Учимся рисовать штриховкой. Штриховка карандашом для начинающих

Как научиться красиво штриховать? Главным образом - при помощи регулярных и упорных тренировок. Но есть и некоторые приемы, которые очень пригодятся для достижения хорошего результата.

С чего начать?

Для начала заточите как следует карандаши, чтобы штрих был ровным и четким. . Лучше всего для тренировки подойдут карандаши средней мягкости (B или B2).

Карандаш нужно держать правильно, а именно - свободно класть его на ладонь, прижимая большим пальцем, а остальными лишь слегка придерживая его. При это держать карандаш нужно ближе к нижнему кончику. Поначалу это довольно трудно, но при освоении такое положение инструмента дает большое преимущество, существенно улучшая технику.

Учимся штриховать

Набирайте тон в тенях перекрестными штрихами, вместо излишнего давления на карандаш или сплошного «закрашивания» пространства, а также избегайте растирания штрихов пальцем - даже случайно, если не хотите произвести впечатление запачканной работы.

Штрих накладывается в соответствии с формой предмета, чтобы подчеркнуть ее. Не стоит штриховать круглое яблоко прямыми линиями, а стол под ним - вертикальными, иначе вы получите плоское яблоко, нанизанное на непонятную щетину. Для передачи формы можно использовать горизонтальный, вертикальный, наклонный штрих.

Наносите больше штрихов на переднем плане, выделяя его, а задний оставляйте как бы тающим в дымке.

Главное - не нужно штриховать медленно, задумчиво выводя каждую черточку, или тихонько вести карандаш дрожащей рукой.

Не бойтесь выйти за пределы контуров. Наносите штрихи быстро и уверенно, не задумываясь над каждым своим движением, и с каждым разом у вас будет получаться лучше и лучше!

Помните, что умение штриховать приходит с опытом. Поэтому учитесь, старайтесь делать красивую штриховку и набирайтесь опыта!

(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Штриховка карандашом

Большинство новичков в рисовании частенько сталкиваются с проблемой неверной штриховки карандашом . Данной проблеме в книгах практически не уделено должного внимания, и очень зря, ведь это базовый момент в рисовании. В чем же секрет штриховки и как она правильно делается? Давайте разберемся в данном вопросе.

В чем заключается важность штриховки?

Штриховка нужна для придания нарисованным предметам:

  • оптимальной формы;
  • обозначения падения света;
  • придания необходимых текстур.

10 принципов правильной штриховки:

В целом ничего сверхъестественного в штриховке карандашом нет. Главное – оттачивать свои навыки в этом компоненте и руководствоваться основными правилами техники штрихования:

  • Держите карандаш не только как ручку (грифель к бумаге под углом 90°), но и в положении кисти, придерживая его за окончание. Положение грифеля – практически параллельно листу. В данном положении карандаш становится будто продолжением руки, и у вас будут хорошо получаться работа с ровными размашистыми линиями.
  • Линии нужно наносить по аналогии с формой, плоскостью составляющих рисунка. То есть подчеркивать округлые формы нужно плавными контурными линиями, горизонтальную плоскость можно получить посредством горизонтальных линий, вертикальную – вертикальных линий и так далее.

  • Чтобы линии получались максимально прямыми, для начала в воздухе сделайте парочку «холостых» линий. Сохраните в голове точное движение кисти и постарайтесь воспроизвести его на бумаге. Штрихи необязательно должны быть идеально ровными.
  • Тон рисунка регулируется посредством следующих моментов:
  • интенсивность нажима на карандаш;
  • число перекрестных линий;
  • твердость грифеля.

При этом штриховку нужно выполнять так, чтобы даже в самых затемненных местах между линиями оставалась заметной бумага – это придаст рисунку аккуратность.

  • Тени делаются посредством перекрестного штриха или растушевки. Не нужно применять эти приемы вместе, так как растушевка будет иметь вид смазанных пятен.
  • Штриховать нужно обязательно в направлении от тени к свету. На большей части рисунков присутствуют объекты с плохой или хорошей освещенностью. В связи с этим нужно проводить плавные переходы от света к тени. Одна из основных методик, которой пользуются многие художники – постепенное нанесение все большего количества пигментов на поверхности, находящиеся в тени, и меньше – на освещенные. Плавно передвигайтесь с затемненных к более освещенным поверхностям, понемногу удлиняя и осветляя свои линии. Запомните основное правило – штриховка всегда должна начинаться с затемненных поверхностей объекта.
  • При работе с перекрестной штриховкой, старайтесь сделать угол наклона как можно меньше. Ровно в линию штриховку также делать не следует, так как она будет выглядеть немного «волосатой», поэтому наклон в любом случае должен присутствовать, но минимальный. Каждый излом должен штриховаться в отдельном направлении.

  • Для придания рисунку перспективности, объемности, воздушности, нужно хорошенько прорисовывать контрастные светотени переднего плана. На заднем плане штриховку следует выполнять таким образом, чтобы переходы тона имели смягченный вид.
  • Если вы опасаетесь смазать рисунок случайным прикосновением руки, воспользуйтесь таким оснащением, как муштабель. Основное предназначение данного прибора – удерживание кисти на безопасном расстоянии от бумаги.

При правильном соблюдении основных принципов штриховки у начинающих художников будет возможность рисовать любые 3-D объекты.

Как научиться ложить штрих по форме предмета- будем усовершенствовать свое мастерство владения карандашом и учиться создавать рисунок геометрических фигур, создавая их объем. В нашем арсенале есть куб, шар, конус и цилиндр.

Наша работа будет разделяться на две части. Первая часть- мы рисуем по- представлению. Возможно у вас есть макеты этих фигур, если нет, то тогда можете заглянуть на страницу как сделать макет геометрических фигур и, собственно, сделать их, но начнем мы с вами с другого. Мы начнем с понимания, анализа формы сначала без макетов. Вы можете сначала их создать и иногда посматривать на них при рисовании, но главное сейчас- научиться анализировать, логически мыслить, вся ваша работа сейчас заключается в том, что- бы думая, без натуры, научиться передавать форму этих основных фигур. Изначально ведь работа проходит в голове, а не перед глазами. Верно?

Вторая часть- будем рисовать с натуры, но так- же, как и в первом случае, не цепляемся к натуре сильно, а в первую очередь думаем и анализируем сами, и теперь уже проверяем себя с тем, что нам показывает натура.

Итак, первая часть. Можно рисовать на формате А3. Берем ватман, карандаш и рисуем фигуру, также не плохо использовать знания перспективы при построении ее. А потом начинаете "ложить" штрих по форме, вылепливая объем фигуры при помощи своего ума и карандаша.

Мы уже знаем, что светотень распределяется по форме предмета, создавая тональные градации, или зоны. Пока возьмем три основные- свет, полутень и тень. Ограничиваемся только фигурами, не используя все пространство.


Давайте нарисуем куб. Избегаем ошибок. У меня на рисунке слева сильно передана перспектива , чересчур, так не делайте. Здесь достаточно совсем немного передать ее, слегка исказив форму. Посмотрите на рисунок справа. Видите разницу между передней стенкой и задней? Этого достаточно. Не такие у нас большие размеры используются, что- бы мы из малых форм превращали архитектуру.

Поговорим о светопередаче. Свет, тень и полутень показаны.

Но не забудьте о золотом правиле- свет удаляясь по форме предмета темнеет, тень- светлеет. Смотрите: свет, удаляясь в перспективу слегка теряет свою яркость, добавьте туда немного штриховочки. А теперь полутень и тень, та- же картина, но в обратном порядке. Тень удаляясь слабеет, слегка светлеет. Но все равно, общий тон тени никогда не будет светлее общего тона света, и полутень тоже не вырывается из своих тоновых границ. Все на своем месте.

Смотрим еще: как мы проводили обучение с первого нашего урока, см. основы рисунка , о том не забываем и сейчас. Ближние к нам углы и грани выделяем, делаем на них акценты. Ближняя грань и углы у меня акцентированы, чем и берут основное внимание на себя, все остальное плавно уходит в пространство. Но сильно здесь это пространство не нужно передавать, так как расстояния у нас, в принципе, маленькие.

Замечание: как определить общий тон- прищурьте немного глаза. Резкость убавится и вы сможете увидеть все в общем. И еще не надо смотреть на работу "влоб", почаще отдаляйте ее от себя, рассеивайте зрение, не цепляйтесь за детали.


И дальше остальные фигуры. Эти фигуры, в общем, у нас достаточно обтекаемы, заокруглены, так- что замечаем следующее:

Допустим, первым в ряду стоит шар. Акцентом на нем здесь является тень и наиболее сильна она будет в том месте, где шар приближен к нам более всего. По краям у меня акцентов нет, так как там форма ушла в пространство- учитывайте этот момент при рисовании обтекаемой формы.

Так- же дело обстоит и с цилиндром и конусом. Там, где форма начинает заворачиваться и уходит в пространство- акцент делать не стоит. Но где и нужно акцентировать форму, то там, где идет излом формы и там, где это будет ближе всего к нашим глазам.

Обратите внимание на конус- нижняя часть его к нам приближена больше, чем верхушка. Значит, нижняя часть его будет передана сильнее, а поднимаясь к верху слабее- смотрите на тень, внизу она сильнее, в то время как поднимаясь вверх она теряет свою активность. Не делайте ее одинаковой тональности по всей высоте. Величины эти здесь не огромны, но все равно существуют, иначе условное пространство правильно не передать.

Останавливаю ваше внимание на штриховке. Это что- ни- на- есть стопроцентный штрих, который ложится по форме. Несмотря на то, что он несколько однообразен и скучноват, но очень полезен в плане обучения. Он учит дисциплинированности, концентрации внимания, учит делать ровные линии и просто чистоте исполнения. Рекомендую выполнить эту работу с применением именно этого штриха, просто старайтесь "вылепливать" форму геометрической фигуры, прочувствуйте руками и глазами весь ее объем и как ее форма "живет" в пространстве. Написано странно, но стараюсь как можно сочнее передать вам всю прелесть этого упражнения. А о штрихах, которые должны ложиться по форме предмета и какие ими не являются мы с вами дальше еще поговорим.

И непереживайте, если что- то не будет получаться. Никто не застрахован от ошибок, а их может быть много и идеального на свете не существует ничего. Но у каждого из нас есть возможность попробовать еще раз, дабы сделать еще лучше.

Как нарисовать геометрические фигуры

Как нарисовать геометрические фигуры- теперь попробуем нарисовать геометрические фигуры с окружением. Окутаем их воздухом, нарисуем в пространстве. Берем основные:


Первым у нас пусть пойдет цилиндр. Ставим цилиндр на предметную плоскость- стол, освещение ставим так, что- бы тень от фигуры падала красиво на предметную плоскость, не была ни сильно растянутой, ни маленькой- была гармоничной и подчеркивала объем фигуры.


Натяните бумагу на планшет , чтобы создать чистый рисунок. Берите планшет размером 30-40, для такой работы вполне достаточно.

Теперь нам нужно закомпоновать наш цилиндр в плоскости листа, найдите его гармоничное место в пространстве листа, учитывая и тени, обязательно. Используйте для поиска пропорций глазомер, подкрепляйте его ощущениями линейной перспективы.

Обязательно передайте предметную плоскость. Фигура у нас не "плавает" в пространстве, она находится на предметной плоскости!

При построении фигуры обязательно показывайте и невидимые грани, показывайте как строите- линии построения. Это нужно более вам, чем зрителю. Расставляйте акценты там, где это нужно, показывайте пересечение плоскостей. Не забывайте о перспективе. Если вы заметили, то нижняя плоскость цилиндра нам видна больше, чем верхняя, оно и правильно, так как линия горизонта (по крайней мере у меня, у вас может быть по- другому), дает такой обзор.

Посмотрите как строится тень- ее можно правильно передать, используя линии построений. Образно: от источника света идут лучи, которые разделяются на два вида, одни- освещают фигуру, останавливаются на ней, потому за фигурой дальше света не будет. А лучи света, которые не попадают на фигуру идут дальше, освещая все на своем пути. И эту границу мы с вами можем показать. И еще: тень, удаляясь от фигуры, будет иметь тенденцию к некоторому увеличению, это напоминает обратную перспективу. Понимаете почему? Если направить лучи наоборот, то линии построения тени сойдутся в одной точке- точке, из которой идет свет.


Вот примерно так у вас должно получиться. Дальше в принципе натура нам уже и не нужна, так как все можно проанализировать самостоятельно. Включить аналитическое мышление и логически рассуждать. Но, все- же, давайте разбирать дальше:
По фигуре видно, что свет падает со стороны и сверху. Значит, верхняя плоскость цилиндра у нас будет освещена более всего, и свет так- же будет падать на предметную плоскость, так как она тоже как и плоскость цилиндра- горизонтальна. Вертикальные плоскости- стена и обрыв предметной плоскости, а так- же, сам объем цилиндра будут получать меньше освещения, так как падающего основного света они не получают.

Дальше: предметную плоскость мы черной не делаем- угол предметной плоскости получает в данном случае достаточно света, что- бы тень не была здесь самой активной. Но выделить ее- предметную плоскость все- таки нужно. Это достигается за счет выделения угла предметной плоскости.

Дальше: наша предметная плоскость получает основной свет, но нам нужно показать, что она горизонтально расположена. И мы знаем, что удаляясь свет гаснет, слабеет. Вот чем дальше от нас предметная плоскость будет уходить, тем слабее ее свет будет- ложим штрих таким образом.

Теперь надо разобраться с той частью цилиндра, что будет находиться в тени. Цилиндр у нас расположен вертикально к предметной плоскости, значит основной свет будет падать на горизонтальную его верхнюю плоскость. Все остальное- в тени, за исключением того участка, где свет скользит по форме, так как свет падает не точно сверху, а немного со стороны- этот участок у меня выделен самым светлым на вертикальной плоскости его. Общая- же тень цилиндра активнее стены, так как цилиндр имеет активную собственную тень и сам к нам ближе, хоть стена также расположена вертикально.

Стена- же будет темнее предметной плоскости, потому как она вертикальна- значит света здесь будет меньше, и потому, что она будет находиться дальше всего, будет на заднем плане. Ложим штрих таким образом.

Падающая тень фигуры будет самой активной, но она так- же лежит на предметной плоскости, а потому- удаляясь на ней будет немного становиться слабее.

Ну и осталось расставить акценты там, где это необходимо- изломы форм, которые будут к нам располагаться ближе- будут акцентированы.


Если по началу рука не слушается, трудно держать карандаш и трудно ложить штрих по форме, да и четко определить саму форму штрихом трудно, то есть возможность поработать так, как показано на рисунке слева.

Легонько намечаете изломы формы. То- есть: допустим, вы в курсе, как распределяется свет по форме предмета. Вы знаете, что этих зон пять: блик, свет, полутень, тень и рефлекс. Это все точно, но условно. Что- бы передать более качественно объем фигуры, вы можете намечать сколько угодно изломов, и чем их будет больше, тем объем фигуры будет показан мягче. Зрительно разделяете фигуру на эти зоны и ложите обычный прямой штришок, но так, что- бы вылепить объем- используете частоту стежка- штриха или силу нажима карандаша.

Здесь прошу вас не путать два понятия: как распределяется свет по форме предмета и как ложится штрих по форме предмета. В первом случае у нас- 5 зон, во втором- можем намечать столько зон, изломов формы, сколько вам будет нужно. Но не черните, все вспомагательные линии должны быть малозаметными.

Замечание: если вы могли заметить, посмотрев на этот рисунок, то увидели, что с более освещенной стороны конуса стена на заднем плане темнее, а с другой, менее освещенной стороны конуса- стена светлее.
Дело в том, что стена одинакова и там и там, но так уж видит наш глаз. Для остроты ощущения действительности, для наилучшего акцента света и тени, для гармоничного осязания нашим глазом рисунка, да и в конце концов, давайте сделаем нашему глазу приятное! Пусть он видит в рисунке то, что видит в натуре. Это только легкий нюанс, который только обогатит наш рисунок, можно ненавязчиво передать.

Дополнение: смотрите как строится тень у конуса.


Дальше давайте сделаем рисунок шара. Построение вы можете увидеть слева. Заметьте, как строится тень фигуры. С падающей мы уже разобрались, вроде: определяем с помощью глазомера и подкрепляем знаниями перспективы. Не забывайте, что тень падает на предметную плоскость- это нужно передать и понимать.

А вот как дела обстоят с собственной тенью? Интересно, что если провести линии от точки освещения до центра шара, через который проходит диаметр, который образует круг тени, то этот диаметр будет перпендикулярен линии, проведенной до точки освещения. Если это понять, то и как ложить штрих по форме шара, дабы показать собственную тень- совсем не сложно.


Теперь мне что- то стало скучновато рисовать в одной манере и захотелось поэкспериментировать. Посмотрите на работу справа. Как вы думаете, она выполнена штриховкой? Не похоже. Она выполнена тональным пятном с использованием карандашей различой степени мягкости. Если вы возьмете карандаши с цельным грифелем, без деревянной оправы, и будете просто набирать тон на бумаге, а не штриховать, то у вас тоже получится такой вот рисунок.

А что еще, кроме техники исполнения у нас не так? Свет наместе, тени тоже, значит- все в порядке.

Но все- же рассмотрим детальнее. Самый яркий свет у нас будет на освещенной стороне шара, на плоскости он будет не таким активным и будет слабеть с удалением от нас. Самая темная тень будет падающая, на изломе предметной плоскости будет света немного больше, но тем не менее, акцентируем эту область.

Посмотрите на собственную тень шара- я ставлю акцент на той области его, которая будет ближе к нам, и заворачиваясь по форме, тень будет терять активность. Помните: шар- форма обтекаемая.
Стена в полутени, притом на заднем плане- вот пусть там ненавязчиво и остается. Единственное- она будет "играть" с объемом шара. Со стороны света стена будет казаться несколько темнее, со стороны тени- светлее. Давайте и здесь сделаем нашему глазу приятное;)

Как научиться ложить штрих по форме предмета. Штриховка

Вот тут мы плавно подошли к тому, о чем уже говорили в самом начале этой страницы. Как ложится штрих по форме предмета и какой штрих таковым не является. Дело в том, что у каждого рисовальщика, в процессе работы или учебы вырабатывается свой определенный стиль штриха. Конечно, есть каноны, у различных исторических времен свои собственные каноны рисования и штриха, но совсем не обязательно им придерживаться. По желанию. Я считаю, если с помощью штриха можно передать объем фигуры и само пространство в листе, то абсолютно все равно, что с себя представляет этот штрих. Главное, что- бы было грамотно все сделано и красиво. По простому- не делайте соломы, учитесь рисовать красиво. К штриху это так- же относится. На этой странице мы учились делать штрих, продолжим еще немного.


Вот например вот так, как я рисую кубик, который у нас еще остался не нарисован.

1. Определяем место фигуры в листе

2. Располагаем фигуру на предметной плоскости и находим его конструкцию и его тень, не забывая учитывать перспективу

3. Определяем место света и тени- ложим легкий штрих. Это дает нам возможность сразу определиться с распределением света и тени в нашем рисунке, разделить их

Если вы посмотрите на штрих, которым выполнена работа, то он достаточно необычен, верно? На уроках рисунка к такому штриху лучше не прибегать, не пугайте учителей, у них не такие современные прогрессивные взгляды, как у вас. Но в своих творческих работах такой штрих применять можно, почему бы и нет? Ведь рисунок сделан по всем законам. Передано пространство в листе, показана форма предмета, переданы основные тональные соотношения в нашем рисунке. Но к этому еще мы добавили штрих, который делает работу интересной и воздушной. Ну а дальше опять, разбираем рисунок, анализируем:


Давайте пройдемся по основным тональным отношениям, для начала по теням: самая темная тень- падающая, дальше идет собственная тень куба. Излом предметной плоскости занимает третье место, ее мы выделяем, но не черним, так как там достаточно света. И четвертая- стена, на которую тоже попадает свет, можно сказать, что стена находится в полутени, но дальше всего. Смотрите как играет полутень стены с формой куба: со стороны освещенной части куба стена темнее, со стороны тени- светлеет. Эти градации могут быть очень невелеки, но они присутствуют.

Дальше анализируем свет: самая светлая и освещенная часть будет верхняя плоскость куба, вторая по светлоте- предметная плоскость, которая находится перед нами горизонтально и уходя в пространство- теряет свет.

На изломах форм делаем акценты. Ближние грани куба и углы выделяем, это поможет вытащить его из пространства наперед.

И не забываем- свет удаляясь темнеет, гаснет, тень удаляясь теряет свою активность и несколько светлеет, но учитываем золотое правило: самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени.

На последок: если вы решите поэкспериментировать со штриховкой. Так как и варьируется тональность свето- тени, которую мы передаем в пространстве листа, так и штрих может изменять форму- поиграйте с размером штриха. Стена выполнена штрихом среднего стежка, довольно статичная. Куб выполнен мелким и активным штришком, придающим кубу динамику. А предметная плоскость выполнена длинными стежками, довольно тривиальными и малоинтересными. Так что, даже штрих помогает выявить в картине главное действующее лицо- куб, который выполнен наиболее динамичным штрихом, притягивающим внимание, на мой взгляд. А как вам кажется?

Попробуйде сделать что- то свое, поэкспериментируйте, тогда самая простая работа будет выполняться с удовольствием, большим вниманием и огромным интересом. А когда вы сидите, выполняете работу, например- стараетесь ровно положить штрих по форме, да еще у вас и получается, и при этом начинаете замечать, что от концентрации вашего внимания замирает дыхание, вот в эти самые минуты и ощущаешь всю предесть рисунка и получаешь несказанное удовольствие.

Штриховка - такой метод рисования простым карандашом, когда в качестве главного элемента заполнения рисунка тоном используются многочисленные короткие линии (штрихи) в разных вариациях и сочетаниях.

Я считаю, что каждый уважающий себя художник должен непременно владеть навыком правильного наложения штриховки.

    Во-первых, это позволяет необыкновенно быстро и эффективно набить руку. А это пригодится даже в том случае, если вы предпочитаете работать красками.

    Во-вторых, на учебных работах, которые выполнены простым карандашом (а значит в черно-белом цвете) очень хорошо видны все ошибки. Этот нюанс активно используется в художественных школах, и пригодится нам при обучении.

Еще перед началом урока я считаю необходимым отметить несколько организационных моментов.

    Карандаши обязательно должны быть остро заточены.

    Под руку лучше всего класть лист чистой бумаги, чтобы рисунок не засаливался и не размазывался. Избавиться от «грязи» в работе потом будет очень сложно. Легче ее не допустить.

    Я советую по минимуму использовать ластик. Я прекрасно понимаю, что иногда что-то может не получаться, могут возникать сложности или иметь место ошибки. Однако всегда есть способ свести их появление к минимуму. Об этом далее. Если же все-таки случилось нечто страшное, то лучший вариант - начать заново. Вы ведь наверняка не возьметесь за групповой портрет на ватмане в первый же день обучения. Для начала подойдут простые геометрические формы. Такие как куб, шар, цилиндр, конус и др.

Кроме штриховки некоторые советуют использовать растушевку (грубо говоря, «размазывание»). Я этого делать категорически не советую. Во-первых, так вы не научитесь действительно хорошо рисовать. А во-вторых, работы начинающих художников, которые пытаются освоить этот метод выглядят очень грязными. Мне кажется, что лучше сделать непрофессионально, но зато чему-то от этого научиться, присвоить некий опыт, нежели гнаться за быстрыми результатами . Они придут. Самое главное - наслаждаться процессом.

Основные принципы чистой и аккуратной штриховки

    Пусть штрихи будут короче, но увереннее и ровнее, чем наоборот. Даже какую-то большую плоскость можно аккуратно заполнить тоном, не прибегая к длинным линиям. Для нас с вами намного ценнее аккуратность.

    Необходимо помнить о законе воздушной перспективы. Все предметы, находящиеся на заднем плане будут намного менее детализированными, а также переходы светотени будут мягче, контраста будет меньше.

    В рисунке простым карандашом очень ценятся эти маленькие «просветы», за счет чего можно различить отдельные штрихи. Считается, что так работа выглядит более профессионально.

    Штриховка должна осуществляться по форме предмета. Вертикальные плоскости - вертикальная штриховка. Горизонтальные - горизонтальная. Округлая - лунообразные. За счет этого на рисунке появляется объем.

Как правильно штриховать? Практика.

Для начала необходимо усвоить, что вся суть штриховки - отдельные линии, которые между собой не соединяются. Очень распространенная ошибка начинающих художников - вовсе не отрывать карандаш от бумаги. Но в этом случае мы не имеем ничего общего ни с рисунком, ни с штриховкой, ни с художественным мастерством.

Художники используют карандаши разной твердости. Самый твердый - 6Н, самый мягкий - 6В. Твердо-мягкий (самый средний) – НВ. Наверняка существуют и еще более дальние варианты, однако они нам однозначно не понадобятся. Я в своих рисунках использую всего 4 варианта: 5Н, НВ, 2В, 6В и мне пока что с головой этого хватало.

Почему так?

Чем мягче карандаш, тем темнее и «жирнее» получается штриховка. Но ее становится очень легко смазать. Чем он тверже, тем более светлые выходят линии, но при сильном нажиме бумагу легко поцарапать.

Начинать штриховку лучше с самого твердого из имеющихся карандашей. Затемнить всегда успеешь, а ластик - вещь неблагодарная. Вечно заденешь что-то лишнее, смажешь что-то важное, а эффекта нужного все равно не получишь.

Есть несколько способов получить более темный тон. И пользоваться ими нужно именно в той последовательности, в какой я о них расскажу. Конечно, в том случае, если вы хотите добиться аккуратности исполнения в своих рисунках.

    Многослойность. После того, как первый слой твердым карандашом со средним нажимом был нами сделан, можно наложить еще один в тех местах, где необходим более темный тон. При этом второй слой штриховки нужно накладывать немного под другим углом, но не делать никакого ткацкого полотна на своем рисунке из перпендикулярных линий.


    После этого может все равно остаться необходимость сделать кое-где тон еще темнее. Во вторую очередь в ход идет более сильный нажим. Но эта сила должна быть ограниченной, чтобы лист не продавить и не поцарапать.

    И только в последнюю очередь мы можем позволить себе взять в руки карандаш большей мягкости в самых темных местах. При необходимости этот цикл повторяется со всеми имеющимися карандашами по возрастанию мягкости.

Также существует еще одна техника штриховки, которая очень сильно выручает.

Растяжка по тону. Проводим темную линию и начинаем от нее штриховать, с каждым штрихом делая тон все светлее и светлее, пока он вовсе не сойдет на нет. Это можно делать от прямой, а можно от кривой. Я рекомендую предварительно потренироваться в этой технике, прежде чем использовать ее в своих работах.


Как видите, тема достаточно широкая и возможностей у штриховки просто масса. Главное понять основные принципы, а на практике все получится за счет тренировок и удовольствия от самого процесса.

Вся информация из этой статьи пригодится нам в следующий раз, когда мы будем учиться работать со светотенью на объемных геометрических телах: кубе, шаре, конусе, цилиндре и других.

До скорого, я буду скучать!

Красивая штриховка может сделать ваш рисунок произведением искусства. Определимся с понятиями - есть два вида работы с карандашом: штриховка (все что отдельными штрихами) и растушевка (все что размазывается). В любой художественной школе вас будут прежде всего учить штриховке, так называемому «звонкому» штриху. Самое главное правило в штриховке - это просвет между штрихами. Именно видимость бумаги делает вашу работу свежей и не замусоленной. Научиться правильной штриховке не так сложно как кажется, однако необходимо понимать несколько вещей:

Если вы рисуете вертикально, возможно вам будет удобнее следующее положение руки:

Карандаш держится как обычно, но рабочий конец карандаша находится много дальше от пальцев. Этот способ позволяет получить большую свободу работы с карандашом.
Отставленный мизинец позволяет получать опору кисти, при этом не касаясь листа бумаги всей кистью, что защищает ваш рисунок от размазывания карандашных штрихов и засаливания поверхности листа.

Есть еще несколько положений, дающих вам большую свободу при работе карандашом, например:

Чтобы взять карандаш таким способом, положите его на стол, а затем кончик указательного пальца положите на карандаш, а большим и средним обхватите его с боков. Поднимите карандаш, взяв его таким способом. Получится, что карандаш как бы спрятан в ладони (ладонь направлена вниз), а рабочий конец карандаша направлен вверх и немного влево (для правшей)Такое положение карандаша позволяет работать как остриём, так и боковой поверхностью грифеля. Это в свою очередь позволяет получать большее разнообразие линий, от очень лёгких штрихов до широких, рыхлых насыщенных штрихов закрывающих тёмными тонами большие поверхности. Таким образом, линии – один из основных элементов рисунка – получаются живыми, разнообразными по исполнению, а, следовательно, и весь рисунок «заиграет» жизнью.
Преимущество такого способа держать карандаш – способность получать большой спектр нажима, регулируя нажим указательным пальцем. Также при этом способе держать карандаш удобно при рисовании опираться на отставленный мизинец. Это позволяет не касаться листа при работе, имея при этом достаточно хороший контроль над движениями карандашом.

Это способ держать карандаш, когда он как бы лежит на ладони (ладонь направлена вверх) или когда ладонь повёрнута на 90 градусов по отношению к бумаге. При этом карандаш как бы лежит на указательном пальце и прижимается большим пальцем. Этот способ подходит для наиболее легкого и расслабленного нанесения рисунка. Вы можете свободно манипулировать большим пальцем и создавать очень легкие линии. Этот способ очень подходит для быстрых зарисовок, когда нужно сделать лишь быстрый набросок формы.
Как и в других способах, отставленный мизинец помогает при рисовании.

Для того, чтобы правильно распределить тональные соотношения, рекомендуется перед штриховкой делать так называемую тональную шкалу. Так вам будет проще сделать самые темные и самые светлые места, зная, на что способен ваш карандаш. Тоновая шкала выглядит так:


А здесь вы можете увидеть как карандаши отличаются по мягкости


В галерее я приложила работы известных мастеров, для примера. Один из способов научиться - копировать хорошие работы. Таким образом вы поймете, как именно должны ложиться штрихи и как вам добиться того или иного эффекта. рекомендую посмотреть видео - очень полезное для начала.

Не пытайтесь сразу рисовать что-то сложное, обращайте внимание на материалы. Лучше брать что-то матовое и однотонное, желательно светлое (недаром в художках для отработки штриховки рисуют гипсовые формы), полезно рисовать драпировки (даже ту же смятую одежду), все это помогает чувствовать форму. Будьте готовы к тому, что вам придется наработать руку, чтобы ваши штрихи были легкими и аккуратными. Пробуйте и экспериментируйте с бумагами и карандашами и постепенно ваши работы будут становится все более красивыми и профессиональными.

При написании поста использовались материалы из

ВИДЫ ШТРИХОВКИ И ТУШЕВКИ

Штриховка и тушевка являются одними из основных технических умений в рисунке. Выработка твердости руки, силы и своевременности нажима требуют многочасовых однотипных упражнений.

Прямая штриховка

Крестовая

Контурная

Точечная

Случайная (зигзагообразная)

Начинаем ставить руку и осваивать элементарную тушевку без градации, изучая композиции. Не стоит упорствовать, добиваясь совершенного качества на начальных этапах (хотя стремиться к нему, конечно же, надо) . В итоге все равно всегда получается так, как требуется, но плавно и без трагедий.

Помимо простых графитных карандашей используйте цветные разной жесткости. Также понадобятся тушь и перо – крайне чувствительный к нажиму инструмент. Перо можно заменить роллером.

Материалы: тушь черная, перо (роллер), чернила, фломастеры, шариковая ручка, баночки для воды, простые и цветные карандаши, ластик, ватман и писчая бумага А-4, тряпочка.

Штриховка

Между проведенными линиями обязательно остаются просветы. У качественной штриховки какого-либо фрагмента приблизительно одинаковая длина штрихов, расстояние между ними и наклон. Штрихи четкие, ровные, без закруглений.

Тушевка однородная (заливка)

Между проведенными линиями не существует просветов. В процессе работы над фрагментом инструмент (материал) не отрывается от бумаги, сила нажима остается постоянной. Если используется «мокрый» материал (материал в инструменте): фломастер, тушь (чернила) и кисть и т.п., то применяется термин «заливка». Материалом называется то, что наносится на лист: уголь, графит, тушь, акварель и т.д. Инструментом – предмет, которым материал наносят. Например: чернила – материал, ручка – инструмент.

Тушевка с градацией

Между проведенными линиями не существует просветов. В процессе работы над фрагментом инструмент (материал) не отрывается от бумаги, сила нажима постепенно ослабляется или усиливается, в зависимости от эффекта, которого надо достичь. Качественная тушевка отличается мягкими переходами без ярко выраженной «полосатости».

Заштрихуйте 6 квадратиков, нарисованных от руки, со сторонами приблизительно 3х3 см, подобно аналогу по качеству исполнения, но с любым наклоном штрихов. Три – простым карандашом, три – тушью.

Затушушуйте 3 квадратика разными материалами

Многие новички в рисовании часто сталкиваются с проблемой неправильной штриховки. На самом деле в книжках по рисованию этому уделяется очень мало внимания, хотя это основы. Я собрала материалы по штриховке карандашом из разных источников: учебников, видео-уроков и статей из интернета, и постаралась объединить их в одну статью. Сначала мы обсудим теорию, а затем выполним 2 практических задания для закрепления материала.

Для чего нужна штриховка?

Штриховка необходима для того, чтобы придать нарисованным предметам форму, обозначить как падает свет и тень, придать текстуру объектам. Если вы будете соблюдать основные принципы штриховки карандашом , то сможете рисовать любые трехмерные объекты.

Основные принципы штриховки карандашом

Неправильно

  1. Нельзя смешивать перекрестную штриховку и растушевку . Не стоит смешить эти две техники в одной работе, т.к. растушевка на некоторых участках может создать ощущение неаккуратности, будто вы случайно смазали часть рисунка рукой. Если вы используете растушевку, то следует растушевать весь рисунок.
  2. Передний и задний план. Тщательнее прорабатывайте предметы на переднем плане, в то время как задний план можно быстро наметить боком грифеля, чтобы показать освещение и общий тон. Штриховка вертикального фона штрихуется вертикально, горизонтального - горизонтально.
  3. Делайте короткие штрихи. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок от верху до низу, если у вас большая площадь. Выбирайте модуль штриха, какой вам удобно.
  4. Чем больше слоев, тем ровнее штриховка. Если вы штрихуете какие-то белые предметы, то обязательно возьмите более жесткий карандаш. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, так она будет аккуратней.

Теперь рассмотрим основные ошибки в штриховке карандашом:

  1. Штриховка по тем же линиям.
    Штриховать следует таким образом, чтобы шов был посередине следующего слоя. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок. Чем больше слоев штриховки, тем ровнее она будет. Делайте больше слоев жестким карандашом. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, потому что она будет аккуратней.

Практическое упражнение №1

Практическое упражнение №2

Теперь попробуйте выполнить такое упражнение: возьмите самый простой предмет (карандаш, тюбик зубной пасты и т.п.) и попытайтесь нарисовать его максимально точно, применяя основные принципы, которые мы рассмотрели. Лучше рисовать с натуры.

В завершении статьи я хочу посоветовать вам посмотреть пару видео, которые помогут вам понять как выглядит правильная штриховка наглядно на примерах и как можно исправить ошибки.

Как правильно точить карандаши и делать штриховку:

Основные ошибки в штриховке карандашом и как их исправить:

Надеюсь эта статья была полезна для вас. Возможно я учла не все основы штриховки, поэтому буду рада вашим дополнениям и замечаниям. Пишите комментарии!

с чего начать рисунок портрета человека поэтапно? как научиться простраивать лицо человека. Как правильно прокладывать полутени и добиться нужного сходства в портретах карандашом. Как правильно штриховать портрет. Расскажут художники МАСТЕРСКОЙ PORTRET-ART.

Большинство художников-портретистов, работающих в технике «карандаш» творили в различных школах, где обучались мастерству изображения человека. Все художники, исходя из своего образования, создали для себя свою собственную основу того как нужно вести работу над созданием портрета. В этой статье мы поделимся собственными секретами самой распространенной техники рисования.

начало работы и построение головы

Художники нашей мастерской работают механическими карандашами, т.к. они обеспечивают чистоту во время работы, в отличие от классических карандашей их не нужно долго затачивать, они позволяют справляться с мелкими деталями гораздо быстрее. Чтобы нарисовать портрет качественно нам понадобится «кляча», это такой художественный ластик, с помощью которого вы сможете исправить свои ошибки и не испортить портрет. Для рисунка механическим карандашом нам понадобятся стержни. Мы рекомендуем использовать стержни мягкостью НВ, В, 2В, 4В и 7В (где В – означает мягкий, а Н – твердый). Теперь нам нужно взять обычный листик А4 и подложите его под вашу рабочую руку так, чтобы он закрывал ту поверхность, которую вы уже заштриховали.

В первую очередь, вы должны изучить фотографию, а именно общий вид головы, как она повернута относительно горизонтали и вертикали. Чтобы нарисовать портрет человека карандашом правильно, нам необходимо знать некоторые особенности строения черепа. Это можно посмотреть в любом анатомическом атласе. Исходя из формы головы человека, которого вы изображаете, нужно легкими линиями нанести на бумагу общий контур волос, овала лица и обозначить линию губ, носа и его высоты, глаз и бровей.

работа с плоскостями

Теперь, когда общие линии нанесены, мы можем переходить к разбору плоскостей лица. Мы должны обозначить высоту носа плоскостью (при желании ее можно заштриховать, чтобы увидеть объем, так можно поступать со всем участками, находящимися в тени), плоскость скулы, которая находится ближе всего к нам, плоскость губ и плоскость глаз, соединяющуюся с бровями. На этом этапе мы не вырисовываем лицо плавными линиями, мы стараемся очень легко наметить геометрические особенности лица человека.

детализация лица

На этом этапе работы, мы берем клячу и, проводя ею по плоскости листа, снимаем верхний слой карандаша, то есть делаем линии, нанесенные прежде, почти невидимыми. В этом и есть отличие рисования портретов с фотографии от академических портретов, во втором случае линии построения наводятся и останутся в конечном виде портрета, из-за чего он может получиться грязным. Нам это не подходит. После того, как мы сделали линии построения невидимыми там, где это было нужно, начинаем вырисовывать все черты лица, округлять их и придавать лицу сходство с фотографией. Для того, чтобы добиться сходства можно замерять размеры и отношения их к другим размерам лица, тем самым подбирая оптимальные пропорции. К примеру, сколько ширина носа вмещается в ширину лица, и т.д. Замерять можно все что угодно, здесь нет никаких ограничений.

начало штриховки

Для нала штрихования, вы должны закончить все построения и вытереть все ненужные линии на рисунке, т.к. после начала прокладывания тона у вас не будет возможности сделать это аккуратно. Единых правил штриховки не существует, каждый художник делает это так, как ему удобно. Это может зависеть от того как вы привыкли держать карандаш/ручку, от того, правша вы, или левша и т.д. Мы советуем начинать штриховку с самых темных областей портрета. Так как от них позже вы сможете отталкиваться, не затемнив слишком кожу, одежду и глаза.

проработка полутона

Далее мы должны перейти на полутона, то есть придать тон коже лица, волосам и одежде, если она не черная, так как на черной одежде чаще всего стоит сделать акцент, (даже если одежда белого цвета , на ней обязательно будут присутствовать полутень, для выявления рельефа и текстуры). На данном этапе мы не должны вытирать что либо клячей (если только не поставили пятно или не размазали что-то). Начинать интенсивную штриховку полутонов стоит (если вы правша), с левого верхнего угла листа, чтобы не размазывать рукой то, что вы уже сделали, и соответственно, если вы левша все нужно делать зеркально. На этом этапе допускается мелкая проработка фона портрета.

работа с высветлением

Когда вы закончили со штриховкой, у вас должен получиться почти готовый портрет, но он не будет выглядеть объемно. Не стоит расстраиваться, один из самых приятных этапов в рисовании портрета карандашом, это этап, когда вы высветляете самые светлые места на лице. Чаще всего это кончик носа, белки глаз, верхняя часть скул, надбровные дуги, нижняя губа и в некоторых случаях подбородок. Так же, с помощью клячи, вы можете вырисовать складочки на губах и мелкие морщинки, которые сделают ваш портрет более живым. Волосы нужно осветлять на самых больших переломах форм, тогда они кажутся блестящими и живыми.

затемнение глубин и чистка

После высветления, нужно снова затемнить места, где нужно показать пространство, это могут быть: шея, кромка волос, уши, складки на волосах, фон. С помощью этого затемнения мы будем ощущать, что человек, которого мы рисуем, не «приклеен» к листу, а смотрит оттуда. Это очень важный фактор создания портрета карандашом.

Наш портрет уже готов. Но у вас обязательно останутся какие либо ненужные штрихи или пятна от ваших пальцев, потому что они будут испачканы в карандаш (кстати, во избежание грязного портрета, мы советуем вам несколько раз вымывать руки и хорошенько их вытирать), поэтому вам стоит взять клячу в последний раз и вытереть все, что вам зрительно неприятно. Даже при абсолютном сходстве портрета с фотографией, мы всегда оставляем место для творчества, вы не обязаны перерисовывать то, что вам на портрете рисовать не хочется, вы можете творить и придумывать новую одежду , цвет волос, глаз и т.д. Фото не всегда получается удачным по всем параметрам, поэтому, мы додумываем, корректируем и делаем то, что не смог сделать фотограф, в силу специфики своей работы, а именно – создавать идеальный образ.

С любовью и трепетом, Мастерская

Как заштриховать фон карандашом

Урок № 1. Виды штриховки.

Штриховка

Между проведенными линиями обязательно остаются просветы. У качественной штриховки какого-либо фрагмента приблизительно одинаковая длина штрихов, расстояние между ними и наклон. Штрихи четкие, ровные, без закруглений.

Микеланджело (фрагмент наброска «Мадонна Тадди»)

Штриховка, поддерживающая форму




Штриховка, не поддерживающая форму

2. Крестовая


3. Контурная

4. Точечная


5. Случайная (зигзагообразная)




Примеры некачественной штриховки:


Урок № 2. 5 секретов красивого штриха.

На этом примере и будем рассматривать особенности красивой штриховки. + Видео - Урок.


Юдаев-Рачей Юрий, «Бананы»
На этом примере и будем рассматривать особенности красивой штриховки.

5 принципов красивой штриховки:

Во-первых, красивый штрих делается уверенными и быстрыми движениями. Я уже писала о том, как проводить прямые линии, они нужны не сами по себе («вот как я здорово могу провести прямую без линейки!»), а как элемент штриха. На рисунке эти линии очень хорошо читаются. Чтобы проводить прямые именно так, нужно правильно держать карандаш. Линии, проведенные дрожащей неуверенной рукой вряд ли будут смотреться эффектно)

Тон нарабатывается перекрёстным штрихованием, усилением нажима и более частыми штрихами. Но в первую очередь важно именно перекрещивать линии — смотрите, даже в самом тёмном месте через штриховку просвечивает бумага. Это даёт общее впечатление чистоты.

Не используется растушёвка. Я не говорю о том, что тушевать нельзя вообще. Нельзя смешивать в одном рисунке перекрёстное штрихование и тушёвку, если растирать — то весь рисунок. Потому что когда графит размазан только в нескольких местах, кажется, будто это следствие общей неаккуратности. Так бывает, например, когда во время штрихования рука ездит по бумаге и растирает уже готовые участки — от этих пятен потом трудно избавиться. Проще их избежать, подложив под руку чистый листочек.

Штрих накладывается в соответствии с формой. Например, на рисунке видно, что бананы лежат на горизонтальной плоскости, а за ними — плоскость вертикальная. Если горизонтальную плоскость штриховать вертикальными линиями, она встанет на дыбы) Что, в общем, отчасти и произошло в правом нижнем углу рисунка.

Наиболее внимательно прорабатывается то, что находится на переднем плане — там самые сильные контрасты светотени. Вдали тональные переходы ровнее, все как будто подернуто дымкой — так показывается воздушная перспектива.

И самое главное, не нужно бояться провести линию неправильно, заступить за границу и т. п. Иначе вы будете чувствовать себя скованно, и это ощущение непременно передастся зрителю (если вы решитесь показать кому-то замученный рисунок). Чтобы получилось хорошо, нужно рисовать С УДОВОЛЬСТВИЕМ и меньше думать о результате).

Урок №3. Практическая часть.

Штриховка может показаться сложной. Однако правильная штриховка сама по себе простой не бывает, её отрабатывают годами, и она может стать личным почерком мастера.

Тональная штриховка.

Нарисуйте простой прямоугольник и попробуйте его равномерно заштриховать, используя только один угол наклона. Штрихи должны быть лёгкими. Ваши штрихи должны плавно начинаться и потом также плавно сходить на нет. При этом очень хорошо должно работать запястье, выполняя взмахи, как рука дирижёра, а не пальцы.

1) Почему начинают учиться рисовать сначала карандашом? Не потому что это дешевый материал, а потому что в ч/б цвете больше всего заметны ошибки.
2) Прежде чем рисовать предмет, натюрморт или портрет проложите раскладку от самого светлого до самого темного. Можете на первом этапе пронумеровать и определить на рисунке, где какой цвет будет.


3) Штрихуем не одним движением, а несколькими, отрывайте карандаш от бумаги.
4) Штрих накладываем по форме предмета.
5) некоторые художники начинают рисовать с самых светлых мест, но они в процессе рисования затираются, даже если вы правильно держите карандаш. Я обычно начинаю штриховать с самых темных мест.
6) Вредная привычка рисовать все по отдельности. Эта проблема встречается у многих и её надо ликвидировать. Т. Е. человек рисует сначала один цветок, потом другой лепесток, а через пару дней все остальное. И в целом мы получаем разбитый рисунок. Все надо прорисовывать равномерно, не зацикливаясь на одном объекте. Рисуйте целостно, начиная от фона, пусть он будет на первом этапе светлым, затемнить Вы всегда успеете. И двигайтесь дальше.
7) Не старайтесь сразу же затемнить работу одним штрихом. Накладывайте его постепенно слой за слоем. Штрихуйте в разных направлениях, но не крест на крест.

Непрерывная штриховка:

Для лучшей практики, выполните еще непрерывное и постепенное затемнение от светлого к темному и наоборот. Штриховка в различных направлениях в этом случае поможет ровнее передать градиент. Сначала используйте один карандаш средней мягкости, посмотрите как будет получаться. если тона будет недостаточно, то подключите карандаши большей мягкости. Ни в коем случае не используйте растушёвку пальцами или другими специальными растушёвками. Вместо этого постарайтесь чтобы штриховка получилась многослойная с различным давлением на грифель.

Тренируя руки, добейтесь, чтобы штриховка была равномерной, а линии ровнее. Как можно больше тренируйтесь, свободными вечерами или на выходных.




Top