Твардовский поэма василий теркин картины фронтовой жизни. Материал по литературе (8 класс) на тему: Открытый урок.А.Т.Твардовский Василий Теркин

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин». А. Т. Твар­довский был призван в армию в 1939 г. и снял военную фор­му только после окончания Великой Отечественной войны. Знание фронтовых будней (поэт был военным корреспон­дентом) вылилось в собирательный образ русского солда­та - Василия Теркина, веселого балагура, не унывающего ни при каких обстоятельствах. Автор писал о поэме: «Каково бы ни было ее собственно литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она мне дала ощущение за­конности места художника в великой борьбе народа, ощу­щение очевидной полезности моего труда… «Теркин» был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читате­лем моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучени­ем. Анекдотом и присказкой, разговором по душам и репли­кой к случаю». Жанровое своеобразие поэмы «Василий Теркин». Сам ав­тор обозначил жанровое своеобразие поэмы - «книга про бойца», подчеркивая достоверность изображаемого. Произ­ведение создавалось постепенно, на протяжении всей вой­ны, что придало поэме характер поэтической летописи со­бытий. Постоянные лирические отступления и обращения автора к читателю расширяют пространство «книги» и со­здают эффект причастности событиям. Представляя в «Ва­силии Теркине» судьбу простого русского солдата, поэт не мог не изобразить наравне с фронтовыми картинами жизнь тыла в эти страшные годы. Фронт в поэме. Фронт предстает в поэме без прикрас, со всеми тяготами и лишениями, которые выпадают солда­там. Здесь «На привале» особенно начинают цениться прос­тые человеческие радости: холодная вода, когда хочется пить, простая пища, когда охватывает голод, возможность поспать солдату: Спит - хоть голоден, хоть сыт, Хоть один, хоть в куче. Спать за прежний недосып, Спать в запас научен. Страшные картины войны, ужасающие масштабностью, предстают в главе «Переправа», где троекратно повторяю­щееся «на дно» усиливает трагичность звучания: И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно… Но за этими тягостными картинами прорисовывается ве­ра в победу, т.к. не погиб Теркин, жив простой солдатик, и чувством глубокого патриотизма завершается глава «Пере­права»: Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Свой страх и боль нужно забыть, потому что от каждо­го из тех, кто на фронте или в тылу, зависит будущее Ро­дины: На войне себя забудь, Помни честь, однако, Рвись до дела - грудь на грудь, Драка - значит, драка. И в этом чаду, в грязи и крови рождались то единение душ, та дружба, что спасала многим жизнь. Укрывали друг друга незнакомые солдаты, согревали дыханием, не надеясь увидеться когда-нибудь потом.Тыл в поэме. Описание тыла автор «Василия Теркина» включает в поэму, подтверждая мысль, что победа слагается из совместных усилий: те, кто спасал солдат от холода и го­лода, те, кто работал на заводах и выпускал оружие, «воевал» не меньше. А как нужна была воинам поддержка жен и лю­бимых, оставшихся дома, где проблем и бед было с избыт­ком: Вновь достань листок письма, Перечти сначала. Пусть в землянке полутьма. Ну-ка, где она сама То письмо писала? При каком на этот раз Примостилась свете? То ли спали в этот час, То ль мешали дети. То ль болела голова Тяжко, не впервые, Оттого, брат, что дрова Не горят сырые?.. Возвращающаяся на Родину женщина в главе «По дороге на Берлин» становится собирательным образом всех мате­рей, потому так тепло заботятся о ней солдаты: Мать святой извечной силы, Из безвестных матерей, Что в труде неизносимы И в любой беде своей; Что судьбою, повторенной На земле сто раз подряд, И растят в любви бессонной, И теряют нас, солдат; И живут, и рук не сложат, Не сомкнут своих очей. Коль нужны еще, быть может, Внукам вместо сыновей. Финальная глава «От автора» раскрывает основной замы­сел поэмы и ту цель, которую талантливый поэт сумел до­стичь: Я мечтал о сущем чуде: Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть, теплей, Чтобы радостью нежданной У бойца согрелась грудь, Как от той гармошки драной, Что случится где-нибудь. «Василий Теркин» стал «книгой», в которой поэт сумел раскрыть все лучшие черты народа: патриотизм и самоот­верженность, щедрость души и доброту, смелость и смекал­ку. И. А. Бунин высоко оценил произведение А. Т. Твардов­ского: «…это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова. Возможно, что он останется автором только одной такой книги, начнет повторяться, писать хуже. Но даже и это можно будет простить ему за «Теркина».

19. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» в контексте литературы военных лет. Тема человека на войне. Образ Василия Теркина. Художественное своеобразие поэмы. Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ - вот главная его тема. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) А. Т. Твардовский пишет поэму “Василий Теркин” о Великой Отечественной войне. Решалась судьба народа. Поэма посвящена жизни народа на войне.
В “Стране Муравии” , “Василии Теркине” созданы образы масштабные, емкие, собирательные: события заключены в очень широкие сюжетные рамки, поэт обращается к гиперболе и иным средствам сказочной условности. В центре поэмы образ Теркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович - главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает: Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им: “Уберите эту бабу, Я солдат еще живой” В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду. Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Патриотизм и коллективизм героя автор оттеняет и негативно: он подчеркивает отсутствие в Теркине черт индивидуализма, эгоизма, озабоченности своей персоной. Теркину свойственно уважение и бережное отношение мастера к вещи, как к плоду труда. Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот корежит, не умея ее наточить. Возвращая готовую пилу хозяина, Василий говорит: На-ко, дед, бери, смотри. Будет резать лучше новой, Зря инструмент не кори. Теркин любит работу и не боится ее (из разговора героя со смертью) : Простота героя - обычно синоним его массовости, отсутствие в нем черт исключительности. Но эта простота имеет в поэме и другой смысл: прозрачная символика фамилии героя, теркинское “перетерпим-перетрем” оттеняет его умение преодолевать трудности просто, легко. Таково его поведение и тогда, когда он переплывает ледяную реку или спит под сосной, вполне довольствуясь неудобным ложем, и т.д. В этой простоте героя, его спокойствии, трезвости взгляда на жизнь выражены важные черты народного характера. В поле зрения А. Т. Твардовского в поэме “Василий Теркин” находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное - мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть. В главе “От автора” изображается процесс “мифологизации” главного персонажа поэмы. Теркин назван автором “святым и грешным русским чудо-человеком” . Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным.
Поэма “Василий Теркин” отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А. Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.
Оригинальна и композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям. И должна быть доступной читателю с “любого места” .
Правдивость, достоверность широких картин жизни поэт подчеркнул тем, что назвал “Василия Теркина” не поэмой, а “книгой про бойца” . Слово “книга” в этом народом смысле звучит как-то по-особому значительно, как предмет “серьезный, достоверный, безусловный” , - говорит Твардовский. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954г. Теркин на том свете он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно - живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел - туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946г.), и высокую оценку современников.

Открытый урок в 8 классе.

Тема : А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

Цель учебная : проанализировать главы, посвящённые картинам фронтовой жизни (быт на войне, ратный труд бойцов, спасающих Родину от захватчиков, их честное служение Отчизне);

учить выразительному чтению, передавать разговорные интонации, инсценировать прочитанное.

Воспитательная цель : воспитывать чувство патриотизма, гордость за героические и трагические страницы истории своего народа.

Ход урока.


  1. Организационный момент.(Звучит музыка «Вставай страна огромная»)

  2. Сообщение темы и целей урока .

  3. Работа по теме.
Чтение эпиграфа к уроку:

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

(А.Т.Твардовский).

Слово учителя : - Так определяет поэт А.Т.Твардовский суть Великой Отечественной войны, самой трагической и героической в истории нашей страны.

(Словарная работа : фронтовой быт, рефрен, трагизм, героизм.)

Как вы, ребята, понимаете слова А.Т.Твардовского, взятые эпиграфом к нашему уроку?

Писатель Фёдор Абрамов сказал о поэме «Василий Теркин» так: «Россия в живых народных лицах, интонациях, слове». « Книга про бойца», рожденная в атмосфере военных лет, неотрывная от реального дела защиты народом Родины, от его подвига на войне,- это глубокое исследование русского национального характера, взволнованное повествование о солдате и его солдатском окружении.

Сегодня мы с вами перенесёмся в годы Великой Отечественной войны, погрузимся в ту героическую и трагическую эпоху нашей страны. Глазами Теркина, «обыкновенного парня» , увидим сцены фронтового быта, прикоснемся к ратному подвигу нашего народа, который скромно называл его « честным служением Родине».Главы « Перед боем», «Переправа», «Теркин ранен», «Два солдата», «О герое», «Отдых Теркина», «Смерть и воин», «Теркин пишет», « Про солдата -сироту» выявляют солдатский уровень войны, самый трудный, самый тяжелый, выражающий народный взгляд на её ход. Книга рассказывает о том, чем жил народ на войне (в трудном быте боевом) и как воевал. Как жил человек на войне рассказывают главы «На привале», «Перед боем», «Два солдата», «Гармонь». О том как воевал « этот стриженный народ» идёт речь в главах «Переправа», «Поединок», «Теркин ранен», «О награде». Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Автор размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне («без правды сущей, да была б она погуще»), воспевает землянку, солдатскую шинель, гармонь, полевую кухню. Рисуя будни войны, поэт показывает солдат на привале, в момент краткого сна, горького отступления, в начале боевого дня и в момент боя, в радостный час освобождения родины и поход на Берлин.

Итак, все события в поэме имеют объективно-хронологические рамки: от отступления и обороны войск весной и летом 1942 г. до Победы в мае 1945 г.:

Эти строки и страницы-

Дней и вёрст особый счет,

Как от западной границы

До своей родной столицы

И от той родной столицы

Вспять до западной границы,

А от западной границы

Вплоть до вражеской столицы

Мы свой делали поход.

В поэме представлен весь народ, поднявшийся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Наряду с высокой речью звучит простая речь с шутками и прибаутками, с незамысловатыми разговорами бойцов о мирной жизни. В диалогах героев раскрываются их характеры. Поэтому читатели поэмы называют её « энциклопедией Великой Отечественной войны».

Дальнейшая наша работа пройдёт в группах. Каждая группа получит задание по работе с поэмой: чтение по ролям или небольшая инсценировка эпизодов сцен поэмы о трагических и героических страницах первых месяцев войны, отступления нашей армии до переломного момента борьбы за освобождение родной земли.

Раздаю карточки с заданиями.

На выполнение заданий вам отводится 3 минуты.

Вам необходимо выбрать командира, который несет ответственность за ответы группы и выбор чтецов.

Группы получают задания (карточки с заданиями). Дается время на подготовку. В группах читаются выделенные эпизоды, выбираются чтецы или же готовится небольшая сценка для инсценировки. Дети отвечают на вопросы задания.

У вас на партах лежат оценочные листы,по которым вы будете оценивать свою работу и работу своих товарищей по критериям, указанным в таблице. Готовы, ребята?

Итак, слушаем первую группу

1 группа инсценирует (чтение по ролям) «Перед боем». Слово учителя.

Учитель. Сюжет главы: горькая история о том, как в 1941 г выходящий из окружения отряд проходит через ту деревню, где живёт семья командира. Бойцы чувствуют унижение и острое ощущение горя: в тылу остаются родные люди, и неизвестно, что с ними станет, останутся они живы или нет. Командир, хозяин этого дома, отец семейства, не спит всю ночь. До рассвета рубит дрова, старается хоть чем-то помочь семье, остающейся на оккупированной территории.

Герои: Теркин, командир.

Следующий этап –ответы на вопросы из ваших карточек. Желательно, чтобы звучал связный текст.

После чтения по ролям ответы детей. Диалоговая форма обучения.

Задания в карточке №1.

Как изображены солдаты? К какому периоду Великой Отечественной войны относится эта глава? В чем трагизм ситуации? Какие картины военного быта возникли перед вашим взором? Каковы чувства командира, отца семейства, покидающего свой дом, семью на оккупированной территории? Каковы чувства Тёркина? Какую «политбеседу» повторял Теркин бойцам, отступающим перед натиском врага, покидающим родную сторону? («Не унывай!»)

2 группа . « Переправа». Звук мин, орудий.

Чтение по ролям со слов « Долги ночи, жестки зори

В ноябре – к зиме седой».

Слово учителя. Эта глава так же, как и предыдущая,повествует о трагической ситуации 1942.г на конкретном участке фронта. Это горестный рассказ о том, как переправа сорвалась, «как люди тёплые, живые шли на дно, на дно. На дно…».

Ответы на вопросы из карточки№2 . - Ребята, желательно, чтобы звучал связный текст .

Задания в карточке № 2.

Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков? Какие картины фронтового быта рисует Твардовский? (война изображена в крови, труде и лишениях). Каким настроением пронизана эта глава(чувство горечи утраты «наших стриженных ребят»,неизбывная грусть). Какие слова идут рефреном в главе «Переправа»? Каким вы видите в этой главе Тёркина? Какие русские народные пословицы, поговорки созвучны этому эпизоду войны? (сам погибай, а товарища выручай, стреляный воробей, тёртый калач)

3 группа. «Гармонь». Герои: танкист, Тёркин, водитель, стрелок, автор. Слово учителя.

В центре главы один из бытовых военных эпизодов: случайная встреча Теркина, который возвращается из госпиталя, с танкистами на фронтовой дороге.

Чтение по ролям.

Перед чтением музыка «Три танкиста» или грустный мотив народной песни , а потом частушка.

Ответы на вопросы из карточки №3. - Ребята, желательно, чтобы прозвучал связный текст.

Задания в карточке №3.

Каким предстаёт перед вами Теркин в этой главе? Каким вы видите быт бойцов, случайно встретившихся на привале? Чему они радуются? Какую оценку игре Теркина на гармони дают танкисты? Как вы понимаете слово «мастак»? (Мастак- разговорное слово. Это искусный и опытный в каком-нибудь деле человек)

4 группа « Бой в болоте ». Звук мин, орудий. Герои: Теркин, боец, автор . Чтение по ролям. Затем музыка «У незнакомого посёлка, на безымянной высоте».

Слово учителя. «В книге про бойца» нет описаний великих сражений, зато подробно описывается « бой в болоте» за «забытый ныне населенный пункт Борки». Это трагическая картина первых годов войны, 1941-1942. Позже наши поэты будут воспевать бои « у незнакомого посёлка на безымянной высоте». В финале главы звучат высокие слова об исторической памяти. В главах «Переправа», «Бой на болоте» поэт ведет речь о том, какой ценой платил народ за победу. Беспощадная правда об изнурительных боях, о ратном труде нашего солдата.

Ответы на вопросы из карточки №4. являлся связанным текстом.

Задания в карточке №4.

Каким чувством понизана глава «Бой в болоте»? У какого населённого пункта идёт бой? Каков быт бойцов на болоте? Как выглядят наши бойцы? О чем мечтают? Какие черты характера помогают Теркину и его товарищам, которые « третьи сутки» голодны, лежат промокшие в болотной жиже, не раскиснуть, не упасть духом? Какой этап войны вспоминает Тёркин, отвечая на вопрос товарищей:

- Согласись, Василий Тёркин,

Хуже нет уже беды?

Группа № 5. Давайте обратимся к главе «Поединок».

Здесь Теркин один «держит фронт»: бьётся с фашистом, одерживает победу над сильным, здоровым потивником, ведёт его в плен. Сейчас мы посмотрим фрагмент из мультфильма по мотивам поэмы Твардовского. 09:43-11:33.

Ответы на вопросы из карточки №5 . Ребята, желательно, чтобы ваш ответ являлся связанным текстом.

Вопросы:


  1. Какие ассоциации возникли у вас при просмотре этого отрывка?

  2. Каким героям фольклора или истории нашей Родины уподобляется Василий Тёркин?

  3. Как вы считаете, удалось ли авторам мультфильма воплотить идею Твардовского на экране?

  4. Можно ли назвать Тёркина – народным, фольклорным героем?
Ребята 4 группы, оцените работу 5 группы

Слово учителя -В поэме Твардовского звучит героическая тема. Так, в главе «Поединок» противостояние главного героя поэмы и немца показывается таким образом, что в сознании читателя возникают ассоциации с древними поэмами, фольклорными и литературными, ассоциации, поддержанные самим автором, который вводит в текст произведения следующее сравнение:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, -

Вместо тысяч бьются двое,

Словно схватка всё решит.

- Спасибо, ребята, за вашу работу, а теперь подведем итог. Прошу командиров подойти с оценочными листами.

Каждый участник группы получит оценку за урок, соответствующую набранным группой баллов.

Слово учителя. Благодаря воображению, мы с вами можем представить приблизительно ситуацию фронта, понять, как страшно, когда над головой разрываются мины, снаряды бью рядом в землю и от этого никуда не скрыться, не убежать нельзя, потому что Родину защищать надо. Это страшная явь войны не сломила наших бойцов, потому что они сильны духом, потому что в любой тяжелой ситуации они остаются людьми .

Подведение итогов .

« Книга про бойца без начала и конца» адресовалась солдату в такой же « просоленной гимнастёрке, что и у героя. Она писалась и доходила до читателя «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая её после Победы, поэт признавался (живой голос поэта из фонотеки 03:40-05:24)

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей…

И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что «Тёркина» читали на досуге» Её герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ.Многие главы поэмы написаны от лица героя, Тёркина.Этот доверительный тон дал почувствовать бойцам, что Тёркин - обыкновенный живой человек, который умеет смягчить драматизм фронтового быта « шуткой самой немудрой».

Чудо этой книги ещё и в том, что в непритязательной вроде бы форме солдатских «баек» («без начала, без конца, без особого сюжета») воплотились самые высокие человеческие чувства: непоказной патриотизм, способность к подвигу, сострадание чужому горю. Словом, всё лучшее, что есть в народном характере. В тяжелые годы войны солдаты, воины, бойцы ощутили себя народом. И это главное.

От Ивана до Фомы,

Мёртвые ль, живые,

Все мы вместе- это мы,

Тот народ, Россия.

Мужество, героизм, самопожертвование ради высокой Победы, могучий, несокрушимый дух народа, его нравственное превосходство над врагом – это и есть та внутренняя сила, которая помогла выстоять и победить. Такова художественная логика всей поэмы в целом.

Рефлексия по произведению.

Твардовский напишет :

И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех, что стали горсткой пыли .

Давайте посмотрим, какие уроки вынесли вы из поэмы.

Ответы детей. 1. Какие картины фронтового быта произвели на вас большое впечатление?


  • Какие эпизоды нашли отклик в вашей душе?

  • В чём поэт видит ратный подвиг народа?

  • Почему называет бойцов «русский труженик-солдат», « русский чудо-человек»? Кто из полководцев в истории России называл своих солдат «чудо-богатырями»?

  • Домашнее задание.
Дать развёрнутый ответ на вопросы:

1. Как Твардовский, рисуя будни бойцов на фронте, показывает тяготы войны?

2. Что помогло нашим бойцам выстоять в самый трудный период Великой Отечественной войны, 1941-1942гг?

Рефлексия по моему уроку.

Мне было интересно с вами познакомиться в процессе урока, узнать ваше мнение о поэме «Василий Теркин», почувствовать ваш отклик на произведение.

Вся наша жизнь – палитра красок. Даже на фронте, где гибли наши соотечественники, были свои минуты радости, потому что нельзя находиться постоянно в угнетённом состоянии, надо верить, надо в обыденном видеть прекрасное. . Давайте и мы сегодня создадим палитру красок нашего урока. Перед вами звёздочки красного, зелёного, синего цветов. Вам нужно выбрать одну звёздочку, соответствующую вашим чувствам.

Красная звёздочка – я понял смысл тяжести военного времени, выпавшей на плечи наших солдат, и прочувствовал боль утрат моего народа, святость Победы, доставшейся такой страшной ценой.

Зелёная звёздочка - я понял смысл тяжести военного времени, но не прочувствовал боль утрат моего народа.

Синяя звёздочка – смысл поэмы мною понят, но оставил меня равнодушным.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма "Василий Теркин"

(картины фронтовой жизни)

Цели и задачи:

· для учеников: доказать или опровергнуть эпиграф к уроку.

· для учителя: познакомить с жизнью и творчеством Твардовского; проанализировать главы « От автора» и «На привале»; выявить тематику произведения, историю и актуальность его создания, композицию, характер главного героя, стилевые особенности, идейное своеобразие.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Здравствуйте, садитесь. Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для узнавания друг друга, нового, своих возможностей и самих себя. Как это сделать? В процессе общения и выполнения совместных задач.

2. Тема урока (слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека, суда по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение). Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский - твердость, мужественность).А теперь представьте, что Твардовский - это вы. Расскажите о себе. Отвечают 1-2 ученика. (Родился в крестьянской семье, много повидал, был фронтовым корреспондентом). О чем из скромности умолчал А.Т.? (Во время войны всегда находился в самых опасных местах, рисковал жизнью) Дополнения остальных?

3. Переход к анализу (слайд 2).

Спросить о Симонове, что написал? Чтение эпиграфа. Вы согласны с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание - цель урока).

Чтобы лучше понять замысел поэмы, попробуем представить себя соавторами Твардовского. Вы похожи на ребят, изображенных на снимке. (Слайд 3). Представьте, что на урок вы подобно героям фильма «Мы из будущего» перенеслись в то время. (Слайд 4). О чем бы вы стали писать? О войне. Как, что и для чего?

Но какую выбрать форму? Предлагаю вам задачу. (Слайд 6). Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос). (Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем - Теркиным).

Знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. На чем или на ком держится книга? На герое. Каким, по вашему, он должен быть? Заполним анкету. (Слайд 7). Обосновать ответы. Посмотрите на портрет. Какими чертами характера он должен обладать? (Слайд 8).

Спросим у Твардовского, когда впервые читатель встретился с Теркиным? Задуман во время советско-финской войны, чтобы поднять настроение бойцов. Сравните портреты героев. В чем изменения и чем их можно объяснить?

Внешность. (Вася Теркин - лубочный персонаж, созданный для смеха. Василий Теркин - один из бойцов, разделяющих все тяготы войны).

Развитие характера. Чтение главы «На привале». Верны ли наши предположения? Вспомним, без чего нельзя на войне?

Без шутки.

Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

Обсудить отчество - Иваныч. (Василий Иваныч ассоциируется с Чапаевым - героем гражданской войны. Твардовский указывает и на крестьянское происхождение героя - распространенное имя «Василий», и на то, что он, как и Чапаев, должен быть мужественным, находчивым. Можно сказать, что им «Василий» происходит от «Базилевс» - царь, т.е. несет в себе внутреннее благородство и достоинство)

В чем глубинный смысл поэмы? - в правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд (найдите подтверждения) (Слайд 9). Вставьте пропущенные слова, обоснуйте. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

Вставьте союз на месте пропуска. Обоснуйте. Обратите внимание, как одно слово может изменить смысл высказывания или придать ему иной оттенок. (Союз «а» вносит значение противопоставления «заумных» стихов живой, разговорной, народной речи).

Итог урока.

Домашнее задание. Чтение главы «Переправа».

Возвращаемся в наше время. (Слайд 12, 13).

А.Т. Твардовский. Поэма "Василий Теркин" . Картины фронтовой жизни.

Цели:

Образовательные:
произвести идейно-художественный анализ поэмы "Василий Теркин", прокомментировать ее "узловые" темы; показать взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа; оследить на примере произведения Твардовского трудную и драматичную судьбу и положение литературы в период войны и послевоенный период;

Воспитательные:

вызвать интерес к личности А.Т. Твардовского, ставшего символом открытости воли и русской прямоты; показать боевую направленность, политическую остроту произведения; показать высокий патриотизм советской поэзии.

Развивающие:

развивать умение работы с текстом; учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы; способствовать поэтическому и гражданскому осмыслению учащимися трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины;

Эпиграф:
В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек!

А.Твардовский

Ход урока.

1. Орг. Момент.

2 Тема урока (слайд 1).

Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова)

На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин.

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

Слайд 2 Определение темы и целей урока.Запись в тетради даты, темы урока. Слово учителя об эпиграфе.

Давайте познакомимся с писателем А. Т. Твардовским.

Сообщение Шарипа Ред.

1. Александр Трифонович Твардовский, советский поэт, родился 21 июня 1910 года в хуторе Загорье Смоленской области в семье сельского кузнеца. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы. Писать стихи начал с раннего детства. С 1924 года – селькор, печатавший в местных газетах заметки, очерки. Судьба крестьянина в годы коллективизации – тема первых поэм Твардовского “Путь к социализму” и “Вступление” , “Сборника стихов 1930 – 1935”, повести “Дневник председателя колхоза”, поэмы “Страна Муравия”. В качестве корреспондента принимал участие в Советско-финляндской войне (1939-1940).

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи (“Фронтовая хроника”) и очерки.

С первых дней и до конца войны был на фронте. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило Александру Трифоновичу сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения истинно гражданского звучания.

В поэме “Василий Тёркин (Книга про бойца)” фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически ёмкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств так называемых рядовых, простых людей военного времени.

“Это поистине редкая книга, - писал И.А.Бунин. – Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык!” Ярко выразившая нравственные идеалы народа книга получила широкую известность, вызвала многочисленные подражания, стихотворные “продолжения”.

Учитель.

В наши дни можно часто услышать вопрос: “Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?” Но правы ли мы будем, забыв об огненных годах Великой Отечественной, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

Наблюдения и впечатления военных лет находят отражение во фронтовых тетрадях Твардовского.

….. Причём особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то ещё идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нём уже реже вспоминают.

…..Мне жалко той судьбы далёкой,

Как будто мёртвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примёрзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

Так писал Твардовский в стихотворении “Две строчки” в 1943 г. Чувство сопричастности трагедии войны и сострадания ко всем её жертвам звучит во многих стихотворениях Твардовского.

3. Давйте проанализируем главную поэму А.Т.Твардовского.

Переход к анализу поэмы «Василий Теркин» .

Что такое поэма?

История написания поэмы, специфика жанра, особенности композиции.

Об этом подготовила сообщение Тоня Ш. Послушаем ее выступление.

1 Что поэт говорит о воде? (Чтение фрагмента из главы. Стр.172)

2 Б ез чего нельзя еще прожить на войне? Называют ответы.

(Чтение фрагмента из главы.)

Без шутки.

Без махорки.

Учащиеся ищут ответы в тексте, затем эти ответы выводятся на слайде.

(Чтение фрагментов из поэмы)

Учитель . Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему?

Расскажите о композиции поэмы.

(Проблемный вопрос). (Из 28 глав, пролога и эпилога.Делится на 3 части. Глава-отдельный эпизод из фронтовой жизни. Общее-один герой)

(Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

Глава « На привале.»

1 Как Василий завоевал уважение со стороны товарищей в данной главе? Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

3 Как вы понимаете слова Т. о том, что Теркин просто парень сам собой Он обыкновенный. Так ли это?

(Найдите и прочитайте фрагменты из главы о нашем герое.

« Впрочем парень хоть куда.....Трижды-вот он!-вышел он.)

Учитель .Да, Теркин-рядовой солдат. Да и имя своему герою поэт выбрал исконно русское Василий.Герой воевал и в финскую, был трижды окружен, ранен осколком, достоин медали а многолетнюю службу.

? . Чтение главы «Переправа » .

1 Опишите, что такое военная переправа, опираясь на картину Худ.Верейского

учебник стр.183

Ночью, первым из колонны.....

И родней, чем час назад.

2 Как понимаете следующие строфы?

Тем путем идут суровым

Что и двести лет назад

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик-солдат

Переправа , переправа...

Пушки бъют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый,

смертный бой не ради славы-

Ради жизни на земле.

3 Что узнаем о Теркине в этой главе?

Глава « О войне.»

1 Как вы понимаете строфы

«Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.»

Глава « О награде.»

1 О чем мечтает рядовой Теркин?

2 Какие черты имеет герой поэмы?

В чем глубинный смысл поэмы? – В правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки- прибаутки, дружба.

Подведение итогов урока.

1) Что изучали на уроке?

2) Вернемся к эпиграфу. Мы доказали или опровергли его мнение?




Top