В чем трагедия семьи мармеладова - сочинение. Сочинение на тему: Трагедия семьи Мармеладова (по роману Ф

Великий писатель-гуманист Достоевский всегда стремился привлечь внимание общества к судьбам самых ущемленных, самых обиженных, «униженных и оскорбленных». Ведь их ужасное положение – страшный упрек тем, кто загнал их в состояние «тупика». В чем видит писатель причину этого трагического положения? Ответ на этот вопрос дан в романе «Преступление и наказание», где мы видим трагедию семьи Мармеладова.

Мармеладов – типичный «маленький человек». Он бедный чиновник, находящийся в самом низу социальной лестницы. Его семья – дочь от первого брака Сонечка, жена Катерина Ивановна и их маленькие дети – живет в крайней бедности. Ведь на жалованье мелкого чиновника такую большую семью трудно прокормить. Но все было не так уж плохо до тех пор, пока Мармеладов не начал пить. Он потерял работу, а семья осталась вовсе без средств к существованию. Конечно, причиной тому была бесхарактерность и безволие самого Мармеладова, который, понимая всю глубину той пропасти, в которую он падает и тащит за собой своих близких, но дело не только в этом. В исповеди, которую отчаявшийся человек произносит в грязном трактире перед незнакомыми людьми, он говорит о том, что таких, как он, просто загоняют в тупик. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» – в тоске восклицает Мармеладов, обращаясь к единственному внимательному слушателю его рассказа Раскольникову. Герой романа тоже склонен обвинять общество, которое буквально сбрасывает таких людей, как Мармеладов, в «процент», т.е. «отбросы» общество. Для других это уже как бы и не люди: над ними можно издеваться, насмехаться, не считаться с их интересами. В этот «процент» попадают и Катерина Ивановна, и ее ни в чем не повинные дети. Но более всего пострадала старшая дочь Мармеладова Сонечка. В этом страшном мире нищеты, как справедливо замечает Мармеладов, даже вполне нормальные люди, чистые и честные душой, как Катерина Ивановна, оказываются изуродованными. «Бедность не порок», – гласит пословица, но Мармеладов добавляет: «Нищета – порок». Именно нечеловеческие условия жизни, боль и страдание, невыносимый плач голодных детей заставляют добрую и милосердную по натуре Катерину Ивановну жестоко выгнать Сонечку на панель. И та покорно идет, а Мармеладов, сознавая всю подлость своего поведения, берет у дочери деньги.

Но кто первый жалеет Сонечку, кто защищает ее, когда Лужин несправедливо обвиняет ее в воровстве? Сама же Катерина Ивановна. Удивительно, но оказывается, что в этом изуродованном мире именно в семье Мармеладовых все же сохраняется частица любви и добра, которую они проносят через все страдания. Вот почему именно оттуда выходит Сонечка, ставшая для писателя воплощением идеала христианского терпения, сострадания и любви к людям. Именно она, слабая и беззащитная в этом мире, но столь сильная духом, помогает Раскольникову осознать свои заблуждения, покаяться и возродиться к новой жизни.

Конечно, судьба семьи Мармеладова трагична. Он умирает на улице под колесами экипажа. Смертельно больная Катерина Ивановна в последней отчаянной попытке привлечь внимание людей к их страшной судьбе выводит несчастных детей на улицу и вскоре умирает. На улицу, на панель, вынуждена пойти Сонечка, чтобы помочь семье выжить, не умереть с голоду. И трагедия их все в том. Что общество – «улица» – не желает их видеть, не замечает страдания этих людей, отстраняется от них. Показав в романе судьбу этой семьи, Достоевский призвал все быть добрее и гуманнее, чтобы не случалось больше трагедий, подобных той, которая произошла с семьей Мармеладова.

Характерной чертой произведений Ф. М. Достоевского является глубокий психологизм. Так проникать в сокровенные уголки человеческой души, освещать “потемки” этих душ светом великого евангельского человеколюбия не умел ни один писатель.

С особенным пристальным вниманием и состраданием рисует Достоевский души маленьких людей, представителей “дна”. К ним принадлежит семья Мармеладовых. Именно Семен Захарыч Мармеладов “посылается” Раскольникову в момент его лихорадочных раздумий над своей теорией сверхчеловека, чтобы еще более укрепить болезненную уверенность Родиона в своей правоте. И именно Соня Мармеладова до последних страниц романа сопровождает Раскольникова с единой целью – разубедить его в этом, пробудить в нем раскаяние и смирение.

Семья Мармеладовых, кажется, впитала все беды и несчастья петербургского “дна”. Болезни, ссоры, беспросветная нужда, алкоголизм, проституция, смерть… Никакое горе не пожелало обойти стороной эту многострадальную семью. Слабый душою Семен Захарыч ищет забытья в кабаках, в одном из которых и встречается с Раскольниковым, рассказывая ему историю своей неприглядной, маленькой жизни. Не пытаясь себя обелить, он предстает во всей своей ничтожности – ворующим у жены и клянчащим у дочери-проститутки денег на опохмелку.

И этот потерявший всякое человеческое лицо несчастный просит только одного: шанса на прощение. И, жалкий до омерзения поначалу, постепенно, по мере рассказа, начинает он вызывать острое сочувствие и снисхождение, ведь видно: за всей порочностью, обезобразившей его внешность, сквозит человечность; не от врожденной гнилости душевной, а от безысходного существования уткнулся он в рюмку, опустился до уровня “скота”.

Супруге его, Катерине Ивановне, дворянке по происхождению, приходится едва ли не хуже. Она не может ни в чем найти себе утешения, каждое мгновение сталкивает ее с болью, несправедливостью, нищетой… И, возможно, прав муж ее, говоря, что не со зла, а лишь не в силах более глядеть на голодных детей, сама от своих слов терзаясь, вынуждает она падчерицу Соню выйти на улицу, чтобы торговать собой. И Соня в ужасе и со слезами, но молча и покорно выполняет приказ мачехи, отдав свое “сокровище”, как презрительно выразилась Катерина Ивановна, – девичью честь – на попрание ради куска хлеба.

Но грязь, в которую окунается Соня Мармеладова, не липнет к чистой, невинной душе, омываемой источником утешения – святой молитвой. Соня глубоко, искренне и бесхитростно верит в Бога, являя собой трогательный образец христианского смирения, кротости и великого человеколюбия. Именно она, тихая, скромная, хрупкая, смогла почерпнуть в своей вере столько силы, чтобы и самой остаться чистой, и спасти погибающую душу Раскольникова. Она не отвернулась от убийцы, не осудила, не прокляла; она наставила Родиона на путь покаяния; она всю свою любовь отдала ему, без колебаний поехав вместе с ним в Сибирь, чтобы быть ближе, иметь возможность навещать осужденного.

Именно в вере утешается и возвышается над тяготами слабая и уязвимая Соня, и именно неверие сталкивает в пропасть сильную и волевую Катерину Ивановну Мармеладову. Соня не обвиняет никого, ни на что не жалуется, принимая Господню волю такой, какой бы она ни была, – и ей легчает. Несчастная мачеха ее не может смириться со своим жребием, ищет виноватых, ненавидит саму себя – и делает свою участь еще горше.

Трагедия семьи Мармеладовых – одна из тысяч подобных трагедий, разыгрывавшихся в 60-е годы XIX столетия в Петербурге, декорациями для которой стали нищие трущобы, в то время как на соседних чистеньких проспектах припеваючи жили, подчас ни о чем не ведая, а чаще не задумываясь, сильные мира сего. Именно в такой среде назревала богоборческая теория Раскольникова, именно такая безысходность порождала преступников. Но Достоевский показывает выход из духовного тупика, и имя ему – любовь. Любовь к Богу, к ближнему своему, ко всем людям.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Федор Михайлович Достоевский отразил в романе “Преступление и наказание” свои политические взгляды, сложившиеся после каторги. Писатель разочаровался в радикальных революционных...

Великий писатель-гуманист Достоевский всегда стремился привлечь внимание общества к судьбам самых ущемленных, самых обиженных, «униженных и оскорбленных». Ведь их ужасное положение – страшный упрек тем, кто загнал их в состояние «тупика». В чем видит писатель причину этого трагического положения? Ответ на этот вопрос дан в романе «Преступление и наказание», где мы видим трагедию семьи Мармеладова.

Мармеладов – типичный «маленький человек». Он бедный чиновник, находящийся в самом низу социальной лестницы. Его семья – дочь от первого брака Сонечка, жена Катерина Ивановна и их маленькие дети – живет в крайней бедности. Ведь на жалованье мелкого чиновника такую большую семью трудно прокормить. Но все было не так уж плохо до тех пор, пока Мармеладов не начал пить. Он потерял работу, а семья осталась вовсе без средств к существованию. Конечно, причиной тому была бесхарактерность и безволие самого Мармеладова, который, понимая всю глубину той пропасти, в которую он падает и тащит за собой своих близких, но дело не только в этом. В исповеди, которую отчаявшийся человек произносит в грязном трактире перед незнакомыми людьми, он говорит о том, что таких, как он, просто загоняют в тупик. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» - в тоске восклицает Мармеладов, обращаясь к единственному внимательному слушателю его рассказа Раскольникову. Герой романа тоже склонен обвинять общество, которое буквально сбрасывает таких людей, как Мармеладов, в «процент», т.е. «отбросы» общество. Для других это уже как бы и не люди: над ними можно издеваться, насмехаться, не считаться с их интересами. В этот «процент» попадают и Катерина Ивановна, и ее ни в чем не повинные дети. Но более всего пострадала старшая дочь Мармеладова Сонечка. В этом страшном мире нищеты, как справедливо замечает Мармеладов, даже вполне нормальные люди, чистые и честные душой, как Катерина Ивановна, оказываются изуродованными. «Бедность не порок», - гласит пословица, но Мармеладов добавляет: «Нищета – порок». Именно нечеловеческие условия жизни, боль и страдание, невыносимый плач голодных детей заставляют добрую и милосердную по натуре Катерину Ивановну жестоко выгнать Сонечку на панель. И та покорно идет, а Мармеладов, сознавая всю подлость своего поведения, берет у дочери деньги.

Но кто первый жалеет Сонечку, кто защищает ее, когда Лужин несправедливо обвиняет ее в воровстве? Сама же Катерина Ивановна. Удивительно, но оказывается, что в этом изуродованном мире именно в семье Мармеладовых все же сохраняется частица любви и добра, которую они проносят через все страдания. Вот почему именно оттуда выходит Сонечка, ставшая для писателя воплощением идеала христианского терпения, сострадания и любви к людям. Именно она, слабая и беззащитная в этом мире, но столь сильная духом, помогает Раскольникову осознать свои заблуждения, покаяться и возродиться к новой жизни.

Конечно, судьба семьи Мармеладова трагична. Он умирает на улице под колесами экипажа. Смертельно больная Катерина Ивановна в последней отчаянной попытке привлечь внимание людей к их страшной судьбе выводит несчастных детей на улицу и вскоре умирает. На улицу, на панель, вынуждена пойти Сонечка, чтобы помочь семье выжить, не умереть с голоду. И трагедия их все в том. Что общество – «улица» - не желает их видеть, не замечает страдания этих людей, отстраняется от них. Показав в романе судьбу этой семьи, Достоевский призвал все быть добрее и гуманнее, чтобы не случалось больше трагедий, подобных той, которая произошла с семьей Мармеладова.

Характерной чертой произведений Ф. М. Достоевского является глубокий психологизм. Так проникать в сокро­венные уголки человеческой души, освещать «потемки» этих душ светом великого евангельского человеколюбия не умел ни один писатель. С особенным пристальным вниманием и состраданием рисует Достоевский души маленьких людей, представи­телей «дна». К ним принадлежит семья Мармеладовых. Именно Семен Захарыч Мармеладов «посылается» Раскольникову в момент его лихорадочных раздумий над сво­ей теорией сверхчеловека, чтобы еще более укрепить бо­лезненную уверенность Родиона в своей правоте. И имен­но Соня Мармеладова до последних страниц романа со­провождает Раскольникова с единой целью - разубедить его в этом, пробудить в нем раскаяние и смирение. Семья Мармеладовых, кажется, впитала все беды и несчастья петербургского «дна». Болезни, ссоры, бес­просветная нужда, алкоголизм, проституция, смерть... Никакое горе не пожелало обойти стороной эту много­страдальную семью. Слабый душою Семен Захарыч ищет забытья в кабаках, в одном из которых и встречается с Раскольниковым, рассказывая ему историю своей не­приглядной, маленькой жизни. Не пытаясь себя обелить, он предстает во всей своей ничтожности - ворующим у жены и клянчащим у дочери-проститутки денег на опохмелку. И этот потерявший всякое человеческое лицо несчаст­ный просит только одного: шанса на прощение. И, жал­кий до омерзения поначалу, постепенно, по мере расска­за, начинает он вызывать острое сочувствие и снисхож­дение, ведь видно: за всей порочностью, обезобразившей его внешность, сквозит человечность; не от врожденной гнилости душевной, а от безысходного существования уткнулся он в рюмку, опустился до уровня «скота». Супруге его, Катерине Ивановне, дворянке по проис­хождению, приходится едва ли не хуже. Она не может ни в чем найти себе утешения, каждое мгновение сталкивает ее с болью, несправедливостью, нищетой... И, возможно, прав муж ее, говоря, что не со зла, а лишь не в силах более глядеть на голодных детей, сама от своих слов терзаясь, вынуждает она падчерицу Соню выйти на улицу, чтобы торговать собой. И Соня в ужасе и со слезами, но молча и покорно выполняет приказ мачехи, отдав свое «сокро­вище», как презрительно выразилась Катерина Иванов­на, - девичью честь - на попрание ради куска хлеба. Но грязь, в которую окунается Соня Мармеладова, не липнет к чистой, невинной душе, омываемой источником утешения - святой молитвой. Соня глубоко, искренне и бесхитростно верит в Бога, являя собой трогательный образец христианского смирения, кротости и велико­го человеколюбия. Именно она, тихая, скромная, хруп­кая, смогла почерпнуть в своей вере столько силы, чтобы и самой остаться чистой, и спасти погибающую душу Раскольникова. Она не отвернулась от убийцы, не осудила, не прокляла; она наставила Родиона на путь покаяния; она всю свою любовь отдала ему, без колебаний поехав вместе с ним в Сибирь, чтобы быть ближе, иметь возмож­ность навещать осужденного. Именно в вере утешается и возвышается над тяготами слабая и уязвимая Соня, и именно неверие сталкивает в пропасть сильную и волевую Катерину Ивановну Мармеладову. Соня не обвиняет никого, ни на что не жалу­ется, принимая Господню волю такой, какой бы она ни была, - и ей легчает. Несчастная мачеха ее не может смириться со своим жребием, ищет виноватых, ненави­дит саму себя - и делает свою участь еще горше. Трагедия семьи Мармеладовых - одна из тысяч по­добных трагедий, разыгрывавшихся в 60-е годы XIX сто­летия в Петербурге, декорациями для которой стали ни­щие трущобы, в то время как на соседних чистеньких проспектах припеваючи жили, подчас ни о чем не ведая, а чаще не задумываясь, сильные мира сего. Именно в та­кой среде назревала богоборческая теория Раскольникова, именно такая безысходность порождала преступников. Но Достоевский показывает выход из духовного тупика, и имя ему - любовь. Любовь к Богу, к ближнему своему, ко всем людям.

    Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины...

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...

    Одна из идей Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это идея о том, в каждом, даже в самом забитом человеке, опозоренном и преступном, можно найти высокие и честные чувства. Эти чувства, которые можно найти почти в каждом персонаже романа Ф.М....

    Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) - сестра Рас-кольникова. Гордая и благородная девушка. «Замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений...

Особе место в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых. Эти люди ведут нищенское беспросветное существование, всем им «идти больше некуда». «Бедность не порок… - говорит Мармеладов Раскольникову. - Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». От горькой нищеты глава семейства становится пьяницей, а когда судьба улыбнулась ему, слишком поздно, и он получил место, он не смог удержаться на нем долго - у него не было сил противиться своему недугу. Из-за всего этого Мармеладов ходит из кабака в кабак и пропивает последние гроши.

Его жена, Катерина Ивановна, - немолодая женщина, болеющая чахоткой, много выстрадала в своей жизни. Она очень гордая. По словам Сонечки, «Катерина Ивановна справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… И хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает. Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается… Как ребенок, как ребенок!» Но судьба распоряжается иначе, жизнь с такой же варварской бессмысленной жестокостью расправляется с людьми, как пьяный Миколка со своей лошаденкой: умирает Мармеладов, а затем и Катерина Ивановна.

Соня - сильный по своей натуре человек, но она неизбежно должна была пойти по пути «продажной» женщины. Мысли о позорном и бесчестном положении терзали ее с чудовищной болью. Но что же останавливало ее, чтобы не покончить жизнь самоубийством или окончательно не дать разврату властвовать над собой? Для нее очень много значила «мысль о грехе и они, те… бедные дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна со своею чахоткой, со стуканьем об стену головою». Мне; кажется, у Сони было настоящее «золотое сердце», ведь мачеха и ее дети для нее совершенно чужие, а она только ради них, только чтобы они не умерли с голоду, пошла на самое грязное и самое последнее дело. Уже давно заведено, что семью должен обеспечивать мужчина, а отец Сони был не в состоянии делать этого, он был зависим от алкоголя, поэтому ответственность за содержание легла тяжелым грузом на хрупкие плечи Сони.

Больно и тяжело читать те эпизоды в романе, где Достоевский рассказывает о детях Катерины Ивановны. Писатель настолько правдоподобно описывает облик, поведение и страдания этих маленьких существ, что можно реально представить их переживания и чувства в той обстановке, которая окружала их. А жизнь была не сахар: нищенское существование семьи, порой нечего было есть, вечные перебранки между пьяным отцом и чахоточной матерью, ужасные жилищные условия. Я считаю, если дети с раннего детства наблюдали такие безобразные сцены, то в будущем у них это может проявиться в виде отчуждения от людей, озлобленности. Ребенок очень болезненно воспринимает и переживает разногласия между родителями, у него в душе остается неприятный осадок после этого, он может вспоминать об этом и во взрослой жизни. Мать умирает, оставляя детей на голод, пороки и преступления.

Безнадежность - вот рок людей, перешедших за грань, отделяющую «приличную» бедность от нищеты. Но кто же виноват в этом безграничном ужасе? Мы не можем назвать определенное лицо. Некоторые даже пытались помочь несчастным - Раскольников, отдавший им свои последние деньги, хозяйка дома, где они жили. «Не отдельные злые люди виноваты в судьбе Мармеладовых, а тот безликий и неумолимый «процент», о котором говорит Раскольников. Но ведь статистический «процент» - зеркало общества, социального строя. Именно он оказывается виноватым в безнадежной нищете, безмерном горе, разврате и в возникновении таких «идей», которые толкают Раскольникова на преступление.

В своем романе Достоевский раскрывает не только социальные, но и психологические и нравственные проблемы.




Top