Вид композиции по которому строится роман обломов. Сочинения по русскому языку и литературе

Н. А. Добролюбов в статье “Что такое обломовщина?” (1859) пишет о сюжете и композиции романа: “Он, если хотите, действительно растянут. В первой части Обломов лежит на диване: во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит замуж за Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и все. Ни каких внешних событий, никаких препятствий (кроме разве разведения моста через Неву, прекратившего свидания Ольги с Обломовым), никаких посторонних обстоятельств не вмешивается в роман. Лень и апатия Обломова – единственная пружина действий во всей его истории”.
Композиция романа в самом деле немного “рыхлая”, За это писатель неоднократно подвергался критике. Роман неоднороден в композиционном отношении.
Начало романа, как мы видели, выдержано немного в гоголевском духе: изображается “галерея типов”, все эти герои приходят один за другим к Обломову. У них в основном “говорящие” фамилии. У Обломова на все, что он слышит от них, однотипная реакция: их стремления кажутся ему “суетой”, они все – “несчастными”. Затем описывается положение героя на момент повествования: взаимоотношения с Захаром, дается экспозиция, воссоздающая более ранние этапы жизни Обломова, помогающая понять психологические истоки его теперешнего состояния. “Сон Обломова”, опубликованный отдельно до завершения всего романа, обладает композиционной самостоятельностью и законченностью мысли. Содержание сна можно отнести и к нему лично, и ко всей старой дворянской России, символом которой является Обломовка. Этот сон занимает в идейном отношении, может быть, центральное место в романе, так как показывает, что стоит за понятием “обломовщина” – ключевым словом в романе.
Заканчивается первая часть появлением Штольца – это появление производит впечатление завязки.
Однако в действительности после этого ничего не меняется, развития действия не происходит. Такая композиция, полная “ложных ходов”, соответствует содержанию романа: Обломов постоянно говорит и думает о том, как начать новую жизнь, и даже делает попытки в этом направлении, но они ни к чему не приводят. Любовная коллизия “Обломов – Ольга” включает несколько важных моментов, которые можно лишь условно назвать кульминационными: например, письмо Обломова и последующее объяснение с Ольгой (конец второй части), за которым следует еще несколько встреч и объяснений. Это своего рода растянутая кульминация, которую трудно даже назвать кульминацией – жизнь героев проходит в ожидании перемен, они считают себя женихом и невестой, в то время как уже произошла встреча Обломова с вдовой Пшеницыной и у него постепенно меняется настроение. Все еще думая, что хочет жениться на Ольге, Обломов чувствует, что инерция жизни побеждает, ему не хочется делать усилия, которых от него требует Ольга, да и тот образ жизни, который представляется ей идеалом, совсем не то, о чем мечталось самому Обломову (“Все вспомнил, и тогдашний трепет счастья, руку Ольги, ее страстный поцелуй… и обмер: “Поблекло, отошло!” – раздалось внутри его”). Обратите внимание, как незаметно возникает тема Пшеницыной, как побочная тема в музыкальном произведении, – сначала тихо, но впоследствии она должна вытеснить главную тему: “Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы, замуж ей…” – говорил он сам себе и погружался в мысль… об Ольге.
Посещение Обломова Ольгой в VII главе выглядит как своего рода кульминационное объяснение, когда Обломов клянется в любви и в твердых намерениях быть вечно с Ольгой и начать новую жизнь (“Пойдем отсюда! Вон! Вон! Я не могу ни минуты оставаться здесь; мне душно, гадко! Теперь я ожил, воскрес” и т. д.).
Наконец, очередная встреча с Ольгой в конце третьей части (глава XI) неожиданно оказывается развязкой их любовного конфликта: становится ясно, что они расстаются, но эта развязка не вызвана какими-то кульминационными событиями, она как бы медленно подготов:лена всем ходом обломовской жизни. Развязка эта, как и кульминация, выглядит рыхлой, растянутой. Обломов рассказывает Ольге о том, как “устроились” дела в имении (при помощи Тарантьева), и Ольга, все поняв, падает в обморок. Ее надежды на “новую жизнь” рушатся, и через полчаса ничего не подозревающий Обломов, уже повеселевший и полный новых “маниловских” планов переустройства дел, выслушивает ее “приговор”: ” ..Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, – а ты уж давно умер”.
Странно было бы представить себе, что причиной столь судьбоносного решения Ольги явилось сообщение, что в имение вместо Ильи Ильича едет Исай Фомич Затертый; вряд ли это событие можно считать кульминационным для любовного конфликта (именно г поэтому еще через полчаса Ольга снова делает попытку: “Спроси же строго у своей совести и скажи – я поверю тебе, я тебя знаю: станет ли тебя на всю жизнь? Будешь ли ты для меня тем, что мне нужно?.. Если ты скажешь смело и обдуманно да: я беру назад свое решение: вот моя рука и пойдем, куда хочешь…”). Поэтому мы подчеркиваем, что кульминация и развязка здесь выделяются условно, а настоящий конфликт – это конфликт глубинных жизненных установок, философий героев, и этот конфликт обнаруживается постепенно, не в одном разговоре, назревает и проступает все отчетливей, подчиняя себе перипетии чисто любовного конфликта.
Однако оказывается, что именно теперь наступает настоящее, поворотное изменение в жизни героя – сближение с вдовой Пшеницыной. Композиционно выглядит как новый сюжет, но начинается он исподволь, незаметно для самого героя. Две любовные истории, таким образом, перекрываются, накладываются одна на другую. Существенно, что любовная линия “Обломов – Пшеницына” рисуется совсем иными средствами, чем линия “Обломов – Ольга”. Столь важные события в жизни героя, как союз с Агафьей Матвеевной, и даже рождение сына – не описываются так подробно и последовательно, как встречи и разговоры с Ольгой, – обо всех этих переменах читатель узнает уже постфактум. Тем не менее можно проследить развитие этой истории как отдельного сюжета. Авторское описание жизни в доме Пшеницыной в IX главе четвертой части можно считать экспозицией. Получается, что после большого сюжета (где была юность, учеба, служба, петербургская жизнь, Ольга и все прочее) Обломов теперь участвует в некоем новом, малом, сюжете, который единственно подходит для него. Именно это (в противоположность утопическим планам брака с Ольгой) становится началом его новой жизни, которая одновременно является продолжением жизни в Обломовке.
Фраза “Вдруг все это переменилось” выглядит как завязка. За этим следует сообщение об апоплексическом ударе, перенесенном Ильей Ильичом, после которого Агафья Матвеевна переменила режим и распорядок дня в доме.
Приезд Штольца и последнее объяснение его с Обломовым кажется кульминационным событием в этом сюжете. После этой встречи становится понятно, что больше изменений и событий в жизни героя не последует. Поэтому смерть Обломова, которую можно считать раз – вязкой и этой новой истории, и всего романа, хотя и закономерна, но тоже не вызвана никакими конкретными событиями, а просто жизнь его идет к закату.
В какой-то момент автор оставляет Обломова и обращается к этим героям. У каждого из них есть свой духовный путь, своя эволюция, и этому в романе уделяется отдельное внимание. Ольга и Штольц, несомненно, занимают в системе персонажей место типов, призванных оттенить образ главного героя путем антитезы.
Образ немца Штольца был первоначально задуман как альтернативный, цельный характер, противопоставленный Обломову, и даже как образ положительного героя, с которого следовало бы брать пример. Отсюда некая идеализация. “Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!” – пишет Гончаров. Но к концу, романа получается, что все же с ним не пришло спасение России. Добролюбов объясняет это тем, что “теперь. пока для них нет почвы” в российском обществе. Возможно, нужен некий синтез обломовского и штольцевского начал, – отсюда сюжетный ход, имеющий символическое значение: Штольц берет на воспитание сына Обломова, Андрея, названного в честь него. Необходимо отметить, что в таком романе, где явно недостает внешних событий, особое значение приобретает художественная деталь (чего стоит один пресловутый “халат”, который приобретает едва ли не символическое значение для обломовского бытия!). Сам Гончаров называл себя “рисовальщиком”. В романе много быта, большое количество интерьеров, портретов и других описаний, которые нередко преобладают над повествованием, задерживают ход событий. Как пишет Добролюбов в той же статье: “Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят, наконец, какое-то обаяние. Вы совершенно переноситесь в тот мир, в который ведет вас автор, перед вами открывается не только внешняя форма, но и самая внутренность, душа каждого лица, каждого предмета.
Важна также языковая индивидуализация образов героев. Композиция романа, таким образом, чрезвычайно своеобразна и уникальна в русской литературе. Композиция сюжета выглядит растянутой, нединамичной, осложнена и нагружена параллельными сюжетными линиями, деталями. Добролюбов пишет, что как раз эти композиционные вставки, которые замедляют действие (например, “Сон Обломова”), имеют важнейшее значение в романе. Возможно, именно такая композиция, несмотря на упреки некоторых критиков, в большей степени соответствует авторской идее, служит задаче ее выражения. Композиция “Обломова” интересна даже своим несовершенством, своей расплывчатостью, соответствующей характеру главного героя.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Причиной написания письма для Обломова стали слова Ольги, которые она Сказала ему. После ее признания в любви, он долго размышляет об этих Словах. Обломов стоит перед зеркалом, разглядывает себя и говорит, что Ольга не права, что она не любит его. Read More ......
  2. Читая роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов”, мы следим за поведением главного героя, его деятельностью или бездействием. Мы видим отношения Обломова с разными людьми, которые большей частью ему неинтересны. Отмечаем глубокую привязанность Ильи Ильича к своему другу Андрею Штольцу. Но особенно Read More ......
  3. 1. Обломов – Штольц. 2. Обломов – Ольга Ильинская Штольц – не положительный герой романа, его деятельность иногда напоминает деятельность Судьбинского из презираемого Штольца Петербургского окружения Обломова: работать, работать, еще раз работать, как машина, без отдыха, развлечений и увлечений. Его Read More ......
  4. Уже само название “Отцы и дети” подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев. Истории Read More ......
  5. В романе “Обломов” Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи Read More ......
  6. Гончаров назвал роман “Обломов – “романом-монографией”. Он имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование одной биографии: “У меня был один артистический идеал: это – изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени Read More ......
  7. В центре романа Гончарова “Обломов” – сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. В первой части романа изображаются кажущиеся наиболее явными черты его личности: леность, безволие, созерцательность. Ярко выступают гоголевске традиции в изображении героя, автор акцентирует внимание на деталях Read More ......
  8. “Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в изумлении и страхе глядит на возникающую Россию…” – такой видится писателю эпоха, изображаемая в “Петре Первом”. Read More ......
Сюжет и композиция романа “Обломов”

Композиция - это определенная после-
довательность изложения частей произведе-
ния, принятая автором. Мы не только видим,
как и в какой последовательности развива-
лись те или другие действия, но и понимаем
отношение к ним самого автора.
В 1849 году опубликовал пер-
вый отрывок из романа - «Сон Обломова».
Надо сказать, что сюжет «Обломова» заду-
мывался как обобщенное жизнеописание из-
жившего себя помещичьего класса на приме-
ре одного из помещиков - Обломова. Но ро-
ман писался много лет, и автор переменил
к нему свое отношение. Современники Гон-
чарова вспоминают, что он негативно отно-
сился к первой части и советовал прочитать
вторую и третью части, написанные гораздо
позднее.
«Сон Обломова» показывает детство Ильи.
Он раскрывает суть той среды, в которой
воспитывался и рос маленький Обломов. Гон-
чаров рисует картину райской размеренной
жизни. Даже природа в имении какая-то осо-
бенная, созданная для блага человека: «Небо
там… как родительская надежная кровля…»,
«солнце там светит ярко и жарко около по-
лугода и потом удаляется оттуда не вдруг,
а словно нехотя…», «все сулит там спокой-
ную, долговременную жизнь до седых волос
и незаметную, сну подобную смерть». Жите-
ли тоже не такие, как все, они вроде бы что-
то и делают, да как-то нехотя. Главной забо-
той Обломовки была еда и сон. Трудиться
здесь не привыкли и привыкать не хотели.
Так жили их отцы и деды. За них кто-то ра-
ботал, этот чужой труд воспринимался как
само собой разумеющееся. Естественно, что
в этой среде человек мог вырасти только та-
ким, каким и вырос Обломов, - инертным
и бездеятельным. Сном Обломова заканчива-
ется первая часть романа.
По мере написания следующих частей
меняется позиция автора по отношению
к своему герою. поселяет Обло-
мова в городе среди высшего общества и по-
казывает отношение героя к этому общест-
ву. В дальнейшем сюжетная линия услож-
няется.
Вернемся к первой части. Обломов про-
сыпается и находит у себя в гостях друга
Штольца. Это человек, с которым Илья был
знаком еще в детстве. В романе он противо-
поставлен Обломову. Штольц находится в
постоянном движении, что обусловлено сре-
дой, в которой он воспитывался. На примере
Штольца автор показывает передового чело-
века, в котором сочетается гибкий ум с по-
стоянной жаждой действия. Ему суждено
сыграть в романе немаловажную роль.
Обратимся к последующим частям рома-
на. Сюжетной линией здесь является разви-
тие взаимоотношений между Ольгой Ильин-
ской и Ильей Ильичом Обломовым - так
называемый прием испытания любовью.
Именно Штольц познакомил Ольгу с Обломо-
вым, рассказав ей о нем как об удивительном
человеке с кристальной душой. Теперь собы-
тия в романе развиваются своим ходом. Мы
видим, как зарождается и развивается лю-
бовь Ольги и Обломова. Вначале девушка
старается пробудить Обломова к жизни. Это-
го же хочет и Штольц. Но все ее попытки
в конце концов терпят крах. В Илье Ильиче
так сильно живет обломовщина, что отка-
заться от нее и изменить образ жизни он уже
не в силах. К Ольге автор относится, несо-
мненно, доброжелательно. Она наделена таки-
ми чертами, как проницательность, уравнове-
шенность, гордость. Автору нравится чувство
долга, которым руководствуется Ольга в жиз-
ни, возвышенность ее души. Вместе с тем Гон-
чаров показывает, что миссия Ольги была
изначально обречена на неудачу.
Разрыв отношений между Ольгой и Обло-
мовым - это кульминация романа. Ольга по-
нимает, что оставаться дальше с Ильей Иль-
ичом она не может. Любовь Ольги и Обломо-
ва - это яркая полоса как в’романе, так и в
жизни Обломова. В ней раскрылись все луч-
шие качества главного героя. Ну при каких
других обстоятельствах «чистое, верное серд-
це» Ильи Ильича смогло бы себя так про-
явить! После разрыва с Ольгой Обломов ме-
няет место жительства. С улицы Гороховой,
где жили аристократы, он переезжает на
Выборгскую, мещанскую. Тем самым автор
показывает нравственное падение героя. Об-
ломов поселяется в домике Пшеницыной и
продолжает жить по-старому: лежит на ди-
ване и ничего не делает. Здесь автор награж-
дает своего героя еще одной любовью, тихой
и незаметной, которая никак не изменяет
жизнь героя и вялое течение сюжета романа.
Обломов, ощущая неотступную заботу Ага-
фьи Матвеевны, влюбляется в эту женщину.
Он любит ее за то, что она олицетворяет со-
бой его прошлую жизнь - Обломовку. Пше-
ницына же с ее неуемной жаждой деятельно-
сти находит главное для себя - объект за-
боты. Прожив с Пшеницыной однообразную,
бесцветную жизнь, Обломов умирает. Роман
заканчивается так же, как и начался, - сном
Обломова.
Итак, в первой части романа один ге-
рой - Обломов; во второй и третьей частях
производится сопоставление Обломова сна-
чала со Штольцем, затем с Ольгой. В первой
части повествуется о жизни героя среди та-
ких же, как он, помещиков и прочих пред-
ставителей высшего общества на Гороховой.
В четвертой части представлена другая сре-
да - мещане. Автор показывает, как герой
постепенно опускается вниз.
Роман можно разделить и на смысловые
части. Здесь первая часть будет представлять
собой жизнь Обломова до встречи с Ольгой.
Вторая часть - это любовь Обломова и Оль-
ги, их разрыв. А третья часть начинается с
момента переезда на Выборгскую улицу и за-
канчивается смертью Обломова.
Примечательно в романе то, что историю
Обломова рассказывает Штольц своему зна-
комому писателю. Наверное, в роли писателя
и выступает сам . Этим приемом ис-
тория как бы повторяется по кругу, Это то-
же несет в себе двойной смысл: с одной сто-
роны - история Обломова, с другой - обло-
мовы и обломовщина, как вечные понятия.


Замысел романа «Обломов» возник в 1847 году, но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 году. Замысел романа «Обломов» возник в 1847 году, но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 году. …..роман, родившийся из сна


Деревня Обломовка Каков быт и образ жизни в Обломовке? Каков быт и образ жизни в Обломовке? Какие отношения царят между людьми? Какие отношения царят между людьми? Каковы главные заботы жителей? Каковы главные заботы жителей? Как вы думаете, могла ли такая деревня быть в России? Как вы думаете, могла ли такая деревня быть в России? Можно ли сказать, что в вещем «Сне Обломова» отразилась вся Россия с ее историей, национальным характером, нравами старины, верой в тихое и светлое будущее? Можно ли сказать, что в вещем «Сне Обломова» отразилась вся Россия с ее историей, национальным характером, нравами старины, верой в тихое и светлое будущее?




Какова главная тема романа? «Я старался показать в «Обломове», как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в…кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». «Я старался показать в «Обломове», как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в…кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».И.А.Гончаров Главная тема – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, в истории, но не сумевшего найти правильный путь. Главная тема – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, в истории, но не сумевшего найти правильный путь.




Композиция романа: Экспозиция (ч.I,ч.II, гл.1,2) Экспозиция (ч.I,ч.II, гл.1,2) Завязка действия (ч.II, гл.3,5) – знакомство с Ольгой Завязка действия (ч.II, гл.3,5) – знакомство с Ольгой Развитие действия (ч.II, гл. 6-11) – чувства Обломова к Ольге Развитие действия (ч.II, гл. 6-11) – чувства Обломова к Ольге Кульминация (ч.III, гл.12) – объяснение в любви Кульминация (ч.III, гл.12) – объяснение в любви Постпозиция (ч. IV) – угасание героя Постпозиция (ч. IV) – угасание героя Эпилог (ч. IV, гл.11) – судьба героев романа Эпилог (ч. IV, гл.11) – судьба героев романа
Показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», автор показал главного героя в минуты взлетов и падения, раскрыв его борьбу с самим собой. Показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», автор показал главного героя в минуты взлетов и падения, раскрыв его борьбу с самим собой. «Пока остается хоть один русский, - и до тех пор будут помнить Обломова. И.С.Тургенев

Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» (1859) пишет о сюжете и композиции романа: «Он, если хотите, действительно растянут. В первой части Обломов лежит на диване: во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит замуж за Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и все. Ни каких внешних событий, никаких препятствий (кроме разве разведения моста через Неву, прекратившего свидания Ольги с Обломовым), никаких посторонних обстоятельств не вмешивается в роман. Лень и апатия Обломова - единственная пружина действий во всей его истории».

Композиция романа в самом деле немного «рыхлая», За это писатель неоднократно подвергался критике. Роман неоднороден в композиционном отношении.

Начало романа, как мы видели, выдержано немного в гоголевском духе: изображается «галерея типов», все эти герои приходят один за другим к Обломову. У них в основном «говорящие» фамилии. У Обломова на все, что он слышит от них, однотипная реакция: их стремления кажутся ему «суетой», они все - «несчастными». Затем описывается положение героя на момент повествования: взаимоотношения с Захаром, дается экспозиция, воссоздающая более ранние этапы жизни Обломова, помогающая понять психологические истоки его теперешнего состояния. «Сон Обломова», опубликованный отдельно до завершения всего романа, обладает композиционной самостоятельностью и законченностью мысли. Содержание сна можно отнести и к нему лично, и ко всей старой дворянской России, символом которой является Обломовка. Этот сон занимает в идейном отношении, может быть, центральное место в романе, так как показывает, что стоит за понятием «обломовщина» - ключевым словом в романе.

Заканчивается первая часть появлением Штольца - это появление производит впечатление завязки.
Однако в действительности после этого ничего не меняется, развития действия не происходит. Такая композиция, полная «ложных ходов», соответствует содержанию романа: Обломов постоянно говорит и думает о том, как начать новую жизнь, и даже делает попытки в этом направлении, но они ни к чему не приводят. Любовная коллизия «Обломов - Ольга» включает несколько важных моментов, которые можно лишь условно назвать кульминационными: например, письмо Обломова и последующее объяснение с Ольгой (конец второй части), за которым следует еще несколько встреч и объяснений. Это своего рода растянутая кульминация, которую трудно даже назвать кульминацией - жизнь героев проходит в ожидании перемен, они считают себя женихом и невестой, в то время как уже произошла встреча Обломова с вдовой Пшеницыной и у него постепенно меняется настроение. Все еще думая, что хочет жениться на Ольге, Обломов чувствует, что инерция жизни побеждает, ему не хочется делать усилия, которых от него требует Ольга, да и тот образ жизни, который представляется ей идеалом, совсем не то, о чем мечталось самому Обломову («Все вспомнил, и тогдашний трепет счастья, руку Ольги, ее страстный поцелуй... и обмер: «Поблекло, отошло!» - раздалось внутри его»). Обратите внимание, как незаметно возникает тема Пшеницыной, как побочная тема в музыкальном произведении, - сначала тихо, но впоследствии она должна вытеснить главную тему: «Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы, замуж ей...» - говорил он сам себе и погружался в мысль... об Ольге.

Посещение Обломова Ольгой в VII главе выглядит как своего рода кульминационное объяснение, когда Обломов клянется в любви и в твердых намерениях быть вечно с Ольгой и начать новую жизнь («Пойдем отсюда! Вон! Вон! Я не могу ни минуты оставаться здесь; мне душно, гадко!.. Теперь я ожил, воскрес» и т. д.).
Наконец, очередная встреча с Ольгой в конце третьей части (глава XI) неожиданно оказывается развязкой их любовного конфликта: становится ясно, что они расстаются, но эта развязка не вызвана какими-то кульминационными событиями, она как бы медленно подготов:лена всем ходом обломовской жизни. Развязка эта, как и кульминация, выглядит рыхлой, растянутой. Обломов рассказывает Ольге о том, как «устроились» дела в имении (при помощи Тарантьева), и Ольга, все поняв, падает в обморок. Ее надежды на «новую жизнь» рушатся, и через полчаса ничего не подозревающий Обломов, уже повеселевший и полный новых «маниловских» планов переустройства дел, выслушивает ее «приговор»: « ..Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер».

Странно было бы представить себе, что причиной столь судьбоносного решения Ольги явилось сообщение, что в имение вместо Ильи Ильича едет Исай Фомич Затертый; вряд ли это событие можно считать кульминационным для любовного конфликта (именно г поэтому еще через полчаса Ольга снова делает попытку: «Спроси же строго у своей совести и скажи - я поверю тебе, я тебя знаю: станет ли тебя на всю жизнь? Будешь ли ты для меня тем, что мне нужно?.. Если ты скажешь смело и обдуманно да: я беру назад свое решение: вот моя рука и пойдем, куда хочешь...»). Поэтому мы подчеркиваем, что кульминация и развязка здесь выделяются условно, а настоящий конфликт - это конфликт глубинных жизненных установок, философий героев, и этот конфликт обнаруживается постепенно, не в одном разговоре, назревает и проступает все отчетливей, подчиняя себе перипетии чисто любовного конфликта.
Однако оказывается, что именно теперь наступает настоящее, поворотное изменение в жизни героя - сближение с вдовой Пшеницыной. Композиционно выглядит как новый сюжет, но начинается он исподволь, незаметно для самого героя. Две любовные истории, таким образом, перекрываются, накладываются одна на другую. Существенно, что любовная линия «Обломов - Пшеницына» рисуется совсем иными средствами, чем линия «Обломов - Ольга». Столь важные события в жизни героя, как союз с Агафьей Матвеевной, и даже рождение сына - не описываются так подробно и последовательно, как встречи и разговоры с Ольгой, - обо всех этих переменах читатель узнает уже постфактум. Тем не менее можно проследить развитие этой истории как отдельного сюжета. Авторское описание жизни в доме Пшеницыной в IX главе четвертой части можно считать экспозицией. Получается, что после большого сюжета (где была юность, учеба, служба, петербургская жизнь, Ольга и все прочее) Обломов теперь участвует в некоем новом, малом, сюжете, который единственно подходит для него. Именно это (в противоположность утопическим планам брака с Ольгой) становится началом его новой жизни, которая одновременно является продолжением жизни в Обломовке.

Фраза «Вдруг все это переменилось» выглядит как завязка. За этим следует сообщение об апоплексическом ударе, перенесенном Ильёй Ильичом, после которого Агафья Матвеевна переменила режим и распорядок дня в доме.

Приезд Штольца и последнее объяснение его с Обломовым кажется кульминационным событием в этом сюжете. После этой встречи становится понятно, что больше изменений и событий в жизни героя не последует. Поэтому смерть Обломова, которую можно считать раз- вязкой и этой новой истории, и всего романа, хотя и закономерна, но тоже не вызвана никакими конкретными событиями, а просто жизнь его идет к закату.

В какой-то момент автор оставляет Обломова и обращается к этим героям. У каждого из них есть свой духовный путь, своя эволюция, и этому в романе уделяется отдельное внимание. Ольга и Штольц, несомненно, занимают в системе персонажей место типов, призванных оттенить образ главного героя путем антитезы.

Образ немца Штольца был первоначально задуман как альтернативный, цельный характер, противопоставленный Обломову, и даже как образ положительного героя, с которого следовало бы брать пример. Отсюда некая идеализация. «Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!» - пишет Гончаров. Но к концу,романа получается, что все же с ним не пришло спасение России. Добролюбов объясняет это тем, что «теперь.пока для них нет почвы» в российском обществе. Возможно, нужен некий синтез обломовского и штольцевского начал, - отсюда сюжетный ход, имеющий символическое значение: Штольц берет на воспитание сына Обломова, Андрея, названного в честь него.

Если хочешь, чтобы у тебя было
мало времени, ничего не делай.
А. Чехов

Термин «композиция» часто подменяют синонимическими словами «структура», «архитектоника», «конструкция» и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под композицией иногда понимают чисто внешнюю организацию произведения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и т. п.

- «внешняя композиция»); иногда же ее рассматривают как его внутреннюю основу («внутренняя композиция»).

Разница между художественно интересными и развлекательно-занимательными произведениями находит свое выражение в ряде специфических особенностей их композиции. В первом случае увлекательность сюжета достигается психологическими средствами, путем углубления характеров и идейного заострения произведения; в этом случае обстоятельства не утаиваются, а, напротив, раскрываются читателю с самого начала. Во втором случае сюжет строится по принципу изображения сложного сплетения внешних обстоятельств (интрига), запутанного происшествия, тайны и разгадки. Что же такое художественное произведение - учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства? Для выяснения смысловой роли композиции романа «Обломов « нужно составить опорную схему. Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову. Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, то есть сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая. История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич? Стремление «к точке покоя» - так выстраивается композиция романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение - это «чудо искусства«, это особый мир, живущий по своим, художественным законам. Одним из главных законов компрзиции является отчетливая мотивированность всех действий, поведения и переживаний персонажей. Именно она, по словам Чернышевского, дает писателю возможность «безукоризненно группировать фигуры», т. е. самой группировкой персонажей отразить жизненную правду.

Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его, не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. Но главное даже не это, а то, что в первой части Гончаров проводит мимо обломовского дивана множество разных людей, создает структурный фон, своеобразную аранжировку, которая задаст общий тон всему роману. В четвертой части будет звучать похожая интонация, но тише, угасая. Это спиралевидная или кольцевая композиция (игра на уровне художественного времени), которая обладает самостоятельной содержательностью, ее средства и приемы преображают и углубляют смысл изображенного.

Композиция отличается от сюжета и фабулы. Она обусловливается материалом, объектом изображения, мировоззрением писателя, его видением мира, конкретной идеей, лежащей в основе произведения, и жанровыми задачами, поставленными автором. Казалось бы, в романе почти ничего не происходит, но композиционная структура захватывает с первых строк, когда Обломов прячется в чулане, укрываясь от вторжения внешней жизни.

Экспозиция первой главы при инертности главного героя все равно стремительна - жизнь врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Обломов не может заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры, но мысли об этом постоянно отравляют ему существование. «Трогает жизнь, везде достает», - сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, нет в них и ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и безликий Алексеев.

Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Да затем лишь, что, во-первых, хочет противопоставить Обломову энергию внешней жизни, а во-вторых, показать пустяшность этой светской суеты. Таким образом, композиция приобретает и некий «закулисный» кадр, подтекст, в котором социальная обличительность выражена достаточно ясно.




Top