Вильям джордж мередит. Джордж мередит


Джидду Кришнамурти
Анни Безант
Алиса Бейли
Рудольф Штайнер
Омраам Микаэль Айванхов
Георгий Иванович Гурджиев
Шри Раджниш (Ошо)

АННИ БЕЗАНТ (1847-1933)

Анни Безант. Мы знаем ее как ученицу и последовательницу Елены Петровны Блаватской, как президента Теософского общества, как автора многих теософских работ. Но путь ее к теософии, к Божественной мудрости был полон внутренней борьбы.

Анни Безант родилась 1 октября 1847 года, в Англии, в семье ревностных последователей англиканской церкви и была воспитана в строгом религиозном духе. Любознательная, пытливая и впечатлительная, она всем сердцем приняла англиканство. Возвышенный строй религиозной юной души определил и ее жизненный идеал. Последовал брак со священником англиканской церкви, но замужество оказалось неудачным. Свойственные ей искренность, внутренняя честность возбуждали протест против чопорности и ханжества викторианских правил поведения, поддерживаемых церковью. Жестокая внутренняя борьба привела к внешнему отказу от религии. Анни Безант становится атеисткой.

Обостренное чувство справедливости, пытливый ум, энергия заставили ее углубиться в изучение теории социализма. Лидер социалистического движения, известный общественный деятель Англии Чарльз Берроу, сотрудницей которого она стала, оказал на Анни Безант огромное влияние. Она становится социальным реформатором, и в процессе работы вскоре выявляется ее талант организатора. Борьба за социальные права малоимущих увлекла Анни Безант и высветила все яркие особенности ее личности. Огромная работа по организации благотворительной деятельности: сбор пожертвований, открытие столовых, больниц для бедных. Выступления на собраниях и митингах сделали имя Анни Безант популярным в Лондоне. Статьи и памфлеты, написанные ею, отличались остротой мысли, страстностью. Ее речи увлекали, она прекрасно владела ораторским искусством. Люди тянулись к ней, восхищенные смелостью, яркостью, убедительностью доводов. Статьи запоминались образностью языка, строгостью стиля. Пришла и литературная слава. Анни Безант стала известной не только в Лондоне, но и во всей Англии, став одним из руководителей социалистического движения.

Всегда уделяя время самообразованию, она не пропустила и только что изданную на английском языке "Тайную Доктрину" Елены Петровны Блаватской. Философская направленность ума Анни Безант, стремление дойти до сути явлений побудили ее с глубочайшим интересом отнестись к этому теософскому произведению, представляющему собой синтез религии, науки и философии. Цельность и глубина теософской доктрины о происхождении и эволюции Космоса и человека, истинность учений о взаимосвязи всего сущего в изложении Блаватской покорили Анни Безант- убежденную социалистку и ярую пропагандистку атеизма. Личное знакомство с Еленой Петровной Блаватской, глубокое изучение "Тайной доктрины", древних эзотерических постулатов все более убеждали ее в необходимости коренным образом изменить свою жизнь. Личность, известная всей Англии, стоящая во главе социалистического движения, Анни Безант должна была обнародовать свое решение, публично объявив о смене идеалов. Отказавшись от благополучной карьеры социалистического лидера, она издает брошюру "Почему я стала теософкой", где прослеживаются все этапы ее внутренней борьбы. Выдержав все нападки и обвинения, Анни Безант становится адептом теософии.

Теософское общество, руководимое Блаватской и находившееся в то время в Англии, переживало не лучшие свои времена. Необычайная личность президента и деятельность общества подвергались жесточайшей критике и со стороны официальной науки, и со стороны представителей церкви. Анни Безант не испугала возможность тоже стать объектом критики. Напротив, со всей свойственной ей страстностью, направляет она свои незаурядные способности на реабилитацию теософии.

Безант становится не только ученицей Блаватской, но и сподвижницей, и ее блестящий организаторский талант, ее литературный и ораторский дар проявляются теперь под знаменем теософии.

И здесь, в Теософском обществе, в центре ее деятельности стоит служение людям, облегчение их участи. Снова Анни Безант развертывает широкую сеть благотворительных учреждений - открываются новые приюты, пункты питания, детские дома и больницы. Эта сторона деятельности снискала популярность Теософского общества и благодарность ему у огромного числа людей. Пришло и общественное признание Теософского движения.

Активная творческая деятельность Анни Безант была направлена на популяризацию идей Блаватской, на распространение теософских взглядов. Ею движет убеждение, что "...для человека обычного умственного развития, с обычным образованием, привыкшего пользоваться разумом в мирских делах, для понимания главных учений теософии, как чего-то связного и синтезирующего, не требуется ничего, кроме неослабного внимания и обыденного умственного развития". Так говорила Безант на одной из своих многочисленных лекций.

Последовательница Блаватской, она определяла теософию как широкое мировоззрение, "...которое способно удовлетворить разум как философия и, в то же время, дать миру всеобъемлющую религию и этику..." как "единый источник, откуда ведут свое происхождение все учения, все священные книги Востока, все древние учения, уцелевшие до наших дней, содержащие в себе знания о Боге, о человеке, о Вселенной".

Творческая деятельность Анни Безант была активна и плодотворна. Опубликованные ею книги "В преддверии храма", "Путь к посвящению и усовершенствованию человека", "Духовная алхимия", "Братство религий", "Законы высшей жизни" и многие другие раскрывают перед читателем глубины Божественной мудрости.

После ухода из жизни Е.П.Блаватской Безант отдает много сил для подготовки к публикации трудов, оставленных основательницей Теософского общества, сохраняя для читателя каждое слово своего Учителя.

В 1907г., после смерти заместителя Блаватской Генри Олькотта, Анни Безант сама становится президентом Теософского общества и руководит им в течение 26 лет до 1933г., до конца своей жизни.

Деятельность Общества протекала сначала в Англии, затем в Индии, в Мадрасе. Все это время яркие выступления Анни Безант, участие в конгрессах, чтение лекций способствовали широкому распространению древних знаний и в Индии помогли многим обратиться к своим духовно-философским корням. Социальная активность нового президента Теософского общества вовлекает ее в гущу политики, и с 1889г. по 1891г. она - председатель крупнейшей политической партии Индии - Индийский национальный конгресс. Однако теософия остается для Безант насущной необходимостью, она по-прежнему читает лекции, выступает с докладами, много работает над книгами по теософии.

Внутренний спор с церковью завершился признанием, что "в древности теософия вызывала религии к жизни, в наши времена она же должна оправдывать их". Это положение вызвало появление книги "Эзотерическое христианство", где читатель находит исследование корней религий на основе глубочайших знаний Безант древних истоков и трудов отцов церкви, древнегреческих мистерий и учения неоплатоников, трудов гностиков и сравнительной мифологии. Яркий литературный талант Анни Безант открывает ее книга "В преддверии храма", где образно и красочно, с использованием древних священных песнопений, показан путь к вершинам духовных знаний. "Но если вы хотите знать, - пишет Безант, - не только надеяться, не только страстно желать, не только верить, но знать с несомненностью и убежденностью, неспособной колебаться, тогда вы должны искать Божественный дух не вне, а внутри себя".

Анни Вуд Безант, 1847-1933 гг.

Анни Вуд Безант – личность с поистине сильным характером, публицист, превосходный оратор, теософ и борец за справедливость.

Анни родилась 1 октября 1847 года в пригороде Лондона в семье ирландского происхождения, которым гордилась всю жизнь. Ее отец работал врачом, но, к сожалению, он скончался, когда девочке исполнилось только 5 лет. Семья, потерявшая кормильца, стала испытывать сильные финансовые затруднения. Матери пришлось подрабатывать уборщицей в местной школе, но денег на содержание дочери все равно не хватало. В конце концов мать Анни принимает решение, отдать дочь на попечение своей хорошей подруге Эллен Мэрриэт. В приемной семье девочка получила великолепное образование. В раннем возрасте Анни стала проявлять интерес к художественной, философской и религиозной литературе, что вызывало большое одобрение у домочадцев.
В восемнадцатилетнем возрасте она знакомится с двадцатишестилетним англиканским священником Фрэнком Безантом, братом известного английского писателя Уолтера Безанта. Через год они образуют брак.

Вскоре Фрэнк становится викарием, и молодая семья переезжает в Линкольншир. Через несколько лет у них появляются дети – сын Артур и дочка Мейбл. Со временем отношения между супругами стали накаляться, появились разногласия. Анни писала небольшие детские рассказы, но в то время, замужней женщине было запрещено иметь какое либо имущество и муж забрал все заработанные деньги себе. Жизнь при церкви казалась Анни ограниченной как духовно, так и физически, ей нужно было больше свободы. Конфликт дошел до высшей точки, когда Анни отказалась от участия в Причастии. В 1873 году брак распадается, после юридических разборок сын остается с отцом, а Анни вместе с дочерью уезжает в Лондон. Именно там она знакомится с английским философом Чарльзом Брэдлоу, одним из основателей «Национального Светского Общества». По его рекомендации Безант, начинает читать публичные лекции и печататься в журнале «Национальный реформатор», который издает Брэдлоу. Анни оказалась одаренным оратором и журналистом.

Особенно Безант и Брэдлоу стали известны в 1877 году, после публикации книги Чарльза Нолтона под названием «Плоды Философии», в которой шла речь о так называемом «контроле численности семьи» и рассматривались права женщин на добровольный аборт. За выпуск в массы подобного «атеистического» труда они оба были привлечены к уголовной ответственности. Последующее разбирательство в суде положило начало существования Мальтузианской Лиги. Бывший муж, использовав сложившуюся ситуацию, отсудил дочь у матери-бунтарки. Однако, этот скандал принес им немалую популярность. Их активно стали поддерживать либералы и вскоре Чарльз Брэдлоу был избран в парламент, однако клятву давать отказался, чем вызвал сильное возмущение среди христиан.
Тем временем Анни Безант налаживает связи с Ирландским Домом Управления и активно их поддерживает в своих статьях. В частности, она знакомится с Майклом Дэвиттом, который продвигает идею мобилизации ирландских крестьян против помещиков.

Несмотря на то, что женщины, в то время, не имели права участия в выборах, Анни Безант была избрана в Лондонский школьный совет и стала автором нескольких прогрессивных реформ школьного образования.

Благодаря увлечению социализмом она знакомится с Бернардом Шоу, после чего становится выдающимся оратором в Фабианском Обществе. 13 ноября 1887 года Анни выступает на демонстрации, которая проходила на Трафальгарской Площади. Позже это событие получит название «Кровавое воскресенье».

Ключевым моментом в жизни Безант стало знакомство с Еленой Петровной Блаватской. В 1889 году Анни было предложено написать рецензию для Pall Mall Gazette по недавно вышедшей книге «Тайная Доктрина». После ознакомления с произведением, она решила встретиться с автором, которая в тот момент находилась в Париже. Блаватская произвела огромное впечатление на Анни и пробудила в ней глубокий интерес к Теософии. С этого момента Анни Безант начала духовный путь, и обрела стремление к изменению мира и человечества к лучшему. Она не раз посещала Индию в компании Блаватской. И даже после смерти Елены Петровны Безант оставалась одной из выдающихся фигур теософского общества, а в 1908 году стала его президентом.

Стремление к равноправию между мужчиной и женщиной, а также увлечение духовными учениями пробудили у Анни интерес к масонству. Таким образом, Безант оказывается среди посвященных Международного Смешанного Масонского Ордена «Право Человека». Идея об истинном братстве, где мужчины и женщины разных национальностей и вероисповеданий работают бок о бок ради совершенствования человечества, оказала на нее огромное влияние. Именно Анни образует первые ложи Ордена «Право Человека» в Англии. Позднее благодаря ее усилиям новые ложи появились в Южной Америке, Канаде, Индии, Цейлоне, Австралии и Новой Зеландии. Вскоре все эти ложи получили название «Британская Федерация Ордена Право Человека», а Анни Безант получила статус Великого Командора Ордена. Также под ее влиянием появился устав, который получил названия «Обряд Дхармы», который также называют «Обряд Безант -Ледбитера» или «Ритуал Роделдейл». В данном ритуале особое внимание уделялось важности эзотерических и мистических аспектов, которые по мнению теософов составляли сердце масонства.

Анни Безант ушла на Восток Вечный 20 сентября 1933 года. Ее могила находится в Индии в городе Адьяр на берегу моря.




Top