считался одним из лучших художников, работая в основном в абстрактном стиле экспрессионизма.

1. 1961 год. Стюарт Сатклифф позирует для портрета в Ливерпуле, Англия.

Именно в колледже он познакомился с однокурсником Джона Леннона, который стал его соседом. После того как Сатклифф продал одну из своих картин за громадные по тем временам 65 фунтов стерлингов, Джон убедил его купить бас-гитару - несмотря на то, что парень едва мог играть - и присоединиться к группе Леннона, созданной им с друзьями Полом Маккартни и Джорджем Харрисоном.

2. 1960 год. Ранняя версия The Beatles, сфотографированная Джоном Ленноном: менеджер Аллан Уильямс, его жена Берил, бизнес-партнер Лорд Вудбайн, Стюарт Сатклифф, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Пит Бест.

Название группы уже менялось много раз. После присоединения Сатклифф и Леннон предложили имя Beetles («Жуки»), по аналогии с группой Crickets («Сверчки») на подпевках у Бадди Холли (Buddy Holly). В течение нескольких месяцев это название превратилось сначала в Silver Beetles, затем в Silver Beatles и в конце концов - в Beatles.

3. 1960 год. The Silver Beatles - Стюарт Сатклифф, Джон Леннон, Пол Маккартни, барабанщик Джонни Хатч и Джордж Харрисон - выступает в Ливерпуле.

«Он не был в действительности очень хорошим музыкантом. На самом деле он не был музыкантом вообще, пока мы не заговорили с ним о покупке бас-гитары. Он подобрал несколько вещей, и он немного занимался. Это было немного глупо, но это было не важно в то время, потому что он выглядел так здорово» (Джордж Харрисон).

4. 1961 год. Сатклифф играет на бас-гитаре с The Beatles в клубе Top Ten Club в Гамбурге.

Вместе с наспех отобранным барабанщиком Питом Бестом Сатклифф и The Beatles отправились в Гамбург выступать в клубах и набираться опыта.

7. Сатклифф на сцене с The Beatles в клубе в Гамбурге.

9. 1960 год. Сатклифф выступает с The Beatles в клубе Top Ten Club в Гамбурге.

Там Сатклифф влюбился в фотографа Астрид Кирхгерр (Astrid Kirchherr), которая через два месяца стала его невестой. Именно она придумала ему стрижку, которую впоследствии переняли остальные члены группы.

10. 1961 год. Астрид Кирхгерр и Стюарт Сатклифф позируют вместе в Гамбурге.

11. 1961 год.

Однако взаимоотношения внутри группы накалялись. Пол Маккартни хотел, чтобы парень покинул группу, ведь тогда он сам стал бы бас-гитаристом. Однажды конфликт даже вылился в настоящую драку на сцене Top Ten Club.

12. Сатклифф играет на бас-гитаре сзади Джона Леннона и Джорджа Харрисона в клубе Top Ten Club в Гамбурге.

13. 1961 год. Джон Леннон поет и играет на гитаре со Стюартом Сатклиффом и Джорджом Харрисоном в клубе Top Ten Club в Гамбурге.

В 1961 году Сатклифф покинул The Beatles, чтобы сосредоточиться на живописи и жизни с Астрид. Он выиграл стипендию для аспирантов Гамбургского колледжа искусств, мечтая учиться у скульптора Эдуардо Паолоцци.

14. 1961 год. Сатклифф играет сзади Джорджа Харрисона.

Однако его карьера была прервана, когда 10 апреля 1962 года, в 21-летнем возрасте, после серии сильных головных болей он умер от кровоизлияния в мозг.

15. 1961 год.

Лицо Сатклиффа все еще можно увидеть на дальней левой стороне обложки альбома Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band.

Стюарт Сатклифф (Stuart Sutcliffe) родился 23 июня 1940 года в Эдинбурге, Шотландия. К тому времени, как Стью в Ливерпульском Художественном Колледже встретил Джона Леннона, он уже числился одним из самых талантливых и многообещающих студентов. Почти все девушки колледжа любили его за романтичный, чуть капризный угрюмый вид, который придавали ему солнечные очки, которые он почти никогда не снимал. Подобно заправскому художнику, Стью даже жил в тесном, забрызганном красками домике около колледжа.
Какое-то время прожил вместе с ним и Джон Леннон. Они частенько проводили долгие ночи за бутылочкой вина и разговорами о живописи и искусстве. Стью был одним из очень немногих людей в жизни Джона Леннона, искреннюю любовь к которым Джон пронес через всю жизнь. Когда Стью в 1959 году смог продать несколько своих живописных работ за 65 фунтов - сумму, неслыханную в те дни для студента, Джон уговорил его купить бас-гитару и присоединиться к его группе, несмотря на то, что тот совсем не умел играть на ней.
Перед их первой двухнедельной поездкой в Шотландию, куда они ехали как аккомпаниаторы Джонни Джентла (Johnny Gentle), якобы именно Стью Сатклифф предложил сменить название группы на The Silver Beatles. Идею с превращением beetle (жук) в beatle (обыгрывается слово "удар") также приписывают Стью.
В те годы Ливерпуль был довольно неспокойным портовым городом, да и буйные выступления Джона и его ребят подогревали бойкую ливерпульскую молодежь. Во время одного из концертов Джон в довольно грубой форме прошелся по адресу одной шумной компании. После выступления они были жестоко биты, причем больше всех досталось Стью. Его, уже лежачего, несколько раз пнули тяжелым ботинком по голове (по другой версии Стью был жестоко избит Джоном Ленноном). Придя домой и, несмотря на кровоточащую разбитую голову, он не разрешил матери вызвать врача. Может быть, это и сыграло роковую роль в его короткой жизни.
Во время первой гамбургской поездки, Стью познакомили с Астрид Киршерр (Astrid Kirchherr), молодым фотодизайнером. Они мгновенно почувствовали друг к другу необыкновенную симпатию. Астрид изменила стиль одежды Стью и сделала ему совершенно новую необычную прическу, которая очень понравилась остальным битлам и стала их визитной карточкой на долгое время. Взаимная привязанность Стью и Астрид была настолько сильна, что Стью из второй гамбургской поездки на родину уже не вернулся. Посоветовавшись с Астрид, он решил оставить остальных битлов, чем очень расстроил особенно Джона и поступил в Гамбургский Государственный Художественный Колледж, где училась Астрид.
Стью умер 10 апреля 1962 года от кровоизлияния в мозг, что было последствием злополучной ливерпульской драки (а возможно и избиения Джоном Ленноном).
По недоброй иронии судьбы, на следующий день после его смерти, The Beatles приехали в Германию, начав свои третьи гамбургские гастроли. На протяжении всей своей жизни Джон не мог простить себе то, что не пришел на похороны Стью Сатклиффа.

"Пятый битл" Стюарт Фергюссон Виктор Сатклифф (Stuart Fergusson Victor Sutcliffe) родился в Эдинбурге (Edinburgh) 23 июня 1940 года. Его отец, Чарльз (Charles), был моряком. Его мать, Милли (Millie), - учительницей. И у него были две младшие сестры, Джойс (Joyce) и Полина (Pauline).

Когда семья переехала в район Мерси (Merseyside) и поселилась в доме 37 по Эйгберс Драйв (Aigburth Drive), Стюарт пошел в среднюю школу Прескот (Prescot Grammar School), а позже поступил в Ливерпульский художественный колледж (Liverpool College of Art). Он сразу же проявил таллант, который произвел впечатление как на учителей, так и на других студентов. Некоторые преподаватели считали, что он был самым выдающимся художником, закончившим этот колледж. Он подружился с Биллом Харри (Bill Harry), хотя тот учился на другом курсе. Среди его друзей также были Джон Леннон и Род Мюррей (Rod Murray). Они проводили вместе много времени, отдыхая в местном пабе Ye Cracke или в студенческом общежитии.

Стюарт и Билл разговаривали о литературе, искусстве, фильмах и мистической философии. Эти же беседы продолжались в Ye Cracke с Джоном и Роном. Художественный колледж и Ливерпульский институт размещались в одном здании. Пол Маккартни и Джордж Харрисон учились в институте. На переменах они встречались в буфете или репетировали в общежитии. Джон видел, что группе нужен бас-гитарист, и предложил Стюарту или Рону работу, если кто-то из них купит бас-гитару. Картина Стюарта была представлена на выставке Джона Мура (John Moore), и миллионер Мур сам ее купил. На вырученные деньги Стюарт купил гитару Хоффнер Президент (Hofner President). Но он не умел играть на ней. Другой студент колледжа, Дэвид Мей (David May), предложил научить его играть "C"mon Everybody", если тот позволит ему измерить гитару, чтобы сделать такую же самому.

Группа выступила на субботних танцах и стала называться группой художественного колледжа. У них не было денег, чтобы купить усилители. Стюарт и Билл были членами коммитета студенческого объединения (Students" Union Committee), чем они и воспользовались, чтобы собрать средства на покупку усилителя, который группа могла бы использовать на танцах в колледже и на других своих выступлениях. Стюарт присоединился к группе Джона. Хотя они стали близкими друзьями, Джон относился к Стюарту порой с жестоким сарказмом, не воспринимая его участие в ансамбле серьезно. Джон говорил об этом так: "Мы сказали, что Стью может сидеть рядышком, или есть вместе с нами. Мы сказали ему, что ему нужно уйти, и он так делал." Джон и Пол постоянно смеялись над Стюартом на сцене, пока он был в их группе.

Было очевидно, что Стюарт никогда не станет таким же хорошим музыкантом, каким хорошим он был художником. Тем не менее, он принес в группу стиль. У него был художественный вкус, что проявлялось в его внешнем облике. Стюарт не принес вклада в музыку группы. Его единственным номером была вокальная партия в песне "Love Me Tender" Элвиса Пресли (Elvis Presley). Имеено Стюарт предложил назвать группу Beetles (Жуки). А Джон заменил одну из "e" на "а". Говорили, что Стюарт придумал такое название по аналогии с группой Crickets (Сверчки) на подпевках у Бадди Холли (Buddy Holly).

Группа отправилась в Германию. Но участие Стюарта подходило к концу. Пол хотел, чтобы он покинул группу. Тогда он сам взял бы бас-гитару. Это противостояние привело к настоящей драке на сцене Top Ten Club, что привело зрителей в восторг, поскольку они решили, что это часть представления. Астрид Кирчгерр (Astrid Kirchherr), гамбургская студентка, влюбилась в Стюарта. В декабре 1960 Beatles вернулись в Ливерпуль, а Стюарт остался в Гамбурге. Пол начал играть на бас-гитаре. Стюарт снова занялся искусством.

Примерно в это время его мать, Милли Сатклифф, стала говорить друзьям, что ее беспокоит здоровье сына. У него появились страшные головные боли и обморочные состояния после неудачного падения с лестницы в доме Астрид. На Рождество в 1961 году он приехал в Ливерпуль вместе с Астрид. Друзья заметили, как болезненно он выглядел.

Стюард объявил, что намерен жениться на Астрид в июне 1962, когда он закончит колледж. Посещая занятия, он продолжал страдать от боли в голове. В феврале 1962 он прошел медицинское обследование. У него была даже временная слепота, но врачи не нашли никаких нарушений, поэтому ему были просто назначены обезболевающие. 10 апреля 1962 года Астрид обнаружила Стюарта без сознания и вызвала скорую. По пути в больницу Стюарт умер у нее не руках. Ему был 21 год, ей - 23. Астрид отправила две телеграммы его матери. Первая - "Мой Стюарт умирает". Вторая - "Мой Стюарт умер". Вторая пришла раньше первой. Отец узнал о смерти сына только три недели спустя, потому что находился в плавании к Южной Америке.

Официально причиной смерти был назван "церебральный паралич как результат кровоизлияния в правое полушарие мозга". Астрид встретилась с Beatles на следующий день, чтобы сообщить им ужасную новость. Джон разразился истерическим хохотом. "Это был его способ избежать восприятия правды," - говорила об этом Астрид. Милли похоронила сына в Ливерпуле. Она устроила выставку его работ в 1964. Интерес к нему угас, посетителей было не много. Спустя 25 лет после его смерти интерес возобновился, на аукционах поднялись цены на его произведения.

Beatles выбрали Стюарта как одну из фигур на обложке альбома Sgt Pepper"s Lonely Hearts Club Band.




Top