Тяжелоатлет пол андерсон - биография, рекорды и интересные факты. Монстры, гонщики, мушкетеры и разгневанный Везувий

родился в семье выходцев из Дании, чем и объясняется нетипичное для орфографии английского языка написание его первого имени – Poul.

Окончил университет штата Миннесота со степенью бакалавра по физике. Второе образование Андерсона – историческое. Кроме того, благодаря своему происхождению, он хорошо знает скандинавские языки (как древние, так и современные) и литературу европейского Севера.

Первая проба пера относится к годам учебы Андерсона на физическом факультете Миннесотского университета в Миннеаполисе. Именно тогда, в середине 40-х годов, несколько его рассказов опубликовал знаменитый журнал “Astounding Science Fiction”, который возглавлял тогда не менее знаменитый В. Кэмпбелл.

Столь ранний успех на литературном поприще отвратил молодого человека от физики, по которой он специализировался и защитил диплом. Андерсон обронил как-то: «Я решил повременить с физикой и посидеть годок-другой за пишущей машинкой». Этот «годок», к вящей радости любителей, растянулся затем на полвека.

Первый роман Андерсона «Мозговая волна» увидел свет в 1954 году, а следом на читателя обрушилась буквально лавина романов, повестей и рассказов. Обычная «норма» писателя – две-три книги в год. Творческие интересы Андерсона необыкновенно разносторонни. Из-под его пера выходят детские и научно-популярные книги, авантюрные романы и детективы, переработки и переводы средневековых скандинавских саг и, конечно, научно-фантастические романы, повести, рассказы.

Среди романов прослеживаются два цикла. Первый – о Галасоциотехнической Лиге и космическом торговце Николасе Ван Рийне. Второй цикл посвящён приключениям агента Земной империи Доменика Фландри.

С позиций научной фантастики Пол Андерсон рассматривает полёты в космос («Долгий путь домой» (1954), «После Судного дня» (1963), «Тау нуль» (1970)), путешествия во времени («Патруль времени» (1961), «Танцовщица из Атлантиды» (1971)), антропологию, этику... не говоря уже о физике, которая так или иначе присутствует во всех научно-фантастических произведениях писателя. Нередко Андерсон черпает свои идеи из истории, которую, надо отдать ему должное, он знает профессионально глубоко: «Крестовый поход в небеса» (1971), «Танцовщица из Атлантиды», трилогия о Последнем Викинге (1981). Последний цикл, правда, носит скорее авантюрно-исторический, чем фантастический характер. А вот роман «Буря летней ночью» (1974) принадлежит к жанру так называемой «альтернативной истории»: что могло бы быть, одержи в гражданской войне в Англии победу не пуритане, а роялисты...

Для творчества Андерсона особенно характерно увлечение мифами и преданиями разных народов и в первую очередь скандинавскими: романы «Сломанный клинок» (1954), «Сага о Хольве Краки» (1973), повесть «Дети водяного царя» (1973).

О художественном уровне произведений всех этих жанров говорит перечень полученных Андерсоном наград. За полвека творческой деятельности Пол Андерсон семь раз становился лауреатом премии «Хьюго» (1961 – рассказ «Самое долгое путешествие», 1964 – повесть «Нет мира королям», 1969 – рассказ «Причащение плоти», 1972 – повесть «Царица ветров и тьмы», 1973 – рассказ «Певец», 1979 – рассказ «Охотничья луна», 1982 – повесть «Сатурналии»); трижды получал премию «Небьюла» (1971 – повесть «Царица ветров и тьмы», 1972 – рассказ «Певец», 1981 – повесть «Сатурналии»). Помимо этого писатель удостаивался премии «Гэндальф» (официальное наименование – Мемориальная премия Джона Р.Р. Толкина) (1978) и премии издательства «Макмиллан» за лучший детективный роман года (1959).

Как заметил однажды известный редактор, писатель и критик Деймон Найт: «…среди мыслителей Андерсона можно отнести к рационалистам, а среди писателей – к романтикам. Столь парадоксальное сочетание оказалось весьма плодотворным».

Кроме научной фантастики Андерсон пробовал свои силы в таких литературных жанрах, как детективный и авантюрный романы, историческая хроника, фэнтези, произведения для детей, и, как правило, небезуспешно...

Пол Андерсон умер от рака 31 июля 2001 года в собственном доме под Сан-Франциско. У Андерсона осталась жена Карен, которая несколько раз выступала в качестве его соавтора (в частности, в тетралогии «Король Иса» (1988)) и дочь. Зять Андерсона – также известный фантаст – Грег Бир.

Пол Андерсон (Poul William Anderson), США, 26.11.1926-31.07.2001

Пол У. Андерсон родился в 1926 году в Бристоле, штат Пенсильвания, в семье выходцев из Дании, чем и объясняется нетипичное для орфографии английского языка написание его первого имени – Poul.

Окончил университет штата Миннесота со степенью бакалавра по физике. Второе образование Андерсона – историческое. Кроме того, благодаря своему происхождению, он хорошо знает скандинавские языки (как древние, так и современные) и литературу европейского Севера.

Первая проба пера относится к годам учебы Андерсона на физическом факультете Миннесотского университета в Миннеаполисе. Именно тогда, в середине 40-х годов, несколько его рассказов опубликовал знаменитый журнал “Astounding Science Fiction”, который возглавлял тогда не менее знаменитый В. Кэмпбелл. Первый рассказ будущего мастера фантастики, опубликованный в этом издании, – «Дети завтрашнего дня», написан в соавторстве с Ф.Н. Уолдропом.

Столь ранний успех на литературном поприще отвратил молодого человека от физики, по которой он специализировался и защитил диплом. Андерсон обронил как-то: «Я решил повременить с физикой и посидеть годок-другой за пишущей машинкой». Этот «годок», к вящей радости любителей, растянулся затем на полвека...

Первый роман Андерсона «Мозговая волна» увидел свет в 1954 году, а следом на читателя обрушилась буквально лавина романов, повестей и рассказов. Обычная «норма» писателя – две-три книги в год. Творческие интересы Андерсона необыкновенно разносторонни. Из-под его пера выходят детские и научно-популярные книги, авантюрные романы и детективы, переработки и переводы средневековых скандинавских саг и, конечно, научно-фантастические романы, повести, рассказы.

Среди романов прослеживаются два цикла. Первый – о Галасоциотехнической Лиге и космическом торговце Николасе Ван Рийне: «Война крылатых людей» (1958), «Торговец – всегда торговец» (1964), «Злоумышленники» (1966), «Сатанинские игры» (1969), «Миркхейм» (1977), «Книга ворот бури» (1978). Второй цикл посвящён приключениям агента Земной империи Доменика Фландри: «Отдайте нам звёзды» (1959), «Землянин, прочь отсюда» (1960), «Майская орбита» (1961), «Агент Земной империи» (1965), «Мичман Фландри» (1966), «Адский цирк» (1970), «Рыцарь Фландрии» (1974), «Имперская игра» (1984).

С позиций научной фантастики Пол Андерсон рассматривает полёты в космос («Долгий путь домой» (1954), «После Судного дня» (1963), «Тау нуль» (1970)), путешествия во времени («Патруль времени» (1961), «Танцовщица из Атлантиды» (1971)), антропологию, этику... не говоря уже о физике, которая так или иначе присутствует во всех научно-фантастических произведениях писателя. Нередко Андерсон черпает свои идеи из истории, которую, надо отдать ему должное, он знает профессионально глубоко: «Крестовый поход в небеса» (1971), «Танцовщица из Атлантиды», трилогия о Последнем Викинге (1981). Последний цикл, правда, носит скорее авантюрно-исторический, чем фантастический характер. А вот роман «Буря летней ночью» (1974) принадлежит к жанру так называемой «альтернативной истории»: что могло бы быть, одержи в гражданской войне в Англии победу не пуритане, а роялисты...

Для творчества Андерсона особенно характерно увлечение мифами и преданиями разных народов и в первую очередь скандинавскими: романы «Сломанный клинок» (1954), «Сага о Хольве Краки» (1973), повесть «Дети водяного царя» (1973).

О художественном уровне произведений всех этих жанров говорит перечень полученных Андерсоном наград. За полвека творческой деятельности Пол Андерсон семь раз становился лауреатом премии «Хьюго» (1961 – рассказ «Самое долгое путешествие», 1964 – повесть «Нет мира королям», 1969 – рассказ «Причащение плоти», 1972 – повесть «Царица ветров и тьмы», 1973 – рассказ «Певец», 1979 – рассказ «Охотничья луна», 1982 – повесть «Сатурналии»); трижды получал премию «Небьюла» (1971 – повесть «Царица ветров и тьмы», 1972 – рассказ «Певец», 1981 – повесть «Сатурналии»). Помимо этого писатель удостаивался премии «Гэндальф» (официальное наименование – Мемориальная премия Джона Р.Р. Толкина) (1978) и премии издательства «Макмиллан» за лучший детективный роман года (1959).

Как заметил однажды известный редактор, писатель и критик Деймон Найт: «…среди мыслителей Андерсона можно отнести к рационалистам, а среди писателей – к романтикам. Столь парадоксальное сочетание оказалось весьма плодотворным».

Кроме научной фантастики Андерсон пробовал свои силы в таких литературных жанрах, как детективный и авантюрный романы, историческая хроника, фэнтези, произведения для детей, и, как правило, небезуспешно...

Пол Андерсон умер от рака 31 июля 2001 года в собственном доме под Сан-Франциско. У Андерсона осталась жена Карен, которая несколько раз выступала в качестве его соавтора (в частности, в тетралогии «Король Иса» (1988)) и дочь. Зять Андерсона – также известный фантаст – Грег Бир.

Великобритания.

Поскольку фамилия Андерсон достаточно распространенная, не обошлось без казусов. Пола Уильяма часто путали с американским режиссером, имя которого Пол Томас Андерсон, он моложе своего английского коллеги всего на пять лет. Однако, кроме одинаковых имени и фамилии, их ничто не объединяет. Чтобы как-то обозначить различие имен, англичанин Пол Андерсон добавил в свои инициалы буквы W. S. (Уильям Скотт).

Режиссер и компьютерные игры

Отличить Пола Андерсона от других деятелей кинематографа можно прежде всего по его манере претворять в жизнь уникальные кинопроекты. Знаменитым режиссером-постановщиком Андерсон стал благодаря фильмам, снятым по сюжетам популярных компьютерных игр. Таким образом режиссер обеспечил себе многомиллионную армию зрителей из числа поклонников и участников этих игр, поскольку каждому игроку хочется посмотреть на большом экране приключения своих любимых персонажей.

"Шопинг"

Однако первой режиссерской работой Пола Андерсона стала картина под названием "Шопинг", никак не связанная с компьютерными играми. Зато кинофильм отличался глубоким психологическим подтекстом, когда энергия молодых и, в общем-то, неприкаянных ребят уходила на безумно дорогое и уголовно наказуемое развлечение - угон престижных автомобилей стоимостью в сотни тысяч долларов. Дело было даже не в самом угоне, а в том, что происходило дальше. Главный герой фильма Билли (молодой английский актер Джуд Лоу) и его подружка Джо (актриса - большие любители шопинга. Они придумали для себя необычный шопинг, который будоражил воображение. Билли и Джо посещали магазины несколько необычным способом: на угнанном дорогом автомобиле, с разгону врезаясь в витрину облюбованного ими маркета.

Первый культовый фильм Андерсона

В 1995 году Пол Андерсон снял фильм "Смертельная битва", который стал суперкассовым, собрав более 120 млн долларов при сравнительно небольшом бюджете в 30 миллионов. В центре сюжета противостояние Земли и темных сил Внешнего Мира. Происходящие события могут закончиться гибелью всего человечества в результате вторжения сил Зла извне. Остался последний поединок, который необходимо выиграть. Это будет десятая смертельная битва, за которой - или избавление, или вечная тьма на поверженной Земле.

Критика фильма была неоднозначной и по большей части негативной. Многие рецензенты отмечали бездарную игру большинства актеров, хотя единодушно хвалили спецэффекты и удачно созданную атмосферу фильма. На сайте Rotten Tomatoes работу Пола Андерсона забросали свежими и тухлыми "помидорами". Русский критик Кудрявцев Сергей отозвался о "Смертельной битве" как о "бестолковом зрелище".

Однако фильм получил массу положительных отзывов от поклонников оригинальной игры Mortal Kombat, положенной в основу "Смертельной битвы". Фанаты игры отмечали достоверность атмосферы и хорошую динамику действия. Сегодня картина считается лучшим вариантом интерпретации компьютерной игры в формате кинофильма.

Следующий кинопроект Пола Андерсона под названием "Сквозь горизонт" представлял пример классического фантастического триллера со сценами, позаимствованными из обычного фильма ужасов. Картина не произвела особого впечатления на зрительскую аудиторию и не была поставлена на одну ступень со "Смертельной битвой".

Провал

Фильм 1998 года под названием "Солдат", снятый Полом Андерсоном в жанре фантастического бовика, и вовсе оказался провальным. Картина собрала всего 15 млн долларов при бюджете 75 миллионов, повторив судьбу аналогичного проекта "Бегущий по лезвию" с Харрисоном Фордом. Стоит отметить, что фильм "Бегущий по лезвию" тем не менее был единодушно признан учеными как лучший образец научной фантастики за всю историю кинематографа.

Второй культовый фильм

В 2002 году в США состоялась премьера нового фильма режиссера Пола Андерсона под названием "Обитель зла". Картина представляла собой киноверсию одноименной компьютерной игры, созданной японской компанией Capcom. В центре сюжета главная героиня Элис, по воле случая попавшая в лабиринт секретной лаборатории "Муравейник", входящей в исследовательский комплекс корпорации Umbrella. В лаборатории всем заправляет центральный компьютер "Красная королева", выделяющий смертельный вирус, убивающий людей. Элис ощущает приступы амнезии, а когда к ней ненадолго возвращается память, девушка не верит, что с ней могло произойти все то, что всплывает в воспоминаниях. В конце концов Элис при помощи друзей отключает "Красную королеву", и вся группа покидает лабораторию.

Мила Йовович

Пол Андерсон однажды сказал про "Обитель зла", что это "действительно страшное кино". Когда появилась мысль адаптировать подростковую компьютерную игру под полнометражный фильм для взрослых, понадобилось обращение в компанию создателей Resident Evil с обещанием следовать сюжетной линии и проводить консультации по любым изменениям. В 1997 году киностудия получила эксклюзивное право на постановку фильма. Сразу встал вопрос выбора исполнительницы главной роли. АктрисаМила Йовович и Пол Андерсон в то время еще не встречались, тем не менее режиссер предложил главную роль именно ей. Мила и вправду идеально подходила на роль Элис, она блестяще воспроизвела непростой образ амнезированной, но боевой девушки.

Сценарии Андерсона

Пол Андерсон, режиссер, сменил который написал сценарий не совсем удачно, и было ясно, что в его трактовке фильм будет обречен на провал в плане кассовых сборов. Поэтому Ромеро получил отставку, и сценарий был переписан Полом Андерсоном. Расчеты продюсеров оправдались, фильм в прокате собрал кассу, в три раза превышающую бюджет. Музыкальное сопровождение картины было на хорошем уровне, звуковые эффекты также не оставляли желать лучшего. По требованию создателя игры, компании Capcom, в фильме широко использовались элементы из всех вариантов: Resident Evil, Resident Evil 2, Resident Evil 3: Nemesis.

Апокалипсис

В 2004 году был снят сиквел фильма "Обитель зла" с Милой Йовович в роли Элис. Картина получила название "Обитель зла: Апокалипсис" и являлась продолжением первой серии 2002 года, с теми же персонажами, прежним местом действия и вполне предсказуемым финалом. Сценарий сиквела написал Пол Андерсон, однако режиссером на этот раз выступил не он, а Александр Уитт, который просто следовал уже отработанной постановочной схеме. И, поскольку "Обитель зла: Апокалипсис" также показал высокие кассовые сборы при сравнительно небольшом бюджете, было решено запустить третий кинопроект "Обитель зла: Вымирание". Сценарий третьего фильма написал Пол Андерсон, он же выступил в качестве продюсера. В кресло режиссера на этот раз сел Рассел Малкэхи.

Серии "Обитель зла"

"Обитель зла 3" - фильм о гибельном воздействии Вируса, который вышел из-под контроля и уничтожил все живое на земле. Выжили лишь те, кто имел доступ к антивирусу, в их числе Элис. Девушка приобрела сверхъестественные способности, набрала фантастическую силу, и только для спутников в космосе она была уязвима. Поэтому Элис постояно начеку, смотрит только вверх.

Пол Андерсон, фото которого уже начали появляться на страницах глянцевых журналов, написал сценарий следующего фильма "Обитель зла 4: Жизнь после смерти". Картина вышла на экраны в 2010-м и вновь побила рекорд кассовой успешности, собрав около 300 млн долларов. Главную героиню и на этот раз играла Милла Йовович, воплотив образ Элис, окруженной большим количеством собственных клонов. Оставшиеся в живых уже выбрались из-под земли, но огромные полчища зомби заполонили все пространство, а корпорация Umbrella по-прежнему правила бал.

Фильмография

И, наконец, "Обитель зла 5: Возмездие", последний фильм, снятый Андерсоном в 2012 году. В этом кинопроекте Пол Андерсон - режиссер и сценарист. Кроме того, он также сопродюсер картины. Роль главной героини по-прежнему исполняла Мила Йовович. В центре сюжета все та же которая то старается уничтожить Элис, то оказывает ей поддержку, в зависимости от настроения руководства и от того, кто в данный момент находится во главе Umbrella: или кто-то другой. были по-прежнему высокими, около 240 млн долларов. Пол Андерсон, фильмография которого уже включает в себя около 20 кинокартин, полон творческих планов и продолжает снимать. В качестве режиссера он выступает, когда сценарий написан им самим. Все фильмы Пола Андерсона, список которых можно разделить на две части: компьютерные игры в формате полнометражной кинокартины и все остальные - так или иначе, заслуживают внимания.

Личная жизнь

Режиссера и сценариста Пола Уильяма Скотта Андерсона является примером допропорядочности и постоянства. Пол долгое время встречался с одной из самых красивых и талантливых кинозвезд Голливуда Милой Йовович, которая снималась во многих его фильмах. Отношения режиссера и актрисы первое время носили дружественный и деловой характер, но затем перешли в более интимную плоскость, и 5 ноября 2007 года у них родилась дочь, которую назвали Эве Габо. Летом 2009-го Пол Андерсон и Мила Йовович зарегистрировали свой брак.

В пятидесятых годах 20 века имя Пол Эдвард Андерсон знали все, кто имел отношение к спорту. Юный штангист был известен на весь мир благодаря своим рекордам. Достижения спортсмена до сих пор поражают, что уж говорить о прошлом веке. Прозвище «подъёмный кран» Пол получил за свою невероятную мощь и силу.

Уже в 23 года Андерсон стал самым авторитетным человеком на Земле. После переезда в Атланту, жизнь Пола изменилась. В возрасте 20 лет Эдвард стал резко набирать вес, именно в это время дядя подарил ему штангу. После нескольких тренировок, Пол понял, что штанга - это его. Именно он стал уделять все свое свободное время и уже через несколько лет стал самым могущественным человеком в мире спорта. Путь к покорению мира спорта был нелегким, но тяжелоатлет Пол Андерсон не выбирал судьбу, спорт сам его выбрал.

В спорте нет предела совершенству

Соревнования по тяжелой атлетике с тех пор не изменились значительно. В пауэрлифтинге, как и сейчас, в те года атлеты делали три упражнения: жим. И никому даже в голову не приходило, что на земле есть человек, способный побить имеющиеся рекорды. В сумме набрать 500 кг - миссия невыполнима, но только не для Андерсона. Спортсмен смог побить рекорд победителя Олимпиады 1952 года, американца Джона Дэвиса, с результатом в 460 кг, когда набрал 518, 5 кг, участвуя в состязаниях в Южной Каролине.

На чемпионате мира в Мюнхене в 1955 году все ожидали от Андерсона покорения новых вершин. И он Пол Андерсон, тяжелоатлет, рекорд которого составил 512, 5 кг. Он получил золотую медаль. Этот показатель стал новым мировым рекордом. Спортсмен не стал останавливаться на достигнутом и поставил еще несколько рекордов: в жиме - 185, 5 кг, в толчке - 196, 5 кг.

Команда американских тяжелоатлетов

В 1955 году темпы Пола в спорте набирают обороты. Попав в команду американских тяжелоатлетов к Бобу Гофману, Андерсон не обманул ожидания своих поклонников. На показательных выступлениях в Москве в этом же году тяжелоатлет Пол Андерсон смог покорить сердца всех любителей тяжелого спорта - он поднял в сумме 518 кг. Кроме мировых рекордов, «человек - гора» покорил сердца женщин своим обаянием, которого у него не отнимать. В 1956 году после олимпиады в Мельбурне Андерсон заявил о том, что турниры его выматывают, и принял решение уйти из спорта.

Мировые рекорды

Тяжелоатлет Пол Андерсон решил, что его умения и знания не должны пропадать зря. Пол стал колесить по Америке, демонстрируя свои таланты. Иногда он показывал цирковые номера, которые удивляли публику своей эксклюзивностью и невероятным исполнением. До сих пор мировые рекорды Андерсона никто не может побить, хотя многие спортсмены пытались это сделать. Пол Андерсон - штангист, еще одно достижение которого было зафиксировано в книге рекордов Гиннеса - он смог поднять плечами с подпорки огромный вес без помощи различного рода инструментов. Результат спортсмена - 2844 килограмма.

Жим, приседания и тяга

Чтобы добиться невероятных результатов, тяжелоатлет Пол Андерсон выполнял различного рода упражнения, которые применяются и сегодня. Мастер приседаний имел привычку делать это три раза в неделю, а порой и ежедневно, выполняя несколько подходов в течение дня. Высокочастотная тренировка заключалась в использовании идентичного упражнения от 3 до 15 раз в течение недели.

Для не проблематично приседать с весом 408 килограмм по 19 раз. Кроме этого, он выполнял полуприседания с весом 680 килограмм. Меньше всего Андерсон любил жимовые упражнения, их он старался делать минимальное количество раз. Тренировки для Андерсона были очень важны, хотя у него не было конкурентов, Пол старался постоянно тренироваться, чтобы как можно дольше оставаться в хорошей физической форме. Андерсон считал, что нужно менять привычные упражнения - сначала поднимать вес из положения стоя, а затем из лежачего положения.

Работа на износ

К сожалению, в профессиональном спорте проблематично трудиться, не изнашивая организм. Пол Андерсон - тяжелоатлет, который поднимал тяжести, непосильные для обычного человека. Гигантские силовые нагрузки негативно сказались на здоровье спортсмена, и он начал понемногу сдавать. Первыми отказали почки, после стали беспокоить суставы. Пол стремительно терял вес. На тот момент, когда ему пересадили почку, Андерсон весил не более 80 килограмм. И, хотя спасла его, в спорт Пол не вернулся.

Забота о детских домах

Все заработанные деньги спортсмен пожертвовал детским приютам, которым помогала его семья. Состояние здоровья Пола привело к тому, что он полностью отказался от спорта и стал христианским проповедником.

Пол Андерсон, тяжелоатлет, причина смерти которого не оглашена официально, ушел из жизни в 1994 году, не дожив до 63 лет. Но и без официального разглашения понятно, что причиной этому стала его работа на износ. Такой ритм жизни погубил Пола. Ежегодно в Атланте организовываются соревнования по тяжелой атлетике в память об известном спортсмене, покорившем весь мир. Пол Андерсон был похоронен в городе Атланте. Мемориал Пола Андерсона находится в город Токкоа.

Все равно, в каких декорациях развивается сюжет. Главное - впечатление, которое книга производит на читателей.

Пол Андерсон

Есть несколько классиков американской фантастики, имена которых сразу приходят на ум любому нормальному фэну: Роберт Хайнлайн, Клиффорд Саймак, Айзек Азимов, Роберт Шекли… И где-нибудь третьим-четвертым обязательно всплывает и это имя. Пол Андерсон - творец Патруля Времени и Истории Будущего.

Писательница Вера Камша взяла у Пола Андерсона интервью, когда осенью 1999 года американский фантаст посетил Россию. Фрагменты этой беседы, прямая речь классика стали иллюстрациями к обзору его творчества.

Путь писателя

Пол Уильям Андерсон родился 25 ноября 1926 года на северо-востоке США, в маленьком пенсильванском городке Бристоль. Родители будущего писателя были выходцами из Скандинавии. Отец-инженер происходил из семьи с норвежскими корнями, а мать, Астрид Херц, работавшая в местной библиотеке, была датчанкой.

Вскоре семья переехала в Техас, где Андерсон-старший получил новую работу. Там юный Пол провел счастливые 12 лет с родителями и младшим братишкой. Потом настали трудные времена: отец умер, и семья из-за недостатка средств переехала к родственникам матери в Данию. Однако ненадолго - назревала Вторая мировая. Андерсоны возвращаются в Штаты: поначалу в Вашингтон, а затем в сельскую глубинку Миннесоты.

Пол поступает в университет Миннеаполиса, где спустя 5 лет, в 1948 году, получает диплом бакалавра астрофизики (с отличием!). Во время учебы происходит счастливое знакомство с Гордоном Рупертом Диксоном, переросшее в крепкую дружбу на всю жизнь. Диксон сводит Пола с местным кружком почитателей фантастики, где блистал тогда Клиффорд Саймак. Немудрено, что Андерсон, и до этого любивший фантастику, начинает пробовать силы в написании рассказов, и небезуспешно. Первая его публикация состоялась еще в студенческие годы: в 1947 году журнал Astounding Science Fiction напечатал рассказ «Дети завтрашнего дня», созданный в соавторстве с другим приятелем Пола по кружку, Ф. Н. Уолдропом.

Поначалу Андерсон не задумывался всерьез о писательской карьере. Однако найти работу по специальности было тяжело, и гонорары из фантастических журналов подтолкнули Пола к мысли стать профессиональным писателем.

Слово классика

Что бы вы посоветовали вашим русским коллегам, работающим в жанре фантастики?
То же самое, что и американским. Не думайте, что вы сможете прожить, занимаясь исключительно литературным творчеством. Это удается лишь немногим. В Америке даже широко известные писатели часто вынуждены зарабатывать на жизнь совсем другим. Если же смотреть на литературу исключительно как на работу, которая должна обеспечивать стабильный доход, можно очень быстро убить в себе писателя.

В 1953 году он женился на Карин Круз, также писательнице и поэтессе. Спустя год у них родилась дочь Астрид, впоследствии вышедшая замуж еще за одного известного фантаста Грега Бира. Семья Андерсонов переехала в теплую Калифорнию, в окрестности Сан-Франциско. Там, в местечке Оринд, Андерсон построил дом, где и прожил до самой кончины в 2001 году.

Основные циклы Пола Андерсона

«Торгово-техническая лига»
«Война крылатых людей» (1958)
«Звездный торговец» (сборник, 1964)
«Возмутители спокойствия» (сборник, 1966)
«Сатанинские игры» (1969)
«Земная книга Стормгейта» (сборник, 1978)
«Обитель мрака» (1977)
«Дети ветра» (1973)
«Терранская империя»
«Мичман Флэндри» (1966)
«Все круги Ада» (1970)
«Мятежные миры» (1969)
«День, когда они возвратились» (1973)
«Агент Земной империи» (сборник, 1965)
«Флэндри с Земли» (сборник, 1961)
«Рыцарь призраков и теней» (1974)
«Камень в небесах» (1979)
«Игра Империи» (1985)
«Долгая ночь» (сборник, 1983)
«Психотехническая лига»
«Звездные пути» (1956)
«Снега Ганимеда» (1958)
«Девственная планета» (1959)
«Психотехническая лига» (сборник, 1981)
«Хладнокровная победа» (сборник, 1982)
«Звездолет» (сборник, 1982)

Наука - источник вдохновения

Андерсон вспоминал: «Я пришел к выводу, что в любом случае не стал бы первоклассным ученым… А перспектива стать ученым второго сорта меня не слишком прельщала». Однако именно наука проложила путь Андерсона в литературу. Славу, популярность и множество премий принесла ему «твердая» НФ, которая имеет несколько магистральных тем: космические приключения, история мира после катастрофы, путешествия во времени.

История будущего

Немало фантастов берутся сочинять масштабную хронику будущего человечества, однако получается далеко не у всех. Слишком легко сбиться на менторский тон, подробно, до мелочей выстраивая хронологию будущего. А читателей не привлечешь скучной наукообразной лекцией. Иной путь избрал Андерсон: его история будущего - это циклы слабо связанных авантюрных произведений, которые кирпичиками укладываются в масштабное сооружение.

Слово классика

Вы расписали историю человечества на сотни лет вперед. А что, по вашему мнению, ожидает Землю и ее обитателей в ближайшем будущем?
Жизнь будет улучшаться благодаря прогрессу в производстве жизненно необходимых вещей, таких, как пища и лекарства. Следующее столетие, мне кажется, пройдет под знаком биологии. Я полагаю, что скоро мы сможем перестраивать клетки человеческого тела с помощью машин микроскопического размера, которые станут уничтожать вирусы и микробы. Кроме того, мы научимся в буквальном смысле выращивать мясо, и людям не придется больше убивать животных для получения пищи. «Братья наши меньшие» действительно станут нашими если не братьями, то друзьями, общение с которыми позволит снимать неизбежные в любом обществе стрессы.


Свою Техническую цивилизацию Андерсон строил более 40 лет, правда, безо всякой системы и порядка. Значительно позже «андерсоновед» Сандра Мизель составила хронологию Истории Будущего: 5 тысяч лет галактического развития человечества - от первого полета к звездам до начала Возрождения после распада могучей империи.

Земная метрополия вместе с разбросанными по Солнечной системе колониями образовала демократическое Содружество. Люди начали осваивать иные звездные системы, наступил расцвет колонизаторской деятельности. Крупнейшие корпорации создали Торгово-техническую лигу - добровольный коммерческий союз, который постепенно оттеснил правительство на задний план. Главари Лиги, «торговые принцы», проворачивая операции в межзвездном масштабе и не встречая никаких ограничений, получили огромные богатства и влияние. Так демократия превратилась в олигархию. В конце концов супербогатеи окончательно взяли власть в свои руки, и Содружество поразил жесточайший кризис.

На этом фоне происходит действие цикла «Торгово-техническая лига» , основные герои которого - звездные торговцы Николас ван Рийн и Дэвид Фолкейн. Толстяк-сибарит ван Рийн - самый настоящий принц Лиги, очень влиятельный, богатый и избалованный, что не мешает ему в напряженные моменты действовать быстро и решительно. Фолкейн - более молодой и романтичный вариант торговца. Женившись на внучке ван Рийна, он порывает с Лигой и основывает колонию на планете Авалон. Оба торговца то и дело оказываются в сложных ситуациях, из которых с блеском выпутываются благодаря уму, находчивости и дерзкому нахальству.

Пол Андерсон, как и многие американские фантасты, был убежденным либертарианцем. Либертарианство - вариант консервативного анархизма, в котором осознанный индивидуализм ставится превыше диктата государственной системы. Звездные торговцы - отличный образчик либертарианских взглядов, яркие индивидуалисты, способные двигать общественный прогресс, особенно если тупые чинуши не путаются под ногами. Однако все хорошо в меру, и бесконтрольный индивидуализм может обернуться махровым эгоизмом, а это ведет к неприятностям.

Безответственный эгоизм торговых магнатов привел к хаосу внутри Содружества. Ослабевшая Федерация подвергалась набегам космических кочевников, которые заполучили от некоторых алчных торгашей суперсовременное оружие. Постепенно Земля утратила значение политического центра, но, как оказалось, не навсегда.

Время золота сменилось эпохой стали. Развал Содружества был остановлен гениальным полководцем Мануэлем Великим. Железной рукой он навел порядок, отразив внешнюю агрессию и подавив внутренние распри. Так торговую олигархию сменила Терранская империя, сильно напоминающая Древний Рим. Метрополия Земли включила в себя Солнечную систему и несколько других крупнейших планет, жители которых получали имперское гражданство при рождении. Все иные разумные существа могли приобрести гражданство в качестве награды. Широко использовалась вассальная система, при которой одни миры платили Империи небольшую дань, другие просто сохраняли лояльность. Имперские губернаторы при поддержке могучего космического флота блюли мир на вверенных им межзвездных территориях. Однако из-за огромного удаления от метрополии губернаторы имели слишком много власти. Естественно, возникали соблазны злоупотребить ею. На внешних рубежах тоже было неспокойно. Особую опасность для имперцев представляли религиозные фанатики марсейцы. Назревало смутное время…

На этот период приходится действие цикла «Терранская империя», главный герой которого - доблестный офицер и секретный агент Доминик Флэндри. Этот персонаж и похож, и непохож на звездных торговцев. Доминик очень неглуп, в меру проницателен, немного циничен, бесспорно отважен. В отличие от торговцев, Флэндри - носитель определенной идеологии, убеждения, что крепкая централизованная власть на грани диктатуры все же лучше беспредельной анархии.

Нельзя сказать, что книги о Технической цивилизации потрясают воображение. Есть в цикле и замечательные вещи, награжденные многими премиями (повесть «Самое долгое плавание»), и увлекательные авантюры (сборники «Звездный торговец» и «Возмутители спокойствия»). Впрочем, основная часть цикла не поднимается выше уровня заурядного, хоть и крепкого коммерческого чтива. Однако в целом «Техническая цивилизация» заслуженно входит в ряд самых выдающихся фантастических историй будущего.

Звезды над концом мира

На счету Андерсона еще несколько циклов и отдельных романов о космических приключениях. «Психотехническая лига» повествует о начальном периоде космической экспансии человечества. Есть даже мнение, что цикл можно считать приквелом «Технической цивилизации», однако прямые указания на это в тексте отсутствуют. Общих героев в цикле нет, это просто истории о постепенной космической экспансии людей в мире, пережившем ядерную войну.

Слово классика

Выйдет ли человечество в большой космос?
Нам, если мы рискнем продолжить наши исследования космоса (а мы рискнем, так как человечеству свойственно стремление к неведомому), придется изыскивать новый способ передвижения, более дешевый и безопасный с точки зрения экологии. На мой взгляд, выходом было бы строительство на Луне коллекторов солнечной энергии, чтобы она пришла на смену энергии угля, нефти и, особенно, атома. Я думаю, люди рано или поздно вернутся на Луну, а затем доберутся до Марса. И еще я думаю, что мы начнем посылать автоматические зонды не только к планетам солнечной системы, но и к ближайшим звездам. Правда, это вряд ли случится в самом близком будущем.

Тетралогия «Звездные нивы», романы «Огненная пора», «Победить на трех мирах», «Тау-ноль», «Враждебные звезды», «После судного дня», «Ушелец», «Аватара», «Звездный Лис» и многие другие рассказывают об иных вариантах будущего человечества, о контактах с инопланетянами, о непростом выборе, который приходится делать людям в экстремальной ситуации при освоении космоса.

Одна из лучших космоопер Андерсона - увлекательный роман «Крестовый поход в небеса», в котором писателю органично удалось соединить две излюбленные темы: историческую и космическую. Отряд английских воинов времен крестовых походов захватывает звездолет пришельцев и наводит шороху на всю Галактику! Стоит отметить и цикл юмористической фантастики «Хока!» о забавных инопланетянах-медвежатах, написанный Андерсоном совместно со старым другом Гордоном Диксоном.

Еще одна тема фантастики Андерсона - постапокалипсис. Не стоит ведь забывать, в какое время жил и творил писатель, - холодная война двух сверхдержав держала планету в цепких объятиях, зловещим призраком витал над миром ужас ядерного кошмара. Уже дебютный рассказ писателя «Дети завтрашнего дня» показывает Землю, замороженную ядерной зимой (кстати, впервые в истории мировой фантастики!). В схожей ситуации оказывается наша планета в романе «Зима над миром». Но люди готовы повторить старые ошибки. И через много веков после войны Судного Дня новой биотехнологической цивилизации вновь угрожает гибель («Орион взойдет»).

Десять лучших книг Пола Андерсона

«Патруль Времени» (сборник, хроноопера)
«Операция Хаос» (ироническое фэнтези)
«Крестовый поход в небеса» (космическая опера)
«Царица ветров и тьмы» (повесть, философско-романтическая фантастика)
«Звездный торговец» (сборник, космические приключения)
«Возмутители спокойствия» (сборник, космические приключения)
«Три сердца и три льва» (героико-ироническое фэнтези)
«Буря в летнюю ночь» (альтернативно-историческое фэнтези)
«Самое долгое плавание» (повесть, фантастические приключения)
«Челн на миллион лет» (философско-историческая фантастика)

Рыцарь времени

Огромен вклад Пола Андерсона в хронооперу. Астрофизик-технарь Андерсон с детства попал под очарование истории и неплохо в ней разбирался. Поэтому неудивительно, что история и попытки управлять ею стали одной из главных тем в творческом наследии писателя. Еще в 1950-е годы Андерсон начал публиковать в журналах рассказы о Патруле Времени. Что же такое Патруль и откуда он взялся?

В 200 веке был раскрыт секрет темпоральных путешествий. Местные владыки попытались подкорректировать историю, но на их пути появились данеллиане - далекие потомки человечества, которые помешали осуществить безумные планы. Дабы ничего подобного не случилось впредь, данеллиане создали спецслужбу - Патруль Времени. Патрульных набирают в разных временах, они должны отличаться гибким умом и целым рядом ярких способностей. Основная масса Патрульных живет в своих эпохах (или близких к ним) в роли резидентов и исследователей. Особо одаренные личности могут получить статус агента-оперативника, своеобразного «чистильщика времени».

Именно такой агент - главный герой цикла Андерсона, американец Мэнс Эверард. Ветеран Второй мировой, он был завербован в Нью-Йорке 1954 года и поначалу служил обычным аналитиком в своем времени. Обнаружив странное сообщение в книге конца 19 века, Эверард отправляется в раннее английское средневековье, где предотвращает попытку фанатика Стейна изменить историю («Патруль Времени»). Последовавшие драматические события привели к встрече Эверарда с данеллианином и переходу на оперативную работу. Эверард переживает ряд головокружительных приключений. Он спасает своего коллегу Кита Денисона, который был вынужден 16 лет играть роль царя Персии Кира Великого («Легко ли быть царем»). Предотвращает завоевание Америки монголами («Единственная игра в городе»). Ликвидирует хроноклазмы - альтернативные линии истории, возникшие в результате внешнего вмешательства, - победу Карфагена над Римом (Delenda Est) и теократию католической церкви («Щит времен»). Пресекает авантюры экзальтационистов - бандитов из будущего («И слоновую кость, обезьян и павлинов», «Щит времен»). Спасает людей, похищенных испанским конкистадором («Год выкупа»). Иногда Эверард действует как второстепенный персонаж, а на первый план выдвигаются иные герои («Печаль гота Одина», «Гибралтарский водопад», «Звезда над морем»).

Одними историями о Патруле Времени вклад Андерсона в хронооперу не ограничивается. Романы и повести «Танцовщица из Атлантиды», «Коридоры времени», «Три мира времени», «Настанет время», «Полет в навсегда» посвящены различным сторонам хрононавтики. Особо стоит отметить рассказ «Человек, который пришел слишком рано», герой которого, американский солдат, непонятным образом оказывается в раннесредневековой Скандинавии. Рассказ очень реалистичен и служит суровой отповедью многочисленным историйкам о приключениях всяческих раздолбаев, оказавшихся в прошлом. Ни отменная физическая подготовка, ни владение боевыми искусствами, ни даже огнестрельное оружие не помогли герою. Без знания чужих обычаев и порядков лихому солдату не только не удалось прилично устроиться в ином времени. Он оказался один против целого мира и бесславно погиб. Нельзя влезать грязными сапогами в чуждую историю и культуру - чревато…

ИЛЛЮЗОРНЫЕ МИРЫ

Хотя Пол Андерсон и не получил специального исторического образования, он был весьма эрудирован в этой области, что помогало ему в создании околоисторических фантастики и фэнтези. Андерсон смело использовал литературные источники, создавая собственные вторичные миры, основным конфликтом которых было столкновение магического и обыденного.

Слово классика

В России некоторые «серьезные» фантасты даже не считают фэнтези литературой. Вы же успешно работаете и в этом жанре, и в НФ. Почему так?
Разделение на научную фантастику и фэнтези вообще достаточно условно и довольно искусственно, так же, как и деление на фантастику и большую литературу. Все зависит от того, о чем вы хотите сказать, и как вы умеете говорить. Ярлыки же - дело десятое.

В иронично-героическом фэнтези «Три сердца и три льва» протагонист Хольгер попадает в мир легенд о Карле Великом, а в романтично-ностальгической «Буре в летнюю ночь» события реальной Английской революции 17 века перемешивается с миром пьес Шекспира. Скандинавское происхождение писателя, его жгучий интерес к истории и мифам родины предков вызвали к жизни произведения, основанные на древних сагах и легендах Севера: «Сломанный меч», «Дети морского царя», «Сага о Хрольфе Жердинке», «Королева викингов» и «Война богов». Также писатель создал историческую трилогию «Последний викинг».

Самой крупной исторической фантазией стала тетралогия «Короли Иса», созданная Андерсоном вместе с женой Карин. Правда, эта история римского офицера, ставшего властителем легендарного города, временами напоминает откровенно «женский» роман. Возможно, знаменитый фантаст не играл в супружеском дуэте первую скрипку.

Среди самых известных фэнтезийных произведений писателя - ироническая «Операция «Хаос», где показан магический аналог современной автору Америки. К лучшим книгам Андерсона относится масштабный роман «Челн на миллион лет» - яркое повествование о судьбах восьми бессмертных людей, которое прослеживает их жизнь от глубокой древности до далекого будущего. Сложные задачи не имеют простых решений. Бессмертие - тяжкое бремя, поэтому его нельзя нести по принципу «остаться должен только один»…

∗∗∗

При всей популярности Пол Андерсон никогда не претендовал на роль «великого писателя». В его творчестве много откровенно проходных книг, коммерческой развлекаловки для обывателя. Литературное качество многих книг также далеко от идеала. Однако Пол Андерсон все равно входит в великую когорту американских фантастов. Оригинальные идеи, эффектно описанные миры, захватывающие дух приключения, ироничный юмор, остро отточенные мысли сверкают истинными бриллиантами, разбросанными среди горной породы почти 150 книг - романов, повестей, сборников. 7 премий «Хьюго»и 8 номинаций на нее, 3 «Небьюлы» и 10 номинаций на награду, Всемирная премия фэнтези, «Мифопоэтика», Британская премия фэнтези, «Прометей», Премия Джона Кэмпбелла говорят сами за себя. За здорово живешь такие отличия не получают, это не почетные значки с многочисленных конвентов.

Да, имя Пола Андерсона, при всем уважении, никогда не поставят впереди Хайнлайна или Ле Гуин. Но быть третьим-четвертым в золотом списке прославленных имен не каждому дано…




Top